Союз людей объединенных общими началами права и общей пользы

1. Понятие государства.
В науке теории государства и права сложился известный плюрализм подходов к определению понятия «государство», наиболее заметны точки зрения следующих исследователей, и так, государство это:
– « Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» Н.Матузов, А. Малько.
– «Общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Н.Коркунов.
– «Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» Л.Гумплович.
– «Союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» Л. Тихомиров.
– «Союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» Е.Трубецкой.
– «Союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» И. Ильин.
– «Самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее» Аристотель.
– «Общее благо, которое должно получаться от выполнения конкретных государственных интересов» Н.Макивелли.
– «Правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства» Ж. Боден.
– «Единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты» Т. Гоббс.
– «Общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» Д.Локк.
– «Союз людей, объединенных общими начала права и общей пользы» М. Цицерон.
– «Целевое единство индивидов, наделенное качество юридического субъекта и являющееся носителем прав» Г. Еллинек
– «Машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.Ленин.
2. Признаки государства.
Можно выделить следующие основные признаки государства:
– Наличие аппарата власти и управления.
– Наличие аппарата принуждения.
– Наличие ограниченной территории государства.
– Наличие системы налогов и сборов.
– Наличие территориального деления.
– Наличие организационно-уставных документов.
– Наличие государственного суверенитета.
– Наличие государственных символов.
– Наличие права, как основы государства.
3. Сущность государства.
Сущность государства – это основные, глубинные свойства такого явления как государства. То ради чего и во имя чего оно существует.
Исследователи выделяют следующие подходы к сущности государства:
– Классовый подход, который предполагает, что государство существует во имя интересов экономически господствующего класса.
– Общесоциальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов всех слоев общества, полагаясь на методы компромисса.
– Национальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов титульной нации данного государства.
– Религиозный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии.
– Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.
4. Типология государств.
Типология государств – классификация государств по характерным признакам в течение всего исторического процесса, для раскрытия их сущности.
Среди исследователей государства и права выделяется два подхода к типологии государства и права: формационный и цивилизационный.
Исходя из первого подхода, важнейшим критерием классификации государств выступают социально-экономические факторы, присущие каждому из типов государств.
В рамках формационного подхода выделяются следующие типы государств:
– рабовладельческие государства
– прафеодальные государства
– феодальные государства
– буржуазные государства
– социалистические государства
Цивилизационный подход предполагает типологию государств, основываясь на их «цивилизационных» признаках – культуре, религии, этнических и национальных особенностях.
В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие типы государств (цивилизации):
– Исламская цивилизация
– Египетская цивилизация
– Китайская цивилизация
– Православная цивилизация
– Западная цивилизация
– другие
Также, типологию государств можно представить по иным основаниям:
– по отношению к религиозным культам: светское государство, теократическое государство, клерикальное государство, атеистическое государство.
– по форме правления: монархические или республиканские государства.
– по действующему в государстве политическому режиму: авторитарные, демократические или тоталитарные.
– в зависимости от форме государственно-территориального устройства: федеративные или унитарные.
Также возможно классификация по многим другим признакам и основаниям.
Источник
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГОСУДАРСТВА
Государство в истории политической и правовой мысли понималось и определялось различным образом. Об этом свидетельствуют изречения о государстве известных людей.
Государство — это:
- • союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости {Цицерон)’,
- • правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости {Жан Боден, французский философ XVI в.);
- • единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты {Томас Гоббс, английский философ XVII в.);
- • общая воля, которая является выражением преобладающей силы {Джон Локк, английский философ XVII в.);
- • общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми (отечественный правовед Н.М. Корку нов, конец XIX в.);
- • союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти (отечественный правовед В. М. Хвостов, начало XX в.);
- • организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и силой патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками (отечественный философ и юрист ИА. Ильин, первая половина XX в.).
Суммируя различные взгляды исследователей, можно выделить следующие подходы к пониманию государства.
Теологический подход – согласно христианскому учению государство имеет божественное происхождение. Разновидностью теологического подхода является мусульманское учение. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) — не господин, а слуга мусульманского права, изменить которое он не может.
Согласно социологическому подходу государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено. В рамках этого подхода существуют два течения.
Согласно первому общество и государство отождествляются:
государство есть само общество, особым образом организованное. Так, по Аристотелю, государство — «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Такое государство мыслилось как организация народа, совпадающая с обществом. Но государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у Канта: государство — объединение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.
В настоящее время превалирует второй вариант социологического подхода, согласно которому государство подчинено обществу. Государство — относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Однако этот институт подчинен обществу. Это, по сути, подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство — это организация особого рода, служащая интересам общества.
Биологический подход – его сторонники определяли государство как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии».
Данный взгляд разделялся сторонниками так называемой органической теории государства. Эта теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом и общество, и государство отождествлялись с организмом.
Политико-организационный подход – при таком подходе государство понимается как организация властвования (политической власти). Такой подход существовал давно. Сам термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке государство — «држава». Этот термин имеет место и в русском языке, используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается и символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху.
В настоящее время большинство теоретико-правовых теорий, рассматривающих процесс возникновения и функционирования государств, берут за его основу политико-организационный подход. Однако востребованными остаются и другие подходы к пониманию государства.
Каждый из подходов может иметь различные направления, соответствующие теории. Исходя из этого можно заключить, что в науке существует большое количество различных теорий, объясняющих процесс возникновения государства. Это связано с конкретными историческими условиями их возникновения. Любая теория — одна из основных составных частей мировоззрения. Каждая из позиций отражает взгляды определенных социальных групп, их подходы к пониманию государства.
Рассмотрим наиболее распространенные в научной литературе теории происхождения государства.
Источник
ОБЩЕ́СТВЕННЫЙ ДОГОВО́Р, понятие социальной философии, связанное с концепцией происхождения государства как результата свободного соглашения между людьми. Согласно этой концепции, люди, находящиеся в естественном состоянии, по общему согласию создают такой институт, который силой закона надёжно защищает данные им от рождения естеств. права, положив начало их собственно гражд. жизни.
Идея договорного установления государства высказывалась ещё в античности (софистами, Эпикуром, Лукрецием). В средние века, применяя эту идею к светскому государству, Фома Аквинский подчёркивал тем самым временную и условную природу этого института в противоположность вечному граду Божию – христианской Церкви. Своё полное развитие концепция О. д. получила у мыслителей Нового времени – Г. Гроция, Т. Гоббса, С. Пуфендорфа, А. Сидни, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо. Согласно Гроцию, люди, реализуя принципы естественного права, создают государство – совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. При этом обязанности верховной власти в государстве, установленные в результате соглашения, ограничены законами природы и человеческих сообществ, предписывающими людям жить в соответствии с нормами справедливости. Эти нормы одинаковы как для граждан, так и для власти. Разл. теоретики О. д. по-разному трактовали естеств. состояние, объём отчуждаемых государству прав и нар. суверенитет. Так, Гоббс, понимая естеств. состояние людей как «войну всех против всех», а природу человека как крайне эгоистическую, связывал с О. д. установление государства, обеспечивающего прежде всего мир и безопасность в обществе. Ради этого люди передают государству свои естеств. права и ограничивают свою свободу. Государство у Гоббса наделяется абсолютной властью. Развитая Локком либеральная концепция О. д. исходит из того, что, объединяясь в государство, люди передают ему лишь небольшую часть прав ради защиты таких своих неотчуждаемых естеств. прав, как личная свобода, свобода веры, владение собственностью. Власть призвана защищать эти права, а если она не выполняет этой задачи и нарушает О. д., народ имеет право устранить такую власть (идея нар. суверенитета, согласно которой источником всякой власти является народ). Руссо связывал с О. д. задачу построения гражд. общества, рассматривая О. д. не как договор правителя с поддаными, а как договор равных лиц друг с другом, принимающих на себя обязательства на одних и тех же условиях и пользующихся одинаковыми правами. «Сувереном», т. е. носителем законодат. власти, объявляется народ. При этом Руссо различает волю частных лиц и «общую волю» (volonté générale), которая преследует исключительно общие интересы и актами которой принимаются законы.
Учения об О. д. формулировались в контексте историч. условий того времени: для Т. Гоббса это была гражд. война в Англии, для Дж. Локка – реальная потребность в конституц. ограничении монархии. При этом, однако, они обращались к нормативной, филос. аргументации, их интересовали не реальные историч. обстоятельства возникновения государства, а выявление тех условий, при которых такое возникновение может считаться правомерным.
Теория О. д. и связанная с ней идея нар. суверенитета оказали большое влияние на социально-политич. развитие Европы и Америки. Возникнув как альтернатива концепциям божественного происхождения гос. власти, теория О. д. послужила оправданием низвержения абсолютных монархий в Англии и Франции, а в Сев. Америке – установления конституционного республиканского строя. Её дальнейшим последствием стала периодич. выборность властей путём всенародного голосования, имеющая место в совр. демократич. странах, что по существу означает каждый раз заключение обществ. соглашения.
В 20 в. концепция О. д. получила новый импульс в исследованиях по политич. философии, обращающихся к теории договора при выведении принципов справедливого и должного устройства общества. Наиболее значительные из них – этико-политич. концепция справедливости Дж. Ролза, экономич. теория обществ. выбора Дж. Бьюкенена, договорная теория морали Д. Готье («Morals by agreement», 1986).
Источник
Что такое общественный договор? Суть кратко, простыми словами. Теория общественного договора: концепция и суть. Общественный договор и государство. Сторонники и представители теории общественного договора: Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак-Руссо.
Джон Трамбулл. Представление Декларации независимости США на заседании континентального конгресса (1817-19 гг.)
Что значит общественный договор. Простыми словами
Общественный договор – это концепция, гласящая, что люди добровольно отказываются от некоторых своих прав в пользу общества и государства, чтобы те защищали их права и обеспечивали безопасность.
Изначально люди жили в состоянии полной свободы, объясняли авторы данной теории: например, сильный мог убить слабого или забрать его имущество. Тогда, чтобы обеспечить безопасность и справедливость, люди заключили неформальный договор друг с другом о правах и обязанностях. Так появилось общество, а затем и государство.
Суть теории общественного договора в том, что государство служит людям – они согласились подчиняться законам и власти в обмен на безопасность и защиту своих прав. Если же власти станут нарушать договор с народом, нарушать права людей, то граждане вправе расторгнуть договор и свергнуть правительство, потерявшее легитимность.
Впервые о государстве как результате договора между людьми заговорили древнегреческий философ Эпикур и римлянин Лукреций Кар. Полноценная теория общественного договора возникла в XVII веке: с ее помощью философы объясняли возникновение государства и законов, отвергая религиозную идею о божественном происхождении власти.
Сторонниками этой теории были философы Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак-Руссо.
Теорией общественного договора вдохновлялись участники революций, свергнувших монархию в Англии в XVII веке и во Франции в XVIII веке, а также участники Войны за независимость в Северной Америке. Идеи общественного договора легли в основу государственности США – они отражены в Декларации независимости и Конституции.
Наиболее известные представители теории общественного договора – Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо.
Томас Гоббс – английский философ XVII века. Он первым сформулировал идею общественного договора в своем сочинении «Левиафан» (1651 год). По версии Гоббса, древние люди жили в «естественном состоянии» анархии – без общества, государства и законов. Это была «война всех против всех» – люди жестоко сражались за ресурсы.
Все изменилось, когда возник общественный договор – люди стали добровольно отказываться от части своих прав, писал Гоббс. Например, от права убивать друг друга. Так появилось общество, а затем и государство, защищавшее права людей. Инструменты государства – принуждение и сила.
«Левиафан» Томаса Гоббса. Гравюра Абрахама Босса
Англичанин Джон Локк, один из отцов либерализма, развивал идеи общественного договора в «Двух трактатах о правлении» (1689 год). Как и Гоббс, он писал о естественном состоянии полной свободы, на смену которому пришло общество и государство.
У всех людей есть естественные права, писал философ: право на жизнь, на свободу, на собственность. Для защиты этих прав люди объединяются, создавая государство. Законы же могут иметь силу, только если они направлены на достижение общественного блага.
Государство не может нарушать законы и покушаться на естественные права людей. Если оно это делает, то народ имеет право на восстание против тиранической власти, считал мыслитель. Даже состояние естественной свободы – анархии – лучше, чем деспотизм, полагал Локк. Ведь при анархии каждый может защищать себя от чужих посягательств, а при тариническом режиме защититься невозможно.
Локк выступал сторонником конституционной монархии, правового государства и гражданского общества. Также Джон Локк – автор идеи о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая сегодня считается обязательным признаком демократии.
Джон Локк. Портрет кисти Германа Верелста
Жан-Жак Руссо – французский просветитель XVIII века. В трактате «Об общественном договоре» (1762 год) он изложил идею народного суверенитета. Владыка – народ, а монархическое или республиканское правительство – лишь его служитель, считал Руссо.
Человек от природы свободен, но в современном мире оказался «в цепях», писал Руссо. Исправить это состояние призван общественный договор. Каждый отказывается от собственных прав ради общественного блага, и в результате все обретают настоящую свободу, объяснял философ свою идею. Верховная власть выступает за общее благо, поэтому имеет право на личность, имущество и свободу каждого из граждан.
Народ является источником власти, и эта власть неотчуждаема, поэтому необходимо прямое народное представительство, писал Руссо. Английский представительный парламент вызывал у него насмешку – люди избирают депутатов, а затем оказываются у них в рабстве. Граждане должны сами определять нормы, по которым будут жить, а в случае необходимость – пересматривать эти нормы, учил просветитель.
Руссо считал, что верховная власть народа неделима, поэтому отрицал разделение властей. Политических партий также быть не должно, считал он.
Жан-Жак Руссо. Портрет работы Гарнерэ. Источник: Universal History Archive / Getty Images
Источник