Решение суда в пользу автовладельца

Человек купил автомобиль, убедился, что он не заложен, но в итоге был признан недобросовестным покупателем. Стремление банка выжать из ситуации максимум объяснимо, позиция суда меня удивила.

Что произошло?

В этой истории три персонажа-покупателя. Первый, второй и третий.

Первый приобрел автомобиль с использованием банковского автокредита, в результате чего машина оказалась в залоге.

Несмотря на это, первый покупатель продал автомобиль второму, а тот – третьему. Знал ли второй покупатель о залоге неизвестно, третий покупатель о нем точно не знал. Второй покупатель ему не сообщил об этом.

После совершения сделки последний покупатель даже обратился к нотариусу за выпиской из реестра уведомлений о залоге. Проверку провели по фамилии продавца (второй продавец, с первым третий продавец не был знаком) и обременения залогом не обнаружили.

Разумеется, если бы проверяли по данным первого продавца, то обременение нашли бы.

О добросовестности и недобросовестности

Понятие добросовестного приобретателя в гражданском законодательстве очень расплывчато. Авторы ГК не уделили этому вопросу должного внимания, оставив широкое поле для толкования.

Пункт 1 статьи 302 Гражданского кодекса

Видим, что приобретение имущества следует считать добросовестным, если покупатель в момент покупки не знал и не мог знать о незаконности приобретения.

Статус “добросовестного приобретателя” важен для решения вопроса об истребовании автомобиля. Если приобретатель недобросовестный, то вещь истребуется во всех случаях. Если добросовестный, то лишь тогда, когда она выбыла из владения собственника помимо его воли, либо получена безвозмездно.

В нашем случае автомобиль приобретен по договору купли-продажи (возмездная сделка) и выбыл из владения собственника по его воле. Если покупатель добросовестный, автомобиль истребовать нельзя, а вот если добросовестный…

Четыре судебных акта

Районный суд признал третьего покупателя добросовестным. Аргументы простые: у продавца имелся оригинал ПТС, препятствий к регистрации договора не имелось.

Суд апелляционной инстанции решение отменил. После чего президиум областного суда вновь принял решение не в пользу банка, а в пользу автовладельца.

Верховный Суд признал покупателя недобросовестным. Аргументы меня впечатлили – покупатель обратился к нотариусу уже после приобретения автомобиля, а нужно было сделать это до сделки.

А что бы изменилось? Проверялся бы все равно второй продавец. Или нужно было проследить всю “историю” автомобиля и проверить всех владельцев?

Тогда установите эту обязанность законодательно, иначе получается, что перед покупкой автомобиля покупатель должен целое расследование провести.

Считаю, что добросовестность покупателя должна предполагаться. Покупатель не мог знать об обременении залогом, потому что у него нет доступа к реестру. Заставить покупателя отслеживать всю цепочку владения автомобилям – абсурд. Он заключает сделку с конкретным лицом, его и проверяет (хотя сама обязанность проверять продавца в этом случае уже вызывает сомнения).

Полный текст Определения Верховного Суда находится здесь.

Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если статья была полезна.

Канал “О праве по-русски” ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть в своей ленте серьезные юридические тексты, написанные простым языком

Источник

Кто и в каких случаях должен платить за упавшее на автомобиль дерево: разъяснение Верховного суда

На автомобиль упало дерево: машина серьезно повреждена, а владелец не знает, куда обратиться, чтобы возместить причиненный ущерб. Ситуация, увы, нередкая. Стандартно коммунальные службы пытаются списать произошедшее ЧП на форс-мажор и за ремонт серьезно разбитого автомобиля платить не хотят. А ведь в прямые обязанности коммунальщиков входит осмотр аварийных, старых, гнилых деревьев на вверенной им территории.

Так, крайне важное для автомобилистов разъяснение дала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ (№ 5-КГ20-30), пересмотрев спор автовладельца, на чей автомобиль упало дерево, с коммунальными службами.

Вот краткое содержание гражданского дела, которое было рассмотрено Верховным судом:

В конце весны 2017 года на кроссовер «Мазда» упало дерево. Обращение в обслуживающую организацию с требованием возмещения ущерба к положительным результатам для автовладельца не привело. Тогда владелец разбитого деревом авто подал заявление в суд. Районный суд принял сторону автомобилиста (хотя из 300 тыс. компенсации на ремонт, оставил лишь 200 тыс.), в то время как отвечающая за безопасность территории организация выиграла в городском суде, подав апелляцию (Московский городской суд признал произошедшее форс-мажором, а значит в ЧП никто кроме погоды не виноват). Судебное решение было отменено.

