Сокращением налогов в пользу государства

На государство сокращение налогов и госрегулирования повлияет плохо – часть чиновников потеряет работу, а у оставшихся сократится зарплата. Однако население в целом от этого только выиграет – увеличатся доходы и сбережения граждан, начнется развитие. Эти опыты уже ставились: Рейган и Тэтчер в 1980е, а вслед за ними, в частности, и скандинавские страны, Трамп – сейчас. Всюду сокращения налогов сопровождались бурным экономическим ростом и увеличением национального богатства.

Сокращение налогов и госрегулирования является самым простым и эффективным средством добиться роста и развития экономики, причем таким, которое не требует особых расходов.

Ведь что такое налоги? Это изъятые государством на свои цели у граждан и бизнеса средства. Это те средства, которые граждане потратили бы кто на потребление, а кто на сбережение. В первом случае люди смогли бы покрывать больше своих потребностей при и без того скудных доходах, а во втором – копить: на собственный бизнес, пенсию, образование для детей, медицинскую страховку, жилье.

Посмотрим на эту тему на примере российской средней зарплаты в 43.600 руб: после уплаты 13% НДФЛ на руках остается 38.000; из них примерно 3.000 уйдет на квартплату (при условии, что супружеская пара оплачивает совместно ок. 6.000 за ЖКХ, хотя может быть и больше); оставшиеся 35.000 уйдут на еду, одежду, транспорт, телеком и мелкие расходы. Абсолютное большинство россиян живут от з/пл до з/пл (при этом 23% россиян получают з/пл меньше 14.000, а 42% – от 14-30.000) и поэтому с оставшихся 35.000 они потратят на налоги еще примерно 7.000 при оплате НДС в магазинах. Таким образом, реально из 43.600 на налоги уйдут 13.600 руб. (31%).  На реальное потребление уйдет всего 30.000 в мес., или примерно $500, и это при том, что 2/3 россиян получают еще меньше. Этих денег едва хватает на самое необходимое, где уж тут говорить о том, чтобы отложить на создание собственного бизнеса – на пенсию или лечение и то не хватает.

Следуя любимой российской привычке сравнивать все с Америкой, отметим, что в США бедным считается тот, кто получает $1 тыс. в мес, а получающие $500 относятся к глубокой нищете. С бедных и нищих никаких налогов там не взимают.

И самое главное: американец в среднем платит 14% налогов.

30% налогов платит нищий россиянин и 14% налогов платит в разы более богатый американец.

Вывод очевиден: американцы потому и богаты, что платят меньше налогов; социальное неравенство у них при этом значительно более сглажено, а многие имеют возможность накапливать средства и открывать свой бизнес.

Аналогичная картина на уровне предприятий и компаний – у американцев существенно больше возможностей накапливать средства и вкладывать их в экономику. Поэтому она и стала самой крупной в мире и самой динамичной. Китай приближается к ней только по размерам, но каждый китаец в разы беднее американца. Китаец беднее даже россиянина.

Государство в России со своими налогами и госрегулированием (а оно представляет собой скрытую форму налогообложения) подавило экономику, не дает ей встать на ноги. Чиновники в России борются с бедностью, изымая у бедных существенную часть их денег. На самом деле они изымают главный фактор производства – инвестиции, – причем изымают их в огромных, космических масштабах. Объем производства и удовлетворение потребностей граждан в этих условиях в действительности сокращаются, богатство в России не образуется и не растет.

Налоги препятствуют образованию массы индивидуальных богатств, из которых складывается богатство общенациональное. Накопления правительства от налогов не представляют собой никакого богатства – это индивидуальное богатство, которое чиновники взяли под свое управление, однако, богатство нации, страны от этого никак не увеличивается. Государство ничего не производит – оно лишь забирает. Государство не может быть богатым – это нонсенс.

Тем не менее в России богатым является именно государство – зарплаты чиновников в 3-4 раза превышают среднюю; разрыв между средней з/пл и з/пл федеральных министров исчисляется десятками раз, а руководители госкомпаний только официальную з/пл получают в десятки раз больше федеральных министров. Такого нет нигде в богатых странах.

Сравните 2 цифры по итогам 2018: реальные доходы населения сократились на 0,2% (они сокращаются пятый год подряд), а налоговые сборы при этом выросли на 21,5%. Люди нищают – государство богатеет.

Очевидно, что ситуация перевернута с ног на голову, что государство жирует и что налогов собирается намного больше, чем этого должно быть достаточно государству.

Как вы думаете, на что должны уходить налоги? Наиболее очевидные ответы: армия, полиция, суды, тюрьмы, школы, больницы, содержание чиновников. Оставим сейчас в стороне вопрос об оправданности размеров расходов по каждой из этих статей.

Читайте также:  Холестерин это польза или вред

Посмотрите теперь, сколько наших налогов согласно консолидированному бюджету на 2019 (федеральный + региональный уровень) уходит на эти очевидные функции: на армию (8,1% общих госрасходов), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (6,6%), образование (10,6%), здравоохранение (11,7%), обслуживание госдолга (2,9%) и зарплаты чиновникам (5,8%) уходит 45,7% все государственных расходов. Еще пенсии – 35,3% (хотя их накопительная часть изымается уже четвертый год подряд).

Тогда на что же уходят оставшиеся 19%, или примерно 6,5 трлн.руб?

2,3 трлн. – на госпропаганду, кино, физкультуру, ЖКХ, культуру и охрану окружающей среды (причем на окружающую среду уходит примерно столько же, сколько на госпропаганду).

А остальные 4,2 трлн (12,3%)? На экономику, на то, чем должны заниматься частные предприниматели в условиях свободной конкуренции и свободы предпринимательства, добиваясь эффективности и низких цен (это не все тендеры – они проводятся еще и по военным расходам, и по правоохранительным, и по образовательным, и медицинским).

Почему российское государство столь много занимается экономикой? Потому что оно забирает под видом налогов средства у массы граждан и бизнеса и передает их в «доверительное управление» придворным бизнесменам, которым поручили от имени государства что-то производить и делать. Из этих средств покрываются колоссальные убытки государственных компаний и банков.

Вам все это представляется оправданным и правильным, и надо оставить все как есть? Тогда надо понимать, что мы никогда не станем богатыми, а будем кормить чиновников.  Надо ясно сознавать последствия этой ситуации: лучше в эти условиях не станет. Даже если цена на нефть вырастет, что маловероятно.

Надо отказаться от глупой уверенности, будто чиновники знают лучше нас, на что лучше всего потратить наши деньги. Чиновники – это специалисты по составлению справок и отчетов, служебных документов. Наши деньги нужны прежде всего нам самим, а в остальном надо жить по средствам, постепенно и поэтапно решая свои проблемы, а не бросать пыль в глаза себе и всем другим.

Ограничение аппетитов и размеров государства в России давно назрело, сокращение налогов и госрегулирования – это самая насущная задача для улучшения положения дел в нашей стране.

Необходимо ликвидировать расходы государства по экономическим статьям, сократить расходы военные, правоохранительные и на чиновников – все это может позволить сократить налоги хотя бы в 2 раза.

Стоит помнить следующее:

национальное, как и личное богатство определяется не объемом собранных государством налогов, а количеством произведенных товаров и услуг. Производит все это не государство, а люди – на фабриках и заводах, в проектных и инжиниринговых компаниях, на стройках, в фермерских хозяйствах и в магазинах, поэтому чем больше денег остается у людей, тем больше и лучше они будут производить того, что им нужно.

Источник

«Налоговая (фискальная) политика»

На­ло­ги — обя­за­тель­ные удер­жа­ния в поль­зу го­су­дар­ст­ва с на­се­ле­ния и пред­при­я­тий. Они ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ко­ном, а все ме­ро­при­я­тия, свя­зан­ные с по­ряд­ком их взи­ма­ния, раз­ме­ра­ми ста­вок, оп­ре­де­ле­ни­ем их ко­ли­че­ст­ва, на­зы­ва­ют­ся на­ло­го­вой по­ли­ти­кой. Ис­то­рия на­ло­гов на­счи­ты­ва­ет бо­лее 5 ты­сяч лет (от жерт­во­при­но­ше­ний и при­ну­ди­тель­ных по­вин­но­с­тей к со­вре­мен­ным сбо­рам). Налоги являются средством расходов государства при выполнении им своих задач и функций.

Ис­то­рия на­ло­го­об­ло­же­ния на Ру­си на­ча­лась с по­лю­дья кня­зя Оле­га — не­упо­ря­до­чен­но­го сбо­ра да­ни кня­зем с дру­жи­ной. В 945 г. кня­ги­ня Оль­га про­ве­ла важ­ную ре­фор­му — ус­та­но­ви­ла фик­си­ро­ван­ное на­ло­го­об­ло­же­ние в зем­лях вос­точ­но­сла­вян­ских пле­мен, вве­ла уро­ки (раз­мер да­ни), по­го­с­ты (ме­с­та сбо­ра да­ни), дым (еди­ни­цу на­ло­го­об­ло­же­ния). Со­би­рать на­ло­ги ста­ли спе­ци­аль­ные лю­ди — ем­цы, мыт­ни­ки, меч­ни­ки.

Го­су­да­ре­во тяг­ло — так име­но­ва­ли в Рус­ском го­су­дар­ст­ве весь ком­плекс де­неж­ных и на­ту­раль­ных пла­те­жей го­су­дар­ст­ву.

Налоговая система включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля.

Функции налогов: фискальная(на­пол­не­ние го­су­дар­ст­вен­но­го бю­д­же­та, что­бы власть мог­ла вы­пол­нять свои обя­за­тель­ст­ва пе­ред об­ще­ст­вом),  распределительная или социальная со­ци­аль­ную (пе­ре­рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов в поль­зу ма­ло­иму­щих сло­ев на­се­ле­ния) , стимулирующая (сти­му­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти). Важ­ное зна­че­ние име­ют на­ло­ги для оп­ре­де­ле­ния по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва в ре­ги­о­нах. От то­го, ка­кие в стра­не на­ло­ги, за­ви­сит очень мно­гое. На­при­мер, ес­ли они слиш­ком вы­со­ки, то про­из­во­дить про­дук­цию, ока­зы­вать ус­лу­ги ста­но­вит­ся про­сто не­вы­год­но.

1.   Фискальная функция (от латинского слова fiscus — государственная казна) была исторически первой. И остается до сих пор главной. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. Налоги в России в последние годы дают более 85% дохода бюджета.

2.   Распределительная функция налогов. Одни налоги платят, другие получают их плоды. Без этого нельзя осуществлять никакие социальные программы.

3.   Стимулирующая функция налогов — это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для стимулирования используются налоговые льготы, например, для увеличения инвестиционной активности, и  воспроизводственные налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.

Читайте также:  Что такое добрые дела и какая от них польза

Прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде. Например, индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль предприятий. Прямыми являются и такие налоги, которые имеют дело с прошлыми доходами: налог на имущество, налог на наследство.

Другие налоги мы платим незаметно — покупая товары и услуги. Эти налоги включены в цены товаров и услуг, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажи, все таможенные пошлины. Это косвенные налоги. Косвенные налоги уплачивают в бюджет производителями. Акцизы – то есть налоги на отдельные товары и услуги —  широко применяются, но больше всего известны акцизы на алкоголь, табак и предметы роскоши.

В развитых странах примерно 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой примерно 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. Но косвенные налоги менее справедливы. Доля косвенных налогов в России составляла в 1990-х гг. более 70%.

Прогрессивные и регрессивные налоги. Прогрессивность и регрессивность налога понимают по-разному. С одной стороны, они связаны с налоговой арифметикой. Если по мере роста облагаемой базы ставка налога растет, то мы имеем дело с прогрессивной шкалой. В противном случае шкала будет регрессивной. Если ставка налога постоянна при любой базе, то такой налог имеет пропорциональную шкалу.

С другой стороны, эти понятия связаны с экономической сутью налогов. Прогрессивность и регрессивность налога для экономиста определяется не характером его шкалы по отношению к размеру налогооблагаемой базы, а по отношению к доходам граждан. Прогрессивный налог – это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У регрессивного налога средняя ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика, а пропорциональный налог характеризуется постоянной средней ставкой.

Например, косвенные налоги экономисты квалифицируют как регрессивные, так как, купив одну и ту же вещь, богатый и бедный заплатили в сумме один и тот же налог, но доля этого налога будет разной — большей для бедного. Поэтому, чем больше косвенных налогов, тем выше степень регрессивности налоговой системы.

Тенденции развития налоговых систем. По мере формирования и укрепления среднего класса налоговое бремя во все большей мере перекладывается на плечи его представителей. Общая тенденция заключается в расширении налоговой базы и в сокращении льгот. Цель заключается в ослаблении налогового бремени при сохранении общего объема сбора налогов. Льготы же переносят из налоговой сферы в сферу трансфертов, то есть прямых выплат нуждающимся. 

 Российская налоговая система соответствует большинству “мировых стандартов”. Вместе с тем у нее есть и особенности. Во-первых, фактически пропорциональный индивидуальный подоходный налог с очень низкой ставкой – 13%. Во-вторых, российская налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер, хотя по отдельным видам предпринимательской деятельности предусмотрено стимулирование производственного, инновационного, малого предпринимательства. В-третьих, бюджетные поступления в значительной мере складывается из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.  

Налоговый Кодекс установил исчерпывающий перечень налогов. Иные налоги не могут быть введены региональными и местными властями. Наибольшее значение имеют следующие налоги:

·     налог на добавленную стоимость,

·     налог на прибыль,

·     акцизы,

·     платежи за пользование природными ресурсами,

·     подоходный налог с физических лиц,

·     таможенные пошлины,

·     налог на имущество организаций.

Эти налоги обеспечивают большую часть доходов бюджета.

Индивидуальный подоходный налог. Глав­ной фор­мой ос­нов­но­го на­ло­га на граж­дан яв­ля­ет­ся по­до­ход­ный, его став­ка в раз­ных стра­нах ко­леб­лет­ся от 10 до 50%. Уп­ла­та по­до­ход­но­го на­ло­га — од­на из обя­зан­но­с­тей граж­дан, она осу­ще­ств­ля­ет­ся как по ме­с­ту ра­бо­ты, так и на ос­но­ва­нии лич­ных на­ло­го­вых дек­ла­ра­ций — до­ку­мен­тов, ко­то­рые долж­ны пред­став­лять­ся в спе­ци­аль­ное ве­дом­ст­во — на­ло­го­вую ин­спек­цию. В этом до­ку­мен­те ука­зы­ва­ют­ся все сум­мы, по­лу­чен­ные в те­че­ние го­да (на­при­мер, го­но­ра­ры за кни­ги, вы­пол­нен­ные ра­бо­ты, до­пол­ни­тель­ные за­ра­бот­ки не по ос­нов­но­му ме­с­ту ра­бо­ты). Ес­ли же граж­да­нин ра­бо­та­ет толь­ко на од­ном ме­с­те и уп­ла­чи­ва­ет по­до­ход­ный на­лог с за­ра­бот­ной пла­ты, ему не нуж­но по­да­вать на­ло­го­вую дек­ла­ра­цию. В Рос­сии став­ка по­до­ход­но­го на­ло­га с граж­дан (фи­зи­че­с­ких лиц) со­став­ля­ет 13%.

Бухгалтерия российского предприятия ежемесячно начисляет этот налог в размере 13% и вычитает из зарплаты и переводит в бюджет. Если у вас были иные доходы, то в начале года надо заполнить налоговую декларацию. Таким образом, большая часть налога собирается у источника, а другая — по декларации.         Индивидуальный подоходный налог используется и для обложения индивидуальных предпринимателей.

Читайте также:  Польза желатина при приеме внутрь

Базой для расчета налога является совокупный годовой доход. В него включаются выплаты со всех мест работы и другие доходы: пособия, премии, дивиденды по акциям и другие доходы. Доход для целей налогообложения составляют материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате трудовой и предпринимательской деятельности, а также полученные по другим основаниям и улучшающие их материальное положение. Чтобы от дохода перейти к облагаемому доходу нужно вычесть из него изъятия; расходы, подтвержденные документально, и сумму льгот, если они положены. Изъятиями являются, например, расходы на содержание детей и иждивенцев в сумме минимальной оплаты труда, или расходы на благотворительные цели, или расходы на новое строительство в пределах до 5000 минимальных месячных оплат труда.

Налог на добавленную стоимость утвержден в качестве основного для стран — членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления ЕС. В настоящее время им пользуются примерно 50 стран.

Добавленную стоимость определяют как выручку за вычетом покупаемых предприятием товаров и услуг. НДС на каждой стадии производства равен разнице между налогом, взимаемым при продаже продукции и налогом уже уплаченным при покупке сырья, материалов и услуг. Плательщиками налога являются предприятия.

         Первоначально в 1992 г. ставка НДС в России равнялась 28% практически для всех товаров и услуг. По сравнению с другими странами она была значительно выше (Австрия — 20%, Англия — 15%, ФРГ — 14%, Франция — 18,6%, Дания — 22%, Швеция — 23,5%). Однако так продолжалось недолго. В 1993 году ставки НДС в России были понижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) и некоторым товарам для детей (швейные изделия, школьно-письменные принадлежности, обувь и другие) до 10%. По остальным товарам и услугам — до 20%. Такие ставки действовали 10 лет до 2004 г., когда ставка снизилась до 18%.

На­ло­гом на кор­по­ра­ции (фир­мы) об­ла­га­ет­ся не толь­ко при­быль пред­при­я­тий, но так­же и часть из­дер­жек (на­при­мер, осо­бый на­лог пред­при­я­тия вы­пла­чи­ва­ют с на­чис­ле­ния зар­пла­ты сво­им со­труд­ни­кам). в России в целом соответствуют мировой практике. В 1990-х гг. в Германии этот налог составил 36-50%, в Канаде — 38-43,5%, Японии — 28-40%. До 1994 г. ставка налога на прибыль всех предприятий была равна 32%. После  она была снижена до 30%, а в 2001 году — до 24%.

Акцизы — это специальные косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров. Их часто называют налогами «на грехи», имея в виду высокие ставки акцизов на табак и спиртное. Этим, с одной стороны, стимулируется сокращение потребления этих товаров, с другой стороны, пополняется казна. Кроме того, акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельную продукцию. Например, на экспорт нефти или на ювелирные изделия. Акцизы могут составлять до 90% отпускной цены товара (например, в цене крепких напитков в 1994 году). Платят этот налог предприятия, которые производят товар, а по импортным товарам — поставщики этих товаров.

Единый социальный налог (ЕСН) пришел на смену целой гамме налогообразных платежей. Базой для его исчисления является фонд заработной платы, а платит предприятие. Важнейшей частью этой реформы стало введение регрессивной шкалы этого налога (см. табл. 4-7). Чем больше предприятие платит своим работникам, тем  меньше средняя налоговая ставка. Это должно «вывести из тени» оплату труда на многих предприятиях.

По­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­ет­ся в на­ло­го­об­ло­же­нии часть ко­с­вен­ных на­ло­гов — это ак­ци­зы (на­ло­ги, как бы скры­ва­ю­щи­е­ся в це­не оп­ре­де­лен­ных то­ва­ров, на­при­мер, в ал­ко­голь­ных на­пит­ках, та­баке), та­мо­жен­ные по­ш­ли­ны и не­ко­то­рые дру­гие. От то­го, на­сколь­ко ис­прав­но уп­ла­чи­ва­ют­ся на­ло­ги, за­ви­сит бла­го­со­сто­я­ние все­го об­ще­ст­ва — уро­вень ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния, об­ра­зо­ва­ния, пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния и т. д. Не слу­чай­но во всех стра­нах пре­ду­с­мо­т­ре­ны стро­гие на­ка­за­ния для тех, кто со­зна­тель­но за­ни­жа­ет свои до­хо­ды и ук­ло­ня­ет­ся от уп­ла­ты на­ло­гов.

При раз­ра­бот­ке на­ло­го­вой по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны оп­ре­де­ля­ют, ка­ким на­ло­гам от­дать пред­по­чте­ние: пря­мым или ко­с­вен­ным, ка­ки­ми долж­ны быть став­ки на­ло­го­об­ло­же­ния. Пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ет го­су­дар­ст­во и оп­ре­де­лен­ные на­ло­го­вые льго­ты. На­при­мер, в ря­де стран те фир­мы, ко­то­рые тра­тят сред­ст­ва на бла­го­тво­ри­тель­ность, об­ра­зо­ва­ние и со­ци­аль­но­е обес­пе­че­ние, вы­пу­с­ка­ют важ­ную для го­су­дар­ст­ва про­дук­цию (до­пу­с­тим, дет­ские то­ва­ры), по­лу­ча­ют зна­чи­тель­ные на­ло­го­вые льго­ты. В на­шей стра­не на­ло­го­вые льго­ты рас­про­ст­ра­ня­ют­ся на пред­при­я­тия, ис­поль­зу­ю­щие труд ин­ва­ли­дов.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Конспект «Виды предприятий»
Конспект «Экономический рост»
Тесты ГИА «Обществознание»

Перейти к списку «Каталог конспектов» по предмету «Обществознание»

Источник