Происходит перераспределение расходов в пользу
Глава 6. Перераспределение расходов
Не гонись за деньгами – иди им навстречу.
Аристотель Онассис
Чем экономия отличается от оптимизации расходов? Тем, что экономия – это обычное сокращение трат, в то время как оптимизация – это их разумное перераспределение. И это две разные вещи. Если экономия предполагает отказ от каких-либо материальных благ, то оптимизация позволит вам иметь то, что вы имели раньше, но за меньшие деньги.
В качестве иллюстрации приведу пример с покупкой продуктов. Если вы начнете покупать продукты с долгим сроком хранения в мелкооптовых магазинах (на неделю или на целый месяц), на одной только покупке продуктов вы сэкономите от 10 до 30 % (в розничных магазинах цены всегда сильно завышены).
Ваша задача: перераспределить расходы так, чтобы оставить в семейном бюджете все статьи расходов, но при этом сохранить часть денег, которые вы обычно тратили на обязательные покупки. Сделать это очень просто, и я снова приведу пример. Допустим, у вас есть три самые большие статьи расходов:
• продукты питания – 50 %;
• ремонт квартиры – 30 %;
• развлечения – 20 %.
Согласитесь, перестать есть и пить – не очень хорошая идея, жить без ремонта тоже явно неправильно, а уж без развлечений и вовсе тоскливо. Ни от чего отказываться мы не будем (хотя, если хотите, откажитесь от вредных привычек – я не против).
Если вы не планируете менять основные статьи расходов, вам остается одно: уменьшить траты по каждой из них. И вот какой будет картина ваших расходов после оптимизации:
• продукты питания – 40 %;
• ремонт квартиры – 25 %;
• развлечения – 15 %.
Итак, по каждой статье вы сократили расходы всего на 5 %. Теперь у вас освободилось целых 20 % ежемесячного дохода, которые вы можете откладывать – допустим, пополнять свой банковский депозит. Конечно, в реальности у вас наверняка не три статьи расходов, а больше, и каждую из этих статей вы можете сократить хоть на 1–2 %, хоть на 0,5 %, что, согласитесь, совсем немного, но общая сумма должна при этом составить не менее 10 %. Согласитесь: ведь совсем недавно вы искренне считали, что у вас нет денег на сбережения! Если это так, то теперь можете убедиться в том, что раньше вы просто плохо искали средства. Но расходы до и после оптимизации всегда приятно удивляют, не так ли?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Демократия и перераспределение
Наиболее важные для понимания демократического процесса принятия решений модели политэкономической литературы рассматривают демократию как перераспределительную. Мелцер и Ричард (Meltzer and Richard, 1981), работа которых долгое время являлась
III. Сокращение расходов
Шаг 14. Каждая статья расходов требует вашего внимания
Первый шаг на пути к сокращению расходов – научиться относиться к каждой статье расходов как к злу, которого желательно избежать.В нашем обществе широко распространен стереотип мышления,
Упражнение
Перераспределение времени
1. Накануне вечером, перед тем, как лечь спать, продумайте свой завтрашний распорядок дня. Неважно, рабочий это день или выходной. Возьмите лист бумаги и выпишите на него в столбик все занятия, которыми вы собираетесь завтра заняться.
Упражнение
Планирование расходов и доходов
1. К первому числу следующего месяца приготовьте толстый блокнот. С одной его стороны вы будете записывать расходы, с другой – доходы. Озаглавьте каждую сторону.
2. Начнем с дохода. Разделите лист на три столбца. Первый будет
Учёт расходов
Сначала посмотрим, какие характеристики расходов могут быть нам полезны, а затем – как этим пользоваться. Как находить неочевидные решения, резервы в своих тратах, либо корректировать своё финансовое поведение более тонко, чем просто запрещать себе
Перевод расходов в активы
Если ты еще не контролируешь свой денежный поток, тебе очень трудно увидеть, что нового ты можешь сформировать. Как начать выходить из этого контекста, когда доходы пришли, а затем целиком ушли в расходы?Очевидно, начать переводить часть расходов
Источник
Распределение доходов в экономической системе, построенной на базе добровольного обмена, определяется действием рыночных сил. Известно, что в условиях совершенной конкуренции распределение осуществляется таким образом, что предельный доход, достающийся собственнику каждого из факторов производства, соответствует предельному продукту данного фактора (его предельному вкладу в экономический рост).
