Сказки это польза и вред

Современные родители – это воплощение страха. Мы боимся всего: прививок, активных игр, слишком любить, мало любить и даже читать сказки. Сегодня известные каждому взрослому истории подвергают критике, стараются сделать «менее жестокими» и переиначить в соответствии со своими психотравмами. Разберемся, вредны ли детские сказки, и почему.
Сказки: польза или вред?
В качестве аргумента против чтения сказок детям родители приводят:
- закрепление негативных сценариев поведения;
- сцены жестокости;
- отрыв от реальности;
- не всегда очевидную мораль.
Каждый из аргументов расходится с реальным положением дел. Да, негативные сценарии могут закрепиться в сознании ребенка и влиять в будущем на его жизнь. Да, волка убивают дровосеки. Да, сказки – это вымысел. И да, мораль таких сказок, как «Карлсон», не очевидна. Однако сказки – это не просто развлечение. Они несут информацию о различных жизненных ситуациях, адаптированных в простую форму, которая понятна детям.
10 причин читать детям сказки
- Ищем выход из жизненной ситуации. В разных историях есть подсказки для детей, как вести себя и как преодолеть свои трудности. В основном сказки – это истории побед, начиная с «Гадкого утенка» и заканчивая «Золушкой».
- Упрощенная модель мира помогает понимать суть вещей. Сказки недаром кажутся взрослыми надуманными и даже глупыми. Они полностью рассчитаны на детей. Мир ребенка пока еще очень прост, поэтому он должен видеть четкую грань между добром и злом, знать, где хорошо и плохо. Сказки упорядочивают, помогают детям адаптироваться к правилам и морали.
- Сказки помогают воспитывать. Грязнули быстро изменять свое отношение к гигиене после «Мойдодыра». Если ребенок ленится, можно рассказать ему о приключениях Буратино. На каждый жизненный вызов родители найдут уже написанную историю с хорошим концом, которая поможет убедить ребенка чистить зубы, быть честным и добрым.
- В сказках дети находят утешение. В сказочных историях всегда побеждает добро. Детям хочется, чтобы и в жизни правила справедливость. Добрая история помогает преодолеть трудности, избавиться от плохого настроения, успокоиться.
- Сказки помогают понять ребенка. Если малыш просит вас снова и снова читать одну и ту же книгу, поговорите с ним. Спросите, что ему нравится, какой герой вызывает восхищение, а какой – негатив. Вы сможете многое узнать о жизни своего ребенка по его литературным пристрастиям.
- Сказки развивают. Пока мама читает вслух, у ребенка перед глазами возникают мысленные образы. Это помогает развивать воображение.
- Сказки делают умнее. Установлено, что чтение вслух формирует у слушателя миллионы новых нейронных связей, улучшает мозговую деятельность, пополняет словарный запас.
- Совместное чтение – совместное время. Для ребенка важно проводить время с родителями за одним занятием. Чтение сказки – одна из прекрасных возможностей сблизиться со своим чадом.
- Чтение как традиция организует. С самых первых месяцев ребенку нужен режим. Чтобы было проще уложить подросшего малыша спать, педиатры рекомендуют заводить семейные традиции. Чтение на ночь – одна из форм мягкого установления распорядка дня. Каждодневная сказка «запускает» процесс подготовки организма ко сну.
- Сказки учат читать. Не в прямом смысле, конечно. Однако если родители читают детям регулярно и читают сами, малыши быстро начинают интересоваться буквами, хотят научиться читать самостоятельно. Нет ничего более полезного для привития любви к книгам, чем сказки.
Как правильно организовать чтение сказок?
Дети видят в героях сказок самих себя. Поэтому часто родителям советуют обратить внимание на особые литературные пристрастия ребенка. Чтобы чтение сказок было полезным, практикуйте следующее:
- читайте вместе, это сближает;
- обсуждайте – сюжет, поведение героев, выводы из истории;
- фантазируйте – «а что было бы, если?» или «давай ты сам придумаешь, что было дальше»;
- выбирайте обдуманно – хорошие иллюстрации развивают эстетический вкус, книги должны соответствовать возрасту ребенка. Так, малышам до 3 лет нужны книги с картинками на каждой странице;
- выбирайте много – истории должны быть разными, чтобы открывать детям различные жизненные сценарии;
- объясняйте – расскажите ребенку, кто повел себя хорошо, а кто плохо и почему;
- играйте – кукольный театр по любимой или выдуманной родителями истории расширяет мир ребенка.
Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!
Всем добра и счастливых детей!
Источник
Польза сказок в жизни детей.
К моему большому сожалению в нашей жизни мало места для сказки. В современном обществе, молодые родители говорят… «Мы, такие цивилизованные, интеллектуальные и прагматичные, не привыкли тратить время на «глупости»: малыш может заснуть без сказки – и слава Богу». А папа-мама за это время какое-то полезное дело сделают. А то, гляди, еще разбалуешь: сказочку, песенку…
Некоторые родители считают сказки обманом. А вот ученые доказали: чем дольше ребенок верит в волшебство и в Деда Мороза, тем оптимистичнее, жизнерадостнее остается настрой на всю жизнь.
И болеют оптимисты реже. Чем больше ребенок будет отождествлять себя с положительными героями, тем увереннее, смелее и решительнее научится противостоять злу в дальнейшей жизни. Наши «невежественные» бабушки, прабабушки были очень мудрыми. Жизнь сохранила вечные ценности и будет беречь их и впредь.
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.
Сказки прошли испытания тысячелетиями. Это как театр, который не исчез с интернетом. Сказки – это целый детский морально-этический кодекс, веками создаваемый народом. Они учат различать добро и зло, любить, сопереживать.
«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет”. Это слова замечательной песенки из «Домовенка Кузи». Помните? Мы все родом из детства .И вряд ли среди нас найдется хоть один человек, который не слушал сказки. Все мы помним самые первые сказки про Репку, Теремок, Колобка и Курочку Рябу, помним сказки про Дюймовочку, Снежную Королеву и Кота в сапогах. Каждый из нас переживал за главного героя и мечтал о прекрасном принце или о золотой рыбке, волшебной палочке, исполняющей все желания. У каждого из нас была любимая сказка, которую мы просили прочесть 1000 раз, и каждый раз она открывалась для нас с новой стороны.
Что же такого полезного дают волшебные истории? В первую очередь, психологи и педагоги считают, что благодаря сказкам малыши погружаются в свой волшебный мир, представляют себя в роли персонажа, и таким образом начинают учиться на поступках героев. Естественно, став добрым в сказке, ребенок уже понимает разницу между добром и злом.
Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями. Волшебные детские сказки учат ребенка, что добро всегда побеждает зло, и за черной полосой всегда будет белая. Она дарит ребенку новые ощущения и впечатления.
Еще один большой плюс в том, что чтение сказок – это момент, который укрепляет семью.
Детские психологи говорят о большой значимости сказки в детской жизни. При работе с детьми они часто используют приемы сказкотерапии, потому что сказка – это лучший инструмент для того, чтобы построить отношения с ребенком. Как для педагогов в детском саду, так и для родителей дома. Сказка может помочь малышам понять мир, а также избавиться от многих комплексов и страхов.
Психологи так же отмечают, что сказки полезны и для родителей. Когда папа и мама не рассказывают сказок детям, это свидетельствует об их собственных комплексах. Например, они боятся показаться смешными, ведь это несерьезно – рассказывать сказки. Или мешает обычная лень. Помните: мама, читая сказку ребенку, сама релаксирует, происходит коррекция ее комплексов. Ведь мы с годами запрещаем себе мечтать, ждать чуда. Сказка дает это ощущение. Поэтому она, как батарейка, заряжает изнутри.
Многие родители часто задают вопрос: с какого возраста лучше начинать читать сказки?
Ответ прост – можно с самого рождения. Конечно, ваш малыш еще не понимает смысла того, что вы ему рассказываете, но он уже чувствует эмоции и интонации, а ведь это так важно для грудничка. Очень понравится ребенку, если вы начнете читать сказку на ночь. Со временем юное создание привыкает к такому хорошему обычаю, и мирно будет засыпать под ваши слова.
Очень важно рассказывать детям правильные сказки и читать их правильно.
- Прежде всего не делайте этого на ходу. Выделите отдельное время для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.
- Если малыш просит почитать именно сейчас, то не отказывайте по возможности ему в этом. Ведь это желание может пропасть, и тогда родителям будет трудно прививать интерес к книге.
- Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Еще будет лучше, если вы будете читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты…
- Золотое правило – одна сказка за один раз – таким образом сказки не наскучат вашему ребёнку, да и вы не лишитесь своего голоса. Так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не отказывайтесь читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько дней, снова и снова – не отказывайтесь, значит ему это важно, значит в этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя.
- Обязательно задавайте вопросы после прочтения, помогите составить ребёнку правильное отношения к событиям из сказки – таким образом ваше чадо приобретает свой жизненный опыт, который в будущем может сыграть очень важную роль. Так же на следующий день можно нарисовать ,слепить героев, прочитанной сказки.
Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно, велика . При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.
Так что же нужно читать детям?
Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова – простыми и понятными. Лучше всего, чтобы главными героями сказок были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Лучшим выбором сказок детям до 3 лет являются: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка», «Лиса и Журавль», «Бычок – смоляной бочок». Эти сказки короткие, в них много повторений и за их сюжетом легко уследит даже малыш.
Ребенок взрослеет и на смену приходят более длинные и содержательные истории, например «Три поросёнка» , «Красная Шапочка», «Гуси-Лебеди», «Волк и семеро козлят» …
Стал постарше следует перейти на «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, «Мэри Поппинс» П. Трэверс …
Коллекция сказок очень велика: русские народные сказки, шведские ,датские, английские …
Авторские сказки :А.С. Пушкин, В.И. Даль, Максим Горький, Аркадий Гайдар, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро, Братья Гримм, Астрид Линдгрен, Джанни Родари …
Так же чтение сказок помогает при возникновении различных страхов и эмоциональных проблем у детей.
Слишком активных деток успокоят сказки «Колобок» и «Теремок». Для решения эмоциональных проблем нужны более сложные сказки – «Буратино», «Чиполлино»,«Карлсон». Детям, которые боятся прививок и уколов, прочтите «Отважный Флай» (Ворошнина Ю.), «Звездочет в поисках капризулей» (Ткач Л.), «Сказка о полезной прививке» ( Е.Казимирская ).
Если ребенок с появлением в семье братика (сестры) показывает свое негативное отношение к новому члену семьи ,то следует почитать «Гуси – лебеди».
Если боится темноты, поможет сказка о Питере Пене, «Краденое солнце»
Ребенок немного труслив, почитайте ему «Тараканище» К.И. Чуковский, если был уличен во лжи, подойдет произведение Л.Н.Толстого «Лгун» …
Намного интереснее придумывать сказки самим, вместе с ребенком – в зависимости от ситуации. Например, «Про Аню и ее вредную подружку», «Про Сашу и волшебника, раздающего подарки» и другие, которые покажутся Вам подходящими. Включите фантазию и у Вас все получится.
Нам, взрослым, нужно чаще вспоминать, что сказка и внутренний мир ребенка неотделимы, отвечать на его переживания сказкой, говорить с ним на языке фантазии и воображения.
Мораль важна, но еще важнее искренние эмоции, которые будет испытывать Ваш малыш. Не забывайте: сказка – это всегда волшебство. Самое страшное чудовище можно остановить добрым словом или поступком, можно просто пожалеть его, накормить и стать его другом – и все изменится! Не жалейте времени, вернитесь в детство, и Вы сами не заметите, что прошла усталость, заботы и проблемы отойдут на задний план и не будут уже казаться такими тяжелыми и неразрешимыми.
Желаю Вам и Вашим детям самых умных, добрых и полезных сказок – как и чудесного времени, проведенного с самым дорогим существом на свете – Вашим ребенком!
Источник
Фотобанк Лори
Не так давно в Сети развернулась дискуссия о пользе и вреде сказок. Спровоцировала ее новость о том, что из библиотек Иркутска изымают Карлсона и Колобка (их якобы признали вредными для психики детей). И хотя информацию позже опровергли, сомнения в головы родителей все-таки закрались. А так ли безопасны и безобидны персонажи и их истории? Какими смыслами и посылами они наполняют детское подсознание? За ответом на этот вопрос мы обратились к психологу-консультанту с многолетним стажем, автору книг по практической психологии и маме троих детей – Марине Ивановне Мелия.
– Марина Ивановна, правда ли, что сказки могут существенно повлиять на сценарий жизни ребенка?
Это действительно так. Часто в работе уже со взрослыми клиентами я обнаруживаю у человека так называемую «сценарную сказку», запавшую ему в душу еще в детстве. Она становится своеобразной программой, по которой он живет, принимает решения, совершает поступки и делает выбор в той или иной ситуации. Причем подсознательная «опора» на сказочные сюжеты или героев может как помогать ему в жизни, так и мешать. Ведь каждый воспринимает сказку по-своему.
Чтобы понять, какая именно сказка «запала» в подсознание, задайте себе или ребенку три важных вопроса:
1. Какой сказочный герой больше всего запомнился?
2. Какой эпизод из сказки произвел наибольшее впечатление?
3. Какая сказочная деталь первой приходит на ум?Запишите ответы и поразмыслите над их значением.
Читая сказку, мы идентифицируем себя с разными героями. Так, один известный предприниматель в детстве любил сказку «Две лягушки». Он восхищался смекалкой и бойцовским характером лягушки, которая сумела выбраться из кувшина, взбив молоко в масло. И сам он не просто выбирался из любой ситуации, используя сложившиеся обстоятельства как опору для себя, и всегда выходил победителем. Он, как и его любимая героиня, никогда не сдается, и часто повторяет фразу – «нельзя лапки складывать».
Еще пример. Моя знакомая, известный врач-терапевт, знаменита тем, что очень точно ставит диагнозы. Ее самым любимым персонажем, который в детстве вызывал море эмоций, была мышка из сказки «Репка» – крошечный, но важный герой, который появляется в последнюю минуту и решает исход дела.
Фотобанк Лори
Именно благодаря помощи мышки бабка, дедка, внучка, Жучка и кошка все-таки вытянули репку. А теперь представьте: проходит консилиум, именитые профессора обсуждают сложную историю болезни и не могут прийти к окончательному решению. И тут появляется она – невысокого роста, в сером костюме, волосы пучком, говорит тихим голосом. Но именно ее слово оказывается решающим – и в этом ее жизненный триумф.
Практически в любой сказке всегда существует пара – например, Волк и Лиса, Кот Базилио и Лиса Алиса, Буратино и Карабас Барабас и т.д. И особенно интересно, когда встречаются два человека, «любители» одной и той же сказки, но идентифицирующие себя с разными героями. Они подойдут друг к другу, как ключ к замку, будут проигрывать один и тот же сценарий, особенно если им запомнился одинаковый эпизод.
Меня всегда возмущает отец дяди Федора, который стоит в раздумьях, кого ему выбрать: кота или жену. А потом еще и останавливает свой выбор на жене не потому, что любит до безумия, а потому что давно уже ее знает
– Расскажите, пожалуйста, о значении любимого эпизода.
– Эпизод из сказки, который произвел на ребенка сильное впечатление всегда очень важен. Например, одной девочке особенно запомнилась сцена из сказки «Гадкий утенок», когда бедного утенка буквально заклевали обитатели скотного двора. Она так прониклась ощущением отверженности, что теперь, уже во взрослой жизни, никак не может наладить контакт с окружающими, как ни старается. Она чувствует себя «гадким утенком», которого все постоянно клюют. Но эта же сказка может стать сценарием и для людей, добившихся в жизни больших успехов. Их больше всего восхищает момент, когда утенок превращается в прекрасного лебедя. В детстве это были ребята, над которыми вечно насмехались, не принимали в игры, дразнили – кто-то был слишком толстый, кто-то, наоборот, очень худой, кто-то заикался…. Сейчас это – уверенные в себе, богатые, успешные люди, причем они ждали этого жизненного триумфа и всегда в него верили.
В сказочной истории часто запоминается даже не эпизод, а какая-то яркая деталь. Например, двум моим клиентам в детстве нравилась одна и та же сказка, где Иван-царевич борется со Змеем Горынычем.
Фотобанк Лори
И тот и другой – банкиры, очень успешные, но у первого в памяти осталось, что герой рубит головы одну за другой, а на месте отрубленных вырастают новые, а у второго, что у Змея Горыныча был палец, который надо отрубить, и тогда голова сама отваливается. Так и в жизни: первый быстро принимает решения, буквально «рубит» возникающие проблемы, расправляется с ними, и у него нет ни малейшего сомнения в том, что в итоге он победит, он по жизни боец, очень азартный человек, но только решит одну проблему – тут же следует другая. А второй банкир (кстати, его друг), сталкиваясь с проблемами, пытается их решать не в прямой борьбе, «отрубая голову», а находя какие-то компромиссы, используя контакты, связи и т.д. И он это делает тоже достаточно успешно.
– Что же делать родителям, чтобы у ребенка после прочтения сказки сложился положительный сценарий?
Дети видят ситуацию: балуются и смеются – им весело, а задача взрослого объяснить: кто делает хорошо, а кто – плохо, кого хвалить – кого ругать, как нужно поступать в конкретной ситуации.
– Родителям не нужно абсолютизировать сказки – приписывать им только пользу или вред. Сказки многослойны, многомерны, как сама жизнь, и по-разному воспринимаются и детьми, и родителями. Каждый находит в сказке то, что ближе ему, что его эмоционально цепляет, задевает, поддерживает. Не случайно сказки живут веками – это кладезь мудрости, важнейший культурный пласт.
Не надо бояться сказок – они не просто должны занять свое место в жизни ребенка, но и принести ему пользу. А для этого надо учесть несколько моментов. Во-первых, сказок должно быть много, и они должны быть разными – тогда и картина мира у малыша будет яркой и разнообразной. Во-вторых, важно читать сказки вместе с детьми: сказки сами по себе очень эмоциональны, и во время чтения мы вместе с ребенком переживаем события, ситуации, интриги, повороты сюжета. Какие-то эпизоды могут ребенка восхищать, какие-то – пугать, и очень хорошо, когда родители находятся рядом. Совместные переживания – это прекрасный способ наладить контакт с ребенком. И этот контакт останется на всю жизнь. А еще мы можем эмоционально выделить героя, которого считаем положительным, эпизод или детали, которые кажутся нам важными, а потом их отдельно обсудить.
Можно играть в сказки, устраивать мини-спектакли, распределяя роли, рисовать сказки – и все это ребенок будет делать, вместо того чтобы часами просиживать с компьютером или айфоном. Одним словом, сказки – если с ними правильно обращаться – это волшебный инструмент воспитания детей.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник