Реагенты противогололедные вред и польза и вред
В течение последних нескольких дней Москву обильно засыпает снегом, и многие из нас уже столкнулись с проблемой грязных дорог, скользких улиц и обуви, покрытой белыми разводами из-за попавших на нее противогололедных реагентов. Отдел науки «Газеты.Ru» разбирался в том, чем именно коммунальные службы посыпают дороги зимой и как эти химикаты влияют на окружающую среду.
Пищевые реагенты
Согласно постановлению правительства Москвы №570-ПП, в городе могут использоваться три типа противогололедных реагентов: реагенты жидкого, твердого и смешанного типов. Как правило,
твердые реагенты на основе технической соли и хлористого кальция могут применяться при температуре воздуха до -12ºC, а вот жидкие (например, растворы солей кальция и натрия) рекомендуется использовать до -5ºC, так как иначе они просто-напросто замерзнут и создадут на дорогах дополнительный слой льда.
Самые распространенные твердые реагенты, которыми в России посыпают дороги, — это хлорид натрия и хлорид кальция (NaCl и CaCl2). Жидкие реагенты — это растворы твердых, а комбинированные — смесь химикатов с так называемой фрикционной частью (например, щебнем или мраморной крошкой).
Хлорид натрия — это обычная поваренная соль, которую все мы употребляем в пищу. На улицах используется хлорид натрия с низкой степенью очистки, который может содержать примеси песка или других солей — так называемая техническая соль. Хлорид кальция — это кальциевая соль соляной кислоты, зарегистрированная как пищевая добавка Е509. Эта добавка применяется для консервирования овощей и фруктов, для смягчения мяса, используется при ферментации молочных продуктов (например, при производстве творога).
Коктейль из химикатов
Несмотря на кажущуюся безопасность, хлориды натрия и кальция все-таки оказывают негативное влияние на состояние обуви, автомобилей, дорожного покрытия, а также на здоровье. Происходит это в первую очередь потому, что
на дорогах они смешиваются с другими веществами, источниками которых является целый ряд факторов.
Во-первых, автомобильные покрышки выделяют значительное число химических компонентов (например, углерода или серы), кроме того, в результате трения от них отделяются мелкие каучуковые частицы, которые смешиваются с хлоридами солей натрия и кальция. Во-вторых, днища автомобилей обрабатываются антикоррозийными покрытиями, которые также вступают в химическую реакцию с антигололедными реагентами. Еще одним источником дополнительных химикатов служат жидкости для омывания автомобильных стекол, часть которых попадает на дорогу. Четвертым источником компонентов для химического «коктейля» является само дорожное покрытие.
Кроме того, сам реагент — хлорид кальция или хлорид натрия — не используется в чистом виде. Хлорид служит основой реагента, к которой добавляется песок или гранитная крошка, кроме того, компоненты реагентов могут содержать примеси (магний, медь, кобальт, свинец, мышьяк, ртуть, молибден). Нетрудно представить, какая гремучая смесь веществ, вступающих в активные химические реакции между собой, попадает в почву, на нашу обувь, лапы домашних животных, а также растущие в городе растения.
Почва, обувь, лапы
Как сообщается в отчете «Оценка эколого-геологических последствий применения противогололедных реагентов в городе Москве», подготовленном сотрудниками геологического факультета МГУ, проникание смеси реагентов с прочими веществами в почву приводит к ее засолению и увеличению их электропроводности. В результате «в грунтах на территории города увеличивается интенсивность миграции блуждающих электрических токов, проникающих в геологическую среду при утечках из кабельных и иных электрических сетей». Это усиливает коррозию металлов (трубопроводов, свай домов, металлической арматуры), что может привести к порче объектов подземных коммуникаций и зданий.
Что касается почвы, то ее структура под действием хлоридов уплотняется — ее частицы слепляются друг с другом, и возникает своеобразная «соляная корка».
Это угрожает жизни почвенных микро- и макроорганизмов (червей, грибов, низших растений) и приводит к общей деградации почвы.
