Система права и ее польза
Система права — это внутреннее строение структурных элементов права.[1]
Система права[править | править код]
Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права,
субинституты и подотрасли.
Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Её образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.
Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.
Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.
Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.
Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.
Метод правового регулирования — это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.
Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:
а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
б) средствами их обеспечения (санкциями);
в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.
В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.
Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод — координации в организационно-управленческих отношениях.
Классификации системы права[править | править код]
Отрасли материального и процессуального права[править | править код]
В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное, трудовое, и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.
Частное и публичное право[править | править код]
Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному — отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву — гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных не имущественных отношений.
Внутригосударственное право и международное право[править | править код]
Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право.
К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, регулирующие отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воли субъектов международного общения образом — государств.
В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.
Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.
Примечания[править | править код]
- ↑ Марченко М. Н. Теория Государства и права
См. также[править | править код]
Для человеческого общества характерно стремление к организации и упорядочиванию социальной действительности. В условиях необходимого согласования действий и координации ресурсов, это стремление переходит в естественную общественную потребность. Так, от простейших и стихийно-выработанных табу в результате развития общество перешло к правовому регулированию. Именно право стало тем самым социальным арбитром, способным наиболее справедливо и стабильно разграничивать частные и общественные сферы интересов. Оно имеет свою структуру и формирует цельную систему. Каждая из систем по-своему специфична и зависит от правовой культуры и традиций отдельно взятых регионов.
Так, выделяют 2 наиболее крупные группы:
- англо-саксонская система права;
- романо-германская система права.
Они имеют целый ряд отличий, однако основным критерием для их выделения выступает отношение к судебной практике.
Реальным отражением характера общественных отношений выступает государственная система права. Она – продукт, результат осмысленной систематизации юридических норм. Её сущность, институты и нормы во многом определяются социальной действительностью. Такая система представляет собой дискретную многоуровневую конструкцию, каждая из составляющих которой являет собой самостоятельный, но в то же время, взаимозависимый от общих законов и тенденций структурный элемент. Общее число норм правовой системы подразделяется на отдельные совокупности, так называемые отрасли и подотрасли. Среди подотраслей можно выделить, например, водное, лесное и горное в земельном праве; гуманитарное, парламентское и избирательное в конституционном праве; наследственное, жилищное, авторское в гражданском и т.д.
Изначально понятие «система права» не рассматривалось как явление самостоятельное и обособленное. Его значение было во многом тождественно «системе законодательства». Сложность в теоретическом разграничении двух синонимичных, на первый взгляд, понятий свойственна тем правовым системам, где основным источником права выступает нормативный правовой акт. Виной тому часто господствующий нормативистский подход, в рамках которого «право» и «законодательство» являют собой системы норм. Однако, если рассматриваться вопрос с иных позиций, проблема отпадёт сама. Таким образом, систему права можно будет представить совокупностью норм, идей и отношений, а систему законодательства как отрасли, составляющие право.
Система права, в зависимости от характера и состояния право-культурной среды, способна выполнять разные функции. Иногда они могут варьироваться, но чаще остаются неизменны.
Обеспечение системы общественных отношений устойчивыми связями, позволяющими говорить о единстве всех элементов права.
Можно выделить несколько типов подобных связей:
- Внешние. Для системы права характерны взаимодействия с внешней средой, что существенно влияет на характер связи между элементами, их структуру и построение.
- Внутренние. Являются основой единства правовой системы, гарантируют её целостность и непротиворечивость. Благодаря этим связям выстраивается такая модель, где каждый структурный элемент выполняет свою роль и становится незаменимым.
- Причинно-следственные. Одни элементы системы права предполагают включение и работоспособность других.
- Горизонтальные. Выполняют роль структурной организации. Выстраивает систему права на основе регулируемых в обществе отношений, тем самым выделяя отдельные отрасли в системе права.
- Функциональные. Отражают выполнение каждого элемента закрепленных за ним функций. Обеспечивает консолидацию вокруг отдельной социальной функции.
Стабилизирующая функция позволяет добиваться бесперебойного правового регулирования общественных отношений. Одним из наиболее надёжных регуляторов остаётся право. Часто его целью определяется обеспечение порядка и стабильности социальной среды. Через юридические институты происходит обеспечение интеграционных процессов индивидов, упорядочение их отношений. Всё это гарантирует общественную стабильность и устойчивость, воспроизводство и поддержание её важнейших форм и способов социального взаимодействия.
Осуществление суммарного регулятивного эффекта за счёт реализации различных норм права. В этом случае регулируется не конкретная и единичная ситуация, а все общественные отношения в целом. Подобный эффект достигается за счёт стабильной и единой работы всех элементов системы права, включающей как комплексы правовых норм, так и институты. Он формирует основные свойства и признаки общей системы права и обуславливает её социальную направленность.
Информационная функция формирует восприятие, концентрирование и сохранение важной социальной информации. Эта функция остаётся незаменимой в условиях постоянной необходимости урегулирования общественных процессов. Через это свойство правовой системы становится возможным построение автоматизированных структур, позволяющих хранить и находить нужную правовую информацию. Иначе говоря, это некий путеводитель, карта системы права.
Преемственная функция. Она имеет две трактовки: юридическую и социальную. Если отталкиваться от юридической стороны вопроса, то система права предстаёт как общественно-значимый механизм, обеспечивающей развитие права за счёт сохранения и передачи важнейших исторически сложившихся юридических паттернов (институтов, норм, отраслей). То есть, система права в этом случае становится неким «опытным накопителем», аккумулирующим ценности правовой культуры. При рассмотрении с социальных позиций система права сохраняет преемственность в ходе регулирования общественных отношений. Это становится наиболее наглядным в условиях эволюционного развития государственных институтов. Ярчайшим примером данного свойства может послужить преемственность между правовыми системами Европы, где начиная с XII в. происходила рецепция римского права, то есть его заимствование и дальнейшее включение в собственное правовое поле. Традиции правовой культуры могут быть частично сохранены и в ходе коренных, революционных общественных преобразований и переходов.
Выполнение всех вышеперечисленных общественно-значимых функций наделяет систему права специфическими свойствами, характеризующими её социальную и правовую ориентацию:
- Система права объективна. Она отражает действительные общественные отношения, развивающиеся под воздействием специфических ценностей и социальных запросов. Безусловно, здесь есть место теоретизированию. На практике законодатель не всегда безволен и способен вносить коррективы в систему права. Однако сама система формируется в ходе влияния не неё общественных процессов, а они уже не могут зависеть от воли отдельных государственных органов и индивидов, пусть и власть имеющих. При всём желании для законодателя остаётся невозможной коренная переделка и существенное вмешательство в естественные процессы, протекающие в системе права. Он не способен их отменить или дискредитировать.
- Система права едина. Абсолютно все юридические элементы являются выразителями официальной государственной воли. Именно они формируют и поддерживают цельную систему, в условиях которой и функционируют. Они – часть единого правового механизма, посредством которого осуществляется регулирование как самой системы права, так и общественных отношений. Все юридические элементы обладают общей целевой установкой.
- Система права консервативна. Одной из важнейших качественных характеристик системы права является её традиционность. Постоянно протекают социально-культурные процессы воспроизводства и повторения успешных, уже прошедших проверку временем позитивных форм и методов организации правового поля, на почве которого происходят взаимодействия индивидов. Данное свойство системы права обеспечивает её уникальность и самобытность, а также служит одним из факторов непрерывного и преемственного развития структурных элементов. Консерватизм правовой системы выступает своеобразной формой естественной защиты, гарантом сохранения цельности и устойчивости общественной среды, так как позволяет устанавливать пределы новшеств и инноваций. В условиях быстроразвивающегося современного общества сохранение традиций системы права является приоритетной задачей. Поскольку в тот момент, когда структурные элементы правовой системы становятся независимы от особенностей той общественной среды, где естественным образом функционируют, происходит хаос и дезорганизация функций системы права. Она теряет свою значимость, переставая выполнять возложенные на неё задачи общественного регулирования.
- Система права непротиворечива и структурирована. Все её элементы взаимосвязаны, они согласованы и находятся в условиях зависимости и соподчинения.
В число структурированных элементов права входят:
- нормы;
- субинституты;
- отрасли;
- подотрасли.
Таким образом, государственная система права – это внутренняя структура права, включающая совокупность взаимосвязанных структурных элементов, в числе которых правовых нормы, институты, отрасли и подотрасли права. Она выполняет ряд важнейших общественных функций и является одним из наиболее стабильных социальных регуляторов. Ей свойственна преемственность, традиционность, структурированность, объективность и цельность всех входящих в неё элементов.
Источник
Источник
Система права — это внутреннее строение структурных элементов права.[1]
Система права[править | править код]
Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права,
субинституты и подотрасли.
Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Её образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.
Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.
Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.
Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.
Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.
Метод правового регулирования – это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.
Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:
а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
б) средствами их обеспечения (санкциями);
в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.
В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.
Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод — координации в организационно-управленческих отношениях.
Классификации системы права[править | править код]
Отрасли материального и процессуального права[править | править код]
В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное, трудовое, и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.
Частное и публичное право[править | править код]
Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному — отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву — гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных не имущественных отношений.
Внутригосударственное право и международное право[править | править код]
Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право.
К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, регулирующие отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воли субъектов международного общения образом — государств.
В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.
Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.
Примечания[править | править код]
- ↑ Марченко М. Н. Теория Государства и права
См. также[править | править код]
Источник