С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм

С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм thumbnail

С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 6318835

Таня Масян

более месяца назад

Просмотров : 39 Ответов : 1

Лучший ответ:

Таня Масян

Правильные вопросы отмечены по тесту

тест прошел проверку, пользуемся)

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм

Лучшее из галереи за : неделю месяц все время

С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм

С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм

Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Другие вопросы:

Онтонио Веселко

Согласно Конституции Российской Федерации захват власти или присвоение властных полномочий 15. Согласно Конституции Российской Федерации захват власти или присвоение властных полномочий

(*ответ к тесту*) преследуются по федеральному закону

разрешаются в целях обеспечения безо…

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 26 Ответов : 1

Мари Умняшка

Согласно Конституции в Российской Федерации гарантируется _ экономической деятельности 9. Свобода совести означает

(*ответ к тесту*) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

право свободно выбирать место пребывания и жительства

право свободно п…

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 46 Ответов : 1

Главный Попко

Решение, принятое на референдуме Российской Федерации не нуждается в дополнительном утверждении 3. Раздел первый Конституции Российской Федерации состоит из _ глав

(*ответ к тесту*) девяти

десяти

семи

восьми

4. Решение, принятое на референдуме…

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 30 Ответов : 1

Пармезан Черница

Процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации 12. Согласно Конституции в Российской Федерации гарантируется _ конкуренции

(*ответ к тесту*) поддержка

создание

регулирование

&nb…

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 27 Ответов : 1

Энджелл

Согласно действующему законодательству вопрос изменения статуса субъекта Российской Федерации выносится 6. РСФСР не имела таких субъектов Федерации как

(*ответ к тесту*) республика

(*ответ к тесту*) город федерального значения

автономная область

нацио…

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 31 Ответов : 1

Источник

(от лат. utilitas – польза, выгода) – филос. и идеологич. принцип, согласно к-рому всякий природный и культурно-историч. феномен рассматривается не в его собственной конкретности, а лишь как средство для внешней цели – полезного эффекта. Ст. зр. У., всякий предмет, всякое богатство определяется через ту пользу, к-рую может из него извлечь потребление (индивидуальное или производительное) или нек-рый социальный институт, возведенный в самоцель. Для У. все только служебно и мир есть лишь резервуар “вещей”, более или менее пригодных для утилизации. Бурж. сознание рассматривает предметный мир культуры “…под углом зрения какого-нибудь внешнего отношения полезности…” (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 594). Это сознание определяется овеществлением и соответствующей ему системой отношений полезности. Отношение полезности есть такое реальное, связанное с отчуждением отношение, при к-ром предметные воплощения человеческих способностей функционируют преим. без их распредмечивания (см. Опредмечивание и распредмечивание), как готовые полезные средства, безотносительно к создавшей их творч. деятельности, к ее характеру, генезису, смыслу и т.п. Напр., в науке результат мышления обретает самостоят. форму “готового знания”, соответствующую его возможной утилизации. Наиболее развитое выражение отношение полезности получает в классовой эксплуатации.

Гегель видел в “теории полезности” итог идеологии Просвещения: “…в полезности чистое здравомыслие завершает свою реализацию … Так же, как для человека все полезно, он и сам полезен, и … его определение – сделаться общеполезным и общепригодным членом человеческого отряда … Где он находится, там его надлежащее место; он извлекает пользу из других, а другие извлекают пользу из него… Для человека как вещи, с о з н а ю щ е й это отношение, в этом обнаруживается его сущность и его положение…” (Соч., т. 4, М., 1959, с. 312, 302). Маркс исследовал за извращающим творч. характер человеческой культуры “словесным маскарадом” теории полезности “действительный маскарад”: то реальное извращение, когда “для индивида его отношения имеют значение не сами по себе, не как самодеятельность, а как маски некоей действительной третьей цели и отношения”, к-рое подставляется на место конкретного содержания этих отношений (MEGA, Abt. 1, Bd 5, В., 1932, S. 388). В классовом обществе господство собственно материального произ-ва над культурой навязывает ей мерило полезности, делает полезность способом включения индивида в обществ. связь в качестве средства, низводя его до уровня экономич. персонажа. В системе разделения деятельности наделенные самостоятельностью наука и иск-во преобразуются по образу и подобию собственно материального произ-ва. Бурж. произ-во создает “…систему всеобщей эксплуатации природных и человеческих свойств, систему всеобщей полезности; даже наука, точно так же как и все физические и духовные свойства человека, выступает лишь в качестве носителя этой системы всеобщей полезности, и нет ничего такого, что вне этого круга общественного производства и обмена выступало бы как нечто с а м о п о себе более высокое, как правомерное само по себе” (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 386-87).