При наличии изъянов рынка это соответствие нарушается. Вместе с тем, как бы то ни было, первичное распределение доходов осуществляет рынок. Решающее значение имеют предложение и спрос на услуги человеческого и физического капитала разного рода, а также на патенты, ссуды и другие источники доходов. Однако конечное распределение доходов, как правило, существенно отличается от первичного. Основная причина состоит в перераспределительной деятельности государства. Перераспределение связано с взиманием налогов, поставкой общественных благ, осуществлением денежных выплат, распределением отдельных частных благ в натуральной форме.
В ходе добровольного взаимодействия индивидов перераспределение возникает в качестве исключения, но не правила. Рыночные сделки по природе своей выгодны для всех их участников, если они достаточно информированы (уместно вспомнить наглядную модель обмена, известную под названием «коробка Эджуорта-Боули»). Добровольное перераспределение имеет место в случае частной благотворительности. В то же время государство, используя присущую ему силу принуждения, постоянно проводит акции, вызывающие перераспределительные последствия.
Перераспределение, проводимое государством, бывает как целенаправленным, так и ненамеренным. Типичный пример первого — выплата пособий нуждающимсягражданам за счет налогов, взимаемых с состоятельной части населения. Что жекасается ненамеренного перераспределения, то оно часто возникает, например,при размещении бремени налогов, собираемых, чтобы финансировать производствообщественных благ.
Допустим, речь идет о создании новой оборонной системы. Разные индивиды оценивают ее неодинаково, что предполагает различия в предельной готовности платить за эту систему. Если бы удалось достичь равновесие Линдаля, то перераспределение не имело бы места. Однако, коль скоро это равновесие не достигается, одни индивиды облагаются завышенным, а другие заниженным налогом с точки зрения их субъективной готовности платить за данное общественное благо. Значение индивидуальных функций полезности первых снижается по сравнению с ситуацией, предшествовавшей сбору налогов для создания оборонной системы. Эти потребители общественного блага фактически отдают больше, чем получают. Значение функций полезности вторых, напротив, повышается, поскольку они приобретают общественное благо по цене, не достигающей их предельной готовности платить.
Если одни и те же действия ведут к позитивным изменениям значений функций полезности для одних индивидов и отрицательным изменениям для других, налицо перераспределение, даже если оно целенаправленно не планировалось. По существу, едва ли не любые действия государства влекут за собой принудительное перераспределение, намеренное либо ненамеренное. В самом деле, эти действия чаще всего относятся либо к разряду целенаправленных мер социальной политики, стержнем которой на практике является разнообразная помощь нуждающимся, либо к области производства общественных благ при отсутствии равновесия Линдаля.
В роли непосредственных объектов перераспределения могут выступать, во-первых, доходы, во-вторых, физический и денежный капитал как фактор производства и, в-третьих, экономические возможности. Перераспределение доходов и капитала не требует особых комментариев. Что же касается перераспределения экономических возможностей, то оно имеет место, когда государство изменяет «правила игры» в экономике. Допустим, например, что вводятся высокие пошлины на импорт продовольствия. Такого рода мера заведомо выгодна отечественным производителям продовольствия, поскольку их конкурентные позиции сразу же улучшаются. Вместе с тем эта мера невыгодна потребителям продовольствия, так как речь фактически идет об ограничении предложения, что, при прочих равных условиях, приводит к повышению цен. В конечном счете благосостояние производителей продовольствия повышается, а уровень благосостояния его потребителей падает. Иными словами, имеет место перераспределение, хотя никакие денежные суммы или материальные объекты непосредственно не изымаются у потребителей в пользу производителей. Меняется не распределение ранее сформированных (и имеющихся потому в готовом виде) доходов и капиталов, а спектр регулируемых государством возможностей получать доход и образовывать капитал в будущем. Для одной группы лиц эти возможности расширяются, для другой — сужаются.
