Ребенок и телевизор польза или вред
Ученые много говорят о том, что детям нужна сенсорная стимуляция – подвижные игры, игры для развития все органов чувств – именно они способствуют здоровому развитию мозга ребенка.
Но существует такое понятие, как сенсорная перестимуляция – она несет большую угрозу для развития ребенка, особенно в раннем возрасте до 3 лет.
Эту так называемую сенсорную перестимуляцию дает просмотр телевизора и гаджетов (компьютера, планшета, телефона).
В книге «Педагогика, изменяющая мозг» (не могу дать ссылку на источник, так как материал не полностью мой) я встретила множество здравых объяснений того, почему так вредны гаджеты. Мы привыкли слышать об этом поверхностно, так легче игнорировать рекомендации врачей, и все-таки соглашаться на просмотр мультфильмов.
Кто-то может возразить – уже несколько поколений выросло с телевизором – и ничего плохого с ними не произошло. Но так ли это? Учителя и у нас, и в США, и в Европе заметили, что дети «тупеют» на глазах. За последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них больше речевых проблем, и уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Возможно, это происходит из-за того, что количество стимуляций нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, может быть очень вредным для растущего.
Авторы книги приводят для примера свои наблюдения -буквально 10 лет назад в развивающем детском центре было два неговорящих ребенка среди всех двухлетних, а теперь – больше половины. Сейчас, если у родителей первый ребенок, они даже не удивляются, что ребенок в 2 года не говорит – все вокруг такие.
Когда ребенок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации – слух и зрение. Можно предположить, что телевизор хотя бы стимулирует развитие зрения и слуха, но, оказывается, это не так.
Бинокулярное зрение и острота зрения еще не развиты окончательно у ребенка где-то до 4 лет. Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их. Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет нам смотреть только на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.
Дети, которые много смотрят телевизор, не могут в достаточной степени расширять зрачки. Изменяется и объем движений глаз, так дети пристально смотрят на экран. Эти проблемы особенно заметны, когда ребенок учится читать. Для нормального чтения важны так называемые саккадические движения глаз – это быстрые непроизвольные движения. Соответственно, длительный просмотр телевизора может способствовать тому, что ребенок во время чтения может пропускать строки, ему будет сложно улавливать смысл длинных слов.
Для чтения еще нужно, чтобы глаза постоянно двигались слева направо по странице. Слабость глазных мышц, возникающая от недостатка их использования, нарушает эту способность. Для чтения требуется больше усилий, чем для просмотра телевизора, поэтому глаза быстро устают.
Внимание тоже тесно связано работой зрительной системы. В мозге есть особая система, которая определяет, на чем нужно сосредоточить внимание и когда нужно сконцентрироваться. Так вот, частый просмотр телевизора нарушает работу этой системы.
Кроме того, яркие мельтешащие изображения на экране, которые меняются каждые 5-6 секунд во многих программах и каждые 2-3 секунды в рекламных роликах, не дают возможность высшему «думающему» мозгу даже обработать этот образ. Коре требуется от 5 до 10 секунд для обработки нового стимула.
В этом плане, современные мультфильмы «вреднее» тех же советских, где картинка меняется реже. Но любом случае, просмотр любых мультфильмов и передач затрудняет развитие ребенка.
Нет ни одного исследования, доказывающего что младенцы и дети раннего возраста получают хоть какую-то пользу от просмотра телевизора. Поэтому развивающих телевизионных программ для малышей (до 3 лет) в принципе быть не может.
Вот результаты американских исследований: дети в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет, которые регулярно смотрят телевизор, знают меньше слов, чем их ровесники. Если ребенок в возрасте до года проводит 2 часа в день перед телевизором, то это в 6 раз увеличивает риск возникновения речевых нарушений. Видимо, это происходит потому, что мозг настроен на изучение языка в процессе общения, а не пассивного восприятия.
