Сказки пушкина и их польза

Сказки пушкина и их польза thumbnail

Сложно найти человека, который не знает о творчестве Пушкина, кто не прочел в своей жизни ни одного его стихотворения или отрывка из прозы. Произведения этого русского поэта изучают в школе, его сказки читают мамы своим малышам. Если со стихами Пушкина все понятно – знатоки ими восхищаются, влюбленные учат наизусть, то сказкам отводится особое внимание. Чему учат сказки Пушкина, чем они примечательны и почему нравятся детям – эти вопросы стоит рассмотреть отдельно.

Содержание

Загадочный и чудесный мир сказок

Мудрость в сказках Пушкина

Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?

Сказки Пушкина (список всех сказок)

На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?

  • “Сказка о попе и работнике его Балде”
  • “Сказке о рыбаке и рыбке”
  • “Сказка о царе Салтане”
  • “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  • “Сказка о золотом петушке”
  • “Руслан и Людмила”
  • “Жених”

А. С. Пушкин острый интерес к русской народной сказке стал проявлять только в последнее десятилетие своей жизни. Долгими часами он мог сидеть и записывать то, что ему баила няня Арина Родионовна. В основном материалом сказок Пушкина стало именно то, что рассказывала няня, т.е. русские народные сказки, передаваемые из уст в уста.

Народная сказка совсем не обязательно предназначена для детей. Ее важнейшим назначением было занимать слух и ум простых крестьян долгими зимними вечерами, когда они собирались в избу каждый со своим рукоделием. И А. С. Пушкин свои сказки писал для всех. Наверняка, он удивился бы, если бы узнал, что со временем основными читателями его сказок станут дети. Но, конечно же, сказки Пушкина для детей!

Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина. Пушкин для детей настолько свой, что когда в 1937 в Москве памятник поэта хотели перенести из сквера на более освещенное место, дети не позволили это сделать.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.

все сказки Пушкина для детей, произведения

Загадочный и чудесный мир сказок

Что такое сказка? Энциклопедии и взрослые образованные люди ответят, что это литературный жанр, народный фольклор, основанный на вымысле. Но для любого ребенка сказка – это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда победит зло.

По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить малыша сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем куча нотаций и замечаний родителей и воспитателей.

Для маленьких деток очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание малыша простотой и красочностью образов. Сказки А. С. Пушкина – не исключение. Они запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.

чему учат сказки Пушкина Александра Сергеевича

Мудрость в сказках Пушкина

Сказкам в творчестве Пушкина уделено не так много внимания, как теме любви или природы. Но образы, созданные поэтом, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Ребенку легко представить и «ученого кота» и «дуб зеленый» и богатырей, выходящих строем из волн моря.

Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Произведения Пушкина для детей оказывают огромное влияние на их эмоциональное развитие, развивают воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

детские сказки Пушкина, какие сказки написал Пушкин

Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?

Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. 

В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.

Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из “Сказки о царе Салтане…” о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев “в чешуе, как жар горя”. Нельзя без внимания оставить и знаменитое “У лукоморья”, где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте. Можно посмотреть их с малышом, но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало. 

сказки Пушкина список всех сказок

Сказки Пушкина (список всех сказок)

Не все знают, какие сказки написал Пушкин, ведь их гораздо больше общеизвестных нам с детства. О некоторых из них, наверняка, не знают не только дети, но и многие взрослые.

Читайте также:  Какая польза от чтения псалтири

Вот список сказок Пушкина:

  1. “Сказка о рыбаке и рыбке”,
  2. “Сказка о попе и о работнике его Балде”,
  3. “Сказка о золотом петушке”,
  4. “У лукоморья дуб зелёный…” (вступление к поэме “Руслан и Людмила”),
  5. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”,
  6. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”,
  7. “Сказка о медведихе”,
  8. “Песнь о вещем Олеге”,
  9. “Царь Никита и сорок его дочерей”,
  10. “Жених”.

На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?

Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи.

Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.

“Сказка о попе и работнике его Балде”

“Сказка о попе и работнике его Балде” расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду. Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» – в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки.

За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.

“Сказке о рыбаке и рыбке”

Насколько плохо и себе дороже быть жадным Пушкин описал в «Сказке о рыбаке и рыбке». С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», но по велению Золотой Рыбки это не сделать.

Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.

Конечно же, «Сказка о рыбаке и рыбке» – пушкинская сказка сказок. Говорят, что это сказка Пушкина о муже и жене, о том, как не должны выстраиваться отношения между мужем и женой. Муж поставлен в семье главой и представляет собой разумное начало. Именно его задача корректировать эмоциональность и импульсивность жены. Интересно, что в сказке три действующих лица – старик, старуха и рыбка, а в названии присутствует только рыбак и рыбка. Основой жизни христианина является умение себя ограничивать во всем: еде, питье, сне, удовольствиях, любых благах жизни. Тридцать три года старик и старуха умели довольствоваться малым – даже жили в землянке. А тридцать три года означают зрелость человеческой личности.

Вот идеальная семья: старик ловит рыбу, старуха прядет пряжу, оба довольствуются тем, что Бог пошлет. Но вот Бог посылает испытание: золотую рыбку, которая может исполнить любое желание. Старик удивлен, напуган, он отпускает золотую рыбку, так как бескорыстен. Но своим безволием, слабохарактерностью старик позволяет настолько раздуться гордыне старухи, что она, в конце концов, желает стать «владычицей морской», считай самим Богом. Раздулась, как пузырь, и лопнула. Старик не выдерживает испытания властным характером старухи, старуха не выдерживает испытания чудом. И оба оказываются у разбитого корыта.

Фразеологизм “разбитое корыто” ребенок, наверняка, вспомнит в своей жизни не единожды.

Пушкин для детей, герои сказок Пушкина

“Сказка о царе Салтане”

«Сказка о царе Салтане» – самая-самая волшебная, самая феерическая из всех пушкинских сказок. Чудеса в ней просто фейерверком следуют одно за другим. Но самое интересное это то, что в ней нашли отголоски исторические предания, хранительницей которых была Арина Родионовна. Няня Пушкина была родом с русского Севера, где еще помнили сказания о Киевской Руси. Присказка «мимо острова Буяна в царство славного Салтана» описывает древний торговый путь из Варяг в Греки. Жители русского Севера, поморы, хранили в своих преданиях память об острове Рюген, самом крупном в Балтийском море, принадлежавшем немцам. До немцев здесь жили руги или русы. Когда-то остров носил название Руян. Остров перестал быть русским, когда пресеклась русская княжеская династия в ХIII веке. Впоследствии остров был датским и шведским. Но жители русского Севера сохраняли память в фольклоре об острове. Название Руян преобразовалось в Буян.

Эта сказка Пушкина для детей начинается с того, что царь-батюшка, гуляя в крещенский сочельник, подслушивает разговор трех девиц о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала женой царя. Царю Салтану понравились слова третьей девицы о том, что она родила бы царю богатыря. В традиционном обществе, и в родовом и в христианском, деторождение считалось основной ценностью, никак не сравнимой с ценностью пиров или драгоценными одеяниями.

Царь берет в жены третью девицу, первую берет во дворец в качестве поварихи, а вторую – в качестве ткачихи. Царь уходит на войну, у царицы через 9 месяцев рождается необыкновенный сын. И вот тут повариха с ткачихой расставляют свои коварные сети, чтобы погубить ненавистную царицу с ее сыном. Замурованные в бочке царица и царевич приплывают на чудесный остров, который становится их новым домом. И что бы ни делали впоследствии злые повариха с ткачихой, чтобы обманывать царя, все их козни и хитрости не достигают своей цели, – с помощью царевны Лебедя, которую он спас, царевич Гвидон получает все чудеса света, и волшебную белочку, и тридцать трех богатырей, и саму царевну Лебедь в качестве жены. Царь Салтан приезжает посмотреть на все эти чудеса и находит свою жену и сына живыми и невредимыми. Тут, конечно, пир на весь мир и даже повариха с ткачихой великодушно прощены.

Читайте также:  Польза имбиря для волос маски

Читая “Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы – мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.

Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение.

Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений.

читать о сказках Пушкина детям

“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

Чудесная «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» создана на фоне интересных жизненных обстоятельств Пушкина, – в ту пору поэт был горячо влюблен и сватался к Н. Гончаровой. Не ошибемся, если скажем, что все те положительные качества, которыми писатель наделил царевну, присущи были его невесте.

Царевна прекрасна собой, она не белоручка, – в терему у семи богатырей она все хозяйство взяла на свои плечи, она скромна, «тиха», верна царевичу Елисею. Ей противостоит царица-мачеха, которая хоть и красива внешне, но имеет гордый, злобный и завистливый характер. Основным ее занятием является самолюбование, «самоистуканство». Царевич Елисей воплощает собой верность. Он похож на богатыря, который ради поиска любимой, бесстрашно отправляется на край света и на равных обращается со стихиями – Солнцем, Месяцем, Ветром. Добро и любовь побеждает: Елисей находит царевну, разбивает хрустальный гроб, и царевна оживает. Зло наказано: царица-мачеха умирает от злобы и зависти.

Сюжетная основа этой сказки для детей Пушкина созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя её, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.

В «Сказке о мертвой царевне» Пушкин ведет историю о победе верности и добродетели над гордыней и злобой.

Скромная красавица-царевна мешает жить коварной и тщеславной царице. Все попытки извести молодую соперницу не могут привести к требуемому результату. Ведь в помощниках у справедливости и природа, к которой обращается за советом Елисей, и сила богатырей, по-джентльменски отнесшихся к случайно забредшей к ним красавице. Долгая история заканчивается счастливо и это характерно для любой детской сказки Пушкина.

“Сказка о золотом петушке”

Чему учит сказка о Золотом петушке?

История про царя Дадона учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

Главному герою предлагается помощь, взамен на ответную услугу в будущем. Царь с радостью принимает подарок, не думая, чем ему это может обернуться. А задуматься стоило, ведь неизвестно, что в дальнейшем могут потребовать за оказанное одолжение. Эта беспечность обошлась ему дорого, так как сдержать слово, данное мудрецу он не смог. Мораль такова: не давай обещаний, если не знаешь, сможешь ли сдержать обещание, а если уж дал слово – то держи его.

“Руслан и Людмила”

Сказочная поэма “Руслан и Людмила” погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. 

Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

“Жених”

Малоизвестная сказка-баллада “Жених” предназначена для более старших детей. Это произведение знакомит юных читателей с народными песнями и самим обрядом свадьбы. Своеобразный жанр произведения раскрывает коварную сущность жениха-злодея и духовную победу невесты Наташи над ним.

что для меня значат сказки Пушкина А. С.

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только о сказках Пушкина, прочитанных в раннем детстве, не забудут уже никогда. Они помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству. 

В заключение важно отметить, что литературные сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

Счастливы те детки, которым еще предстоит открывать мир пушкинских сказок, входить в неведомую страну, где «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом».

Сказки Пушкина для детей – поистине кладезь народной мудрости. Они должны занять достойное место не только на книжной полке, но и в сердце каждого ценителя русской литературы.

Викторина для детей на тему – Сказки А.С. Пушкина

 

Читайте также:  Сухие завтраки пшеница с медом польза

Источник

Светлана Фролова
Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте

Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте

Люблю я Пушкина творенье

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было, и нет!

С мальства его читаем сказки

В них жанр души, природы краски.

Добро цветет в них, злоба чахнет

В них русский дух, в них Русью пахнет.

Л. А. Коротенко.

При имени А. С. Пушкина тотчас осиняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех и далее всех раздвинул ему границы, и показал все его пространство. Пушкин – есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

С каждым десятилетием все дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт все более приближается к нам, как добрый наставник, учитель и друг – спутник всей нашей жизни, от рождения до старости. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это удивительные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя.

Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение. «… Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка», «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия, в высших своих достижениях, часто бывает поэзией детской», – писал К. И. Чуковский.

Трудно переоценить значение пушкинских сказок для формирующейся личности. Они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Сказка играет важную роль в духовном развитии дошкольника. В его воображении живет целый мир, неизведанный и манящий, мир сказки, знакомый с колыбели.

Сказки А. С. Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В эти годы они очень восприимчивы к ярким картинам, динамическому сюжету, основанному на действиях, поступках героев. Для них человек проявляет себя только в делах. И к героям сказоку них складывается весьма определенное отношение: восхищают и радуют своими подвигами, острым умом одни из них, порождают ощущение ужаса и негодования – другие. Их оценки людей категоричны. Для дошкольников существуют люди хорошие и плохие, середины нет. Ребенок не понимает и не признает человека, имеющего в себе добрые качества и дурные одновременно. Его интересуют и сказочная обстановка, заставляющая живо работать воображение, располагающая к фантазированию – яркие, запоминающиеся картины, события. Несомненно, привлекает ребенка при всем этом образная, простая и сочная русская речь. И, наконец, самое главное – ребенок берет из сказки А. С. Пушкина ощущение радости жизни, светлую веру в свершении чуда, в реальность мечты. Вполне понятно, что сказки А. С. Пушкина отлично отвечают особенностям психологии детей дошкольного возраста.

Мы знаем, что существует два вида сказки – народная и литературная. Дети, получив представление о народной сказке, проникают в особенности сказки литературной, осмысляя ее сходство и различия с народными сказками. Пушкинские сказки близки к народным. Их близость в изображении героев, торжестве верности и справедливости, поэтичности изображения волшебных развитий в сказке, его стихотворная форма. Следовательно, основное, что важно осознать детям – подлинно-народные истоки поэзии, гимн добру и справедливости. Пушкинский гуманизм, которым проникнуто все творчество поэта, берет начало в истинно-народной русской поэзии. Однако воспитательное значение пушкинских произведений зависит не только от объективных возможностей самого текста, но и от искусства педагога – воспитателя.

В жизни детей дошкольного возраста большое место занимает поиск настоящего друга. Их начинают волновать взаимоотношения людей, проблемы добра и зла. Именно в этом возрасте начинает складываться характер. Поэтому так важны для детей вопросы гордости, чести, достоинства. И воспитателю необходимо воспользоваться этой возможностью и обязательно познакомить детей со сказками А. С. Пушкина и его детскими и юношескими годами. Стремясь лучше познакомить детей со сказками, мною был разработан проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».

В процессе реализации проекта, я с детьми слушала на аудиозаписях сказки А. С. Пушкина, проводила беседы по содержанию, дети составляли характеристику героев, инсценировали отрывки из сказок.

Для лучшего понимания сказок я подготовила цикл дидактических игр и кроссвордов.

Была проведена большая работа с родителями. Родители приняли участие в выставке «Рисуем всей семьей», смотре-конкурсе на лучшую поделку по сказкам А. С. Пушкина. Заключительным этапом работы стал КВН, где дети показали глубокие знания творчества и биографии А. С. Пушкина.

В своей работе, я старалась приблизить детей, насколько это возможно, к естественным условиям жизни сказки, погрузиться вместе с ними в мир чудес. Я старалась не быть навясщевой, помогала разобраться в своих мыслях, направляла их эмоции.

Источник