Ремесленные слободы освобожденные от тягла в пользу государства
Слобода́ (Слобожа) — вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины: на момент его основания жители имели освобождение («свободу») от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства, то есть были государевыми людьми.
Слободой обычно назывался посад, жители которого занимались государственной службой (обеспечивали жизнедеятельность Русского государства) по тем или иным направлениям и именовались по их приказам или основным специалистам (чинам): ямская, торговая, кузнецкая, гончарная, пушкарская, стрелецкая, сокольничья, солдатская, матросская слободы и так далее; Слободы и дворцовые сёла, на Руси, составляли особые округа которыми руководили Дворцовые воеводы (самая большая должность). В начале XX века слободой обычно называлось большое село, имевшее более одной церкви и ярмарку, или промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пахали[1].
Особенности[править | править код]
Первые упоминания о слободах относятся к X—XI вв., более широкое распространение получили с XII века. Слобода, в тот период времени часть торгово-промышленной части города, посада, ранее подола, делилась на сотни[2]. В слободе жили слободские люди. В XII — первой половине XVI веков слобода — это отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от местных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода, то есть «свободное поселение»). Освобождение от государственных или феодальных повинностей, как правило, не было полным. Характер льгот менялся и зависел от времени и места. Первоначально жители поселений освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений были новыми осваиваемыми землями, в первую очередь, слободскими казаками[3], и освобождение от податей было для них побудителем.
В первой половине XVIII века эти льготы были отменены, и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. К 1900 году, по определению ЭСБЕ[2], слободой называлось «большое село, где более одной церкви, торг или ярмарка или волостное правление», а также «промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут».
В слободе имелись органы самоуправления — слободской сход, слободской староста. В городских слободах имелись братские дворы со съезжей избой, где располагались органы слободского самоуправления.
Слободы в городах[править | править код]
В городах до XVIII века слобода — это небольшой городской район со своим самоуправлением. В Москве слободы делились на дворцовые и казённые, чёрные, владычные, иноземческие и военные; в XVII веке слобод и сотен там насчитывалось 116 штук. В Кремле слобод не было, в Китай-городе была только одна патриаршья Певческая слобода. В Замоскворечье было сосредоточено так много военных, что его все называли Стрелецкой слободой.
В первые годы после Смутного времени резко возросло число белых слобод, не несущих государственного тягла и принадлежащих феодалам, в пользу которых слободские люди «закладывались» и несли облегчённое тягло. В противоположность белой слободе, все жители тяглой слободы переписывались, и слобода несла тягло по результатам этой переписи, несмотря на то, что некоторые жители успели лично «обелиться». Закладничество под власть крупных феодалов приняло такие размеры, что в 1619 году Земский собор принял решение вернуть закладчиков в государственное тягло и взыскать деньги с тех феодалов, кто их держал. Для этого был учреждён Сыскной приказ во главе с боярином Ю. Я. Сулешовым. Соборное Уложение 1649 года содержало посадскую реформу, согласно которой белые слободы в городах должны были полностью ликвидироваться. Всех «обелившихся» посадских надлежало «сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал наперед сего, безлетно ж и бесповоротно», «а кто черные люди, те свои дворы продадут или заложат: и тех черных людей за воровство бити кнутом». По новому уложению только третий сын посадского человека, став стрельцом, мог освободиться от тягла. Беглым посадским людям грозила ссылка в Сибирь. Был издан указ, предусматривавший смертную казнь за самовольный переход из одного посада в другой и за женитьбу вне посада.
В начале XVIII века произошёл переход сначала к подворному, а затем к подушному налогообложению, были учреждены управы частей города, и городские слободы прекратили существование.
Слободы в сельской местности[править | править код]
Слободы как интенсивно заселяемые округи известны в XV—ХVI веках в Дмитровском уезде (Берендеева Слобода), Переславском (Великая Слобода, позднейший Слободской стан, Маринина Слобода), Галицком (Жилина Слободка). Когда речь шла об определенной округе, то слово «слобода» обычно стояло на втором месте, а когда о конкретном селении с антропонимическим названием, то на первом: Чечевкина слободка, Филисова слободка, Тутолмина слободка и т.д[4].
Иноземческая слобода[править | править код]
С XVI века, когда в Москве появилась Немецкая слобода, существовали иноземческие слободы — место компактного поселения иностранцев в русских городах. Фактически они представляли собой автономный район города, однако в 1699 году указом Петра I они были подчинены Бурмистерской палате.
Слободские люди[править | править код]
Жители посадов и слобод назывались люди, с прибавлением эпитета: посадские, чёрной сотни, или определённой слободы.
Слободские полки[править | править код]
См. также[править | править код]
- Чёрная слобода и Белая слобода
- Ямская слобода
- Чёрная сотня (сословие)
- Устройство городов и горожане при Петре I
- Слобожанщина
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Московские слободы и сотни в XVII веке // Богоявленский С. К., из: Московский край в его прошлом, ч. 2, М., 1930
- Архитектурные ансамбли Москвы XV — начала XX веков/ Т. Ф. Саваренская. — М.: Стройиздат, 1997 г. — ISBN 5-274-00908-5.
- Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) // Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских. Украинцев и белорусов в XIX — начале XX в. / Ответственный редактор доктор исторических наук С. А. Токарев. — М.: Издательство академии наук СССР, 1956. — С. 3–460.
- Слобода — статья из Большой Советской Энциклопедии, 2-е изд., 1956 г. — Т. 39. — стр 329
- Слобода (вид поселений) — статья из Большой Советской Энциклопедии, 3-е изд.
- Иноземные слободы — статья из Большой Советской Энциклопедии, 3-е изд.
- Романюк С. К. По землям московских сёл и слобод. — М.: Сварог, 1999. публикация (недоступная ссылка)
- Снегирёв В. Л. Московские слободы / Художник П. Зубченков. — М.: Московский рабочий, 1947. — 156 с. — 10 000 экз. (обл.)
Ссылки[править | править код]
- ОКТМО. Реестр типов населённых пунктов
- Слобода // энциклопедия «История отечества»
Источник
- Советская историческая энциклопедия
(свобода) — вид поселений в феод. России. Первые упоминания о С. относятся к 11 в. В 12 — 1-й пол. 16 вв. С. — отд. поселения, в т. ч. около города-крепости, или группа поселений, иногда целая округа, жители к-рых освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население (отсюда назв. “С.”). В период организации С. они получали и др. временные льготы. Их предоставление было одним из способов привлечения в С. непосредств. производителей, в частности из соседних княжеств. С. организовывали великие и удельные князья, а также отд. светские и церк. феодалы на землях, на к-рые ими были получены иммунитетные грамоты. Население С. несло повинности в пользу владельца земли, на к-рой находилась С. В это время возникли С. княж. ремесленников Москвы (Барашская, Басманная, Бронная, Кадашевская, Сыромятная и др.) и др. городов, промысловые и земледельч. великокняж. и частновладельч. С. в уездах (несколько рыбных С., Новая Соль, или Холуй, Александровская, Решемская и т. д.) и частновладельч. С. на белых землях в городах. В 16 в. в городах начали формироваться С. служилых людей по прибору (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казенных ремесленников (кузнецов, оружейников, кирпичников и др.), а также иностранцев (см. Иноземные слободы). Их население, освобожденное от тягла, было обязано исполнять определенный вид службы. Со 2-й пол. 16 в. с лишением иммунитетных прав происходит включение населения части государевых и частновладельч. С. в разряд тяглого населения. В 1649-52 были ликвидированы частновладельч. С. в городах (см. “Посадское строение”). В 1-й пол. 18 в. в связи с созданием регулярной армии в разряд тяглого населения были включены и служилые люди по прибору. Сохранив свое назв. “С.”, уездные С. превратились в обычные села и деревни или в поселения гор. типа (Борисоглебская (см. Тутаев), Вязниковская (совр. г. Вязники), Рыбная (см. Рыбинск) и др.), а С. городов в гор. кварталы. В 19 — нач. 20 вв. назв. “С.” получали иногда окологородные пром. поселки (напр., Дангауэровская С., возникшая ок. Москвы). Назв. “С.” сохранилось до наст. времени в наименовании нек-рых населенных пунктов.
=====
Лит.: Богоявленский С. К., Моск. слободы и сотни в XVII в., в сб.: Моск. край в его прошлом, ч. 2, М., 1930; Веселовский С. Б., Феод. землевладение Сев.-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; Смирнов П. П., Посадские люди и их клас. борьба до сер. XVII в., т. 1-2, М.-Л., 1947-48; Тихомиров M. H., Средневековая Москва в XIV-XV вв., (М.), 1957.
Источник:
Советская историческая энциклопедия
на Gufo.me
Значения в других словарях
- слобода —
слобода ж. 1. Большое село с некрепостным населением (до отмены крепостного права в Российском государстве). || Торговый или ремесленный поселок. 2. устар. Окраина города; пригород.