Я прекрасно понимаю, что есть дети, которые и с просмотром телевизора начали говорить в 1, 5 года фразами, и не имеют общих проблем в развитии. Но, во-первых, это в наше время редкость, во-вторых, основные проблемы возникают при подготовке к школе и в первом классе.
Конечно, телевизор удобен родителям – именно это является причиной частого просмотра детьми мультфильмов. Поэтому я и решила опубликовать аргументы против использования гаджетов, чтобы родители делали более осознанный выбор. Сама часто устаю, но есть более полезные для здоровья способы отвлечения детей. Та же коробка с разнообразными игрушками (желательно, спрятанная до этого на пару недель), игры с водой в ванной, сенсорные коробки с крупой и прочее, на что хватит фантазии.
Дети очень любят смотреть телевизор. Визуальная информация – самый лёгкий способ познать мир. Родители, в свою очередь, зачастую обеспокоены, что цветная коробка может негативно влиять на их чад. Давайте взвесим все «за» и «против».
Польза от просмотра
Факт №1. Расширение кругозора
Дети – мечтатели. К сожалению, не все родители готовы воплотить их мечты в реальность. В современном мире взрослые озадачены зарабатыванием денег, построением карьеры, своими личными проблемами. Хорошие телеканалы – это открытые двери в мир других стран, традиций, новых знаний. Книги тоже важны в формировании гармоничной личности, но не все малыши могут читать часами и далеко не каждый ребёнок обладает фантазией, которая может нарисовать картинку того, что рисует автор на страницах книг. Телевидение может стать источником вдохновения и стремления познавать мир во всех его проявлениях. Родителям стоит отслеживать, что смотрит ребёнок, и обязательно обсуждать с ним увиденное. Лучший вариант – смотреть передачи и фильмы вместе. Это сближает и одновременно даёт возможность мамам и папам отдохнуть.
Факт №2. Развитие интеллекта
В современном мире существует множество познавательных телеканалов, которые дают детям информацию, написанную в толстых энциклопедиях. Мотивации узнавать новые факты из передач с красивыми и умными телеведущими у ребёнка больше, чем самостоятельно штудировать запылённые книги. В идеале необходимо соблюдать тонкий баланс между самостоятельной работой и лёгким восприятием того, что говорят с экрана.
Факт №3. Обогащение словарного запаса
Читая книгу, не всегда можно оставаться предельно внимательным и, тем более, запоминать новые слова. Слушая то, что говорит взрослый человек в телевизоре, ребёнок неволей начинает запоминать «умные» слова и повторять их. Порой он не понимает их значения, но ваш малыш обязательно спросит его у вас. Будьте готовы отвечать на его вопросы. Будьте благодарны тем, кто на широком экране делится с вашими детьми полезными фактами. Вам остаётся помочь их правильно усвоить.
Факт №4. Приобщение к мировой культуре
Многие школьники давно не читают классические произведения полностью. Они смотрят фильмы и постановки в видео формате. Разве это плохо, что дети погружаются в мир культуры с помощью телевизора? Безусловно, нет. Ребенку сложно запомнить исторические даты и, тем более, представить их в своей голове. Отличные документальные фильмы делают это за них. Обучение через визуальную информацию является одним из самых эффективных.
Факт №5. Погружение в мир человеческих отношений
Часто ли родители обсуждают с детьми их чувства, отношения людей и объясняют, как правильно относиться к людям? Во всех семьях это происходит по-разному. Ребёнку просто необходимо знать, что такое любовь, страсть, боль, предательство, прощение, гнев, проявление творческого начала, реализация желаний. Хорошие фильмы или мультфильмы могут вызвать весь спектр эмоций. Они учат принимать свои эмоции, анализировать их и искать выход. Каждый сюжет – это маленькая жизнь, которую проживает зритель вместе с главными героями. Ребенок обязательно начнет искать выход из сложившейся ситуации в жизни героев и найдёт его. Это будет его небольшой опыт, который может пригодится в реальной жизни.
