Приведите два аргумента в пользу принципа несменяемости судей

Приведите два аргумента в пользу принципа несменяемости судей thumbnail

Несменяемость судей состоит в том, что судья, однажды назначенный или избранный, занимает свой пост доколе указано в законе и не может быть ни смещен против воли, ни перемещен или переведен в другую местность, хотя бы на равную должность, если он сам об этом не просит. При назначении исполнительной властью несменяемость судьи обыкновенно равносильна пожизненному сохранению должности; когда он избран на срок, несменяемость гарантирует пребывание его судьей до момента окончания срока службы. Несменяемость должна гарантировать судью и от произвольных колебаний законодательства, которое может упразднить должность, занимаемую судьей, и тем косвенно сместить его. Несменяемость судей является, таким образом, необходимым спутником разделения властей; без неё нет независимости судебной власти от исполнительной и законодательной. Без независимости нет правосудия; становясь исполнителем чужих приказаний, судья перестает проявлять свое суждение, т. е. творить суд; постановка решения против убеждения лишает судью нравственного права называться судьей. В судебных процессах бывают прямо или косвенно заинтересованы лица властные или близкие к носителям власти; беспристрастие, требуемое от судьи, может быть достигнуто лишь, если он защищен от собственного малодушия, от боязни мщения. Правда, процессы, где власть склонна влиять на совесть судьи, составляют исключение; но одной возможности давления достаточно, чтобы уронить престиж судьи и доверие к нему, и тем самым оттолкнуть от судейской деятельности людей с сильным и независимым характером. Это хорошо понимали даже в эпохи абсолютизма; так, например, прусский король Фридрих II, который на практике иногда самым грубым образом вмешивался в ход правосудия, не переставал подтверждать, что судьи должны быть независимы в своих решениях. Но, как показывает история, независимость судей, при назначении их исполнительною властью, часто превращается в пустой звук, если отсутствует несменяемость судей. Анциферов К.Д. К учению о несменяемости судей// Журнал Гражданского и Уголовного Права, 1884, №9. С. 170.

В России несменяемость судей появилась в 1864 г., вследствие желания законодателя “возвысить судебную власть, дать ей самостоятельность и утвердить в народе уважение к закону”; независимость служебного положения судей, назначенных верховной властью, от усмотрения министра юстиции была только конкретным выражением принципа отделения судебной власти от административной ветви.

По уставам 1864 г. судьи не могли быть ни увольняемы без прошения, кроме случаев, указанных в законе, ни переводимы без их согласия из одной местности в другую; для выборных мировых судей создана была срочная несменяемость. Скоро, однако, началось колебание принципа, сперва в форме назначения “исправляющих должность” судебных следователей; при введении реформы на Кавказе министр юстиции получил право увольнять судей без прошения и перемещать их, но не иначе, как по испрошении на то всякий раз Высочайшего разрешения, а мировых судей позволено было перемещать в дисциплинарном порядке на низшие должности. В 60-х годах несменяемость судей сделалась предметом нападок реакционной печати, которая называла несменяемость “конституцией судебного сословия”, противоречием принципу абсолютной монархии. На это возражали, что несменяемость создана была единственно по воле верховной власти и уже по этой причине нельзя добросовестно говорить о несменяемости, как об ограничении прав этой власти; несменяемость означает только, что увольнение и перемещение судей должно совершаться с соблюдением законного порядка, источник которого – в той же верховной власти; несменяемость вовсе не имеет политического характера, а представляется лишь необходимым техническим условием для того, чтобы суд самостоятельно, без вмешательства органов администрации отправлял правосудие, т. е. делал опять-таки то, к чему его призвала верховная власть. В законодательстве реакция против судебных уставов отразилась в законе 20 мая 1885 г. о дисциплинарном суде, при введении мировых учреждений на окраинах и в Сибири (см. Мировые судьи) и при создании в 1889 г. городских судей, которые увольняются постановлениями консультации при министерстве юстиции. Там же. С.170.

