Школьное питание польза или вред

О пользе горячего питания школьника.
Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал,что
учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу,быстрее
утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желуд-
ке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособ-
ность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьно-
го возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного
аппарата. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего
питания для всех школьников во время их пребывания в школе. Еще не так давно статистика показывала, что школьники, особенно старшеклассники
предпочитают не качественную еду, а чипсы, бутерброды, кока-колу, всевозможные рекламируемые сухарики. К счастью тенденция стала меняться
и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке
в школе необходимо горячее питание.
«И кому же в ум пойдет
на желудок петь голодный!»
(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)
Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной актив-
ности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.
Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.
Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыры и кисломолочные
продукты – источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также
помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать
не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу,
лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны
выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды, а
фруктовых или овощных соков. Питание школьника должно быть сбаланси-
рованным. В меню школьника обязательно должны входить продукты,
содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые амино-
кислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходи-
мы для полноценного развития детского организма. Соотношение между
белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет:
„Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть“.
Никто ещё не оспорил Сократа, но и не следуют его кредо немногие.
Ведь еда —наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает
эндорфины — особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие
настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла
вреда, стоит режим питания. Режим питания необходимо соблюдать всем: и взрослым и детям. Особенно это важно для растущего детского организма.
Каждый ребёнок должен получать горячее питание. Разумный режим
обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-
кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена
веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму требуется четырёхразовое питание.
Уважаемые родители! Будьте внимательны к здоровью своих детей.
«Школьное питание –это залог здоровья подрастающего поколения» .
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из
важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному
обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению
показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая,
что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание
является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости,
физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия
к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся –
одно из условий создания здоровье -сберегающей среды в общеобразователь-
ном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования.
Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте
отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболева-
емости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений
и хронической патологии. В Законе Российской Федерации «Об образовании»
сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать пита-
ние обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать
перерыв достаточной продолжительности. Школа представляет собой
жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формироватьу школьников верные навыки
и стереотипы в данном вопросе.
В школе существуют эффективные возможности, для проведения
работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и
формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное
питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и
поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном пита-
нии как составляющей части здорового образа жизни.
Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима
питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фастфудами, сухарика-
ми, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно этосвязано с
недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.
Здоровое (рациональное) питание -одна из главных составляющих
здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.
В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей,
в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит,
затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь.
Становится все более понятным, что именно здоровье -самое ценное достоя-
ние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.
Питание современного человека становится основным фактором риска
развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной
системы, сердечно -сосудистой системы и онкологических процессов.
В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого
не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность.
Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития орга-
низма. Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми
пищевыми веществами. Несмотря на то, что вопрос «питание» касается
каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние
на состояние здоровья, теме этой до сих пор еще не уделяется должного
внимания. Школьная программа и образовательный стандарт среднего
образования не упоминают принципов здорового питания. Не преподается
тема «организация питания» и в педагогических учебных заведениях.
Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родитель-
ских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные
человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти
привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повли-
ять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая–
главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.
Обеспечение школьников полноценным горячим питанием напрямую
связано с сохранением здоровья населения. По определению Всемирной
организации здравоохранения «Здоровье –это не только отсутствие болезней
и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и
социального благополучия». Одной из уязвимых групп населения на фоне
происходящих в стране социально-экономических преобразований оказа-
лись дети, особенно школьного возраста.
Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано
2-разовое питание: завтрак и обед, а в некоторых случаях обед и полдник.Дети,
посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50 процентов суточного рациона. Для покрытия повышенных суточных энерготрат
необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки.
Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей. Нередко утром они мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы
стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы он ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых.
Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например,
если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнется головокружение, появятся вялость, слабость, ему станет труднее учиться. Кроме того, после длительного перерыва ребенок,
сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо ее пережевывает. Большое количество пищи, проглоченное наспех, плохо переваривается и не
принесет пользы.Могут возникнуть сильная резь в животе, тошнота и даже рвота,
а впоследствии- заболевания пищеварительной системы.
Следует, однако, помнить, что даже прекрасно организованное питание в школе не даст хорошего результата, если в семье на питание ребенка не обращают внимания.
Источник
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 р. п. Красные Баки»
Научно – практическая конференция обучающихся
«Наука. Творчество. Открытие»
Исследовательская работа
Питание школьника: что полезно, а что вредно?
Выполнила: Цыганова Марина,
ученица 6 «в» класса
Руководитель: Скворцова Е. А.,
учитель технологии
р. п. Красные Баки
2017
Оглавление
Введение …………………………………………………………….…….. 3
Обзор литературных источников ……………………………………. 5
История питания на Руси ………………………………………… 5
Питание школьника правильные и неправильные продукты …7
Описание основных методик…………………………………………..9
Анкетирование ………………………………………………..9
Наблюдение ……………………………………………………9
Результаты ……………………………………………………………9
Выводы ……………………………………………………………..10
Заключение ………………………………………………………….10
Список используемой литературы ……………………………….12
Приложения ………………………………………………………. 13
Введение
«Человеку нужно есть
Чтобы встать и чтобы сесть.
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь»
Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания. Веками человечество упорно занято добыванием пищи. Именно поэтому питание населения давно стало важнейшей социальной проблемой и одной из актуальных тем нашего времени.
На уроках технологии в разделе «Кулинария» мы изучаем тему «Здоровое питание», где узнаём сведения о питании и приготовлении пищи. Чтобы организм не испытывал недостатка в тех или иных необходимых веществах, необходимо сбалансированное питание, то есть рацион должен быть с правильным соотношением элементов. Как этого добиться?
В последнее время особую популярность среди школьников завоевали продукты быстрого приготовления, бутерброды, булочки, чипсы, сухарики, фаст-фуд, газировка и т.д. На телевидении, в магазинах и общественных местах часто можно увидеть красочную рекламу этих продуктов. Они сопровождают людей практически везде, как сидя дома у телевизора, так и в пути. Однако нельзя забывать и о том, что множество людей, в том числе и дети, страдают заболеваниями органов пищеварения.
Проанализировав некоторые источники (Интернет, учебник «Технология», различные книги), я утвердилась, что далеко не все продукты полезны для организма. Эта тема меня заинтересовала. Я решила найти исторические данные, что же ели на Руси в древности, какие продукты полезные, а какие вредные. А что об этом знают мои одноклассники и другие учащиеся нашей школы?
Моя исследовательская работа направлена на изучение основ правильного питания.
Цель исследования: выяснить какие продукты питания являются полезными, а какие вредными для школьников и определить правила здорового питания.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Изучить историю питания
3. Ознакомить учащихся с полезными и вредными продуктами;
4. Провести анкетирование школьников;
5. Предложить правила здорового питания школьников.
Гипотеза моего исследования основана на предположении: что не все продукты являются полезными и оказывают влияние на здоровье.
Объект исследования питание школьника.
Предмет исследования: полезные и вредные продукты питания.
Методы исследования
– анализ научной литературы;
– наблюдение;
– анкетирование;
– анализ и обобщение полученных данных.
Обзор литературных источников
История питания на Руси
Пища древних славян была исключительно растительного происхождения. Они верили в пользу вегетарианства, занимались земледелием. Еда состояла из злаковых: проса, пшеницы, ржи, ячменя, гречихи овса.
Хозяйки варили и каши с растительным маслом. Из муки выпекалась пресная лепешка, немного позже, в еде славян появился хлеб на квасе. Немного позже появились и пироги с самыми разнообразными начинками. Также варили каши с растительным маслом. Летом варили тюрю – прародитель современного картофеля.
Источниками белка в пище древних славян были бобовые. В пищу употреблялись и такие овощи как лук, чеснок, морковь, редька, огурцы, мак. Особенно любима была репа, капуста, тыква. Лакомились дынями. Выращивались и плодовые деревья: яблоня, вишня и слива.
Кроме земледелия, славяне освоили и рыболовство. Речную и озерную рыбу сушили на солнце, так она хранилась дольше. Заметную роль вплоть до XIX века играло также собирательство дикорастущих плодов, грибов и трав, а отчасти и охота на диких животных.
Древние славяне прекрасно умели разводить пчел. О правильном питании, естественно, никто не помышлял. Очень многое в кулинарии было перенято у соседних народов или приезжих иностранцев. Но современному человеку древнерусская еда показалась бы очень пресной, потому что соль была достаточно дорога и употреблялась мало.
Древние славяне ели:
в качестве «горячего и жидкого» было подобие современной окрошки;
каши, заправляли их только растительным маслом;
мясо жареное и «пряженое» в русской печи;
рыба жареная;
хлеб ржаной и грубого помола;
овощи: репа. горох, морковь, лук, капуста, чеснок;
фрукты: яблоки, груши и ягоды в огромном ассортименте;
молочные продукты: молоко, творог, сметана, масло;
засоленные овощи;
в больших количествах употребляли мед;
из горячих напитков – навары различных трав.
Однако, в ходе исторического развития изменялись пищевые привычки и способы приготовления пищи. В 1924 году был изобретен способ замораживать продукты, после чего началась эра полуфабрикатов. Теперь еду можно было потреблять холодной или чуть разогретой, или отварным. Основными продуктами питания стали мясные и растительные консервы, колбаса, бутерброды и готовы холодные напитки.
С развитием индустрии массового питания, потребления и приготовления пищи претерпело значительные изменения. На современном этапе исчезает самобытность многих национальных кухонь. Люди имеют возможность приобрести любую пищу в больших супермаркетах, или найти огромное количество рецептов в сети Интернет. Внедрения технологий замораживания продуктов, создание различных консервантов и пищевых добавок, продлили сроки хранения продуктов в несколько раз.
Еще в данные времена люди заметили, что существует прямая связь между питанием и состоянием здоровья человека. Современные специалисты по рациональному питанию утверждают, что состояние здоровья человека на 80% зависит от правильного питания, а для нормальной жизнедеятельности организма нужно употреблять 32 вида продуктов.
В основе же рациона большинства современных людей есть продукты, которые были подвергнуты мощной кулинарной обработке и консервированию. Такая пища содержит недостаточное количество питательных веществ и витаминов, животных белков, растительных жиров и минералов, которые необходимы для поддержания здоровья и высокого уровня активности человека.
Питание школьника, правильные и неправильные продукты.
Организм школьника – это растущий организм. Всякое нарушение питания как количественное, так еще в большей мере качественное отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в периоде наиболее интенсивного роста ребенка, который охватывает и школьный возраст.
Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма. Какая же пища нужна учащемуся? Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма, т. е. белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, должны быть в рационе в достаточном количестве и в определенных соотношениях, так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушению в развитии организма.
Они находятся в разных продуктах. Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах. Белки, находящиеся в молоке, мясе, рыбе, яйцах и пр., наиболее сходны по своему составу с белками тканей и органов человека и наиболее полезны для организма. Некоторые растительные продукты (бобовые, гречневая крупа, рис, картофель, свежая капуста) также содержат белки, необходимые для роста организма. Белки есть в сыре, птице, рыбе.
Лучшей усвояемости белка и лучшему использованию его организмом способствуют овощи. Следовательно, мясные и рыбные блюда целесообразно давать с овощными гарнирами. Поэтому с раннего детства нужно приучать детей к овощным блюдам.
Жиры есть в мясе, молоке, в растительных маслах. Норма потребления жиров для школьников – 30% суточного рациона. Для пополнения энергетических запасов организма также необходимы и углеводы, которые содержаться в крупах, овощах, фруктах. Учеными установлено, что в суточном рационе учащихся должны быть определенные соотношения между белками, жирами и углеводами, а именно 1:1:4 или 5.
Витамины очень важны для нашего растущего организма. Хорошая память, быстрая работа мозга, гениальные идеи и бесконечное терпение в выполнении домашних заданий. Мы вполне можем заставить мозг работать лучше и быстрее, нужно только обеспечить его витаминами и полезными минералами.
Например, очень важен для работы мозга витамин С, который находится в овощах и фруктах, например, в апельсинах, лимонах, помидорах. Без омега-3 жирных кислот школьник не сможет полноценно запоминать и обрабатывать информацию, ведь клетки мозга на 70 % состоят из жира, которые находятся в мясе, молоке. Необходимы для хорошей работы мозга аминокислоты, белки, антиоксидант содержатся в мясе, молоке, твороге, яйцах, курице.
В рационе школьника должны присутствовать такие продукты как: рыба, яйца, красный виноград, брокколи, томаты, грецкие орехи, мед. И самое главное это вода.
Однако не все школьники правильно питаются и это подтверждает проведенное анкетирование. Многие думают, что чипсы, кириешки, газировка куда лучше полноценного обеда. Но это не так! Эти продукты содержат красители и усилители вкуса. А все это вредно для нашего организма. Скопление шлаков в организме от употребления этих продуктов вызывает слабость, переутомление, заболевание желудочно-кишечного тракта.
Описание основных методик
Анкетирование
Для того чтобы выяснить, как питаются учащиеся нашей школы я провела анкетирование среди учащихся 5-6 классов. В анкетировании приняли участие 102 ученика. Текст анкеты и диаграммы представлены в приложении 1.
Наблюдение
Очень часто приходится наблюдать как учащиеся перекусывают на ходу, перехватывают бутерброд, булочку всухомятку. Даже в школьной столовой во время еды отвлекаются на посторонние факторы, например сотовые телефоны.
Результаты
Анкетирование учащихся показало:
98- опрошенных учащихся знают, что такое здоровое питание (96%)
97- учащихся считают полезными продуктами фрукты, овощи, рыбу и мясо (95%)
5 чел. – сладости, конфеты, колбасу и др.
85 учащихся завтракают дома (83%)
среди опрошенных есть и такие ученики, которые вообще не завтракают их -17человек (17%)
16 учащихся едят на завтрак- чай (кофе), бутерброды, сладкое
41 учащийся предпочитает на завтрак-кашу, фрукты, овощи, чай (сок)
13 опрошенных завтракают йогуртом (кефир)
15 учащихся предпочитают только кофе (чай, сок)
На вопрос «Какие продукты вы употребляете чаще всего?»
43 учащихся ответили, что фрукты и овощи (42%)
17 – чипсы, кириешки, газированные напитки (17%)
26 опрошенных – рыбу и мясо (25%)
и только 16 учащихся ответили – молочные продукты (16%)
В заключение проведенного анкетирования мною были предложены учащимся простые правила здорового и правильного питания.
( приложение 2)
Выводы
В результате анализа анкеты были сделаны выводы:
Большинство учащихся (80%) питаются полезными продуктами, поэтому их питание правильное и полноценное. Лишь 20% учащихся не всегда употребляют в пищу правильные продукты.
Перекусывание не может заменить нормального полноценного питания
Учащимся необходимо прислушаться к правилам здорового питания, чтобы пополнить свой рацион нужными для организма веществами.
Заключение
Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась – не все продукты являются полезными и оказывают влияние на здоровье.
Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности. Люди видели, что от неправильного питания дети плохо растут и развиваются, взрослые болеют, быстро утомляются, плохо работают и погибают.
Для правильной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, физиологически полноценным. Это означает, что как по количеству, так и по своему качественному составу пища должна отвечать физиологическим требованиям организма. Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья; устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов; способности к обучению во все возрастные периоды. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-двух литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Список литературы
Боровская Э. «Здоровое питание школьника», «Эксмо» 2010 г.
М.М.Безруких, Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании» Праздники –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.
Интернет – ресурсы
https://www.objectiv-x.ru/poleznaya_informaciya/istorija-edy-drevnih-slavjan.html
https://100diet.net/pitanie/prichiny-i-posledstviya-nepravilnogo-pitaniya.php
https://vseprozdorovie.ru/stati/nepravilnoye-pitaniye-posledstviya.html
Приложение 1
Анкета для учащихся
Питание школьника
1 . Знаете ли вы, что такое здоровое питание?
А) Да
Б) Нет
2 . Какие продукты вы считаете полезными?
3 . Завтракаете ли вы дома?
А) Да
Б) Нет
4 . Что обычно вы едите на завтрак?
А) Чай (кофе), бутерброды, сладкое
Б) Каша, фрукты, овощи, чай (сок)
В) Йогурт (кефир)
Г) Пью только кофе (чай, сок)
5. Какие продукты вы употребляете чаще всего?
А) Фрукты и овощи
Б) Чипсы, кириешки, газированные напитки
В) Рыба и мясо
Г) Молочные продукты
Результаты анкетирования
Какие продукты вы считаете полезными?
Что обычно вы едите на завтрак?
Какие продукты вы употребляете чаще всего?
Приложение 2
Правила здорового питания для школьников
Правило первое: завтрак должен быть обязательно! Забудьте о хлопьях с молоком или соком, лучше потратить на 2 минуты больше времени, но сделать 2 бутерброда из цельнозернового хлеба с сыром, зеленью, творогом или курицей. Белка хватит до самого обеда.
Правило второе: в школу надо взять с собой маленькую бутылку минералки и пару яблок или банан. Калий, содержащийся в банане, прекрасно снимает усталость. Это весьма кстати для тех школьников, которые вечером засиделись перед компьютером и, разумеется, не выспались.
Правило третье: если в школе по каким – либо причинам отсутствует питание для детей, то можно взять с собой бутерброд. Заверните его в фольгу, чтобы избежать крошек среди листов учебников и тетрадей.
Правило четвертое: в школьной столовой можно купить сок, пирожок или булочку, но точно не чипсы, газировку или картофель фри. Насытиться этими вещами вы не насытитесь, но аппетит вам они разыграют
Правило пятое: перекусы не так плохи, как может показаться. Только вот перекусывать надо с умом. Шоколадка, конечно, придаст вам энергии, но лишь на короткое время, да и пользы от нее будет гораздо меньше, чем вреда. А вот большое яблоко в качестве перекуса куда уместнее.
Правило шестое, связанное не с тем, что есть, а с тем, как есть: не ешьте на бегу. Сядьте в школьной столовой за стол и потратьте на завтрак время всей перемены. Ну и, конечно, непременно мойте руки перед едой.
Правило седьмое: по возвращении из школы горячий обед обязателен. Это должно стать аксиомой для школьника любого класса
Правило восьмое: не злоупотребляйте полуфабрикатами. Пельмени, может, приготовить куда проще, чем, скажем, омлет, но по пользе для организма они не сопоставимы. Супы, горячие блюда, гарниры – все это должно присутствовать в рационе школьника.
Правило девятое: обилие овощей и фруктов – непременное условие для здорового питания ученика. Выбирайте плоды по сезону и приучайте ребенка к мысли, что есть их надо обязательно
Источник