Совместное существование организмов при котором каждый вид извлекает пользу из другого
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2018; проверки требуют 23 правки.
Отношения могут быть как внутри-, так и межвидовые.
Возможны следующие виды влияний одних организмов на другие:
- + Положительное — один организм получает пользу за счёт другого.
- − Отрицательное — организму причиняется вред из-за другого.
- Н Нейтральное — другой никак не влияет на организм.
Типы отношений[править | править код]
Симбиоз[править | править код]
Подразделяется на факультативный и облигатный.[1]
+ | + | Облигатный симбиоз[1] — форма симбиоза, при которой в естественных условиях популяции не могут существовать друг без друга (пример: симбиоз гриба и водоросли в лишайнике). Разновидностью облигатного симбиоза является:
|
+ | + | Факультативный симбиоз[1] (протокооперация) — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии: актиния защищает краба и использует его в качестве средства передвижения) |
н | + | Комменсализм — форма симбиоза, при которой одна популяция извлекает пользу от взаимоотношения, а другая не получает ни пользы, ни вреда. Выделяют следующие типы комменсализма: зоохорию, паройкию, синойкию (квартирантство), энтойкию, эпибиоз, эпиойкию (эпойкию, нахлебничество), форезию. |
− | + | Паразитизм — форма симбиоза, при которой один организм (паразит) использует другой (хозяин) в качестве источника питания или/и среды обитания, возлагая при этом (частично или полностью) на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой. Паразитизм так же бывает облигатным, когда паразит не может существовать без хозяина (типичный пример — вирусы) и факультативным (вши, блохи, паразитические черви и т. д.).
|
Хищничество[править | править код]
− | + | Хищничество — явление, при котором один организм питается органами и тканями другого (при этом умертвление жертвы не обязательно), при этом не наблюдается симбиотических отношений. Но в современной экологии часто используется общее понятие хищничества, в которое также входят паразитизм и растительноядность (фитофагия). |
Нейтрализм[править | править код]
н | н | Нейтрализм — обе популяции не оказывают никакого воздействия друг на друга, например волк и дождевой червь. |
Антибиоз[править | править код]
− | н | Аменсализм — форма антибиоза, при которой одна популяция отрицательно влияет на другую, но сама не испытывает ни отрицательного, ни положительного влияния. Типичный пример — высокие кроны деревьев, угнетающие рост низкорослых растений и мхов, за счет частичного перекрывания доступа солнечного света. |
− | − | Аллелопатия — форма антибиоза, при которой организмы оказывают взаимно вредное влияние друг на друга, обусловленное их жизненными факторами (например, выделениями веществ). Встречается, в основном, у микроорганизмов, растений, грибов. При этом вредное влияние одного организма на другой не является необходимым для его жизнедеятельности и не приносит ему пользы. |
− | − | Конкуренция — форма антибиоза, при которой два вида организмов являются биологическими врагами по своей сути (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения). Например, между хищниками одного вида и одной популяции или разных видов, питающихся одной пищей и обитающих на одной территории. В этом случае вред, причиняемый одному организму, приносит пользу другому, и наоборот. |
См. также[править | править код]
- Симбиоз
- Антагонизм в экологии
- Взаимная помощь
Примечания[править | править код]
Источник
“Ваше тело сгнило бы через месяц, если бы каждый орган стал думать только о себе” Ж. Фреско
В природе существует множество форм взаимодействия организмов. В этой статье я постарался кратко раскрыть тему: есть ли лучшие формы социально-экономических взаимоотношений особей чем конкуренция?
Симбиоз
++Облигатный симбиоз — форма симбиоза, при которой в естественных условиях популяции не могут существовать друг без друга (пример: симбиоз гриба и водоросли в лишайнике). Разновидностью облигатного симбиоза является:
- Мутуализм — форма облигатного взаимовыгодного сожительства организмов двух и более видов, при котором взаимовыгодная помощь необходима, так как обе особи взаимозависимы друг от друга.
++Факультативный симбиоз(протокооперация) — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии: актиния защищает краба и использует его в качестве средства передвижения)
Комменсализм
н+Комменсализм — форма симбиоза, при которой одна популяция извлекает пользу от взаимоотношения, а другая не получает ни пользы, ни вреда. Выделяют следующие типы комменсализма: зоохорию, паройкию, синойкию (квартирантство), энтойкию, эпибиоз, эпиойкию (эпойкию, нахлебничество), форезию.
Нейтрализм
нн Нейтрализм — обе популяции не оказывают никакого воздействия друг на друга, например волк и дождевой червь.
Паразитизм
−+Паразитизм — форма симбиоза, при которой один организм (паразит) использует другой (хозяин) в качестве источника питания или/и среды обитания, возлагая при этом (частично или полностью) на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой. Паразитизм так же бывает облигатным, когда паразит не может существовать без хозяина (типичный пример — вирусы) и факультативным (вши, блохи, паразитические черви и т. д.).
Инквилинизм — одно животное, проникая в чужое жилище, уничтожает хозяина, после чего использует жилище в своих целях. Похоже на рейдерский захват, не так ли?
Хищничество
−+Хищничество — явление, при котором один организм питается органами и тканями другого (при этом умертвление жертвы не обязательно), при этом не наблюдается симбиотических отношений. Но в современной экологии часто используется общее понятие хищничества, в которое также входят паразитизм и растительноядность (фитофагия).
Антибиоз
−нАменсализм — форма антибиоза, при которой одна популяция отрицательно влияет на другую, но сама не испытывает ни отрицательного, ни положительного влияния. Типичный пример — высокие кроны деревьев, угнетающие рост низкорослых растений и мхов, за счет частичного перекрывания доступа солнечного света. Например: Ель.
—Аллелопатия — форма антибиоза, при которой организмы оказывают взаимно вредное влияние друг на друга, обусловленное их жизненными факторами (например, выделениями веществ). Встречается, в основном, у микроорганизмов, растений, грибов. При этом вредное влияние одного организма на другой не является необходимым для его жизнедеятельности и не приносит ему пользы.
−−Конкуренция — форма антибиоза, при которой два вида организмов являются биологическими врагами по своей сути (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения). Например, между хищниками одного вида и одной популяции или разных видов, питающихся одной пищей и обитающих на одной территории. В этом случае вред, причиняемый одному организму, приносит пользу другому, и наоборот.
Причём тут общество?
Давайте теперь перейдём в плоскость социально-экономическую.
Итак, у нас пока с Вами переходная (дифференцированная) модель: “Хищничество” + “Конкуренция” + “Паразитизм”. Причём, последнего уже больше. Если, например, в 90-е, в этой взаимосвязи “Хищничество и конкуренция” достигали под 100% общественной активности, то отвоевав себе лучшие места, класс господ паразитирует на недрах и налогах граждан, так как в первую очередь власть оказывает помощь именно классу господ. Привет Сечину, Дерипаске, Потанину, Медведеву, Билалову и пр. Не болейте там, держитесь, а то в граните не сможет отливаться.
“Охранительный паразитизм” на советском наследии, на добывающихся ресурсах, на налогах – это основной способ жизнеобеспечения отдельного класса и их детишек, можно отвести такой форме 90%, а 10% оставить “Хищничеству”, так как если кому-то из этого класса приглянулся какой-либо объект имущественных прав (бизнес, проект и т.д.), то у Вас его отымут. Правда, если один и тот же объект имущественных интересов приглянулся сразу нескольким Господинам, то между ними возникает “Конкуренция”. И это – самая эффективная и удобная для них форма. “Хищничество” живёт за счёт жертвы и не получает убытка для себя, “Паразитизм” живёт за счёт хозяина (добытчика ресурсов и минералов, несущего ответственность за своё существование и поступки) и не получает убытка для себя, так как ответственность переложена на общество. Да, случается так, что вышеприведённые особи между собой конкурируют. Нынче не всегда это приводит к устранению конкурента. Взаимовыгодный договор. И если сравнить отношение этого класса к низшему, через призму их высокоморальных афоризмов из ряда: “Государство Вам ничего не должно”, “Не спрашивай, что государство сделало для тебя, а спроси, что ты сделал для государства”, “Вы сами виноваты, что у Вас так”, то описанное соответствует термину “Паразитизм” практически полностью. Стоит также отметить, что паразиты в большинстве случаев, в конце концов убивают хозяина, так и не насытившись.
Но вот в нижнем классе, верхний класс навязал исключительно “Конкуренцию”, конкуренцию особей между собой (конечно же), и старается оградить “Кормовую базу” (бюджет РФ) от проявлений “Паразитизма” со стороны нижнего класса (соц. выплаты, пособия, пенсии). Здесь, ситуация ровно противоположенная. 90% “Конкуренция” и 10% “Паразитизм”. В общем свести это можно к оккупации всего общества, одним единственным классом, который такое положение дел по жизнеобеспечению свято охраняет. Формами жизнеобеспечения для которого являются “Паразитизм” и “Хищничество”. Всё за счёт других, ответственность перевесить тоже на плечи жертвы и хозяев, без ущерба для себя. Идеально.
А что в животном мире?
И таких видео 10-ки, а то и сотни! Вот к примеру ещё одно:
Впечатляет то, что даже межвидовые особи помогают друг другу. А человеческий вид занимается экономическим каннибализмом по отношению к друг другу, особям одного вида. Как я заявлял ранее, в статье “Грамотный человек – враг правителей!”, прародителей капитализма, сторонников капитализма можно смело признать психически нездоровыми людьми, страдающих чрезмерно заниженной самооценкой. Ведь это сродни нацизму (первенство одной нации над другой), только признак здесь не нация, а класс. Когда один класс, одного вида эксплуатирует (и старается это сделать бесплатно) другой класс, одного вида. Может быть конечно где-то у приматов такая социальная иерархия построена на инстинктивном уровне. Тогда следует признать, что капиталисты просто недоразвитые приматы. К счастью, это исключается опять же тем, что мы относимся к Сапиенсам, а не к обезьянам. Поэтому гипотеза о психических отклонениях у капиталистов остаётся пока не опровергнутой. Так как я думаю, что они далеко не глупые ребята, просто нездоровые.
P.S.: И да, если бы все деньги потраченные на Вторую Мировую Войну, пошли бы на благоустройство, в мире бы не было трущоб. Об этом Жак Фреско:
С уважением, Максим Экстрин!
Если кто-то хочет задать вопрос лично и для связи:
Вконтакте | Facebook | Instagram
Подписывайтесь на канал, далее публикации ещё интересней. ????????
Источник
Цель: познакомить учащихся с многообразием типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.
Задачи:1) образовательные: сформировать у учащихся общие экологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в сообществах; показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм; научить выявлять типы отношений между организмами, давать их краткую характеристику.
2) развивающие: развитие познавательного интереса; развивать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, составлять таблицы, делать выводы.
3) воспитательные: воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения:
словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований);
наглядный (просмотр видео отрывков и иллюстраций).
Форма работы: индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА.
1. Организация работы класса.
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами узнали и том, что является экологической системой, какие компоненты входят в её состав, какие факторы влияют на организмы, входящие в состав экосистемы. Сегодня мы продолжим разговор о том, как организмы приспособились к совместной жизни в биоценозах.
2. Актуализация знаний: Для закрепления знаний провожу диктант терминов. Основные термины прошлого урока:
Экология, среда обитания, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные, толерантность, лимитирующие факторы, адаптация, экологическая ниша, анабиоз.
3. Изучение нового материала:
Каждый живой организм живет в окружении множества других, вступая с ним в самые разнообразные отношения, как с положительными, так и с отрицательными для себя последствиями. Связь с другими организмами обеспечивает питание и размножение, возможность защиты, смягчает неблагоприятные условия среды. В то же время биотическое окружение – это и опасность ущерба или гибели. Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют типы отношений:
Нейтральные (0 0)
Полезнонейтральные (+ 0)
Вредно-нейтральные
Взаимополезные (+ +)
Полезновредные (+ –)
Взаимовредные (– –)
Рассмотрим эти типы взаимоотношений подробнее. По ходу моего рассказа, заполняем таблицу:
Тип отношений
Особенности отношений
Примеры
Нейтральные (0 0) – очень редко встречаются, поскольку организмы все равно обладают косвенными связями Белка – лось, пример Дарвина (старые девы и удойность молока)
Полезнонейтральные (+ 0) – 1 вид – польза; 2 вид – безразлично.Комменсализм – совместная трапеза.
а) Нахлебничество – акулы, дельфины – их сопровождают рыбы-лоцманы, для которых много пищи, экстременты).
б) Квартиранство – тело животных, их постройки служат убежищем.
Пример: мальки прячутся под зонтиками крупных медуз, где находятся под защитой щупалец, снабженных стрекательными клетками; рыба клоун – актиния; гнезда птиц – членистоногие. Растения могут использовать другие виды, как места обитания.
в) Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса ( хищник, падальщики, насекомые, бактерии)
Вредно-нейтральные – Аменсализм (отрицательная трапеза) (- 0) ель – травы под ней.
Взаимополезные (+ +) – увеличение численности одного, и увеличение скорости численности другого.
а) Симбиоз (греч. sym – вместе, bios – жизнь) или сожительство. при которой оба партнера или 1 из них извлекает пользу от другого.
Примерами симбиоза могут служить:
– лишайник (гриб + водоросль), грибокорень (гриб + корень растения), азотфиксирующие бактерии – корневые волоски бобовых растений.
б) Мутуализм (от лат. – взаимный)- взаимополезное сожительство – рак отшельник (поселяется в пустой раковине моллюска и возит на себе раковину вместе с полипом) и актиния (коралловый полип, который ловит добычу, часть которой, пораженная стрекательными клетками, падает на дно и поедается раком), клевер и шмель
в) Протокооперация (первичное сотрудничество) Совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно (опыление пчелами разных растений)
Полезновредные (+ –) –(хищничество и паразитизм, полупаразитизм) широко распространены в природе.
а) Хищничество. Один из интереснейших случаев – растения- хищники (видеоотрывок) Вопрос: Назовите причину такого явления ( недостаток веществ в местах проживания)
б) Паразитизм (+-) – одни организмы живут за счет питательных веществ или тканей других организмов. Паразитизм бывает внешний( клопы, блохи, клещи, пиявки, комары, грибы-паразиты) и внутренний(простейшие, черви)
Взаимовредные (– –) – использование одного ресурса несколькими видами, проживающими в сходных экологических условиях, агрессия, активное вытеснение видов. Антагонизм – присутствие одного вида исключает пребывание другого.
Конкуренция за пищу, пространство, убежище.
а) Внутривидовая – важный фактор эволюции и саморегулирования внутри популяции (охрана участка, борьба за самку, разновозрасные растения)
б) Межвидовая – отношения близкородственных организмов, или с организмов экологически одинаковыми потребностями). Насекомоядные птицы
Вывод: все перечисленные формы приспособлений к совместной жизни между видами служат регуляторами численности животных и растений в биогеоценозе, определяя его устойчивость.
Проблемный вопрос: Почему важно знать типы связей между видами?(можно прогнозировать , что произойдет при нарушении связей)
В оставшееся время решаются биологические задачи:
1. Состояние биогеоценоза зависит от разнообразия обитающих в нем видов, численности их популяций. В ряде регионов нашей страны истребили волков. Численность каких животных при этом резко возросла? Почему в данных биогеоценозах пострадали многие кустарники, молодые деревца?
Работа в группах.
1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?
Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.
2. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?
Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.
3. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы?
Ответ: нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых.
4. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дупло-гнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.
IV. Закрепление изученного материала
В заключение, выдаются задания каждой группе, чтобы проверить усвояемость материала –после обсуждения они проверяются.
1 группа:
Что такое “симбиоз”?
А – прямое уничтожение жертвы.
В – совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами.
С – форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.
Под биотическим фактором понимают:
А – сумму воздействия живых организмов.
В – воздействие человека на организмы.
С – факторы неживой природы.
Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству?
А – на теле хозяина живут вши.
В – волки поедают мелких травоядных.
С – насекомые питаются нектаром цветковых растений.
Азотфтксирующие бактерии относятся к:
А – сапрофитам.
В – симбионтам.
С – паразитам.
В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?
А – в снижении плодовитости.
В – в уменьшении скорости роста популяции.
С – в приобретении новых качеств, способствующих выживанию.
2 группа:
1. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относят это явление?
А – антропогенные.
В – биотические.
С – абиотические.
2. Выберите пример паразитизма:
А – береза и гриб подберезовик.
В – повилика и растение.
С – лишайники.
3. Выберите пример конкуренции:
А – акула и рыбы прилипалы.
В – деревья и микоризные грибы.
С – ель в березовом лесу.
4. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:
А – паразитизм.
В – мутуализм.
С – конкуренция.
5. Из перечисленных ниже примеров адаптаций найдите наиболее характерные для хищников:
А – покровительственная окраска.
В – использование убежищ.
С – быстрота реакции.
3 группа:
1. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма?
А – вши, клещи, грибы трутовики.
В – рак отшельник и актиния.
С – береза под пологом елового леса.
2. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?
А – конкуренция.
В – хищничество.
С – мутуализм.
3. Что определяет наличие конкуренции?
А – ограничение общих ресурсов.
В – избыток общих ресурсов.
С – существует независимо от ресурсов.
4. Выберите пример мутуализма:
А – кедровая сосна и кедровка.
В – береза и гриб трутовик.
С – гриб-фитофтора и картофель.
5. Из перечисленных признаков выберите обязательный для типа взаимоотношения “хозяин-паразит”:
А – тесная связь с хозяином как результат естественного отбора.
В – полное истощение и быстрая смерть хозяина.
С – нанесение вреда хозяину без пользы для себя.
4 группа:
1. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу. ареал обитания:
А – конкуренция.
В – хищничество.
С – паразитизм.
2. Важное значение для хищников имеет:
А – количество пищи.
В – качество пищи.
С – разнообразие пищи.
3. Какое из перечисленных взаимодействий относятся к симбиозу?
А – воробей поедает червей.
В – кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных.
С – в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько кг. бактерий.
4. Выберите пример комменсализма:
А- осина и микориза подосиновика.
В-гиены и львы.
С- растения семейства росянковые и насекомые.
5. Выберите из приведенного варианта тип взаимоотношений – конкуренция:
А – рысь и заяц.
В – серая и черная крысы.
С – рыба прилипало и акула.
Вывод урока.
Отношения организмов в природе сложные и многообразные и часто грань между ними условна. Понимая это, человек обязан, относится к природе осторожно, бережно, для того, чтобы ее сохранить.
Домашнее задание: Параграфы 77, 78, подготовить презентацию, закончить таблицу.
1В 2В
1 Экология 0
2 Среда обитания 10
3 Экологические факторы 9
4 Абиотические факторы 8
5 Биотические факторы 7
6 Антропогенные факторы 6
7 Лимитирующие факторы 5
8 Адаптация 4
9 Экологическая ниша 3
10 Анабиоз 2
0 Толерантность 1
Дополнительный вопрос:
Перечислите типы адаптаций организмов.
Приведите несколько примеров
Источник