Не менее серьезное воздействие химикаты оказывают и на нашу обувь. Ее кожа пропитывается раствором реагентов, затем высыхает, и ее волокна покрываются слоем солей. В результате этого кожа становится ломкой, начинает пропускать воду. Совсем спасти обувь от порчи не получится, но снизить влияние реагентов можно. Для этого нужно обрабатывать обувь водоотталкивающими средствами и тщательно мыть ее после возвращения домой.
Лапы домашних животных страдают от реагентов не меньше: кожа становится раздраженной, воспаляется, эпидермис постепенно разрушается. Поэтому хозяевам собак стоит обратить особое внимание на тщательное мытье лап питомца после прогулки и, возможно, подумать о приобретении специальной обуви для животных.
До Европы далеко
Химические реагенты для борьбы со льдом на дорогах используются не только в России — в США и Канаде дороги посыпают хлоридом магния. Однако помимо агрессивных химических соединений можно использовать и другие методы борьбы со льдом: так, в Австрии, Финляндии или Швеции наряду с химикатами используется фрикционный метод: дороги посыпаются песком или каменной крошкой. Плюс этого способа в том, что никаких химических реакций не происходит, а минус заключается в недолговечности такого покрытия. Песок и крошка сдуваются с дорог ветром, разносятся колесами машин и ногами пешеходов, а также царапают обувь.
В Швеции применяется и еще один непривычный для нас метод, названный в честь исследователя Торгейра Ваа. Ученый выяснил:
если мелкий песок смешать с горячей (90–95ºC) водой в пропорции 7 к 3 и затем разбрызгивать эту смесь на снег и лед, то песчинки будут «вплавляться» в лед, тем самым делая поверхность шероховатой. Песок при этом не сдувается ветром, а сцепление автомобильных колес и обуви пешеходов с поверхностью увеличивается.
Такой обработки хватает примерно на неделю (даже при достаточно интенсивном движении), затем ее необходимо повторять.
В Норвегии пошли еще дальше — там строят автомобильные трассы с подогревом. Такой радикальный (и дорогой) метод позволяет вообще забыть о снеге и льде на дорогах. Япония также не использует для борьбы со льдом никаких средств, в том числе и теплых дорог.
Японцы пошли по одному из самых простых путей — они просто-напросто чистят дороги. Для этой страны характерные мощные и непродолжительные снегопады, поэтому такое решение проблемы вполне эффективно.
Источник
30.11.16
С приходом зимы горожане вновь обсуждают вред противогололедных реагентов. Пермякам не нравится, что от них ржавеют автомобили, портится обувь, болят лапы у домашних питомцев. Ими забивается ливневка, от них сгорает зелень. А с наступлением весны все, что не убрали подрядчики с улиц, попадает в легкие и глаза. Список претензий настолько велик, что 59.ru отправился к производителю «Бионорда» (Уральский завод противогололедных материалов), чтобы узнать всю правду о реагентах.
Реагент реагенту рознь – сразу пояснили на предприятии. В Перми на дорогах используются техническая соль «галит» и песок. Именно такие противогололедные материалы являются причиной высокой коррозии, грязи на дорогах и пылевых поземок весной. Зачастую жалобы связаны не с самим качеством антигололедного реагента, а с неправильным его использованием.
«Почему-то все считают, что реагенты – панацея от снега и льда. Рассыпал и забыл. Но это не так. Основная цель реагента – облегчить уборку. От реагентов снег плавится, отслаивается и в итоге легче убирается. А вот после этого снег вместе с реагентами нужно убрать, а подрядчики это не всегда делают», – рассказывает главный технолог ООО «УЗПМ» Дмитрий Лимонов.
ральский завод противогололедных материалов располагается в Краснокамске. Завод выпускает многокомпонентный материал «Бионорд» – смесь из различных солей. Территория завода большая: здесь и склады, и цеха с несколькими административными зданиями. Производство происходит в четырехэтажном цеху, наполненном переплетением труб. Как рассказали рабочие, в котел попадают ингредиенты – хлористый кальций, пищевая соль и твердые добавки. Они смешиваются, дробятся, прессуются и на выходе получаются гранулы, которые тут же упаковываются в тары от 5 до 800 килограммов. Готовый продукт складируется на поддонах под открытым небом в больших пакетах либо сразу попадает в вагоны и фуры. Кстати, на территории завода не пахнет, нет никакой пыли. Дороги на заводе чистят этим же «Бионордом», тут даже после сильного снегопада и в мороз -30°С идеальный асфальт. По территории на большой скорости ездят погрузчики, делают резкие развороты и не скользят.
Состав зависит от климата города и назначения противогололедного материала: для дорог, мостов, тротуаров, дальнобойщиков и т.д. Чаще всего смесь состоит из хлорида кальция, хлорида натрия, добавок для сцепления – мраморного щебня и биофильных компонентов, которые снижают воздействие солей на почвы, обувь и металлы.
Правильная технология применения реагентов следующая: сначала техникой удаляется рыхлый снег, для удаления наледи и наката рассыпают «Бионорд». После этого выдерживают паузу в 20-40 минут. А затем грейдером с дорог и тротуаров собирают и вывозят снежную кашу. На один квадратный метр нужно около 100 граммов реагента, если температура на улице около -30°С. При -5°С нужно всего 20-30 граммов продукта для того, чтобы размягчить 10-15% льда и облегчить уборку. Если на дороге в -20°С видно лужи, значит подрядчик использовал слишком много реагента, и тот полностью растопил наледь. Снег превратился в соленую воду, которую убрать труднее, чем снежную кашу.
В Екатеринбурге некоторые жители считают, что после применения «Бионорд» остается грязь. На заводе для корреспондента 59.ru провели эксперимент. Из ближайшего сугроба достали несколько горок снега, разложили в одинаковые тары и посыпали их двумя реагентами: галитом – технической солью низкой степени очистки и двумя типами «Бионорда».
Галит и «Бионорд» начали плавить снег одинаково хорошо. Однако галит не полностью растворился: остался темный мутный осадок, какие-то цветные камушки. Как пояснили на заводе, это посторонние примеси, как раз после них и остается грязь на дорогах.
иверсальный «Бионорд» растворил снег быстрее и без остатка. Пока реагент растворялся, часть его лежала как камушки, создавая дополнительное сцепление шин с дорогой. Потом и они растворились, полностью растопив снег. Это плюс – такой реагент не засоряет ливневки.
«Бионорд» с мраморной крошкой выглядит как смесь из белых камушков: часть из них действительно белый мрамор, а часть – спрессованные особым способом разные соли, которые плавят лед. Снег «Бионорд» растворил примерно с такой же скоростью, что и галит, но оставил после себя белые мраморные камушки, а не грязную смесь. Такой состав разработан для пешеходных зон и трудных участков дорог – спусков и подъемов. Мраморный щебень помогает фурам легче взобраться на гору.
другом эксперименте производитель перед нами растворил «Бионорд» и галит в стаканах с водой. После «Бионорда» вода осталась чистой, а после галита – мутной и коричневой.
Жители столицы Урала жалуются и на испорченную обувь. И они правы. В этом виновата соль, которая также входит в состав «Бионорда». «Все противогололедные материалы влияют на обувь, кожу и металл. Наша задача – свести это влияние к минимуму насколько возможно. По сравнению с технической солью «Бионорд» оказывает меньшее влияние на обувь», – объясняет технолог УЗПМ Дмитрий Лимонов. При этом добавляет, что завод может разработать реагент, который вообще не будет действовать на сапоги, но вряд ли какому-то городу он будет по карману.
Работали над составом реагента и в плане экологичности. По словам Дмитрия, за последние пять лет с использованием «Бионорда» в Москве отмечено снижение засоленности почвы в 2,5 раза. До этого в столице 10 лет использовали техническую соль. В результате до 93% почв было засолено. Сейчас состояние грунта на большей части территории нормализовалось. «Влияние на металл также зависит от конкретного металла и состава реагента. В среднем влияние «Бионорда» на металл на 20-70% меньше соли. У него четвертый класс опасности по воздействию на человека из четырех возможных, а у технической соли – третий», – говорит технолог.
Еще один довод, который приводят противники применения реагентов, – от них страдают животные. Эта проблема касается всех химических смесей. Если нормы расхода были превышены, то на дорогах получается ледяная вода, которая может быть опаснее для голых лап, чем обычный снег. Собака получает от плавленного снега обморожение лап, по-другому «термический ожог». Там, где применяются смеси из технической соли, также остаются камни, песок и крошка, которые могут нанести лапкам собаки механические повреждения.
