Союз людей объединенных общими началами права и общей пользы

Союз людей объединенных общими началами права и общей пользы thumbnail

1. Понятие государства.

В науке теории государства и права сложился известный плюрализм подходов к определению понятия «государство», наиболее заметны точки зрения следующих исследователей, и так, государство это:

– « Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» Н.Матузов, А. Малько.

– «Общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Н.Коркунов.

– «Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» Л.Гумплович.

– «Союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» Л. Тихомиров.

– «Союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» Е.Трубецкой.

– «Союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» И. Ильин.

– «Самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее» Аристотель.

– «Общее благо, которое должно получаться от выполнения конкретных государственных интересов» Н.Макивелли.

– «Правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства» Ж. Боден.

– «Единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты» Т. Гоббс.

– «Общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» Д.Локк.

– «Союз людей, объединенных общими начала права и общей пользы» М. Цицерон.

– «Целевое единство индивидов, наделенное качество юридического субъекта и являющееся носителем прав» Г. Еллинек

– «Машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.Ленин.

2. Признаки государства.

Можно выделить следующие основные признаки государства:

– Наличие аппарата власти и управления.

– Наличие аппарата принуждения.

– Наличие ограниченной территории государства.

– Наличие системы налогов и сборов.

– Наличие территориального деления.

– Наличие организационно-уставных документов.

– Наличие государственного суверенитета.

– Наличие государственных символов.

– Наличие права, как основы государства.

3. Сущность государства.

Сущность государства – это основные, глубинные свойства такого явления как государства. То ради чего и во имя чего оно существует.

Исследователи выделяют следующие подходы к сущности государства:

– Классовый подход, который предполагает, что государство существует во имя интересов экономически господствующего класса.

– Общесоциальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов всех слоев общества, полагаясь на методы компромисса.

– Национальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов титульной нации данного государства.

– Религиозный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии.

– Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.

4. Типология государств.

Типология государств – классификация государств по характерным признакам в течение всего исторического процесса, для раскрытия их сущности.

Среди исследователей государства и права выделяется два подхода к типологии государства и права: формационный и цивилизационный.

Исходя из первого подхода, важнейшим критерием классификации государств выступают социально-экономические факторы, присущие каждому из типов государств.

В рамках формационного подхода выделяются следующие типы государств:

– рабовладельческие государства

– прафеодальные государства

– феодальные государства

– буржуазные государства

– социалистические государства

Цивилизационный подход предполагает типологию государств, основываясь на их «цивилизационных» признаках – культуре, религии, этнических и национальных особенностях.

В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие типы государств (цивилизации):

– Исламская цивилизация

– Египетская цивилизация

– Китайская цивилизация

– Православная цивилизация

– Западная цивилизация

– другие

Также, типологию государств можно представить по иным основаниям:

– по отношению к религиозным культам: светское государство, теократическое государство, клерикальное государство, атеистическое государство.

– по форме правления: монархические или республиканские государства.

– по действующему в государстве политическому режиму: авторитарные, демократические или тоталитарные.

– в зависимости от форме государственно-территориального устройства: федеративные или унитарные.

Также возможно классификация по многим другим признакам и основаниям.

Читайте также:  О пользе стояния в углу

Предыдущие статьи:

    Следующие статьи:

      Источник

      ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

      ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГОСУДАРСТВА

      Государство в истории политической и правовой мысли понималось и определялось различным образом. Об этом свидетельствуют изречения о государстве известных людей.

      Государство — это:

      • • союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости {Цицерон)’,
      • • правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости {Жан Боден, французский философ XVI в.);
      • • единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты {Томас Гоббс, английский философ XVII в.);
      • • общая воля, которая является выражением преобладающей силы {Джон Локк, английский философ XVII в.);
      • • общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми (отечественный правовед Н.М. Корку нов, конец XIX в.);
      • • союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти (отечественный правовед В. М. Хвостов, начало XX в.);
      • • организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и силой патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками (отечественный философ и юрист ИА. Ильин, первая половина XX в.).

      Суммируя различные взгляды исследователей, можно выделить следующие подходы к пониманию государства.

      Теологический подход – согласно христианскому учению государство имеет божественное происхождение. Разновидностью теологического подхода является мусульманское учение. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) — не господин, а слуга мусульманского права, изменить которое он не может.

      Согласно социологическому подходу государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено. В рамках этого подхода существуют два течения.

      Согласно первому общество и государство отождествляются:

      государство есть само общество, особым образом организованное. Так, по Аристотелю, государство — «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Такое государство мыслилось как организация народа, совпадающая с обществом. Но государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у Канта: государство — объединение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.

      В настоящее время превалирует второй вариант социологического подхода, согласно которому государство подчинено обществу. Государство — относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Однако этот институт подчинен обществу. Это, по сути, подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство — это организация особого рода, служащая интересам общества.

      Биологический подход – его сторонники определяли государство как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии».

      Данный взгляд разделялся сторонниками так называемой органической теории государства. Эта теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом и общество, и государство отождествлялись с организмом.

      Политико-организационный подход – при таком подходе государство понимается как организация властвования (политической власти). Такой подход существовал давно. Сам термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке государство — «држава». Этот термин имеет место и в русском языке, используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается и символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху.

      В настоящее время большинство теоретико-правовых теорий, рассматривающих процесс возникновения и функционирования государств, берут за его основу политико-организационный подход. Однако востребованными остаются и другие подходы к пониманию государства.

      Каждый из подходов может иметь различные направления, соответствующие теории. Исходя из этого можно заключить, что в науке существует большое количество различных теорий, объясняющих процесс возникновения государства. Это связано с конкретными историческими условиями их возникновения. Любая теория — одна из основных составных частей мировоззрения. Каждая из позиций отражает взгляды определенных социальных групп, их подходы к пониманию государства.

      Читайте также:  Стволовые клетки вред или польза

      Рассмотрим наиболее распространенные в научной литературе теории происхождения государства.

      Источник

      ОБЩЕ́СТВЕННЫЙ ДОГОВО́Р, по­ня­тие со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии, свя­зан­ное с кон­цеп­ци­ей про­ис­хо­ж­де­ния го­су­дар­ст­ва как ре­зуль­та­та сво­бод­но­го со­гла­ше­ния ме­ж­ду людь­ми. Со­глас­но этой кон­цеп­ции, лю­ди, на­хо­дя­щие­ся в ес­те­ст­вен­ном со­стоя­нии, по об­ще­му со­гла­сию соз­да­ют та­кой ин­сти­тут, ко­то­рый си­лой за­ко­на на­дёж­но за­щи­ща­ет дан­ные им от ро­ж­де­ния ес­те­ств. пра­ва, по­ло­жив на­ча­ло их соб­ст­вен­но гражд. жиз­ни.

      Идея до­го­вор­но­го ус­та­нов­ле­ния го­су­дар­ст­ва вы­ска­зы­ва­лась ещё в ан­тич­но­сти (со­фис­та­ми, Эпи­ку­ром, Лук­ре­ци­ем). В сред­ние ве­ка, при­ме­няя эту идею к свет­ско­му го­су­дар­ст­ву, Фо­ма Ак­вин­ский под­чёр­ки­вал тем са­мым вре­мен­ную и ус­лов­ную при­ро­ду это­го ин­сти­ту­та в про­ти­во­по­лож­ность веч­но­му гра­ду Бо­жию – хри­сти­ан­ской Церк­ви. Своё пол­ное раз­ви­тие кон­цеп­ция О. д. по­лу­чи­ла у мыс­ли­те­лей Но­во­го вре­ме­ни – Г. Гро­ция, Т. Гоб­бса, С. Пу­фен­дор­фа, А. Сид­ни, Дж. Лок­ка, Ж. Ж. Рус­со. Со­глас­но Гро­цию, лю­ди, реа­ли­зуя прин­ци­пы ес­те­ст­вен­но­го пра­ва, соз­да­ют го­су­дар­ст­во – со­вер­шен­ный со­юз сво­бод­ных лю­дей, за­клю­чён­ный ра­ди со­блю­де­ния пра­ва и об­щей поль­зы. При этом обя­зан­но­сти вер­хов­ной вла­сти в го­су­дар­ст­ве, ус­та­нов­лен­ные в ре­зуль­та­те со­гла­ше­ния, ог­ра­ни­че­ны за­ко­на­ми при­ро­ды и че­ло­ве­че­ских со­об­ществ, пред­пи­сы­ваю­щи­ми лю­дям жить в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми спра­вед­ли­во­сти. Эти нор­мы оди­на­ко­вы как для гра­ж­дан, так и для вла­сти. Разл. тео­ре­ти­ки О. д. по-раз­но­му трак­то­ва­ли ес­теств. со­стоя­ние, объ­ём от­чу­ж­дае­мых го­су­дар­ст­ву прав и нар. су­ве­ре­ни­тет. Так, Гоббс, по­ни­мая ес­теств. со­стоя­ние лю­дей как «вой­ну всех про­тив всех», а при­ро­ду че­ло­ве­ка как край­не эгои­сти­че­скую, свя­зы­вал с О. д. ус­та­нов­ле­ние го­су­дар­ст­ва, обес­пе­чи­ваю­ще­го пре­ж­де все­го мир и безо­пас­ность в об­ще­ст­ве. Ра­ди это­го лю­ди пе­ре­да­ют го­су­дар­ст­ву свои ес­теств. пра­ва и ог­ра­ни­чи­ва­ют свою сво­бо­ду. Го­су­дар­ст­во у Гоб­бса на­де­ля­ет­ся аб­со­лют­ной вла­стью. Раз­ви­тая Лок­ком ли­бе­раль­ная кон­цеп­ция О. д. ис­хо­дит из то­го, что, объ­е­ди­ня­ясь в го­су­дар­ст­во, лю­ди пе­ре­да­ют ему лишь не­боль­шую часть прав ра­ди за­щи­ты та­ких сво­их не­от­чу­ж­дае­мых ес­теств. прав, как лич­ная сво­бо­да, сво­бо­да ве­ры, вла­де­ние соб­ст­вен­но­стью. Власть при­зва­на за­щи­щать эти пра­ва, а ес­ли она не вы­пол­ня­ет этой за­да­чи и на­ру­ша­ет О. д., на­род име­ет пра­во уст­ра­нить та­кую власть (идея нар. су­ве­ре­ни­те­та, со­глас­но ко­то­рой ис­точ­ни­ком вся­кой вла­сти яв­ля­ет­ся на­род). Рус­со свя­зы­вал с О. д. за­да­чу по­строе­ния гражд. об­ще­ст­ва, рас­смат­ри­вая О. д. не как до­го­вор пра­ви­те­ля с под­да­ны­ми, а как до­го­вор рав­ных лиц друг с дру­гом, при­ни­маю­щих на се­бя обя­за­тель­ст­ва на од­них и тех же ус­ло­ви­ях и поль­зую­щих­ся оди­на­ко­вы­ми пра­ва­ми. «Су­ве­ре­ном», т. е. но­си­те­лем за­ко­но­дат. вла­сти, объ­яв­ля­ет­ся на­род. При этом Рус­со раз­ли­ча­ет во­лю ча­ст­ных лиц и «об­щую во­лю» (volonté générale), ко­то­рая пре­сле­ду­ет ис­клю­чи­тель­но об­щие ин­те­ре­сы и ак­та­ми ко­то­рой при­ни­ма­ют­ся за­ко­ны.

      Уче­ния об О. д. фор­му­ли­ро­ва­лись в кон­тек­сте ис­то­рич. ус­ло­вий то­го вре­ме­ни: для Т. Гоб­бса это бы­ла гражд. вой­на в Анг­лии, для Дж. Лок­ка – ре­аль­ная по­треб­ность в кон­сти­туц. ог­ра­ни­че­нии мо­нар­хии. При этом, од­на­ко, они об­ра­ща­лись к нор­ма­тив­ной, фи­лос. ар­гу­мен­та­ции, их ин­те­ре­со­ва­ли не ре­аль­ные ис­то­рич. об­стоя­тель­ст­ва воз­ник­но­ве­ния го­су­дар­ст­ва, а вы­яв­ле­ние тех ус­ло­вий, при ко­то­рых та­кое воз­ник­но­ве­ние мо­жет счи­тать­ся пра­во­мер­ным.

      Тео­рия О. д. и свя­зан­ная с ней идея нар. су­ве­ре­ни­те­та ока­за­ли боль­шое влия­ние на со­ци­аль­но-по­ли­тич. раз­ви­тие Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. Воз­ник­нув как аль­тер­на­ти­ва кон­цеп­ци­ям бо­же­ст­вен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния гос. вла­сти, тео­рия О. д. по­слу­жи­ла оп­рав­да­ни­ем низ­вер­же­ния аб­со­лют­ных мо­нар­хий в Анг­лии и Фран­ции, а в Сев. Аме­ри­ке – ус­та­нов­ле­ния кон­сти­ту­ци­он­но­го рес­пуб­ли­кан­ско­го строя. Её даль­ней­шим по­след­ст­ви­ем ста­ла пе­рио­дич. вы­бор­ность вла­стей пу­тём все­на­род­но­го го­ло­со­ва­ния, имею­щая ме­сто в совр. де­мо­кра­тич. стра­нах, что по су­ще­ст­ву оз­на­ча­ет ка­ж­дый раз за­клю­че­ние об­ществ. со­гла­ше­ния.

      В 20 в. кон­цеп­ция О. д. по­лу­чи­ла но­вый им­пульс в ис­сле­до­ва­ни­ях по по­ли­тич. фи­ло­со­фии, об­ра­щаю­щих­ся к тео­рии до­го­во­ра при вы­ве­де­нии прин­ци­пов спра­вед­ли­во­го и долж­но­го уст­рой­ст­ва об­ще­ст­ва. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные из них – эти­ко-по­ли­тич. кон­цеп­ция спра­вед­ли­во­сти Дж. Рол­за, эко­но­мич. тео­рия об­ществ. вы­бо­ра Дж. Бью­ке­не­на, до­го­вор­ная тео­рия мо­ра­ли Д. Го­тье («Morals by agree­ment», 1986).

      Источник

      Что такое общественный договор? Суть кратко, простыми словами. Теория общественного договора: концепция и суть. Общественный договор и государство. Сторонники и представители теории общественного договора: Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак-Руссо.

      Джон Трамбулл. Представление Декларации независимости США на заседании континентального конгресса (1817-19 гг.)

      Что значит общественный договор. Простыми словами

      Общественный договор – это концепция, гласящая, что люди добровольно отказываются от некоторых своих прав в пользу общества и государства, чтобы те защищали их права и обеспечивали безопасность.

      Изначально люди жили в состоянии полной свободы, объясняли авторы данной теории: например, сильный мог убить слабого или забрать его имущество. Тогда, чтобы обеспечить безопасность и справедливость, люди заключили неформальный договор друг с другом о правах и обязанностях. Так появилось общество, а затем и государство.

      Читайте также:  Сансевиерия трехполосная польза и вред

      Суть теории общественного договора в том, что государство служит людям – они согласились подчиняться законам и власти в обмен на безопасность и защиту своих прав. Если же власти станут нарушать договор с народом, нарушать права людей, то граждане вправе расторгнуть договор и свергнуть правительство, потерявшее легитимность.

      Впервые о государстве как результате договора между людьми заговорили древнегреческий философ Эпикур и римлянин Лукреций Кар. Полноценная теория общественного договора возникла в XVII веке: с ее помощью философы объясняли возникновение государства и законов, отвергая религиозную идею о божественном происхождении власти.

      Сторонниками этой теории были философы Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак-Руссо.

      Теорией общественного договора вдохновлялись участники революций, свергнувших монархию в Англии в XVII веке и во Франции в XVIII веке, а также участники Войны за независимость в Северной Америке. Идеи общественного договора легли в основу государственности США – они отражены в Декларации независимости и Конституции.

      Наиболее известные представители теории общественного договора – Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо.

      Томас Гоббс – английский философ XVII века. Он первым сформулировал идею общественного договора в своем сочинении «Левиафан» (1651 год). По версии Гоббса, древние люди жили в «естественном состоянии» анархии – без общества, государства и законов. Это была «война всех против всех» – люди жестоко сражались за ресурсы.

      Все изменилось, когда возник общественный договор – люди стали добровольно отказываться от части своих прав, писал Гоббс. Например, от права убивать друг друга. Так появилось общество, а затем и государство, защищавшее права людей. Инструменты государства – принуждение и сила.

      «Левиафан» Томаса Гоббса. Гравюра Абрахама Босса

      Англичанин Джон Локк, один из отцов либерализма, развивал идеи общественного договора в «Двух трактатах о правлении» (1689 год). Как и Гоббс, он писал о естественном состоянии полной свободы, на смену которому пришло общество и государство.

      У всех людей есть естественные права, писал философ: право на жизнь, на свободу, на собственность. Для защиты этих прав люди объединяются, создавая государство. Законы же могут иметь силу, только если они направлены на достижение общественного блага.

      Государство не может нарушать законы и покушаться на естественные права людей. Если оно это делает, то народ имеет право на восстание против тиранической власти, считал мыслитель. Даже состояние естественной свободы – анархии – лучше, чем деспотизм, полагал Локк. Ведь при анархии каждый может защищать себя от чужих посягательств, а при тариническом режиме защититься невозможно.

      Локк выступал сторонником конституционной монархии, правового государства и гражданского общества. Также Джон Локк – автор идеи о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая сегодня считается обязательным признаком демократии.

      Джон Локк. Портрет кисти Германа Верелста

      Жан-Жак Руссо – французский просветитель XVIII века. В трактате «Об общественном договоре» (1762 год) он изложил идею народного суверенитета. Владыка – народ, а монархическое или республиканское правительство – лишь его служитель, считал Руссо.

      Человек от природы свободен, но в современном мире оказался «в цепях», писал Руссо. Исправить это состояние призван общественный договор. Каждый отказывается от собственных прав ради общественного блага, и в результате все обретают настоящую свободу, объяснял философ свою идею. Верховная власть выступает за общее благо, поэтому имеет право на личность, имущество и свободу каждого из граждан.

      Народ является источником власти, и эта власть неотчуждаема, поэтому необходимо прямое народное представительство, писал Руссо. Английский представительный парламент вызывал у него насмешку – люди избирают депутатов, а затем оказываются у них в рабстве. Граждане должны сами определять нормы, по которым будут жить, а в случае необходимость – пересматривать эти нормы, учил просветитель.

      Руссо считал, что верховная власть народа неделима, поэтому отрицал разделение властей. Политических партий также быть не должно, считал он.

      Жан-Жак Руссо. Портрет работы Гарнерэ. Источник: Universal History Archive / Getty Images

      Источник