Проект на тему польза молока
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени В.Хомяковой»
г. Энгельс, Саратовской области
Исследовательский проект
«Молоко: польза или вред?»
Предметы: окружающий мир
Представляют проект
обучающиеся 5 «а» класса
Смирнова Милена
Щербачёва Екатерина
Руководитель:
Школьникова Т. Ю.
2018 г.
Содержание
1.Введение ………………………………………………………………………..… 3 стр.
2.Основная часть…………………………………………………………………..…5 стр.
2.1. Какое молоко употребляет человек в пищу?
2.2.Состав молока
2.3.Полезные свойства молока
2.4.Вред молока
3. Практическая часть. ………………………………………………………………9 стр.
3.1.Анкетирование учащихся
3.2.Практические опыты с молоком
4.Заключение …………………………………………….…………………………. 12 стр.
5.Список источников ………………………………………………………………. 13 стр.
1.Введение
История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Только появившись на земле, человек сразу же познал вкус молочных продуктов. Молоко употреблялось в пищу более 6000 лет назад, оно на протяжении веков являлось одним из самых распространённых и доступных для человека продуктов питания.
Известно, что молоко – чрезвычайно полезный продукт. В нем содержатся легкоусвояемые микроэлементы, аминокислоты, кальций, фосфор, а кисломолочные продукты являются источником необходимых для пищеварения бактерий. Но будут ли такими полезными молочные продукты, которые продаются в наших магазинах?
В Древнем Египте, Греции, Риме молоко называли «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью».
Современные врачи-диетологи также считают молоко важнейшим продуктом питания.
Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.
Актуальность исследования:
Укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию – одна из важнейших задач нашего общества. В настоящее время 58% жителей нашей области испытывают витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным ученых, лишь менее 5% детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство питания и дефицит молока в рационе питания учащихся, но нашему району не грозит дефицит молока, потому что дети наших детских учреждений обеспечены молоком.
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом).
В последнее время появились мнения о том, что молоко не только полезно, но и может быть вредно для организма человека. В данной работе мы попробуем разобраться с этим важным вопросом.
Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Задачи: Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.
· Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .
· Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
· Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
· Выявить вред и пользу молока и молочных продуктов.
· Формировать осознанное отношение к здоровому питанию.
Методы исследования:
· Наблюдение.
· Поисковая работа (из различных источников информации).
. Тестирование
· Экспериментирование.
«Проблемная ситуация»
В последнее время появились мнения о том, что молоко не только полезно, но и может быть вредно для организма человека. В данной работе мы попробуем разобраться с этим важным вопросом.
Гипотеза: Молоко может быть полезно не всем и не всегда. Выявить вред и пользу молока и молочных продуктов.
2.Основная часть.
2.1.Молоко, каких животных употребляет человек в пищу?
Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова. Работая над проектом, мы выяснили что, молоко, других животных тоже употребляет в пищу человек.
В Индии она считается священным животным.
В Испании употребляют овечье молоко.
В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
В Египте молоко дает буйвол.
В Перу молочным животным является лама.
В Тибете люди получают молоко от яка.
На севере – от северного оленя.
Во многих странах молоко людям дает коза.
В Казахстане молоко берут от верблюдов и лошадей.
Молоко сельскохозяйственных животных – ценный пищевой продукт. Молочные продукты просто необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных. Молоко содержит более двухсот компонентов!
2.2.Состав молока
В молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.
Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!
Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить.
Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.
Жир (молочный) – обеспечивает организм энергией.
Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.
Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры.
Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.
В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.
Витамины (около 30): В2, А, С, Д.
Вода.
2.3. Полезные свойства молока
Первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко. Благодаря материнскому молоку младенцы в первые месяцы жизни нормально растут и развиваются, не потребляя ничего другого. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания.
Ценность молока заключается не только в том, что в нем содержатся все необходимые человеку вещества, но и в том, что все компоненты молока идеально сбалансированы и находятся в легкоусвояемой и доступной форме.
Задолго да нашего времени врачи назначали молоко для лечения различных болезней: туберкулеза легких, бронхита, плеврита, желудочно-кишечных заболеваний, цинги, холеры, нервных болезней. Применялось оно для очищения организма от вредных веществ. Правда, нужно отметить, что полезные свойства молока заметно снижаются при пастеризации (нагревании до 60 °С): в нем начинается разложение некоторых полезных веществ. Кипячение также изменяет химический состав. Поэтому в лечебных целях следует употреблять сырое, желательно парное молоко.
Белок молока является полноценным по содержанию аминокислот, в нем много такой важнейшей и незаменимой аминокислоты, как лизин.
Молочный жир является ценным источником энергии для человека.
Углеводы в молоке представлены в основном лактозой, менее сладкой, чем сахароза. Этот углевод является стимулятором нервной системы, служит профилактическим и лечебным средством при сердечно-сосудистых заболеваниях. Кроме того, в процессе всасывания в кишечнике лактоза образует молочную кислоту, которая подавляет гнилостную микрофлору и способствует лучшему перевариванию кальция и фосфора.
Биологическую ценность молока дополняют витамины, разнообразные ферменты, гормоны, антитела, антибиотики и другие биологически активные вещества, участвующие в работе различных систем организма (кроветворной, костной, двигательной, гормональной и др.).
Поэтому молоко используется для детского питания, как диетический и лечебный продукт, а также как защитный фактор для работающих на предприятиях с вредными для здоровья условиями труда.
2.4.Вред молока
Изучив имеющуюся информацию, мы пришли к выводу, что молоко может быть не только полезно, но в некоторых случаях и вредно для организма человека.
1) Молоко может принести вред здоровью человека, если его организм не переносит лактозу. Дело в том, что фермент, который расщепляет лактозу, у большинства млекопитающих вырабатывается только в младенческом возрасте, а затем его действие резко падает. Однако у человека есть особая способность, позволяющая вырабатывать этот фермент и, следовательно, переваривать молоко даже взрослым.
У некоторых людей этой способности нет. Лактоза вместо того, чтобы давать человеку энергию, накапливается в кишечнике и перерабатывается кишечной микрофлорой – «бродит». Появляется метеоризм, несварение желудка, тошнота, часто – боли в животе.
Таким людям нужно всего лишь перейти на кисломолочные продукты, в которых лактоза практически отсутствует.
2) Ещё одна причина, по которой молоко может нанести вред – это качество молочной продукции. Большинству горожан доступно только молоко с больших молокозаводов, подвергшееся многократной обработке. О каких-либо биологически активных полезных веществах в таком молоке говорить трудно, и даже содержание витаминов в нем снижено настолько, что иногда витаминные препараты добавляют искусственно. С другой стороны, деревенское парное молоко часто не отвечает элементарным санитарным нормам. Однако такое молоко нужно обязательно кипятить перед употреблением.
3) Чтобы молоко не нанесло вред организму, его нужно правильно употреблять. Молоко не стоит совмещать с другими продуктами в виде напитка. Молоко – это отдельная еда, и его нельзя употреблять с хлебом, сладкой выпечкой, а тем более запивать им еду. В таких случаях можно спровоцировать нарушения и сбои во многих органах и системах организма, так как молоко в сочетании с другими продуктами очень сильно затрудняет пищеварение.
Когда молоко попадает в желудок, под воздействием кислых соков оно сворачивается. Однако, в случае если в желудке на тот момент находится другая пища, частицы молока обволакивают ее и изолируют от желудочного сока. Тем самым, пока не переварится свернувшееся молоко, пища остается необработанной и начнет загнивать, а процесс пищеварения затягивается.
3.Практическая часть
3.1. Анкетирование. В нём приняли участие ученики 4-х классов. Опросом было охвачено 75 человек. Ознакомимся с результатами.
Анкета включала следующие вопросы:
1. Какие напитки Вы любите?
1. | Молоко | 19 чел. |
2. | Компот | 10 чел |
3. | Чай | 15 чел |
4. | Газированные напитки | 31чел. |
2. Какие молочные продукты Вы предпочитаете?
1. | Йогурт, снежок | 35 чел |
2. | Творог | 6 чел. |
3. | Кефир | 8 чел. |
4. | Сметана | 11 чел. |
5. | Молоко | 15чел |
3. Молоко – продукт полезный?
4. Надо детям в школе выдавать молоко?
Выводы: Результаты нашей работы таковы:
Большинство четвероклассников, которые не любили молоко, изменили своё мнение о нём. В анкете все указали, что молоко – продукт полезный и все высказались, что молоко обязательно надо выдавать в школе как дополнительное питание!
В результате работы над проектом, мы расширили свои знания о молоке и значении его в жизни человека.
Вызывает тревогу тот факт, что дети не до конца осознают важность значения молока и молочнокислых продуктов для растущего организма. В списке любимых продуктов молока у многих ребят нет.
С вопросом «Чем полезно молоко?» мы обратилась к интернету. Мы узнали, что полезно не только молоко, а все молочные продукты. Они помогают вырасти здоровыми. Молоко полезно для укрепления костей и зубов. Оно оказывает положительное влияние на память, укрепляет иммунитет. В лечебных целях следует употреблять парное молоко! Стакан молока в день – это проверенный веками рецепт долголетия!
3.2.Практические опыты с молоком
Опыт 1. Чтобы определить качество покупного молока, мы провели следующий опыт.
Для придания молоку густоты в него могут добавить крахмал или муку. Для выявления наличия в молоке «посторонней» примеси проще всего добавить в него несколько капель йода. Молоко с примесью должно посинеть, а чистое молоко – пожелтеть.
Опыт с молоком с примесями. Результат опыта – молоко сине-серого цвета. Опыт с качественным молоком. Результат опыта – молоко желтого цвета
Чтобы выяснить, как нужно правильно хранить молоко, чтоб не нанести вред своему здоровью, мы провели ещё опыты.
Опыт 2. Свежее молоко поместили в чистые банки, одну из которых плотно закупорили, а вторую оставили открытой. Быстро испортилось молоко, которое находилось в открытой банке.
Вывод: молоко киснет под воздействием воздуха, а точнее – микробов, содержащихся в воздухе.
Опыт 3. Чтобы определить, в каких условиях молоко лучше сохраняется, мы поставили молоко на хранение в следующих условиях: некипячёное при комнатной температуре, некипячёное в холодильнике, кипячёное при комнатной температуре, кипяченое в холодильнике.
Вот в каком порядке молоко скисало:
1.Некипячёное при комнатной температуре – на 2 день
2. Кипячёное при комнатной температуре – на 3 день
3. Некипячёное в холодильнике – на 5 день
4. Кипяченое в холодильнике – на 7 день
Делаем выводы:
1) Меньше всего хранится некипяченое молоко в комнате, так как микробы, способствующие его скисанию, не были уничтожены при термообработке (кипячении), а комнатная температура – наиболее благоприятные условия для их размножения.
2) Дольше всего хранится кипяченое молоко в холодильнике, так как большая часть микробов была уничтожена при кипячении, а температура воздуха в холодильнике способствует замедлению процессов скисания.
Опыт 4. Чтобы определить, в какой посуде лучше хранить молочные продукты, мы налили одинаковое количество молока в пластмассовую чашку, стеклянный стакан, алюминиевую кружку, глиняный горшок и оставили при комнатной температуре. Уже на следующий день молоко скисло в пластмассовой чашке, в кружке и стакане молоко скисло на вторые сутки, а в глиняном горшке – только на третьи.
Мы сделали выводы:
1) В пластмассовой посуде молоко хранить нельзя, т.к. оно быстро скисает, возможно потому, что пластмасса может выделять вредные вещества.
2) В глиняном горшке молоко хранится дольше, потому что глина – это наиболее экологически чистый материал.
4.Заключение
В результате работы над проектом мы расширили свои знания о молоке и молочных продуктах.
1.Узнали, что молоко полезно для организма человека, однако для того, чтобы оно приносило пользу, необходимо перед приобретением обращать внимание на его качество, соблюдать условия хранения и употреблять отдельно, не смешивая с другими продуктами.
Молоко очень полезно и во всех детских учреждениях. Дети обеспечены молоком, но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов.
2. Чтобы определить, подходит ли молоко Вам или нет, следует просто прислушиваться к своему организму, быть внимательнее. Если вы, выпив стакан молока, чувствуете себя прекрасно – то пейте его, и будьте здоровы! Если же употребление молока вызывает у вас дискомфорт, то переходите на кисломолочные продукты (кефир, творог), они не менее полезны.
Итоги нашего проекта: Молоко – продукт полезный. Молоко может и жажду утолить, и от голода спасёт. Молоко – это пища, и природное лекарство, проверенное веками!
Для тех ребят, которые не любят молоко, хотим сделать рекламу :
С детства пьём мы молоко,
В нем и сила и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам
И совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
Употреблять молоко или нет, решать только Вам!
Список источников.
- Большая детская энциклопедия «Всё обо всём», изд. Москва АСТ, 2000г
Ресурсы Интернета
- https://stgetman.narod.ru (о вреде “пищевых” Е-добавок)
Оглавление
Введение
«Пейте, дети, молоко — Будете здоровы!», поется в известном советском мультфильме. А мы и пьём, макаем в него овсяное печенье, заливаем кукурузные хлопья по утрам и готовим на этом продукте кашу. Да, безусловно, молоко играет важную роль в рационе современного человека. Однако, не все мои друзья любят молоко и молочные продукты.
Мне стало интересно и захотелось выяснить, почему люди с древности ценили молоко, какими ценными свойствами оно обладает. Я решила провести исследование.
Цель исследования:
– определить ценные свойства молока и молочных продуктов, их влияние на организм человека.
Задачи:
– используя различные источники информации, узнать больше о молоке, его ценных свойствах;
– обогатить знания о молоке как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
-при помощи опытов с молоком, произвести молочный продукт в домашних условиях.
Объект исследования:
– научная и художественная литература о молоке и молочных продуктах, сеть интернет.
Методы исследования:
– изучение и анализ литературы по теме;
– анкетирование;
– беседа с врачом-диетологом.
Гипотеза
Если я узнаю больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то пойму, оказывают ли они положительное влияние на организм.
Актуальность
Молоко – полезный и питательный продукт, который восполняет необходимое организму суточное количество витаминов, а также помогает спортсменам набирать мышечную массу. Стакан молока ежедневно – это кладезь кальция, белков и витаминов. Для нормального роста мышц большую значимость имеют питательные вещества, которые получает организм в процессе питания в течение дня, в том числе до и после тренировок.
Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока. Поэтому я должна раскрыть ценность молока, его значимость для развития детского организма.
Ожидаемый результат
Моё мнение и мнение моих одноклассников, а возможно и ваше мнение о молоке и молочных продуктах изменится, и мы решим постоянно употреблять молочные продукты в пищу.
1.1 Первое упоминание о молоке.
Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко.
В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э., написано, что зубы Иуды станут белыми от молока. Земля Ханаанская была «землей молока и меда». В 1500 году до н.э. Иов часто ссылался на сыр.
Во всех этих примерах мы видим, что молоко было известно задолго до этого. Еще с древности, спортсмены употребляли молоко, так как белок, содержащийся в молоке, помогает организму восстанавливать и «строить» мышцы.
А, жир и белки, содержащиеся в молоке, оставляют ощущение сытости на достаточно долгий промежуток времени.
1.2 Чем ценно молоко для человека?
Первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко. В молоке содержатся важные питательные вещества, которые необходимы того, чтобы организм развивался в полной мере. В детском питании молоко занимает особое место. Грудное молоко, чай с молоком, творог, запеканка, сыр, молочный суп, каша с маслом, да и любимая многими сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке – всё это на разных этапах взросления дети едят с удовольствием. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания.
Чем ценно молоко для человека занимающегося спортом?
Витамин С – один из важнейших витаминов в жизни спортсмена. Аскорбиновая кислота помогает организму при синтезе белковых структур. Другими словами — является для спортсмена анаболиком.
Витамин В6 (пиридоксин) необходим для роста белковой ткани в нашем организме. Наибольшее его количество содержится в твороге.
Витамин В3 или ниацин участвует в процессе метаболизма. Именно от него зависит питание мышц во время усиленных физических нагрузок. Кстати, в больших количествах этот витамин сокращает количество подкожного жира.
Витамин В12 (кобаламин) участвует в росте мышц, точнее, в белковом обмене. Он поддерживает работу нервных клеток и помогает энергообмену. В12 есть в молоке и твороге.
Витамин А (ретинол) – еще один помощник в процессе синтеза белка. Главным его свойством является то, что он запасает гликоген, который питает организм во время тренировок. Наибольшее его количество содержится в сырах, сливках и сливочном масле.
Большинство из этих витаминов не усваивается организмом из лекарственных препаратов, поэтому перед их применением стоит посоветоваться с врачом, или включать в свой рацион натуральные продукты.
Не смотря на всю полезность молока, усердствовать с его употреблением не следует. Переносимость лактозы – свойство индивидуальное, а поэтому и норма молока в сутки для каждого человека своя. Но среднее суточное значение все же установлено и составляет 300 мл.
1.3 Интересные факты
Молоко – самодостаточный продукт. Вопреки расхожему представлению, молоко – это не напиток, а еда. В народе и до сих пор говорят «поесть молока».
Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить.
В Брюсселе по случаю Международного дня молока вместо привычной воды из фонтана «Писающий мальчик» льется молоко
В одном стакане молока содержится столько необходимого нам кальция, сколько его в 7 сардинах или в 3-х стаканах арахиса, или в 4-х стаканах черной фасоли.
Люди, употребляющие после силовых тренировок молоко, а не энергетические напитки, достигают лучшей физической формы
Молоко сегодня могут пить меньше 50 % взрослых людей. У остальных – непереносимость лактозы разной интенсивности. В глубокой древности, во времена неолита, взрослые люди в принципе не могли пить молоко. У них не было гена, отвечаюшего за усвоение лактозы. Он появился со временем из-за генетической мутации.
Гиппократ исцелил множество пациентов от чахотки с помощью козьего молока.
То, что молоко способно прокисать в грозу – не миф. Биохимики выяснили, что в быстром прокисании молока в грозу виноваты длинноволновые электромагнитные импульсы, которые способны проникать в любое вещество.
Мыть посуду после молока нужно сначала в холодной воде, а потом уже в горячей. Если сразу обработать посуду горячей водой, то молочный белок становится вязким, клейким и плохо отмывается со стенок посуды.
В Древнем Египте, Греции, Риме молоко называли «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью».
Молоко используют и как чистящее средство. Им можно выводить чернильные пятна и протирать зеркала и золоченные рамы.
Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.
1.4 Своими глазами.
Посетив большое количество магазинов, я убедилась, что в каждом магазине есть молоко. А огромное разнообразие молочных продуктов меня удивило! Оказалось, что продуктов из молока очень много!
Оказывается, у нас в городе даже есть специализированный ларёк по продаже молока и молочных продуктов. Эти продукты изготовлены из цельного молока и несут исключительную пользу.
1.5 Какие же молочные продукты изготавливают из молока?
Айран, ацидофилин, варенец, катык, йогурт, кефир, кумыс, мацун, пахта, простокваша, ряженка, сгущённое молоко, сливки, сливочное масло, сметана, сухое молоко, сыворотка, сыр, творог, топлёное молоко, шубат.
Я, конечно, многих не знаю, но постараюсь узнать.
Молоко других животных
Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы, козы. У коровы молоко – коровье, у козы – козье. На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Например, кобыла. Из молока кобылы производят очень полезный напиток, который называется кумыс.
Практическое исследование
2.1 Описание проведения анкетного опроса
На практическом этапе исследования было проведено анкетирование учащихся 5-6 классов. Мне помогали одноклассники. Нами было опрошено 92 учащихся. Мы выясняли:
Кто вообще не употребляет молоко и молочные продукты?
Какие молочные продукты нравятся?
Для чего нужно пить молоко?
Результаты анкетирования одноклассников
Кто вообще не употребляет молоко и молочные продукты?
7 человек из 92 опрошенных дали утвердительный ответ.
– Какие молочные продукты вам нравятся?
Йогурт – 80
Сыр – 15 чел.
Сметана – 12 чел.
Кефир – 13 чел.