Факт №6. Желание подражать
Дети любят создавать себе кумиров. В этом нет ничего плохого. На телевидение попадают, в первую очередь, успешные люди. Если ваше чадо будет стремиться копировать чей-то стиль, то путём проб и ошибок он обретёт свой. На многих телеканалах мелькают лица тех, кто всегда идёт в ногу со временем. Это означает, что и ребёнок будет в курсе новых тенденций.
Факт №7. Выбор профессии
Вполне возможно, что ребёнок захочет стать актёром, моделью или телеведущим. Как он узнает, что необходимо для этого сделать, если ему запретить смотреть телевизор? Передачи с интервью звёзд – это кладезь полезной информации по становлению личности. Родители просто обязаны и сами смотреть подобные выпуски, чтобы лучше понимать, что необходимо его ребёнку.
Вред от просмотра телевизора
Факт №1. Неограниченное время просмотра
Умеренность – ключевой компонент в просмотре телепередач. Как и в пищи, нужно принять порции информации дозированно. Доказано, что дети, которых невозможно оторвать от экрана, становятся раздражительными, замкнутыми и с трудом могут найти общий язык с людьми. Ни в коем случае не позволяйте, чтобы телевизор стал единственным источником познания мира для ребёнка. Разнообразьте его книгами, прогулками, посещениями культурных мест и общением со сверстниками.
Факт №2. Негативное воздействие
К сожалению, даже в дневное время на телевидении можно увидеть сцены насилия, криминальные новости и другую неприемлемую информацию для детей. Стоит отслеживать, что именно смотрит ребёнок. Необходимо объяснять, что жизнь полна хорошего, но и плохого тоже. Если ваш малыш увидел то, что его испугало, обязательно поговорите с ним об этом, не оставляйте на потом и не врите, что это неправда. Рано или поздно он узнает об этом больше, но, к сожалению, не от вас. Уровень доверия между вами будет снижен.
Факт №3. Погружение в мир иллюзий
Телевидение рисует картинку идеальной жизни и лёгкого заработка. Нужно учить ребёнка фильтровать информацию и отличать правду от лжи. Даже в этом случае телевизор играет вспомогательную роль детектора. Дети должны понимать, что взрослые не всегда говорят правду, но его родители максимально искренни с ним, и он всегда может задать вопрос, на который получит ответ. Привейте ребёнку понимание, что за красивой картинкой стоит огромный труд. Тогда он сможет смотреть телевизор, делая собственные выводы, а не те, которые навязывают с экрана. Это разовьет в нем критическое мышление.
Рекомендации по просмотру телевизора:
- Ограничьте время просмотра до 15 минут для детей от 3 месяцев по 2 лет; 30-40 минут для детей старше 3 лет; 1-1,5 часа для детей 6-7 лет; 2-3 часа для детей подросткового возраста.
- Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребёнок, и давайте советы. Отдавайте предпочтение познавательным программам, викторинам, конкурсам, историческим фильмам и научно-познавательным передачам.
- Если вашему ребёнку нет ещё 4-х лет, то находитесь вместе с ним во время просмотра телевизора. Дети этого возраста еще не умеют делать самостоятельные выводы и легко верят во всё, что слышат.
- Детям нужно смотреть телевизор в хорошо освещенном помещении, иначе это может негативно сказаться на их зрении. Картинка на экране кажется более контрастной в тёмной комнате.
Похожие посты
Оставить комментарий
Многие родители считают телевизор непременным атрибутом современной жизни и приобщают к его просмотру детей с раннего возраста. Нередко телевизор заменяет им няню на время, пока нужно заняться делами по дому, в то время как дети заняты просмотром мультфильмов или передач. Не многие из родителей реально оценивают негативное влияние телевизора на психику малышей, они считают, что современные устройства не могут вызвать болезни глаз или иные патологии, но так ли это на самом деле?