Перераспределение экономических возможностей происходит и в других случаях. Например, устанавливаемое законом существенное повышение уровня минимальной заработной платы способно вести к сокращению спроса на труд. В этом случае ухудшается положение тех, кто теряет работу, но улучшается положение значительной части занятых. Перераспределение экономических возможностей может иметь место и при государственном регулировании цен. В конечном итоге перераспределение возможностей оборачивается перераспределением доходов.
Итак, действия государства, как правило, имеют перераспределительный аспект. Крайне важно заблаговременно выделять и осмысливать этот аспект при подготовке управленческих решений, касающихся общественного сектора, даже если на первый взгляд они не носят перераспределительного характера. Необходимо ясно сознавать, чьим интересам в наибольшей степени соответствует то или иное решение и чьи интересы оно в какой-либо мере ущемляет.
Между тем перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства доходов, вообще говоря, ведет к экономическим потерям. Потери возникают прежде всего потому, что всякое принудительное перераспределение требует административных издержек (издержек перераспределения). Необходимо идентифицировать тех, за чей счет предстоит осуществлять перераспределение, а также тех, кто получит право на вспомоществование. Далее, требуется наладить сбор и распределение средств. Все это предполагает затраты, из которых и складываются административные издержки. Однако еще более важное значение имеет дестимулирующий эффект перераспределения. С одной стороны, у граждан с высокими доходами снижается заинтересованность в напряженном труде и предпринимательской активности. Дело в том, что значительная часть дополнительно заработанных средств может быть изъята для помощи нуждающимся. С другой стороны, у самих нуждающихся ослабляется заинтересованность в поиске приемлемо оплачиваемой работы и в интенсификации трудовых усилий. При известных обстоятельствах могут создаваться так называемые ловушки безработицы и бедности. Они бывают сильными и слабыми.
Сильная ловушка безработицы возникает в тех случаях, когда чистый денежный доход безработного, формируемый за счет перераспределения, фактически превышает чистый денежный доход такого же индивида, который имеет работу. Следует учитывать, что чистый денежный доход работающего меньше, чем его заработная плата. Из последней следует вычесть налоги (безработные часто освобождаются от налогов), а также расходы, связанные с работой, например, стоимость проезда до предприятия. Сильная ловушка безработицы встречается сравнительно редко. Несколько более обычное явление представляет собой слабая ловушка безработицы. Это ситуация, когда чистый денежный доход работающего индивида превышает доход, которым он располагал бы, не имея работы, но разница недостаточна, чтобы перекрыть отрицательную полезность трудовых усилий для того, кто их предпринимает. Разумеется, в этом случае предполагается, что работа, которую мог бы найти данный индивид, сама по себе непривлекательна и заниматься ею можно, только если заработок перекрывает тягость труда.
Сильная ловушка бедности имеет место в ситуации, когда дополнительный доход, который индивид получает, интенсифицируя свои трудовые усилия, оказывается недостаточным, чтобы превысить дополнительное эксплицитное и имплицитное налогообложение. Эксплицитное налогообложение — это собственно налоги, собираемые государством, в том числе с целью перераспределения. Имплицитное налогообложение — это потери, которые несет индивид в связи с тем, что, достигнув определенного уровня заработка, он перестает получать от государства те или иные пособия, предназначенные для помощи малоимущим. Тому, кто оказался в сильной ловушке бедности, выгодно меньше работать, с тем чтобы повысить свое благосостояние за счет снижения налогов и получения социальных выплат.