«Владельцам собак стоит обувать своих питомцев. Не реагенты разъедают лапы у собак, а жидкая фаза холодной воды в мороз, которая приводит к термическому ожогу. При этом прогулки в мороз по холодной плитке или асфальту тоже могут привести к обморожению. А соленая вода от использования солей и реагентов начнет щипать», – объясняет руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Шестаченко.
Анна знает, о чем говорит. Несколько лет совместно с различными научными институтами ассоциация занимается изучением видов противогололедных материалов и методов уборки снега. Организация занимается разработкой нормативов производства и применения противогололедных реагентов с учетом их влияния на безопасность транспорта, дорог, людей и окружающую среду. «После использования «Бионорда» остается лишь соленая вода в концентрациях, которая не опасна для собаки. Однако стоит помнить, что на дорогах присутствуют и другие загрязнения, которые могут быть токсичны для животного. Поэтому лучше не давать питомцам лизать лапы после прогулки», – говорит Анна Шестаченко.
Производители «Бионорда» заявляют, что их реагент настолько безопасен для человека, что его можно есть. «Наш сотрудник на презентации это делал перед журналистами без каких-то последствий для здоровья. Но это не значит, что «Бионорд» – продукция для еды», – рассказывает пресс-секретарь ООО «УЗПМ» Александр Сенинец.
Корреспондент 59.ru на собственном примере проверил влияние этого реагента на кожу. В сухом виде «Бионорд» можно держать в руках без перчаток – это обычные гранулы солей, которые не имеют запаха. В растворенном виде после «Бионорда» получается соленая вода, в которую можно без опаски опустить руки. На коже не остается жирной пленки, но она становится более сухой. Такое же ощущение может возникнуть после купания в море.
В Перми «Бионорд» не используется в качестве смеси для очистки улиц. Однако его можно приобрести в городе для индивидуального использования. «Мы разрабатываем индивидуальные упаковки, чтобы сами предприниматели чистили территорию, если с этим не справляются дорожники. Вот, например, в прошлом году к нам обратился ТЦ «СпешиLove», а в этом – «Метро» попросили нас создать «Бионорд» для крыш. Наш реагент используют в Санкт-Петербурге на заводах Toyota и Nissan. Понятно, что такие автогиганты не стали бы использовать химические реагенты, если бы считали, что их продукция может от них пострадать», – говорит Александр Сенинец.
Оригинал материала: https://59.ru/text/newscomp/236648935940096.html
Источник
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ КОРРЕСПОНДЕНТУ “НОВЫХ ИЗВЕСТИЙ” О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ АНТИГОЛОЛЁДНЫХ СРЕДСТВ.
Мосин О.В.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ:
1. В какой мере используемые в столице реагенты (хлористый кальций и хлористый натрий) можно считать безопасными для здоровья людей и животных, состояния машин и окружающей среды?
Начиная с зимнего периода 2001/2002 годов жилищно-коммунальные службы крупных городов (Москва, Санкт-Петербург и др.) стали отказываться от традиционной соли в пользу более эффективных экологически безопасных и более технологичных антигололедных реагентов (ПГР) нового поколения. В качестве основных реагентов стали применяться твердые ХКФ и “Биомаг” (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и “Нордекс”. Эти препараты были признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями. Но в то же время данные реагенты обнаружили свойство создавать “масляную” пленку на дороге, в результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз.
В связи с ограничением использования технической соли в черте города, столичные коммунальные хозяйства начали использовать более дорогие антигололёдные реагенты ХККМ (хлористый кальций модифицированный), ХКНМ (хлористый кальций натрий модифицированный), а также их аналоги.
Наиболее популярными и эффективными среди них стали твердые химические комбинированные реагенты на основе модифицированного хлористого кальция и магния. Согласно инструкции их можно использовать практически при любых погодных условиях и температурных режимах, а также во время снегопадов. Их распределяют с помощью имеющейся у дорожных служб спецтехники, что позволяет обрабатывать большие территории.
В течение 2001–2004 годов Центром госсанэпиднадзора в городе Москве были выданы санэпидзаключения о безопасности продукции и ее соответствии требованиям санитарных норм и правил на следующие виды противогололедных материалов российских производителей: ХКМ (хлористый кальций модифицированный) — ОАО «Синтез»; ХММ (хлористый магний модифицированный) «БиоМаг» — ЗАО «Бишофит-Авангард» (Волгоград); «Нордикс» — ЗАО «Дизель-Нефтепродукт» (Москва); «Ацедор» (ГУП «Поклонная гора»); ХКК (хлористый кальций кальцинированный гранулированный) — ОАО «Каустик» (Волгоград); «Чистодор» — ОАО «Гарант-Лей»; хлористый кальций натрий модифицированный — ОАО «Каустик» (Волгоград); средство для борьбы с гололедом «СБГ» — ЗАО «Экомаг» (Пермь).
Начиная с зимы 2005-2006 годов московские власти отказались от применения хлористого магния (“Биомаг”) из за тенденций к накоплению аниона магния в почвах и природных водах.
Согласно постановлению правительства Москвы от 10 апреля 2007 года “О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве” на объектах дорожного хозяйства города Москвы допускается применение только тех реагентов, которые прошли предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан, состояние компонентов окружающей среды, включая растения, почву, водные объекты, на состояние объектов дорожного хозяйства и связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций.
К наиболее распространённым химическим антигололедным реагентам относится широко распространённый жидкий 28%-ный раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ).
По сравнению с технической солью, ХКМ обладает несколькими существенными преимуществами: нормы расхода хлористого кальция в среднем на 30-40% ниже чем у технической соли, ХКМ действует в любом диапазоне температур до –55 °С, а экологическая нагрузка ХКМ значительно меньше, чем у соли. ХКМ не позволяет образовываться гололеду и снежно-ледяным накатам. Кроме того, как показали лабораторные исследования, эти реагенты не только расплавляют лед, но и улучшают состояние почвы. Кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом даже удобряет ее.
По сравнению с другими видами противогололедных реагентов данный препарат имеет преимущество по способности эффективно и быстро плавить лед: 1 г ХКМ растапливает за 1 мин. 0,11 г льда. Выделяемое при этом тепло позволяет в четыре-пять раз быстрее по сравнению с поваренной солью ликвидировать снежно-ледяные отложения на дорожном покрытии. ХКМ можно использовать до снегопада (профилактика), во время снегопада или после него. Нужно учитывать лишь то, что во втором случае реагент распределяют через 20–40 мин., когда на проезжей части накапливается слой снега толщиной 3–5 мм. Расход реагента зависит от толщины льда и температуры окружающей среды. Например, при температуре воздуха –2–4 °C и толщине льда 3–5 мм необходимы 35 г реагента на 1 кв. м. При температуре –10–15 °C и толщине льда 1–2 мм — 45 г/кв. м.
При распределении ХКМ до или во время снегопада приступать к уборке образовавшейся кашицеобразной массы можно практически сразу после прекращения снегопада, а при разбрасывании вещества после снегопада — спустя 1–2 ч после стабилизации природной обстановки, до тех пор пока отложения не увлажнятся из-за их частичного плавления и не разрыхлятся под воздействием колес автомобиля. Главное — не переусердствовать и не передержать. Иначе падение температуры приведет к повторному образованию скользкой корки на покрытии и перерасходу противогололедных материалов. Стоит ХКМ 2,5–3 тыс. руб. за 1 т.
Несмотря на явные преимущества, хлористый кальций модифицированный обладает рядом недостатков. Одним из главных минусов ХКМ является короткий срок действия реагента – 3 часа. Это приводит к тому, что дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Ученые Московского автодорожного института (МАДИ) также выяснили, что после обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием модифицированным, коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась, и дороги оставались сухими, ХКМ, напротив, притягивает влагу. Если же на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, то ХКМ еще больше теряет в эффективности.
Кроме того, по мнению экспертов, хлористый кальций вызывает аллергию у людей и разъедает металл автомобилей. По данным НИИ экологии человека и окружающей среды им. Сытина, количество аллергий у москвичей с приходом зимы значительно увеличивается. Как и соль, ХКМ агрессивен по отношению к обуви из натуральных материалов: даже очень хорошо выделанная кожа под воздействием реагентов становится жесткой, а значит, может легко треснуть. К тому же, хлор, известный своими отбеливающими свойствами, изменяет цвет обуви.
Хлористый кальций небезопасен и для животных. По мнению ветеринаров, зимой отмечается увеличение количества жалоб от собаководов, чьи питомцы стали чаще попадать в ветлечебницы с химическими ожогами лап.
Хлористый кальций и его аналоги уже проходили испытания в Италии, Франции, Швейцарии, Германии и США. «Рискнула» его использовать одна только Швейцария, в которой морозов не бывает. А в Норвегии и Швеции вообще не пользуются никакой химией. Просто убирают заносы снегоуборочной техникой. В Финляндии же пользуются рецептом времен царской России: соленой мраморной крошкой.
Другие реагенты:
Хлористый магний модифицированный «БИОМАГ» получают из природного рассола. Этот реагент наиболее эффективен при низких температурах. Так, к примеру, если каменная соль действует при температуре –6 °С, хлорид калия — при –11 °С, то ХММ — при –25 °С. БИОМАГ не препятствует образованию льда в течение двух-трех дней с момента применения. Удобно и то, что он не образует белого порошкообразного налета (осадка) при высыхании в отличие от большинства ПГР. Да и для растений и животных он безопасен, так как хлористый магний с успехом используют в растениеводстве и животноводстве в качестве минеральной подкормки.
Механизм работы с реагентом таков. Если метеорологическая служба сообщает, что в ближайшее время ожидается снегопад, то следует рассыпать ХММ равномерно по обрабатываемой территории из расчета 30–140 г/кв. м. Снег, попадающий на обработанную поверхность, будет таять, не образовывая ледяного покрытия. Если же такая напасть, как снег, уже свалилась на город, то следует предварительно очистить дороги от рыхлого снега, а потом уже посыпать их «БИОМАГом».
В обоих случаях его кристаллы начнут активно впитывать (поглощать) влагу из окружающей среды. При переходе из твердой фазы в жидкую реагент начнет выделять тепло. Образовавшаяся из растопленного снега, льда и реагента масса называется рассолом. При участии «БИОМАГа» подобный рассол образуется в два раза быстрее, нежели с использованием каменной соли. Именно такой рассол разрывает связь между дорожным покрытием и льдом, предотвращая появление гололеда. Остается только убрать снежную жижу с помощью снегоуборочной машины. Цена «БИОМАГа» чуть больше 1000 руб. за 1 т.
Но абсолютным лидером по борьбе с гололедом при низких температурах является жидкий реагент «НОРДВЕЙ» (прежнее название «НОРДИКС-П»), созданный на основе ацетата калия. Его можно применять для борьбы с льдообразованиями при температурах до –60 °С, а также в условиях Крайнего Севера. Эксплуатационные свойства реагента «НОРДИКС-П» позволяют предупреждать и эффективно бороться с льдообразованием, а также не допускать крепкой связи между снежно-ледяным накатом и асфальтом, что повышает безопасность дорожного движения.
Уже через 50 мин. после нанесения реагента коэффициент сцепления льда с дорогой достигает значения, при котором допустима безопасная эксплуатация автотранспорта. Также жидкая форма реагента способствует равномерному удалению гололеда. Причем при благоприятных климатических условиях «НОРДИКС-П» может действовать до четырех суток без повторного нанесения. Для распределения «НОРДИКС-П» пригодны отечественные дисковые и штанговые разбрызгиватели ДКТ–503А и КО–822–1. Допустимо и использование обычных поливальных машин ПМ–130, снабженных специальным навесным распределительным оборудованием. Наибольшую сложность в содержании дорог представляет удаление льдообразований, в первую очередь тонких пленок гололеда, соразмерных по толщине с шероховатостью покрытия. Появление пленки гололеда, особенно в начальный момент, резко снижает сцепные качества покрытия. Реагент эффективно решает и эту задачу.
«Ацедор» — жидкий противогололедный материал, как и «Нордикс», разработанный за несколько последних лет. В его основе — соли уксусной кислоты, которые одновременно эффективны при низких температурах и не вызывают коррозии металлических частей автотранспорта и разрушения бетона. Дорожные покрытия, обработанные такими реагентами, имеют высокие коэффициенты сцепления, что снижает аварийность на дорогах. Кроме того, способы получения разработанных противогололедных реагентов экономичны, так как не требуют использования дорогостоящего оборудования.
Помимо уксусной кислоты в «Ацедор» входит смесь ацетатов калия, кальция и магния. Так как эти вещества применяют в качестве удобрения для растений, то и вред от данного реагента минимальный. Наоборот, он усиливает биологическую активность почв. Рекомендуемая норма расхода — 50–100 мл/кв. м.
Другое средство для борьбы с гололедом, которое называется«Средство борьбы с гололедом» (сокращенно СБГ), представляет собой препарат, состоящий из смеси твердых хлоридов металлов (калия, магния, натрия и кальция). Магний и окись магния в составе СБГ служат ингибиторами коррозии, снижают агрессивную активность материала к металлическим деталям мостов и машин в три-три с половиной раза. Это средство также не оказывает вредного влияния на резиновые детали машин, более щадяще по сравнению с другими реагентами действует на дорожно-строительные материалы и покрытия, т. к. уменьшает вымывание щелочных компонентов из бетона (показатель агрессивности по цементобетону — 0,4). Для обработки одной и той же площади СБГ необходимо в шесть раз меньше, нежели хлористого натрия. Наибольшая способность СБГ разрушать плотность снежно-ледяных образований отмечена при температуре от 0 °С до –15 °С. Его следует наносить равномерным слоем на плотные корки из льда и снега, предварительно очищенные от рыхлой снежной массы механическим способом. На трассах I, II, V категорий и внекатегорийных дорогах норма расхода реагента составляет 60–120 г/кв. м при температуре до –18 °C и толщине льда или снежного наката до 2 см. На дорогах III, IV категорий норма расхода — 40–80 г/кв. м, в пешеходных зонах — 20–40 г/кв. м при таких же температуре и толщине льда или снежного наката. При более низких температурах и большей толщине слоя льда или снежного наката рекомендовано увеличить расход материала пропорционально толщине снежно-ледяных отложений и использовать более крупную фракцию СБГ.
После нанесения реагента следует выждать не меньше одного часа, прежде чем приступать к механической чистке снежно-ледяной массы, так как высокая плавящая способность СБГ (до 12 г/г) проявляется именно в течение первого часа. Помимо противогололедных способностей СБГ также эффективно удобряет почву. Калий, магний и кальций, входящие в его состав, способствуют увеличению содержания крупнозернистых фракций в земле. Такие почвы обладают хорошей водои воздухопроницаемостью. Биофильные элементы в составе препарата оказывают позитивное влияние на минеральное питание растений. Ионы хлора быстро вымываются из почвы, и засоления не происходит.
В отличие от предыдущего реагента в хлористый кальций натрий модифицированный, больше известный под названием «АЙСМЕЛТ», входит еще и натрий. Это сложная гранулированная смесь выпарного хлористого натрия и безводного хлористого кальция с добавлением ингибитора коррозии. Активные свойства хлорида натрия позволяют гранулам реагента глубже проникать сквозь лед к поверхности дорожного покрытия и разрушать сцепление льда и покрытия. А хлорид кальция увеличивает скорость таяния льда и снижает количество ионов натрия, что уменьшает их вредное воздействие на окружающую среду.
«АЙСМЕЛТ» работает при температуре до –20 °С. Он обладает более медленным, но более мощным пролонгированным действием, глубже проникает в толщу льда вплоть до поверхности дороги, препятствует сцеплению льда с дорожным полотном. Следовательно, и показать себя он может лучшим образом на дорогах с уже сформировавшимся крепким ледяным покрытием. Учитывая, что реагент понижает температуру замерзания воды, его можно безбоязненно применять в экстремальных условиях — там, где не только образовался лед, но и идет снегопад. Свежего гололеда в таком случае удастся избежать. Для оттаивания одного и того же объема льда расход «АЙСМЕЛТА» в два-два с половиной раза меньше расхода используемых в настоящее время противогололедных реагентов. Цена реагента примерно 1000 руб. за 1 т.
Источник