Решение собственных закупок принимается в пользу

Решение собственных закупок принимается в пользу thumbnail
  1. Определите содержание задачи «сделать или купить».
Решение задачи «Сделать или купить»

Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений – делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно – задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обуславливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:

– потребность в комплектующем изделии не велика;

– отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

– отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

– потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

– комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

  1. В каком случае принимается решение в пользу закупок материалов на стороне и в каком случае принимается решение в пользу организации их собственного производства?

Предпринимателю не следует производить готовые изделия или отдельные детали, если другие фирмы могут производить и поставлять их более высокого качества и дешевле. Принять ре шение о собственном производстве или поставках со стороны не так просто. Оно должно быть тщательно продумано. Сказанное относится и к услугам.

Производить самому или приобретать со стороны – задача долгосрочной оптимизации и поэтому относится к области стратегических решений.

В период высокой конъюнктуры предприниматели склонны раз вивать собственные мощности. Но когда наступает спад, мощнос ти быстро становятся избыточными, и часто слышатся критические высказывания о том, что инвестиции в создание мощностей оши бочны. Если же продукция хорошо продается и имеющихся мощ ностей не хватает, критикуют за то, что предприятие перешло на поставки со стороны в ущерб развитию собственных мощностей.

Альтернативы собственного производства и поставок со сто роны должны быть тщательно обоснованы контроллером при по мощи соответствующих инструментов; в этом случае критики относительно принятых решений будет меньше.

Собственное производство и поставки со стороны являются альтернативными формами получения в распоряжение предпри ятия необходимых продуктов и услуг. Решения о собственном производстве или поставках со стороны должны приниматься, как правило, в следующих случаях:

  • сокращение числа фаз производства отдельных продуктов в рамках имеющейся продуктовой программы и при заданных мощностях;
  • поставки со стороны отдельных деталей и узлов для вновь разработанных продуктов;
  • расширение сбытовой программы путем закупки на стороне и включения в нее дополнительных готовых продуктов,
  • поставки со стороны основных и вспомогательных материа лов, инструментов и энергии;
  • приобретение на стороне услуг по обслуживанию оборудо вания, проведению рыночных исследований, рекламе и обработке информации на ЭВМ.

Решения о собственном производстве или поставке со сто роны имеют комплексный характер и должны оцениваться с эко номической, технологической, качественной и организационной точек зрения.

В рамках стратегического планирования руководство предпри ятия часто должно принимать решения о собственном производ стве или поставках со стороны. На принятие этих решений воздействуют факторы, перечисленные в табл. 63. Кроме того, су ществуют и прочие влияющие факторы, к которым можно отнести величину имеющихся основных и оборотных средств, достигну тые значения сумм покрытия, а также плановые значения рентабельности оборота и капитала.

Таблица 63

Факторы, влияющие на принятие решения о собственном производстве или поставке со стороны

Функциональная сфераВлияющие факторы
СбытАссортиментная политика Транспарентность рынка Конкуренция Соблюдение сроков поставок Изменения рыночной ситуации
ПроизводствоНоу-хау Сохранение рабочих мест Уровень мощностей Квалификация персонала Узкие места в производстве Инвестиционные риски Законодательные ограничения Качество продукции Зависимость от изменения ставок заработной платы Гибкость

Выводы

Предпринимателю не следует производить готовые изде лия или отдельные детали, если другие фирмы могут про изводить и поставлять их более высокого качества и де шевле.

Решение о собственном производстве или поставке со стороны часто трудно; оно должно приниматься с учетом эко номической, технологической, качественной и организаци онной точек зрения Необходимо проанализировать все влияющие на принятие решения факторы

  1. Назовите основные требования к выбору поставщика.

Выбор поставщика, в основном, принято решать двумя методами.

Первый – анализ возможных вариантов и предложений – осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика, исходя, прежде всего, из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.

Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с производственным, отделом контроля качества либо отделом сбыта.

44.Перечислите элементы, образующие структуру контракта на поставку материалов.

Сторонами договора поставки обычно являются лица, ведущие предпринимательскую деятельность. На стороне поставщика, как правило, выступают коммерческие организации и граждане-предприниматели, самостоятельно производящие реализуемый товар либо занимающиеся посредничеством в снабжении и сбыте. Однако некоммерческие организации также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую их уставным целям (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК). Покупателями в договоре поставки, в принципе, могут быть любые лица (за исключением гражданина, приобретающего товары для бытовых нужд), однако чаще всего – это предприниматели (индивидуальные и коллективные). Государство также может выступать покупателем по договору поставки (например, приобретая товары в государственный резерв), что чаще всего оформляется государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд.

Читайте также:  Скумбрия что за рыба в чем польза

Предметом договора поставки могут быть любые не изъятые из оборота вещи. В большинстве случаев они определяются родовыми признаками, однако закон не препятствует и продаже индивидуально-определенных вещей. На момент заключения договора поставщик, как правило, еще не располагает товарами для поставки.

Предмет является существенным условием договора.

Продажа таких вещей, как недвижимость (в том числе предприятие), сельскохозяйственная продукция, энергия и энергоносители, оформляется не договором поставки, а другими разновидностями договора купли-продажи.Ценные бумаги, имущественные права и другие объекты гражданских прав предметом поставки выступать не могут. 1

Цена. Сумма договора определяется сторонами и выражает общую стоимость подлежащих поставке товаров. Принципом рыночной экономики является свободное формирование цен, уровень которых зависит от соотношения спроса и предложения. Цены на подлежащие поставке товары определяются преимущественно соглашением сторон либо устанавливаются поставщиком (изготовителем) самостоятельно.

В договоре должна указываться конкретная цена. При поставке товаров, на которые цена установлена в централизованном порядке, в договоре называется размер цены со ссылкой на номер прейскуранта или иного акта, которым утверждена цена, даты утверждения, а также органа, утвердившего его, либо ссылки на акт, установивший цену. Соглашением сторон могут быть определены более низкие по сравнению с централизованными цены на товары, которые пользуются пониженным спросом.

Контрагенты вправе предусмотреть в договоре доплаты (надбавки) к средней цене за выполнение требований покупателя по улучшению потребительских свойств товара.

В необходимых случаях в договоре кроме цены указываются скидки и надбавки на возмещение расходов по хранению и переотправке товаров.

В случаях изменения централизованно установленной цены в течение срока действия договора поставщик обязан немедленно сообщить об этом покупателю. Товар, отгруженный (сданный) до изменения цены, оплачивается по цене, действовавшей на момент отгрузки (сдачи), если иное не установлено актом об изменении цены.

Условие о цене применительно к договору поставки специально не регулируется. Следовательно, в силу общих положений о купле-продаже она не относится к существенным условиям этого договора. Цена договора обычно согласуется его сторонами. Цены на отдельные виды товаров (например, продукцию оборонного назначения или алкоголь) устанавливаются или регулируются государством. 2

Срок является существенным условием договора поставки, как следует из его определения. Вероятно, законодатель исходит из того, что, опираясь на общие правила ст.314 ГК, восполнить отсутствующее в договоре условие о сроке поставки достаточно сложно. Срок (или сроки) исполнения договора определяется его сторонами, государство редко вмешивается в регулирование этого условия.

В пределах общего срока действия договора стороны определяют сроки (срок) осуществления поставки. Срок поставки может быть определен конкретной календарной датой или периодом времени, например в пределах навигации, в течение 15 дней после созревания урожая. Сроки устанавливаются с учетом необходимости бесперебойного обеспечения потребителя, а также длительности производственного цикла у поставщика.

В большинстве случаев договор поставки заключается в письменной форме. Если же его сторонами являются два гражданина-предпринимателя, а общая стоимость поставляемых товаров не превышает 10 МРОТ, он может облекаться и в устную форму.