Несменяемость судей оправдывается только интересами правосудия; смысл ее исчезает, когда судья потерял физическую или нравственную способность творить правосудие. Степень гарантии судейской несменяемости зависит от того, как констатируется утрата этой способности. Так, тяжкая и продолжительная болезнь судьи, связанная с фактическим прекращением его деятельности, должна влечь за собой его увольнение, обыкновенно – по определению общего собрания суда. Больше разнообразия в законодательствах относительно порядка констатирования нравственной неспособности. Все они сходятся в том, что доказанное приговором уголовного суда совершение позорящего преступления общего свойства или тяжкого служебного проступка должно влечь за собой увольнение судьи; но для гарантии судьи необходима оценка индивидуального случая, и потому для увольнения требуется опять-таки определение общего собрания его собственной судебной коллегии или высшей инстанции.

От того несменяемость судей менее обеспечена там, где решения дисциплинарного суда об увольнении судей не обусловлены предшествующими приговорами суда уголовного (Германия, Россия, в противоположность Англии и Франции).

В Англии судья теряет свое звание в случае misbehaviour; это означает, во-первых, неудовлетворительное отправление судейских функций и сознательную небрежность или упущение в исполнении своих обязанностей, и, во-вторых, осуждение за позорящее, хотя бы и не служебное деяние, уничтожающее способность занимать должности и быть избирателем; второе должно быть установлено приговором присяжных, первое – властью, назначившей судью, но в форме приказа об уничтожении судейского патента (writ of scire facias), который может быть оспорен путем обыкновенного судебного процесса. Независимо от этого, всякий судья может быть уволен и постановлением парламента, т. е. законодательным актом; трудностью этой процедуры, даже помимо принципиального расположения англичан к судейской независимости, объясняется крайняя редкость таких постановлений. Во Франции дисциплинарный суд учрежден в лице кассационного суда. С 1883 г. общее собрание всех трех отделений этого суда образует “высший совет магистратуры”, который своими приговорами поддерживает в сословии дисциплину (между прочим – удерживает судей от увлечения политикой); но самое большее, что он может предпринять против судьи, когда нет уголовного приговора, – это перевести его в другую местность, с сохранением ранга и жалованья. В Пруссии дисциплинарный суд создан был в 1851 г. и получил право увольнять судей даже при отсутствии обвинения в уголовном преступлении; суд этот действует в Пруссии и в настоящее время, так как введение имперского судоустройства (1879) не коснулось в этом отношении автономии отдельных государств; его приговоры свидетельствуют о стремлении поддерживать в судьях дух субординации. Членам имперского суда Н. более гарантирована; для потери ее, по определению общего собрания суда, требуется позорящий или лишающий свободы на год приговор уголовного суда. У нас в 1864 г. также создан был дисциплинарный суд в лице кассационных департаментов сената (над председателями и членами судебных палат) и в лице судебных палат (над прочими судьями); максимум того, к чему можно было приговорить судью в дисциплинарном порядке, было предостережение. Анциферов К. Д. Указ. соч.

Если судья подвергся в уголовном порядке, за преступление неслужебного характера, наказанию, даже не соединенному с потерей права на службу, то кассационные департаменты могли, смотря по обстоятельствам, постановить об увольнении его от должности; то же право принадлежало им в случае объявления судьи несостоятельным должником.

По закону 1885 г. место кассационных департаментов заняло высшее дисциплинарное присутствие, которое, действуя по инициативе министра юстиции, получило право перемещать судей и увольнять их и за такие служебные проступки, для которых нельзя приискать юридической квалификации, и вообще за “противные нравственности или предосудительные поступки, несовместимые с достоинством судейского звания”. Производство в дисциплинарном присутствии негласное и решения его, даже в качестве суда первой инстанции, не могут быть обжалованы.Анциферов К. Д. К учению о несменяемости судей. С. 183.