Дети и телевизор
Этот предмет бытовой техники рассматривается как практически обязательный элемент интерьера, ну у кого из нас дома нет телевизора, а то и двух-трех сразу? Детей этот чудо-ящичек завораживает — ведь картинки, особенно рекламные, там яркие, динамично меняются и насаждают малышам и взрослым особое мнение. Ребенку нравятся яркие мультики, смена звука и цвета, это привлекает внимание крошки, хотя событий на экране он может не понимать совсем. Для детей до трех лет этот коробочек представляет собой просто объект интереса, так как в нем происходит нечто особенное, чего не встретишь в окружающей жизни. В нем можно посмотреть мультик, увидеть животных и многое другое, но не вредно ли это для психики и здоровья? Как смотреть телевизор так, чтобы не навредить здоровью детей? Врачи утверждают, что чем позже дети начнут смотреть телевизор, и чем меньше времени они проведут перед экраном, тем здоровее и спокойнее они будут.
Болезни глаз: влияние телевизора
Глаза — это сложный механизм, особый орган чувств, который у детей только развивается и для его развития нужны тренировки. Но вот просмотр телевизора не очень подходящий тренинг для глаз. Скорее наоборот, это вредное для зрения изобретение, которое в раннем возрасте из-за частого использования способно провоцировать болезни глаз. Мышцы глаза отдыхают, а вот оптическая и воспринимающая система при этом перегружены. Поэтому детям для профилактики болезней глаз просмотр телевизора надо строго дозировать.
До полутора лет в принципе телевизор вообще не должен появляться в жизни ребенка — информацию, передаваемую с экрана, малыш не воспринимает, а яркие картинки перегрузят его мозг и нервную систему, будут провоцировать болезни глаз и нарушения зрения. Примерно с полутора до 2-3 лет необходимо дозировать телевизор по 15-20 минут дважды в день, после трех лет до 30 минут дважды в сутки, а с 6-7 лет можно посмотреть и полуторачасовой фильм.
При этом расстояние от самого даже супер-плоского экрана до глаз ребенка должно быть не менее 2 метров, а лучше выдерживать расстояние в 4-5 метров. Нельзя смотреть телевизор в лежачем положении и с выключенным светом. Проекция экрана должна быть расположена на уровне лица смотрящего, так нагрузка на мышцы будет ниже и вероятность формирования болезней глаз будет снижена.
Телевизор — не няня!
Еще одним неверным способом использования телевизора у родителей является применение его в качестве няни, то есть вместо себя — дабы дитятко было занято и освободилось время для домашних дел. Такая «няня» совершенно не пойдет на пользу детям, хотя и задержит их внимание надолго. Смотреть телевизор необходимо вместе с малышом, объясняя происходящие на экране действия и подбирая мультики или программы, чтоб малыш их понял. Если же необходимо время для того, чтобы заниматься делами, лучше, при наличии возможности, пусть у ребенка будет настоящая няня, которая будет с ним полноценно заниматься. Если же такой возможности нет, можно попросить посидеть с малышом родных (бабушку, сестру).
Влияние телевизора на психику ребенка
Психологи говорят о том, что телевизор сильно нагружает органы чувств и чрезмерно эмоционально возбуждает ребенка, от него страдает хрупкая детская психика. Он может играть как развивающую, так и тормозящую роль в развитии, все будет зависеть от объема просмотра и того, что смотрит ребенок. Сегодня по кабельному телевидению транслируют много детских каналов, но только качество их оставляет желать лучшего — не все передачи и мультфильмы можно показывать малышам.
Если же говорить о «взрослых» передачах, они однозначно негативно влияют на психику ребенка, особенно, если это малыш раннего возраста. Сцены насилия и убийств, которыми пресыщены современные каналы, могут привести к агрессии, вспыльчивости или нервозности ребенка. Обилие ненужной и навязчивой информации нагружает нервную систему, страдает психика, замедляются реакции, может ухудшаться сон и общее состояние.
