Привычка это вред или польза
МБОУ СОШ им. Ш.Ч Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна
«Привычка – вред или польза»
Выполнила: Халыын Камила,
Ученица 3 «а» класса
МБОУ СОШ им. Ш.Ч.Сат с. Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна
Руководитель:
Сарбакай Айланмаа Эрес-ооловна
2017г
Содержание
Введение
1. Привычка, что это такое?
2.План моего проекта
3.Мои исследования
4.Заключение
5.Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Тема моего проекта «Привычка – это вред или польза». Я выбрала эту тему, потому что после урока «Окружающий мир», на тему: «Привычки и какое влияние они оказывают на формирование характера человека, мне стало интересно, насколько важна и вредна привычка в жизни каждого человека.
Цель моей работы:
Выяснить какие вредные привычки есть у моих одноклассников и как им можно от них избавиться.
Задачи исследования:
* Выяснить: что такое привычка и что такое навык;
* Выяснить причины возникновения вредных привычек;
* Выяснить какие привычки бывают;
* Выяснить: можно ли отказаться от вредных привычек.
Методы исследования
*сбор информации из научной литературы;
*поиск информации в сети Интернет;
*информация и помощь взрослых, анкетирование учащихся в классе
*сравнение полученных результатов;
*вывод.
1.Привычка и навык что это такое?
В жизни и деятельности людей большое значение имеют привычки. Если человек привык рано вставать, строго соблюдать режим дня, все делать быстро и хорошо, то и труд для него покажется легче и останется время для отдыха и развлечения
Привычками называются действия, закрепляющиеся в поведении человека и ставшие его потребностями. Привычки, как и навыки, представляют собой автоматизированные элементы поведения и деятельности, однако между ними имеется существенное различие. Навык позволяет успешно выполнять какую-либо деятельность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия, а неудовлетворение влечет за собой неприятные переживания. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами. Привычки освобождают нас от усилий заставить себя делать то, что надо. При этом мысль и внимание уже могут быть направлены на дальнейшее усовершенствование действий, в то время как привычные движения выполняются автоматически. Многие привычки настолько прочно закрепляются у человека, что кажутся врожденными.
Недаром говорит пословица: «Привычка – вторая натура». Но все привычки приобретаются в процессе жизни и деятельности человека. С точки зрения физиологии появление обусловлено возникновением динамических стереотипов в коре больших полушарий, в результате повторения тех или иных действий. В этом привычки сходны с навыками. Однако навыки нередко вырабатываются по желанию человека, который хочет усовершенствовать, ускорить работу, привычки же часто образуются незаметно и нередко даже против воли человека.
Привычки имеют большое значение и для формирования нравственного облика человека, так как, закрепившись, они уже будут способствовать появлению у него тех или иных черт характера. Привычки так же многообразны, как и навыки. Различают профессиональные привычки, связанные с тем видом труда, которым занимается человек. Так, врач привык обращать внимание на то, как выглядит человек, здоровый или больной у него вид и т.п Бывают привычки моральные(быть честным, правдивым), гигиенические (грызть ногти, брать в рот различные предметы, эстетические(опоздание, неряшливый вид, поведение в школе), учебные (готовность к уроку), привычки культурного поведения и другие. Полезные привычки очень помогают людям. Напротив, человек, у которого много отрицательных привычек, вынужден постоянно бороться с ним, а иногда становится рабом своих вредных привычек. Поэтому каждому человеку надо стараться приобретать полезные привычки и не иметь вредных. Для приобретения первых, следует, возможно, чаще повторять те полезные действия, которые надо сделать привычными, а чтобы освободиться от плохой привычки, надо не повторять соответствующих действий.
2.План моего проекта
1.Почему я выбрала эту тему? | Потому что, данная проблема практически у каждого первого ученика в классе. С ней очень трудно бороться, и я решила, что совместными усилиями гораздо легче искоренить вредные привычки. |
2.Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? | Наглядно продемонстрировать какие привычки бывают, и как их побороть в себе. |
3.Что я должна сделать, чтобы цель была достигнута? | Разработать – советы, как помочь избавиться от вредных привычек. |
4.Если я сделаю такой продукт, достигну ли я цели проекта(избавиться от вредной привычки) и будет ли в этом случае решена моя проблема. | Ставя перед собой цели, и создание достижения этих целей, могу точно сказать, что способна достичь результата в своей работе. |
5.Какие шаги должна я сделать от проблемы до реализации цели? | -изучить что такое привычки; -дать четкое представление вредных привычек; -выяснить какие вредные привычки есть; -проанализировать научную литературу по данной теме; -провести анкетирование; -проанализировать; -сделать выводы; |
6.Все ли у меня есть для проделывания этих шагов? | -сбор информации из научной литературы; -поиск информации в сети Интернет; -информация взрослых; -данные анкетирования; -сравнение полученных результатов; |
7.Когда я все это буду осуществлять? | -Начало работы над проектом – 3 октября 2016г -Подготовка необходимой литературы 10.11.2016г по 23. 11.2016г -Создание анкеты – 24.11.2016г -Проведение анкетирования – 15.12.2016г -Сбор и анализ полученной информации – 17.12.2016г -Выпуск проектного продукта – 16.01.2017г -Сдача окончательного варианта 22.02.2017г |
Мои исследования
Для достижения поставленной цели я попросила учителя провести классный час на тему: «Вредные привычки», где многие дети рассказали о своих положительных и отрицательных привычках. Все вместе мы посмотрели фильм о привычках и их последствиях.
После этого каждый ученик в своем сочинении написал о своих вредных привычках. Проанализировав совместно с учителем, мы пришли к выводу: что основные вредные привычки учеников нашего класса это: грызть ногти и карандаши, ручки. Неправильная посадка за партой.
Собранные результаты я записала в таблицу: Вредные привычки учеников №3а класса
Таблица №1
№ | ФИО ребенка | Грызет ногти | Грызет ручку, и прочие предметы | Опаздывает на урок | Много разговаривает |
1. | Айжы Яна Эдуардовна | ||||
2. | Дандар Ая Николаевна | * | |||
3. | Дартай-оол Айдана Начынаевна | * | |||
4. | Даваа Владлена Владиславовна | ||||
5. | Даш Даяна Леонидовна | ||||
6. | Данзырын Начын Арыш-оолович | * | * | ||
7. | Доржу Эва Геннадьевна | * | |||
8. | Думенова Юлия Уян-Дашовна | * | |||
9. | Дажы-Нава Дарыма Маратович | * | |||
10. | Монгуш Аурика Адыгжыевна | * | |||
11. | Намчын Амиран Чеченович | * | |||
12. | Опай Виктория Вячеславовна | * | |||
13. | Содунам Анастасия Альбертовна | * | |||
14. | Сертек Айнура Айбековна | * | |||
15. | Суктер Батый Эрендейевич | * | |||
16. | Калзан Аэрома Айдыновна | * | |||
17. | Тюлюш Ариана Айдыновна | * | |||
18. | Тюлюш Эзир-оол Данилович | * | |||
19. | Теспижек Валерия Владиславовна | * | |||
20. | Чамбал Арыяа Эресовна | * | |||
21. | Шолур Айдысмаа Олеговна | * | * | ||
22. | Халыын Камила Май-ооловна | * |
Вредные привычки в нашем классе разнообразны и никого не обошли стороной это видно на диаграмме:
Как же можно избавиться от них – вот одна из задач моего проекта. Поэтому следующим этапом является разработка способов борьбы с вредными привычками.
В дополнительной литературе (7.8), я нашла советы, как и почему появляются привычки и как можно от них избавиться.
Начать я решила с себя и :
-Я сразу настроилась на то, что отвыкать от привычки буду не сразу, а постепенно и результат не наступит ежеминутно.
-Пытаться переключать себя в моменты, когда хочется «грызть ручку», на что-то увлекательное и полезное, например, собирать конструктор.
