Родителям о пользе чтения для дошкольников

О пользе чтения книг дошкольникам 5-7 лет. Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.
Задача взрослого – открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. 
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. 
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. 
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна – лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство. 
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Как читать.
– В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
– Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
– Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
– Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
– Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет: 
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь.Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок – Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел. 
Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. 
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». 
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

Источник

                   Консультация для родителей

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
                                                                                                                                   (М. Горький) Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. 
Ещё несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас всё обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.
 На что необходимо обратить внимание, покупая литературную новинку своему малышу?

Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы заинтересовать его. Желательно, чтобы сюжет её был простым, с чёткой последовательностью событий. Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то,прочные ли страницы и обложка.  Книжки с объёмными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.

По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

С какими иллюстрациями следует покупать детям книжки:

с высоко -художественными, выполненные известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребёнку. Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребёнку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания малыша и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяют не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребёнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.

Требования к иллюстрациям в произведениях для малышей: 
ясность, простота и выразительность. Картинки в книге для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребёнку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.

В библиотеке ребёнка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки.                                
Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца.  При всей прелести и значимости этот жанр литературного произведения требует пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребёнка, какие чувства вызвать. Так, нельзя читать малышу на ночь произведения, будоражащие психику, воображение, эпизоды из которых вызывают ужас даже у взрослого: (про бабу ягу, кощея и т.д.) Очевидно, что подобные тексты вряд ли обеспечат вашему чаду спокойный сон, даже при условии, что зло в сказке всегда наказано.
Когда книга уже куплена, перед взрослыми встаёт вопрос: как познакомить с ней ребёнка, чтобы у него возник интерес к чтению? Так, один малыш может подолгу сидеть с мамой и внимательно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители берут в руки книгу. 
Причинами  такого «прохладного» отношения к книгам являются: 
1) причины кроются в выбранной книге: она может не соответствовать возрасту ребёнка, содержать недостаточно иллюстраций или иллюстраций непонятных малышу и т.д.;
2) причины, связанные с тем, кто озвучивает книжку: взрослые могут читать слишком быстро или медленно, очень долго или, например, невыразительно;
3) причины, связанные с самим ребёнком: он может быть уставшим, неважно себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим в данный момент времени. Возможно, малыш планировал построить гараж или заняться ремонтом своего автопарка, а вы отвлекаете его настойчивыми призывами сесть и почитать. 
Все перечисленные случаи, очевидно, и многие другие, могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление вашего сына или дочери.
 Этапы ознакомления с книгой:  
Малышу сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть до определённой поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребёнок освоит эту операцию (или параллельно с её освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая её: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребёнка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький». 
В том случае, если ребёнок уже получает удовольствие от подобно совместного «чтения», родители могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребёнок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи. 
В след за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребёнку прочитывается весь текст, написанный под картинкой. Важно следить за реакцией юного слушателя. Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у вашего чада не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию. 
Многие родители недооценивают возможности литературных произведений. Книги помогают в решении проблем в поведении детей (детская агрессивность, замкнутость, нежелание идти в детский сад и т. д.)          

 Через чтение книг дети познают мир, развивается у детей речь, мышление, память.

Источник

Ирина Бельская
Консультация для родителей «О пользе чтения книг дошкольникам 5–7 лет»

Консультация для родителей.

«О пользе чтения книг дошкольникам 5-7 лет»

Цель – формирование интереса и любви у детей к художественной литературе.

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.

Задача взрослого – открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.

Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интересы и в связи с этим подбирать книги для чтения.Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного.

Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации.

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое, с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка – бурка», «Царевна – лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.

Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.

Как читать.

– В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.

– Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.

– Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.

– Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

– Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:

Русская литература

1. Аксаков С. «Аленький цветочек»

2. Алешковский Юз «Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму»

3. Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями)

4. Афанасьев А. Сказки

5. Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце»

6. Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»

7. Булычев Кир «Приключения Алисы»

8. Велтистов Е. «Приключения Электроника», «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул»

9. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»

10. Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек»

11. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»

12. Голявкин В. «Мой добрый папа», «Арфа и бокс», «Как я сидел под партой», Рассказы

13. Гор Геннадий «Мальчик»

14. Грабовский Ян «Муха с капризами»

15. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

16. Губарев В. «Трое на острове», «В тридевятом царстве», «Королевство кривых зеркал»

17. Давыдычев Л. «Жизнь Ивана Семенова»

18. Данько Е. «Побежденный Карабас»

19. Демыкина Г. «Дом на сосне»

20. Драгунский В. «Денискины рассказы», «20 лет под кроватью», «Похитители собак»

21. Дуров В. «Мои звери»

22. Ермолаев Ю. «Дом отважных трусишек»

23. Ершов П. «Конек-Горбунок»

24. Журавлева З. «Сними панцирь»

25. Заболоцкий «Сказка о кривом человечке», «Колотушка тук-тук-тук»

26. Иванов С. «Бывший Булка и его дочь»

27. Ильин М. «Сто тысяч почему»

28. Каверин В. «Песочные часы»

29. Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка, кувшинчик», «Волшебный рог Оберона»

30. Коковин Е. «Динь-Даг»

31. Константиновский М. «КОАПП»

32. Коржиков В. «Веселое мореплавание Солнышкина»

33. Крылов И. Басни

34. Кумма А., Рунге, С. «Вторая тайна золотого ключика»

35. Куприн «Слон»

36. Лагин Лазарь «Старик Хоттабыч», «Голубой человек», «Патент АВ»

37. Ларри Ян «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

38. Лермонтов «Воздушный корабль»

39. Магалиф Юрий «Жаконя», «Кот Котькин»

40. Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка», «Аленушкины сказки»

41. Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Умные вещи»

42. Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»

43. Михалков С. «Праздник непослушания»

44. Наумов Е. «Коралловый город», «Волшебная круговерть»

45. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»

46. Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»

47. Нестайко В. «Единица с обманом», «Пятерка с хвостиком», «Таинственный голос за спиной», «Тореадоры из Васюковки», «Похитители ищут потерпевшего»

48. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Витя Малеев», «Фантазеры»

49. Одоевский В. «Городок в табакерке»

50. Олеша Ю. «Три толстяка»

51. Осеева В. «Динка», «Васек Трубачев и его товарищи»

52. Остер Г. «38 попугаев»

53. Пантелеев Л. «Чесное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый трамвай»

54. Пермяк Е. Сказки

55. Перова О. «Ребята и зверята»

56. Пивоварова «О чем думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой»

57. Погодин Р. «Кирпичные острова»

58. Погорельский А. «Черная курица, или Подземные жители»

59. Почепцов Г. «Школьные сказки», «Страна городов», «Бюро добрых услуг»

60. Пришвин М. «Кладовая Солнца», «Кащеева цепь»

61. Пушкин А. «Песнь о Вещем Олеге»

62. Раскин А. «Как папа был маленький»

63. Розанов С. «Приключения Травки»

64. Рубинштейн Лев «Дедушка русского флота», «В садах Лицея»

65. Рутковский В. «Гости на метле», «Друзья из тихой заводи»

66. Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»

67. Саломатов А. «Наш необыкновенный Гоша»

68. Салье М. «Сказки 1000 и одной ночи»

69. Сотник Ю. «Как я был самостоятельным»

70. Тихомиров О. «Зеленое Окно»

71. Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А»

72. Толстой А. «Приключения Буратино», «Боривой, Василий Шибанов, Курган и др.»

73. Томин Ю. «Карусели над городом», «А,Б,В,Г,Д и др.», «Шел по городу волшебник»

74. Толстой Л. «Прыжок», «Лев и собачка», рассказы и сказки

75. Усач Г. пьесы-сказки

76. Чаплина В. «Питомцы зоопарка», «Мои воспитанники»

77. Чеповецкий Е. «Непоседа, Мякиш и Нетак»

78. Черный А. «Дневник фокса Микки»

79. Чехов А. П. «Каштанка»

80. Шаров А. «Мальчик Одуванчик и три ключика», «Приключения Ежиньки и нарисованных человечков», «Звездный пастух и Ниночка», «Волшебники приходят к людям», «Дети и взрослые», «Остров Пирроу», «Повесть о десяти ошибках», «Окоем»

81. Шварц Е. «Золушка», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Два клена»

82. Эмден Эсфирь «Дом с волшебными окнами», «Приключения маленького актера»

83. Ягдфельд и Гернет Н. «Катя и крокодил»

Зарубежная литература

1. Андерсен Г. Сказки и истории

2. Бабич И. «Мои знакомые звери»

3. Барнфорд Ш. «Невероятное путешествие»

4. Барри Дж. «Питер Пэн и Венди»

5. Баум Фр. «Страна Оз»

6. Бессон Люк «Артур и минипуты»

7. Бжехва Ян «Академия пана Кляксы»

8. Биссет Д. «Забытый день рожденья», «Крококот», Сказки

9. Блайтон Энид «Знаменитый утенок Тим», «Приключение Нодди»

10. Братья Гримм Сказки

11. Вангели С. «Приключения Гугуцэ», «Голубой шалаш», «Чубо из села Туртурика»

12. Верн Жюль «Путешествия вокруг света за 80 дней» (детское издание)

13. Вестли А-К. «Папа, мама, 8 детей и грузовик», «Аврора из корпуса «Ц».

14. Гауф В. Сказки

15. Гофман Э. Т. «Щелкунчик», «Прекрасное дитя», «Апельсиновая принцесса»

16. Грэм Кеннет «Ветер в ивах»

17. Дарелл Дж. «Зоопарк в моем багаже», «Земля шорохов», «Говорящий сверток», «Гончие Бафута»

18. д’Эрвильи Э. «Приключения доисторического мальчика»

19. Зальтен Ф. «Бэмби»

20. Керн Людвиг Ежи «Фердинанд Великолепный»

21. Киплинг Р. «Маугли», «Маленькие истории»

22. Коллоди К. «Пиноккио»

23. Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я», «Колдун в чернильнице»

24. Кэрролл Льюис «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»

25. Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса»

26. Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Пэппи длинный чулок»

27. Лобату Монтейру «Орден Желтого Дятла»

28. Лобе Мира; Ферра-Микура «Бабушка на яблоне»

29. Лофтинг Хью «Приключения Джона Дулиттла», «Цирк Джона Дулиттла»

30. Льюис Клайв «Хроники Нарнии»

31. Маар Пауль «Суббастик», «7 суббот на неделе»

32. Мало Гектор «Без семьи», «В семье», «Ромен Кальбри»

33. Метерлинк М. «Синяя птица», «Ариана и Синяя Борода»

34. Несбит Э. «Пятеро детей и чудище», «Феникс и Ковер», «Талисман»

35. Пелин Елин «Ян Бибиян»

36. Пройслер О. «Маленькие баба-яга, привидение, водяной»

37. Распе Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»

38. Рауд Эно «Муфта, Полботинок и Моховая Борода», «Сипсик»

39. Родари Джанни «Приключения Чиполлино», «Торт в небе», «Путешествие «Голубой стрелы», «Джельсамино в стране лжецов»

40. Сая Казис «Эй, прячьтесь!»

41. Свифт Дж. «Путешествия Гулливера»

42. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»

43. Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

44. Стивенсон Р. «Вересковый мед»

45. Твен Марк «Том Сойер», «Гекльберри Финн»

46. Треверс Памела «Мери Поппинс»

47. Фекете Иштван «Лисенок Вук»

48. Франс Анатоль «Пчелка»

49. Харрис Джоэль «Сказки дядюшки Римуса», «Братец Кролик и его друзья»

50. Ходгстон Бёрнетт «Маленькая принцесса», «Маленький Лорд», «Таинственный сад»

51. Хопп Синкен «Приключения Юна и Софуса»

52. Эгнер Турбьерн «Люди и разбойники из Кардамона»

53. Экхольм Ян «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»

54. Энде Михаэль «Бесконечная книга», «Джек-пуговица», «Момо»

Источник