Масло сливочное – 4 чел.
Творог – 11 чел.
– Для чего нужно пить молоко?
Ответы детей:
– Молоко полезно для здоровья.
– Молоко нужно пить, чтобы не болеть.
– Молоко даёт силу.
– В молоке много кальция.
– Когда пьешь молоко, укрепляются кости и мышцы.
– Молоко надо пить, чтобы быть всегда красивой.
– Молоко надо пить, чтобы быть умным.
После анкетирования, мной совместно с врачом терапевтом ГБУЗ «Свободненской городской поликлиники», Беляковой Людмилой Васильевной была проведена ознакомительная беседа с учащимися 5-6 классов о молоке (состав и полезные свойства). А через неделю, я провела анкетирование, что бы выяснить, смогла ли я повлиять на отношение к молоку и молочным продуктам.
На вопрос «Кто вообще не употребляет молоко?»
Из 92 учащихся, положительно ответило 3 (а это на 4 человека меньше, чем при первом анкетировании).
Основные выводы анкетного опроса среди школьников 5-6 классов
Проведённое нами анкетирование показало, что основная масса опрошенных нами школьников любит пить молоко (85 человек) и только 7 человек не любят.
После беседы о молоке, отношение учащихся к молоку изменилось. Мне удалось убедить 4 человека в полезности молока.
Хорошо, что школьники пьют не только молоко, но и молочные продукты.
Школьники знают, для чего надо пить молоко.
2.3 Практическое использование молока
Опыты с молоком.
Опыт №1.
Я взяла 2 стакана с молоком. 1 стакан с молоком я поставила в холодильник, а второй стакан поставила в тёплое место. Я решила понаблюдать, как меняется молоко в холоде и в тепле. На следующий день проверила оба стакана и увидела, что молоко, которое стояло в холодильнике, не изменилось, только стало холодным. А вот во втором стакане молоко закисло, стало густое, плохо течёт, немножко с хлопьями. Мама сказала, что это получилась простокваша. А как известно, простокваша обладает такими полезными качествами:
● Простокваша переваривается всего за 50-60 минут, а кисломолочные бактерии заселяют микрофлору кишечника и способствуют её нормализации. Кроме этого, они способствуют выработке витаминов и антибиотиков, подавляющих рост микробов – возбудителей всевозможных болезней желудочно-кишечного тракта. Так что простоквашу полезно употреблять при колитах и энтеритах, хронических запорах и гастритах.
● Молочная кислота, содержимая в простокваше нормализует перистальтику кишечника, стимулирует выработку желудочного сока и отлично переносится организмом человека
● Простокваша – щедрый источник незаменимых витаминов и аминокислот. Жирные полиненасыщенные кислоты, входящие в состав продукта способны не только существенно замедлить развитие ишемической болезни, но и предупредить дальнейшее развитие осложнений при этом заболевании
● Простокваша регулирует обмен веществ и кислотность в коже, поправляет цвет лица, питает и придаёт здоровый вид пигментным пятнам. Поэтому в косметологии существует несметное количество рецептов с использованием простокваши.
С помощью простокваши лечат такие заболевания, как гипертония и атеросклероз. Простокваша содержит полноценные белки, молочную кислоту и антибиотические вещества, подавляющие процессы гниения в организме,а также обладают мягким слабительным эффектом. Этот полезный кисломолочный продукт предупреждает старение организма,
Я сделала вывод: в домашних условиях реально изготовить полезный для нашего организма продукт, как простокваша.
Опыт №2
У меня возник вопрос: «Что будет с простоквашей, если её нагреть?».
Я поставила простоквашу на плиту, довела до кипения и увидела, что в простокваше появились белые хлопья и отделилась жёлтая жидкость – сыворотка. Мама предложила процедить. Сыворотка стекла, и осталась густая масса. Я попробовала. Это творог!
Творог имеет массу полезных свойств для организма человека. он богат кальцием и фосфором, без которых невозможно полноценное формирование костной системы. Эти вещества необходимы детям в период роста костей, в том числе и зубов.
