Совместное существование организмов при котором каждый вид извлекает пользу из другого

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2018; проверки требуют 23 правки.

Отношения могут быть как внутри-, так и межвидовые.

Возможны следующие виды влияний одних организмов на другие:

  • + Положительное — один организм получает пользу за счёт другого.
  • − Отрицательное — организму причиняется вред из-за другого.
  • Н Нейтральное — другой никак не влияет на организм.

Типы отношений[править | править код]

Симбиоз[править | править код]

Подразделяется на факультативный и облигатный.[1]

++ Облигатный симбиоз[1] — форма симбиоза, при которой в естественных условиях популяции не могут существовать друг без друга (пример: симбиоз гриба и водоросли в лишайнике). Разновидностью облигатного симбиоза является:

  • Мутуализм — форма облигатного взаимовыгодного сожительства организмов двух и более видов,[1] при котором взаимовыгодная помощь необходима, так как обе особи взаимозависимы друг от друга.Например: термиты и жгутиконосцы(жгутиконосцы могут существовать только внутри термита, а термиты в свою очередь не могут жить без специальных ферментов, выделяемых жгутиконосцами.
++ Факультативный симбиоз[1] (протокооперация) — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии: актиния защищает краба и использует его в качестве средства передвижения)
н+ Комменсализм — форма симбиоза, при которой одна популяция извлекает пользу от взаимоотношения, а другая не получает ни пользы, ни вреда. Выделяют следующие типы комменсализма: зоохорию, паройкию, синойкию (квартирантство), энтойкию, эпибиоз, эпиойкию (эпойкию, нахлебничество), форезию.
+ Паразитизм — форма симбиоза, при которой один организм (паразит) использует другой (хозяин) в качестве источника питания или/и среды обитания, возлагая при этом (частично или полностью) на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой. Паразитизм так же бывает облигатным, когда паразит не может существовать без хозяина (типичный пример — вирусы) и факультативным (вши, блохи, паразитические черви и т. д.).

  • Инквилинизм — одно животное, проникая в чужое жилище, уничтожает хозяина, после чего использует жилище в своих целях.

Хищничество[править | править код]

+ Хищничество — явление, при котором один организм питается органами и тканями другого (при этом умертвление жертвы не обязательно), при этом не наблюдается симбиотических отношений. Но в современной экологии часто используется общее понятие хищничества, в которое также входят паразитизм и растительноядность (фитофагия).

Нейтрализм[править | править код]

нн Нейтрализм — обе популяции не оказывают никакого воздействия друг на друга, например волк и дождевой червь.

Антибиоз[править | править код]

н Аменсализм — форма антибиоза, при которой одна популяция отрицательно влияет на другую, но сама не испытывает ни отрицательного, ни положительного влияния. Типичный пример — высокие кроны деревьев, угнетающие рост низкорослых растений и мхов, за счет частичного перекрывания доступа солнечного света.
Аллелопатия — форма антибиоза, при которой организмы оказывают взаимно вредное влияние друг на друга, обусловленное их жизненными факторами (например, выделениями веществ). Встречается, в основном, у микроорганизмов, растений, грибов. При этом вредное влияние одного организма на другой не является необходимым для его жизнедеятельности и не приносит ему пользы.
Конкуренция — форма антибиоза, при которой два вида организмов являются биологическими врагами по своей сути (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения). Например, между хищниками одного вида и одной популяции или разных видов, питающихся одной пищей и обитающих на одной территории. В этом случае вред, причиняемый одному организму, приносит пользу другому, и наоборот.

См. также[править | править код]

  • Симбиоз
  • Антагонизм в экологии
  • Взаимная помощь

Примечания[править | править код]

Источник

“Ваше тело сгнило бы через месяц, если бы каждый орган стал думать только о себе” Ж. Фреско

В природе существует множество форм взаимодействия организмов. В этой статье я постарался кратко раскрыть тему: есть ли лучшие формы социально-экономических взаимоотношений особей чем конкуренция?

Симбиоз

++Облигатный симбиоз — форма симбиоза, при которой в естественных условиях популяции не могут существовать друг без друга (пример: симбиоз гриба и водоросли в лишайнике). Разновидностью облигатного симбиоза является:

  • Мутуализм — форма облигатного взаимовыгодного сожительства организмов двух и более видов, при котором взаимовыгодная помощь необходима, так как обе особи взаимозависимы друг от друга.

++Факультативный симбиоз(протокооперация) — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии: актиния защищает краба и использует его в качестве средства передвижения)

Комменсализм

н+Комменсализм — форма симбиоза, при которой одна популяция извлекает пользу от взаимоотношения, а другая не получает ни пользы, ни вреда. Выделяют следующие типы комменсализма: зоохорию, паройкию, синойкию (квартирантство), энтойкию, эпибиоз, эпиойкию (эпойкию, нахлебничество), форезию.

Нейтрализм

нн Нейтрализм — обе популяции не оказывают никакого воздействия друг на друга, например волк и дождевой червь.

Паразитизм

−+Паразитизм — форма симбиоза, при которой один организм (паразит) использует другой (хозяин) в качестве источника питания или/и среды обитания, возлагая при этом (частично или полностью) на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой. Паразитизм так же бывает облигатным, когда паразит не может существовать без хозяина (типичный пример — вирусы) и факультативным (вши, блохи, паразитические черви и т. д.).

Инквилинизм — одно животное, проникая в чужое жилище, уничтожает хозяина, после чего использует жилище в своих целях. Похоже на рейдерский захват, не так ли?

Читайте также:  В чем польза рисовых отрубей

Хищничество

−+Хищничество — явление, при котором один организм питается органами и тканями другого (при этом умертвление жертвы не обязательно), при этом не наблюдается симбиотических отношений. Но в современной экологии часто используется общее понятие хищничества, в которое также входят паразитизм и растительноядность (фитофагия).

Антибиоз

−нАменсализм — форма антибиоза, при которой одна популяция отрицательно влияет на другую, но сама не испытывает ни отрицательного, ни положительного влияния. Типичный пример — высокие кроны деревьев, угнетающие рост низкорослых растений и мхов, за счет частичного перекрывания доступа солнечного света. Например: Ель.

Аллелопатия — форма антибиоза, при которой организмы оказывают взаимно вредное влияние друг на друга, обусловленное их жизненными факторами (например, выделениями веществ). Встречается, в основном, у микроорганизмов, растений, грибов. При этом вредное влияние одного организма на другой не является необходимым для его жизнедеятельности и не приносит ему пользы.

−−Конкуренция — форма антибиоза, при которой два вида организмов являются биологическими врагами по своей сути (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения). Например, между хищниками одного вида и одной популяции или разных видов, питающихся одной пищей и обитающих на одной территории. В этом случае вред, причиняемый одному организму, приносит пользу другому, и наоборот.

Причём тут общество?

Давайте теперь перейдём в плоскость социально-экономическую.

Итак, у нас пока с Вами переходная (дифференцированная) модель: “Хищничество” + “Конкуренция” + “Паразитизм”. Причём, последнего уже больше. Если, например, в 90-е, в этой взаимосвязи “Хищничество и конкуренция” достигали под 100% общественной активности, то отвоевав себе лучшие места, класс господ паразитирует на недрах и налогах граждан, так как в первую очередь власть оказывает помощь именно классу господ. Привет Сечину, Дерипаске, Потанину, Медведеву, Билалову и пр. Не болейте там, держитесь, а то в граните не сможет отливаться.

“Охранительный паразитизм” на советском наследии, на добывающихся ресурсах, на налогах – это основной способ жизнеобеспечения отдельного класса и их детишек, можно отвести такой форме 90%, а 10% оставить “Хищничеству”, так как если кому-то из этого класса приглянулся какой-либо объект имущественных прав (бизнес, проект и т.д.), то у Вас его отымут. Правда, если один и тот же объект имущественных интересов приглянулся сразу нескольким Господинам, то между ними возникает “Конкуренция”. И это – самая эффективная и удобная для них форма. “Хищничество” живёт за счёт жертвы и не получает убытка для себя, “Паразитизм” живёт за счёт хозяина (добытчика ресурсов и минералов, несущего ответственность за своё существование и поступки) и не получает убытка для себя, так как ответственность переложена на общество. Да, случается так, что вышеприведённые особи между собой конкурируют. Нынче не всегда это приводит к устранению конкурента. Взаимовыгодный договор. И если сравнить отношение этого класса к низшему, через призму их высокоморальных афоризмов из ряда: “Государство Вам ничего не должно”, “Не спрашивай, что государство сделало для тебя, а спроси, что ты сделал для государства”, “Вы сами виноваты, что у Вас так”, то описанное соответствует термину “Паразитизм” практически полностью. Стоит также отметить, что паразиты в большинстве случаев, в конце концов убивают хозяина, так и не насытившись.

Но вот в нижнем классе, верхний класс навязал исключительно “Конкуренцию”, конкуренцию особей между собой (конечно же), и старается оградить “Кормовую базу” (бюджет РФ) от проявлений “Паразитизма” со стороны нижнего класса (соц. выплаты, пособия, пенсии). Здесь, ситуация ровно противоположенная. 90% “Конкуренция” и 10% “Паразитизм”. В общем свести это можно к оккупации всего общества, одним единственным классом, который такое положение дел по жизнеобеспечению свято охраняет. Формами жизнеобеспечения для которого являются “Паразитизм” и “Хищничество”. Всё за счёт других, ответственность перевесить тоже на плечи жертвы и хозяев, без ущерба для себя. Идеально.

А что в животном мире?

И таких видео 10-ки, а то и сотни! Вот к примеру ещё одно:

Впечатляет то, что даже межвидовые особи помогают друг другу. А человеческий вид занимается экономическим каннибализмом по отношению к друг другу, особям одного вида. Как я заявлял ранее, в статье “Грамотный человек – враг правителей!”, прародителей капитализма, сторонников капитализма можно смело признать психически нездоровыми людьми, страдающих чрезмерно заниженной самооценкой. Ведь это сродни нацизму (первенство одной нации над другой), только признак здесь не нация, а класс. Когда один класс, одного вида эксплуатирует (и старается это сделать бесплатно) другой класс, одного вида. Может быть конечно где-то у приматов такая социальная иерархия построена на инстинктивном уровне. Тогда следует признать, что капиталисты просто недоразвитые приматы. К счастью, это исключается опять же тем, что мы относимся к Сапиенсам, а не к обезьянам. Поэтому гипотеза о психических отклонениях у капиталистов остаётся пока не опровергнутой. Так как я думаю, что они далеко не глупые ребята, просто нездоровые.

P.S.: И да, если бы все деньги потраченные на Вторую Мировую Войну, пошли бы на благоустройство, в мире бы не было трущоб. Об этом Жак Фреско:

С уважением, Максим Экстрин!

Если кто-то хочет задать вопрос лично и для связи:

Вконтакте | Facebook | Instagram

Подписывайтесь на канал, далее публикации ещё интересней. ????????

Источник

Цель: познакомить учащихся с многообразием типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.

Читайте также:  Польза и вред доказательной медицины

Задачи:1) образовательные: сформировать у учащихся общие экологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в сообществах; показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм; научить выявлять типы отношений между организмами, давать их краткую характеристику.

2) развивающие:  развитие познавательного интереса; развивать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, составлять таблицы, делать выводы.

3) воспитательные: воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе;

 Тип урока: урок изучения нового материала.

 Методы обучения:

словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований);

наглядный (просмотр видео отрывков и иллюстраций).

 Форма работы: индивидуальная, групповая.

 ХОД УРОКА.

1.      Организация работы класса.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами узнали и том, что является экологической системой, какие компоненты входят в её состав, какие факторы влияют на организмы, входящие в состав экосистемы. Сегодня мы продолжим разговор о том, как организмы приспособились к совместной жизни в биоценозах.

2.      Актуализация знаний: Для закрепления знаний провожу диктант терминов. Основные термины прошлого урока:

Экология, среда обитания, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные, толерантность, лимитирующие факторы, адаптация, экологическая ниша, анабиоз.

3.      Изучение нового материала:

 Каждый живой организм живет в окружении множества других, вступая с ним в самые разнообразные отношения, как с положительными, так и с отрицательными для себя последствиями. Связь с другими организмами обеспечивает питание и размножение, возможность защиты, смягчает неблагоприятные условия среды. В то же время биотическое окружение – это и опасность ущерба или гибели. Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют типы отношений:

Нейтральные (0 0)

Полезнонейтральные (+ 0)

Вредно-нейтральные

Взаимополезные (+ +)

Полезновредные (+ –)

Взаимовредные (– –) 

Рассмотрим эти типы взаимоотношений подробнее. По ходу моего рассказа, заполняем таблицу:

Тип отношений

Особенности отношений

Примеры

Нейтральные (0 0) – очень редко встречаются, поскольку организмы все равно обладают косвенными связями Белка – лось, пример Дарвина (старые девы и удойность молока)

Полезнонейтральные (+ 0) – 1 вид – польза; 2 вид – безразлично.Комменсализм – совместная трапеза.
а) Нахлебничество – акулы, дельфины – их сопровождают рыбы-лоцманы, для которых много пищи, экстременты).
б) Квартиранство – тело животных, их постройки служат убежищем.
Пример: мальки прячутся под зонтиками крупных медуз, где находятся под защитой щупалец, снабженных стрекательными клетками; рыба клоун – актиния; гнезда птиц – членистоногие. Растения могут использовать другие виды, как места обитания.

в) Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса ( хищник, падальщики, насекомые, бактерии)

Вредно-нейтральные – Аменсализм (отрицательная трапеза) (- 0) ель – травы под ней.

Взаимополезные (+ +) – увеличение численности одного, и увеличение скорости численности другого.

а) Симбиоз (греч. sym – вместе, bios – жизнь) или сожительство. при которой оба партнера или 1 из них извлекает пользу от другого.
Примерами симбиоза могут служить:

– лишайник (гриб + водоросль), грибокорень (гриб + корень растения), азотфиксирующие бактерии – корневые волоски бобовых растений.

б) Мутуализм (от лат. – взаимный)- взаимополезное сожительство – рак отшельник (поселяется в пустой раковине моллюска и возит на себе раковину вместе с полипом) и актиния (коралловый полип, который ловит добычу, часть которой, пораженная стрекательными клетками, падает на дно и поедается раком), клевер и шмель

в) Протокооперация (первичное сотрудничество) Совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно (опыление пчелами разных растений)

Полезновредные (+ –) –(хищничество и паразитизм, полупаразитизм) широко распространены в природе.

а) Хищничество. Один из интереснейших случаев – растения- хищники (видеоотрывок) Вопрос: Назовите причину такого явления ( недостаток веществ в местах проживания)

б) Паразитизм (+-) – одни организмы живут за счет питательных веществ или тканей других организмов. Паразитизм бывает внешний( клопы, блохи, клещи, пиявки, комары, грибы-паразиты) и внутренний(простейшие, черви)

Взаимовредные (– –)  – использование одного ресурса несколькими видами, проживающими в сходных экологических условиях, агрессия, активное вытеснение видов. Антагонизм – присутствие одного вида исключает пребывание другого.
Конкуренция за пищу, пространство, убежище.

а) Внутривидовая – важный фактор эволюции и саморегулирования внутри популяции (охрана участка, борьба за самку, разновозрасные растения)

б) Межвидовая – отношения близкородственных организмов, или с  организмов экологически одинаковыми потребностями). Насекомоядные птицы

Вывод: все перечисленные формы приспособлений к совместной жизни между видами служат регуляторами численности животных и растений в биогеоценозе, определяя его устойчивость.

Проблемный вопрос: Почему важно знать типы связей между видами?(можно прогнозировать , что произойдет при нарушении связей)

 В оставшееся время решаются биологические задачи:

1.        Состояние биогеоценоза зависит от разнообразия обитающих в нем видов, численности их популяций. В ряде регионов нашей страны истребили волков. Численность каких животных при этом резко возросла? Почему в данных биогеоценозах пострадали многие кустарники, молодые деревца?

           Работа в группах.

1.       При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?

Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.

2.       Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?

Читайте также:  Польза от бананов для организма

Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.

3.        Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы?

        Ответ: нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых.

4.        В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дупло-гнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

IV. Закрепление изученного материала

В заключение, выдаются задания каждой группе, чтобы проверить усвояемость материала –после обсуждения они проверяются.

1 группа:

Что такое “симбиоз”?

А – прямое уничтожение жертвы.
В – совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами.
С – форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.

Под биотическим фактором понимают:

А – сумму воздействия живых организмов.
В – воздействие человека на организмы.
С – факторы неживой природы.

 Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству?

А – на теле хозяина живут вши.
В – волки поедают мелких травоядных.
С – насекомые питаются нектаром цветковых растений.

Азотфтксирующие бактерии относятся к:

А – сапрофитам.
В – симбионтам.
С – паразитам.

В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?

А – в снижении плодовитости.
В – в уменьшении скорости роста популяции.
С – в приобретении новых качеств, способствующих выживанию.

2 группа:

1. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относят это явление?

А – антропогенные.
В – биотические.
С – абиотические.

2. Выберите пример паразитизма:

А – береза и гриб подберезовик.
В – повилика и растение.
С – лишайники.

3. Выберите пример конкуренции:

А – акула и рыбы прилипалы.
В – деревья и микоризные грибы.
С – ель в березовом лесу.

4. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:

А – паразитизм.
В – мутуализм.
С – конкуренция.

5. Из перечисленных ниже примеров адаптаций найдите наиболее характерные для хищников:

А – покровительственная окраска.
В – использование убежищ.
С – быстрота реакции.

3 группа:

1. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма?

А – вши, клещи, грибы трутовики.
В – рак отшельник и актиния.
С – береза под пологом елового леса.

2. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?

А – конкуренция.
В – хищничество.
С – мутуализм.

3. Что определяет наличие конкуренции?

А – ограничение общих ресурсов.
В – избыток общих ресурсов.
С – существует независимо от ресурсов.

4. Выберите пример мутуализма:

А – кедровая сосна и кедровка.
В – береза и гриб трутовик.
С – гриб-фитофтора и картофель.

5. Из перечисленных признаков выберите обязательный для типа взаимоотношения “хозяин-паразит”:

А – тесная связь с хозяином как результат естественного отбора.
В – полное истощение и быстрая смерть хозяина.
С – нанесение вреда хозяину без пользы для себя.

4 группа:

1. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу. ареал обитания:

А – конкуренция.
В – хищничество.
С – паразитизм.

2. Важное значение для хищников имеет:

А – количество пищи.
В – качество пищи.
С – разнообразие пищи.

3. Какое из перечисленных взаимодействий относятся к симбиозу?

А – воробей поедает червей.
В – кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных.
С – в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько кг. бактерий.

4. Выберите пример комменсализма:

А- осина и микориза подосиновика.

В-гиены и львы.

С- растения семейства росянковые и насекомые.

5. Выберите из приведенного варианта тип взаимоотношений – конкуренция:

А – рысь и заяц.
В – серая и черная крысы.
С – рыба прилипало и акула.

Вывод  урока.

Отношения организмов в природе сложные и многообразные и часто грань между ними условна. Понимая это, человек обязан, относится к природе осторожно, бережно, для того, чтобы ее сохранить.

Домашнее задание: Параграфы 77, 78, подготовить презентацию, закончить таблицу.

1В                                                 2В

1  Экология                                  0

2  Среда обитания                       10

3  Экологические факторы        9

4  Абиотические  факторы         8

5  Биотические факторы            7

6  Антропогенные факторы       6  

7  Лимитирующие факторы      5

8  Адаптация                                 4

9  Экологическая ниша              3

10  Анабиоз                                    2

0   Толерантность                         1

Дополнительный вопрос:

Перечислите типы адаптаций организмов.

Приведите несколько примеров

Источник