Сочинение по тексту лосева о пользе образования
Сочинение по тексту:
Что значит учиться? Главное в образовании – это приобретение знаний? Что такое наука? На эти вопросы ищет ответ автор прочитанного мной текста А.Ф. Лосев.
Оппонируя тем, кто считает, что учение сводится к приобретению знаний, автор рассуждает о том, что представляет собой человек, усвоивший знания, но не научившийся любить и не постигший законов нравственности. По мнению А.Ф. Лосева, если человек не знает, во вред или во благо обществу он направляет свои знания, это беспринципный или даже страшный человек. Автор убедительно показывает читателям, что «знания есть любовь», а настоящий ученик радуется познанию, страдает от несовершенства своих знаний и отдаёт себя учению. В учении, как пишет философ, формируется личность, способная к «подвигу жизни»: к противостоянию злу, деятельности во благо человечества, любви к своему делу и Родине. Человек, стремящийся к изучению наук, должен быть готов к самоотверженному преодолению трудностей. В этом и заключается позиция автора, с чем я абсолютно согласен.
С моей точки зрения, серьёзное отношение к учению и занятие наукой требует от человека не только способности к осмысленному принятию решений и любви к тому, чем он занимается, но и полной самоотдачи. Об этом писал в «Письме к молодёжи» и Иван Петрович Павлов, великий физиолог, лауреат Нобелевской премии. Задавшись вопросом о том, чего бы он пожелал молодёжи, посвятившей себя науке, академик называет ряд качеств, которые должен выработать в себе молодой учёный, среди них последовательность, скромность и страстность в исканиях. Для меня лично образцом такого ученика, а впоследствии и великого учёного является Михаил Ломоносов. Его жизнь – это поистине подвиг в том смысле, в котором использовал это слово А.Ф. Лосев. Сначала яростное желание учиться, долгий путь к знаниям, потом – неустанное искание истины, способность доказывать, убеждать, стоять на своей позиции. Взять хотя бы один факт: М.В. Ломоносов был первым, кто написал учебник риторики на русском языке, вопреки традиции. Это был поступок гражданина, который любил русский язык, знал его и не боялся трудностей, отстаивая свою позицию.
Если же говорить о художественной литературе, тот в ней образ учёного, твёрдо стоящего на позициях морали и беззаветно преданного своему делу, – это, без сомнения, профессор Преображенский, герой произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце». Конечно, эксперимент, проведённый доктором, не дал положительного результата, но профессор, как настоящий учёный, умел признавать ошибки.
Подводя итог, скажу, что мысль А.Ф. Лосева о том, что подлинное учение не ограничивается лишь приобретением знаний, а включает выбор нравственной позиции и воспитание в ученике таких качеств, как гуманизм и человечность.
Текст А.Ф. Лосева:
(1)То, что всем надо учиться, – общеизвестно; спорить тут не о чем. (2)Но что значит учиться – в этом мало кто отдаёт себе отчёт; а если кто и отдаёт себе в этом отчёт, то большей частью пользуется плоскими и обывательскими выражениями, которые либо мало что содержат в себе, либо при ближайшем рассмотрении оказываются просто неверными.
(3)Так, говорят, что учение есть приобретение знаний. (4)Ну конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний?
(5)Я на это отвечаю так: если человек имеет только знание и ничего другого – то это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. (6)И чем больше он будет иметь знаний, тем страшнее, опаснее и бесполезнее для общества он будет. (7)Ещё говорят, что учёба есть приобретение профессии. (8)Конечно же, всякий учащийся должен либо обучаться какой-нибудь профессии, либо, по крайней мере, готовить себя к этому. (9)Но представьте себе человека, у которого за душой и в уме нет ничего, кроме его профессии. (10)Для меня такой человек неприятен и неприемлем. (11)Никому нет от него радости, никому не известно, куда он направляет свои профессиональные умения, для чего хочет использовать свой опыт. (12)И ещё хорошо, если из него получится просто сухой узкий ремесленник. (13)А если это бездушный чиновник? (14)Или формальный, беспринципный администратор? (15)Это уже беда.
(16)3нание есть любовь. (17)Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их, – это плохой ученик.
(18)Любовь есть ощущение родства с любимым. (19)Любящий и любимый всегда один другому родственны, всегда дышат одним воздухом, и этот воздух – их общая родина.
(20)Ощущение родины и родства не имеет ничего общего с рассудочным накоплением знаний. (21)Но любовь к родному не есть также и слепота. (22)Любить – значит критиковать, то есть находить в любимом положительное и отрицательное. (23)Любить – значит радоваться тому, что в любимом положительно, хорошо, и страдать от его недостатков. (24)Это значит поощрять в любимом доброе начало и бороться с несовершенным в нём. (25)Это и значит жить общей жизнью. (26)Настоящий ученик испытывает радость по поводу того положительного, что он узнал; но он испытывает страдания от несовершенства своих знаний.
(27)3нающая любовь не знает для себя никаких концов и ограничений. (28)Она хочет бесконечности. (29)Но даже эта потенциальная бесконечность знания – приют для обучающегося. (30)Настоящий ученик тот, кто хочет бесконечно знать. (31) Но в этой бесконечности он не теряется, не смущается и не чувствует себя в ней каким-то бессильным ничтожеством. (32)Наоборот, даже потенциальная бесконечность знания привлекательна для того, кто понимает знание как любовь. (33)Неохватная бесконечность знания уютна. (34)И
бесконечность знания для настоящего ученика всегда ласкова.
(35)Да, знать и любить – это значит прежде всего бороться с тем плохим, что находишь в любимом. (36)А так как жизнь сложна и трудна, то бороться с недостатками – значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. (37)3нать и любить в любых обстоятельствах жизни – это не просто иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать их в ближнем. (38)Вот почему, смею утверждать, быть учеником – значит с юности готовиться к подвигу жизни.
(39)Наука требует внимания и сосредоточения, а это всё не сразу даётся. (40)Наука требует любви к изучаемому предмету, а это требует воспитания.
(41)3нание и любовь, родина и подвиг, вооружённость против зла и будущее счастье благоденствующего человека – это альфа и омега всякой учёбы.
(42)Чтобы создавать науку, нужно любить её и находить в ней отзвук всем стремлениям. (43)Надо трудиться над преодолением зла и быть способным отстаивать свою точку зрения. (44)И, заключая свою мысль, я бы сказал даже проще: быть учеником – значит быть живым человеком.
(По А.Ф. Лосеву)
Источник
(1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое.
Большинство из нас тратит немалую часть своего времени на учебу: школа, университет, различные тренинги и дополнительные занятия – но для чего это нужно? Может, все это – пустая трата времени, которое можно было бы потратить на что-то более полезное? В данном тексте Алексей Федорович Лосев предлагает нам задуматься над актуальной проблемой роли образования в жизни человека.
Обращаясь к проблеме, автор приводит в пример строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и подводит нас к мысли о том, что молодость дана нам не для забав, а для учебы, но, к сожалению, многие осознают это слишком поздно. Филолог делает акцент на том, что личность человека – это «совокупность…идей и убеждений», и идеалом образованного человека является личность цельная, самостоятельная единица, имеющая собственное разностороннее мнение. А все это, как известно, должно иметь под собой крепкий фундамент.
Алексей Федорович считает, что наука играет очень важную роль в формировании личности человека, чему способствует переработка, анализ и усвоение различных сведений, упорная работа над собой и своим умственным, духовным и нравственным состоянием, да и к тому же, само знание, сама информация «служит для человека источником высоких наслаждений». А хорошо усвоенные знания, для человека «близорукого», минуя свою духовную составляющую, могут нести и материальную выгоду.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что образованный человек может получать наслаждение от собственного умственного и духовного роста, от приближенности к вечному, к великим умам, от собственной полноценности во всех отношениях, от обилия эмоций и разносторонних сведений. Образование играет важную роль в жизни человека, потому что именно оно формирует в нас личность, а затем на протяжении всей жизни добавляет красок в обыденность и открывает перед нами большое количество различных путей, ведущих к удовлетворению своим существованием.
Хорошим примером служит роман Д. Лондона «Мартин Иден», главный герой которого в полной мере осознал всю важность всестороннего образования для формирования мировоззрения человека. Мартин почти всё свое детство вынужден был работать, а поэтому не смог получить достойного начального образования, не говоря уже о среднем и высшем, о чем вскоре очень пожалел. Долгое время он был простым рабочим обывателем с низменными ценностями, однако, коснувшись однажды совсем иной жизни, побывав среди совсем другого класса людей, испытав высокое чувство к девушке, которой на тот момент он не был достоин, Мартин понял, что ему необходимо образование. Герой стал меняться, работать над собой, читать различные книги, всесторонне развиваться, работать над своим умственным и духовным состояние, он изменялся в невероятном темпе, все дальше и дальше отдаляясь от общества, в котором вырос и в итоге достиг невероятных результатов.
Герой романа Д. Киза «Цвет для Элджернона» также показал на своем примере, что наука не просто способствует развитию человека, но и делает его жизнь ярче и насыщеннее, приносит в неё смысл. Будучи человеком с отклонениями в развитии, Чарли не смог вовремя получить должного образования, как все его сверстники, и лишь будучи уже взрослым человеком, решился на эксперимент со своим мозгом, движимый желанием быть как все, но в итоге стал лучше всех. Герой от всей души желал в полной мере познать мир, желал постоянно совершенствоваться, работать над собой и быть лучше во всех отношениях, поэтому он очень быстро стал меняться, глотая книги одну за одной, мир для него заиграл совсем другими красками, а жизнь кардинально поменялась, причем в той мере, в какой не меняется для многих, простых людей. Чарли понял, что лишь образование помогает видеть мир в полной мере, помогает чувствовать себя человеком с большой буквы, и поэтому стремился донести это всем через свои труды.
Таким образом, можно сделать вывод, что образование играет очень важную роль в жизни каждого из нас, ведь именно благодаря получаемым сведениям мы формируем собственное взгляд на жизнь и все категории существования человека, и именно благодаря образованию мы получаем возможность жить в полной мере.
Источник
|
Источник