Молочный белок – казеин, содержащийся в твороге – обладает высокой питательной ценностью и может заменить животные белки, 300 г творога – это суточная доза белка, необходимая для организма. Минеральные вещества, входящие в состав творога, способствуют формированию и укреплению костной ткани. Творог способствует образованию гемоглобина в крови и нормализации работы нервной системы, творог рекомендуется для профилактики заболеваний обмена веществ.
Творог улучшает регенеративную способность нервной системы, укрепляет костную и хрящевую ткань. А сыворотку употребляют при заболеваниях печени, легких и различных формах псориаза. В начале 18 в. сыворотку использовали как мочегонное, общеукрепляющее, успокаивающее средство, и врачи назначали его при поносе, дизентерии, отравлениях и камнях в почках.
Я сделала вывод: что при нагревании простокваши, образуются новые полезные молочные продукты, как сыворотка и творог. А при изучении литературы и интернет ресурсов, выяснила, что и творог, и сыворотка оказывают положительное влияние на организм.
Эксперимент – изобретение.
Я сама изобрела новый молочный продукт. В молоко я добавила шоколад, взбила миксером и получился десерт – коктейль «Шоколадное удовольствие».
Это вкусно и полезно, так как шоколад позволяет быстро насытить организм энергией, а полезные вещества содержащиеся в шоколаде, поддерживают деятельность мозга и мышечную деятельность. Какао и сахар, повышают выработку гормона счастья — эндорфина и серотонина.
В процессе экспериментирования с молоком я пришла к выводу:
Молоко – самый полезный продукт питания для человека.
С молоком можно экспериментировать и получать новые молочные продукты питания: простоквашу, творог, которые оказывают положительное влияние на организм человека в целом.
Мне понравилось экспериментировать.
Заключение
В ходе моей работы была доказана несомненная польза молока и молочных продуктов.
Молоко называли источником жизни – да ведь это так и есть, потому что первая пища, которую получаем мы и все животные, относящиеся к классу млекопитающих – это материнское молоко. Именно от молока мы растём и набираемся сил. Включение молочных продуктов в пищевой рацион повышает его полноценность и способствует лучшему усвоению всех компонентов. Молоко оказывает благоприятное действие на секрецию пищеварительных желез. Оно усваивается при минимальном их напряжении. При этом энергии требуется в 3—4 раза меньше, чем для усвоения, например, хлеба. Я считаю, что молоко нужно включать в свой рацион каждому человеку, особенно ребенку А в ходе экспериментов, мне удалось узнать о том, что из молока в домашних условиях можно изготовить не менее полезные, чем свежее молоко, молочные продукты
(простокваша, творог, сыворотка)..
Список литературы
Алькаев Э.Н. Блюда из молока и молочных продуктов.-М.: «Центр полиграф», 2005. -240 с.
Библейская энциклопедия. М.:Российское библейское общество, 1998.-352 с.
Детское питание. Под редакцией Лядовой В.Н.-М.:Госториздат, 1957. – 240 с.
Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки, крылатые выражения. Под редакцией Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.:Рус. яз.., 1979.-240 с.
Этимологический словарь русского языка. – М.:Русский язык от А до Я. Издательство «ЮНВЕС» Москва, 2009.
Интернет – ресурсы
https://www.nachalka.com/nod/284
https://ru.wikipedia.org
www.gramota.ru
сайт Журнал «Центр Молодости»
сайт Интересные факты
сайт Энциклопедия быта
Приложение
Основные выводы анкетирования
Кто вообще не употребляет молоко и молочные продукты?
Какие молочные продукты нравятся
Кто вообще не употребляет молоко и молочные продукты?
Своими глазами
Опыт №1
Беру 2 стакана с молоком.
Один ставлю в холодильник, второй – в тёплое место.
Вот что получилось
Опыт №2.
Выливаю простоквашу в миску.
Ставлю на плиту, довожу до кипения
Получились хлопья и сыворотка. Процеживаю.
Получился творог.
Эксперимент – изобретение
Беру молочный шоколад.
Ставлю в микроволновку растапливать
Полученную массу добавляю в 1 стакан молока.
Беру миксер, взбиваю…
Получился молочный десерт коктейль «шоколадное удовольствие».
Очень вкусно! А самое главное – полезно!