Симферополь город пользы город собиратель
Много разных городов в Крыму, о некоторых из них я уже писала на своем канале. Наконец, дошла очередь и до моего любимого города, в котором прошла практически вся жизнь, не считая десяти месяцев в Южно-Сахалинске, где мы с сестрой родились, и четырех лет учебы в институте в прекрасном городе Ленинграде.
Симферополь с исторической точки зрения является очень молодым городом, в прошлом 2019 году ему исполнилось всего-то 235 лет.
Город был основан в 1784 году, по указу императрицы Екатерины II. Видную роль в появлении Симферополя сыграл генерал-губернатор Новороссии Г. А. Потемкин. Сначала он планировал основать областной (с 1802 года – губернский) город Крыма на месте бывшего Старого Крыма.
Однако, потом было решено строить новый город около маленького татарского городка Ак-Мечеть. Город получил имя Симферополь. В разных источниках встречается перевод “Град пользы”, “Пользоград”. И только позже стали добавлять “Город-собиратель”. Герб для нового города по предложению Г. А. Потемкина должен быть в виде улья с пчелами, с надписью “Полезное”.
Этот памятник Г. А. Потемкину установлен в Симферополе на улице Горького совсем недавно. (неудачно сделаны надписи на памятнике, даже в солнечный день их практически не видно)
На памятнике выбиты названия городов, основанных Г. А. Потемкиным: Херсон – 1778 год, Мариуполь – 1778 год, Севастополь – 1783 год, Симферополь – 1784 год, Мелитополь – 1784 год, Николаев – 1789 год.
Город рос и развивался постепенно, строились здания административного назначения, жилые дома, росло количество населения.
Симферополь, несмотря на молодой для города возраст, имеет богатую историю, связанную с многими известными людьми России.
Сейчас это столица Крыма, с 3 декабря 2014 года, после принятия Государственным Советом Республики Крым Закона “О статусе столицы Республики Крым”, город Симферополь юридически закрепил за собой право называться главным городом Крыма.
Об истории города в двух словах не скажешь, это я отложу на другое время, а сейчас хочу показать, как выглядит наш город в настоящее время.
Здание центрального универмага
Здание центрального универмага
Центральный универмаг в центре Симферополя имеет полукруглую форму, так как изначально здесь планировалось здание цирка. До строительства этого фундаментального здания здесь был цирк шапито.
Но когда строительство было закончено, решили его переделать под центральный универмаг. На протяжении многих лет это был главный магазин города.
На этом снимке виден угол здания, в котором сейчас находится банк “Россия”.
Раньше это здание принадлежало швейной фабрике имени Н. К. Крупской. Она была известна своей продукцией. Ассортимент был довольно ограничен, здесь шили мужские сорочки, в основном, из хлопчатобумажных и смесовых тканей. Развалилось предприятие в девяностые годы прошлого столетия.
Торговый комплекс “Берг”.
Это здания в центре Симферополя построено совсем недавно.
Еще один торговый центр напротив универмага.
До появления нового здания, центральный универмаг размещался именно в этом доме.
То же здание
После перемещения универмага в новое здание, здесь длительное время, до развала СССР размещался “Детский мир”. Сейчас в нем арендуют площади разные торговые предприятия.
Центральная площадь Симферополя – Площадь Ленина.
В этом здании расположен Совет Министров республики Крым.
Площадь Ленина. Памятник В.И. Ленину.
Здание Государственного академического музыкального театра республики Крым.
Дом профсоюзов.
Одно из зданий, которое не превратилось за последние годы в торговый центр.
Эту стеклянную пирамиду построили на месте фонтана, весьма сомнительное с точки зрения архитектуры сооружение, которое к тому же сейчас пустует.
Старинное здание с резным фасадом, более подробной информации о нем не нашла.
Пиццерия с необычным фасадом
Этот декор здания выглядит очень необычно.
Здание банка на улице Горького 4, построено в 1913 году по проекту архитектора Н. П. Краснова.
Улица Горького получила свое название в марте 1936 года. Прежние названия: Советская – с мая 1924 года, Дворянская – с 1839 года.
Здание бывшего торгово – ресторанного комплекса “Океан”. Сейчас в нем арендуют помещения разные торговые предприятия.
Площадь Советская. Здание бывшего кинотеатра “Симферополь”. Несколько лет здесь проводились торговые ярмарки. Сейчас здание пустует и потихоньку приходит в упадок.
Практически все показанные выше здания расположены по проспекту Кирова. Проспектом он стал с 11 октября 1960 года, до этого – с 27 января 1935 года это была улица Кирова, названная в честь Сергея Мироновича Кирова. Более ранние названия – Салгирная – с 1890 года, Гостиная – с 1839 года.
Если вы знаете что-то о старинных зданиях Симферополя, напишите в своих отзывах. В одной статье трудно охватить все особенности застройки города, о нем можно и нужно писать и писать…
Данные о старинных названиях Симферополя я взяла из справочника-путеводителя В.Е. Полякова “Улицы Симферополя” издательства “Таврида”, 1994 год. Кстати, очень любопытная книга.
Источник
- Читать: История поселений
- Античные государства
- Сугдея и др.
- Феодосия
- Бахчисарай
- Крымские города в XVI и XVII в.в.
- Пещерные города Крыма
- Крепости и селения
Симферополь: город-собиратель
- История Симферополя
- Симферополь: климат
- Симферопольский ж/д вокзал
- Достопримечательности Симферополя
- Мечеть Кебир-Джами
- Скифское городище Кермен-кыр
- Неаполь скифский
Название Симферополь (греч. Συμφερουπολη) означает в переводе с греческого «город пользы», а также город-собиратель. Крымскотатарское название Aqmescit переводится на русский как «белая мечеть» (aq — белый, mescit — мечеть).
Официальной датой основания Симферополя считается 1784 год, однако некоторые историки оспаривают право этой даты считаться годом основания города.
Первые поселения человека на территории нынешнего Симферополя появились ещё в доисторическую эпоху, но наиболее известным из древних предшественников города является Неаполь-Скифский — столица позднескифского государства, возникший примерно в III веке до н. э. и предположительно разрушенный готами в III веке н. э. Развалины Неаполя находятся сейчас в районе Петровской балки на левом берегу реки Салгир.
На протяжении раннего Средневековья крупного городского поселения на территории Симферополя не существовало. В период господства кыпчаков и Золотой Орды существовало небольшое поселение, называвшееся Керменчик (в переводе с крымскотатарского маленькая крепость, крепостца).
В период Крымского ханства возник небольшой город Акмесджит (в русских источниках известный как Акмечет, Ак-Мечеть, Акмечит), который был резиденцией калги — второго человека в государстве после хана. Дворец калги находился на территории нынешнего парка «Салгирка» (он же Воронцовский парк). Кварталы, построенные в те времена, называются ныне Старым городом. Этот район примерно ограничен улицами Ленина (до революции Губернаторская), Севастопольской, Крылова (Кладбищенская) и Красноармейской (Армейская). Старый город отличается типичной для восточных городов планировкой с узкими короткими и кривыми улицами.
После вхождения Крыма в состав Российской империи было решено основать центр образованной на большей части земель ханства Таврической области (позднее губернии) на месте Ак-Мечети. В протоколе заседания Таврического областного правления от 23 мая 1783 года отмечается, что «с Акмечета будет губернский город Симферополь». В 1784 году под руководством светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического на территории, находящийся рядом с мечетью Кебир-Джами (на левом берегу Салгира, там где ранее стояли полевые лагеря полководцев Василия Долгорукова-Крымского и Александра Суворова), началось строительство административных и жилых зданий и православного храма.
Сейчас это часть города, ограниченная с трёх сторон улицами Розы Люксембург (Александро-Невская), Павленко (Инженерная), Маяковского (Внешняя) и улицами Караимская, Кавказская и Пролетарская с четвёртой. Этот район отличается регулярной планировкой (прямые улицы, пересекающиеся под прямыми углами) и застроен в основном двухэтажными домами. Границей между кварталами ханского времени и постройками екатерининской эпохи являются улицы Караимская, Кавказская и Пролетарская.
Город, включавший в себя как вновь построенные кварталы, так и территорию Ак-Мечети, получил название Симферополь — в переводе с греческого «город пользы». Выбор греческого названия объясняется существовавшим во времена Екатерины II веянием называть новые города на присоединённых южных территориях греческими именами, в память о существовавших там в древности и в Средние века греческих колониях. С того момента Симферополь бессменно является административным центром Крыма. Взошедший на российский престол после Екатерины II Павел I вернул городу название Ак-Мечеть, однако уже в начале правления Александра I в официальное употребление вновь было введено название Симферополь. В указе об образовании Таврической губернии от 8 октября 1802 года говорится: «Губернским городом сей губернии назначается Симферополь (Ак-Мечеть)». На протяжении XIX века на картах и в официальных документах часто указывались оба названия города.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Источник
Наш город стоит на пересечении дорог, и его название имеет два перевода: «полезное» и «город-собиратель». Так расшифровывается значение слова «Симферополь» – населенный пункт, получивший такое наименование, был основан в 1784 году генерал-губернатором Новороссии Потемкиным.
Город как будто знает о своем предназначении – быть полезным и собирать. Поэтому в нем присутствует некая серьезная сосредоточенность, которой нет у приморских городов, и при этом отсутствует суетливость и холодная напыщенность мегаполисов.
Тем, кто приезжает к нам из больших городов, Симферополь кажется небольшим, даже маленьким, но его обаяние от этого не исчезает.
Сразу бросается в глаза его приветливость и сосредоточенность. Такой маленький, теплый и уютный труженик.
Курортные города расслабленны, настроены на праздность и отдых, и поэтому в них трудно работать, в них тебя увлекает поток неги. У нас же, даже гуляя по городу, ты чувствуешь, что все вокруг заняты каким-то полезным делом.
На детских площадках родители заняты детьми, музыканты в центре города играют и поют свои песни, погружаясь всерьез и с головой в уличное творчество. Даже в кафе горожане сидят с серьезным видом, уткнувшись в ноутбуки и планшеты, явно работая, а не играя в игры.
И все это – на фоне или торжествующей весны, или наполненного запахами цветущего лета, или тихой, теплой и одновременно яркой осени, или ни с чем не сравнимой крымской, мягкой зимы.
Город состоит из мозаики культур народов, населявших и населяющих его.
Если вы попадете в «старый город» и будете проходить извилистыми улочками из приземистых домиков, то почувствуете неповторимый колорит, состоящий из говора, запаха, обычаев, веры и культуры татарского народа. Это ощущается незримо, но так остро, как будто ты окунулся в то далекое время, когда по этим улочкам бегали маленькие дети, а их мамы, приготовив нехитрый ужин, созывали их домой на понятном всем детям языке.
«Старый город» лечит от суеты, фальши и театральности – в нем ты становишься настоящим. На его улицах ты не встретишь дорогущих машин, декораций в виде замков и огромных заборов, напыщенности при внутренней пустоте. Поэтому гулять по старым улочкам – это тихая радость, ни с чем не сравнимая.
Но эти города – и старый и новый так близко соседствуют, что, выныривая из одного мира, ты тут же попадаешь в другой, только перейдя улицу.
А там – тоже сплетение культур: старые здания XIX, а то и XVIII века, европейского образца, памятники архитектуры, хранящие другую культуру, величественную и глубокую. А центр этой культуры – златоглавые соборы, построенные на века.
И тут же – современный гул и агрессивная среда обычного делового города.
Все это переливается, как в калейдоскопе и составляет одну удивительную картинку за другой.
Еще одна особенность нашего города – это его культура. Несмотря на его провинциальность, его смело можно назвать городом театральным. На 370 тысяч горожан у нас четыре Академических театра, которые далеко не пустуют.
Также наш город – это город художников, музыкантов и музейщиков. В Симферополе работает 11 музеев, не считая древнего Неаполя Скифского.
В художественном музее Симферополя находится один из шедевров живописи – картина Куинджи «Ночь над Днепром». По мнению некоторых искусствоведов, лучший оригинал этой картины Куинджи (их всего три) находится именно в нашем художественном музее.
В культурную и духовную копилку Симферополя вложили свой труд и большую часть своей души выдающиеся личности. В нем побывали гениальные поэты и писатели, артисты и ученые.
Название улиц: Пушкина, Толстого, Маяковского, Чехова, Горького, Сергеева-Ценского – это отзвуки их шагов по нашему городу, это их незримое присутствие в нем.
«О, скоро ль вас увижу вновь, Брега веселые Салгира!» – писал Пушкин, вспоминая свое путешествие по Крыму.
Чехов написал своего знаменитого «Ионыча», вспоминая город «С». Здесь служил младшим офицером молодой тогда писатель Лев Толстой, а в Симферопольском театре великий критик Белинский смотрел игру талантливого актера Михаила Щепкина.
В Симферопольском тыловом госпитале лечил защитников и героев Севастополя прославленный Николай Пирогов, а ему помогал молодой врач Сергей Боткин, ставший потом знаменитостью.
В школе номер 1 учился знаменитый академик Игорь Васильевич Курчатов. Академик Вернадский, основоположник учения о биосфере, в 1919 году был ректором Таврического университета и до сих пор университет носит его имя.
Одна из площадей города Симферополя названа в честь дважды героя Советского Союза, легендарного летчика-испытателя Амет-Хан Султана. Его имя связано с Симферополем, хоть родился он в Алупке и соединил в себе кровь двух народов – отца, выходца из дагестанского аула, и матери – крымской татарки.
Но в 1937 году, по окончании семи классов, он поступил в железнодорожное ФЗУ в Симферополе и одновременно учился в аэроклубе. Так что путь героя-летчика он начал в Симферополе.
Амет-Хан Султан считается гордостью не только крымских татар и дагестанских лакцев, но и гордостью России. Он, будучи одним из непревзойденных летчиков-асов, во время Великой Отечественной войны прикрывал небо от фашистов над Сталинградом, Ростовом-на-Дону, Воронежем, а за подвиги в небе над Ярославлем избран почетным гражданином города Ярославля. Амет-Хан Султан воевал в боях за Кубань, участвовал в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма.
Можно перечислять и дальше имена великих и знаменитых людей, ставших для нашего города украшением, но для этого нужно написать целую книгу.
В духовную копилку нашего города вложили свой труд и душу многие выдающиеся личности.
В Свято-Троицком монастыре лежат мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Имя этого выдающегося хирурга и ученого знает весь мир, и к нему едут из других стран и городов за молитвенной помощью в исцелении болезней – и по вере получают просимое.
В соборе Петра и Павла находятся мощи не менее удивительного святого – святителя Гурия (Карпова), миссионера, руководителя Пекинской духовной миссии Китая, прожившего в Поднебесной около 20 лет. Он был не только великим миссионером, но и великим патриотом своей Родины.14 лет, с 1867 года до самой кончины в 1882 году владыка Гурий пробыл на Таврической духовной кафедре. Будучи неутомимым тружеником, он сделал столько для просвещения Крыма и Симферополя, сколько иной и за долгую жизнь не сделает. Его трудами была построена Таврическая духовная семинария, мужское и женское училище, воздвигнуто около 130 храмов. И еще одна яркая, отличительная черта личности святителя Гурия – это милосердие. Он много помогал бедным и неимущим, содержал на свои средства студентов семинарии из бедных семей.
На гербе Симферополя – пчелиные соты, и горожане немного похожи на пчел – каждый собирает свой мед: у кого он сладкий, у кого горький, в зависимости от качества собираемого.
Если каждый из нас начнет собирать свой сладкий мед в соты нашего города, то он выполнит свое предназначение на этой земле. А Симферополь действительно станет полезным городом-собирателем и оправдает свое название.
Алина Дмитриева
«Объявления Крыма»
Источник
Возник он не на пустом месте, но нас сейчас интересует не то, что было до, а то, что было после. Почему именно «город пользы»? Кто предложил название Симферополь и как обосновывал эту идею?
В поисках ответов «МК в Крыму» обратился к истории семьи Булгарисов.
Сделали себе имя
Булгарисы никогда не были людьми простыми. Родоначальником славной династии Булгарисов (в некоторых источниках фамилия пишется как Вулгарис) считается болгарский князь Стефан, прибывший на остров Корфу в первой половине XV века. Он и его семья в 1544 году были признаны Венецией в дворянском достоинстве и внесены в «Золотую книгу» («Libro d’Oro»). В 1698 году представители рода Булгарисов удостоились графского титула. Примечательно, что собственностью этой семьи с 1544 года и до середины прошлого столетия являлись нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского, святого, которому сегодняшние россияне молятся для обретения материального благополучия. Мощи эти священник Георгий Калохеретис некогда вывез из Константинополя, «дабы они не были отданы на поругание мусульманам». Поначалу мощи святителя Спиридона принадлежали семье Калохеретиса. Но, когда внучка священника Асимина Калохерети собралась замуж за сына Стефана Булгариса, то в качестве приданого вместе с ней в новую семью перешла и священная реликвия. Правда, не навсегда. В завещании Георгия Калохеретиса оговаривалось одно весьма интересное условие. Мол, святые мощи будут принадлежать семье Калохеретисов или родственных им семей, передаваться от поколения в поколение, но лишь до тех пор, пока этот род из каждого своего поколения будет давать одного священника. Условие это было нарушено в 60-е годы – митрополит Керкиры Мефодий не рукоположил представителя этой семьи во священники, в результате чего святые мощи перешли во владение Керкирской митрополии. Но до тех пор, – благодаря ли помощи реликвии или в силу выдающихся наследственных талантов, – представители рода Булгарисов, «рассыпавшись по земле, словно звезды по небосклону, во множестве», сделали себе имя как в России, так и в Европе.
Идеи из воздуха
История рода Булгарисов тесно связана с судьбой еще одного человека, ныне причисленного к лику святых, Федора Ушакова.
Во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов корфиотский нобиль, граф Николаос Булгарис считался одним из наиболее влиятельных сторонников России на острове. Именно он возглавил греческое ополчение, когда в 1798 году эскадра адмирала Федора Ушакова подошла к Корфу, чтобы освободить его от французов. «Он употреблен был от меня в должности главного начальника над обывателями всего острова», – сообщал Павлу I Ушаков. После падения в 1899 году крепости Корфу и капитуляции французского гарнизона, граф Николаос Булгарис командовал ионической ландмилицией. В российской историографии он известен как Николай Маркович Булгари.фото: wiki-org.ru/wiki/Евгений_Вулгарис
Самым же известным представителем рода Бургарисов, или, если угодно, Булгари, в России считается Евгений Булгарис (1716-1806) – архиепископ Славянский и Херсонский, кавалер российского ордена Святого Александра Невского, почетный член Петербургской Императорской Академии наук, Лондонской Академии древностей и Петербургского Императорского Вольного экономического общества, тот самый, что дал имя крымской столице. Правда, некоторые историки склонны утверждать, что на самом деле Евгений Булгарис ничего не придумывал, просто перевел на модный тогда греческий то название, которое некогда дали городу караимы – Бейт-Канас. Причем в переводе православный архиепископ допустил ошибку, получив вместо «города собраний», как было бы дословно и по смыслу правильно, «город собираний». Мол, отличительной особенностью будущей крымской столицы являлись многочисленные культовые помещения караимов, название которых, «кенасы», происходит от древнего слова «канас», означающего буквально «собирать», в том смысле, что собрания эти происходят для молитвы.
Понятно, что если подобные трудности перевода и имели место, то ошибка была допущена намеренно. Поскольку к тому времени, когда крымская столица вот-вот должна была явить себя миру, Евгений Булгарис уже явил России и ее правительнице Екатерине II свои способности одаренного полиглота, а также тонкого идеолога и весьма виртуозного жонглера словами. За свои таланты Булгарис получал от Екатерины ежегодное жалованье в размере 1500 рублей и еще 1 тысячу рублей на дорожные расходы. Занимался он тем, что переводил с французского и итальянского языков трактаты по восточному вопросу, состоянию Османской империи и судьбе живших на ее территории христиан и писал на эту же тему свои авторские труды, переводя их на всё те же французский с итальянским. Акценты он делал на том, что Османская империя готова рухнуть и нельзя упускать возможность создания на территории европейской части Турции греческого государства. А 3 августа 1774 года написал на аттическом диалекте греческого языка героическую оду в честь императрицы Екатерины II и победы России в войне с Оттоманской Портой.
Название «Симферополь» тоже было своего рода одой императрице. Она это поняла и поделилась с новым городом своим личным «тотемом», пчелкой. По личной инициативе или, опять-таки, благодаря рвению приближенных. О своем любимом «слогане» Екатерина упоминала в личной переписке с французским философом Вольтером в августе 1765 года: «Мой девиз представляет та пчелка, которая, перелетая с цветка на цветок, собирает себе мед, чтобы снести его в свой улей, и надпись над моим девизом: Utile (Полезное)». Потемкин, говоря об основании крымской столицы в 1784 году, явно вырвал некоторые выражения из контекста этого самого письма и вписал в контекст новый, градостроительный: «…Имеет быть построен город Симферополь. Сие наименование означает город пользы, а потому герб – улей с пчелами, имеющими вверху надпись «Полезное»…».
Проект Софии Потоцкой
А ведь крымской столицей мог быть город с другим названием и в другом месте. Могли мы отмечать юбилеи и годовщины Софиеополя. Эту идею начала воплощать София Константиновна Потоцкая. Правда, ей, в отличие от Булгарисов, покровительствовали отнюдь не святые, а совершенно приземленные, хоть и высокопоставленные персонажи.фото: turlog.ru/travel-notes/massandra.html
По данным некоторых историков, София впервые явилась в Крым в 1787 году и тогда же даже была представлена императрице Екатерине II, произошло это во время вояжа последней в полуденный край. В этом же году, по некому мистическому стечению обстоятельств, земля деревни Массандра была обмежевана от всех соседних дач и названа «Богоданной», очевидно, потому, что отличалась от других своими особыми природными качествами. Впоследствии Массандра была приобретена в казну, а затем, в 1815 году, ее хозяйкой стала София Потоцкая.
О том, чтобы обосноваться в Крыму, она мечтала давно. 17 июля 1795 года София остановилась в городке Неборове у княгини Елены Радзивилл. 18 июля хозяйка повезла Софию в свой парк «Аркадия». Там ее впервые и одолели грезы о Крыме.
«Гуляя садами Аркадии, я ощущала, что в разгаре лета переживаю опять весну, – писала София в письме графу Потоцкому. – И каждое дерево как будто говорит: “Мне здесь хорошо!” Аркадия очень напоминает Крым; ты знаешь, что в тех местах при твоих возможностях можно было бы иметь в течение двух лет такую же, а может, и более прекрасную Аркадию, ибо там не нужно искусственных насаждений? Правда, мой милый друг, что мы будем иметь сельцо в Крыму?» В следующем письме от 19 июля 1796 года София дополнила свою просьбу пожеланием: «… если будем иметь усадьбу в Крыму, прикажешь установить там органы так же, как в Радзивилловой Аркадии?..»
Воплотив свою месту в жизнь, София захотела большего. Ей казалось самым уместным основать здесь, в Массандре, город своего имени, и не просто город, а столицу Тавриды, нечто совершенно идеальное.
Проекту нового города графиня Потоцкая уделила целых 7 лет. И всё сетовала, что ее высокий покровитель светлейший князь Григорий Потемкин скончался столь несвоевременно. Подставь он вовремя плечо слабой женщине, она бы и не того наворотила… А потом смерть настигла и Софию. Унаследовала Массандру одна из двух ее дочерей от второго брака – Ольга Станиславовна Нарышкина. Новая владелица, жена губернатора Таврической губернии, много времени уделяла благоустройству Нижней Массандры, но имение, как таковое, ее практически не интересовало.
Интересно, что больше всех жалел о том, что крымскую столицу не отстроили в Массандре, царь Николай I. По свидетельству современников, где бы государь ни бывал, какими бы красотами ни любовался, вывод всегда делал одинаковый: «Хорошо, да всё не Массандра!»
Источник