Сказка о пользе труда детям

Сказка о пользе труда детям thumbnail

Есть среди русских народных сказок такие, в которых герои проявляют хоть какие-то трудовые навыки, например:

► «Морозко» – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету»
► «Маша и медведь» – «Напекла она пирожков… »
► «Колобок» – «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила» .
► «Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) – «…падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи» .
► «Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки» ) – мужик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь.
► «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – «Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят… »
► «Репка» – «Посадил дед репку» .
► «Зайкина избушка» – «Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик – из сыпучего песка» .
► «Дочь и падчерица» – «Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка… »
► «Кривая уточка» – «…уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла» .
► «Лиса и журавль» – «А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком… »
► «Волшебная дудочка» – «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила» .

В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся (сказалась, видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать) : работу за них выполняют другие, например:

► «По щучьему веленью» – «Щука ему говорит:
– Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только: “По щучьему веленью, по моему хотенью”».
► «Царевна-лягушка» – «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу – и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки» . То же самое с ковром – сама палец о палец не ударила.
► «Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная» ) – «Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою!. .Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. »
► «Крошечка-Хаврошечка» – Ей корова помогала. «А коровушка ей в ответ:
– Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.
Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано» .

Сказки с сайтов:
► https://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/index.php
► https://detskie-skazki.com/russkie-narodnye-skazki/

Источник

Сказки на прогулке. Зима. Труд

Среди задач образовательной деятельности социально-коммуникативного развития «Труд взрослых и рукотворный мир»  в Программе дошкольного образования выделены следцющие:

1. Формировать представление о труде как ценности общества, основы

достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии ивзаимосвязи видов труда и профессий.

2. Развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступноготруда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстникамичерез дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.

4. Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде,

элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.

5. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию втруде взрослых, оказанию посильной помощи.

Трудовое воспитание проводится и на занятиях, и в свободной деятельности. Сюжетно-ролевые игры, беседыс детьми о труде  и профессиях, рассказывание сказки…

Ведь именно сказки учат, что «без труда не вытянешь рыбку из пруда».

Вот только некоторые из них: русские народные сказки: «Маша и медведь», где Машенька и пол подметет, и медведю еду приготовит. Сказка «Морозко», где падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету. Украинская народная сказка «Колосок», в которой цыплята трудились, а котенок и щенок пели да танцевали все лето. Среди авторских сказок: К.И. Чуковский «Федорино горе»,  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и многие другие.

Детей знакомят с  трудовой деятельностью  и на прогулке. Наблюдайте за природой, приобщайте к труду, рассказывайте  сказки! Попробуйте и у вас получится!

Декабрь

 Однажды на прогулке дети  наблюдали за воробьями. По ходу наблюдения воспитатель читает строчки из стихотворения  В. Мирясовой

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.                            

Воспитатель: Ребята, о воробьях говорят, что они «шумный птичий народ». А я бы  добавила – очень дружный. Послушайте сказку.

«Дружные воробьи»

– В одном городе под крышей многоэтажного дома жила стайка воробьев. Эти небольшие птицы прилетали на территорию детского сада к кормушкам. Там была их своеобразная столовая.

Как у всех зимующих птиц нашего края ворон, галок, сорок, дятлов, у нихесть подпушек и очень твердый клюв.Питаются они крошками и  зернышками.

Но корма в зимнее время им не хватает, а сытость дает птахам тепло.Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, защищаясь от мороза.

Поэтому воробьи селятся рядом с человеком. Чтобы прокормиться и согреться возле него.

Да, зиму воробьи проводят рядом с людьми. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Вот и дети в детском саду, как могли, помогали птицам, подкармливали их. Однажды они принесли из дома корм: сухие корки, пшено. Все разложили в кормушки. На участке висели три кормушки. Девочки очень ответственно отнеслись к заданию. Они очистили кормушку от снега и насыпали зерно. А мальчики положили корки просто так, на дно кормушки, в снег.

Воробьи подлетали, увидев обильный корм, громко чирикали, созывает на пир своих собратьев. Возле расчищенной от снега кормушки воробьевсобралосьбольше. Они с удовольствием поедали зерно. А к кормушке, где хлебные крошки лежали в снегу, редко кто подлетал.

Мальчикам было стыдно, что они так отнеслись к ответственному заданию. С тех пор дети на прогулке проверяли кормушки, старались очищать её от снега и  подкармливать птиц.

А птицы, прилета к кормушкам громко чирикали и радовали ребят своим присутствием.

Трудовая деятельность.  Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Январь

Очень часто  на прогулке дети  наблюдали за сезонными изменениями погоды, рассказывали о природных явлениях. Зимой говорили  о свойствах снега; закрепляли знания о сезонном явлении — снегопаде; развивали чувство прекрасного.

По ходу наблюдения воспитатель загадывает детям загадку:

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит (Снег)

Читайте также:  Польза и вред компрессионных чулок

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что в этой зимой мало снега? Для природы это не очень хорошо. Мало снега – мало талой воды, возможна засуха. И деревья могут пострадать. Давайте попробуем их спасти. Послушайте, я расскажу вам сказку.

«Спасенные деревья»

Наступила зима. Снега было мало. Давно он не выпадал, больше недели. Детям хотелось поиграть  в снежки, валяться в снегу.

Осталось только вспоминать, какой бывает снег. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Соблюдая режим дня, дети в детском саду вышли на прогулку.Так как снега было мало, мальчики решили построить из того что есть окопы и поиграть в войну. Они стали откапывать лопатками снег у корней деревьев. Подул сильный ветер и снежинки разлетались в разные стороны. Ребята ушли с участка довольные.

– Завтра продолжим откапывать снег для укреплений,- решили они.

Ночью Серёже приснился сон. Деревья плакали и говорили о том, что при сильном морозе корни их замёрзнут, и они высохнут.

На следующий день пришел Сережа в детский сад и рассказал ребятам свой сон.

Решили мальчики спасти деревья и на прогулке стали заново засыпать корни деревьев снегом.

Трудовая деятельность: Засыпка снегом корней деревьев на своем участке. Цель: развивать умение работать сообща.

Январь  

Наблюдение за трудом дворника

Цели: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель беседует с детьми  о работе дворника  зимой на территории детского сада

И рассказывает сказку.

«На радость малышам»

Однажды в выходные дни намело очень много снега, и дети вместе с родителями пробирались в детский сад по заснеженным дорожкам. Все недоумевали. Что случилось? Где дворник дядя Гриша?

Дети знали его давно. С утра он приводит в порядок территорию детского сада. Летом подметает дорожки, весной вскапывает клумбы, зимой расчищает  от снега тротуар. Орудия труда у дяди Гриши были одни и те же. Он использует для работы метлу, лопаты, секатор, тележку. Ребята знали, как тяжела профессия дворника и часто ему помогали. Сгребали осенью листья в кучу. Вскапывали песочницу. Расчищали дорожки от снега у себя на участке.

И сегодня они очень удивились, не увидев знакомую фигуру около  детскогосада. Оказалось, дядя Гриша заболел.

Выйдя на прогулку, они убрали свой участок и решили пойти на участок младшей группы. Все вместе взялись за работу, и вскоре участок малышей был расчищен для игр. Все остались довольны. А малыши больше всех! Всегда приятно совершать добрые поступки!

Трудовая деятельность Подметание дорожек на участке младших групп. Цель: воспитывать желание трудиться.

Февраль

На прогулке наблюдение за сезонными изменениями погоды Воспитательс целью расширения и углубления знаний о неживой природе и  формирования интереса к природным явлениям, читает строчки:

Ветер дул всю ночь, шумели ели.

Сосны старые скрипели.

Выло, дуло, завывало.

И когда пришел рассвет,

Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

Воспитатель: Ребята хотите знать, как образуется ветер?  Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх,  холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер. Зимой сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.

Послушайте сказку.

«Ветер-ветерок и белый Снежок»

Жил-был Ветер-ветерок. Круглый год он путешествовал по свету. С наступлением зимы подружился ветер со Снегом. Когда шла снежная туча, ветер просыпался и мчался резвиться. Снежинки, падая, его не слушались, разлетались  в разные стороны. Всем было весело.

Но не нравилось это зимнему Солнцу, туча закрывала его, и оно не видело зимних утех Ветра и Снега.

И тогда Солнце подговорило Ветер быть не только легким и игривым, а стать серьезнее, показать себя во всей силе.

Поддался на уговоры Солнца Ветер-ветерок. Как только туча закрыла в очередной раз Солнце, Ветер стал дуть сильнее. Снежок, привыкший к легкому дуновению ветерка, не ожидал такой силы и закружился в вихре.Он перемещался по направлению ветра с одного места на другое.

Сталохолодно, ветрено, пасмурно. Началась настоящая метель. Наш Ветерок и сам испугался,  начал убавлять свою силу. Постепенно он утих, и благодарный Снежок вновь стал падать тихо и спокойно.

С тех пор, как только Ветер хочет показать свою силу, Снежок останавливает его, и тот дует  тише,прислушивается к другу.

Трудовая деятельность:  Сбор снега для постройки снежного городка. Цели: формировать умение трудиться в коллективе; планировать работу.

Литература

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  2. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском садуСтаршая и подготовительная к школе группы /.И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. — 208 с. (Программа развития
  3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).

Источник

Рассказы о труде для школьников

Детям о труде

Увлекательные истории для школьников о ценности труда, о том, что учёба – это такой же труд, что трудятся не только люди, но звери.

Дети в роще. Автор: Константин Ушинский

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу.

Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы ещё успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелёными кустами, под кудрявыми берёзками.

В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

— Поиграй с нами, — сказали дети жёлтой мохнатой пчеле.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчёлка, — мне нужно собирать мёд.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить своё хитрое жильё.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Голубь сказал:

— Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, потому что все были заняты своим делом и никто не хотел играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

Читайте также:  Мороженое детям польза или вред

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днём и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идёт кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зелёной ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превесёлую песенку.

— Эй ты, весёлый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.

Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

Пашкин клад. Автор: Антон Параскевин

Было это давно, когда ещё на месте нашей деревни стоял вековой бор. Жил тогда на хуторе близ озера плотник Авдей. Великим мастером называли его в округе. Плотник он был первой руки. Вся его жизнь мерилась ремеслом. Сколько золотых сосновых брёвен отесал, выняньчил, подогнал топором да вложил в сруб. Если бы их измерить, так на много вёрст хватило бы. А великим называли его потому, что любовь свою вкладывал он в каждые тесовину, угол да в смолистый паз. Выходил дом светлый-светлый, и обходили его беды, напасти да лихие разоры.

На целую волость был Авдей всем плотникам плотник. Был он уже немолод — семьдесят минуло, однако и глаз и рука точность держали, как в молодые годы. Безделье да разговоры праздные мастер не любил, от них только одно зло исходит, а вот с топором разговаривать мог бесконечно, почитай всю жизнь рассказал ему до каждой минуты. Топор, он всё поймёт, стерпит, простит и красотой выкажет на удивление. Часто спрашивали сельчане Авдея: откуда у него такие мастерство да мудрость. И он всегда отвечал: «Господь мне помощник, от Него у меня всё: сила, разумение, терпение и красота. Любое дело без Бога — тщетный труд, надсада, и никому он пользы не принесёт». В церковь ходил мастер исправно, посты соблюдал, святые дни почитал и свой плотничий инструмент в храме ежегодно освящал.

Сказка о пользе труда детям

Как-то раз вызывает его к себе волостной старшина и говорит: «Решили мы в соседнем селе храм построить, без святой-то церкви народ наш праздным становится, склонным ко всякому непотребству. Казна нам на это святое дело пятьсот рублей отпустила. Нужны хорошие мастера, чтобы храм воздвигнуть на славу. Уже многие плотники вызвались Божью постройку сотворить, да только без тебя тут не обойтись. Пойдёшь в артель за старшего?» Ну, Авдей и согласился. А волостной старшина советует: «Делянку в казённом лесу выбери да загодя начинай лес валить, а то осень не за горами, дороги быстро раскиснут».

Пошёл мастер искать делянку и вышел к самому озеру, а над ним сосны шумят корабельные, звонкие, кора на них с золотым оттенком, а невдалеке — ельник-красняк разлапистый, ствол в обхват. Залюбовался он строевым лесом, глянул, а возле озера ватага парней веселится. Поёт, гуляет да пляшет. А верховодит ими Пашка по кличке Звонок — известный в округе гуляка да балагур. Родители его умерли, оставив ему хутор с хозяйством, так он всё добро на корчму пустил. Куда ни пойди, всюду услышишь о его кутежах, потому и прозвали парня Звонком. Жалко стало Авдею его, такой молодец пропадает — высокий, статный, лицом красивый, а руки — как крюки, за что ни возьмётся, всё из них валится. Словно корень-выворот в лесу — кряжист, могуч, да никому не нужен. Гуляет Пашка в атласной рубахе, на балалайке наяривает, частушки поёт, а все дружки его пляшут. Задумался Авдей. Думал он думал, умом напрягся и решился на оказию: «А ведь хороший артельщик может получиться с парня, только дай мне Бог терпения».

Подошёл к ватаге, Пашку окликнул:

— Ну что, брат, гуляем?

— Гуляем, дед Авдей, — засмеялся Пашка и ещё звонче ударил по струнам. А дружки его хохочут, на мостовой сапогами дроби выбивают.

Авдей за балалайку хвать:

— Погоди, — говорит, — дело есть.

— Какое ещё дело в такой праздник? — смеётся Пашка.

Авдей его в сторону отвёл:

— Дело, — говорит — барышное. Ты, я вижу, до гульбы охотник, так к тебе лафа сама в руки лезет.

— Что за лафа? — осерьёзнел лицом Пашка.

А мастер ему:

— Тайна у меня есть великая. Мой отец, уходя на войну, на этой делянке золотой клад спрятал в сосновом дупле. С войны он не вернулся, а клад тот так и остался в живом тайнике. С тех пор много лет прошло, дупло заросло, а клад-то нетронутый. Если мы эту делянку свалим, то его обязательно найдём. Тогда бери себе половину. С такими деньгами можно гулять до старости.

— Ох и хитрый ты старик, — вздохнул Пашка. — А нет ли здесь подвоха? Всяк Федот по-своему гнёт. Ты жизнь прожил, по кладу не тужил, а теперь ко мне с тайной?

— Да забыл я эту сосну, Пашка, напрочь забыл, думал, что вон в той, но дупла там не нашёл, думал, что в этой, — и снова ошибся. Раньше-то мне клад не нужен был, когда я был молод да здоров, а теперь он мне в самый раз. Хранил я его на чёрный день. Не лазить же мне по всем соснам в мои-то годы. А ты, Пашка, если валить лес не хочешь, так я себе другого подсобника найду. Не хуже тебя. А ты иди, гуляй, сегодня у тебя пирог загостевал, а завтра будешь хлебать морковницу. Деньги не снег, да в худом кармане тают.

Пашка подумал и согласился.

— А когда начнём вырубку? — спрашивает.

— Да вот на днях и начнём, отклад не идёт на лад.

— А куда же повал пойдёт, дед Авдей, лес-то казённый?

— А из повала будем церковь рубить в Заозерье. — Авдей усмехнулся и показал рукою на высокий пригорок за плёсом.

А когда отхлынула хлебная страда, стал плотник собирать мастеров. Собрал человек двенадцать. Все мастера первостатейные, в своём деле умельцы. Авдей по лесу ходит, к каждой сосне присматривается и прислушивается, словно он не на делянке, а на смотринах невесты: каждое дерево оценивает да запоминает. Одна часть артельщиков лес валит, а другая — его на колёса укладывает да в Заозерье возит, одним словом, подсобники у него на славу.

Говорит мастер Пашке:

— Ты, парень, не торопись, брёвна вначале отесать надо, а затем я клад быстро найду, от меня в дереве ни одна гниловинка не скроется, а не то что дупло. Посему готовь, брат, безмен — золото делить.

Читайте также:  Цикорный салат польза и вред

А сам по стволам постукивает да полетные кольца на пнях считает.

Место для церкви выбрали высокое, красивое да светлое, над обережьем озёрным. А какой обзор вокруг, аж душа радуется. Вот и ручей рядом бежит к плёсу, и что ни шаг, то ложбинка с криничкой, звенят они, словно гусли вековые, мелодией животворящей, неповторимой. Авдей стал показывать Пашке, как брёвна отёсывать. Рукава подсучил, топор поднимает аккуратно, легко, весело, а удары кладутся расчётливо и плотно. Под топором кучерявится жёлтая стружка. «Вот так любовно и гони отёс, будто стрижёшь золотого ягнёнка, а чуть в сторону, так его и поранил, уразумел?» Пашка головой кивает, слушается, а сам всё про клад спрашивает, не уложитьбы в сруб то бревно с кладом. «Ты, — говорит дед Авдей, — каждый аршин выстукивай, да не ошибись, а то вся работа пойдёт насмарку, золото ведь на молитву не торопится».

Шло время. Храм вырастал на глазах большим, красивым, звонким срубом, глаз нельзя было отвести. Но клада всё не было. «Не торопись, — успокаивал молодца мастер, — всего-то уложили полсотни брёвен, никуда он от нас не денется». А Пашка уже стал привыкать к плотничьей работе да познавать её тайны дивные, не всем открытые. Вроде одинаковый лес, а у каждой сосны свой характер. У одной щепа мягкая, словно кудель, а у другой — совсем иная, и топор звучит по-иному. И он тесал любовно, бережно, как и учил Авдей, — будто остригал золотого ягнёнка. И уже про клад спрашивал реже, а всё больше про секреты плотничьи. Стал топор у молодца в руках лёгок да послушен, как весёлка-лопатка в руках хозяйки, которой она замешивает тесто.

Незаметно наступила осень. Занавесила она лето пологом упругих ветров, как завешивают в доме сукном печной кут в ожидании гостей. Холодные ветра стали толпиться под озёрным плёсом, замутнив его синевато-лиловый взор. Авдей несколько раз отлучался в город и привозил то топор из московской стали, то длинный плотничий буравец со стамесками. Неплохо продвигалась работа артельщиков, вот уж завершили они основание храма, средний ярус и взялись за верхние паруса. Пашку стали уважать даже первостатейные мастера как сметливого да старательного ученика. «Человеком парень становится, из него толк выйдет».

К Покрову храм был завершён. Он стоял на пригорке, сверкая серебряными куполами, и радовал сердце. И внутри был на загляденье. Сам дед Авдей удивлялся. Такая на душе отрада — не высказать. На что Пашка был разбитным, и то заметил: «Когда в него заходишь, в душе словно огонёк загорается». Стали артельщики распускать брёвна на мостовины да пол мостить. И снова поучает Авдей своего ученика. «Ты, — говорит, — пузо не рви, силою тут не возьмёшь. Вот муравей, к примеру, не по силе ношу тащит, да никто ему спасибо не говорит, а пчела по крупинке мёд носит, но и Богу и людям угождает». Когда храм намостили, установили алтарь и сделали резной иконостас с украсой по церковным правилам, отзывает он Пашку в сторонку и говорит: «Нашёл я то бревно с золотым кладом, да, дорогой мой, нашёл. И ты мне в этом помог. Только вот какое дело, брат, вышло… Когда я в город за инструментом ездил, вы его в стену уложили, в ту стену, которая на полдень. Оно по счёту шестое снизу, а дупло от угла ровно в четырёх аршинах находится» . И показывает юноше ту заветную деревину и то место с дуплянкой. «Сегодня, — говорит, — приезжает из города батюшка с церковным хором, будет освящать храм и служить первую Литургию, ты обязательно приходи».

Сказка о пользе труда детямДолго размышлял Пашка, как ему быть. С одной стороны, ясно — клад у него под рукою, приходи и бери, но только как жалко, разворотив стамескою смолистое бревно, испортить такую красоту! Да и работу всей артели пустить насмарку. И как потом дыру заделать? «Да как не заделывай, всё равно отметина останется — отметина моей корысти на много лет вперёд. И артельщики сразу заметят, Авдей им всё расскажет, и доверие ко мне пропадёт». Но всё же, что бы потом не стало, золото есть золото, оно все двери открывает, все сердца согревает. Взял Пашка широкую стамеску с молотком, завернул их в холстину и пошёл в храм на службу. «Когда Литургия закончится и все разойдутся, я скажу церковному старосте, что не всю работу закончил, а останусь один — клад из того бревна вырублю», — решил он.

В храме было много народу. Все нарядно одеты: женщины в платках-атласках да новых вязанках, мужчины в выходных кафтанах да яловых сапогах. Было тепло от множества горящих свечек и двух печей с выведенными в верхние окна дымоходами. Молодец стал в правой половине притвора, глазами отсчитал шестое бревно снизу, затем от угла четыре аршина отмерил и вдруг увидел, что на отсчитанном месте находится икона угодника Божьего Николая Чудотворца. Но утром же её не было. Это, верно, батюшка привёз из города и повесил как раз на этом месте. Пашка подосадовал и стал ждать. В сверкающем облачении вёл батюшка службу. Ему помогал дьякон в длинной серебристой одежде. «Миром Господу помолимся», — пел хор, да так красиво, одухотворённо и возвышенно, что Пашка заслушался и замер. Ему показалось, что неведомая сила поднимает его ввысь, к самым куполам, и так стало на душе легко и спокойно, что он на миг забыл о своём намерении.

Затем снова вспомнил про клад, поглядел на икону Николая Чудотворца, на которую упал из окна солнечный свет, и вдруг почувствовал строгий, любящий взгляд святого. И было в нём всё: душевная твёрдость и ласка, осуждение и прощение, и неведомое юноше до сих пор откровение. А хор в это время запел Херувимскую песнь. Пашка не выдержал, и слёзы покатились у него из глаз. Он никогда так не плакал, даже в далёком детстве, так откровенно и чисто.

Лишь только один раз, когда увидел во сне свою покойную мать, ощутил нечто подобное. То были слёзы покаяния, радости света и жизни. Вначале молодец как бы устыдился их, но потом, заметив, что на него мало кто обращает внимание, всхлипывая, подошёл к широкому подсвечнику, наклонился к жестянке для свечных огарков и опустил в неё свой свёрток — молоток со стамескою.

А когда служба закончилась и все сельчане приложились ко святому кресту и стали расходиться, церковный староста громко спросил: «Кто забыл свой инструмент?» Ничего не ответил Пашка. Он шёл домой и думал, что сегодня нашёл свой клад, который был в тысячу раз дороже золотого. Он был нерукотворный и неиссякаемый. А золото пускай себе лежит. Оно ведь в надёжном месте. Может, в лихую годину церкви и пригодится.

Через два года стал Пашка заправским мастером. В любой артели он был не лишним. «Достойная замена плотнику Авдею», — говорили в народе. Да и сам Авдей, слыша такое, удовлетворенно кивал головою и повторял: «Где с Богом лад, там любому клад».

Рекомендуем посмотреть:

Рассказы для школьников. Три ветки мимозы

Стихи о труде для школьников

Рассказы для детей. Рыцари

Стихотворение о труде. Труд

Пословицы о труде

Источник