Слушать велика ведь бывает польза
В книге пересказаны древнерусские православные повести, предания, притчи и сказания о реально живших в древности людях (о князьях, царях, святых), о реальных событиях древнерусской истории и о вымышленных героях.
Спорное добро. На счёт доброты книги вопрос спорный. Называть языческих богов бездушными, тёмными, бессмысленными и ненавистными, а языческие обычаи благопротивными – это не очень по-доброму и не очень достойно. Налицо нетерпимость к другой религии. В повести о святом Георгии Победоносце у змея подломились колени, он покорился Георгию, но Георгий всё равно отрубил голову чудищу. А как же прощение и доброта? Особенно за покорность?.. Также довольно точными словами авторы наделяют одних “хорошими”, других – “плохими”. Святополк – бесчестный, убил младших сводных братьев. А то что его дядя Владимир (приёмный отец) тоже братоубийца (убил родного брата, родного отца Святополка), так ничего, Владимир “хороший”.
Полезность книги состоит в знакомстве с некоторыми рассказами из истории России. Каждый рассказ повествует о некотором Святом либо об известной легенде. Можно найти и что-то воспитательное. Наиболее явно воспитательный момент освящён в первом пересказе “Поучения” Владимира Мономаха, который наставлял почитать старых, быть гостеприимным, писал, что лень – мать всего дурного, и другое.
Читать книгу нужно осознанно, анализируя судьбу реальных людей, причинно-следственные связи. Нужно пытаться предполагать другой исход, как избежать смерти, где больше проявить прощения и доброты.
Для примера, возьмём пересказ о некотором Данииле. В этом пересказе поднят вопрос о том, что богатый человек всеми уважаем, а бедняк – презираем и ненавидим. Тема интересная, достойна дискуссии. Как раскрыта эта тема в пересказе? Даниил просит у князя хлеб подать, одеяло зимой и прочее. Он пишет, что не богатство и внешность ценны, а ум-разум и мысль. Он просит одарить мудрых людей и отнять богатство у глупых. При этом Даниил прямо возносит себя над всеми, особенно над богатыми людьми. И посему, видимо, дайте ему за это горсть злата. Даниил обозвал советчиков князя глупыми. Пишет, что богатая невеста ему, Даниилу, не нужна, ибо непременно она будет злой. В чём же Даниил умён? Неизвестно. Даниил себя обозначил “знатоком” из-за чтения тонны книг. Не бывал он за морем, не было у него учителей. Всё сам – вот и умный. На мой взгляд, это пример типичного попрошайки, а не разумного человека. Коли умный такой, чего бедный? Ума не хватает научиться ремеслу, чтобы прокормить свой большой рот и одеть себя зимой? Даже жену себе взять не может и обеспечить! Ему богатую да добрую подавай. Хамство и наглость. Об ответе князя в пересказе умолчали.
Есть ещё, например, такое противоречие:
А Ярослав принял в княжение всю землю Русскую, и с тех пор прекратились усобицы и распри на Русской земле.
Неправда это. И в следующей же повести усобицы и распри очевидны меж князьями. Они враждовали между собой и не помогали друг другу.
Иллюстрации в издании хорошие, красивые. Но некоторые не соответствуют тексту. Например, в иллюстрации к повести о Георгии Победоносце царевна оказалась привязана к дереву. Хотя в повествовании она добровольно осталась одна и даже могла уйти. Или в предпоследнем рассказе у князя Петра слуга по тексту юн, а на иллюстрациях (не одной даже) слуга изображён старым.
Тем не менее, читать книгу было приятно и интересно. А также легко и быстро. Книга очень красивая и даже качественная. Некоторые пересказы запали в душу, очень понравились. А некоторые были уже известны (либо просто не понравились). Впечатление среднее, больше положительное.
Источник
Время записи: 03:04:28
Скачать: · RuTracker · загружено 932 раз
Слушать аудиокнигу “Токмакова Ирина – Повести земли русской ” онлайн
В древнейшей дошедшей до нас летописи – “Повести временных лет” написано: “Велика ведь бывает польза от учения книжного… Книги – это реки”, наполняющие вселенную, это источники мудрости; в книгах неизмеримая глубина, ими в печали утешаемся…” Это издание даёт обширный материал о древнерусской истории, это наша общая, веками складывавшаяся биография. В книге рассказывается о том, что действуя сообща, мы непобедимы (“Повесть о разорении Рязани Батыем”, “Задонщина”), говорится о том, что любовь бывает сильнее смерти (“Повесть о Петре и Февронии”), что нельзя творить зло, надо уважать человека, честно трудиться, помогать слабым, прислушиваться к советам старших. Заветы предков важны во все времена!
В прослушанное
В избранное
Другие книги автора «Токмакова Ирина» посмотреть все
Токмакова Ирина – Повести земли русской Кухарешин Валерий 256kb/s
В древнейшей дошедшей до нас летописи – “Повести временных лет” написано: “Велика ведь бывает польза от учения книжного… Книги – это реки”, наполняющие вселенную, это источники мудрости; в книгах неизмеримая глубина, ими в печал Токмакова Ирина – Повести земли русской
Токмакова Ирина – И настанет веселое утро Фролова Наталья 96kb/s
Повесть-сказка для детей дошкольного возраста «И настанет веселое утро» рассказывает о жизни обычной современной семьи.Из отзыва:<<Из того, что было особенно замечательно подмечено автором: Девочка помогала поднимать ящики с Токмакова Ирина – И настанет веселое утро
Токмакова Ирина – И настанет весёлое утро (детское радио) актеры Детского Радио 224kb/s
В издании представлена повесть-сказка для детей дошкольного возраста “И настанет веселое утро”, в которой рассказывается о жизни обычной современной семьи.Эфир от 09.02.2012 – 10.02.2012 Токмакова Ирина – И настанет весёлое утро (детское радио)
Токмакова Ирина – Робин Гуд Юрова Лариса 96kb/s
Приключенческая повесть по балладам Старой Англии. Робин Гуд в изложении Ирины Токмаковой – романтический герой, патриот, преданный истинному королю, – за что и был лишён титула и имущества, протестующий против шерифского и монаст Токмакова Ирина – Робин Гуд
Токмакова Ирина – Счастливо, Ивушкин! (Детское радио) Неизвестный исполнитель 160kb/s
Мальчик Филипп живёт в деревне и дружит с лошадью Лушей. Но родители собираются увезти его в город. Тогда они оба сбегают, а потом попадают в удивительное место – «Нигде-и-Никогда»…Также в повести действуют: мудрый ёж Вихроний, Токмакова Ирина – Счастливо, Ивушкин! (Детское радио)
Другие книги чтеца «Кухарешин Валерий» посмотреть все
Сапковский Анджей – Ведьмак Геральт 3, Кровь эльфов Кухарешин Валерий 128kb/s
Анджей Сапковский – один из тех редких авторов, чьи произведения не просто обрели в нашей стране культовый статус, но стали частью РОССИЙСКОЙ фантастики. Более того, Сапковский – писатель, обладающий талантом творить АБСОЛЮТНО ОР Сапковский Анджей – Ведьмак Геральт 3, Кровь эльфов
Зотов Георгий (Zотов) – Москау Кухарешин Валерий 128kb/s
Что бы случилось, если бы войну выиграли немцы?«Альтернативная история – почва опасная. Вечный вопрос “а что, если…” вряд ли когда-нибудь перестанет будоражить умы людей – слишком уж большой простор для фантазии он открывает. “Мос Зотов Георгий (Zотов) – Москау
Васильев Владимир – Черная эстафета Кухарешин Валерий
Действие романа разворачивается во Вселенной, уже известной читателю по книге «Смерть или слава», но этот роман написан в совершенно ином ключе. Если «Смерть или слава» – остросюжетный космический боевик, то «Чёрная эстафета» – жу Васильев Владимир – Черная эстафета
Мазин Александр – Варяг 10, Доблесть воина Кухарешин Валерий 128kb/s
Сергей Духарев – бывший десантник – и не думал, что обычная вечеринка с друзьями закончится для него в десятом веке. Русь. В Киеве – князь Игорь. В Полоцке – князь Рогволт. С севера просачиваются викинги, с юга напирают кочевники- Мазин Александр – Варяг 10, Доблесть воина
Гераскина Лия – В стране невыученных уроков, Хрустальд и Катринка, Сказка о верности, Волшебная лампа, Чур не перебивать или Как Иван и Настя нашли свое счастье Кухарешин Валерий 32kb/s
Если ты не бывал в Стране невыученных уроков, значит, ты молодец, значит, ты никогда не получал в один день сразу пять двоек. А вот неуч и лентяй Витя Перестукин попадает в фантастическую страну, где сталкивается с причудливыми о Гераскина Лия – В стране невыученных уроков, Хрустальд и Катринка, Сказка о верности, Волшебная лампа, Чур не перебивать или Как Иван и Настя нашли свое счастье
Мазин Александр – Белый волк Кухарешин Валерий 128kb/s
Северные зимы суровы, монотонно длинны и скучны. Но только не для истинных детей Севера, викингов. Ведь впереди их ждет то, чего они жаждут больше всего в жизни – походы, кровавые битвы, добыча и слава. Но к любому походу надо под Мазин Александр – Белый волк
Похожие книги посмотреть все
Никольская Анна – Чемодановна Большакова Ксения 56kb/s
У брата и сестры Бори и Оли Прикольских замечательные родители, но не слишком замечательная жизнь. А все потому, что родители доверили воспитание детей гувернантке по фамилии Кикиморова. Оля и Боря сразу понимают, что гувернантка Никольская Анна – Чемодановна
Алексин Анатолий – Тайна старой дачи Бордуков АлександрЖанр: Детская проза, Детский театр песни “СветАфор”, Детский театр песни “СветАфор”, Сказки 56kb/s
Друзья-одноклассники и одновременно новоиспеченные члены литературного кружка отправляются на старую дачу писателя Глеба Бородаева, где в недалеком прошлом произошло загадочное происшествие. Некий мужчина по имени Дачник снимавши Алексин Анатолий – Тайна старой дачи
Строкина Анастасия – Кит плывет на север Петр Волков 48kb/s
Эта волшебная повесть рассказывает об океане и живущих в нём островах, о диковинных птицах, рыбах и зверях и, конечно, о загадочном северном народе – алеутах. Может показаться, что в повествование вплетён настоящий алеутский фоль Строкина Анастасия – Кит плывет на север
Никольская Анна – Папатека Большакова Ксения 96kb/s
Однажды один обычный мальчик вдруг заявил своему папе, что больше его не любит. И ушел из дома. Так началась эта история, из которой вы узнаете, куда могут привести неосторожно сказанные слова и какие монстры таятся за мрачными м Никольская Анна – Папатека
Матюшкина Катя – Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане Хрусталева Елена, Мендельсон Семен 32kb/s
Однажды тёмной ночью в волшебном лесу Баба Яга принялась за колдовство – взгромоздила огромный котёл, намешала корешков, заклинаний нашептала и,.. Весь лес перевернулся с ног на голову. Кто теперь будет с этим разбираться? Потряс Матюшкина Катя – Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане
Источник
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: “Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень… Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать». Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу. Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими. В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов. В год 6547 (1039). Освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, которую создал Владимир, отец Ярослава. В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву. В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях. В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их. И пали кони у воинов Владимировых; так, что и с еще дышащих коней сдирали кожу: такой был мор на коней! В год 6551 (1043). Послал Ярослав сына своего Владимира на греков и дал ему много воинов, а воеводство поручил Вышате, отцу Яня. И отправился Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и направился к Царьграду. И была буря велика, и разбила корабли русских, и княжеский корабль разбил ветер, и взял князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярослава. Прочих же воинов Владимировых, числом до 6000, выбросило на берег, и, когда они захотели было пойти на Русь, никто не пошел с ними из дружины княжеской. И сказал Вышата: “Я пойду с ними». И высадился к ним с корабля, и сказал: “Если буду жив, то с ними, если погибну, то с дружиной». И пошли, намереваясь дойти до Руси. И сообщили грекам, что море разбило ладьи руси, и послал царь, именем Мономах, за русью 14 ладей. Владимир же, увидев с дружиною своею, что идут за ними, повернув, разбил ладьи греческие и возвратился на Русь, сев на корабли свои. Вышату же схватили вместе с выброшенными на берег, и привели в Царьград, и ослепили много русских. Спустя три года, когда установился мир, отпущен был Вышата на Русь к Ярославу. В те времена выдал Ярослав сестру свою за Казимира, и отдал Казимир, вместо свадебного дара, восемьсот русских пленных, захваченных еще Болеславом, когда тот победил Ярослава. В год 6552 (1044). Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили кости их, и положили их в церкви святой Богородицы, В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от волxвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: “Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти». И носит его на себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на кровопролитие. В год 6553 (1045). Заложил Владимир святую Софию в Новгороде. В год 6554 (1046). В год 6555 (1047). Ярослав пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава, и покорил их Казимиру. В год 6556 (1048). В год 6557 (1049). В год 6558 (1050). Преставилась княгиня, жена Ярослава. В год 6559 (1051). Поставил Ярослав Илариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, собрав епископов. А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек, мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний, наставив и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: “Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». Благословил его и отпустил, сказав ему: “Иди с миром». Антоний же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и горам, ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться Богу со слезами, говоря: “Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет здесь благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг». И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах. Потом узнали добрые люди и приходили к нему, принося все, что ему требовалось, И прослыл он как великий Антоний: приходя к нему, просили у него благословения. После же, когда преставился великий князь Ярослав, – приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве. Антоний же прославлен был в Русской земле; Изяслав, узнав о святой жизни его, пришел с дружиною своею, прося у него благословения и молитвы. И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их, и собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере под старым монастырем. Когда собралась братия, сказал им Антоний: “Это Бог вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой Горы, по которому меня постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал – да будет благословение на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы». И так сказал им: “Живите же сами по себе, и поставлю вам игумена, а сам я хочу уединиться в этой горе, так как и прежде уже привык жить в уединении». И поставил им игуменом Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем, и в ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в течение сорока лет; в ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом жили в прежней пещере. И в те времена, когда братия умножилась и не могла уже вместиться в пещере, помыслили поставить монастырь вне пещеры. И пришли игумен с братией к Антонию и сказали ему: “Отец! Умножилась братия, и не можем вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по твоей молитве поставили бы мы церковку вне пещеры». И повелел им Антоний. Они же поклонились ему и поставили церковку малую над пещерою во имя Успения святой Богородицы. И начал Бог, по молитве святой Богородицы, умножать черноризцев, и совет сотворили братья с игуменом поставить монастырь. И пошли братья к Антонию и сказали: “Отец! Братия умножается, и мы хотели бы поставить монастырь». Антоний же сказал с радостью: “Благословен Бог во всем, и молитва святой Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами». И, сказав это, послал одного из братьев к князю Изяславу, говоря так: “Князь мой! Вот Бог умножает братию, а местечко малo: дал бы нам гору ту, что над пещерою». Изяслав же услышал это и был рад, и послал мужа своего, и отдал им гору ту. Игумен же и братия заложили церковь великую, и монастырь огородили острогом, келий поставили много, завершили церковь и украсили ее иконами. И с той поры начался Печерский монастырь: оттого, что жили чернецы прежде в пещере, и прозвался монастырь Печерским. Основался же монастырь Печерский по благословению Святой Горы. Когда укрепился монастырь при игумене Варлааме, Изяслав поставил другой монастырь, святого Дмитрия, и вывел Варлаама на игуменство к святому Дмитрию, желая сделать тот монастырь выше Печерского, надеясь на свое богатство. Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота, ни серебра, но достиг всего слезами и постом, как я уже говорил. Когда Варлаам ушел к святому Дмитрию, братья, сотворив совет, пошли к старцу Антонию и сказали: “Поставь нам игумена». Он же сказал им: “Кого хотите?». Они же ответили: “Кого хочет Бог и ты». И сказал им: “Кто из вас больше Феодосия – послушного, кроткого, смиренного, – да будет он вам игумен». Братия же рада была, поклонилась старцу; и поставили Феодосия игуменом братии, числом 20. Когда же Феодосий принял монастырь, стал он следовать воздержанию, и строгим постам, и молитвам со слезами, и стал собирать многих черноризцев, и собрал братии числом 100. И стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил, монах Студийского монастыря, пришедший из Греческой земли с митрополитом Георгием, – и стал у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем – как петь пения монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни – все это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От того же монастыря переняли все монастыри этот устав, оттого и почитается монастырь Печерский старшим изо всех. Когда же жил Феодосий в монастыре, и вел добродетельную жизнь, и соблюдал монашеские правила, и принимал всякого, приходящего к нему, – пришел к нему и я – худой и недостойный раб, – и принял меня, а лет мне было от роду 17. Написал я это и определил, в какой год начался Печерский монастырь и чего ради зовется Печерским. А о житии Феодосия скажем после. |
Источник