Если для родителей лежание перед телевизором с пультом в руках — это своеобразный отдых, то для детей поток информации, льющийся с экрана, сильный раздражитель, утомляющий и раздражающий нервную систему. Нередко яркие и «тяжелые» сцены из кино могут стать причиной ночных кошмаров и навязчивых страхов малыша.
Родители должны помнить!
Нередко родители тех малышей, что проводят много времени у экранов телевизора, жалуются на задержки речи и проблемы с произношением звуков, им зачастую нужна помощь логопеда и психолога. Важно, чтобы родители понимали, такое явление формируется по причине дефицита общения, персонажи многих мультфильмов разговаривают мало и детям просто недостаточно речевых элементов для запоминания и обучения речи. Просмотр телевизора вызывают перегрузку визуальной информацией, при дефиците устного восприятия, и тактильных, иных раздражителей.
Чтобы сохранить ребенку стабильную психику и здоровье, родители должны ограничивать просмотр телевизора, а лучше хотя бы на первые несколько лет жизни отказаться от его использования совсем. Детям важно общение со сверстниками и родителями, полноценное развитие всех органов чувств, движение. Статичное просиживание за экраном телевизора ведет к гиподинамии, снижению иммунитета и частым простудам, перевозбуждение нервной системы делает беспокойным сон, нарушает нормальное эмоциональное развитие. Поэтому для сохранения здоровья малышей стоит выбрать другие способы развлечения и развития, нежели просмотр телепрограмм и мультиков.
Телевидение в наших домах сегодня — обыденность и каждодневная реальность. Пару десятилетий назад дети считали дни и часы для просмотра любимого мультфильма. Сегодня же можно просмотреть хоть сто серий подряд и сразу.
Десятки детских телеканалов вещают почти круглосуточно. Можно найти контент абсолютно на любой вкус. Дети склонны проводить перед экраном очень много времени. Вреден или полезен телевизор для детей разных возрастов? В нашей статье мы постараемся подробно ответить на этот вопрос.
С какого возраста можно смотреть телевизор?
Педиатры и психологи однозначно не рекомендуют просмотр телепередач детям до 2 лет. Прежде всего, это связано с физиологией. Часто родители замечают, что даже грудные младенцы реагируют на телевизор. Но их привлекают яркие, мелькающие картинки и звуки. Разрешать таким малышам “смотреть” телевизор точно не стоит.
Дело в том, что их мозг, нервная система, речь, органы зрения, слуха пока незрелы и только формируются. Для правильного их развития ребенок должен смотреть на окружающие предметы, подвижные и неподвижные, слушать звуки вокруг, а не только доносящиеся из экрана, взаимодействовать с живыми людьми. Дети учатся только в контакте со взрослым.
До возраста 3-4 лет детей привлекает только движение на экране телевизора. Они пока не умеют различать реальное и воображаемое. Происходящее в мультфильме они переносят в реальную жизнь.
Допустимо разрешать ребенку смотреть телевизор с 2-3 лет, но не более 20 минут в день и при строгом контроле качества контента. Но, чем дольше малыш проживет без телевизора в своей жизни, тем лучше для его физического и психического здоровья.
Есть ли польза от телевизора?
Исключать телевидение из мира ребенка полностью, конечно же, не стоит. Польза от него также есть:
- Расширение кругозора. Через экран можно познакомиться с разными странами, традициями, культурами, получить новые знания в разных областях. Это может стать мощным источником вдохновения и стремления познавать мир.
- Развитие интеллекта. С помощью современных технологий детям увлекательно подается информация, написанная в толстых и скучных энциклопедиях. Штудировать такие книги мало кому интересно, а учиться с помощью видеоконтента – легко и приятно.
- Обогащение словарного запаса. Ребенок слышит правильно поставленную речь телеведущих и телегероев, узнает много новых слов, о значении которых непременно задаст вопросы родителям. Важно только всегда отвечать на них и вникать в суть.
- Общие интересы со сверстниками. Дети, вообще не смотрящие телевизор, рискуют стать “белыми воронами” в детском обществе. Не зная популярных героев мультфильмов, телепередач, они не поддерживают беседу, чувствуют себя исключенными из коллектива. Для совсем маленьких это не критично, дети находят общий язык в совместных играх. Но, чем старше ребенок, тем важнее ему быть “на одной волне” со сверстниками. И игнорировать это нельзя.
Заблуждения родителей о пользе телевизора
Современный мир телевидения большой, разнообразный и увлекательный. На первый взгляд он способен дать многое. Но, на самом деле, для гармоничного развития детям требуется совершенно другое.
Наполнять их только знаниями с экрана, часто отрывочными и не соответствующими возрасту, абсолютно не эффективно и вредно. Ребенок учится, прежде всего, у взрослого, с которым у него установлен контакт, доверительные отношения.
Чтение книг, совместные прогулки, наблюдение за природой, творчество, участие в повседневной жизни семьи – вот то, что по-настоящему развивает и готовит к будущей жизни. А информационные телепередачи должны только дополнять процесс обучения.
Иногда родители стимулируют и поощряют просмотр неговорящими детьми телевизора, «чтобы скорее заговорил». Но ребенок быстрее заговорит, если общаться с ним, рассматривать вместе игрушки и рассказывать обо всем, что видите вокруг.
Веселые картинки в телевизоре, которые двигаются, издают звуки и говорят, не мотивируют их озвучить. А вот когда малыш рассматривает рисунки в книге или держит в руках простую игрушку, то ему приходится «заставлять» этих персонажей звучать — вслух или мысленно. Сначала ребенок произносит примитивные звуки — «ква-ква», «би-би»; попозже — когда в речи появляются глаголы — сюжеты и «речь» игрушек и картинок усложняются.
С телевизором же никаких усилий прилагать не нужно: герои мультфильмов активно общаются, рассказывают истории и двигаются самостоятельно. Малышу остается только пассивно наблюдать. Это совсем не стимулирует говорить самостоятельно.
Негативное влияние телевизора
К сожалению, вреда от телевизора действительно больше, чем пользы. Мы перечислим все негативные факторы ниже:
1. Отрицательное влияние на органы зрения. Для нормального формирования органов зрения важно правильно дозировать зрительные нагрузки. Картинка телевизора световой массой проектируется на сетчатку глаз. Чтобы увидеть четкое изображение, ребенок инстинктивно напрягает глазные мышцы. Картинка движется и имеет много деталей, это приводит еще к большему напряжению глаз.
Таким образом, ежедневно проводя за экраном больше положенного времени, ребенок систематически перенапрягает свою зрительную систему. Результатом становятся усталость глаз, головная боль, и, как следствие, нарушения зрения.
2. Отрицательное влияние на нервную систему. Чем младше дети, тем меньше их мозг может усвоить информации из просматриваемых передач и мультиков. Отсутствие жизненного опыта и незрелая нервная система не позволяют проанализировать увиденное. Все это выливается в перевозбуждение нервной системы, что влияет на настроение и поведение ребенка, его сон, обучаемость.
3. Задержка речевого развития. Ребенок в возрасте около года начинает выговаривать первые слова, затем — предложения, и потом он уже может сформулировать свою мысль. Но длительное нахождение перед экраном отрицательно влияет на формирование связной речи.
Умение говорить и общаться приходит к детям в процессе взаимодействия с людьми, повторения за взрослыми. При замене живого общения экраном телевизора происходит задержка становления правильной и грамотной устной речи.
4. Негативное влияние на развитие мозга. Ребенок, проводящий много времени у телевизора, не развивает воображение, логику, способность размышлять, анализировать и делать выводы. ТВ дает готовые ответы вместо того, чтобы позволить ребенку искать их самостоятельно. Телевизор превращает в «потребителя», который послушно поглощает все, что льется с экрана. Не развиваются такие навыки, как самоконтроль, планирование своих действий.