Дойдя до Верховного суда, истец смог добиться изменений в свою пользу (отметим также, что это очень важное решение ВС), поскольку его требования были абсолютно законными. Как усмотрели в ВС, не всякий шквальный ветер — форсмажор. А за состоянием деревьев коммунальные и иные организации следить обязаны!

На основе этого решения мы подобрали ответы, которые могут возникнуть у владельцев автомобилей, которые также в будущем могут аналогично столкнуться с ущербом причинённым падением деревьев, столбов, рекламных щитов и т.д.

Читайте также:  Польза и вред вибромассажа простаты

ВОПРОС-ОТВЕТ

1. Что делать если коммунальные службы отказываются возмещать ущерб из-за падения дерева на машину?

В таком случае автовладелец должен в обязательном порядке идти в суд! Шанс велик, что уже на этапе районного суда, который в своих заключениях по делу будет ориентироваться на выводы Верховного суда по аналогичным делам, дело будет выиграно. Однако всегда бывают исключения, и к этому нужно быть готовым.

2. Кто должен платить за упавшее на автомобиль дерево?

Платить должна та организация, которая отвечает за территорию и ответственна за содержание зелёных насаждений. Это могут быть не только коммунальные службы. Все зависит от того где дерево упало (город, трасса, частная территория). Как советуют юристы, определить кто несет ответственность за зеленые насаждения можно путем подачи заявлений: Департамент благоустройства территорий города, Управляющую компанию и так далее.

3. В каких случаях автовладельцу не положена компенсация за упавшее дерево?

Если судом будет установлено, что дерево упало в связи с форс-мажором (природная чрезвычайная ситуация) вызванные опасными метеорологическими явлениями (сильный ветер, ураган, сильный снегопад и так далее), которые могли стать причиной падения дерева.

4. На ком лежит бремя доказывать виновность/невиновность?

Еще один важный вопрос, решение которого непосредственно влияет на исход дела, на который указывает Верховный суд.

Согласно пленуму Верховного суда № 25 от 23 июня 2015 года , бремя доказывать невиновность лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Этот момент важен для понимания того, что коммунальные службы, которые ответственны за зеленые насаждения в черте города, не имеют права игнорировать заявления пострадавших граждан.

5. В каких случаях автовладельцу не положена компенсация за упавшее дерево?

Лишь в том случае, если будет установлено, что дерево упало в связи с форс-мажором (природная чрезвычайная ситуация). То есть, при урагане, сильном снегопаде и других редких природных катаклизмах.

6. В каких случаях природные чрезвычайные ситуации (погодные является) признаются форс-мажором?

Согласно приказу МЧС от 8 июля 2004 года № 329 «Опасные метеорологические явления» , природные чрезвычайные ситуации (в частности, нас интересует сильный ветер, способный повалить деревья) считаются таковыми при скорости свыше 25 метров в секунду на равнине, а в горах и у моря – больше 35 метров в секунду с порывами и с учетом количества осадков (дождь, мокрый снег, крупный град и так далее):

Это очень важный фактор, который нужно будет доказать, взяв ту самую справку из Гидрометцентра.

7. Как доказать, что дерево упало из-за ненадлежащего ухода коммунальщиков, а не из-за погоды?

Для этого нужно принести в суд доказательства того, что в день падения дерева на него в первую очередь не влияли экстремальные погодные условия, а стали лишь вспомогательным фактором, повалившим аварийное дерево, которое и так рано или поздно упало бы.

Для этого нужно будет взять справку из Гидрометцентра, ее можно найти по ссылке здесь 

Она позволит доказать, что в день падения дерева на улице не было экстремальных погодных условий.

Ведь в противном случае «лицо, причинившее вред» освобождается от возмещения, если докажет, что вред нанесен не по его вине.

8. Как доказать, что упавшим деревом не следили?

Кроме места происшествия (дерево, его обломки, листву и другие части упавшего растения трогать нельзя!), которое нужно снять на видео и сделать подробные фотографии перед приездом полиции (если автомобиль не двигался, необходимо вызывать не ГИБДД , а полицию по номеру 112 или 102), необходимо зафиксировать ствол и ветки аварийного дерева и его повреждения, полученные при падении. Это поможет экспертам определить, было ли дерево больным, сгнило ли изнутри, высохло ли и так далее.

Например, в документе ВС есть заметка о том, что автовладелец предоставил снимки, на которых видно, что дерево внутри было гнилым. При этом в суде это будет одним из важнейших доказательств халатного отношения коммунальной службы к своим обязанностям.

Также желательно сфотографировать/снять на видео, стоящие другие деревья, для того чтобы указать в процессе разбирательства, что не упавшие деревья явное доказательство, что метеорологические условия не повлияли на все деревья, а значит, упавшее дерево явно было в плохом состоянии.

9. Нужно ли делать независимую экспертизу?

Высшая инстанция считает, что в подобных спорах водителям будет не лишним заказать экспертизу у специалиста-дендролога, а в качестве аргумента, что в инциденте виновата вовсе не погода, стоит сослаться на факт, что другие деревья при усиленных порывах ветра не пострадали.

Читайте также:  Узбекская дыня польза и вред

Только так можно доказать необходимость материальной компенсации. Что касается дела, Верховный суд постановил: спор апелляция должна пересмотреть с учетом его разъяснений.

Решение Верховного суда в пользу автовладельца, на автомобиль которого упало дерево

Движение дела по судам  инстанций

Районный суд (первая инстанция)

Вторая инстанция

Информация по делу № 33-19386/2018

Информация по делу № 33-20719/2020

Суд первой инстанции

Источник

Когда автовладелец становится собственником автомобиля? Какие документы нужны для подтверждения права собственности на движимое четырехколесное имущество? Имеет ли к этому отношение постановка машины на регистрационный учет, а также снятие с него в ГИБДД.

На эти, как оказалось, важные вопросы ответ дал Верховный суд в обзоре судебной практики. Это, по сути, конкретные рекомендации для всех остальных судов, как принимать решения в подобных ситуациях.

Некоторые страховые компании, а также некоторые судьи, как выяснилось, не знают, с какого момента наступает право собственности на движимое имущество, то есть автомобиль. В результате первые отказывают в выплате после аварии, а вторые поддерживают их в заблуждениях.

Итак, в апреле 2014 года в Ростове-на-Дону произошла авария. Водитель Зайцева врезалась в машину Чехова. Эксперты оценили ущерб в 105 тысяч рублей. Однако страховая виновника аварии отказала в выплате. Она сослалась на то, что автомобиль якобы не принадлежит Чехову. Согласно паспорту транспортного средства, а также свидетельству о регистрации, машина зарегистрирована в ГИБДД за другим человеком. А поэтому он не собственник машины и претендовать на выплаты не может. И это несмотря на то, что у него есть договор купли-продажи, акт приема-передачи автомобиля, а также договор ОСАГО, заключенный именно на основании этих документов, с другой страховой компанией.

В общем, страховщики горазды искать отговорки, лишь бы не платить по счетам. Однако и суд первой инстанции подтвердил справедливость их претензий. Его поддержал и суд апелляционной инстанции. Мол, машину с регистрационного учета не снимали, на новый, за Чеховым, не ставили. А поэтому не принадлежит она Чехову, несмотря на то, что он заплатил за нее деньги и получил ее в собственность согласно договору купли-продажи и акту приема-передачи.

Однако Верховный суд с таким решением не согласился. В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Иное – это недвижимое имущество. Право собственности в этом случае подлежит государственной регистрации. И только после этой процедуры, получив на руки соответствующий документ, владелец становится полновластным собственником. Но к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Кстати, к недвижимым вещам относятся также воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания. Они тоже подлежат государственной регистрации.

Однако автомобили, мотоциклы и прочее относятся к движимому имуществу. Государственная регистрация прав на них не распространяется. Регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности. То есть без регистрации автомобиль не может ездить по дорогам общего пользования. Это прописано в законе о безопасности дорожного движения. Исключения сделаны для тех, кто только что приобрел автомобиль. Для постановки на регистрационный учет им отпущено 10 суток.

Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета. Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Таким образом право собственности на автомобиль возникает с момента передачи его новому собственнику на основании договора купли-продажи при подписании акта приема-передачи.

Право собственности на автомобиль возникает с момента передачи его новому собственнику

А на кого автомобиль зарегистрирован в ГИБДД – никого не должно беспокоить, кроме предыдущего собственника. Суды всего этого не учли. Поэтому Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, чтобы решение было принято с новыми вводными.

Читайте также:  О пользе и вреде стевии

Надо сказать, что собственник автомобиля обязан зарегистрировать машину в ГИБДД в течение 10 суток. Владение автомобилем накладывает определенные обязательства. Хотя бы по уплате налога на транспортное средство. При этом не важно эксплуатируется оно или нет.

При этом в налоговой инспекции, а также в ГИБДД договор купли-продажи и акт приема-передачи считаются документами, которые подтверждают переход права собственности. А у страховщиков почему-то нет.

Источник

Верховный суд разъяснил, как и при каких условиях можно вернуть некачественный автомобиль продавцу и расторгнуть договор купли-продажи.

О том, что машину, которая часто ломается, или у которой выявлены существенные недостатки, можно вернуть, знают все. Но условия, при которых это можно сделать, не всегда понятны даже судьям. Чтобы привести решения судов к одному знаменателю, Верховный суд в обзоре судебной практики привел в качестве показательных примеров несколько подобных дел.

Итак, некий гражданин А. купил автомобиль. Однако в течение 15 дней у машины были выявлены недостатки. Тогда он обратился в автосалон с требованием либо поменять ему машину на качественную, либо расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Однако автосалон отказался пойти ему навстречу.

Автовладелец обратился в суд. Суд первой инстанции назначил автотехническую экспертизу, которая выявила некоторые из указанных недостатков и установила, что они были следствием производственной сборки автомобиля.

Суд решил дело в пользу автовладельца. Но апелляционная инстанция посчитала иначе. Она сослалась на то, что часть недостатков не была выявлена экспертами, а те, которые были выявлены, были устранены. Кроме того, суд посчитал эти недостатки несущественными и не мешающими нормальной эксплуатации автомобиля.

Однако с таким выводом не согласился Верховный суд. Он указал, что согласно статье 18 закона о защите прав потребителей в течение 15 дней с момента передачи автомобиля покупателю тот имеет право требовать его замены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег.

При этом неважно, насколько существенными были недостатки у машины. Главное – успеть подать претензию в течение 15 дней.

Существенный или несущественный недостаток необходимо устанавливать, если покупатель обратился с требованием замены машины или расторжения договора по истечении этих 15 дней.

Так, в суд обратилось общество по защите прав потребителей в интересах гражданки Н. Она купила машину, которая постоянно ломалась. Более 30 дней в течение каждого года двухгодичного гарантийного срока она не могла пользоваться машиной. А однажды ремонт затянулся более чем на 45 дней. А это по закону о защите прав потребителей максимальный срок устранения недостатков.

Однако суд первой инстанции, а потом и апелляционный отказали женщине в иске к автосалону.

Они посчитали, что в течение первого года гарантии она не могла пользоваться автомобилем лишь 27 дней. Трехдневный срок доставки машины эвакуатором в сервис, а также трехдневный период ожидания возврата отремонтированного автомобиля суды почему-то не включили в этот период.

А что касается второго гарантийного года, так суды установили, что женщина дважды самостоятельно обращалась в сервисный центр в Норвегии, который не входит в перечень центров, уполномоченных ремонтировать проданные ответчиком автомобили.

Однако Верховный суд с этим не согласился и указал, что срок доставки автомобиля в сервис и срок проезда покупателя в сервис за автомобилем входят в период, в течение которого покупатель не мог использовать товар вследствие устранения его недостатков.

Неважно, насколько существенными были недостатки у машины. Главное – успеть подать претензию в течение 15 дней после получения товара

Также Верховный суд не согласился с тем, что ремонт автомобиля в сервисном центре иностранного государства не учитывается при решении вопроса о расторжении договора.

Ведь согласно этому договору клиенту предоставлена международная гарантия на автомобиль.

Верховный суд напомнил, что расторжение договора купли-продажи возможно при наличии совокупности следующих обстоятельств: невозможности в течение хотя бы одного года гарантии пользоваться автомобилем более чем 30 дней; невозможности использования, обусловленной неоднократными ремонтами; и устранения во время ремонтов разных недостатков товара.

Поэтому он отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

Источник