Толковый словарь Ефремовой - слобода —
Искон. Возникло на базе общеслав. свобода в результате диссимиляции губных в и б (б > л). Первоначально — «свободные крестьяне» (собират., ср. господа), затем — «поселок свободных крестьян» и далее — «поселок, пригород вообще».
Этимологический словарь Шанского - СЛОБОДА —
СЛОБОДА — название различных поселений в Русском государстве 11-17 вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах — слободы ремесленников.
Большой энциклопедический словарь - слобода —
СЛОБОДА, ы, мн. слободы, од, дам, ж. 1. В России до отмены крепостного права: большое село с некрепостным населением, а также торговый или ремесленный посёлок (до 17 в. поселение, освобождённое от княжеских повинностей). Стрелецкая, ямская…
Толковый словарь Ожегова - слобода —
-ы, мн. слободы, слобод, -ам, ж. 1. Поселок или городской квартал в Русском государстве 11—17 вв. на государственной или частновладельческой земле, жители которого пользовались временными льготами в уплате налогов и отбывании других повинностей.
Малый академический словарь - слобода —
СЛОБОДА -ы; мн. слободы, слобод, -ам; ж. В России 11 — 17 вв.: посёлок или городской квартал на государственной или частновладельческой земле, жители которого пользовались временными льготами в уплате налогов и отбывании других повинностей.
Толковый словарь Кузнецова - слобода —
Это слово, имеющее тот же корень, что и свобода, первоначально означало “свободные крестьяне”, затем происходило переосмысление в “поселение свободных крестьян”, а затем в “поселок вообще”.
Этимологический словарь Крылова - Слобода —
I Слобода́ вид поселений в феодальной России. В 12—1-й половине 16 вв. С. — отдельные поселения, в том числе около города-крепости, или группа поселений, жители которых освобождались от налогов и повинностей (отсюда название «С.» — свобода). В…
Большая советская энциклопедия - Слобода —
Пржевальское, Слободской
Топонимический словарь - слобода —
СЛОБ’ОДА, слободы, ·жен. (·обл. ). ·неправ. вместо свобода. II. СЛОБОД’А, слободы, вин. также слободу, мн. слободы, слобод, слободам, ·жен. 1. Большое село с некрепостным населением (·ист. ). | Вообще большое село, селение.
Толковый словарь Ушакова - Слобода —
В старину так называлось село свободных людей, а также пригородное селение, подгородный поселок за стеною города; отсюда названия: ямская С. — пригородная улица ямщиков, торговая С. — посадских людей, солдатская С. — отставных солдат.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - слобода —
СЛОБОДА южн. сев. свобода; слободный, слободить свободный, свободить. || Слобода ж. стар. село свободных людей; || пригородное селение, подгородный поселок, за городом, т. е. за стеною, род посада.
Толковый словарь Даля - слобода —
орф. слобода, -ы, мн. слободы, слобод, слободам
Орфографический словарь Лопатина - слобода —
Слобод/а́.
Морфемно-орфографический словарь - Слобода —
1. Вид поселений в феодальной России, жители которых освобождались от налогов и повинностей тяглового населения (крестьяне, посадские) и выполняли определенные работы (ремесла конкретного характера, извоз и др.).
Архитектурный словарь - слобода —
слобода́ Котошихин 145, др.-русск. слобода – то же (Дух. грам. Дмитр. Донск. 1389 г., также в Псковск. I летоп., Сузд. летоп.; см. Срезн. III, 414 и сл.), укр. слобода́, блр. слобода́. Получено путем диссимиляции в – б > л – б из *свобода (см.), т.
Этимологический словарь Макса Фасмера
Источник
Уже к XV в. русские города, пострадавшие от ордынского нашествия, восстановили свое былое значение, расстроились и окрепли, в них развивались ремесла и торговля, строились и украшались дворцы и храмы. Городское население, занимавшееся ремеслом и мелкой торговлей, жило на посаде (на улицах и в слободах, чаще всего объединявших специалистов одной профессии – гончаров, сапожников, бронников, золотых дел мастеров и т.д.) и называлось посадским. Оно облагалось тяглом (налогами) в пользу государства, выполняло строительные и военные повинности. Здесь существовали свои ремесленные организации наподобие западных цехов.
Купечество, как и ранее, делилось на разряды. К самому высшему принадлежали гости. Это звание за особые заслуги жаловали купцам князья. Оно давало им ряд привилегий: освобождало от суда местных органов и подчиняло княжескому суду, от общинных податей и повинностей, предоставляло право владения вотчинами и поместьями. Пожалованные в гости купцы, как правило, служили в финансовых органах, заведовали таможнями, монетным двором, занимались оценкой и распределением княжеской казны, предоставляли государям займы и пр. Число их было невелико, в конце XVII в. оно равнялось 30.
Основная масса купечества была объединена в сотни. Особой известностью пользовалась суконная сотня, члены которой фигурируют в источниках уже в XIV-XV вв. Защита корпоративной чести закреплялась в Судебнике 1550 г., который устанавливал штрафы за бесчестье: рядовых посадских тяглецов – 1 руб., средних посадских и дворян 5 руб., суконной сотни торгового человека – 20 руб., гостей и лучших людей – 50 руб.
Помимо ремесленных и торговых организаций в городах располагались дворы аристократии и монастырей. Эти «островки феодализма» не платили налогов (были обелены) и могли снижать цены на свои товары, создавая конкуренцию посадским людям. Кроме боярских людей (жителей «белых слобод») от тягла в городах освобождались служилые люди по прибору (стрельцы, пушкари, воротники и пр.), которые также занимались ремеслом и имели преимущество перед тяглецами. Налоговое бремя посадских людей было поэтому весьма тяжелым, а круговая порука при уплате податей и повинностей в посадской общине мешала развитию предпринимательства.
Часть населения городов переходила «в заклад» к беломестцам, записывалась в служилые, в кабальные холопы, а государство теряло при этом своих налогоплательщиков.
Уже в первой половине XVII в. оно начинает предпринимать меры, борясь с этим злом, и неоднократно в законодательном порядке запрещает «заклады» посадских и приобретение земель в городах беломестцам. Обнаруживается также тенденция к постепенному прикреплению черных посадских людей к тяглу (к посадам).
Окончательно вопрос разрешился Соборным Уложением 1649 г. Оно вернуло посадам отторгнутые у них «белые слободы», принадлежавшие вотчинникам, монастырям и церкви, а также обеленные (освобожденные от тягла) дворы поповых детей, дьячков, пономарей и других церковнослужителей, лавки и дворы крестьян. Крестьянам, в частности, было разрешено отныне торговать в городах только с возов и стругов, а все свои торгово-ремесленные заведения либо продать посадским, либо самим записаться в городское тягло. Аналогично разрешается вопрос о служилых по прибору – они обязывались платить налоги до тех пор, пока не продадут свои лавки и промыслы тяглецам. Эти положения Соборного Уложения облегчали налоговое бремя посадских людей и расширяли их права на занятия ремеслом и торговлей (по сути было введено монопольное право горожан на занятие предпринимательством).
Но политика государства в отношении формировавшегося третьего сословия имела и другую сторону. Соборное Уложение прикрепило горожан к тяглу. Было предписано, во-первых, вернуть на посады всех ушедших от тягла в предшествующие годы, осуществив «бездетно» и «безповоротно» сыск закладчиков (крестьян, холопов, кабальных, служилых по прибору, стрельцов, новых казаков и др.). Во-вторых, выход из посада, от тягла, запрещался впредь под угрозой ссылки в Сибирь, на Лену. Даже за переход из одного посада в другой государство грозило смертной казнью. В-третьих, были предусмотрены санкции против тех, кто в будущем примет беглых посадских людей. Им грозила «великая опала от государя» и конфискация земли. Наконец, Уложение, введя монопольное право горожан на городскую собственность ограничило право распоряжения ею. Продажа имущества посадского человека могла иметь место только внутри посадской тяглой общины.
Таким образом, Уложение ввело в городах специфический вариант крепостного права. Это был шаг, который на столетия обрек русский город на отсталость от Запада. Там города получали от государства привилегии, создавались условия для свободного предпринимательства и конкуренции. Там в города от крепостной зависимости бежали из сел крестьяне. Русским крестьянам бежать было некуда, разве что на окраины, в казаки, в Сибирь.
Города делились обычно на 2 части: собственно город, т.е. огороженное стеной место, крепость и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости – детинце жили в мирное время преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому “чёрному” люду.
Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших отдельным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина. Хозяйственный подъём в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли экономическое положение городов, а следовательно, поднимали и значение посадских людей. В городах выделяются наиболее состоятельные круги купечества – гости, ведущие иноземную торговлю. Появилась особая категория гостей – сурожане, ведущие торг с Крымом (с Сурожем – Судаком). Несколько ниже стояли суконники – торговцы сукном.
Источник