-Попросила родителей перестать ругать меня и наказывать, за то, что я «грызу ручку или карандаш»
С помощью мамы я составила себе личный дневник (Приложение 1) В течение 3 недель я записывала наблюдения:
Личный дневник учащейся 3 «а» класса Халыын Камилы «Моя вредная привычка»
Привычка | Дата | Количество замечаний |
грызу ручку | 01.12.2016 | постоянно |
грызу ручку | 02.12.2016 | постоянно |
грызу ручку | 03.12.2016 | постоянно |
грызу ручку | 04.12.2016 | постоянно |
грызу ручку | 05.12.2016 | постоянно |
грызу ручку | 06.12.2016 | постоянно |
грызу ручку | 07.12.2016 | постоянно |
грызу ручку | 08.12.2016 | уже лучше |
грызу ручку | 09.12.2016 | уже лучше |
грызу ручку | 10.12.2016 | стали реже |
грызу ручку | 11.12.2016 | стали реже |
грызу ручку | 12.12.2016 | стали реже |
грызу ручку | 13.12.2016 | редко |
грызу ручку | 14.12.2016 | редко |
грызу ручку | 15.12.2016 | редко |
грызу ручку | 16.12.2016 | редко |
грызу ручку | 17.12.2016 | редко |
грызу ручку | 18.12.2016 | практически отсутствуют |
грызу ручку | 19.12.2016 | отсутствуют |
грызу ручку | 20.12.2016 | отсутствуют |
грызу ручку | 21.12.2016 | отсутствуют |
Грызу ручку | 22.12.2016 | отсуствуют |
Я поняла, что любую даже самую вредную привычку можно искоренить, благодаря упорству, желанию и самоконтролю.
Здоровье – это бесценное благо. Умение сохранить его в огромной мере зависит от самого человека.
Каждый человек несет ответственность за свое здоровье. Именно от него самого зависит его физическое и психическое состояние, а значит и продолжительность жизни. Ни один врач не может сделать для человека того, что он должен и может сделать для себя сам. Американский врач Кеннет Курер писал: «Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками нашего организма, а тем как мы с ним обращаемся».
Каждый человек мечтает и хочет жить долго и счастливо, но не всякий может жить правильно. Особенно это относиться к людям, которые подвержены различным вредным привычкам.
В результате проделанной работы, учащиеся 3а класса пришли к выводу, что вредные привычки только наносят человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Вредные привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду.
«Посеешь поступок – пожнешь привычку,
Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу»
(древнеиндейская пословица)
Следующая задача моего проекта, как помочь тем, кто в этом нуждается, т.е. моим одноклассникам. Я предложила им применить мой опыт в своей практике. Каждому из них я раздала «Личный дневник» и попросила записывать свои результаты в течении 21 дня, контролируя себя и друг друга.
Вместе с дневником личных наблюдений, я раздала им «буклет – советов» (приложение 2).
Ежедневно мы совместно обсуждали, какие советы действительно помогают «гасить» привычку, какие нет. Обсуждаем все «за» и «против» и вношу изменения в буклет, готовлю окончательный вариант.
После чего собираю дневники, вношу новые данные в таблицу: Вредные привычки учеников 3а класса
№ | ФИО ребенка | Грызет ногти | Грызет ручку, и прочие предметы | Опаздывает на урок | Много разговаривает |
1. | Айжы Яна Эдуардовна | ||||
2. | Дандар Ая Николаевна | ||||
3. | Дартай-оол Айдана Начынаевна | * | |||
4. | Даваа Владлена Владиславовна | ||||
5. | Даш Даяна Леонидовна | ||||
6. | Данзырын Начын Арыш-оолович | * | |||
7. | Доржу Эва Геннадьевна | ||||
8. | Думенова Юлия Уян-Дашовна | * | |||
9. | Дажы-Нава Дарыма Маратович | ||||
10. | Монгуш Аурика Адыгжыевна | ||||
11. | Намчын Амиран Чеченович | ||||
12. | Опай Виктория Вячеславовна | ||||
13. | Содунам Анастасия Альбертовна | ||||
14. | Сертек Айнура Айбековна | * | |||
15. | Суктер Батый Эрендейевич | ||||
16. | Калзан Аэрома Айдыновна | ||||
17. | Тюлюш Ариана Айдыновна | * | |||
18. | Тюлюш Эзир-оол Данилович | ||||
19. | Теспижек Валерия Владиславовна | ||||
20. | Чамбал Арыяа Эресовна | ||||
21. | Шолур Айдысмаа Олеговна | * | |||
22. | Халыын Камила Май-ооловна |
В ней видно, как изменились результаты, кто справился, а у кого не хватило силы воли и характера.
На классном часе многие ребята рассказали о том, как у них постепенно пропадала «тяга» к нежелательным действиям.