Но давайте посмотрим на этот аспект несменяемости с другой стороны. Начнём с того, что ныне существующий в нашей стране организационно правовой механизм отбора кандидатов в судьи по морально-этическим параметрам, психофизиологическим критериям и тщательной их проверки на предмет наличия компрометирующих обстоятельств несовершенен и это общеизвестно. Можно даже сказать, что механизма-то по сути дела никакого нет. Сегодня мы имеем законодательство, во-первых, совсем не содержащее требований о какой-либо проверки кандидатов в судьи по любым параметрам и критериям, а во-вторых, наоборот, содержащими фразы типа “любой” “каждый”- в контексте ст. 5 Закона “О статусе судей в Российской Федерации” это означает, что любой и каждый, отвечающий минимуму формализованных требований, может начать путь к креслу судьи, барьеры же на этом пути – по любой логике естественно необходимые для многих групп, категорий и слоёв людей – даже не упоминается. Белее альпийского снега // Человек и закон. – 2000. – №11. – С. 14.

Практикующие юристы, в том числе действующие судьи, хорошо знают – в сегодняшнем судейском корпусе есть судьи, которым нельзя, не следует ни в коем случае быть судьями – страдает правосудие, не в восторге от них общество, дискредитируется судебная власть.

В результате неопределённости закона сложилась такая ситуация, что в судейский корпус проникают: корыстолюбивые, алчные, высокомерные, мстительные. И это ещё что, а если в судьи своего человека внедряет какая-либо компания, у которой часты споры в данном суде, и этой компании очень выгодно “прикомандировать” своего человека в этот суд, тем более на должность, позволявшую вершить правосудие в интересах компании? История о том, как один из судей хотел подзаработать // Российская юстиция. – 1999. – № 7. – С. 54.

Ещё более страшно, если “своего человека” в суд внедряет преступная группировка; а то, что преступный мир имеет очень серьёзный кадровый интерес к судьям – несомненно. Хорошо, если эти недостатки проявятся при вступлении на должность и этого “кандидата” не включат в судьи. А если нет, если эти негативные качества, к сожалению, проявятся уже после наделения их “носителя” судейскими полномочиями?Жеребцов А. Кодексу чести судьи придать нормативный характер // Российская юстиция. – 1997. – №3. – С. 2.

Источник

11 марта 2018г.

Принцип несменяемости судей Российской Федерации нашел свое закрепление в ст. 121 Конституции Российской Федерации, а также в развивающем ее нормы федеральном законодательстве. Суть указанного принципа в самой Конституции не раскрывается, поскольку предполагается, что данный термин имеет устойчивое правовое восприятие.

Согласно предписаниям законодательства, судьи несменяемы, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Согласно ст. 13 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

– признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

–   возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

–    участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления [5].

Социальная значимость конституционного принципа несменяемости судей заключается в фундаментальной потребности демократического общества в разрешении возникающих правовых споров исключительно на основе права, что возможно только в том случае, когда функция разрешения таких споров возложена государством на властных субъектов, действующих на профессиональной основе и обладающих необходимыми для осуществления этой функции знаниями в области права, достаточным профессиональным и жизненным опытом. Кроме того, отсутствие возможности произвольного смещения с должности является одной из надежных гарантий независимости. Основанная на несменяемости судей модель формирования и функционирования судейского корпуса служит средством обеспечения гарантий, таких принципов, как принцип рассмотрения дела именно теми судом и судьей, к подсудности которых оно отнесено законом и принципа, закрепляющего права каждого на независимый и беспристрастный суд.

Несмотря на то, что Конституционным Судом Российской Федерации в определении №148-О от 11.03.2005 г. подчеркнуто, что из принципа несменяемости судей «не вытекает право на пожизненное занятие должности судьи, т.е. несменяемость судьи не тождественна бессрочности пребывания в должности» [6], следует согласиться с выводом И.Л. Петрухина, по мнению которого принцип бессрочности полномочий судьи в Российской Федерации, тем не менее, воспринимается многими учеными и практиками как главная составляющая принципа несменяемости [7, с. 234-236]. Несменяемость судьи, по утверждению Ф.Я. Фойницкого, должно означать «пожизненность» его должности, а не просто пребывание судьи в должности [9, с. 224].

Несменяемость судьи выступает одной из форм реализации положений ст. 14 Закона о судебной системе [4], предполагая возможность осуществления судейских полномочий в течение неопределенного периода времени до достижения максимально допустимого возраста. Тем не менее, принцип несменяемости судей не ограничивается действием одних лишь возрастных критериев, такие критерии значительно шире. Несменяемость судей предполагает, кроме этого, что гражданин Российской Федерации, однажды назначенный (избранный) на должность судьи, осуществляет профессиональную деятельность до момента, указанного в законе, и не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

Будучи одной из гарантий обеспечения конституционно-правового статуса судьи, принцип несменяемости судей, не является их личной привилегией, что неоднократно подчеркивалось Конституционным Судом РФ, его реализация призвана обеспечивать самостоятельность и независимость судебной власти. В свою очередь, независимость и самостоятельность судебной власти, как совокупности отправляющих правосудие органов, обеспечивается принципом разделения властей, чем отнюдь не гарантируется независимость каждого отдельного судьи, который может лишиться своего места, если его деятельность кого-либо не устроит. В этой связи Е.В. Васьковский указывал, что «пока такое опасение возможно, в беспристрастии судей нельзя быть уверенным. Чтобы устранить это, есть одно средство: несменяемость судей. Она состоит в том, что судья не может быть без собственного желания или судебного приговора ни удален от занимаемой им должности, ни перемещен на низшую или равную должность, ни оставлен за штатом без содержания» [8, с. 54].

Несменяемость судей служит средством защиты публичных интересов, прежде всего интересов правосудия, и не только не исключают, но, напротив, предполагает повышенную ответственность судьи за выполнение своих профессиональных обязанностей, соблюдение законов и правил судейской этики [3, с. 67]. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи. Установленный законодательством строгий порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, несменяемость судьи, который, с одной стороны, представляет собой важный элемент системы сдержек и противовесов, поскольку не позволяет сторонним лицам, в том числе представляющим органы власти, произвольно влиять на срок полномочий судьи, а с другой стороны, является эффективной мерой превентивного характера, стимулирующей судью соблюдать установленные законом ограничения и запреты [1].

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что общество должно быть заинтересовано в том, чтобы судьями были лица, которые осуществляют данный вид деятельности на постоянной профессиональной основе, а не лица, временно замещающие данную должность. Принцип несменяемости судей служит основой для накопления опыта в компетентном, объективном, беспристрастном и справедливом осуществлении правосудия [2, с. 85], и, как следствие, служит надлежащей гарантией конституционно значимого обеспечения прав человека и гражданина в судебной защите.

Список литературы

1.                   Дерхо Д.С. Статус судей в Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс, 2017.

2.                   Корнакова С.В. К вопросу о принципе справедливости в российском праве // Вопросы правоведения. 2012. № 4 (16). С. 81–86.

3.                   Корнакова С.В. Основания профессиональной этики судьи // Сибирские уголовно- процессуальные и криминалистические чтения. 2013. № 1 (4). С. 64–68.

4                  О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) // СПС КосультантПлюс, 2017.

5                  О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014)

6                     По жалобе граждан Гришина Михаила Ивановича, Грошевой Галины Ивановны, Мустафенкова Владимира Трофимовича и Назарова Валентина Васильевича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 6.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», части третьей статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 11.03.2005 № 148-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 5.

7                 Судебная власть. Научное издание / Абова Т.Е., Абросимова Е.Б., Боровский М.В., Булаковский С.В., и др.; отв. ред.: Петрухин И.Л. М.: ООО «ТК Велби», 2003.

8                 Учебник гражданского процесса / Васьковский Е.В.; Под ред., с предисл.: Томсинов В.А. М.: Зерцало, 2003.

9                    Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.1. С-Пб.: Альфа, 1996.

Источник