Сокращением налогов в пользу государства
На государство сокращение налогов и госрегулирования повлияет плохо – часть чиновников потеряет работу, а у оставшихся сократится зарплата. Однако население в целом от этого только выиграет – увеличатся доходы и сбережения граждан, начнется развитие. Эти опыты уже ставились: Рейган и Тэтчер в 1980е, а вслед за ними, в частности, и скандинавские страны, Трамп – сейчас. Всюду сокращения налогов сопровождались бурным экономическим ростом и увеличением национального богатства.
Сокращение налогов и госрегулирования является самым простым и эффективным средством добиться роста и развития экономики, причем таким, которое не требует особых расходов.
Ведь что такое налоги? Это изъятые государством на свои цели у граждан и бизнеса средства. Это те средства, которые граждане потратили бы кто на потребление, а кто на сбережение. В первом случае люди смогли бы покрывать больше своих потребностей при и без того скудных доходах, а во втором – копить: на собственный бизнес, пенсию, образование для детей, медицинскую страховку, жилье.
Посмотрим на эту тему на примере российской средней зарплаты в 43.600 руб: после уплаты 13% НДФЛ на руках остается 38.000; из них примерно 3.000 уйдет на квартплату (при условии, что супружеская пара оплачивает совместно ок. 6.000 за ЖКХ, хотя может быть и больше); оставшиеся 35.000 уйдут на еду, одежду, транспорт, телеком и мелкие расходы. Абсолютное большинство россиян живут от з/пл до з/пл (при этом 23% россиян получают з/пл меньше 14.000, а 42% – от 14-30.000) и поэтому с оставшихся 35.000 они потратят на налоги еще примерно 7.000 при оплате НДС в магазинах. Таким образом, реально из 43.600 на налоги уйдут 13.600 руб. (31%). На реальное потребление уйдет всего 30.000 в мес., или примерно $500, и это при том, что 2/3 россиян получают еще меньше. Этих денег едва хватает на самое необходимое, где уж тут говорить о том, чтобы отложить на создание собственного бизнеса – на пенсию или лечение и то не хватает.
Следуя любимой российской привычке сравнивать все с Америкой, отметим, что в США бедным считается тот, кто получает $1 тыс. в мес, а получающие $500 относятся к глубокой нищете. С бедных и нищих никаких налогов там не взимают.
И самое главное: американец в среднем платит 14% налогов.
30% налогов платит нищий россиянин и 14% налогов платит в разы более богатый американец.
Вывод очевиден: американцы потому и богаты, что платят меньше налогов; социальное неравенство у них при этом значительно более сглажено, а многие имеют возможность накапливать средства и открывать свой бизнес.
Аналогичная картина на уровне предприятий и компаний – у американцев существенно больше возможностей накапливать средства и вкладывать их в экономику. Поэтому она и стала самой крупной в мире и самой динамичной. Китай приближается к ней только по размерам, но каждый китаец в разы беднее американца. Китаец беднее даже россиянина.
Государство в России со своими налогами и госрегулированием (а оно представляет собой скрытую форму налогообложения) подавило экономику, не дает ей встать на ноги. Чиновники в России борются с бедностью, изымая у бедных существенную часть их денег. На самом деле они изымают главный фактор производства – инвестиции, – причем изымают их в огромных, космических масштабах. Объем производства и удовлетворение потребностей граждан в этих условиях в действительности сокращаются, богатство в России не образуется и не растет.
Налоги препятствуют образованию массы индивидуальных богатств, из которых складывается богатство общенациональное. Накопления правительства от налогов не представляют собой никакого богатства – это индивидуальное богатство, которое чиновники взяли под свое управление, однако, богатство нации, страны от этого никак не увеличивается. Государство ничего не производит – оно лишь забирает. Государство не может быть богатым – это нонсенс.
Тем не менее в России богатым является именно государство – зарплаты чиновников в 3-4 раза превышают среднюю; разрыв между средней з/пл и з/пл федеральных министров исчисляется десятками раз, а руководители госкомпаний только официальную з/пл получают в десятки раз больше федеральных министров. Такого нет нигде в богатых странах.
Сравните 2 цифры по итогам 2018: реальные доходы населения сократились на 0,2% (они сокращаются пятый год подряд), а налоговые сборы при этом выросли на 21,5%. Люди нищают – государство богатеет.
Очевидно, что ситуация перевернута с ног на голову, что государство жирует и что налогов собирается намного больше, чем этого должно быть достаточно государству.
Как вы думаете, на что должны уходить налоги? Наиболее очевидные ответы: армия, полиция, суды, тюрьмы, школы, больницы, содержание чиновников. Оставим сейчас в стороне вопрос об оправданности размеров расходов по каждой из этих статей.
Посмотрите теперь, сколько наших налогов согласно консолидированному бюджету на 2019 (федеральный + региональный уровень) уходит на эти очевидные функции: на армию (8,1% общих госрасходов), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (6,6%), образование (10,6%), здравоохранение (11,7%), обслуживание госдолга (2,9%) и зарплаты чиновникам (5,8%) уходит 45,7% все государственных расходов. Еще пенсии – 35,3% (хотя их накопительная часть изымается уже четвертый год подряд).
Тогда на что же уходят оставшиеся 19%, или примерно 6,5 трлн.руб?
2,3 трлн. – на госпропаганду, кино, физкультуру, ЖКХ, культуру и охрану окружающей среды (причем на окружающую среду уходит примерно столько же, сколько на госпропаганду).
А остальные 4,2 трлн (12,3%)? На экономику, на то, чем должны заниматься частные предприниматели в условиях свободной конкуренции и свободы предпринимательства, добиваясь эффективности и низких цен (это не все тендеры – они проводятся еще и по военным расходам, и по правоохранительным, и по образовательным, и медицинским).
Почему российское государство столь много занимается экономикой? Потому что оно забирает под видом налогов средства у массы граждан и бизнеса и передает их в «доверительное управление» придворным бизнесменам, которым поручили от имени государства что-то производить и делать. Из этих средств покрываются колоссальные убытки государственных компаний и банков.
Вам все это представляется оправданным и правильным, и надо оставить все как есть? Тогда надо понимать, что мы никогда не станем богатыми, а будем кормить чиновников. Надо ясно сознавать последствия этой ситуации: лучше в эти условиях не станет. Даже если цена на нефть вырастет, что маловероятно.
Надо отказаться от глупой уверенности, будто чиновники знают лучше нас, на что лучше всего потратить наши деньги. Чиновники – это специалисты по составлению справок и отчетов, служебных документов. Наши деньги нужны прежде всего нам самим, а в остальном надо жить по средствам, постепенно и поэтапно решая свои проблемы, а не бросать пыль в глаза себе и всем другим.
Ограничение аппетитов и размеров государства в России давно назрело, сокращение налогов и госрегулирования – это самая насущная задача для улучшения положения дел в нашей стране.
Необходимо ликвидировать расходы государства по экономическим статьям, сократить расходы военные, правоохранительные и на чиновников – все это может позволить сократить налоги хотя бы в 2 раза.
Стоит помнить следующее:
национальное, как и личное богатство определяется не объемом собранных государством налогов, а количеством произведенных товаров и услуг. Производит все это не государство, а люди – на фабриках и заводах, в проектных и инжиниринговых компаниях, на стройках, в фермерских хозяйствах и в магазинах, поэтому чем больше денег остается у людей, тем больше и лучше они будут производить того, что им нужно.
Источник
«Налоговая (фискальная) политика»
Налоги — обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом, а все мероприятия, связанные с порядком их взимания, размерами ставок, определением их количества, называются налоговой политикой. История налогов насчитывает более 5 тысяч лет (от жертвоприношений и принудительных повинностей к современным сборам). Налоги являются средством расходов государства при выполнении им своих задач и функций.
История налогообложения на Руси началась с полюдья князя Олега — неупорядоченного сбора дани князем с дружиной. В 945 г. княгиня Ольга провела важную реформу — установила фиксированное налогообложение в землях восточнославянских племен, ввела уроки (размер дани), погосты (места сбора дани), дым (единицу налогообложения). Собирать налоги стали специальные люди — емцы, мытники, мечники.
Государево тягло — так именовали в Русском государстве весь комплекс денежных и натуральных платежей государству.
Налоговая система включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля.
Функции налогов: фискальная(наполнение государственного бюджета, чтобы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом), распределительная или социальная социальную (перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения) , стимулирующая (стимулирование экономической деятельности). Важное значение имеют налоги для определения политики государства в регионах. От того, какие в стране налоги, зависит очень многое. Например, если они слишком высоки, то производить продукцию, оказывать услуги становится просто невыгодно.
1. Фискальная функция (от латинского слова fiscus — государственная казна) была исторически первой. И остается до сих пор главной. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. Налоги в России в последние годы дают более 85% дохода бюджета.
2. Распределительная функция налогов. Одни налоги платят, другие получают их плоды. Без этого нельзя осуществлять никакие социальные программы.
3. Стимулирующая функция налогов — это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для стимулирования используются налоговые льготы, например, для увеличения инвестиционной активности, и воспроизводственные налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.
Прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде. Например, индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль предприятий. Прямыми являются и такие налоги, которые имеют дело с прошлыми доходами: налог на имущество, налог на наследство.
Другие налоги мы платим незаметно — покупая товары и услуги. Эти налоги включены в цены товаров и услуг, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажи, все таможенные пошлины. Это косвенные налоги. Косвенные налоги уплачивают в бюджет производителями. Акцизы – то есть налоги на отдельные товары и услуги — широко применяются, но больше всего известны акцизы на алкоголь, табак и предметы роскоши.
В развитых странах примерно 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой примерно 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. Но косвенные налоги менее справедливы. Доля косвенных налогов в России составляла в 1990-х гг. более 70%.
Прогрессивные и регрессивные налоги. Прогрессивность и регрессивность налога понимают по-разному. С одной стороны, они связаны с налоговой арифметикой. Если по мере роста облагаемой базы ставка налога растет, то мы имеем дело с прогрессивной шкалой. В противном случае шкала будет регрессивной. Если ставка налога постоянна при любой базе, то такой налог имеет пропорциональную шкалу.
С другой стороны, эти понятия связаны с экономической сутью налогов. Прогрессивность и регрессивность налога для экономиста определяется не характером его шкалы по отношению к размеру налогооблагаемой базы, а по отношению к доходам граждан. Прогрессивный налог – это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У регрессивного налога средняя ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика, а пропорциональный налог характеризуется постоянной средней ставкой.
Например, косвенные налоги экономисты квалифицируют как регрессивные, так как, купив одну и ту же вещь, богатый и бедный заплатили в сумме один и тот же налог, но доля этого налога будет разной — большей для бедного. Поэтому, чем больше косвенных налогов, тем выше степень регрессивности налоговой системы.
Тенденции развития налоговых систем. По мере формирования и укрепления среднего класса налоговое бремя во все большей мере перекладывается на плечи его представителей. Общая тенденция заключается в расширении налоговой базы и в сокращении льгот. Цель заключается в ослаблении налогового бремени при сохранении общего объема сбора налогов. Льготы же переносят из налоговой сферы в сферу трансфертов, то есть прямых выплат нуждающимся.
Российская налоговая система соответствует большинству “мировых стандартов”. Вместе с тем у нее есть и особенности. Во-первых, фактически пропорциональный индивидуальный подоходный налог с очень низкой ставкой – 13%. Во-вторых, российская налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер, хотя по отдельным видам предпринимательской деятельности предусмотрено стимулирование производственного, инновационного, малого предпринимательства. В-третьих, бюджетные поступления в значительной мере складывается из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.
Налоговый Кодекс установил исчерпывающий перечень налогов. Иные налоги не могут быть введены региональными и местными властями. Наибольшее значение имеют следующие налоги:
· налог на добавленную стоимость,
· налог на прибыль,
· акцизы,
· платежи за пользование природными ресурсами,
· подоходный налог с физических лиц,
· таможенные пошлины,
· налог на имущество организаций.
Эти налоги обеспечивают большую часть доходов бюджета.
Индивидуальный подоходный налог. Главной формой основного налога на граждан является подоходный, его ставка в разных странах колеблется от 10 до 50%. Уплата подоходного налога — одна из обязанностей граждан, она осуществляется как по месту работы, так и на основании личных налоговых деклараций — документов, которые должны представляться в специальное ведомство — налоговую инспекцию. В этом документе указываются все суммы, полученные в течение года (например, гонорары за книги, выполненные работы, дополнительные заработки не по основному месту работы). Если же гражданин работает только на одном месте и уплачивает подоходный налог с заработной платы, ему не нужно подавать налоговую декларацию. В России ставка подоходного налога с граждан (физических лиц) составляет 13%.
Бухгалтерия российского предприятия ежемесячно начисляет этот налог в размере 13% и вычитает из зарплаты и переводит в бюджет. Если у вас были иные доходы, то в начале года надо заполнить налоговую декларацию. Таким образом, большая часть налога собирается у источника, а другая — по декларации. Индивидуальный подоходный налог используется и для обложения индивидуальных предпринимателей.
Базой для расчета налога является совокупный годовой доход. В него включаются выплаты со всех мест работы и другие доходы: пособия, премии, дивиденды по акциям и другие доходы. Доход для целей налогообложения составляют материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате трудовой и предпринимательской деятельности, а также полученные по другим основаниям и улучшающие их материальное положение. Чтобы от дохода перейти к облагаемому доходу нужно вычесть из него изъятия; расходы, подтвержденные документально, и сумму льгот, если они положены. Изъятиями являются, например, расходы на содержание детей и иждивенцев в сумме минимальной оплаты труда, или расходы на благотворительные цели, или расходы на новое строительство в пределах до 5000 минимальных месячных оплат труда.
Налог на добавленную стоимость утвержден в качестве основного для стран — членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления ЕС. В настоящее время им пользуются примерно 50 стран.
Добавленную стоимость определяют как выручку за вычетом покупаемых предприятием товаров и услуг. НДС на каждой стадии производства равен разнице между налогом, взимаемым при продаже продукции и налогом уже уплаченным при покупке сырья, материалов и услуг. Плательщиками налога являются предприятия.
Первоначально в 1992 г. ставка НДС в России равнялась 28% практически для всех товаров и услуг. По сравнению с другими странами она была значительно выше (Австрия — 20%, Англия — 15%, ФРГ — 14%, Франция — 18,6%, Дания — 22%, Швеция — 23,5%). Однако так продолжалось недолго. В 1993 году ставки НДС в России были понижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) и некоторым товарам для детей (швейные изделия, школьно-письменные принадлежности, обувь и другие) до 10%. По остальным товарам и услугам — до 20%. Такие ставки действовали 10 лет до 2004 г., когда ставка снизилась до 18%.
Налогом на корпорации (фирмы) облагается не только прибыль предприятий, но также и часть издержек (например, особый налог предприятия выплачивают с начисления зарплаты своим сотрудникам). в России в целом соответствуют мировой практике. В 1990-х гг. в Германии этот налог составил 36-50%, в Канаде — 38-43,5%, Японии — 28-40%. До 1994 г. ставка налога на прибыль всех предприятий была равна 32%. После она была снижена до 30%, а в 2001 году — до 24%.
Акцизы — это специальные косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров. Их часто называют налогами «на грехи», имея в виду высокие ставки акцизов на табак и спиртное. Этим, с одной стороны, стимулируется сокращение потребления этих товаров, с другой стороны, пополняется казна. Кроме того, акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельную продукцию. Например, на экспорт нефти или на ювелирные изделия. Акцизы могут составлять до 90% отпускной цены товара (например, в цене крепких напитков в 1994 году). Платят этот налог предприятия, которые производят товар, а по импортным товарам — поставщики этих товаров.
Единый социальный налог (ЕСН) пришел на смену целой гамме налогообразных платежей. Базой для его исчисления является фонд заработной платы, а платит предприятие. Важнейшей частью этой реформы стало введение регрессивной шкалы этого налога (см. табл. 4-7). Чем больше предприятие платит своим работникам, тем меньше средняя налоговая ставка. Это должно «вывести из тени» оплату труда на многих предприятиях.
Постоянно увеличивается в налогообложении часть косвенных налогов — это акцизы (налоги, как бы скрывающиеся в цене определенных товаров, например, в алкогольных напитках, табаке), таможенные пошлины и некоторые другие. От того, насколько исправно уплачиваются налоги, зависит благосостояние всего общества — уровень медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения и т. д. Не случайно во всех странах предусмотрены строгие наказания для тех, кто сознательно занижает свои доходы и уклоняется от уплаты налогов.
При разработке налоговой политики государственные органы определяют, каким налогам отдать предпочтение: прямым или косвенным, какими должны быть ставки налогообложения. Предусматривает государство и определенные налоговые льготы. Например, в ряде стран те фирмы, которые тратят средства на благотворительность, образование и социальное обеспечение, выпускают важную для государства продукцию (допустим, детские товары), получают значительные налоговые льготы. В нашей стране налоговые льготы распространяются на предприятия, использующие труд инвалидов.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Конспект «Виды предприятий»
Конспект «Экономический рост»
Тесты ГИА «Обществознание»
Перейти к списку «Каталог конспектов» по предмету «Обществознание»
Источник