В ходе работы я столкнулась с такими проблемами как:
*Скрытность ребят (не все хотят признаваться, что у них есть вредные привычки);
*Неточность в ответах;
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я обратилась за помощью к классному руководителю и школьному психологу. Совместными усилиями мы объяснили учащимся, что не надо стесняться своих привычек, чем раньше мы их признаем, тем быстрее сможем от них избавиться.
Заключение
Закончив свой проект, могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например:
- Не все дети смогли отучить себя от вредных привычек;
- Не каждому помогли «буклет – советы».
Это произошло потому что – не каждый ребенок был готов к самоконтролю и самодисциплине.
Если бы я начала свою работу заново, я бы постаралась привлечь больше помощников для поставленных задач. Это были бы и родители, старшие братья и сестры, все кому не безразличен данный человек, именно помощь со стороны близких и родных людей смогла дать возможность мне быть более ответственной в поставленной цели.
И все равно, я думаю, решила проблему своего проекта, так как более 84% участвующих в эксперименте детей смогли победить свои вредные привычки и стать лучше.
Работа над проектом показалась мне очень увлекательной и интересной. Всегда интересно узнавать новые возможности человека. следить за изменениями в лучшую сторону, делиться опытом и подсказывать друг другу, как лучше поступить. Это не только помогает избавиться от вредных привычек, но и еще сильнее позволяет сплотить коллектив учащихся, которые совместными усилиями преодолевают трудности.
Список использованной литературы:
- Матвеева Е.М. «Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек», Глобус, 2007г.
- Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», журнал №1, 2009г.
- Энтин Г.М. «Когда человек себе враг». М.: «Знание», 1993г.
- Каплан Л.И. «Посеешь привычку – пожнешь характер», М.: 1980г.
- Колесов Д.В. «Предупреждение вредных привычек у школьников: Книга для учителей и родителей», 2001г.
- Запорожченко В.Г. «Образ жизни и вредные привычки», «Медицина», Москва, 1984г.
Источник
Вредные привычки человека
В жизни любого человека существует ряд автоматических постоянно повторяющихся действий. Именно их мы привыкли называть привычками. Они могут быть полезными, нейтральными и вредными. Но все они обладают одним сходным качеством – от них тяжело избавиться. Особенно от вредных привычек, которые оказывают негативное воздействие на здоровье и социальную жизнь человека.
Существует огромное количество плохих привычек. Человек сознательно использует их для достижения своих целей. Но систематическое злоупотребление приводит либо к зависимости, либо к их бессознательному воспроизведению. Вредные привычки человек воспринимает, как частицу своей личности. И при попытке от них избавиться, часто терпит неудачу.
Какие бывают вредные привычки
Видов вредных привычек огромное количество. Их можно разделить на две большие группы.
Первая группа – это действия, направленные на бессознательное удовлетворение внутренних потребностей. Их корни тянутся еще с раннего детства. Но появление острой потребности и стремление ее удовлетворить может проявиться в осознанном возрасте на фоне сильного стресса. Именно они перерождаются в патологическую зависимость. К ним относятся:
- алкоголизм, наркомания, курение табака, токсикомания;
- маниакальная потребность в покупках (шопоголизм);
- азартные игры (игровая зависимость);
- обжорство (пищевая зависимость);
- интернет-серфинг (компьютерная зависимость);
- потребность в получении сексуального удовлетворения от просмотров порнографических сцен, мастурбации, ведение беспорядочной половой жизни (сексуальная зависимость);
- и др.
Ко второй группе относятся бессознательные действия, связанные с невротическими расстройствами. Они также берут свое начало в глубинах психики. Подобные навязчивые действия нередко воспринимаются как черты характера личности. Некоторые являются вполне положительными привычками: мытье рук, чистка зубов и др. Однако чрезмерное использование их негативно сказывается на здоровье. К ним относятся:
- сквернословие и употребление слов паразитов;
- обгрызание ногтей, пишущих средств, ковыряние кожи;
- накручивание локонов на палец;
- раскачивание на стуле;
- мотание ногой;
- маниакальные, чрезмерно повторяющиеся действия: чистка ушных раковин и носа, мытье рук, лица и тела;
- и др.
Причины возникновения вредных привычек
Вредные привычки человека берут свое начало из внутренних потребностей. Их задача – удовлетворить заветные желания любым способом. Самый распространенный пример – алкоголизм у людей, находящихся в постоянном стрессовом состоянии. Желание расслабиться наталкивается на невозможность самостоятельно справиться с внутренним беспокойством. Алкоголь притупляет чувство тревоги, тем самым принося кратковременное облегчение.
Вредные привычки служат человеку помощником для заполнения внутренней пустоты или помогают снизить тревогу. Но это приносит лишь временное облегчение. Химические вещества или шоппинг облегчают состояние тревоги, но могут вызвать стойкую зависимость и неблагоприятно сказаться на здоровье и экономическом благополучии. Это, в свою очередь, усиливает чувство беспокойства, заставляя справляться с ним уже привычным способом. Таким образом, человек оказывается в замкнутом круге.
Плохие привычки легкодоступны. Они не требуют приложения больших усилий для закрепления. Их задача быстро и легко облегчить эмоциональное состояние человека. Физический дискомфорт, боль, экономический упадок при использовании этих привычных средств, куда менее значим, нежели внутреннее состояние покоя и удовлетворенности.
Социальное окружение имеет не менее важное значение для формирования вредных привычек. Особенно ярко это проявляется у подростков. Подражание кумирам или значимым взрослым подталкивает их копировать поведения. Образ взрослого самостоятельного старшеклассника (студента, друга, членов малой социальной группы) с сигаретой могут оказать влияние на пристрастия подростка.
Влияние вредных привычек на здоровье человека
Употребление алкоголя помогает облегчить психологическое состояние человека. Но в силу своей вредоносности, алкоголизм оказывает негативное влияние на здоровье, социальную сферу и семейные взаимоотношения. Пристрастие к употреблению химических веществ разрушает не только внутренние органы. Статистические цифры о разводах и увольнениях из-за алкоголя и наркотиков велики.
Нехимические пристрастия ухудшают социальное положение зависимого: приводя к нищете (азартные игры), к потере близких людей (религиозная и интернет зависимости) и т.д.
На первый взгляд безобидные действия в виде чрезмерного мытья тела, чистки ушных раковин сказываются на здоровье человека. Механическое и химическое воздействие разрушает защитный слой кожи, слизистой, уничтожает полезную микрофлору. Все это может привести к хроническим заболеваниям.
Польза или удовольствие от таких привычек кратковременная и минимальная. А вот вред они наносят куда больший. Отказаться от них, означает столкнуться с сильными внутренними переживаниями. Продолжать использовать – столкнуться с болезнями, социальным отвержением, одиночеством.
Привычки в виде навязчивых действий часто являются симптомами невротических расстройств. Такие действия, как обгрызание ногтей, частое мытье рук и другие навязчивые действия, помогают облегчить эмоциональное состояние, поэтому человеку так тяжело от них избавиться. Невроз оказывает негативное влияние на умственную и физическую работу, поэтому без соответствующего лечения у психотерапевта человек испытывает серьезные трудности.
Как избавиться от вредных привычек
Сила привычек велика. Порой мы выполняем автоматически действия, в которых уже нет необходимости. Например, бессознательное желание в получении сочувствия, заставляет гладить самих себя по волосам. Это облегчает внутреннее напряжение от потребности. Но сила привычки будет толкать нас на повторение этого жеста, даже в том случае, когда в нем не будет необходимости.
Самостоятельно справиться с плохой привычкой иногда получается достаточно легко за счет осознания, что в ней больше нет необходимости. При помощи волевых усилий и контроля человек может успешно отказаться от действий, приносящих вред его здоровью или социальному положению. Но так получается не всегда.
Сила привычки заключается в ее иллюзорной помощи. Подобно жаропонижающему средству они временно снимают симптом. Но не способны помочь с главной проблемой. Если самостоятельно избавиться от слабостей не получается, необходимо обратиться за квалифицированной помощью.
Психологи и психотерапевты успешно помогают избавиться от вредных привычек. В задачу психолога входит научить человека самостоятельно справляться с внутренними переживаниями, не прибегая к сторонней разрушительной помощи. Осознание собственных внутренних ресурсов и коррекция личностных особенностей помогают побороть силу привычки.
Автор: психотерапевт Тарарова Мария Михайловна
Источник: Психологический центр Грани Сознания
Источник