Проект по химии 9 класс газированные напитки вред или польза
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №6
Исследовательская работа
Газированная вода –польза и вред
Подготовила: Васильева Оксана, учащаяся 9 ”А” класса
Руководитель: Коломыца Е.Г, учитель химии
2019г.
г. Новочеркасск
Содержание
Введение 3-4
Теоретическая часть 5-9
1. Группы газированных напитков 5
2. История возникновения газированных напитков 5-6
3.Состав и производство газированных напитков 6-7
4.Влияние компонентов газированной воды на организм человека 7-9
Практическая часть 10-13
1.Проведение опроса школьников 10-11
2.Изучение состава газированных напитков по этикеткам 11-12
3.Определение влияния кислот на яичную скорлупу 12-13
Заключение 14-15
Литература 16
Введение
Вода самая распространенная на Земле жидкость. В основном она сосредоточена в морях и океанах, которые занимают две трети поверхности нашей планеты. Человек на две трети состоит из воды. Она нужна всему живому для поддержания жизни. Вода – это необходимое вещество, без которого невозможна жизнь. Человеку для поддержания жизнедеятельности необходима вода. Человечество научилось изготавливать различные напитки. Так появились и газированные напитки.
Газированная вода (газировка) представляет собой прохладительный напиток из минеральной или ароматизированной сладкой воды, насыщенной углекислым газом. Газированная вода может быть слабо, среднe и сильно газированной. Магазины наперебой предлагают нам газированную воду — сладкую, разноцветную, шипящую. Часто по телевизору мы видим рекламу газированных напитков. Нам рассказывают о чудесном утолении жажды. Расхваливают необыкновенный вкус газировки. На страницах газет и журналов мы тоже встречаем рекламу «чудо – напитков». Но помимо этого, мы также встречаемся со страшными историями о газировке в средствах массовой информации.
Актуальность темымоей исследовательской работы очевидна: в настоящее время очень остро стоит проблема употребления газированной воды. Я решила разобраться, что же скрывается в бутылке газировки.
Я выдвинула две гипотезы:
1) Газированная вода полезна для здоровья
2) Газированная вода вредно влияет на здоровье человека
Цель исследования: – изучить влияние газированной воды на организм человека.
Объект исследования: состав газированных напитков
Предмет исследования: газированные напитки – минеральная вода «Аксинья», Кока-кола, Дюшес.
В процессе работы мною решались следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Провести опрос среди школьников.
Изучить историю возникновения газированных напитков, их состав.
Изучить влияние компонентов газированных напитков на организм человека.
Проанализировать результаты и сделать выводы.
Теоретическая часть
Классификация газированных напитков
В наше время в мире очень много различных газированных напитков. Но делятся они на две основные группы: минеральные и так называемые лимонады. Слово «Лимонад» итальянского происхождения, означает – лимонная вода. Так называют сейчас все газированные, сладкие и шипучие напитки.
Питьевые минеральные воды – природные, как правило, подземные воды, которые содержат минеральные соли, газы и другие химические соединения.
Сладкие газированные напитки – изготавливают из питьевой воды с добавлением сахара или его заменителей, натуральных и искусственных красителей, сиропов, ароматизаторов и углекислого газа. К ним можно отнести Лимонад,Спрайт,Фанту,Кока-колу и другие.
По насыщенности углекислым газом газированные напитки делят на слабогазированные, среднегазированные, сильногазированные.
История возникновения газированных напитков
Природная вода с газом известна с древнейших времен и использовалась в лечебных целях. В 18 веке минеральную воду из источников начали разливать в бутылки и развозить по миру. Однако она стоила очень дорого и быстро выдыхалась. Первому создать газированную воду удалось английскому химику Джозефу Пристли в 1767 году.Причем газировку продавали в аптеках, а не в магазинах.
