Раннее развитие детей вред и польза и вред
Жизнь вокруг все больше напоминает езду на велосипеде: пока крутишь педали – едешь. Стоит только остановиться – упадешь. Чтобы успеть, неважно что, нужно крутиться все быстрее и все успевать. Чтобы добиться чего-то в жизни уже мало закончить один институт, стать кандидатом наук и получить тепленькое место работы. Нынче в моде – быть успешным. А это значит – знать несколько языков (одним английским уже давно никого не удивишь, это даже не специальность, а приложение к специальности), нужно все время повышать свой профессиональный уровень, обязательно заниматься хоть каким спортом и быть всесторонне развитой личностью. В общем, все должно быть строго по Чехову.
Каждый родитель, без сомнения, желает своему ребенку самого лучшего. Он хочет, чтобы его малыш вырос в умного, красивого и обеспеченного человека. Можно, конечно, преподнести все это своему отпрыску на блюдечке с голубой каемочкой в виде наследства, акций, готового бизнеса и прочего. Но гораздо разумнее научить ребенка достигать желаемого самому. Помните, как в известной притче, старик-мудрец не стал ловить мальчику рыбу, чтобы тот насытился, но позволил ему быть рядом и учиться ловить самому.
И чтобы успеть научить своего ребенка всему, что ему может понадобиться в жизни, родители еще до рождения своего малыша уже начинают его образовывать. Будущие мамы посещают курсы, где помимо подготовки непосредственно к родам занимаются и интеллектуальным развитием ребеночка. Очень забавно и трогательно наблюдать со стороны, как пузатые без пяти минут мамы под музыку гремят погремушками около живота с разных сторон и в разном темпе, прикладывают к нему разноцветные листы бумаги, поют, отбивают ритм на животе и занимаются прочей ерундой. Не знаю, способствует ли это рождению гениев, но настроение от таких занятий обязательно повышается, что тоже имеет большое значение.
Сразу после рождения родители посещают со своими детишками школы по танцам, пению и другие всевозможные курсы раннего развития детей.
Нет однозначных статистических данных по поводу того, способствуют ли целенаправленные занятия развитию выдающихся способностей у ребенка. Как правило, дети, с которыми активно и целенаправленно занимаются по какой-либо системе, так же как и их обычные сверстники начинают ходить, говорить, пользоваться горшком. Конечно, ребенка можно научить читать, считать и в три – четыре года. Однако в следующие пару-тройку лет этому обучаются все дети в школе.
Однако ответственные родители все время испытываю беспокойство и зуд, глядя на сверстников своих детей. Эта девочка уже третий год занимается фигурным катанием и пением, мальчик – гимнастикой, рисованием и чем-то еще, этого водят в группу Монтессори чуть не с рождения, тот уже на лыжах горных катается, та английским языком занимается пять раз в неделю. В некоторые спортивные секции детей записывают, едва они появятся на свет. И вот одним родителям их внутренний голос начинает навязчиво бубнить, что они, наверное, плохие мать и отец, раз не развивают ребенка, не вкладываю в него знания и умения, не водят его из секции в секцию, из кружка в кружок. Что другие дети уже так много знают и умеют и прочее и т.д. и т.п.
Другие родители наоборот, считают, что главное – здоровье, а все языки, рисование и спортивные школы спокойно могут и подождать. И не надо ребенка перегружать – у него должно быть детство с играми, а не занятия по расписанию, и самое нужное в детском возрасте – это сон, гулянье на свежем воздухе и правильное питание.
Как обычно, у каждого пути развития ребенка есть свои плюсы и минусы, но вот где их больше или меньше? Дает ли реально пользу ребенку раннее развитие или наоборот отвращает ребенка от дальнейшего обучения. Вспомним семью Никитиных – их дети не захотели пойти по стопам своих родителей в этом вопросе.
Курсов образования и развития детей рынок предлагает очень много, и все они переполнены. Но качество преподавания на них сильно разнится, а цену за них назначают чаще всего высокую. Цена при этом не всегда соответствует качеству, да еще и непонятно, нужно ли это в принципе. А на этот вопрос каждый родитель ищет ответ самостоятельно, поскольку только он и никто другой несет ответственность за своего маленького ребенка.
Морозова Елена Ивановна – детский психолог, кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО. За работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф награждена Наградным крестом «Защитнику отечества» II степени:
Во-первых, давайте разберемся, что считать ранним развитием и чему и как надо учить. Это очень существенные моменты.
Есть такие случаи в моей практике, когда начинают учить уже в полтора года – нанимают репетитора, учат английскому языку, еще чему-то. Помимо этого приходит гувернантка и тоже проводит с ребенком специальную подготовку к занятиям, т.е. делание уроков. Хоть они и стараются обучать в игровой форме, но это все же недопустимо.
В полтора года ребенок обязательно надо развивать, но это ни в коем случае не должно быть обучением даже дошкольного типа, а тем более школьного занятиями с учителями.
Очень хорошо, если ребенок вместе с мамой посещает различные группы, где можно попеть песенки, почитать потешки, где есть богатая игровая среда, т.е. множество различных игрушек, предметов, направленных на развитие сенсорных ощущений.
В Швеции, например, очень интересен опыт лекотек, которые мама посещает с ребенком и где можно просто поиграть, а специалист покажет и подскажет как лучше это сделать. Полезны, к примеру, те же группы Монтессори. Вообще полезны все группы развития, где ребенок имеет возможность пропустить через себя много информации, усвоить новое, обогатить свой чувственный опыт и удовлетворить свою любознателььность. При этом самое главное – чтобы развитие проходило в интересной для него игровой форме.
Очень мне понравился пример такого «ненавязчивого» развития в Израиле. Вот выходит бабушка с ребенком на прогулку, мимо пролетает бабочка и бабушка малышу рассказывает о бабочке в доступной для него форме, вовлекает его в какую-нибудь игру на тему бабочки и т.д. Это и есть развитие.
А когда ребенка пытаются в год-полтора научить различать буквы, цвета и еще спрашивают с него правильные ответы – это совершенно неприемлемо для ребенка
Венгер Александр Леонидович – детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» и кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). За работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф награжден Наградным крестом «Защитнику отечества» II степени:
Я против раннего обучения детей чтению, письму и прочим «школьным» предметам. В дошкольном возрасте должны решаться гораздо более важные задачи. Намного полезнее в этом возрасте развивать способности. А для развития способностей важнее всего игры, рисование, конструирование и другие «дошкольные» виды деятельности.
Я также против раннего начала школьного обучения. Российские школы плохо приспособлены даже для семилеток, и они совсем не подходят для детей шести лет. Нашим законодательством определено, что ребенок может поступать в школу с шести с половиной, с семи или с восьми лет, по усмотрению родителей. Я рекомендую родителям не отдавать детей в школу раньше семи лет, за исключением, может быть, редких случаев, когда ребенок опережает свой возраст по уровню личностного и эмоционального развития. Но хочу подчеркнуть, что именно личностного и эмоционального, а не интеллектуального. А интеллектуально развитые дети, как правило, напротив – отстают от своих сверстников в эмоциональном и личностном плане.
Источник: Psyigator
опубликовано 11/12/2009 12:18
обновлено 17/02/2014
– Педагогика и психология
Источник
Раннее развитие – вред или польза?
Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В “раннем развитии” безусловно прекрасно одно – это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети стали самыми лучшими, самыми счастливыми, самыми талантливыми, т.е самыми – самыми. И это так естественно – на пути к своей мечте пройти через увлечение “ранним развитием”. Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей. Как известно, ранний возраст (от рождения до 3-х лет) – самая важная в плане восприятия часть нашей жизни, определяющая будущее развитие человека, закладывающая его способности и характер. Дети начинают впитывать в себя информацию, учиться сразу после появления на свет.
Молодые родители, узнав о существовании современных методик раннего развития, уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно». Сразу после рождения ребенка родители сталкиваются с огромным количеством мнений, как на темы здоровья и физического развития малыша, так и в вопросах его обучения, начиная прямо с самого рождения.
Однако существует и другая категория родителей, то ли ленивых, то ли наоборот, внимательно изучивших вопрос – они уверяют, что от популярного «раннего развития» вреда намного больше, чем пользы. Так ли это или мнение о вреде чтения с пеленок и других популярных методик – не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.
Прежде всего, давайте разберемся, что же мы подразумеваем под самим термином «раннее развитие»? Смысл же этого словосочетания обычно разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 4 лет.
Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению, что соответствует потребностям ребенка – развить и раскрыть его собственный потенциал. Мамы во все времена – стремились развивать своих детей как физически (занимаясь с ними массажем, гимнастикой и простыми подвижными играми), так и умственно, с помощью книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых. Это нормальная, свойственная каждому родителю стимуляция естественного детского стремления к знаниям, самостоятельной игре и творчеству.
Если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии.
Раннее обучение – это целенаправленная деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п. Самые серьезные споры и разногласия возникают по поводу именно раннего обучения, которое обычно подразумевает использование какой-либо методики. По существу, эти методики предлагают не развивать маленького ребенка, а досрочно обучать его тем предметам, которые ему через несколько лет так или иначе предстоит проходить в школе.
Как видно, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются.
Почему же родители стремятся к раннему обучению?
Родителям хочется, чтобы:
- ребенок был не по годам развит, потому что хочется
- воспитать его уникумом, не таким, как все;
- ребенок стал тем, кем не стали они, или просто был «умнее родителей»
воплотить в жизнь свои амбиции – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!». (Для справки: Рихард Вагнер начал брать свои первые уроки музыки в 15 лет, а Поль Гоген стал учиться живописи, когда ему было уже 26!)
Польза «раннего развития»
Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям. А лишняя информация попросту не задержится в его сознании. По этому рассмотрим некоторые плюсы «раннего развития» в привычном для нас понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий):
С помощью дидактического материала вы вносите разнообразие в жизнь ребенка – создаете развивающую среду.
В условиях города мы заперты в кирпично-бетонные коробки собственных домов, гуляем с детьми в одних и тех же дворах, мало путешествуем. Разноцветные карточки обычно вызывают у них интерес. Поэтому сложно переоценить важность создания для ребенка стимулирующей развивающей среды и поощрения его исследовательской свободы.
Ребенок учится воспринимать и обрабатывать новую информацию.
Согласно данным нейрофизиологии, именно до 3 лет формируются основные нейронные связи (около 80 %) в мозге человека. На этом и основано название знаменитой книги «После трех уже поздно» (автор Масару Ибука). Давая всем пяти органам чувств ребенка адекватную возрасту нагрузку, вы научите его схватывать «на лету» новые знания.
Вы имеете более-менее четкий план развивающих мероприятий.
Что ни говори, воображение у всех нас разное, а сидение дома с малышом зачастую не способствует его развитию. В таких случаях рекомендации и пособия будут очень полезны, как минимум, для мамы.
Вред раннего обучения чтению, счету, иностранному языку и т.д.
Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства (ребенок становится капризным, нарушается сон, аппетит и т.д.), нежелание ребенка заниматься или появившиеся проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету и т.д. И еще хорошо, если эти проблемы проявятся так быстро, что будет легко установить причины их появления.
Что несет за собой раннее обучение?
Перегрузка центральной нервной системы.
Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.
Развитие интеллекта в ущерб другим способностям.
Существуют неопровержимые некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение последовательности воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям. Почему бы по той же схеме маме не пойти в фитнес-зал и без предварительной подготовки отжать от груди штангу весом 30 кг раз двадцать? Получится? Не думаю. Почему же нужно тренировать мозг ребенка пока он не успел сформироваться? Развитие же, в подлинном значении этого слова, подразумевает нечто большее. Это, прежде всего, формирование характера, личности. Для будущего гения очень полезны такие качества, как внутренняя независимость, упорство, богатая фантазия, безукоризненный вкус, готовность к риску – и еще многое из того, о чем ни слова не упоминается в традиционных руководствах по “раннему развитию”. Человек, обладающий этими качествами, способен учиться самостоятельно в любом возрасте. Ему не нужны особые методики, адаптированные для двухлетних детей.
Снижение «пластичности» мозга.
При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.
Функциональная несформированность лобных отделов мозга.
Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.
Проблемы с самооценкой
Такие проблемы могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если родители постоянно сравнивают своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было, и тут уж совсем далеко до воспитания гения становится.
«Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития.
Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.
Вероятно, дабы не лишать ребенка детства все методики “раннего развития” основной упор делают на легкость освоения материала. Они задуманы так, чтобы ребенок учился, в буквальном смысле слова, играючи, безо всякого умственного усилия. Здесь-то и таится главная опасность! Ничто так не обманчиво, как ранний “успех”, доставшийся без напряжения воли. Бог весть, какие иллюзии могут сложиться у семилетнего рано обученного ребенка, который видит, как его одногодки, сидя за школьными партами, с трудом постигают простейшие, на его взгляд, вещи. Но когда-нибудь настанет время учить информатику, экономику, юриспруденцию – и вдруг выяснится, что по этим дисциплинам не предусмотрено никаких методик “раннего развития”, а есть только некоторые руководства. И тогда преимущество будет у тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром обычных учителей. Стандартные программы “раннего развития” построены так, как будто их самая конечная цель состоит лишь в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте усвоил материал начальных классов. После семи лет “развитие” словно бы и заканчивается. А где же методики “раннего развития” школьников, позволяющие с легкостью усваивать знания в объеме университета?
Раннее развитие: стоит ли?
Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать, уважаемые родители, Вам. Однако, спеша ознакомьтесь с различными методиками, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить» ребенка приводит к опасным последствиям. Самостоятельное обучение ребенка чем-то напоминает самолечение. Так же рекомендую ознакомиться с Федеральным Государственным Стандартом Дошкольного Образования, дабы иметь представление, что же все-таки должен уметь Ваш малыш к концу третьего жизни. И если Вы не будете стремиться только к результату, а будете искренне получать удовольствие от общения с малышом, пытаться учиться вместе с ним, посмотреть на мир его глазами – такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта. И, возможно, даже придете к тому, что будете просто играть с ребенком в «Ладушки» и «Сороку», петь песенки про «Кото Котовича», пересыпать крупу и песок, перебирать зерна, читать хорошие и добрые книги, смотреть хорошие фильмы и слушать хорошую музыку. Ну и пусть это будет носить ознакомительный характер. Ранний возраст – это пора, когда готовят почву к посеву и не ждут всходов. Маленького ребенка можно обучить лишь самым примитивным вещам, а познакомить – со всеми сокровищами и достижениями мира. Поэтому девизом родителей должно быть: “Не учить, а знакомить!” Если у мамы или папы есть один час, который они могут уделить своему малышу, то лучше в этот час прочесть ему вслух “Сказку о царе Салтане” Пушкина, чем сложить несколько слов из кубиков Зайцева.
И в заключение хочется пожелать здоровья и успехов Вам и Вашим детям! Не стойте на месте! Творите, ищите, пробуйте!
Использованные источники: « Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины», Леонид Некин, nekin@narod.ru.По материалам сайта Тропинка к гениальности.
Источник