Читайте также:  Парка ног с горчицей польза

При отношении полезности исполнители утилизуют предметные формы культуры и тем самым друг друга. Утилизация создает иллюзию связи там, где на деле продолжает углубляться разрыв между развиваемой в отчужденной форме культурой и ничтожными по сравнению с ней индивидуальными способностями “частичных работников”, форма поведения к-рых становится все более алгоритмизированной и враждебной творчеству. Критикуя мелкобуржуазную эгалитаристскую концепцию “грубого”, “казарменного коммунизма”, Маркс вскрыл реакционность стремления ликвидировать всю ту культуру, к-рая не может стать утилитарно пригодной и доступной каждому обывателю, следовательно, ликвидировать интеллигенцию, заменив ее чиновниками. Отрицая частную собственность, эта концепция лишь последовательнее проводит отрицание личности частной собственностью, стремясь универсализовать отношение полезности, сделать всех в равной степени взаимно утилизующими друг друга, т.е. учредить царство коллективизированного У. Категория эксплуатируемого пролетария “…не отменяется, а распространяется на всех людей” (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., с. 586). Противоречие между возрастающей потребностью в творчестве, в способных к нему личностях и отношением утилизации разрешается только на пути коммунистич. преобразования мира, в к-ром человек шаг за шагом сбрасывает с себя все роли агента внутри собственно материального произ-ва. Преодолевая тем самым господство “внешней целесообразности”, коммунистич. человек устраняет саму почву У. и утверждает развитие своих сущностных сил как самоцель.

Г. Батищев. Москва.

Утилитаризм в этике – теория морали, получившая широкое распространение в Англии 19 в. и отразившая умонастроения нек-рых слоев англ. либеральной буржуазии. Бентам – основоположник У. – делал основой морали полезность, к-рую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистич. и внеисторич. понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естеств. стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии “наибольшего счастья” (удовольствия) для “наибольшего числа людей” и состоит, согласно Бентаму, смысл этич. норм и принципов. Рассматривая общее благоденствие как сумму благ частных лиц, Бентам предполагает благо одного лица равнозначным благу всякого другого. По словам Маркса, Бентам “с самой наивной тупостью … отождествляет современного филистера – и притом, в частности, английского филистера – с нормальным человеком вообще. Все, что полезно этой разновидности нормального человека и его миру, принимается за полезное само по себе” (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 623, прим.). Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводит проблему морального выбора к простой калькуляции выгод и потерь, наслаждений и страданий, к-рые могут повлечь за собой различные альтернативы действий.

Читайте также:  Настойка элеутерококка польза для женщин

Внутр. противоречия этич. теории У. выявились у Дж. С. Милля, к-рый попытался сгладить эгоистич. моменты этики У. и пришел в итоге к эклектич. сочетанию различных принципов. Так, принцип личного счастья (удовольствия) Милль дополнил требованием согласования различных интересов, ввел качественное разграничение “низших” (чувственных) и “высших” (интеллектуальных) удовольствий, которым следует отдавать предпочтение, признал ценность добродетели в ней самой, а не в пользе, приносимой ею, и т.п.

Натуралистич. обоснование морали в У. было подвергнуто критике в совр. бурж. этике и прежде всего Дж. Муром, к-рый, однако, сам использовал утилитарный критерий оценки поступков по их последствиям (т.н. идеальный У.). Другие бурж. теоретики, переосмысливая Бентама и Милля, считают, что принцип полезности может быть основанием лишь общих моральных норм, но не каждого отд. действия; поступок должен выбираться в соответствии с существующей общей нормой (“ограниченный У.” Дж. О. Эрмсона, Дж. Д. Маббота и др. в противоположность “крайнему У. ” приверженцев классич. У. – Дж. Смарта, Г. Дж. Мак-Клоски). Дискуссия между теми и другими, прошедшая в 1950-х гг., имела в основном формально-методологич. характер, и в ней даже не поднимался вопрос о социальных причинах того, почему целесообразность (“полезность”) общей моральной нормы может вступать в противоречие с целесообразностью отд. поступка.

Лит.: Милль Д. С., Утилатарианизм, пер. с англ., 3 изд., СПБ, 1900; Moore G. Ε., Principia ethica, Camb., 1903, p. 16-19; Urmsоn J. O., The interpretation of the moral philosophy of J. S. Mills, “The Philosophical Quarterly”, 1953, v. 3, No 10; Mabbott J. D., Interpretations of Mill’s utilitarianism, там же, 1956, v. 6, No 23; Smart J. J. C., Extreme and restricted utilitarianism, там же. No 25; Mс Сlоskey H. J., An examination of restricted utilitarianism, “Philosophical Review”, 1957, v. 66, No 4.

О. Дробницкий. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

Источник

Идеи утилитаризма возникли 400 лет назад, но наиболее ясное выражение получили в работах Джереми Бентама (1748-1832). Согласно Бентаму, любая моральная деятельность является оправданной, если ведет к достижению наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей.

Иммануил Кант (1724-1804) в критике утилитаризма указал, что личность станет средством для достижения удовольствий / выгоды / пользы. Личность не может быть средством, личность может быть только целью. Человек рассматривает себя как объект, который можно использовать для удовольствия других людей, а других людей рассматривает как объекты для удовлетворения своих собственных потребностей. Люди используют друг друга, извлекают выгоду друг из друга. Стоит ли удивляться, что в наше время на людей смотрят не как на личности, а как на вещи, которые должны быть удобными для потребления другими людьми. Утилитаризм превращает человека в вещь для потребления.

Утилитаризм происходит от лат. utilitas – польза, выгода.

В утилитаризме человек не является ценностью, ценностью является польза, которую он приносит. Не приносишь пользы, ты никому не нужен, не ценен, не важен, ты только “зря коптишь небо”. Человеческая личность – не ценность, человеческая жизнь – не ценность, любая жизнь – не ценность, жизнь – не ценность.

А ценностью является некая мифическая польза, которую как хотите, так и трактуйте. Учёные мужи написали много книг и диссертаций на тему, как правильно определять полезность.

А являются ли стихи полезными? Поэты – это полезные люди или бесполезные? Один из злободневных вопросов 19 века. Может, кто-нибудь слышал выражение “сапоги выше Пушкина” или “сапоги выше Шекспира”. Оно означает, что сапоги – вещь полезная, их можно надеть, в них можно ходить, а стишки – что с ними делать? их не наденешь, в карман не положишь, ими не насытишься. Какая польза от стихов? В конце концов поэзию пристроили к утилитаризму, нашли в ней какую-то пользу, поэтам разрешили писать стихи, а Пушкина объявили национальным достоянием.

Читайте также:  Где провести лето с пользой

Поэзия – высшая форма жизни.

Кому-то это покажется странным. Тогда скажите, откуда взялись выражения “проза жизни” и “поэзия жизни”?

Почему мы с тоской смотрим в прошлое? Мы видим в нём поэзию. Там, где предки видели грязь и страдания, нескончаемые войны, болезни и голод, мы увидели нечто прекрасное, не опошленное. Может быть, это наши предки там, в другом мире, обрели новое зрение, увидели свою прошедшую жизнь в другом свете, увидели скрытую красоту бытия и каким-то чудом передали своё видение нам. Почему прошлое очаровывает нас? Почему не настоящее? Почему в настоящем мы живём без вдохновения?

В основе любого мировоззрения, учения, идеологии лежит СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. Как бы банально и избито не звучало это словосочетание, а с системы ценностей всё начинается.

Сейчас в интернете можно найти интересные видеоролики о сотворении реальностей. В основе реальности тоже лежит система ценностей. Какие ценности вы в свою реальность заложите, такую реальность и создадите.

И, говоря о ценностях, разумеется, приходится говорить и об обесценивании.

В школе я ходила в спортивную секцию бега и прыжков. Когда я первый раз поехала в центр города в спортивный клуб, увидела на верху соседнего дома лозунг огромными буквами: ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ – ЗАЛОГ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. И мне стало нехорошо, тошно, тоскливо: “Что же мы – рабочая скотина?” Мир обрушился, и жизнь стала не в радость. Быть рабочей лошадью – не жизнь. Быть винтиком в колесе – не жизнь. Быть биороботом – не жизнь. Быть вещью для потребления – не жизнь. Там где жизнь – не ценность, и жить не захочется.

Во время крепостничества к крестьянам относились как к рабочей скотине, их продавали и меняли как вещи.

Сохранилась история времён крепостного строя. Кузнец и барин были закадычными друзьями с самого детства. Когда старый барин умер, молодой получил в наследство поместье. Однажды он играл с товарищами в карты и, проиграв все наличные деньги, поставил на кон кузнеца. Кузнеца он тоже проиграл в карты. Кузнец, узнав об этом, повесился, не смог смириться с тем, что барин никогда не видел в нём друга, а видел лишь слугу для развлечения скучающего хозяина, игрушку для детских барских забав.

Грянула Великая Октябрьская революция, уничтожила класс помещиков-эксплуататоров. Людей больше не продают как вещи, не проигрывают в карты, не секут на конюшне, но они так и остались рабочими единицами, койко-местами и человеко-часами. Свершился социальный переворот, но не идеологический, и люди по-прежнему потребляют друг друга, правда делают это несколько гуманнее.

Утилитаризм живёт и побеждает. Утилитаризм создал современное общество потребления и перепотребления. В этом обществе нет места поэзии, вдохновению и творчеству. В этом обществе скоро не останется места и человеку.

Фрагмент фильма “Кин-дза-дза”:

Автор: Евгения Вазенмиллер

Другие материалы на тему ценности человеческой личности:

Лекции отца Андрея Лоргуса и Ольги Красниковой

Мы обижаемся, потому что себя не ценим (с цитатами из работ Николая Александровича Бердяева)

Первая статья о ценностях – Самый важный социальный навык

Предыдущая статья о ценностях – В мире истинных ценностей никто не сможет нас оскорбить

Следующая статья о ценностях – Сотворение реальностей: системы ценностей и обесценивание

Источник