Рукоделие и его польза для детей
Зачем предлагать рукоделие для детей дома, если полно кружков и разных образовательных центров в округе? Я решила подумать над этой темой и написать вам свои комментарии.
Сейчас все озабочены развитием ребенка: ранним или поздним. Все стараются раскрыть таланты своего чада. По моему мнению, рукоделие — самый подходящий источник развития для детей, который наполнен весельем и легкостью.
Пять основных причин, зачем нужно рукоделие для детей
Сначала хочу выделить главные основания для занятия рукоделием с детского возраста. Независимо от того, где ребенок будет учиться рукоделию, он получит развитие определенных навыков.
1 Развитие воображения
Чтоб ребенок умел видеть ситуации с разных сторон, нужно развить воображение. Оно помогает моделировать разные конструкции в голове, видеть детали. Даже если ребенок будет вышивать, он все равно вынужден представлять будущую работу, детально прорисовывать сюжет.
2 Знакомство с материалами
Поделки, рукодельные вещи знакомят детей не только с ножницами и клеем, но и с другими материалами: тканями, разными видами бумаги, бусинами и т.д. Дети трогают их, рассматривают, узнают, из чего это сделано, каким образом получается бумага или ткань. Так они расширяют свой кругозор и начинают понимать строение вещей. При этом развитие ребенка идет так лаконично и легко, что сам малыш воспринимает это как игру.
3 Дисциплина
Благодаря рукоделию дети узнают про дисциплину и начинают ее ценить. Начав делать какой-то проект из подручных материалов, им хочется увидеть результат. Но он не так быстро проявляется. Необходимо прикладывать усилия. Так они узнают, что нужно себя организовать и научиться ждать, не торопить процесс склейки или пошива. Происходит и самообразование ребенка: он видит, наблюдает и запоминает, как действовать впредь.
4 Основы композиции и цветоведение
Когда дети начинают заниматься рукоделием, то все больше в их поле зрения попадает вещей. Они начинают различать цвета более подробно, видеть, где слишком много деталей, а где мало. Дети быстро схватывают сочетание цветов и могут создать что-то неповторимое и красивое.
Они не боятся распределить свой рисунок или коллаж по всей поверхности листа, они свободны от социальных рамок еще и могут действовать более размашисто. Рукоделие для детей — это выплеск энергии, это поиск своего “Я”, это отличное развлечение, где они могут не только учиться, но и тут же творить.
5 Развитие мелкой моторики и увеличение словарного запаса
Работа руками способствует развитию мозга. При стимуляции мелкой моторики (работа пальчиками, массаж пальчиков) происходит отклик в мозгу: совершенствуется речь, мышление, восприятие. Поэтому рукоделие как ничто другое подходит для развития ребенка. К тому же увеличивается словарный запас, так как появляются новые материалы, новые действия, создаются новые вещи.
Я обожаю наблюдать за детьми, которые открывают мир заново. Они так живо удивляются тому, что бусинка не отпадает или ткани так красиво сочетаются между собой. Они начинают использовать разные слова для выражения своих чувств и эмоций, особенно для восхищения и удивления.
Еще три важных причины, зачем родителям заниматься рукоделием с детьми
Основные причины наличия рукоделия в жизни детей я написала. Но для меня существуют еще два очень важных пункта, которые я хотела бы вам выделить.
6 Сундук воспоминаний
Вспомните свое детство. Что самое приятное было? Наверняка посиделки с мамой или папой, походы в лес за грибами или катание на велосипеде. Я хочу, чтоб у моей дочери точно был целый сундук воспоминаний, которые бы ей помогали в трудные моменты жизни не унывать и улыбаться.
Поэтому я считаю, что рукоделие очень важно как времяпрепровождение родителей и детей, которое точно останется с нашими малышами навсегда.
7 История семьи
Когда я смотрела фильм “Лоскутное одеяло”, то впечатлилась историей семьи Анны, которая была вышита на одеяле. Согласитесь, это очень красивый ритуал — запечатлеть историю семьи, семейные легенды и традиции в одеяле или лоскутном панно. Для этого подойдет и просто коллаж из фото.
Поэтому предлагаю выбрать вид рукоделия вместе с ребенком и собрать семейные истории, которые можно воплотить в творческом проекте. Для ребенка это будет очень интересное событие и точно запомнятся не только семейные легенды и традиции, но и сам процесс создания.
К тому же ценность семьи и ее крепости взлетит в разы, а не это ли мы должны транслировать нашим детям?!
8 Изменение мира
Рукоделие учит детей менять мир так, как им нужно. Развиваясь в творчестве, наши дети видят, что можно сделать что-то лучше, красивее, удобнее.
Занимаясь с детьми творчеством, вы можете им показывать, что мир в их руках и нужно менять его на благо себя и других живущих на этой планете.
Что можно сделать и рассказать в рамках обучения рукоделию
- По большей части рукоделие для детей — это переработка чего-то уже использованного. Так, вы можете многое рассказать (или вместе узнать) про разложение мусора, про сортировку, про повторное использование вещей, дабы не засорять планету. Про переработку швейного мусора я писала здесь.
- Или раскраска футболки вместе даст понимание ребенку, что с помощью навыков шитья и рисования можно создать себе тот самый образ, выразить себя с помощью одежды и не только.
- К тому же можно приобщить ребенка к созданию уюта дома. Это покажет малышу, что он полноправный член семьи и может участвовать в дизайне жилья. Так, дети часто начинают предлагать интересные решения для хранения игрушек или организации пространства. Я предлагала в рамках создания уюта дома простой мастер-класс, как сшить прихватку из лоскутков, который осилят даже дети. Я думаю, что им будет весело составлять блоки из лоскутков словно кусочки пазла.
Шитье как вид рукоделия для детей отлично справляется с развитием и мелкой моторики, и воображения, и видения своего мира. Поэтому, моя дочь, например, уже в свои полтора года сидела за швейной машинкой и помогала строчить шапочку, которую мы выкроили вместе.
На этом сайте вы можете найти подходящие мастер-классы для работы с детьми дома. Начните прямо сейчас создавать историю семьи своими руками.
А каким рукоделием с детьми занимаетесь вы? Покажите ваши совместные работы.
Источник
Рукоделие для детей – это процесс производства поделки, предмета обихода или игрушки ребёнком своими руками с помощью подручных средств или специальных приспособлений.
Детское рукоделие – это прекрасный шанс для ребёнка открыть свой потенциал, выразить свою индивидуальность, узнать талант. Вышивание крестиком и рисование на тарелках нельзя назвать пустым времяпрепровождением. Такой досуг положительно влияет на развитие ребёнка, формирует его как личность.
Польза рукоделия для ребёнка
Многие родители спрашивают, для чего нужно рукоделие детям. На самом деле, под его влиянием с ребёнком происходит много позитивных процессов:
- формируется усидчивость;
- появляется концентрация внимания;
- возникает аккуратность;
- отрабатывается терпение;
- развивается воображение, образное и пространственное мышление, фантазия;
- разрабатывается мелкая моторика рук;
- появляется ощущение собственной значимости;
- повышается уверенность в себе;
- формируется желание доводить дело до конца;
- развивается память;
- тренируются основы счета;
- появляется нацеленность на результат;
- улучшаются творческие способности.
Кроме всех вышеперечисленных положительных моментов есть ещё один, не менее важный. Если у ребенка хорошо получается какое-то увлечение, то потом его хобби может перерасти в настоящую профессию, благодаря которой ваш малыш будет получать настоящие деньги. Ведь известно, что человек, который зарабатывает своим любимым делом – это счастливый человек.
Типы рукоделия
- Декоративно-прикладной. Человек украшает какой-то предмет, делает из него частичку дома. Это могут быть разрисованные тарелки, фигурки, скульптуры.
- Креативный. Человек создает предмет, который не похож ни на что другое. Он проявляет всё буйство своего воображения, пока творит.
Виды рукоделия для детей
В нашем мире есть разные виды рукоделия для детей. Каждый из них развивает креативные качества и способности, улучшает мелкую моторику рук и формирует внимательность.
- Лепка. Данным видом рукоделия занимаются с самых ранних лет. В качестве материала используйте пластилин, глину, тесто. Из последнего потом можно сделать печенье и подать на ужин.
- Рисование. Рисовать можно не только карандашами, фломастерами, гуашью, чернилами, но даже старой маминой помадой для губ. Рисовать можно на батике, на холсте, на бумаге, даже на своем теле.
- Шитьё. Тот вид творчества, который может пригодиться в будущем. Ваша дочурка может начать с шитья юбки для Барби, а закончить плащом для себя. Очень нужный навык.
- Вязание. Полезный вид рукоделия. Если ребёнок проявляет инициативу и трудолюбие, то запишите его в кружок для вязания.
- Плетение. Малышу понравится делать своими руками украшения или поделки из бересты, бусинок, пуговиц, бисера. Изделия могут стать отличным подарком для членов семьи. К тому же такое рукоделие развивает чувство стиля и цветоощущение.
- Аппликация. Для приготовления своего шедевра могут пригодиться самые разные вещи: кусочки ткани, фантики от конфет, вырезки из газет и журналов. Когда малыш достиг особых умений, пусть он сделает коллаж их семейных фотографий.
- Вышивание. Это рукоделие требует особой усидчивости и концентрации. Начните с простых схем. Когда у ребёнка станет лучше получаться, то переходите к более заковыристым картинкам.
- Оригами. С помощью этого вида рукоделия дети научатся изготавливать растения и игрушки из бумаги. Овладев простой техникой, можно создавать настоящие шедевры.
- Моделирование. Это рукоделие больше подходит мальчикам. Маленькому мужчине очень понравится конструировать самолёты, танки, корабли, машины. В конце концов, у отпрыска появится целая армия, которой можно играть с друзьями-мальчишками.
Детское рукоделие дома
Есть техники рукоделия, которые можно освоить дома. И это очень важная процедура, потому что развитие детей происходит не со школьной скамьи, а с самых ранних лет. Нельзя перекладывать развитие ребёнка на учителей и репетиторов, необходимо самим заниматься с ним, причем, как можно раньше и чаще. И детское рукоделие – отличный способ. Во-первых, занятия творчеством можно рассматривать как игру. А все дети любят играть. К тому же, благодаря занятиям в игровой форме, ребёнок легче усваивает новую информацию и эффективнее поглощает материал. Во-вторых, детское рукоделие – это ещё одна чудесная возможность побыть семьей всем вместе. Ведь как часто родители проводят время на работе, а придя домой, всё равно сидят за компьютером, поглощенные в свои дела. Мастерство своими руками сближает всех членов семьи, дает им новые темы для разговоров, объединяет их. В-третьих, родители смогут в очередной раз побыть для своего крошки примером для подражания. Дети с ранних лет копируют поведение взрослых, их мимику, жесты, слова, действия. Поэтому вы можете показать себя с наилучшей стороны. Мама может помочь дочке сшить кукле платье, а папа поможет сыну построить модель самолета.
Иногда ребёнку так нравится что-то делать, что его увлечение постепенно перерастает в настоящую профессию. А лучшая работа – это хобби, которое приносит прибыль. Так что советуем родителям внимательнее приглядывать за детьми, которые с азартом лепят из глины или вяжут свитера. Возможно, именно этим ваш ребёнок будет зарабатывать на жизнь в будущем.
Источник
Редактор
Творческое начало есть у каждого, но именно в детстве его легче всего заметить и развить. Простые, на первый взгляд, занятия – рисование, поделки, лепка, на самом деле имеют большое значение и влияние на ребенка.
Польза творчества для любого человека доказана давно. Ведь творческий подход нужен везде, включая теоретическую физику и бухгалтерию. Именно такое мышление и такие навыки позволяют нам не выгорать в учебе и работе, постоянно развиваться, находить ресурс и расти.
Что касается детей, то развивающие занятия всегда имеют признаки творчества, а уж создание чего-то своими руками – один из главнейших способов развивать малыша.
Польза поделок
В зависимости от возраста польза поделок своими руками проявляется по-разному.
С трех лет создание поделок развивает мелкую моторику пальчиков, что способствует развитию речи у малыша.
Развивающие занятия с цветной бумагой, ножницами, карандашами и красками позволяют выучить очень и очень много полезного: цвета, геометрические фигуры, текстуру, буквы, различные объекты.
Читать также: Развитие ребенка: эволюция игры – лучшего способа обучения детей от рождения до школы
Работая с кинетическим песком, делая поделки из природных материалов, кроха развивает свою фантазию и воображение (и тоже совершенствует мелкую моторику). Чтобы воплотить свою идею, он сначала придумает и сосредотачивается. Все это формирует хорошую базу учебы в школе.
Мышление работает, в тот момент, когда малыш собирает что-то своими руками. поэтому педагоги советуют делать поделки вместе с детьми как можно чаще.
В возрасте 5-6 лет создание поделок учит ребенка усидчивости, аккуратности и ответственности. Здесь важно не мастерство ребенка, а полет его фантазии.
Для школьников поделки кажутся уже не такими интересными как игра в компьютер или игры на улице. Но и они могут уделить свое внимание созданию сувениров для родственников или друзей на различные праздники, такие как Новый год, день матери, Пасха, день влюбленных или день рождения.
На увлечения ребенка влияют множество факторов. Но именно семья является фундаментом его мировоззрения и развития его способностей.
Лучше всего заниматься совместным творчеством, в котором вы покажете ребенку важность и занимательность изготовления поделок собственными руками. Это интересное времяпровождение будет чудесным занятием и для вас, и для крохи.
Удачи вам)
Фото: depositphotos.com, Champions kids
Благодарим детский клуб Champions kids за предоставленный материал
Источник
значение рукоделия для всестороннего развития
и воспитания детей дошкольного возраста
Воспитатель Новикова Е.П.
Работа с тканью входит в систему обучения дошкольников ручному труду и заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков ихпрактического использования, также развивается наблюдательность, художественный вкус, вырабатывается усидчивость, стремление трудится лучше и выполнять работу не хуже товарища.
Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далекого прошлого.
В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.
Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существуют целые династии, предающие свое мастерство и традиции из поколения в поколение. Кто не знает знаменитую владимирскую и горьковскую вышивку, вологодские кружева, вещи, связанные крючком или спицами прибалтийских мастериц, изделия из меха с вышивкой народов Севера др.
В рукодельных работах находят отражение национальные особенности тех или иных народностей; знаменитые вышитые украинские полотенца (рушники) отличаются от украшенных вышивкой узбекских и таджикских ковров (сюзане). Своеобразны казахские и киргизские изделия из войлока, кожи и сукна с вышивкой и аппликацией, разнообразны по орнаментам и технике исполнения эстонские и латышские вышивки и ковры с большим ворсом.
Декоративно—прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной Культуры.
Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.
Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками – дизайнерами и просто любителями, доступно детям младшего школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Вышитый передник нарядная вязаная шапочка, красивый коврик у кровати, выполненный способом аппликации, – это неполный перечень предметов, которые знакомят детей с различными изделиями, созданными замечательными мастерами прикладного искусства.
прикладного искусства. Со многими видами
Со многими видами рукодельного творчества дошкольники знакомятся на занятиях трудового обучения — это обработка текстильных материалов, когда детей обучают шитью, вышиванию и плетению.
При обучении детей на занятиях труда рукодельным работам от воспитателя требуется большая индивидуальная работа с дошкольниками, так как общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование различных наглядных пособий часто не приносят желаемых результатов.
У дошкольников еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении), данные обстоятельства требуют от воспитателя, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
К сожалению, это не всегда удается сделать. Во время занятий в кружке , выполняя полезные и нужные изделия, дети заметно совершенствуют умения и навыки по обработке текстильных изделий.
Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования обще трудовой подготовки дошкольников. Прежде всего, это относится к разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах бумагой и картоном, с разными материалами, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию.
Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер, что является важнейшим элементом обще трудовой подготовки. Качество работ из текстильных материалов во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых детьми при составлении выкройки, разметке, резании, сшивании изделия.
Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию дети закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, . различными измерительными инструментами.
Обработка изделий рукоделия требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов, что так же значительно совершенствует общую трудовую подготовку.
Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают дошкольники, когда они своими руками сделают салфеточку, игольницу, сумочку или игрушку.
Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, знакомых ко дню 8 Марта, Новому году или другому празднику.
В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях, по рукоделию, нужны каждому человеку.
Умения и навыки по шитью, вышиванию, плетению, вязанию составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания.
В кружковой работе есть большие возможности для расширения политехнического кругозора учащихся. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и изделий, отраслях промышленности, связанных с выработкой тканей и волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, удовлетворяющие нужды техники, культурной жизни и быта человека. Первоначальные сведения о текстильной, швейной и некоторых других отраслях промышленности, о народных умельцах дети получают в основном на занятиях по трудовому обучению.
Если есть возможность, желательно организовать экскурсию в ателье, швейную мастерскую, познакомить детей с трудом народных умельцев. Знакомство с трудом взрослых дает им представление о производственной деятельности людей. Дети видят, сколько труда затрачивается для того, чтобы создать красивые, нарядные вещи из ткани, ниток и других материалов.
Практика показывает, что организация занятий по рукоделию в наибольшей степени оправдывает себя в кружковой работе. Можно организовать самостоятельный кружок «Шитье, вышивание, плетение» или сделать эти занятия частью работы кружка ‘’Умелые руки”, “Своими руками” и т.п.
На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают первоначальные навыки шитья.
Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей, фантазию, а так же развивают мелкие мышцы рук. Развивается воображение произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, восприятие пространственных представлений, цвета, воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности. Способствует воспитанию выдержки, настойчивости, формируется терпение, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
При организации кружка по рукоделию важно привлекать родителей и бабушек помощь которых может выразиться непосредственно в заготовке необходимых материалов, инструментов, подборе эскизов для будущие изделий.
Опыт показывает, что в кружке любят заниматься не только девочки, но и мальчики. Если, например, девочка шьёт и вышивает платочек одеяло для куклы, то мальчик с удовольствием сошьет купол парашюта, парус для яхты.
Мальчики охотно вышьют нагрудную эмблему своей любимой футбольной команды, с большим интересом шьют они мягкие игрушки. Очень важно для создания Кружка показать образцы, особо выделив работы, которые смогут сделать мальчики.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут. В кружке обычно занимаются не более 5 детей, что позволяет широко использовать индивидуальный инструктаж, при котором обучение новым, более сложным навыкам ведётся очень успешно.
Руководитель кружка должен обязательно иметь план работы, учитывать возраст детей, умение и навыки, получаемые ими на занятиях по трудовому обучению. В план работы кружка включаются не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Хорошо, чтобы началу работы предшествовала небольшая выставку, которая наглядно покажет детям то, чем они будут заниматься в кружке. Выставку необходимо организовать и после завершения работы кружка. Отобрать, конечно, следует лучшие работы и те, которые показывают самостоятельное мышление и творческую инициативу ребёнка. О предстоящей выставке лучше сообщить детям заранее, что активизирует их деятельность, настраивает на более тщательную
Источник