5. Снижение способности к воображению и творчеству. Чтобы придумывать что-то новое и творить, ребенку нужно уметь занимать себя, иногда поскучать. А телевизор не дает этого делать, предлагая готовые развлечения на любой вкус. Злоупотребление просмотром ТВ подавляет творческие способности дошкольника, не дает им развиваться.
6. Нарушение социальных навыков. Для их развития человеку необходимо живое общение. Умение чувствовать собеседника, угадывать его настроение, поддерживать беседу, организовывать совместную деятельность — все это вырабатывается только путем непосредственного опыта общения со сверстниками и взрослыми.
7. Провоцирование неврозов. Просмотр телепередач и фильмов, не соответствующих возрасту, со сценами жестокими и пугающими, может привести к появлению у ребенка страхов, кошмаров. Допускать такое ни в коем случае нельзя.
8. Проблемы с физическим состоянием, моторикой. Просмотр телевизора – это пассивное времяпрепровождение. Но, чтобы быть здоровыми, детям необходимо как можно больше двигаться. Долгое сидение приводит к проблемам с осанкой, ребенок плохо развивается физически, что негативно скажется на его здоровье и качестве жизни в дальнейшем.
9. Нарушения пищевого поведения. Некоторые родители, чтобы накормить ребёнка, включают ему телевизор. Засмотревшись на мелькающие веселые картинки, дитя послушно открывает рот. Но этот волшебный способ принесет в дальнейшем много проблем. Дети, которых кормят под мультики, не учатся контролировать чувства голода и сытости, у них формируется неправильное пищевое поведение. Поэтому включать телевизор во время приема пищи категорически не рекомендуется.
Дети и взрослые любят перекусить перед экраном телевизора. Это вредная привычка, которая ведет к перееданию, потреблению большого количества вкусной и вредной пищи. Ведь увлекшись просмотром, мы перестаем контролировать, что и сколько кладем в рот.
Сколько часов в день можно проводить перед экраном?
Приведем рекомендации педиатров, психологов и педагогов:
- С 2 до 4 лет можно разрешать ребенку просмотр телепередач или мультфильмов не более 20 минут в день.
- С 4 до 7 лет дети уже отслеживают сюжет, сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть похожими на них.
- Дети старше 7 лет уже хорошо отличают реальность от телевизионных образов. У них сформированы представления о времени и пространстве, они начинают анализировать происходящее и рассуждать. В возрасте 7-10 лет допустимо проводить перед экраном телевизора не больше 30-50 минут в день.
- К 10-11 годам содержание просматриваемого контента выходит на первый план. У него уже имеется свое мнение и предпочтения, поэтому он сам выбирает интересные передачи и фильмы. В этом возрасте ребенок может смотреть телевизор 1-3 часа в день.
- В возрасте 12-13 лет телевидение наскучивает большинству детей. Многие из них переключается на видеоигры.
Как сделать просмотр телевизора безопасным?
Не стоит размещать телевизор в детской комнате. Пусть он не конкурирует с играми, творчеством, чтением. Взрослые часто включают телевизор фоном. А дети быстро перенимают эту привычку. Поэтому в первую очередь воспитывать себя и подавать пример нужно взрослым.
Нужно обязательно контролировать время нахождения ребенка перед экраном. Ведь самоконтроль у детей пока развит слабо, им сложно оторваться от телевизора.
Отличный способ контролировать качество контента, который смотрят дети – это смотреть с ними вместе и затем обсуждать увиденное. Во время разговора важно не только высказывать собственное мнение, но и выслушивать мнение ребенка, проявлять уважение к его вкусам и интересам.
При просмотре ТВ нужно находиться на расстоянии минимум 2-3 метров от экрана. Приемлемое расстояние измеряется 3-5 диагоналями. Чем больше диагональ телевизора, тем дальше он должен быть расположен от глаз. Нельзя смотреть телевизор сбоку, в темноте или при слишком ярком свете. Лучше всего подойдет освещение средней интенсивности, при котором глаза не слишком напрягаются.
Что можно смотреть ребенку?
Правильная передача или мультфильм для детей должны иметь следующие критерии:
- спокойный и добрый мультфильм с неспешным действием и не слишком быстро меняющимися изображениями дает малышу время подумать и усвоить увиденное;
- сюжет должен быть понятен ребенку конкретно этого возраста;
- полезны для детей интерактивные передачи, которые побуждают их отвечать на задаваемые вопросы;
- также развивают детей музыкальные передачи и мультфильмы, формирующие слух, обучающие танцевальным движениям.
Важно с рождения прививать ребенку вкус к прекрасному искусству мультипликации и кино, вместе искать интересные и познавательные программы и вместе познавать этот мир. Цензура при сегодняшнем доступе к информационному пространству может быть только наша внутренняя. Сами родители обязаны научить малыша отличать плохой мультик от хорошего, глупую программу от познавательной.
Что нельзя смотреть детям?
Детская психика еще не сформирована, у малыша пока не заложено критическое восприятие информации. Поэтому выбор контента для ребенка полностью лежит на взрослых.
Дети любого возраста не должны видеть с экрана сцены насилия и вообще все фильмы и передачи, предназначенные для взрослой аудитории.
Не нужно показывать детям мультфильмы, где главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим, демонстрируют поведение, опасное для жизни. Плохое поведение должно осуждаться, а хорошее — поощряться. Только так у детей формируются понятия добра и зла, справедливости.
Как отучить ребенка от длительного просмотра телевизора?
Привыкшего к бесконтрольному просмотру телевизора ребенка отучить будет непросто. Но родителям нужно проявить настойчивость, терпение и благожелательность. Родители озвучивают новые правила и объясняют, почему теперь будет именно так. Конечно, дети нелегко это принимают. Родителям придется первое время строго следить за соблюдением «экранного времени».
Нужно не просто нажать на кнопку по достижении лимита, а заранее предупредить ребенка, например, за 5-10 минут до конца. Так он будет подготовлен и, возможно, удастся избежать скандала.
Предлагайте на смену телевизору другие активные мероприятия. Ведь основная причина прилипания к экрану – недостаток интересных и увлекательных занятий у ребенка. Дети, хорошо играющие самостоятельно, менее зависимы от телевидения. И научить играть – задача родителей.
Детей с самого маленького возраста можно привлекать к домашним делам. Это полезно и очень увлекательно. Испечь вместе пирог, убрать в шкафу, вымыть пол — малыши с удовольствием все это делают вместе с родителями. Детям постарше можно организовать интересный досуг на кружках по интересам, выбор которых сегодня огромен.
Иногда даже занятые дети, которым родители уделяют достаточно внимания, каждую свободную минуту стремятся проводить у экрана. Это бывает, если у ребенка выработался стереотип использования ТВ как средства для отдыха. После просмотра мультфильма можно мягко переключать малыша на другие виды деятельности — рисование, лепку, конструктор и т. д. Со временем он научится релаксировать по-другому.
Очень полезно устраивать дни без телевизора. В это время можно пообщаться с ребенком, погулять, показать ему, что мир существует не только в экране. Такое времяпрепровождение очень укрепляет семейные отношения.
Отрицать очевидную пользу телевизора для современного ребенка нельзя. Это наша реальность. При умелом использовании телевидение может быть полноценным источником полезных знаний, служить образованию и воспитанию.
Важно найти золотую середину между полным запретом ТВ и вседозволенностью, когда телевизор работает фоном большую часть дня. Заботливый родитель обязательно учтет советы психологов, педиатров, педагогов и выстроит грамотную систему контроля за контентом, который просматривает ребенок, и временем, которое он на это выделяет.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее