Школьная форма польза или вред
Аргументы «за» школьную форму
1. Форма дисциплинирует
Один из аргументов, зачем нужна школьная форма, — считается, что она внушает ребёнку чувство дисциплины. В пример приводят взрослую жизнь — большинство профессий подразумевают чёткие правила в одежде, будь то работа в офисе, полицейском участке или пожарной станции.
2. Дети не завидуют друг другу
Преимущество школьной формы — она обеспечивает некое социальное равенство. Если без дресс-кода ребята могут выпендриваться яркой одеждой или брендовыми вещами, то с формой все унифицированы. Впрочем, у противников формы есть контраргумент — расскажем чуть дальше.
3. Не нужно думать, что надеть
Другой довод, зачем нужна школьная форма, — сокращает время на утренние сборы и не отвлекает на раздумья вроде: «Что круче — та фиолетовая толстовка или футболка с логотипом Fortnite?». Ребёнок всегда знает, какую одежду погладить на завтра, и не выпрашивает новые вещи, чтобы красоваться перед одноклассниками.
4. Чувство единства
В престижных школах Великобритании и США школьная форма нужна, чтобы подчеркнуть принадлежность к определённому учебному заведению. Так ребята отличают «своих» и «чужих». Между школами и даже университетами испокон веков идёт борьба и противостояние за элитность — и форма демонстрирует, из какого ты лагеря.
Источник: vietnamembassy-venezuela.org
Аргументы «против» школьной формы
1. Загоняет в рамки
Как правило, школьная форма не предусматривает поля для самовыражения. А ещё даёт простор для бесконечных придирок со стороны администрации — рубашка не та, пиджак не тот, почему не в юбке. Вместо того чтобы уделять внимание учёбе, учителя тратят время на нотации по поводу внешнего вида.
2. Всё равно есть поводы для зависти
Социальное неравенство существует в обществе, и его не искоренишь унифицированием в одежде. Разный достаток семей всё равно проявляется в навороченных гаджетах, фотографиях из путешествий и постов в социальных сетях. Лучше учить детей тому, что важнее человеческие качества, а не обеспеченность семьи. Навязывание одинакового дресс-кода проблему не решит.
3. Не всегда удобная в ношении
Сидеть по семь уроков в сковывающем движения пиджаке или каждый раз придирчиво осматривать стул, боясь оставить зацепки на колготках — не самое интересное занятие. Нужно ли носить школьную форму, если можно надеть удобные джинсы с толстовкой и не отвлекаться от урока?
4. Не нравится большинству детей
Главный аргумент против школьной формы — сложно найти ребёнка, который скажет: «Обожаю форму! Ходил бы в ней всё время!». Скорее всего, мотивация учиться выше, если школьнику нравится, как он выглядит. Для подростков особенно важен внешний вид — им хочется свободы и самовыражения, а не корпоративной атмосферы.
Что делать, если вы не любите рамки
Есть много способов избежать необходимости соблюдать деловой дресс-код — начиная со смены школы и заканчивая переходом на семейное обучение. Ребята, которым становится тесно в рамках навязанного школой этикета, часто забирают документы и начинают учиться на дому.
Так сделала выпускница домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Алёна Руденко — в школе её стыдили за радужные волосы.
Алёна Руденко, выпускница «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»
«Решение уйти из школы было внезапным и довольно резким. Родители опасались, но поддержали, а я вздохнула с облегчением — больше никто не будет ругать меня за разноцветные волосы и рисунки на уроках».
Семейное обучение — одна из форм получения образования в России. В «Экстернате Фоксфорда» вам помогут организовать процесс, аттестации и найти крутых учителей. И никакой школьной формы — учитесь хоть в пижаме!
Социальный статус
ЗА:
Одна из задач школьной формы — объединять детей разного социального статуса. Единые критерии к внешнему виду должны помочь избежать множества неприятных провокаций в духе: «у кого родители круче». Дети учатся оценивать друг друга по личностным качествам, но никак не по материальному положению семьи, наполнению гардероба или кошелька. Выбирая школьную форму, в обществе заботятся о том, чтобы дети меньше конфликтовали, а новичкам в классе было проще адаптироваться.
ПРОТИВ:
Разница в достатке семей все равно будет проявляться. Помимо комплекта формы есть также обувь, верхняя одежда, телефон и гаджеты. Дети ходят друг к другу в гости, разговаривают о том, кто и где отдыхает. «Уравнять» эти показатели форма не в состоянии. К тому же, среди детских психологов бытует мнение, что скрытое социальное неравенство не идет ребенку на пользу. Оно существует в обществе, а форма — лишь попытка «замаскировать» его искусственно. Задача родителей и учителей — научить детей достойно принимать разные обстоятельства и ставить на первое место человеческие качества, а не стоимость одежды.
Развитие индивидуальности
ЗА:
Для развития вкуса, стиля и индивидуального подхода к одежде необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем просто разрешать ребенку надевать то, что ему вздумается. Это совокупность множества факторов, в которых ежедневная образцовая одежда играет далеко не первостепенную роль. Важно путешествовать с детьми, развивать в них чувство прекрасного. У семьи должно возникать желание хотя бы время от времени устраивать по выходным культурную программу и ходить в музеи. Если одежда для школьника — один из способов проявить себя и эмоционально разрядиться, почему бы не сделать это в выходные, причем в подходящей культурной обстановке?
ПРОТИВ:
Школьная форма убивает любое проявление индивидуальности. Человек с детства должен научиться организовывать свой внешний вид, овладеть этикетом, одеваться удобно, к месту. У ребенка должна быть возможность подумать и оценить, что больше подходит под определение приличия, строгости и скромности: рваные джинсы, футболка с дурацкой надписью или что-то другое. Родители должны учить детей одеваться адекватно ситуации, а не только давать указания. А это большая работа. Если хочется уйти от этих важных семейных обязанностей, переложив всю ответственность за формирование вкуса на «третью сторону» — форма самое простое решение.
Дисциплина
ЗА:
Форма помогает ребенку лучше контролировать эмоции, поведение, соблюдать дисциплину. В большинстве случаев школьный костюм мальчиков и девочек включает пиджак или жакет. Такой вид одежды, ее фасон, в котором присутствует фиксированная линия плеч и лацканов на груди, как говорится, «держит форму» — посылает сигнал телу выпрямить спинку, делать более сдержанные движения. Такая одежда создает определенный психологический настрой: школьник понимает, что, надев форму, он идет не отдыхать, а учиться. Для этих же целей компании используют дресс-код.
ПРОТИВ:
Школьная форма заставляет детей чувствовать себя не дисциплинировано, а скованно и во многом ограничивает их свободу, не дает важным эмоциям выхода. Большую часть времени ребенок проводит в учебном заведении, а деловой костюм, зачастую, не создает малышам чувство удобства, комфорта и важной в его возрасте естественности и раскованности во время активного движения, общения или игр.
Стоимость
ЗА:
Купив строгий комплект, не нужно думать, во что одеть ребенка. Это, несомненно, плюс для родителей. Аккуратный и универсальный вариант всегда наготове. К тому же, он обходится семье дешевле, чем 3-5 вариантов повседневной одежды.
ПРОТИВ:
На самом деле, хорошая школьная форма — это всегда дорого. Хотя бы принимая во внимание тот факт, что за неделю ребенок успевает несколько раз испачкать одежду, иногда приводя ее в совершенно непригодное состояние. Купить несколько пар джинсовых брюк и десяток кофт/футболок/свитеров на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта одежды. В противном случае ее придется бесконечно стирать. Помимо этого, купленная вами одежда (не форма) будет пригодна и для других мероприятий, а не только школьных занятий.
Деловой стиль
ЗА:
Деловой костюм — важный статусный элемент современного общества. В детстве он воспитывает в ребенке чувство стиля, который может пригодиться ему в работе. Ребенок привыкает в повседневной жизни выбирать для себя деловую одежду.
ПРОТИВ:
Ребенку может и не понадобиться носить на работу строгий офисный костюм. Не стоит заранее решать за него, как ему стоит одеваться в будущем и вообще как жить. К тому же, необходимо помнить, что строго ограниченный стиль и фасон одежды идет не всем. Разница в телосложении, которую можно скрыть, подобрав ребенку правильные джинсы и трикотаж, форменный костюм только подчеркивает. Что порождает немало поводов для насмешек одноклассников и развития комплексов.
Корпоративный дух
ЗА:
Школьная форма — прерогатива и отличительный признак элитарных учебных заведений. Ученики престижных гимназий и лицеев всегда выглядели опрятно и интеллигентно. Своя форма есть у именитых Оксфорда и Кембриджа. С введением обязательной школьной формы школа повышает свой статус.
ПРОТИВ:
Это маскировка реальной ситуации в школе. Если утрировать ситуацию, получается, что без наличия формы школе гордиться решительно нечем? Вряд ли лучше изображать, что стандарты у нас как в «элитной Европе», чем сформировать такую атмосферу и обстановку, которую ученики и без формы будут любить и которой будут гордиться.
Качество
ЗА:
Правила пошива школьной формы утверждены ГОСТом и проходят очень серьезную проверку. А значит, сомнений в безопасности и качестве предоставляемых материалов, их практичности во время ежедневной носки у родителей быть не должно.
