Сито правды добра и пользы

Сито правды добра и пользы thumbnail

Однажды взволнованный человек попытался что-то сообщить древнегреческому философу Сократу:

– Сократ, я хочу тебе рассказать, как один друг…

Но мудрец прервал его и сказал:

– Подожди, ––ответь сначала мне на один вопрос: просеяно ли то, что ты хочешь рассказать через три сита?

– Через какие три сита? – удивился мужчина.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Общение между людьми почти всегда эмоционально и поэтому, когда появляются сильные эмоции – большинство людей теряет контроль и равновесие. В такие моменты рядом с вами нет Сократа, который мог бы сфокусировать Ваше внимание на важных вещах. Однако с помощью этой притчи (сфокусировав своё внимание на смысле того, что в ней написано) Вы можете изменить отношения с близкими для Вас людьми с помощью всего одного сита. Из очевидного: скорее всего, в Вашем окружении никто не очертит Вам выгоду одного сита, потому что не так много людей разбираются в таких вещах.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

– Позволь мне объяснить: прежде чем ты начнёшь говорить пропусти свой рассказ через три сита. И после этого ты сможешь мне рассказать то, что ты хочешь. Первое сито – это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь мне рассказать?

– Не знаю… – сказал мужчина. – Я слышал это от других…

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Если Вы не хотите заботиться о правде, то правда =>> никогда не сможет Вам служить и быть вашей точкой опоры. Многое из того, что мы слышим от других людей мы с Вами принимаем на веру. Вспомните ситуацию когда Вы чувствовали, что другой человек не прав. Погрузитесь в воспоминание.

Попробуйте в выбранной ситуации провести мысли и слова, которые проходили к Вам через сито правды. Часто в личных отношениях, как и в профессии, люди предпочитают использовать вместо сита правды =>> сито правоты , но это не ведёт их ни к благополучию, ни к счастью. Чувство собственной правоты не сделает Вашего врага другом и не прибавит Вам уважения.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

– Тогда ты, должен просеять этот рассказ через второе сито! – продолжал Сократ. – Это сито доброты. То, что ты мне хочешь сказать, – это нечто доброе и созидающее?

– Нет, не думаю, – честно признался собеседник. – Но…

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Если Ваши близкие (или Вы сами) часто выходите из себя, то удержать в руках сито доброты, несмотря на пользу и рекомендации Сократа, Вам будет не так просто. Навык работы с этим ситом потребует от Вас дисциплины и тренировки. Из того, что не очевидно: узнавать в каждой конкретной ситуации доброту поначалу не просто, потому что мы не обучены владению этим ситом и не понимаем выгоды доброты и хороших отношений. Если власть добра к бизнесу, то она создаст условия, при которых бизнес будет расцветать. А если бизнес добр к власти, то он будет платить налоги. Доброта особым образом всегда вязана с выгодой, но для многих людей в нашей стране эта связь не очевидна.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Мудрец остановил его:

– Давай просеем то, что ты сейчас хочешь сказать через третье сито. Ответь на вопрос: так ли необходимо, чтобы ты говорил то, с чем ты пришёл и о чём хотел рассказать?

– Нет, пожалуй, в этом нет необходимости…

– Если, – сказал Сократ, – в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то давай с тобой оставим это невысказанным! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

У самого Сократа сито необходимости было надёжно соединено с ситом пользы и доброты, но при этом он очень хорошо разбирался в выгоде. Если Вы мечтаете, чтобы в Вашей жизни было меньше проблем, то Вы имеете полное право воспользоваться правилом/алгоритмом Сократа.

Чем больше у Вас гнева, злости и раздражения, тем больше пользы Вы сможете извлечь, применяя к Вашим ситуациям эти рекомендации. Такая практика обучит Ваш разум двигаться в более полезном направлении и улучшит отношения с окружающими Вас людьми.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

С уважением к Вам, Юрий Сысоев. Иерархия.Ru

Источник

Притча Сократа «Три сита», как правило, неизвестна широкой публике. Как и сведения о нем самом. Его учение знаменует собой резкий поворот в философской мысли. От рассмотрения мира и природы он перешел к рассмотрению человека. Таким образом, речь идет об открытии нового русла в античной философии. О притче Сократа «Три сита» и о его методе будет рассказано в статье.

Метод диалектических споров

Сократ и Аспазия

Прежде чем приступить к рассмотрению притчи Сократа «Три сита», уделим внимание его знаменитому методу. Этот философ из Древней Греции, живший в 5-4 вв. до н. э. в Афинах, применял метод анализа понятий (майевтику и диалектику), а также отождествлял положительные качества, присущие человеку и его знания. Тем самым он переключил внимание представителей философской мысли на большое значение личности человека.

Ирония Сократа заключается в скрытой насмешке над самоуверенностью людей, мнящих себя «многознающими». Он, обращаясь с вопросом к собеседнику, прикидывался простаком и задавал вопрос, касающийся той темы, в которой тот являлся сведущим.

Вопросы философа были продуманы заранее, они постепенно заводили в тупик собеседника. В итоге он запутывался в своих суждениях. Этим Сократ лишал своего визави самонадеянности, обнаруживал в его суждениях противоречия и несоответствия. Когда эта часть диалога была пройдена, начинался совместный поиск истинного знания.

Далее перейдем непосредственно к изложению притчи Сократа «Три сита».

Содержание

Великий мыслитель

Беседуя с Сократом, один человек задал ему вопрос:

– А знаешь ли ты, что поведал мне о тебе один из твоих друзей?

– Погоди, – остановил его мыслитель, – сначала нужно просеять через три сита то, что ты хочешь мне сказать.

– Что это такое?

– Запомни, что всегда, прежде чем что-нибудь сказать, необходимо это просеять три раза, через три сита. Начнем с первого из них. Им является сито правды. Скажи, пожалуйста, уверен ли ты, что то, что ты хочешь донести до меня, является чистой правдой?

– Нет, не уверен, мне просто сказали об этом.

– Значит, ты не отвечаешь за то, что твои сведения являются правдой. Тогда перейдем к следующему этапу. Это сито доброты. Подумай и ответь, есть ли у тебя желание сказать что-нибудь хорошее в связи с моим другом?

– Конечно нет, совсем наоборот, я хочу сообщить неприятное известие.

– Следовательно, – продолжил Сократ, – ты хочешь говорить о человеке плохое, будучи не уверенным в том, что это является правдой. Тогда обратимся к третьей ступени – ситу пользы. Как ты считаешь, есть ли необходимость в том, чтобы я услышал то, что ты хочешь поведать мне?

– Я считаю, что особой необходимости в этом нет.

– В итоге получается, – пришел к заключению великий мыслитель, – что в том, что ты задумал мне передать, отсутствуют и правда, и доброта, и польза. Так зачем же об этом говорить?

Мораль

Сократ принимает яд

Посредством данной притчи, приписываемой Сократу, высказывается следующая мысль. Если человеку стала известна некая негативная информация, которая не является существенной, но может каким-то образом принести вред собеседнику, не стоит спешить с ее передачей. Нужно хорошо обдумать, стоит ли совершать этот шаг.

При ближайшем рассмотрении притчи можно найти аналогию с одной из библейских заповедей, которая говорит: «Не судите, и несудимы будете». Комментируя ее, святые отцы советуют меньше рассуждать о людях и их делах, которые не имеют к человеку непосредственного отношения. Ведь, рассуждая, легко впасть в осуждение, зачастую неоправданное.

Источник

  • #1

Однажды к древнегреческому философу Сократу прибежал взволнованный человек и попытался что-то ему рассказать:
– Сократ, я хочу тебе рассказать, как один друг…
– Подожди, подожди! – прервал его мудрец. – Ответь мне сначала на вопрос: просеял ли ты то, что хочешь рассказать мне, через три сита?
– Какие ещё три сита? – удивился мужчина.
– Позволь мне объяснить тебе: попытайся сначала пропустить свой рассказ через три сита. Если он просеется, тогда расскажешь мне. Первое – это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь мне рассказать?
– Не знаю… – с сомнением в голосе сказал посетитель. – Я слышал это от других…
– Но тогда ты, должно быть, просеял твой рассказ через второе сито! – продолжал Сократ. – Это сито доброты. Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, – это нечто доброе, созидающее?
– Нет, не думаю, – честно признался собеседник. – Но…
Мудрец снова остановил его:
– Тогда возьмём ещё третье сито и поставим вопрос: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем ты пришёл?
– Нет в этом необходимости…
– Значит, – улыбнулся Сократ, – если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставим это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

  • #2

Подожди, подожди! – прервал его мудрец. – Ответь мне сначала на вопрос: просеял ли ты то, что хочешь рассказать мне, через три сита?

Вроде все правильно, НО
многими несовершенными людьми (в том числе и мной) к общению движут не всегда чистые чувства, желания, состояния и т. д.
Со всем своим добрым, другому человеку, я несу и все свое злое.
Если бы я мог отделить одно от другого, то я был бы святой!
А значит, если я каждый раз стану просеивать свои сообщения другому, то я не стану его делать, и тогда не смогу получить обличение и вразумление от собеседника, что более полезно, чем делать это себе самому!
Такая вот мысля

  • #3

Вроде все правильно, НО
многими несовершенными людьми (в том числе и мной) к общению движут не всегда чистые чувства, желания, состояния и т. д.
Со всем своим добрым, другому человеку, я несу и все свое злое.
Если бы я мог отделить одно от другого, то я был бы святой!
А значит, если я каждый раз стану просеивать свои сообщения другому, то я не стану его делать, и тогда не смогу получить обличение и вразумление от собеседника, что более полезно, чем делать это себе самому!
Такая вот мысля

Отсеивать, в любом случае, необходимо то, что может привести к осуждению ближнего. Стремиться к этому. И то, иному жизни не хватит, чтобы этого достичь.

Источник