Ребусы для детей о пользе

Ребус (от латинского «rebus» – «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу.
Другими словами это загадывания слова в виде рисунков, букв, специальных знаков.
Польза разгадывания ребусов:
- развиваются логическое мышление, интуиция, смекалка, сообразительность;
- если ребёнок составляет ребус сам, то развиваются творческие, познавательные и интеллектуальные способности;
- тренируется зрительная память;
- расширяется кругозор.
История ребусов
Прародителем ребусов считают рисуночное письмо древнего Египта и пиктограммы древнего Китая. Рисунками из разных предметов в то время часто заменяли сложные в изображении слова.
В XVI веке нарисованные ребусы появились в Англии, Германии и Италии. Но особую популярность не получили.
Первый печатный сборник был составлен в 1582 году, французским художником Этьеном Табуро.
В России они появились впервые в 1845 году.
Виды ребусов
- тематические
- словесные ребусы
- математические ребусы
- ребусы – загадки
(необходимо разгадать ребус, который скрывает в себе загадку, её и нужно разгадать)
- ребус – шутка
- ребус – пословица
(разгадав ребус можно прочитать пословицу)
– ребус – рассказ
– Звуковой ребус
- ребус “сложи и вычти”
На картинке – ребусе могут быть изображены: стрелки, цифры, ноты, знаки препинания, картинки, буквы, дроби.
Ребусы еще разделяются по уровню сложности, и поэтому подходят для детей разного возраста и взрослых.
Правила разгадывания ребусов?
- читать слова и фразы нужно слева направо;
- все предметы на рисунке читаем в именительном падеже;
- картинка перевёрнута (к примеру, изображен перевёрнутый нос, то разгадка слово – сон);
- изображена стрелка справа налево (показывает, что считать слово необходимо справа налево, “дог” – “год”), если стрелок много, то читать так нужно несколько слов;
- запятая вверху перед ребусом, говорит о том, что первая буква слова вычеркивается, если после слова, то последняя буква (сколько запятых, столько букв и убираем);
- зачёркнутая буква показывает о том, что ёё нужно убрать из слова;
- если с зачёркнутой буквой рядом стоит другая, то меняем одну на другую;
- если под картинкой написаны цифры, то слово состоит из букв под написанными номерами;
- один рисунок расположен под другим (или в любом другом положении), то между словами ставим предлог в, на, над, под и т.д. соответственно изображению;
- если картинка ребуса изображена в букве “О”или в любой другой букве, то добавляем букву “В”;
в первом случае ответ – волк, второе слово – весна
- буквы и цифры держатся за руки, это означает, что необходимо добавить “И” или “С”;
- на, под, за – изображают соответствующим расположением картинок между собой, букву на букве или дробь;
- если на рисунке нет никаких знаков, то учитываем только первую букву в названии изображенного рисунка;
- действие(убегает, прыгает, отходит и т.д.) или стрелки указывающие направление обозначают «с», «от», «к», «до»;
- часть слова может быть заменена числом (в том числе и римским). (например, 100янка – стоянка и т.д.);
- часть слова может быть заменена нотой;
- знаки «=», «+» «-» показывают,что нужно сделать соответствующее действие со словом. Иногда обозначает, что нужно добавить буквы «к» или «от»;
- если на букве написана другая добавляют “по”;
- если одна буква лежит у другой, то добавляют “у”;
- возможны и другие разнообразные знаки: химические элементы, математические знаки, смайлики и т.д.
Правила составления ребусов:
Ребусы можно составлять и самим, это тоже очень увлекательное и полезное для детей занятие. При составлении ребуса учитываем правила разгадывания.
Например: Составляем ребус к слову ананас.
А/НАС (дробь, в числителе А, в знаменателе НАС) – знак дроби обозначает “на”.
При разгадывании ребуса необходимо применять логику и смекалку. Такая игра подойдет и детям и взрослым!
Много интересного про развитие ребенка >>>>>>> тут
Источник
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников» города Каменск-Шахтинский
«Тайна ребусов»
Польза, виды и правила разгадывания
и составления ребусов
Выполнил: педагог дополнительного
образования Никонов М.А.
2019 год
История возникновения ребусов очень интересная. Когда люди еще не умели писать, предметы, а потом и рисунки с их изображением заменяли письмо. Если надо было написать “олень” – рисовали оленя. Надо было написать “охота” – рисовали охотника и зверя. Трубка говорила о мире, копье – о войне, натянутый лук – о нападении. Вожди одного племени послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Смысл этого “письма” был таков: “Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну”.
Сейчас в таких посланиях, состоящих из рисунков, никакой надобности нет, но в играх-головоломках, которые обычно называют ребусами, запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков применяется широко.
Наверняка каждый из вас не раз слышал это слово – “ребус”. Что оно означает? Ребус (от латинского «rebus» – «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу. Ребус – это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены с помощью рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочитать, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак что означает.
До появления кроссвордов ребусы пользовались очень большой популярностью. В позапрошлом веке в России даже выходил журнал «Ребус». «Мы знаем немало серьезных людей, – писалось в нем, – которые с удовольствием посвящают часы своего досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым, как отличную гимнастику для ума…»
Но если бы все ребусы были такими простыми, то их отгадывать было бы очень легко. Но они, конечно, значительно сложнее. Что же обязательно надо знать, составляя или отгадывая ребус.
Как решать ребусы
Разгадывание ребусов – отличное времяпровождение для любителей всевозможных головоломок и загадок. Это захватывающий процесс, суть которого заключается в том, чтобы расшифровать слово, фразу или предложение с помощью картинок и символов-подсказок: цифр, букв, запятых и прочих знаков. Решать ребусы могут как самые юные интеллектуалы, так и подростки, потому что задачи имеют разный уровень сложности и иногда заставляют задуматься даже взрослых.
Кроме того, что разгадывать ребусы интересно и увлекательно, это еще и очень полезно, поскольку развивается логика, интуиция и нестандартное мышление ребенка. А как дополнительный бонус – расширяется словарный запас и кругозор.
Какими бывают ребусы
Существует большое количество различных ребусов, которые можно условно разделить на несколько групп:
ребусы с картинками;
ребусы с запятыми;
ребусы с буквами;
ребусы с числами;
ребусы с использованием иных символов: химических элементов, нот, стрелок, арифметических знаков и так далее;
комбинированные ребусы (состоящие из множества элементов).
Как нужно читать ребус
Читать ребус следует слева направо или сверху вниз, если иное направление не показано стрелками;
Пробелы или знаки препинания при чтении ребуса не учитываются;
Картинки и символы в ребусах обозначают определенное слово или часть слова;
Если картинка имеет несколько названий, необходимо подобрать подходящее. Например, рисунок малины может означать как слово «малина», так и «ягода» (общее или частное название). А картинка с изображением глаза подразумевает слова «глаз» или «око»;
Все слова нужно читать в именительном падеже (Кто? Что?);
Чаще всего слова зашифрованы в единственном числе, но встречаются исключения (например, когда на картинке изображено несколько объектов или загаданное слово является частью предложения, поговорки, устойчивого выражения);
Когда в ребусе зашифровано целое предложение, то кроме существительных в нем будут присутствовать и другие части речи: глаголы, прилагательные, предлоги, местоимения и так далее;
Ребус всегда имеет единственное решение, если иное не обозначено в условиях.
Польза ребусов для детей и взрослых
развивается логика: чтобы правильно «считать» картинку, нужно порассуждать над взаимным расположением элементов головоломки, подобрать верные правила;
развивается память: если в ребусе зашифровано длинное слово, нужно запоминать разгаданные части слова или фразы, а также ошибочные предположения;
развивается нестандартное мышление: картинку-шифровку можно интерпретировать по-разному, а решение ребусов на скорость может превратиться в увлекательную игру;
регулярные тренировки развивают сообразительность и скорость мышления;
увеличивается словарный запас.
Правила решения ребусов
Рассмотрим варианты ребусов, которые встречаются наиболее часто и решаются по определенным правилам.
Ребусы в картинках с запятыми.Запятые показывают, что из слова нужно убрать определенные буквы. Если запятые стоят перед словом – убираются первые буквы, если после слова – нужно убрать буквы с конца. Количество букв всегда равно числу запятых.
1. На картинке нарисован СТОЛ. Запятая в конце означает, что нужно убрать последнюю букву в слове. Убираем букву Л, остается слово СТО.
2. На картинке изображен МЯЧ. Запятая стоит в конце, значит, убираем последнюю букву Ч, получаем слово ХОМЯК.
3. Две запятые в начале означают, что нужно убрать первые две буквы из слова БАРАБАН, а две запятые в конце показывают, что последние две буквы слова тоже лишние. Таким образом, у нас остается слово РАБ.
Ребусы с буквами. Очень часто в ребусах производятся различные действия с буквами: зачеркивание, замена, имитация предлогов за счет определенного расположения.
4. Зачеркнутая буква Ф означает, что ее нужно убрать из слова ШАРФ. Остается ШАР.
5. Символ «=» означает замену буквы. В слове РОЗА меняем букву Р на К и получаем слово КОЗА.
6. Слог ВА расположен на рисунке под слогом КО. Добавляем предлог ПОД и получаем слово ПОДКОВА.
7. Буквы Л и К расположены в букве О. Добавляем предлог В и получается слово ВОЛК.
8. За буквой Я расположилась буква Ц. Используем предлог ЗА и получим слово ЗАЯЦ.
9. Буква Б состоит из местоимений ОН. Используем предлог ИЗ и получаем слово БИЗОН.
По такому же принципу зашифровываются все остальные предлоги: на, с, по, у и так далее. Поэтому следует обращать внимание на то, как расположены буквы относительно друг друга.
10. Также в ребусах с буквами иногда используются дроби. На рисунке показано, что буква З делится на К. То есть знак дроби обозначает предлог НА. Получается слово ЗНАК.
Ребусы с цифрами. Цифры в ребусе могут заменять часть слова или являться порядковым номером буквы, показывать последовательность.
11. Цифра 1 читается как ОДИН и заменяет часть слова РОДИНА.
12. В данном случае цифра 1 читается как РАЗ. На рисунке ВИЛКА, значит здесь зашифровано слово РА3ВИЛКА.
13. Если на рисунке несколько одинаковых предметов или символов, следует их сосчитать. В данном случае мы видим 7 букв Я, что означает слово СЕМЬЯ.
14. Иногда цифры показывают, в каком порядке следует расположить буквы. На рисунке СОСНА, буквы нужно расставить в соответствии с указанной последовательностью. Получается слово НАСОС.
15. В некоторых случаях используются не все буквы, а лишь те, чей порядковый номер показан на рисунке. Берем из слова ТАРАКАН соответствующие буквы и получаем слово ТАНК.
16. Стрелки показывают, какие буквы нужно поменять местами в слове ЗАМОК. И получается слово МАЗОК.
Комбинированные ребусы с разными символами.Чем больше разных символов используется в ребусе, тем он сложнее.
17. На картинке нота «МИ» и НОС. Во втором слове заменяем букву О на У и получаем слово МИНУС.
18. На рисунке число ПИ, нота ФА и ГОРА. В третьем слове убираем последнюю букву, получается ПИФАГОР.
19. На картинке химическая формула воды и флакон с духами. В слове ВОДА букву Д заменяем на З и убираем последнюю букву. В слове ДУХИ тоже убираем одну букву с конца и получаем слово ВОЗДУХ.
20. В слове ГЕРБ убираем две последние буквы, в слове ГРАФИН букву Н меняем на Я. Получается ГЕОГРАФИЯ.
Фразы, зашифрованные в ребусах.
21.На рисунке ЗА буквой К буква Р. От слова ОЧКИ берем только букву И. В букве Ы нота МИ. В слове ДВЕРЬ убираем буквы В и последнюю, остается ДЕР. В слове ЧЕРВЬ убираем первую букву и Р, остается ЕВЬ. В слове ЯМА меняем А на И, получается ЯМИ. Из слова ЛЕСКА убираем букву К, остается ЛЕСА. Перечеркнутая буква Р читается как НЕР. В слове ГЛАЗ меняем последовательность букв, получаем АЗГЛ. На следующем рисунке слово ЯД. В слове ШИШКИ убираем одну букву в начале и две в конце, остается ИШ. Добавляем Ь.
Получилась пословица: «За кривыми деревьями леса не разглядишь».
22. На рисунке ГАМАК, убираем последние три буквы, остается ГА. НАД буквой Е буква Й. От слова ПОЯС берем только С и Я. В слове ОСА меняем О на А, получается АСА. От слова МОНЕТА берем только М. Перечеркнутая буква П читается как НЕП. В слове лошадь нужно убрать две последние буквы, останется ЛОША. От слова КАРАВАЙ возьмем только Й.
Получилась поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай».
Решение ребусов – прекрасный способ развить свои интеллектуальные способности, провести время интересно и с пользой. Разгадывать их можно как самостоятельно, так и в компании, устроив соревнование на скорость и сообразительность. Решая ребусы, дети учатся рассуждать, анализировать, делать логические выводы. Это отличная возможность поддерживать себя в тонусе и тренировать самые важные навыки.
Источник
Рассказываем по порядку правила составления и решения ребусов. Перед вами 15+ заданий с пояснениями и подсказками, чтобы отработать алгоритм поиска ответа. С ЛогикЛайк вы научитесь решать любые ребусы и другие задания на логику.
Что такое ребус?
Ребус – это занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание или целую фразу, задуманную автором.
Юный почемучка требует объяснить «Зачем вообще решать ребусы?!» Шпаргалка о пользе – вам в помощь.
Польза ребусов для детей и взрослых
- развивается логика: чтобы правильно «считать» картинку, нужно порассуждать над взаимным расположением элементов головоломки, подобрать верные правила;
- развивается память: если в ребусе зашифровано длинное слово, нужно запоминать разгаданные части слова или фразы, а также ошибочные предположения;
- развивается нестандартное мышление: картинку-шифровку можно интерпретировать по-разному, а решение ребусов на скорость может превратиться в увлекательную игру;
- регулярные тренировки развивают сообразительность и скорость мышления;
- увеличивается словарный запас.
Как научиться разгадывать ребусы?
Шаг за шагом мы познакомим вас с примерами занимательных головоломок разного уровня сложности. Часть заданий мы приводим с ответами и описанием решения.
Одолеете весь материал от и до – сможете решать подобные ребусы на раз-два.
Базовые правила чтения ребусов
- Ребусы читаются слева направо, в отдельных случаях – сверху вниз. Могут быть исключения, о которых составители задания могут сообщить текстом или стрелками.
- Знаки препинания и пробелы не учитываются. Это правило актуально для больших и сложных ребусов, в которых зашифровано длинное слово или целая фраза.
- Любая картинка или символ в шифровке имеют значение. Ни одна запятая или изображение не даётся в ребусе просто так. Картинка и символ могут обозначать слово целиком либо часть слова в зависимости от других условий ребуса.
- Все слова в ребусе читаются в именительном падеже, а вот с единственным и множественным числом нужно быть внимательным. Если на картинке изображена пара ног, глаз или несколько фруктов, автор ребуса наверняка хочет, чтобы вы прочитали слово во множественном числе.
- Одна из самых сложных задач в ребусе – понять, «что хотел сказать автор?». Иными словами, правильно интерпретировать картинку. На рисунке вы можете «видеть» собаку, но автор мог загадать слово «пёс» или вообще «Хатико». Мальчик со светлыми волосами может быть словом «мальчик» или словом «блондин».
- Решение у ребуса всегда одно! А если несколько, об этом вас должен предупредить автор.
- Взялись за решение большого сложного ребуса? Будьте готовы, что в нём зашифровано предложение, в котором будут не только существительные, но и другие части речи.
Расскажите ребёнку, что нужно быть внимательным, мыслить нестандартно и всегда придумывать несколько вариантов решения.
Запятые в ребусах
Среди самых простых ребусов, которые можно предложить дошкольникам или младшим школьникам – ребусы, в которых рядом с картинкой стоит одна или несколько запятых. Запятые показывают, что у слова, которое изображает картинка, нужно убрать букву. Иногда запятые рисуют перевернутыми, но это значения не имеет.
Рассмотрим суть правила на примере двух ребусов ниже. Количество запятых равно количеству букв, которые нужно убрать.
Запятые слева – убираем 3 буквы в начале слова.
2 запятые до картинки – убираем 2 буквы в начале слова, 1 запятая после картинки – убираем последнюю букву в слове.
Учимся решать ребусы с буквами
Буквы в ребусах дополняют картинки и помогают создавать более сложные головоломки. Если одна или несколько букв стоят слева или справа от картинки, значит их нужно добавить к слову в начале или в конце.
Видим на рисунке РОТ, прибавляем к началу слова букву К и получаем слово КРОТ.
Буквы в ребусах могут сочетаться с другими символами и знаками.
В этом ребусе сочетается рисунок, запятые и буквы. Читать его нужно так: от слова ЗОНТ отнимаем две буквы в конце (две запятые справа) и получаем слог ЗО.
Знак «=» между двумя буквами означает, что букву из слова на картинке нужно заменить на ту, которая стоит после «=».
В слове «ЦАПЛЯ» букву «Ц» меняем на «К».
Вместо буквы первой в равенстве может стоять цифра. Тогда необходимо посчитать, какая по счёту буква соответствует цифре, и заменить её на ту, которая стоит после «=».
Третья по счёту буква в слове УХО – О.
Если буква рядом с картинкой зачеркнута, её нужно убрать из слова.
У слова «СЛОН» забираем букву «Л» и получаем слово «СОН».
Буквенные ребусы (без картинок)
Зашифровать слово для ребуса можно без рисунков и символов, а только с помощью букв. В этом случае обращаем внимание на то, как буквы или слоги расположены относительно друг друга, и выбираем подходящий предлог.
- Если одна буква, слог или слово стоит над другим, читать их надо с предлогами «над» или «под».
- Когда одна буква расположилась за другой, выбираем между предлогами «за» или «перед».
- В одну букву может быть вписана другая или несколько. В этом случае используем предлог «в».
Слог «ГА» расположен «ПОД» слогом «РУ».
За буквой «К» стоит слог «НИ». Но в этом ребусе предлог «за» нам не подходит, значит пробуем «перед».
В большую букву «А» вписан слог «ТА».
Рисунки в ребусах
Если обыкновенная картинка в ребусе обозначает слово, то перевёрнутая требует прочитать то же слово справа налево. Может сочетаться с буквами, цифрами и различными символами.
В этом ребусе слово «ЗУБР» читаем наоборот и получаем «РБУЗ».
Стрелка рядом с рисунком указывает налево? Автор ребуса требует прочесть слово в обратном направлении.
Вместо «КИТ» читаем «ТИК».
Решаем ребусы с цифрами
Самый простой вариант использования цифр в ребусах – для замены части слова.
Если цифра рядом с рисунком зачеркнута, нужно убрать её из слова.
Слово «ТОРТ» читаем наоборот и отнимаем у получившегося слова «ТРОТ» первую букву «Т».
В ребусе над рисунком может располагаться ряд чисел. Если чисел ровно столько, сколько и букв в слове, просто меняем буквы местами, как указывает числовой ряд.
В слове «КАБАН» 5 букв и столько же букв изображено над рисунком. Просто выстраиваем буквы в порядке, указанном в числовом ряду, и получаем новое слово.
Если цифр над или под рисунком меньше, чем букв в слове, значит для разгадки используем только те, что соответствуют цифрам в числовом ряду.
Легко заметить, что цифр в загадке меньше, чем букв в слове «КРОКОДИЛ» или «АЛЛИГАТОР». Осталось выбрать верное слово и буквы из него.
Задания на логику – отличный вариант совместных занятий с детьми. Ищите ключи к тайным шифрам в картинках, устраивайте соревнования на скорость между командами друзей. Разгадывайте интеллектуальные загадки и развивайте логику и мышление вместе с ЛогикЛайк.
Источник