А в 1770 г. шведский химик Торберн Улаф Бергман изобрел прибор, с помощью которого можно было производить газировку в достаточно больших количествах. Этот прибор получил название сатуратор.
В 1832 году иммигрант из Англии Джон Мэтьюс принялся выпускать в Нью-Йорке сатураторы. Он усовершенствовал конструкцию и технологию получения углекислоты. Таким образом, производство искусственно газированной воды стало набирать обороты. Стали появляться фирмы, предлагающие газированные напитки с различными вкусовыми добавками.
Прообразом современных газированных напитков были лимонады. Мода на них распространилась в России в конце XIX века. Готовили это замечательное прохладительное питье просто: цедру лимона растирали с сахаром, смешивали с лимонным соком, разводили горячей водой и охлаждали. Со временем рецептура лимонадов обогатилась клюквенным соком, клубничным и малиновым сиропом, настоем яблочных шкурок, медом и т. д. А позже лимонады научились газировать в сифонах.
В СССР промышленность выпускала отличные газированные напитки на натуральной основе: «Байкал», содержащий настой эвкалипта и лавра, «Саяны» – с настоем лимонника и левзеи, «Лимонад» – с лимонным сиропом, «Дюшес» – с грушевым сиропом. Напитки типа колы тоже готовились на натуральном сырье – настое ореха кола.
Напитки продавались в стеклянных бутылках или в розлив, которые выдавались из автоматов газированной воды, стакан газированной воды без сиропа стоил 1 копейку, а с сиропом 3 копейки. Автоматы газированной воды можно было встретить на каждом шагу любого города нашей страны.
Состав и производство газированных напитков
Основную часть газированных напитков составляет вода.
Газированная вода – напиток насыщенный газом. Углекислый газ хорошо растворяется в воде. Именно он насыщает газировку привлекательными пузырьками.
Стремясь предложить покупателям как можно больше напитков на любой вкус, в газированную воду добавляют фруктовые, травяные экстракты: груши, лимона, тархуна, апельсина, мандарина, клубники…
Химики изобрели искусственные вкусовые добавки, которые могут придавать соответствующий вкус воде вместо натуральных компонентов и стоят значительно дешевле. Искусственные вкусовые добавки могут придавать напиткам различные вкусы. Но настоящих фруктов в этой воде нет. А значит, нет и полезных нашему организму витаминов.
Каждый напиток должен обладать соответствующим запахом и цветом — яблока, лимона, клубники. Для этого в газировку добавляют ароматизаторы и красители.
В каждой газированной воде имеются консерванты, внесенные для увеличения срока годности продуктов. Например, раньше срок хранения напитков составлял 7 суток, а сейчас 6-12 месяцев.
Сахар содержится почти во всех газированных водах, причем в очень больших количествах – от 3,5 до 6 кусочков сахара на стакан! Утоляя жажду на несколько минут, такая чересчур сладкая вода заставляет человека пить гораздо больше, чем нужно.
Вместо сахара могут добавлять подсластители. Он в 160-200 раз слаще сахара.
Кофеин добавляется в качестве тонизирующего средства в некоторые газированные напитки. Это вызывает дополнительное возбуждение нервной системы, что противопоказано детям. Кроме того, кофеин вызывает зависимость, а углекислый газ усиливает его действие.
Консерванты – лимонная или ортофосфорная кислота,– продлевают срок хранения напитков.
Влияние газированной воды на организм человека
Наш организм на 60% состоит из воды. Для поддержания водного равновесия мы пьем ежедневно. Кто-то предпочитает кофе, кто-то чай, а кто-то – газировку. Основу любого напитка составляет вода. Кроме воды в напитках содержатся иные вещества, оказывающие действие на наш организм. Это действие может оказаться положительным или отрицательным, в зависимости от того, чего мы пьём и сколько. Учёные говорят, чтоза последние 40 лет люди всё больше и больше употребляют газированную воду, к большому удовольствию ее производителей и неудовольствию медиков. Дело в том, что сегодня дети употребляют значительно больше сахара, чем 40 лет назад. Подростки пьют меньше молока и, как следствие, получают меньше кальция.
Как уже было отмечено выше, в газировке содержится очень большое количество сахара, иногда оно доходит до пяти ложек на стакан. Это может вызвать такие заболевания, как кариес, ожирение и сахарный диабет.
Сахарозаменители могут вызвать мочекаменную болезнь, сахарин и провоцировать рак, идёт снижение зрения.
Доказано, что газировка плохо утоляет жажду и вызывает привыкание. Это приводит к потреблению большего количества жидкости, что нарушает водно-солевой баланс в организме. Стоматологи также призывают пить меньше газировки. Это связано с тем, что она может приводить к возникновению кариеса. Газированные напитки содержат различные кислоты, которые оказывают негативное воздействие на эмаль зубов. Особенно это опасно для детских зубов, эмаль которых еще не достаточно устойчива и легко может подвергнуться разрушению.
Консерванты лимонная или ортофосфорная кислотаприводят к раздражению слизистой оболочки желудка, что может вызвать развитие гастрита и даже появление язвы. Ортофосфорная кислота способствует вымыванию кальция из костей. Непременно в любой газированной воде есть углекислый газ. Сам по себе он безвреден, однако он повышает кислотность желудочного сока и провоцирует отрыжку и тяжесть в желудке. Людям с язвенной болезнью, гастритом с повышенной кислотностью и рядом иных болезней желудка и кишечника, перед употреблением любой газированной воды, газ из бутылки необходимо выпускать путем встряхивания. Тоже самое касается и минеральной воды. Для употребления в лечебных целях из нее следует выпустить газ.
Людям с хроническими болезнями(аллергия, излишний вес, гастрит, язвенная болезнь, и др.), газированные сладкие напитки принимать не следует.
Детям младше 3 лет лучше сладкие газированные напитки не давать.В настоящее время подростки пьют газированную воду в два раза чаще, чем молоко. Доказано, что дети, которые слишком много пьют газированную воду, чаще ломают кости, подвержены возникновению кариеса и разрушению зубов.
Минеральная вода питает организм минералами, поддерживает кислотно-щелочной баланс, делает кости крепче за счет кальция и магния, улучшает работу нервной, сердечно-сосудистой системы, улучшает пищеварение и усиливает аппетит.
Практическая часть
Проведение анкетирования с целью изучения какие газированные напитки употребляют ученики нашей школы
Мной был проведён опрос среди учащихся 9-11 классов с целью – изучить, какие газированные напитки употребляют ученики нашей школы и как они к этому относятся.
Было опрошено 59учеников. Результаты оказались следующими:
Какие напитки ты предпочитаешь?
Газированные – 18
Обычную воду – 22
Другие, напиши какие
Сок – 11, молоко – 2, компот – 2, морс – 2, чай – 1, кисель – 1
Какие газированные напитки ты больше любишь?
«Кока-колу»- 18
«Лимонад» – 26
Минеральную воду – 11
Другие, напиши какие
Пепси-кола – 2, тархун – 1, энергетик – 1
Как часто ты пьёшь газированную воду?
Каждый день – 6
1 раз в неделю – 11
Редко – 42
Почему ты пьёшь газированную воду?
Она вкусная – 41
Не знаю – 17
Мне покупают – 1
Приносят ли пользу газированные напитки?
Да – 3
Нет – 49
Не знаю – 7
Выводы:
81% опрошенных употребляют газированные напитки, из них большинство предпочитают «Кока-колу» и «Лимонад»,
больше половины считают, что газированная вода вкусная,
6 человек пьют газировку ежедневно, 11 человек 1 раз в неделю, 42 человека – редко,
4. но всё – таки большинство понимают, что пользу для здоровья газированные напитки не приносят.
Изучение состава газированных напитков
Яизучила состав продукта, описанный производителями на этикетках.Я купила 3 газированных напитка «Дюшес», «Кока-кола», минеральная вода «Аксинья».
Их состав и рекомендации, написанные на этикетке:
Минеральная вода «Аксинья»: природная питьевая вода из скважины №2К лечебно-столовая сульфатная кальциевая газированная. Содержит соли кальция, калия, серы, натрия, магния. Рекомендуется при заболеваниях пищеварительной системы, болезнях обмена веществ.
Сильногазированный напиток «Кока-кола»: очищенная газированная вода, сахар, натуральный краситель карамель, регулятор кислотности ортофосфорная кислота, натуральные ароматизаторы, кофеин.
Напиток сильногазированный низкокалорийный ароматизированный «Дюшес» (производитель «Аквалайф»): вода, углекислый газ, регулятор кислотности лимонная кислота, ароматизатор «Груша-Дюшес», идентичный натуральному, подсластитель аспартам, консервант бензоат натрия, краситель сахарный колер. Содержит фенилаланин. Противопоказано больным фенилкетонурией.
Таблица 1. Результаты исследований состава продукта, описанного производителями на этикетке
Название газированного напитка
Основной состав
Пищевые добавки
Консер-ванты
Рекомендации
Ароматизаторы, усилители вкуса, подсластители
Красители
Регуляторы кислотности
Минеральная вода «Аксинья»
минеральная природная вода, углекислый газ
нет
нет
нет
нет
Рекомендуется при заболеваниях пищеваритель-ной системы, болезнях обмена веществ
Дюшес
вода, углекислый газ
ароматизатор «Груша-Дюшес», идентичный натуральному, подсластитель аспартам
Сахарный колер
лимонная кислота
бензоат натрия
Противопоказано больным фенилкетону-рией
Кока-кола
Очищенная газированная вода
Натуральные ароматизаторы сахар, кофеин
Сахарный колер
Ортофосфор-ная кислота
нет
нет
Вывод: наилучший состав у минеральной воды, наибольшее количество искусственных компонентов в напитке «Дюшес».
Определение влияния кислот на соли кальция
Яичная скорлупа как и зубная эмаль состоит из кальция.
Я положила в чашки яичную скорлупу и добавила в одну «Кока-колу», в другую – минеральную воду, а в третью – «Дюшес». Оставила скорлупу в напитках на неделю. Ортофосфорная и лимонная кислота способствуют вымыванию кальция из организма, поэтому яичная скорлупа, которая находилась в «Дюшесе» и «Кока-коле» стала хрупкой и хорошо ломалась, образец с минеральной водой остался без изменений.
Итак, в составе газированной воды есть кислоты, которые вымывают кальций и разрушают эмаль зубов.
Результаты исследований влияния газированных напитков на организм человека
Минеральная вода
«Аксинья»
Остаётся без изменений
Вывод: газированные напитки, содержащие кислоты, разрушают зубы человека.
Заключение
Для исследований мною были взяты газированные напитки «Кока-кола», «Дюшес» и минеральная вода «Аксинья»
Вывод
Изучив состав газированных напитков, на этикетке, я пришла к выводу, что газированные напитки не так уж и безобидны. Например, содержат сахара, которые вызывают ожирение и сахарный диабет, усилители вкуса – аспартам, которыйврезультате распада образует формальдегид – сильнейший яд,
Убедилась экспериментально, что некоторые газированные напитки содержат много кислот, что негативно отражается на здоровье: разрушаются зубы и возникают заболевания желудка. Кислота сушит слизистую ротовой полости – именно поэтому газированными напитками трудно напиться.
Изучив действие газированных напитков на яичную скорлупу,прихожу к выводу, что они размягчают яичную скорлупу, негативно воздействуют на здоровье человека, могут способствовать возникновению кариеса.
Кроме того, все газированные напитки содержат углекислый газ, который раздражает желудок, способствуя вздутию,возникновению гастрита. Не рекомендуется пить газированные напитки лицам, страдающим заболеваниями желудка.
Все химические добавки, внесенные в напиток для улучшения вкуса, запаха, цвета, а также консерванты, внесенные для увеличения срока годности продуктов, очень сильно влияют на здоровье человека, а пользы никакой не несут.Таким образом, все компоненты, содержащиеся в газированной воде, влияют на организм человека. Влияние на здоровье у таких веществ различно – от безвредного до опасного, особенно для людей с аллергией.
Мои опыты подтвердили, что минеральная вода самая безвредная для организма человека.
Я не призываю совсем отказаться от газировки, но научитесь выполнять несложные действия, которые помогут вам защититься от ее вредного влияния. А именно
– подбирая напиток, не поленитесь изучить этикетку;
– отдайте предпочтение напиткам, изготовленным на натуральной основе;
– полощите зубы после употребления газировки чистой водой;
– соблюдайте общую гигиену полости рта;
– не употребляйте сладкие газированные напитки часто и в больших количествах.
Литература
1.https://mirsovetov.ru/a/medicine/nutrition/soda-water.html
2.https://www.leovit.ru
3.https://ru.wikipedia.org
4.https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-1137/
5.https://lurkmore.ru
17
Источник
Инфоурок
›
Химия
›Презентации›Проект по химии “Газированные напитки. Вред или польза2
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Проект на тему: «Газированные напитки. Пить или не пить? » Над проектом работали: Ученица 10 класса Голеня Наталия учитель химии Полуэктова Лидия Григорьевна
2 слайд
Описание слайда:
узнать подробнее о газированных напитках и решить – так ли они вредны для человека и стоит ли их пить. Цель нашей работы
3 слайд
Описание слайда:
узнать историю создания газированных напитков; изучить состав выбранных газированных напитков; узнать о влиянии «газировки» на здоровье человека. Задачи:
4 слайд
Описание слайда:
Гипотеза: мы предположили, что состав газированных напитков не такой уж и вредный для здоровья, как нам говорят взрослые. Так ли это ? Придётся доказать ? Актуальность проблемы ; в настоящее время , особенно дети любят газированные напитки , в детском возрасте появляются различные заболевания , а это проблема всего общества .
5 слайд
Описание слайда:
Наш организм на 80% состоит из воды. Для поддержания водного равновесия мы пьём каждый день. Кто-то предпочитает кофе, кто-то чай, соки, газировку. Основу любого напитка составляет вода. Помимо воды в напитках содержатся другие вещества, оказывающие воздействие на наш организм. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Гуляя летом по улицам города, я заметила, что достаточно большое количество детей пьют газированные напитки. Интересно, они полезны или нет?
6 слайд
Описание слайда:
Газированную воду в 1767 г. изобрел английский химик Джозеф Пристли. Он проводил различные эксперименты с газом, который выделяется при брожении в чанах пивоваренного завода. Он разработал аппарат, который при помощи насоса давал возможность насыщать воду углекислыми пузырьками. В 1783 г. промышленное производство начал Якоб Швепп, который и создал торговую марку Schweppes. Первыми марками газировки, выпущенной в Америке, стали: Кока-кола, Фанта, Спрайт и Пепси. В СССР первыми стали: Байкал, Буратино и Тархун. История газировки
7 слайд
Описание слайда:
Напиток «Кока-Кола» был придуман в Атланте (штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года. Его автор фармацевт Джон Стит Пембертон. Основные ингредиенты Кока-Колы были таковы: три части листьев коки , которые назвали кокаином , затем одна часть орехов тропического дерева колы. Получившийся напиток был запатентован как лекарственное средство «от любых нервных расстройств» и начал продаваться через автомат в крупнейшей городской аптеке в Атланте.