ПРОТИВ:
В целях экономии некоторые школы заказывают одежду недорогую и, как следствие, ненадлежащего качества. Это факт. Такие вещи быстро теряют форму и внешний вид. Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичны: либо она мнется, либо (синтетика) оставляет затяжки и катышки. Все это требует очень деликатного ухода, ручной стирки и тщательной глажки, что будет отнимать много сил у родителей, которые следят за тем, чтобы их ребенок выглядел в школе чисто и опрятно.
“А нужна ли современным детям школьная форма?” – волнующий и неугасающий вопрос для учеников, родителей и педагогов. Именно этот вопрос каждый раз вызывает многочисленные дискуссии на родительских собраниях.
Школьная форма – это хорошо или плохо? Это средство для поддержания дисциплины или насилие над свободной личностью?
Мы попытались взглянуть на проблему с двух сторон и найти компромиссное решение.
Плюсы
Дисциплина
- Одежда диктует стиль поведения. Строгий, официальный костюм уже сам по себе способен настроить школьника на учёбу. А вот свободная форма одежды, наоборот, даёт возможность каждому реализовать свои фантазии о стиле, и может отвлекать одноклассников. Сложновато писать диктант, когда прямо перед глазами оказывается кофточка со стразами и какой-нибудь яркой надписью.
А что говорят врачи?
Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья. Современная форма отвечает требованиям СанПина.
Школьный дресс-код – подготовка к успешному будущему
- Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие в деловом мире, куда выйдут ученики после школы. Многие вчерашние выпускники, выросшие без жёстких требований к школьной форме, не умеют носить деловую одежу. Получив должность в солидной компании, они оказываются не способными поддержать имидж делового человека!
Смягчение признаков социального расслоения
Несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков. Материальное неравенство переносится гораздо легче, когда хотя бы во время учебного процесса (а ведь именно в школе дети проводят большую часть своего времени) одежда у всех одинаковая.
Чувство ответственности за репутацию школы
Стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Дети выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью, это полезно и в смысле эстетики, и в смысле психологии – дополнительный момент, сплачивающий группу в коллектив. Ребенок в форме чувствует себя ответственным за репутацию своего учебного заведения. И с самых ранних лет учится быть достойным его.
Стиль и воспитание хорошего вкуса
- Хороший вкус в одежде также лучше прививать с детства, выбирая и комбинируя элементы школьной формы, а также аксессуары к ним. Человек с хорошим вкусом – это человек образованный, воспитанный и умеющий развиваться самостоятельно.
Минусы
Потеря индивидуальности
- Разумеется, быть незаметным винтиком среди сотни таких же мало кому хочется. Именно потеря индивидуальности, отсутствие возможности самовыразиться и породили многочисленных противников введения школьной формы. Особенно эта проблема актуализируется среди подростков.
Компромисс: Форма – не значит отсутствие самовыражения. Ежедневную официальную одежду легко можно разнообразить многочисленными аксессуарами или сочетанием различных элементов одежды.
Конечно, по одежке встречают, но мнение о человеке складывается совсем из других показателей. Поэтому выделяться лучше такими вещами как хорошее поведение, серьезное отношение к учебе, внимательность и доброжелательное отношение к окружающим людям. Подростку это объяснить не так легко, но родители должны донести до детей важность внутренней составляющей личности.
На вкус и цвет – товарищей нет
- Цвет одежды тоже имеет значение. И не каждому подходит тот цвет школьной формы, который был выбран школой, как единый.
Компромисс: В таком случае родителям следует уточнить этот вопрос на школьном совете и, возможно, договориться о цветовой гамме повседневной одежды с разбросом на несколько оттенков, чтобы каждый смог подобрать подходящий для своего цветотипа.
Неудобная
- Очень важный момент. Если ребенку натирает воротничок, а узкие брюки мешают бегать на переменах, учиться он перестанет сразу же. И никакая гордость за школу не поможет.
Компромисс: Чаще всего современные производители очень хорошо продумывают покрой и дизайн школьной формы. Вещи, рассчитанные на детей, должны быть в первую очередь комфортными и практичными. Возможно, вашему ребенку нужен комплект на размер больше. Без особого труда можно найти форму, отвечающую всем вашим запросам: удобную, красивую, сшитую из хорошей ткани. Чтобы ребенок надевал ее с радостью. Кстати, многие фирмы шьют форму на заказ.
Цена
- Школьная форма стоит денег. И немалых. Дети быстро вырастают из вещей, а на ученике младших классов одежда просто «горит». И приходится заказывать новый комплект. Если ребенок один, это не так страшно. А вот в бюджете многодетной семьи расходы на школьную форму могут пробить основательную брешь.
Компромисс: Если вы будете покупать обычную одежду вместо формы, то затраты на нее окажутся нисколько не меньше. Кроме того, сейчас на рынке школьных товаров очень много предложений, которые помогают купить качественную и стильную школьную форму по приемлемой цене. Можно воспользоваться скидками производителей при оптовой закупке, например, при заказе сразу на весь класс. Или начать поиски школьной формы в середине лета – тогда даже дизайнерские варианты можно приобрести по очень выгодной цене, или заказать форму через интернет-магазин – многие фирмы предлагают скидку при заказе онлайн. Нужно лишь уделить время на поиски нужного варианта.
А что вы думаете об этом?
Хотя август только начался, многие уже закупаются школьными принадлежностями – от ручек с тетрадками до одежды и обуви. Мне в свое время эта суета даже нравилась – выбор новой канцелярии, красивых тетрадок, дневника с интересной обложкой…А вот обувь с одеждой мне покупали самую обычную, повседневную. Почему? Потому что я попало в то время, когда обязательной школьной формы не было. Девочки “белую блузку – черную юбку” (мальчики, соответственно, белую рубашку и черные брюки, опционально + пиджак) надевали только по праздникам – 1 сентября, в последний день учебы, на открытые уроки и на мероприятия “всешкольного масштаба”. Все. В остальное время носили “кто во что горазд”.
фото с сайта https://unsplash.com
И чем ближе 1 сентября – тем чаще всплывают в интернете дискуссии о том, хорошо ли, что сейчас она снова обязательна. Кто-то ностальгирует именно по советской форме, кто-то ругает современную из-за дороговизны/неудобства/отсутствия единого образца, кто-то вообще резко против “унылого делового стиля”. Я поддерживаю последних) И постараюсь аргументировано привести 2 основных контраргумента в пользу своего мнения методом “от противного”.
1. Одинаковая школьная форма сглаживает отличия между детьми богатых и бедных родителей.
Ну, начнем с того, что вряд ли сейчас дети миллионеров и доярок учатся в одной школе. Чем богаче родители – тем больше вероятности, что своего даже не самого умного ребенка они попытаются пропихнуть в какую-нибудь элитную гимназию или частный лицей (даже если их ребенок весьма средних умственных способностей). И даже если ребенок из небогатой семьи попадает в подобное заведение – вы что, думаете, нет десятка других признаков, по которому узнают человека не из “своего круга”? Гаджеты, украшения и аксессуары, обувь, доступность медицины (кто-то на пломбу встает в очередь на 2 недели в бесплатной поликлинике, кому-то все устраняют в тот же день как заболит), приезжающие родители/водители на роскошных машинах, фотографии с каникул или выходных, показывающие, где кто отдыхал… По мне так идея уравниловки абсурдна.
Я помню один эпизод из детства – одна моя одноклассница потеряла мп3 плеер. Отвлеклась буквально на 2 минуты, вернулась – и его уже не было. Она расстроилась, но на следующий день пришла с похожей моделью, ничем не хуже потерянного. Хвасталась, что папа ее быстро успокоил и повел в магазин. А другой девочки была противоположная история – произошел скачок напряжения, когда ее телефон был в зарядке – то есть сломался не по ее вине. И год она проходила с простым кнопчатым (хуже чем предыдущий и без всяких прибамбасов), потому что так решили родители. Ну, и какое “неравенство” могли бы сгладить у этих девочек одинаковые юбки?
фото с сайта https://unsplash.com
2. Дети отвлекаются на яркую одежду друг друга
До определенного периода детям в принципе пофиг, кто в чем одет (если это не карнавальный костюм или на это специально не обращают внимания взрослые). Когда я училась в школе, некоторые мальчики каждый день носили шарфы своих любимых футбольных команд. Всех нас это интересовало ровно один день – когда они их впервые показали нам. Все, потом было неинтересно.
Я считаю, что правильнее было бы научить детей уместности одежды. Например, объяснить, что сверкающий топ, расшитый пайетками, – уместнее на новогодней дискотеке или на каком-то неформальном празднике, а цветастые хб-шные шорты – на пляже или дома. Но сильных крайностей я не люблю – чем, допустим, мешают обычные джинсы и свитер с прикольным рисунком?
Одна моя знакомая рассказывала, что у них доходило до смешного – одна учительница очень не любила именно иностранные надписи на одежде. Диалоги были примерно такими:
– А ты знаешь, что написано на твоей кофте?
– Да, там написано Mickey Mouse (Микки Маус)
– А в друг там написано “УМРИ”?
– Но там же написано Mickey Mouse (Микки Маус)!
– Это тебе так кажется
“Слава богу, она такая одна была” – говорит моя знакомая. “Большинство относилось очень спокойно, могли сделать замечание только за очень вызывающий внешний вид – огромное количество косметики, чрезвычайно короткую юбку и т.д. А кто-то шутил, что “Хоть голые приходите, мне важно чтобы вы мой предмет знали”.
А как считаете вы? Действительно ли школьная форма хороша и оказывает положительное влияние? Или же она только мешает и является дополнительной выкачкой денег?
Лайки, комментарии и подписки категорически приветствуются