Штрафы в пользу потребителей коммунальных услуг
149. Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за:
а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;
б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;
в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами;
г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
150. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации “О защите прав потребителей”, в случаях, указанных в пункте 157 настоящих Правил.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
В заявлении потребителя об уплате предусмотренных настоящим пунктом неустоек (штрафов, пеней) указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии).
151. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг или вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от вины исполнителя. Указанный вред подлежит возмещению по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления такой услуги. При этом требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска.
152. В случае причинения исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй – остается у исполнителя.
153. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для предоставления коммунальных услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.
Исполнитель освобождается от ответственности за причинение вреда, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил потребления коммунальных услуг.
154. Под убытками понимаются расходы, которые потребитель, чьи права нарушены, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
155. Если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
155(1). В случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа, в котором указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии), исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
(см. текст в предыдущей редакции)
а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);
б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
(п. 155(1) введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
155(2). В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя, в котором указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии), путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности – путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме.
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.
(п. 155(2) введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
156. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, оказывать услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
157. При предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации “О защите прав потребителей”, в следующих случаях:
а) если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;
б) если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении N 1 к настоящим Правилам;
в) если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
г) если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
д) если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
е) если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);
ж) если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;
з) в других случаях, предусмотренных договором.
158. Потребитель несет установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность за:
а) невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги;
б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу исполнителя или иных потребителей вследствие ненадлежащей эксплуатации внутриквартирного оборудования (для потребителя в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме) или внутридомовых инженерных систем (для потребителя в жилом доме).
КонсультантПлюс: примечание.
До 01.01.2021 приостановлено действие п. 159 (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 424).
159. Потребители, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
160. Вред, причиненный потребителем жизни, здоровью и имуществу исполнителя или иных потребителей вследствие ненадлежащей эксплуатации внутриквартирного оборудования (для потребителя в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме) или внутридомовых инженерных систем (для потребителя в жилом доме), подлежит возмещению потребителем по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Источник
Статья актуальна на дату публикации на сайте. Информация обновлена в 2019 году.
Консультант ЖКХ
Полезные статьи о ЖКХ
02.02.2019
11.11.2019
Федеральным законом от 31.12.2017г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены порядок получения и размер штрафов за неправильное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.
Вышеуказанные изменения начали свое действие с 01 января 2018 года и указаны в пунктаx 11-13 статьи 156 и пунктаx 6-7 статьи 157 Жилищного кодекса РФ.
Теперь у собственника или нанимателя помещения есть возможность получить некоторую компенсацию платы, при выявлении нарушения порядка расчета размера платы за содержание жилого помещения или коммунальные услуги, повлекшим необоснованное увеличение размера такой платы.
Что касается платы за жилое помещение, то управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при выявлении нарушения обязаны уплатить собственнику или нанимателю помещения в многоквартирном доме штраф в размере 50% от суммы превышения платы.
Что касается начисления платы за коммунальные услуги, то здесь штраф уплачивает лицо, предоставляющее коммунальные услуги, причем размер штрафа и порядок его получения тот же, что и при нарушении начисления платы за содержание жилья.
Например, Вам произвели неправильное начисление размера платы за горячее водоснабжение.
В квитанции указали сумму к оплате в размере 600 рублей, а должны были начислить 400 рублей. Сумма превышения – 200 рублей, сумма штрафа, который исполнитель должен Вам уплатить – 100 рублей.
Итак, если собственник или наниматель помещения выявил нарушение при расчете размера платы за содержание жилья или коммунальные услуги, ему необходимо письменно обратиться в обслуживающую его дом организацию или к лицу, которое предоставляет коммунальные услуги с заявлением о выплате штрафа.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив или иное лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее 30 дней после поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления платы и направить ответ либо о выявлении нарушения и выплате штрафа, либо об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
Если нарушение при начислении платы все же будет выявлено, то выплата штрафа производится не позднее 2 месяцев со дня получения обращения от собственника или нанимателя путем снижения платы за жилищно-коммунальные услуги, либо уменьшения суммы задолженности на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Стоит отметить, что компенсацию в виде штрафа за необоснованное увеличение платы можно получить не всегда. Исключения составляют случаи, когда увеличение размера платы происходит по вине собственника или нанимателя помещения, а также если нарушение и необоснованное увеличение размера платы было устранено до обращения и (или) до фактической оплаты излишне начисленной суммы.
Практическое применение таких норм ещё предстоит узнать, ведь, как правило, исполнители жилищно-коммунальных услуг и перерасчет размера платы, когда нарушение выявлено, делают с неохотой или только по принуждению надзорных органов.
Если у кого-то уже есть примеры применения данных законодательных норм на практике, можете поделиться ими с посетителями нашего сайта в комментариях к этой статье или на форуме.
Источник
За нарушение качества коммунальных услуг в России перестанут штрафовать. Как выяснили «Известия», правовое управление Госдумы дало положительное заключение на законопроект правительства, предложившего отменить эти санкции для коммунальщиков (есть в распоряжении «Известий»). Поддержать инициативу готовы в профильном комитете Госдумы по ЖКХ и в «Единой России», где считают более эффективной мерой наказания перерасчёт стоимости услуг в меньшую сторону. В оппозиционных партиях, напротив, убеждены, что принятие законопроекта приведет к ухудшению качества обслуживания населения. Эксперты считают, что и процедура перерасчёта несовершенна, так как возвращать гражданам деньги коммунальщики не торопятся.
Штраф или скидка
Как выяснили «Известия», правовое управление Госдумы дало положительный отзыв на законопроект правительства «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса РФ в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований». Документом предлагается исключить положение о том, что лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления или качества услуг ЖКХ, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены правительством РФ. В качестве альтернативной меры кабмин предлагает сделать перерасчёт стоимости услуг и возместить моральный и иной вред гражданам.
«Правовых замечаний концептуального характера по проекту федерального закона не имеется», — зафиксировано в заключении правого управления.
По информации «Известий», поддержать инициативу готов профильный комитет Госдумы.
— Мы сначала отнеслись к этому законопроекту отрицательно, но потом изменили свое мнение. При штрафе существует более сложная процедура выплаты этих денег потребителю. Поэтому от нее решено отказаться в пользу перерасчета. Гражданин защитит свои права через уменьшение платы за услуги ЖКХ, если они некачественные, — пояснила глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.
Фото: ТАСС/Евгений Курсков
Поддержать документ готовы и в «Единой России». По словам представителя фракции, первого зампреда комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергея Пахомова, законопроект устанавливает порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и лица, ответственного за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
— Основная его суть в том, чтобы избавить потребителя от необходимости выяснять, кто и почему оказал ему некачественные услуги ЖКХ. Условно, поставщик воды теперь отвечает за доставку воды до крана потребителя, а за качество трубы внутри дома — управляющая компания, — пояснил он «Известиям».
По его мнению, если у гражданина есть желание наказать недобросовестных поставщиков, не только изменив цифру в счете, то у него в любом случае остается право обратиться в суд. Тот может наложить штраф за подобные нарушения, но уже не по Жилищному кодексу, а по Административному.
В оппозиционных партиях, напротив, отнеслись к инициативе кабмина крайне скептично.
— Штраф — наказание, а возможность перерасчета — это все-таки немного о другом. Если штрафы будут отменены, то гражданам будет гораздо сложнее защищать свои права, а коммунальщики будут этим пользоваться и оставаться безнаказанными. Поэтому, на мой взгляд, этот законопроект поддерживать не стоит, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливой России» в Госдуме Михаил Емельянов.
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко
Против инициативы выступили и в ЛДПР. Там уверены, что людям постоянно будут предлагать идти в суд, если они недовольным качеством оказываемых услуг.
— Мы категорически против. Нужно не отказываться, а, наоборот, повышать штрафы. Сфера ЖКХ очень чувствительная. Одни из самых частых вопросов, которые ставят граждане, как раз о том, как безобразно работают структуры ЖКХ. А чтобы пойти в суд, необходимо сделать соответствующие замеры, зафиксировать эти нарушения. Очевидно, что большинство просто не захотят с этим связываться. Поэтому создавать коммунальщикам комфортные условия не стоит, — заявил «Известиям» зампред фракции и глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
По его мнению, отмена штрафов повысит уровень злоупотреблений со стороны коммунальщиков и снизит качество услуг. Аналогичного мнения придерживаются в КПРФ.
— Когда на футболе происходят нарушения, то игроков наказывают желтой штрафной карточкой, а не говорят им: «Мы у вас сейчас ваш гол спишем за это». Также должно быть и тут. Лично мне непонятно, кто будет определять целесообразность и размер этого перерасчета за некачественные коммунальные услуги, — пояснил «Известиям» член фракции, глава комитета Госдумы по региональной политике Николай Харитонов.
Фото: ТАСС/Александр Щербак
По его мнению, вряд ли КПРФ поддержит законопроект.
Где-то полы недомоют
А вот в управляющих компаниях инициативе правительства рады.
— Если бы я была депутатом ГД и мне дали возможность отменить всю линейку штрафов для УК, то я бы голосовала только «за» по одной причине. У нас нет других денег кроме тех, которые заплатили люди. Если нам назначают штрафы, то компенсировать их потерю мы можем только снижением объема оказания услуг. Что-то, значит, доделано не будет: где-то, например, полы недомоют, — пояснила «Известиям» исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ, глава Союза профессиональных управляющих недвижимостью в сфере ЖКХ Вера Москвина.
По ее мнению, сегодня очень много штрафов высосано из пальца. В качестве аргументации она привела в пример ситуацию, когда лампочка в подъезде не горит. Если человек звонит в Жилищную инспекцию, то та якобы начисляет штраф в 250 тыс. рублей. Но, по словам Веры Москвиной, вопрос можно решить, обратившись непосредственно в управляющую компанию.
— УК вообще нельзя штрафовать, потому что они тратят на выплату штрафов деньги населения. Поэтому этот законопроект я полностью поддерживаю, — заявил «Известиям» директор управляющей компании «Возрождение ЖКХ Волгоградской области» Сергей Септаров.
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь
Член рабочей группы ОНФ по качеству жизни Арсений Беленький в разговоре с «Известиями» отметил, что механизм перерасчета за некачественные услуги показал свою востребованность. Однако его нужно сделать еще проще и эффективнее. Необходимо избавить людей от любой дополнительной бумажной волокиты, чтобы они получали перерасчет за услуги сразу, а не ждали месяцами, отметил эксперт.
У россиян должно остаться право наказывать коммунальщиков, но какой способ — штраф или перерасчёт будет эффективным, сказать однозначно сложно, отметил в разговоре с «Известиями» глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев. По его мнению, нужно проанализировать судебную практику, а потом делать выводы, но лучше, чтобы у граждан были и тот и другой способы.
Источник