Необходимость, с одной стороны, формализовать процедуру заключения договора, а с другой, обеспечить устойчивость хозяйственного оборота привела к появлению в ГК ст. 507, регулирующей процедуру заключения договора поставки. Смысл правила, установленного ст. 507 ГК, сводится к следующему. Оферент, получивший на свое предложение о заключении договора не акцепт, а встречную оферту, обязан в течение 30 дней с даты получения последней принять меры по согласованию соответствующих условий договора с партнером либо уведомить его об отказе от заключения договора на новых условиях. Эта норма вполне согласуется с правилами деловой этики. Если же первоначальный оферент не выполнил данной обязанности (т.е. не согласовал окончательных условий договора и не уведомил партнера об отказе от договора), он должен возместить причиненные убытки. Этот случай, является примером внедоговорного обязательства по возмещению вреда.3

В договоре должны быть определены: 1) наименование, количество, развернутый ассортимент подлежащих поставке изделий; 2) качество и комплектность; 3) общий срок действия договора, конкретные сроки (периоды) поставки; 4) общая сумма договора, цена товара; 5) форма и порядок расчетов; 6) банковские, почтовые и транспортные реквизиты поставщика и покупателя. В договоре предусматриваются также требования к таре, упаковке, порядку доставки, условия о взаимной имущественной ответственности и др.

В долгосрочных, т.е. заключаемых на срок свыше 1 года, договорах помимо указанных выше условий предусматриваются взаимные обязанности сторон по расширению ассортимента (номенклатуры), улучшению качества и технико-экономических показателей товара в течение срока действия договора, оказанию технической помощи в процессе изготовления и эксплуатации новых видов изделий, внедрению и использованию прогрессивных видов тары, упаковки, транспортировки товаров, а также другие условия, вытекающие из долговременного сотрудничества сторон.

Источник

В этот раз переписываем третью главу закона. Расскажем о способах закупок и как проводят совместные и централизованные закупки. Какие требования, ограничения и преимущества заказчик устанавливает для участников.

Решение собственных закупок принимается в пользу

Способы закупок

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

Читайте также:  Вред и польза массажа стоп

В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика – это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.). С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка».

Открытый конкурс

Комиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Конкурс с ограниченным участиемЗаказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в постановлении правительства от 04.02.2015 г. № 99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов:

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику,
  • опыт аналогичных работ,
  • нужное количество квалифицированных специалистов.
Двухэтапный конкурс

На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции.

Закрытый конкурс

Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.

Закрытый конкурс с ограниченным участиемОтличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.
Закрытый двухэтапный конкурсСначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену.
Электронный аукцион

Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона – вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Закрытый аукционВ бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках.
Запрос котировокЭто относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки – не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год.
Запрос предложенийЧаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях.

С 2019 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей.

В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт.

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:

  • ограничения в его применении,
  • сроки проведения и другие параметры,
  • НМЦ и отрасль закупки.

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф.

Особенности проведения электронных закупок

Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки – на специализированных ЭТП. Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д. ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов.

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки.

Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать.

ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки:

  • копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  • ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  • решение об одобрении крупной сделки,
  • для физического лица – только копию паспорта,
  • копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод),
  • выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП,

Совместные конкурсы и аукционы

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:

  • юридическую информацию о сторонах,
  • сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  • порядок проведения закупок,
  • перечень полномочий организатора,
  • другую необходимую информацию.
Читайте также:  Смузи тыква яблоко польза и вред

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности.

Централизация закупок

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар. При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничения и преимущества поставщиков

Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это.

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

Решение собственных закупок принимается в пользу

Преимущества участникам

Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества.

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. – всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр – от 0,5 до 5% от НМЦ).

Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений.

Заказчик может установить преимущество так:

  • объявить закупку только среди СМП,
  • потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО.

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование.

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки.

По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними.

Требования к участникам

Единые требования

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  • организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  • не имеет задолженностей по налогам,
  • у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
  • за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  • нет аффилированности с заказчиком,
  • обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  • нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  • не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку.

Дополнительные требования

Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99:

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику,
  • опыт аналогичных работ,
  • нужное количество квалифицированных специалистов.

Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность.

Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС.

Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:

  • предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  • цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник