Социология ориентированная на практическую пользу

Социология ориентированная на практическую пользу thumbnail

Тема 1. Социология как наука

1. Что является объектом социологии?

1. общество

2. человек

3. государство

2. Что означает слово социология?

1. гуманитарное знание

2. учение об обществе

3. Что является предметом социологии?

1. политические отношения

2. законы развития человеческого сообщества

3. социальная жизнь

4. Каким словом определяется положение человека в обществе, осуществляющее доступ к образованию, богатству, власти и проч.?

1. статус

2. роль

3. должность

5. Как называют ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом?

1. статус

2. роль

3. профессия

6. Какой подход позволяет делить социологию на фундаментальную и прикладную науки?

1. масштабный

2. содержательный

3. целевой

7. В чем состоит прикладная функция социологии?

1. обогащение социологической теории

2. предоставление конкретной социологической информации для решения практических научных и социальных задач

3. создание методологической базы для других наук

8. Как расшифровывается понятие «социальное»?

1. как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений

2. как деятельность людей вне производства

3. как отношения людей с природой

9. Что такое эмпирия в социологии?

1. комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики

2. комплекс концепций о социальном развитии

10. Как называется социология, ориентированная на практическую пользу?

1. прикладная

2. теоретическая

3. макросоциология

Тема 2. Эволюция социологической мысли

1. Когда возникла социология как наука?

1. в первой трети Х1Х века

2. в период античности

3. в Новое время

2. Кто ввел в научный оборот само слово “социология”?

1. К.Маркс

2. О.Конт

3. М.Вебер

3. Кто был автором органической теории?

1. Г.Спенсер

2. К.Маркс

3. Т.Парсонс

4. Кто из социологов Х1Х века объяснял общественное развитие как смену общественно-экономических формаций?

1. М.Вебер

2. К.Маркс

3. Э.Дюркгейм

5. Как называется рациональный подход в исследовании общества, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте?

1. методология

2. позитивизм

3. феноменология

6. Последователи какого направления признают только две формы познания – эмпирическую и логическую?

1. позитивизма

2. феноменологии

7. Гуманитаризм подходит к обществу через

1. эксперимент

2. понимание

3. логический анализ

8. Идеография – это

1. исследование индивидуальных явлений и событий

2. познание общих законов развития общества

9. Какая парадигма рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей?

1. структурно-функциональная

2. конфликтно-радикальная

3. символического интеракционизма

10. Какая парадигма рассматривает общество на микроуровне?

1. символический интеракционизм

2. структурный функционализм

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

1. Чем определялась противоречивость социологической мысли России?

1. самобытностью страны

2. двойственностью истоков

2. Какое направление представляли взгляды Н.Данилевского?

1. позитивизм

2. гуманитаризм

3. В исследование каких проблем сделал огромный вклад П.Сорокин?

1. социальной аномии

2. социал-дарвинизма

3. теорию социальной стратификации и социальной мобильности

4. В дореволюционной России сосуществовало

1. три основных направления

2. пять основных направлений

3. множество научных направлений

5. Институализация социологии происходит в России в

1. 20-е годы ХХ века

2. в начале века

3. в 40-е годы ХХ века

6. Объявление социологии буржуазной лженаукой было связано

1. с появлением новой науки об обществе

2. с ошибками самой науки

3. с наступлением тоталитаризма

7. В 60-е годы ХХ века в науке развиваются:

1. эмпирические исследования

2. теоретические разработки

8. Когда произошло признание социологии в СССР?

1. в годы застоя

2. в годы перестройки

3. после распада СССР

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

1. Понятие общества в социологии

1. изменяется в зависимости от подхода исследователя

2. является неизменной общепризнанной категорией

2.Отождествление общества и государства было характерно для взглядов:

1. Аристотеля

2. Платона

3. Кому принадлежит разработка теории «общественного договора»?

1. Конфуцию

2. И.Канту

3. Т.Гоббсу

4. В чем специфика к определения общества у А. Смита?

1. гуманитарный подход

2. экономический подход

3. философский подход

5. Идея гражданского общества принадлежит

1. Г.Гегелю

2. О.Конту

3. Г.Спенсеру

6. В современной социологии под обществом понимается:

1. все разумные существа на планете

2. люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру

7. Культура – это

1. комплекс символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение

Читайте также:  Кислородный коктейль польза для детей дошкольного

2. совокупность произведений литературы, музыки, живописи и т.д.

8. К какому типу теорий относятся позитивизм, марксизм, теории технологического детерминизма?

1. теориям регресса

2. теориям прогресса

9. Какой подход к периодизации развития общества характерен для марксистской социологии?

1. цивилизационный

2. формационный

10. Что лежит в основе типологии обществ по К.Марксу?

1. способ производства

2. уровень развития техники и технологии

3. уровень развития культуры

Тема 5. Социальная структура общества

1. Общество – это система

1. природная

2. социальная

2. В чем состоит главная характеристика первичных социальных групп?

1. тесная эмоциональная связь

2. наличие лидера

3. распределение статусов и ролей

3. Семья относится к

1. вторичным группам

2. первичным группам

4. Совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей – это:

1. социальный институт

2. социальная группа

3. социальная общность

5. К какому типу институтов относится система высшего образования?

1. институтам политики

2. к экономическим институтам

3. к духовным институтам

6. Для чего люди вступают в добровольные организации?

1. для получения материального вознаграждения

2. для получения морального удовлетворения

7. К какому типу организаций преимущественно принадлежат больницы?

1. принудительным

2. добровольным

8. Рациональные организации – это:

1. небюрократические организации

2. бюрократические организации

Тема 6. Социальная стратификация

1. Социальная стратификация это –

1. различия между людьми

2. разделение людей по странам

3. структурированные неравенства между различными группами людей

2. В чем состоит главная характеристика расположения страт в обществе?

1. равенство

2. иерархичность

3. Что означает слово “страта”?

1. слой

2. группа

3. класс

4. Группы признаков, дифференцирующих людей, выделил

1. О.Конт

2. Т.Парсонс

3. Э.Дюркгейм

5. Социальное неравенство, основанное на этнической принадлежности называется

1. национализм

2. расизм

6. В эмпирических исследованиях престиж определяют как:

1. роль человека в обществе

2. степень богатства

3. индекс социально-экономической позиции

7. В каком случае биологические различия приобретают характер социального неравенства?

1. если они мешают общению

2. если они делят людей на способных и неспособных

3. если они становятся основой дискриминации групп людей

8. Изменение положения индивида или группы в системе социальной стратификации называется:

1. профессиональным ростом

2. социальной мобильностью

3. возрастными изменениями

9. К какому типу мобильности можно отнести ситуацию, когда родители крестьяне, а сын – академик?

1. к межпоколенной мобильности

2. восходящей мобильности

3. горизонтальной мобильности

10. Сущность стратификации заключается в

1. разделении общества на классы

2. неравном распределении социокультурных благ и ценностей

3. в распределении власти

Тема 7. Типы социальной стратификации

1. Что означает, с точки зрения теории стратификации, закрытое общество?

1. в этом обществе статус дается от рождения

2. в это общество трудно проникнуть

3. в этом обществе строго расписаны правила поведения

2. Образцом кастового деления является:

1. Чили

2. Индия

3. Япония

3. Сословная стратификация характеризует:

1. открытое общество

2. закрытое общество

4. В чем состоит главное отличие сословной стратификации от кастовой?

1. мобильность ограничена, но возможна

2. сословная система была в Европе

3. сословная стратификация не связана с религией

5. Классы зависят от:

1. общественно-политических убеждений

2. классового положения семьи

3. экономических различий между группами людей

6. Классовая стратификация характеризует:

1. закрытое общество

2. открытое общество

7. Каков главный классовообразующий признак по К.Марксу?

1. отношение к средствам производства

2. степень богатства

3. характер труда

8. В чем специфика стратификационного подхода М.Вебера?

1. отрицание наличия классов

2. трехмерная стратификация

9. В современных цивилизованных странах выделяют:

1. три основных класса

2. более трех классов

3. множество классов

10. К рабочему классу относятся:

1. люди, занятые физическим ручным трудом

2. бедные, обездоленные люди

Тема 8. Этносоциология

1. Сегодня на Земле проживает:

1. около четырех тысяч этносов

2. около десяти тысяч этносов

3. около трех тысяч этносов

2. Основная единица классификации всех народов мира:

1. этнос

2. национальность

3. страна

3. Единство территории для существования этноса является:

1. необязательной

2. обязательной

4. Является ли религия самодостаточным признаком этноса?

1.нет

2.да

5. Слово «этнос» означает

1. народ

2. семья

3. национальность

6. Современная социология понимает под нацией

1. согражданство

2. людей одной национальности

Читайте также:  Польза от кошек в квартире

7. Процесс возникновения отдельных народов называется

1. консорция

2. этногенез

3. адаптация

8. Процесс взаимодействия этнических культур, предполагающий усвоение языка, культуры, этнического самосознания другого этноса называется

1. объединением

2. ассимиляцией

3. слиянием

9. Стремление к обособлению, отделению части государства или отдельного этноса определяют понятием

1. сегрегация

2. апартеид

3. сепаратизм

10. Этническое самосознание – это:

1. знание истории этноса

2. знание этнического языка

3. чувство принадлежности к данному этносу

Тема 9. Социология личности

1. В социологии понятия человек, индивид, личность являются тождественными?

1. да

2. нет

2. Личность – это:

1. каждый отдельный индивид

2. выдающийся человек

3. социальная модификация человека

3. Социологический подход выделяет в личности

1. социально-типическое

2. индивидуальные особенности

4. С точки зрения какой концепции стержнем личности является самосознание?

1. концепции «зеркального Я»

2. ролевой концепции

5. Человек личностью

1. рождается

2. становится

6. Процесс формирования общих устойчивых черт личности называется

1. обучение

2. воспитание

3. социализация

7. Социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека на фазе

1. адаптации

2. интериоризации

8. Что такое девиантное поведение?

1. отклонение от групповой нормы

2. преступное поведение

3. подчинение общим правилам

9. В чем состоит главная характеристика социальных норм?

1. релятивность

2. устойчивость

3. непостоянство

10. Социальный контроль – это:

1. деятельность органов внутренних дел

2. усилия общества по предотвращению девиации

3. воспитание членов общества

Тема 10. Основы прикладной социологии

1. Советская школа прикладной социологии зародилась:

1. в 80-е гг.

2. в 30-е гг.

3. в 60-е гг.

2. Конкретные социологические исследования – это:

1. способ решения назревших социальных проблем

2. средство получения информации

3. Как называется человек, участвующий в социологическом исследовании, как носитель информации?

1. респондент

2. интервьюер

3. социолог

4. Выборка – это:

1. метод отбора микромодели генеральной совокупности

2. выявление всех носителей социологической информации

5. Назовите самый распространенный метод сбора социологической информации

1. анкетирование

2. опрос

3. наблюдение

6. Анкетный опрос применяется для:

1. сбора информации о конкретных индивидов

2. сбора информации о массовых социальных явлениях

7. Как называется свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности?

1. репрезентативность

2. валидность

3. моделирование

8. Если в анкете предложены варианты ответов на поставленный вопрос, то вопрос называется:

1. открытым

2. закрытым

Тема1

Тема2

Тема3

Тема4

Тема5

Тема6

Тема7

Тема8

Тема9

Тема

10

1

1

2

1

2

3

1

1

2

3

2

2

1

2

1

2

2

1

3

2

3

1

3

3

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

1

1

3

1

3

1

2

2

3

1

3

2

2

3

2

1

3

2

2

2

1

1

1

3

1

2

2

1

1

1

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

3

1

1

1

1

2

1

3

2

Источник

ЛЕКЦИЯ № 3. Структура и уровни социологического знания

1. Подходы к определению структуры социологии

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

3) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход – целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта

Третий подход – масштабный – делит науку на макро – и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

2. Понятие общей социологической теории

Общая социология в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме. Понятием парадигмы обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования.

Читайте также:  В чем польза настойки боярышника

В своем социологическом использовании это понятие впервые упомянуто в работе Т.С. Куна о природе научного изменения. По Т. Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют собой общие способы осмысления мира и диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. В социологии это понятие имеет неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории.

3. Понятие эмпирической социологии

Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

4. Понятие «теории среднего уровня»

Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Само это понятие ввел в научный оборот американский социолог Роберт Мертон. Краткое определение «теорий среднего уровня» Р. Мертон формулирует следующим образом: это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений.

К числу теорий среднего уровня относятся:

1) те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук (социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.);

2) различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни (социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.);

3) социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности (аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.).

5. Понятие микро – и макросоциологии

Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей (города, церкви) или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теория конфликта, неоэволюционизм. К микросоциологии принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Так, к микросоциологическим относят теории обмена и символического интерак-ционизма. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями. Само ее формирование как самостоятельной области исследования связывают с энергичным развитием техники прикладных социологических исследований экспериментальных процедур в 20-30-х гг. XX в. Несмотря на определенные разногласия и противоречия между представителями обоих направлений, каждое из них по-своему обогащает социологическую теорию.

6. Элементы системы социологического знания

Система социологического знания в качестве элементов включает социальные факты, т. е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.

Установлению социальных фактов служат такие элементы социологического знания как:

1) общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т. д.). Задача этих теорий – решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро – или микросоциологий, функционализма или символического интеракционизма;

2) отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача – дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных; 3) методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу сбора данных избирается метод их анализа.

Источник