Слабая ловушка бедности отличается от сильной лишь тем, что при наличии первой прирост эксплицитного и имплицитного налогообложения примерно равен приросту заработной платы, так что с точки зрения чистого денежного дохода активизация трудовых усилий не ведет ни к очевидным потерям, ни к существенным приобретениям. В этом случае, как и при слабой ловушке безработицы, решающее значение приобретает тягость труда как такового.
Итак, мы убедились, что принудительное перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства, чаше всего ослабляет трудовую и предпринимательскую активность. Впрочем, встречаются исключения. Допустим, что в исходном состоянии распределение доходов в большой степени определялось сохранением феодальных привилегий, которыми пользовался узкий круг лиц. Ликвидация этих привилегий влечет за собой большее равенство доходов и имеете с тем способствует стимулированию трудовых усилий и инвестированию капиталов, поскольку более значительная часть результатов достается производителям, Однако для современной рыночной экономики, в которой привилегии отдельных лиц, искусственно поддерживаемые государством, в целом не играют значительной роли, характерен конфликт между равенством и эффективностью.
Ослабление экономического неравенства в масштабах, при которых предельные доходы существенно отклоняются от предельных продуктов соответствующих факторов производства, ведет к замедлению экономического роста. И наоборот, стимулируя повышение эффективности, обычно приходится до некоторой степени жертвовать равенством доходов. Поскольку стремление к большему экономическому равенству диктуется пониманием справедливости, преобладающим в том или ином конкретном обществе, не существует универсальных рецептов разрешения конфликта между эффективностью и равенством. Как уже отмечалось выше, инструментарий экономической науки не пригоден для того, чтобы выносить решающие суждения по проблемам, которые касаются справедливости. Зато именно эта наука призвана обосновывать критерии эффективности.
В качестве измерения неравенства в экономике страны применяются следующие показатели:
1. Коэффициент Джини: измеряет площадь между кривой Лоренца и биссектрисой. Максимальное значение ½. На Рис. 1 представлена кривая Лоренца. По горизонтальной оси откладывается % дохода, по вертикальной — % населения с соответствующим доходом. Биссектриса характеризует равномерное распределение дохода. Чем круче кривая Лоренца, тем больше неравенство доходов. Чем ближе к биссектрисе, тем меньше неравенство.
Рис. 1. Кривая Лоренца
2. Индекс бедности – это процент населения, находящегося за чертой бедности.
3. Черта бедности – это стоимость набора товаров и услуг, которые государство считает минимальными для существования.
4. Абсолютная бедность – это минимальный доход, который требуется для физического выживания человека.
5. Относительная бедность – это количество товаров и услуг, которое помогает достичь минимального прожиточного уровня в данной стране.
6. Дефицит дохода (российский показатель) – это отношение общей суммы доходов населения, недостающих до величины прожиточного минимума, к общей сумме доходов населения в стране.
7. Крайняя бедность (российский показатель) – это численность семей, среднедушевой доход которых составляет не более половины прожиточного минимума.
8. Постоянная бедность – это численность семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума в течение, как минимум, года.
Выделяют следующие виды богатства индивида:
1. Физическое (мебель, автомобили, квартиры и т.д.);
2. Человеческий капитал (знания, умения, навыки);
3. Финансовое (наличные деньги, ценные бумаги).
Источник
Конечное распределение доходов, как правило, существенно отличается от первичного. Это связано с перераспределительной деятельностью государства. Перераспределение связано с взиманием налогов, поставкой общественных благ, осуществлением денежных выплат, распределением отдельных частных благ в натуральной форме.
Принудительная реаллокация ресурсов, к которой прибегает государство, обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосостояния индивидов. Принося преимущества одним членам общества, она влечет за собой потери для других. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда законы и политические решения предусматривают осуществление трансфертных платежей, как правило, опосредуемых бюджетом. Трансфертный платеж (трансферт) представляет собой безвозмездную передачу части дохода или имущества индивида либо организации в распоряжение других лиц. Трансфертами являются, например, пособия, выплачиваемые нуждающимся за счет налогообложения лиц с относительно высокими доходами.
Трансферты могут осуществляться добровольно, приобретая характер пожертвований. Но на практике преобладающая часть трансфертов связана с деятельностью государства.
Трансферт не обязательно приобретает денежную форму, хотя эта форма доминирует. Те, в чью пользу перераспределяются средства, могут получать не денежные суммы, а профинансированные за счет трансферта бесплатные услуги, продовольственные талоны и т.п.
Таким образом, перераспределение, проводимое государством, бывает как целенаправленным, так и ненамеренным. Если одни и те же действия ведут к позитивным изменениям значении функций полезности для одних индивидов и отрицательным изменениям для других, налицо перераспределение, даже если оно целенаправленно не планировалось. По существу, едва ли не любые действия государства влекут за собой принудительное перераспределение, намеренное либо ненамеренное. В самом деле, эти действия чаще всего относятся либо к разряду целенаправленных мер социальной политики, стержнем которой на практике является разнообразная помощь нуждающимся, либо к области производства общественных благ при отсутствии равновесия Линдаля.
В роли непосредственных объектов перераспределения могут выступать:
ü доходы,
ü физический и денежный капитал как фактор производства
ü экономические возможности.
Перераспределение экономических возможностей имеет место, когда государство изменяем «правила игры» в экономике. Например, вводятся высокие пошлины на импорт продовольствия. Такого рода мера выгодна отечественным производителям продовольствия, поскольку их конкурентные позиции сразу же улучшаются. Вместе с тем, это мера невыгодна потребителям продовольствия, так как речь фактически об ограничении предложения, что, при прочих равных условиях, приводит к повышению цен. В результате благосостояние производителей продовольствия повышается, а уровень благосостояния его потребителей падает. Имеет место перераспределение, хотя никакие денежные суммы или реальные объекты непосредственно не изымаются у потребителей в пользу производителей. Меняется не распределение ранее сформированных доходов и капиталов, а спектр регулируемых государством возможностей получать доход и образовывать капитал в будущем Для одной группы лиц эти возможности расширяются, для другой — сужаются.
Распределению доходов в рыночной экономике обычно свойственна значительная степень неравенства. Она определяется тремя обстоятельствами. Во-первых, факторами, которые были унаследованы индивидом, ним относятся не только, например, полученные в наследство акции, денежные депозиты и т.п., но и природная одаренность, способности к тем или иным занятиям. Во-вторых, накопленным в течение жизни человеческим капиталом в результате полученного образования. В-третьих, непредвиденными обстоятельствами, связанные с удачей или неудачей, человек может внезапно разбогатеть, вложив средства в одну корпорацию, и разориться, вложив средства в другую.
Перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства доходов, ведет к экономическим потерям. Потери возникают в результате того, что принудительное перераспределение требует административных издержек (издержек перераспределения). Необходимо идентифицировать тех, за чей счет предстоит осуществлять перераспределение, а также тех, кто получит право на получения пособий. Далее, требуется наладить сбор и распределение средств. Все это предполагает затраты, из которых и складываются административные издержки.
В этих условиях важное значение имеет дестимулирующий эффект перераспределения. С одной стороны, у граждан с высокими доходами снижается заинтересованность в напряженном труде и предпринимательской активности (значительная часть дополнительно заработанных средств может быть изъята для помощи нуждающимся). С другой стороны, у самих нуждающихся ослабляется заинтересованность в поиске достаточно оплачиваемой работы и в интенсивности трудовых усилий.
В данных условиях могут создаваться ловушки безработицы и бедности. Они бывают сильными и слабыми.
Сильная ловушка безработицы возникает в тех случаях, когда чистый денежный доход безработного, формируемый за счет перераспределения, фактически превышает чистый денежный доход такого же индивида, который имеет работу. Следует учитывать, что чистый денежный доход работающего меньше, чем его заработная плата, т.к нее следует вычесть налоги (безработные часто освобождаются от налогов), а также расходы, связанные с работой, например, стоимость проезда до предприятия. Данный тип ловушки встречается сравнительно редко.
Несколько более обычное явление представляет собой слабая ловушка безработицы. Это ситуация, когда чистый денежный доход работающего индивида превышает доход, которым он располагал бы, не имея работы, но разница недостаточна, чтобы перекрыть отрицательную полезность трудовых усилий для того, кто их предпринимает. Разумеется, в этом случае предполагается, что работа, которую мог бы найти данный индивид, сама по себе непривлекательна и заниматься ею можно только, если заработок перекрывает тягость труда.
Сильная ловушка бедности имеет место в ситуации, когда дополнительный доход, который индивид получает, интенсифицируя свои трудовые усилия, оказывается недостаточным, чтобы превысить дополнительное эксплицитное и имплицитное налогообложение.
Эксплицитное налогообложение — это собственно налоги, собираемые государством, в том числе с целью перераспределения.
Имплицитное налогообложение — это потери, которые несет индивид в связи с тем, что, достигнув определенного уровня заработка, он перестает получать от государства те или иные пособия, предназначенные для помощи малоимущим. Тому, кто оказался в сильной ловушке бедности, выгодно меньше работать, с тем, чтобы повысить свое благосостояние за счет снижения налогов и получения социальных выплат.
Слабая ловушка бедности отличается от сильной лишь тем, что при наличии первой прирост эксплицитного и имплицитного налогообложения примерно равен росту заработной платы, так что с точки зрения чистого денежного дохода активизация трудовых усилий не ведет ни к очевидным потерям, ни к существенным приобретениям. В этом случае, как и при слабой ловушке безработицы, решающее значение приобретает тягость труда как такового.
Итак, мы убедились, что принудительное перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства ослабляет трудовую и предпринимательскую активность.
Для современной рыночной экономики, в которой привилегии отдельных лиц, искусственно поддерживаемые государством, в целом не играют значительной роли, характерен конфликт между равенством и эффективностью. Ослабление экономического неравенства в масштабах, при которых предельные доходы существенно отклоняются от предельных продуктов соответствующих факторов производства, ведет к замедлению экономического роста. И наоборот, стимулируя повышение эффективности приходится жертвовать равенством доходов.
Осмысление конфликта между равенством и эффективностью побуждает уточнить смысл последней. Базовым критерием эффективности для рыночной экономики является критерий по Парето, согласно которому улучшение (повышение эффективности) имеет место в тех и только тех случаях, когда переход от одной аллокации к другой, первое, влечет за собой позитивное изменение значения функции полезности хотя бы одного индивида и, второе, не вызывает негативных изменений значений функций полезности ни одного из других индивидов. Ухудшение же (снижение эффективности) происходит, когда значения функций полезности одного или нескольких индивидов понижаются, а для остальных индивидов эти значения остаются неизменными.
Однако на практике принудительное перераспределение, как правило, не бывает чистым. Оно сопряжено с потерями. Какие-то блага (ресурсы) в процессе перераспределения утрачиваются или остаются непроизведенными. Поэтому одного критерия критерии по Парето оказывается недостаточно.
Повышение экономической эффективности имеет место в тех и только тех случаях, когда в новой ситуации индивиды, которые получили дополнительные выгоды, способны компенсировать проигравшим их потери и при этом остаться в выигрыше по сравнению с первоначальной ситуацией. Данное определяется как критерий компенсации, называемый критерием Калдора-Хикса в честь предложивший его британских экономистов Н. Калдора и Дж. Хикса.
Если кривые потребительских возможностей пересекаются, то критерий Калдора-Хикса даст неопределенные результаты. Т. Ситовски предлагает двойной критерий: во-первых, надо убедиться, что движение из первой точки во вторую улучшает положение, согласно критерию Калдора-Хикса и, во-вторых, проверить, что обратное движение из второй точки в первую не улучшает положение согласно критерию Калдора – Хикса. Лишь тогда, когда соблюдаются оба условия, благосостояние повышается.
Источник