Союз людей объединенных общими начала права и общей пользы
1. Понятие государства.
В науке теории государства и права сложился известный плюрализм подходов к определению понятия «государство», наиболее заметны точки зрения следующих исследователей, и так, государство это:
– « Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» Н.Матузов, А. Малько.
– «Общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Н.Коркунов.
– «Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» Л.Гумплович.
– «Союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» Л. Тихомиров.
– «Союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» Е.Трубецкой.
– «Союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» И. Ильин.
– «Самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее» Аристотель.
– «Общее благо, которое должно получаться от выполнения конкретных государственных интересов» Н.Макивелли.
– «Правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства» Ж. Боден.
– «Единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты» Т. Гоббс.
– «Общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» Д.Локк.
– «Союз людей, объединенных общими начала права и общей пользы» М. Цицерон.
– «Целевое единство индивидов, наделенное качество юридического субъекта и являющееся носителем прав» Г. Еллинек
– «Машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.Ленин.
2. Признаки государства.
Можно выделить следующие основные признаки государства:
– Наличие аппарата власти и управления.
– Наличие аппарата принуждения.
– Наличие ограниченной территории государства.
– Наличие системы налогов и сборов.
– Наличие территориального деления.
– Наличие организационно-уставных документов.
– Наличие государственного суверенитета.
– Наличие государственных символов.
– Наличие права, как основы государства.
3. Сущность государства.
Сущность государства – это основные, глубинные свойства такого явления как государства. То ради чего и во имя чего оно существует.
Исследователи выделяют следующие подходы к сущности государства:
– Классовый подход, который предполагает, что государство существует во имя интересов экономически господствующего класса.
– Общесоциальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов всех слоев общества, полагаясь на методы компромисса.
– Национальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов титульной нации данного государства.
– Религиозный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии.
– Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.
4. Типология государств.
Типология государств – классификация государств по характерным признакам в течение всего исторического процесса, для раскрытия их сущности.
Среди исследователей государства и права выделяется два подхода к типологии государства и права: формационный и цивилизационный.
Исходя из первого подхода, важнейшим критерием классификации государств выступают социально-экономические факторы, присущие каждому из типов государств.
В рамках формационного подхода выделяются следующие типы государств:
– рабовладельческие государства
– прафеодальные государства
– феодальные государства
– буржуазные государства
– социалистические государства
Цивилизационный подход предполагает типологию государств, основываясь на их «цивилизационных» признаках – культуре, религии, этнических и национальных особенностях.
В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие типы государств (цивилизации):
– Исламская цивилизация
– Египетская цивилизация
– Китайская цивилизация
– Православная цивилизация
– Западная цивилизация
– другие
Также, типологию государств можно представить по иным основаниям:
– по отношению к религиозным культам: светское государство, теократическое государство, клерикальное государство, атеистическое государство.
– по форме правления: монархические или республиканские государства.
– по действующему в государстве политическому режиму: авторитарные, демократические или тоталитарные.
– в зависимости от форме государственно-территориального устройства: федеративные или унитарные.
Также возможно классификация по многим другим признакам и основаниям.
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
Источник
ОБЩЕ́СТВЕННЫЙ ДОГОВО́Р, понятие социальной философии, связанное с концепцией происхождения государства как результата свободного соглашения между людьми. Согласно этой концепции, люди, находящиеся в естественном состоянии, по общему согласию создают такой институт, который силой закона надёжно защищает данные им от рождения естеств. права, положив начало их собственно гражд. жизни.
Идея договорного установления государства высказывалась ещё в античности (софистами, Эпикуром, Лукрецием). В средние века, применяя эту идею к светскому государству, Фома Аквинский подчёркивал тем самым временную и условную природу этого института в противоположность вечному граду Божию – христианской Церкви. Своё полное развитие концепция О. д. получила у мыслителей Нового времени – Г. Гроция, Т. Гоббса, С. Пуфендорфа, А. Сидни, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо. Согласно Гроцию, люди, реализуя принципы естественного права, создают государство – совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. При этом обязанности верховной власти в государстве, установленные в результате соглашения, ограничены законами природы и человеческих сообществ, предписывающими людям жить в соответствии с нормами справедливости. Эти нормы одинаковы как для граждан, так и для власти. Разл. теоретики О. д. по-разному трактовали естеств. состояние, объём отчуждаемых государству прав и нар. суверенитет. Так, Гоббс, понимая естеств. состояние людей как «войну всех против всех», а природу человека как крайне эгоистическую, связывал с О. д. установление государства, обеспечивающего прежде всего мир и безопасность в обществе. Ради этого люди передают государству свои естеств. права и ограничивают свою свободу. Государство у Гоббса наделяется абсолютной властью. Развитая Локком либеральная концепция О. д. исходит из того, что, объединяясь в государство, люди передают ему лишь небольшую часть прав ради защиты таких своих неотчуждаемых естеств. прав, как личная свобода, свобода веры, владение собственностью. Власть призвана защищать эти права, а если она не выполняет этой задачи и нарушает О. д., народ имеет право устранить такую власть (идея нар. суверенитета, согласно которой источником всякой власти является народ). Руссо связывал с О. д. задачу построения гражд. общества, рассматривая О. д. не как договор правителя с поддаными, а как договор равных лиц друг с другом, принимающих на себя обязательства на одних и тех же условиях и пользующихся одинаковыми правами. «Сувереном», т. е. носителем законодат. власти, объявляется народ. При этом Руссо различает волю частных лиц и «общую волю» (volonté générale), которая преследует исключительно общие интересы и актами которой принимаются законы.
Учения об О. д. формулировались в контексте историч. условий того времени: для Т. Гоббса это была гражд. война в Англии, для Дж. Локка – реальная потребность в конституц. ограничении монархии. При этом, однако, они обращались к нормативной, филос. аргументации, их интересовали не реальные историч. обстоятельства возникновения государства, а выявление тех условий, при которых такое возникновение может считаться правомерным.
Теория О. д. и связанная с ней идея нар. суверенитета оказали большое влияние на социально-политич. развитие Европы и Америки. Возникнув как альтернатива концепциям божественного происхождения гос. власти, теория О. д. послужила оправданием низвержения абсолютных монархий в Англии и Франции, а в Сев. Америке – установления конституционного республиканского строя. Её дальнейшим последствием стала периодич. выборность властей путём всенародного голосования, имеющая место в совр. демократич. странах, что по существу означает каждый раз заключение обществ. соглашения.
В 20 в. концепция О. д. получила новый импульс в исследованиях по политич. философии, обращающихся к теории договора при выведении принципов справедливого и должного устройства общества. Наиболее значительные из них – этико-политич. концепция справедливости Дж. Ролза, экономич. теория обществ. выбора Дж. Бьюкенена, договорная теория морали Д. Готье («Morals by agreement», 1986).
Источник
Государство– это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, которая с помощью системы создаваемых ею органов и правовых норм осуществляет руководство общественными процессами в интересах определенных социальных групп или всего общества.
Государство – продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелостичеловеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые уникальные возможности для своего существования – развитие производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.
Государство – исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяются и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства. Тем не менее, до сих пор наши представления о государстве весьма неоднозначны и неопределенны. Объяснению этого служат целый ряд других обстоятельств, кроме уже названных. В частности: государство по своему внутреннему устройству является сложным общественным политическим явлением; исследовать государство в отрыве от таких общественных явлений как право, политика, экономика (которые также являются сложными и не менее неопределенными) нельзя; неоднозначность восприятия государства обусловлены и самим временем, в рамках которого функционирует; восприятие государства зависит и от субъективного фактора, т.е. неоднозначного понимания государственных явлений людьми с различными философскими, религиозными, психологическими, нравственными взглядами; в мире до сих пор не существует ни одной концепции, которая бы удовлетворяла всех. Многочисленные споры ведутся вокруг вопросов о том, как и в силу каких причин возникает и развивается государство, какова его сущность, а также как определить пределы его вмешательство в общественную и частную жизнь.
В юридической литературе имеют место различные подходы к определению государства. В частности, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни. Аристотель, например, определяет государство как соединение многих родов и деревень ради процветания, справедливости и лучшей жизни граждан. По его мнению понятие государства и понятие общества полностью совпадают. Государство, определяет Аристотель, есть форма свободы, форма общения свободных людей; есть некое единство составляющих его множества элементов. Он критикует попытки сделать государство «чрезмерно единым», т.е. чрезмерно централизованным – это приводит к уничтожению государства. Государство, по мнению Аристотеля, выступает убежденным защитником прав индивида, частной собственности и семьи1.
Цицерон видит в государстве источник справедливости, способный обеспечить совершенство человеческой жизни, это союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Цицерон отмечает изначальную связь государства и собственности. По его мнению, причиной образования государства является необходимость осуществлять охрану ___________________
1Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т.4 / Пер. с древнегреч. М., 1983. С. 376-378, 380-386.
собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права1.
Русский юрист Н. Коркунов, например, определяет государство как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». По мнению Н. Коркунова государство есть прежде всего властвование. «Власть государства не есть кем-либо другим предоставленная ему власть, а власть самостоятельная. Государство властвует не по делегации, не по поручению другого союза, а по собственному праву, самостоятельно»2.
Заслуживает внимания и то, как определяли понятие государства другие русские юристы. Так Н. Трубецкой считает, что государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Он считал государственность главным в формировании европейского пространства. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство известные российские правоведы Г. Шершеневич и Ф. Кокошкин. Правовед В. Хвостов писал, что государство – это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти3.
Примерно такая же точка зрения и у И. Ильина: «Государство – есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господ-
ством над единой территорией и подчинением единой власти».
Указанные подход к понятию государства был определен как « социологическая точка зрения», в соответствии с которой государство рассматривается как союз (совокупность) людей, территории, занимаемой этими людьми и власти. Вместе с тем следует отметить, что указанный подход к понятию государства подвергался критике, был определен как недостаточный, схематичный и абстрактный.
___________________
1Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. М., 1996. С. 19-21.
2Коркунов, Н.М. Русское государственное право. СПб.,1904.Т.1.С.27.
3Цит. по: Шершеневич, Г.Ф. Общая теории права. М., 1911. С. 200; Трубецкой, Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. С. 22; Кокошкин, Ф.Ф. Русское государственное право. М., 1908. С. 4; Хвостов, В.М. Общая теория права. М., 1914. С. 15.
Немецкий исследователь Г. Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. Право, по Еллинеку, существенный элемент государства, познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство представляется как особое юридическое лицо, правовой феномен. От других общественных организаций государство отличается тем, что устанавливает правовой порядок в масштабе всей страны. В силу этого проблемы государства проявляются как проблемы национального правового порядка. Государство при этом выглядит не иначе как порядок поведения людей определяемый правом. Государство хотя и санкционирует право, но в своем поведении и действиях связано с правом1.
Австрийский государствовед и социолог Л. Гумплович определяет го-
сударство как « естественно возникшую организацию властвования, пред-
назначенную для охраны определенного правопорядка»2. По его мнению, социальная эволюция осуществляется на основе столкновения социальных групп в борьбе за существование. В результате подчинения слабых групп
более сильным возникает государство как организация господства мень- шинства над большинством. Семья, собственность, право создаются госу-
дарством. Перед человечеством, утверждал Гумплович, всегда стоит альтернатива: или признать государство, которое по своей природе есть организация господства и основано на неравенстве, или согласиться на анархию, которая невыносима для культурного общества.
Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия. Гегель считал, что государство есть дей- ствительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и вы-
полняетет то, что она знает и поскольку она знает. Он утверждал, что нравственная идея, как основа государства есть абсолютное, духовное разумное начало – «абсолютная идея», которая не зависит от воли и желания отдельных людей. Он оспаривал тезис о том, что государство создано людьми, оно не служит людям , а есть «цель в себе». Государство имеет высшее право в отношении личности, обязанность последнего – быть
___________________
1Еллинек, Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908, С. 117-118.
2Гумплович, Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 36
достойным членом государства1.
Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса. Ленин пишет, что: « Государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим»2.
Указанный подход долгое время господствовал в отечественной науке. Однако он применим только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность, где есть диктаторский режим.
. В работах 60–70-х годов понятие государства рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Несколько конкретизирует определение государства учебник «Теория государства и права» под редакцией профессора С. Алексеева. В нем государство рассматривается как «особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны3.
Классовость как важнейший признак любого государства признавалась большинством советских юристов. Утверждалось, что определение государства вообще либо определенных исторических типов в частности возможно только с учетом марксистского диалектического понятия государства, раскрывающего его классовую сущность.
___________________
1Гегель, Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 279.
2Ленин, В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 75.
3 Теория государства и права. М., 1967; Теория государства и права. М., 1979.
В настоящее время ученые России и Беларуси, не отрицая выявленных марксистской теорией признаков государства, полагают, однако, что выделение признака государства как «орудия классового господства» возможно только на определенном, ограниченном во времени историческом этапе. Любое государство является не только орудием подавления, машиной классового господства, но и представляет все общество. Государство осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всех социальных групп.
Авторы современного белорусского учебника «Общая теория государства и права» (А. Вишневский, Н. Горбаток, В. Кучинский) дают следующее определение государства: государство – это политико-терри-
ториальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющая на правовой основе все более широкие социальные функци1.
В соответствии с доминирующей в настоящее время кризисной теорией, государство определяется как новая организационная форма жизни общества, которая возникает в результате «неолитической революции» при переходе человечества к новому способу существования и воспроизводства – от присваивающей экономики к производящей.
Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется зрелостью человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.
В современный период государство рассматривается как фактор человеческого прогресса и историческая ценность. Государство является орудием социального прогресса, основной формой человеческого общежития. Государство должно обеспечивать демократию, полноценное и гармоническое развитие личности, выполнять общесоциальные функции. В обычных условиях государство функционирует как единый интегративный общественный организм, при возникновении напряженности в обществе государ-
____________________
1 Общая теория государства и права: Учеб. Пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский ; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Минск: Амалфея, 2002. –С. 68.
ство способно действовать как машина подавления. Как машина насилия государство проявляет себя в условиях авторитарных, деспотических и тиранических режимов. Государственная организация есть политическое общежитие различных классов, слоев, социальных групп, национальностей. Государство призвано утверждать общечеловеческие ценности: суверенитет и самоуправление народа, политический плюрализм, рыночную экономику, верховенство права, разделение властей. Высшая ценность государства – человек.
Признаки государства:
1) государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всейстраны.Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей между членами общества определяет иное, политико – правовое и устойчивое отношение людей с государством, порождает новый социальный институт – гражданство или подданство. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Государство объединяет население определенной территории с разделением последней на административно – территориальные единицы, что является основанием для формирования центральных и местных органов власти. Территория является неотъемлемым элементом, материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать.
2) государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управленияобществом дляобеспечения его нормальной жизнедеятельности. Возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, превращением её в политическую власть. Осуществление этой власти требует определенной организации – формирования государственных учреждений, специального аппарата (государственных служащих, полиции, армии, судей и т.д.) Механизм государства является материальным выражением государственной власти, через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.
3) государство организует общественную жизнь на правовыхначалах. Это признак, который существенно отличает государство от первобытной организации жизни общества, где действовали социальные нормы, возникшие в самом обществе (обычаи, традиции, ритуалы и т.д.).Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Государство располагает монополией на издание норм права, осуществляет контроль за их реализацией. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловное практическое осуществление принимаемых им решений. В необходимых случаях государство проводит в жизнь требования правовых норм с помощью специальных органов (полиции, судов и т.д.).
4) государство представляет собой суверенную организацию власти.Этим оно отличается от других политических образований общества.
Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к власти любых других лиц и организаций внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений с другими странами и организациями при строгом соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права.
5) взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти. Это обусловлено тем, что государство, выполняя функции по осуществлению общих дел, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности. Требуются значительные материальные и финансовые средства на содержание управленческого аппарата, для реализации многочисленных социальных программ, обеспечения законности и правопорядка внутри страны, защиты населения от внешних угроз и т.д.
Источник