8 слайд
Описание слайда:
Пепси-кола сделана из растения Кола, которое содержит кофеин. Соответственно к ним возникает привыкание. Всё остальное в Пепси-коле – это сахар. Кроме того, в состав пепси-колы входит ортофосфорная кислота – Е-338, которая вредит нашим зубам, и углекислый газ. Немного о Пепси-коле
9 слайд
Описание слайда:
Фанта Напиток появился на свет в 1940 году в нацисткой Германии. Из-за наложенного антигитлеровской коалицией эмбарго было приостановлено производство Кока-колы и наладилось производство Фанты . Основными компонентами являются : яблочный жмых и молочная сыворотка . Новый напиток был желтого цвета .
10 слайд
Описание слайда:
История возникновения названия напитка СПРАЙТ довольно оригинальна. В середине двадцатого века компания КОКА -КОЛА проводила рекламную компанию с использованием в качестве главного героя забавного маленького эльфа с крышкой от лимонада в виде шапочки. Звали этого эльфа baby Sprite. Малыш Спрайт стал всенародным любимчиком, и название нового напитка с лимонным вкусом, который компания готовила к запуску, появилось само собой. SPRITE был представлен для продажи в 1961 году и изначально позиционировался как содовая со вкусом лимона. То есть предлагалось использовать его в ситуациях, аналогичных использованию содовой. В 1978 году СПРАЙТ занял лидирующие позиции и стал представляться как самостоятельный оригинальный напиток. спрайт
11 слайд
Описание слайда:
Пользуются большой популярностью среди населения, особенно у детей и молодёжи. Это мы выяснили, проведя анкетирование учащихся нашей школы. Нам удалось выяснить, что из 93 опрашиваемых учащихся пьют газированные напитки. Изучение мнения учащихся :
12 слайд
Описание слайда:
Лабораторные исследования Наблюдение :яичная скорлупа приобрела коричневый цвет , выделялся обильно углекислый газ . Вывод :Этот опыт показал ,что Кока-кола содержит фосфорную кислоту и красители . Опыт 1: ЯИЧНАЯ СКОРЛуПА В КОКА-КОЛЕ Ход работы: Поместили в стакан с напитком колы белую яичную скорлупу
13 слайд
Описание слайда:
Носок в кока-коле Опыт 2 Ход работу: в чашку с напитком поместили капроновый носок Наблюдение : через 7 дней я обнаружила дыры на носке и цвет его стал коричневым Вывод: Кока-Кола содержит вещества, разрушающие даже капрон.
14 слайд
Описание слайда:
Опыт 3 . Гвозди в Кока-коле Ход работы: Ржавые гвозди опустили в стаканы с водой и напитком Наблюдения : через 4 дня в воде гвоздь не изменился , а в напитке он стал чистым ( блестящим ) Вывод : гвоздь очистился от ржавчины кислотой , которая содержится в Кока-коле
15 слайд
Описание слайда:
Опыт 4 с мясом Ход работы : в стакан с Кока- колой поместили кусочек свежего мяса. Наблюдение : через несколько дней оно изменилось в размерах и в окраске Вывод : белок мяса разрушился под действием красителей и др. ингредиентов .
16 слайд
Описание слайда:
Рисунки учащихся младших классов
17 слайд
Описание слайда:
Полезные советы Чтобы живот не раздувался, не пей газировку сразу! Подожди, когда пузырьков станет меньше. Чтобы избежать визита к стоматологу, лучше пить газировку через соломинку. И не забывать чистить зубы!
18 слайд
Описание слайда:
Газированные напитки приносят больше вреда, чем пользы; Они ведут к формированию заболеваний желудочно- кишечного тракта. почек. вызывают аллергию. Приводят к ожирению и сахарному диабету Возникают депрессии, головные боли и сердцебиение Я думаю, мы доказали , что проблема является актуальной . Наше здоровье в наших руках. Будем здоровы! Вывод:
19 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-121540
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник