Современные размышления о пользе истории для тех кто принимает решения
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Современные размышления. О пользе истории для тех, кто принимает решения
Доступна только бумажная версия документа
383 с.
Количество страниц
О произведении
Ответственность
Мэй Эрнст Р.
Серия
Библиотека Московской школы политических исследований
Общее примечание
Пер. изд.: Thinking in time. The uses of history for decision-makers / Richard E. Neustadt, Ernest R. May. – New York, 1988
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале.
Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
.
1. Ãèáðèä ÷åëîâåêà è îáåçüÿíû
Íåñêîëüêî äåñÿòèëåòèé õîäèëè ñëóõè î òîì, ÷òî â ÑÑÑÐ ïðîâîäèëèñü ýêñïåðèìåíòû ïî ñîçäàíèþ ãèáðèäà ÷åëîâåêà è îáåçüÿíû ïóòåì ñêðåùèâàíèÿ ÷åëîâåêà ñ øèìïàíçå. Ïîñëå ðàñïàäà Ñîâåòñêîãî Ñîþçà, êîãäà àðõèâû áûëè ðàññåêðå÷åíû, ýòè ñëóõè ïîäòâåðäèëèñü.
Äîêòîð Èëüÿ Èâàíîâ áûë âñåìèðíî èçâåñòíûì ñïåöèàëèñòîì â îáëàñòè âåòåðèíàðíîé áèîëîãèè ðàçìíîæåíèÿ, íî îí õîòåë ñäåëàòü â ñâîåé æèçíè íå÷òî áîëüøåå, ÷åì ðàçâåäåíèå æèðíûõ êîðîâ. Ïîýòîìó â 1927 ã. îí îòïðàâèëñÿ â Àôðèêó, ñ öåëüþ îñóùåñòâèòü ñêðåùèâàíèå ÷åëîâåêà è îáåçüÿíû.
Ê ñ÷àñòüþ, åãî òðóäû íå óâåí÷àëèñü óñïåõîì, è â îñíîâíîì áëàãîäàðÿ ìåñòíûì ñîòðóäíèêàì èññëåäîâàòåëüñêîãî öåíòðà Çàïàäíîé Ãâèíåè, â êîòîðîì îí ðàáîòàë, è îò êîòîðûõ åìó ïðèõîäèëîñü ïîñòîÿííî ñêðûâàòü èñòèííóþ öåëü ýêñïåðèìåíòîâ. Ñîãëàñíî çàïèñÿì â åãî äíåâíèêå, åñëè áû îíè óçíàëè, ÷åì îí çàíèìàëñÿ íà ñàìîì äåëå, «ýòî ìîãëî áû ïðèâåñòè ê î÷åíü íåïðèÿòíûì ïîñëåäñòâèÿì». Èç-çà íåîáõîäèìîñòè ñåêðåòíîñòè ïðàêòè÷åñêè íè÷åãî íåâîçìîæíî áûëî äåëàòü, íî, íåñìîòðÿ íà ýòî, îí îïèñàë äâå ïîïûòêè èñêóññòâåííîãî îñåìåíåíèÿ ñàìêè øèìïàíçå ÷åëîâå÷åñêîé ñïåðìîé.
Ðàçî÷àðîâàâøèñü, Èâàíîâ âåðíóëñÿ â Ñîâåòñêèé Ñîþç. Ñ ñîáîé îí ïðèâåç îðàíãóòàíãà ïî èìåíè Òàðçàí, òàê êàê íàäåÿëñÿ ïðîäîëæèòü ñâîþ ðàáîòó â áîëåå ïðèåìëåìîé îáñòàíîâêå. Îí òàêæå îáúÿâèë î òîì, ÷òî äëÿ ýêñïåðèìåíòà òðåáîâàëèñü æåíùèíû-äîáðîâîëüöû, æåëàþùèå âûíîñèòü ðåáåíêà Òàðçàíà, è íà óäèâëåíèå òàêèå äîáðîâîëüöû íàøëèñü. Îäíàêî ïîçäíåå Òàðçàí óìåð, à Èâàíîâà íà ïàðó ëåò îòïðàâèëè â ëàãåðÿ. Íà ýòîì åãî èññëåäîâàíèå çàêîí÷èëîñü. Õîäèëè ñëóõè, ÷òî äðóãèå ñîâåòñêèå ó÷åíûå ïðîäîëæèëè ðàáîòó Èâàíîâà, íî íèêàêèõ îïðåäåëåííûõ äîêàçàòåëüñòâ òàê è íå áûëî ïîëó÷åíî.
.
2. Âîçäåéñòâèå ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì íà ÷åëîâå÷åñêèå òðóïû
 1780 ã. èòàëüÿíñêèé ïðîôåññîð àíàòîìèè Ëóèäæè Ãàëüâàíè îáíàðóæèë, ÷òî ýëåêòðè÷åñêèå ðàçðÿäû çàñòàâëÿþò ïîäåðãèâàòüñÿ êîíå÷íîñòè ìåðòâîé ëÿãóøêè. Âñêîðå åãî ýêñïåðèìåíò ïîâòîðÿëè ó÷åíûå ïî âñåé Åâðîïå, íî ëÿãóøêè èì áûñòðî íàñêó÷èëè, è îíè îáðàòèëè âíèìàíèå íà áîëåå èíòåðåñíûõ æèâîòíûõ. ×òî ñëó÷èòñÿ, äóìàëè îíè, åñëè ïðîïóñòèòü òîê ÷åðåç òðóï ÷åëîâåêà?
Ïëåìÿííèê Ãàëüâàíè Äæîâàííè Àëüäèíè îòïðàâèëñÿ â ïîåçäêó ïî Åâðîïå, âî âðåìÿ êîòîðîé îí ïðåäëàãàë ïóáëèêå òîøíîòâîðíîå çðåëèùå. Åãî ñàìàÿ âûäàþùàÿñÿ äåìîíñòðàöèÿ ïðîèçîøëà 17 ÿíâàðÿ 1803 ã., êîãäà îí ïîäñîåäèíÿë ïîëþñà 120-âîëüíîãî àêêóìóëÿòîðà ê òåëó êàçíåííîãî óáèéöû Äæîðäæà Ôîðñòåðà (George Forster).
Êîãäà Àëüäèíè ïîìåùàë ïðîâîäà íà ðîò è óõî, ìûøöû ÷åëþñòè íà÷èíàëè ïîäåðãèâàòüñÿ, è ëèöî óáèéöû êîð÷èëîñü â ãðèìàñå áîëè. Ëåâûé ãëàç îòêðûâàëñÿ, êàê áóäòî õîòåë ïîñìîòðåòü íà ñâîåãî ìó÷èòåëÿ. Ïîêàç òîðæåñòâåííî çàâåðøàëñÿ òåì, ÷òî Àëüäèíè ïîäñîåäèíÿë îäèí ïðîâîä ê óõó, à äðóãîé çàñîâûâàë åìó â ïðÿìóþ êèøêó. Òðóï ïóñêàëñÿ â îìåðçèòåëüíûé ïëÿñ. Ãàçåòà «London Times» ïèñàëà: «Íåñâåäóùåé ÷àñòè ïóáëèêè ìîãëî ïîêàçàòüñÿ, ÷òî íåñ÷àñòíûé âîò-âîò îæèâåò».
Äðóãèå èññëåäîâàòåëè ïûòàëèñü ïðèìåíÿòü ýëåêòðè÷åñêèé òîê â íàäåæäå âîñêðåñèòü ìåðòâûõ, íî áåçóñïåøíî. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî èìåííî ýòè ýêñïåðèìåíòû íà÷àëà 19 âåêà âäîõíîâèëè Ìýðè Øåëëè (Mary Shelley) íà íàïèñàíèå ðîìàíà î Ôðàíêåíøòåéíå â 1816 ã.
.
3. Äâóõãîëîâàÿ ñîáàêà Äåìèõîâà
 1954 ã. Âëàäèìèð Äåìèõîâ ïîòðÿñ ìèð, ïðîäåìîíñòðèðîâàâ ìîíñòðà, ñîçäàííîãî õèðóðãè÷åñêèì ïóòåì: äâóõãîëîâóþ ñîáàêó. Îí ñîçäàë ýòî ñóùåñòâî â ëàáîðàòîðèè íà îêðàèíå Ìîñêâû, ïåðåñàäèâ ãîëîâó, ïëå÷è è ïåðåäíèå ëàïû ùåíêà íà øåþ âçðîñëîé íåìåöêîé îâ÷àðêè.
Äåìèõîâ ïðîäåìîíñòðèðîâàë ñîáàêó ïåðåä æóðíàëèñòàìè ñî âñåãî ìèðà. Îáå ãîëîâû îäíîâðåìåííî ëàêàëè ìîëîêî èç ìèñîê, à çàòåì ñóùåñòâî ñæàëîñü îò ñòðàõà, êîãäà ìîëîêî íà÷àëî âûòåêàòü èç ãîëîâû ùåíêà ÷åðåç îáðåçàííóþ ïèùåâîäíóþ òðóáêó. Ñîâåòñêèé Ñîþç ñ ãîðäîñòüþ õâàñòàëñÿ, ÷òî ñîáàêà ñëóæèëà äîêàçàòåëüñòâîì ïðåâîñõîäñòâà ñîâåòñêîé ìåäèöèíû.
Âñåãî çà ïÿòíàäöàòü ëåò Äåìèõîâ ñîçäàë äâàäöàòü äâóõãîëîâûõ ñîáàê. Íè îäíà èç íèõ íå ïðîæèëà äîëãî, òàê êàê îíè íåèçáåæíî ïîãèáàëè èç-çà îòòîðæåíèÿ òêàíåé. Îäèí ìåñÿö áûë ðåêîðäíûì ñðîêîì.
Äåìèõîâ îáúÿñíÿë, ÷òî ýòè ñîáàêè ÿâëÿëèñü ÷àñòüþ íåïðåêðàùàþùèõñÿ ýêñïåðèìåíòîâ â îáëàñòè õèðóðãèè, ãëàâíîé öåëüþ êîòîðûõ áûëî íàó÷èòüñÿ òðàíñïëàíòèðîâàòü ÷åëîâå÷åñêîå ñåðäöå è ëåãêèå.  1967 ã. ýòîé öåëè äîñòèã äðóãîé õèðóðã äîêòîð Êðèñòèàí Áààðíàðä (Christian Baarnard), îäíàêî, ìíîãèå ïðèçíàþò, ÷òî Äåìèõîâ «âûìîñòèë» äîðîãó äëÿ äîñòèæåíèÿ ýòîé öåëè.
.
4. Ïîïûòêà ñòèìóëèðîâàòü ãåòåðîñåêñóàëüíîå ïîâåäåíèå â ìóæ÷èíå-ãîìîñåêñóàëèñòå
 1954 ã. ñîòðóäíèêè óíèâåðñèòåòà Ìàêãèëëà Äæåéìñ Îëäñ (James Olds) è Ïèòåð Ìèëíåð (Peter Milner) îáíàðóæèëè, ÷òî ñåïòàëüíàÿ çîíà ìîçãà îòâå÷àåò çà õîðîøåå ñàìî÷óâñòâèå. Ýëåêòðè÷åñêàÿ ñòèìóëÿöèÿ ýòîé çîíû âûçûâàåò îùóùåíèå ñèëüíîãî óäîâîëüñòâèÿ è ñåêñóàëüíîãî âîçáóæäåíèÿ. Îíè ïðîäåìîíñòðèðîâàëè ñâîå îòêðûòèå, ïîäñîåäèíèâ ïðîâîä ê ìîçãó êðûñû, è êîãäà êðûñà ïîíÿëà, ÷òî ìîæåò ñòèìóëèðîâàòü ñàìà ñåáÿ, íàæèìàÿ íà ðû÷àã, îíà ìàíèàêàëüíî êîëîòèëà ïî ýòîìó ðû÷àãó ñî ñêîðîñòüþ äî äâóõ òûñÿ÷ íàæàòèé â ìèíóòó.
 1970 ã. Ðîáåðò Õèñ (Robert Heath) èç óíèâåðñèòåòà Òóëåéíà ïðèäóìàë íîâîå ïðèìåíåíèå îòêðûòèþ Îëäñà è Ìèëíåðà. Îí ðåøèë ïðîâåðèòü, ñìîæåò ëè ìíîãîêðàòíàÿ ñòèìóëÿöèÿ ñåïòàëüíîé çîíû ïðåâðàòèòü ãîìîñåêñóàëüíîãî ìóæ÷èíó â ãåòåðîñåêñóàëüíîãî.
Õèñ íàçûâàë ñâîåãî ïîäîïûòíîãî «ïàöèåíò Â-19». Îí âñòàâèë èçîëèðîâàííûå ýëåêòðîäû â ñåïòàëüíóþ çîíó ìîçãà ïàöèåíòà, à çàòåì, â õîäå ýêñïåðèìåíòàëüíûõ ñåññèé, ïðîâîäèë òùàòåëüíî êîíòðîëèðóåìóþ ñòèìóëÿöèþ ýòîé çîíû. Âñêîðå ìîëîäîé ÷åëîâåê ñîîáùèë î âîçðàñòàþùåé ñåêñóàëüíîé ìîòèâàöèè. Çàòåì Õèñ ñîáðàë óñòðîéñòâî, êîòîðîå ïîçâîëÿëî Â-19 ñòèìóëèðîâàòü ñåáÿ ñàìîìó. Ïàöèåíò áûñòðî ïðèñòðàñòèëñÿ ê «êíîïêå óäîâîëüñòâèÿ». Âî âðåìÿ îäíîé òðåõ÷àñîâîé ñåññèè îí íàæàë åå 1 500 ðàç äî òåõ ïîð, ïîêà, êàê ñîîáùèë Õèñ, «ýéôîðèÿ ïîëíîñòüþ åãî íå îõâàòèëà, è åãî ïðèøëîñü îòñîåäèíèòü».
Íà ýòîé ñòàäèè ýêñïåðèìåíòà ëèáèäî ïàöèåíòà óæå áûëî íàñòîëüêî âçâèí÷åíî, ÷òî Õèñ ðåøèë ïåðåéòè ê ôèíàëüíîìó ýòàïó, âî âðåìÿ êîòîðîãî ïàöèåíòó ïðåäñòàâèëè ïàðòíåðøó, æåëàþùóþ çàíÿòüñÿ ñ íèì ñåêñîì. Õèñ äîáèëñÿ îò àòòîðíåÿ øòàòà ðàçðåøåíèÿ íà òî, ÷òîáû â ýêñïåðèìåíòå ïðèíÿëà ó÷àñòèå 21-ëåòíÿÿ ïðîñòèòóòêà, îí ïîìåñòèë åå â îäíîé êîìíàòå ñ Â-19.  òå÷åíèå ÷àñà Â-19 íè÷åãî íå äåëàë, òîãäà ïðîñòèòóòêà âçÿëà èíèöèàòèâó â ñâîè ðóêè, è ìåæäó íèìè ñîñòîÿëñÿ ïîëîâîé àêò. Õèñ ïîñ÷èòàë ýòî ïîëîæèòåëüíûì ðåçóëüòàòîì.
Î äàëüíåéøåé ñóäüáå ýòîãî ïàöèåíòà ìàëî ÷òî èçâåñòíî. Õèñ ñîîáùèë, ÷òî ìîëîäîé ÷åëîâåê ïîñòåïåííî âåðíóëñÿ ê çàíÿòèÿì ãîìîñåêñóàëüíîé ïðîñòèòóöèåé, íî ó íåãî òàêæå áûë ðîìàí ñ çàìóæíåé æåíùèíîé. Õèñ îïòèìèñòè÷åñêè ðåøèë, ÷òî ýòî óêàçûâàåò íà òî, ÷òî, ïî êðàéíåé ìåðå, ÷àñòè÷íî ýêñïåðèìåíò óäàëñÿ. Îäíàêî, îí áîëüøå íèêîãäà íå ïûòàëñÿ ëå÷èòü ãîìîñåêñóàëèñòîâ.
.
5. Îòäåëåííàÿ ñîáà÷üÿ ãîëîâà
×òî ìîæåò áûòü óæàñíåå, ÷åì ñîçäàíèå äâóõãîëîâîé ñîáàêè? Êàê íàñ÷åò òîãî, ÷òîáû îòäåëèòü ãîëîâó îò òåëà ñîáàêè, è ïîääåðæèâàòü åå æèâîé?
Eùå ñî âðåìåí êðîâàâîé áîéíè Ôðàíöóçñêîé Ðåâîëþöèè, êîãäà ãèëüîòèíà îòïðàâëÿëà òûñÿ÷è ãîëîâ â êîðçèíû, ó÷åíûå çàäàâàëè ñåáå âîïðîñ, ìîæíî ëè ñäåëàòü òàê, ÷òîáû ãîëîâà æèëà îòäåëüíî îò òåëà, è òîëüêî â 1920 ã. ýòîò ýêñïåðèìåíò áûë îñóùåñòâëåí.
Ñîâåòñêèé ôèçèîëîã Ñåðãåé Áðþõîíåíêî ñîçäàë ïðèìèòèâíûé àïïàðàò èñêóññòâåííîãî êðîâîîáðàùåíèÿ ïîä íàçâàíèåì «àâòîæåêòîð», è ïðè ïîìîùè ýòîãî àïïàðàòà åìó óäàëîñü ïîääåðæèâàòü ñîáà÷üþ ãîëîâó, îòäåëåííóþ îò òåëà, æèâîé.  1928 ã. îí ïðîäåìîíñòðèðîâàë îäíó èç òàêèõ ãîëîâ ó÷åíûì âñåãî ìèðà íà Òðåòüåì Ñúåçäå Ôèçèîëîãîâ ÑÑÑÐ. ×òîáû äîêàçàòü, ÷òî ãîëîâà, ëåæàùàÿ íà ñòîëå, áûëà æèâîé, îí ïîêàçàë êàê îíà ðåàãèðóåò íà ðàçäðàæèòåëè. Áðþõîíåíêî óäàðèë ïî ñòîëó ìîëîòêîì, è ãîëîâà âçäðîãíóëà. Îí ïîñâåòèë åé â ãëàçà, è ãëàçà ìîðãíóëè. Îí äàæå ñêîðìèë ãîëîâå êóñî÷åê ñûðà, êîòîðûé ñðàçó æå âûñêî÷èë èç ïèùåâîäíîé òðóáêè íà äðóãîì êîíöå.
Ñîáà÷üÿ ãîëîâà Áðþõîíåíêî âûçâàëà ìíîãî ðàçãîâîðîâ âî âñåé Åâðîïå, à äðàìàòóðã Äæîðäæ Áåðíàðä Øîó äàæå ñêàçàë: «Ìåíÿ ïðèâëåêàåò èäåÿ î òîì, ÷òîáû ìîþ ñîáñòâåííóþ ãîëîâó îòðåçàëè, è ÿ áû ìîã ïðîäîëæàòü äèêòîâàòü ïüåñû è êíèãè, íå áåñïîêîÿñü î áîëåçíÿõ, áåç íåîáõîäèìîñòè îäåâàòüñÿ è ðàçäåâàòüñÿ, ïèòàòüñÿ, è äåëàòü ÷òî-ëèáî åùå, êðîìå ñîçäàíèÿ øåäåâðîâ äðàìàòóðãèè è ëèòåðàòóðû».
.
6. Ñëîíû ïîä êèñëîòîé
×òî áóäåò, åñëè äàòü ñëîíó ËÑÄ?  ïÿòíèöó 3 àâãóñòà 1962 ã. ãðóïïà èññëåäîâàòåëåé èç Îêëàõîìà-Ñèòè ðåøèëà ýòî óçíàòü. Äèðåêòîð ãîðîäñêîãî çîîïàðêà Óîððåí Òîìàñ (Warren Thomas) ðàçðÿäèë øïðèö, ñîäåðæàùèé 297 ìëã ËÑÄ â çàä ñëîíà Òàñêî. Âìåñòå ñ Òîìàñîì â ýêñïåðèìåíòå ïðèíèìàëè ó÷àñòèå åãî íàó÷íûå êîëëåãè èç ìåäèöèíñêîé øêîëû ïðè óíèâåðñèòåòå Îêëàõîìû Ëóèñ Äæîëèîí Óýñò (Louis Jolyon West) è ×åñòåð Ì. Ïèðñ (Chester M. Pierce).
Äâåñòè äåâÿíîñòî ñåìü ìèëëèãðàìì ýòî î÷åíü áîëüøàÿ äîçà, ïðèáëèçèòåëüíî â 3000 ðàç áîëüøå, ÷åì îáû÷íàÿ ÷åëîâå÷åñêàÿ . Îíà äî ñèõ ïîð îñòàåòñÿ ñàìîé áîëüøîé äîçîé ËÑÄ, êîòîðàÿ êîãäà-ëèáî äàâàëàñü æèâîìó ñóùåñòâó. Èññëåäîâàòåëè ïîñ÷èòàëè, ÷òî åñëè è äàâàòü ËÑÄ ñëîíó, òî ãëàâíîå ÷òîáû äîçà íå áûëà ñëèøêîì ìàëåíüêîé.
Òîìàñ, Óýñò è Ïèðñ ïîçæå îáúÿñíÿëè, ÷òî öåëüþ ýêñïåðèìåíòà áûëî óçíàòü âûçîâåò ëè ËÑÄ ó ñëîíà ñîñòîÿíèå ìóñòà (musth íà ÿçûêå óðäó «îïüÿíåíèå», âðåìåííîå ïîìåøàòåëüñòâî, êîòîðîå èíîãäà èñïûòûâàþò ñëîíû-ñàìöû, âî âðåìÿ êîòîðîãî îíè ñòàíîâÿòñÿ î÷åíü àãðåññèâíûìè, à èç èõ âèñî÷íûõ æåëåç âûäåëÿåòñÿ ëèïêàÿ æèäêîñòü). Íî âïîëíå ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî èçâðàùåííîå ëþáîïûòñòâî òîæå èìåëî ìåñòî.
×òîáû íè áûëî ïðè÷èíîé ýêñïåðèìåíòà, íî ïî÷òè ñðàçó æå âñå ïîøëî íå òàê. Òàñêî îòðåàãèðîâàë íà óêîë òàê, êàê áóäòî åãî óæàëèëà ï÷åëà. Îí ïîðåâåë íåñêîëüêî ìèíóò â ñâîåì çàãîíå, à ïîòîì çàâàëèëñÿ íàáîê. Ïðèäÿ â óæàñ, ýêñïåðèìåíòàòîðû ïîïûòàëèñü ïðèâåñòè åãî â ÷óâñòâî, íî ÷åðåç ÷àñ îí óìåð. Òðîå ó÷åíûõ ðîáêî çàêëþ÷èëè, ÷òî «âèäèìî, ñëîíû îáëàäàþò âûñîêîé âîñïðèèì÷èâîñòüþ ê äåéñòâèþ ËÑÄ».
 òå÷åíèå ïîñëåäóþùèõ ëåò íå ïðåêðàùàëñÿ ñïîð îòíîñèòåëüíî òîãî, ÷òî âûçâàëî ñìåðòü Òàñêî ËÑÄ èëè ïðåïàðàòû, ïðè ïîìîùè êîòîðûõ åãî ïûòàëèñü ïðèâåñòè â ÷óâñòâî. Ïîýòîìó, ñïóñòÿ 20 ëåò, ñîòðóäíèê Êàëèôîðíèéñêîãî Óíèâåðñèòåòà â Ëîñ-Àíæåëåñå Ðîíàëüä Ñèãåëü (Ronald Siegel) ðåøèë óëàäèòü ýòîò ñïîð, äàâ äâóì ñëîíàì äîçó ËÑÄ, ïîäîáíóþ òîé, ÷òî ïîëó÷èë Òàñêî. Åìó äàæå ïðèøëîñü ïîäïèñàòü ñîãëàøåíèå î òîì, ÷òî îí çàìåíèò ñëîíîâ â ñëó÷àå èõ ñìåðòè
Âìåñòî óêîëà Ñèãåëü ïîäìåøàë âåùåñòâî â âîäó, è êîãäà ñëîíû åå âûïèëè, îíè íå òîëüêî âûæèëè, íî è íå âûêàçûâàëè àáñîëþòíî íèêàêèõ ïðèçíàêîâ ðàññòðîéñòâà. Ñëîíû âåëè ñåáÿ âÿëî, ðàñêà÷èâàëèñü âçàä-âïåðåä è èçäàâàëè ñòðàííûå çâóêè ïîõîæèå íà ùåáåòàíèå è âèçã. ×åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ îíè âåðíóëèñü â íîðìàëüíîå ñîñòîÿíèå. Íåñìîòðÿ íà ýòî, Ñèãåëü çàìåòèë, ÷òî äîçà, êîòîðóþ ïîëó÷èë Òàñêî, ìîãëà ïðåâûñèòü íåêèé ïîðîã òîêñè÷íîñòè, ïîýòîìó îí íå èñêëþ÷àåò âîçìîæíîñòü òîãî, ÷òî ñìåðòü áûëà âûçâàíà ËÑÄ. Ñïîðû ïðîäîëæàþòñÿ.
(ïðîäîëæåíèå ñëåäóåò)
Источник
Инга
Если обратиться к историческим трудам, то прогнозов Вы там не найдете т.к. оные не входят в задачи ученых историков. Другое дело работы неисториков (философов, политологов и проч.) апелирующие к историческому материалу. Они не исследуют прошлое для того чтобы предсказать будущее : ) (что, впрочем, бессмыслено), они строят прогнозы исходя из своей современности и лишь выхватывают из прошлого моменты, которые позволяют подтвердить их мнение. Хороший пример этому “Конец истории и последний человек”Ф. Фукуямы. Есть другой случай – обращение профессиональных историков к прогнозированию, как Хейзинги в “В тени завтрашнего дня”. Но это эссе, вдохновленное интуицией, предчувствием, но не историческим исследованием.
***
лично я вижу принципиальную разницу между прогнозированием конкретных явлений и комплексным историческим прогнозом. Первый случай касается узкой группы явлений, зависящей от такой же узкой грурпы предпосылок. В другой ветке уже приводились примеры с прокладкой ж/д в Африке или изобретением ноаых видов транспорта. Такой узкий прогноз возможен именно из-за своей узости. Явление а детерминировано явлениями А, В и С. Как только мы переходим к прогнозированию в более широком масштабе, хотябы в рамках определения основных политических тенденций для ближайшего десятилетия отдельной страны, мы получаем слишком много факторов, чтобы просчитать их последствия.
***
Александр
ПРОШЛОЕ само по себе великО, ибо неизменно (НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ человеку изменить возможно). Это понимали еще наши далекие предки, вводя понятия НАВЬ (ПРОШЛОЕ), ЯВЬ (НАСТОЯЩЕЕ) и ПРАВЬ (БУДУЩЕЕ).
К сожалению, все попытки “объяснить” ПРОШЛОЕ с точки зрения сегодняшнего дня – это не ИСТОРИЯ, это – публицистика, ибо ГЛАВНЫЙ принцип истории как науки – принцип ИСТОРИЗМА: “суди о событиях с точки зрения современника”. Тогда и “прОклятые французские короли”, и Кромвель, и якобинцы, и Иван Грозный III, и Иван Грозный IV, и т.д. не будут казаться столь проклятыми и грозными. Всему БЫЛО своё ВРЕМЯ! Иначе бы этого просто НЕ БЫЛО!
Именно в этом – ВЕЛИЧИЕ ПРОШЛОГО
***
Павел
В вопросе на самом деле содержатся ДВА вопроса.
Первый – о возможности использовать знание о прошлом (историческое знание) при принятии политических и управленческих решений. В американских университетах целые курсы на эту тему читают (см., например, интересную книгу Р.Нойштадта и Э.Мэя “Современные размышления. О пользе истории для тех, кто принимает решения” (М.: Ad Marginem, 1999). У нас я знаю только полтора примера – года два назад была такая магистерская программа в РАНХиГС, и вроде бы сейчас есть магистерская программа в РГГУ (правда, по отзывам коллег из РГГУ, довольно халтурная).
Второй – о прогнозной функции науки. История как таковая прогнозами не занимается. Но материалы исторических исследований могут использоваться другими общественными науками при построении концепций, в том числе и претендующих на прогностическую силу.
А вот считать, что “экстремистские течения” – от незнания истории – довольно наивный “просвещенческий” взгляд. Они – от конкретного сочетания исторических условий, соотношения и интересов социальных сил.
***
по поводу “неизменности прошлого”. Да, “прошлое” как “объективная реальность” (то, что было) неизменно. Но “прошлое” как объект нашего познания меняется непрерывно – и потому, что изменяется круг доступных нам источников и методов их анализа, и потому, что меняются те вопросы, которые мы задаём “прошлому” в виде дошедших до нас его остатков – исторических источников. Эпоха Ивана Грозного, например, в представлении современников Карамзина совсем не та, что в нашем представлении (связанном с исследованиями Веселовского, Зимина, Скрынникова, Кобрина и т.д) или (третья версия) в представлении советских людей эпохи позднего сталинизма, сформированном Виппером, Бахрушиным, фильмом Эйзенштейна и романом Костылева.
***
Инга
К слову сказать, прогнозирование как таковое – неот’емлемая часть нашего восприятия мира, условие осознанного целеполагания, поэтому даже понимая, что предугадать будущее невозможно, мы все равно будем пытаться это делать. Только вот историческая наука тут непричем.
***
Павел
При чём, но лишь косвенно.
Но есть ещё очень серьёзная проблема – всё более чётко осознаваемая необходимость некоего нового междисциплинарного синтеза, может быть, даже возникновения некой “новой науки” об обществе на базе истории, экономики, социологии. Синтезирующей их и устраняющей присущие каждой из них односторонности. Кстати, преодолевающей постмодернисткий морок.
***
Источник