Спектакль в пользу одного актера

Спектакль в пользу одного актера thumbnail

Союз театральных деятелей РФ провел онлайн-конференцию «Театр и новая реальность. Предлагаемые обстоятельства», посвященную тревожным перспективам театров, которые находятся в состоянии затянувшегося антракта. Вел конференцию председатель СТД Александр Калягин, министерство культуры представляла Оксана Косарева, глава департамента государственной поддержки искусства. В виртуальном собрании приняли участие руководители театров Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Ульяновска, Грозного, Рязани, Воронежа, Нижнего Тагила и других городов страны.

Вопросы, которые было предложено обсудить, касались ситуации с заработной платой работников театра, урезания фондов оплаты труда и вероятного сокращения штатов, помощи, которую оказывают бедствующим театрам федеральные и местные власти, прогнозов относительно жизни театров после пандемии.

Совещание началось с показа участникам исторической фотографии: балерины Кировского театра, в годы войны эвакуированного в город Молотов (теперь Пермь), пусть в полевых условиях, но — продолжают необходимые профессии репетиции. «Это была попытка даже в катастрофически сложное военное время сохранить наше театральное искусство, — прокомментировал фото заместитель председателя СТД Геннадий Смирнов. — Сейчас тоже есть невидимый враг, который разрушил нашу жизнь, и нам нужно восстановиться, когда враг отступит!».

Тревожные сообщения в чате шли со всех концов страны. В частности, фонд зарплаты вологодского театра сокращен на 10 процентов, другие фонды — на 30 процентов. В других регионах оперативные меры помогли стабилизировать ситуацию — например, как рассказал директор петербургского театра «Балтийский дом» Сергей Шуб, местный комитет по культуре сразу объявил, что объем финансирования будет сохранен, хотя «одно дело приказ — другое дело практика», и культурной сфере города грозило урезание финансирования на почти миллиард рублей. «Но помогла консолидированная позиция и директоров театров, и комитета по культуре, и СТД — в частности, сыграло огромную роль известное обращение Александра Калягина. И пока объем финансирования сохраняется».

Художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман подчеркнул разницу положений театров драматических и музыкальных. «Для артистов балета ежедневный тренинг — это профессия, без постоянных занятий им жить невозможно, потеря тренинга — это потеря профессии. То же самое в опере: артисты должны каждый день заниматься с концертмейстером. По сравнению с войной у нас ситуация даже более страшная: сегодня и эвакуироваться некуда!». Как сказал Дмитрий Бертман, связь со зрителями в эти трудные дни театры стараются поддерживать онлайн-трансляциями записей своих спектаклей. Но и здесь есть важная проблема. Скажем, «Геликон» предоставил возможность телеканалу «Культура» записать и показать в эфир ряд своих спектаклей — и теперь театр смог показать онлайн эти качественные, профессионально сделанные, полноценные видеоверсии, которые всегда только помогали посещаемости живых спектаклей. Но сегодня многие театры выкладывают в интернете практически служебные рабочие записи, неряшливые, где пропали все мизансцены и очень скверный звук, — такие записи наносят театру ущерб, «происходит развенчание любви». С финансированием трудно и в «Геликоне»: с одной стороны, «мэрия нас реально спасает, минкультуры повернулось к нам лицом», с другой — театр продавал билеты на год вперед, и теперь многие зрители их сдают, а денег, чтобы им вернуть, нет — они давно ушли на подготовку новых спектаклей, на зарплату артистам и персоналу. И мы — в панике».

В войну страна сохранила театры. Сейчас нас атакует невидимый враг — и нужно восстановить разрушенное

Геннадий Смирнов отметил, что сейчас уже разрешено киносъемочным группам продолжать работу — уже разрабатываются санитарные нормы, которые позволят продолжить репетиции и в театрах.

А вот в Воронеже к репетициям уже приступили, — сообщил худрук Платоновского фестиваля Михаил Бычков. — Пока небольшими группами, по 3-4 артиста. Камерный театр после июньского отпуска уже 10 июля начнет подготовку нового сезона, который надеется открыть в сентябре. Директор рязанского Театра кукол Константин Кириллов тоже подтвердил, что все зарплаты сохранены, никто не уволен, в некоторых театрах работают постановочные цехи, с июня театр надеется возобновить репетиции, хотя есть тревоги относительно того, как после открытия сезона школы отнесутся к массовому посещению детских театров.

Читайте также:  О вреде и пользе вазилипа

Но если государственные театры все же имеют некую гарантированную финансовую поддержку, то совсем плохи дела с театрами частными — они в настоящей беде. Как рассказал создатель екатеринбургского «Коляда-театра» драматург Николай Коляда: «У нас вообще денег нет — понимаете?! Я каждый вечер выступаю в фейсбуке, «христорадничаю»: люди, если вы меня любите, пришлите немного денег! Как теперь говорят, «стримить и донатить». Присылают — от 5 рублей до 50 тысяч. В театре 65 человек, из них 38 актеров, никто не уволен, но вот так и живем — только благодаря помощи зрителей. Власти обещают помочь осенью — но как до осени дожить? У меня денег хватит только до июня. Мы частный театр, но мы точно так же прославляем и город Екатеринбург и всю Россию, с успехом выступали во многих странах мира — а государство нам говорит: «Аля — улю, что хочешь, то и делай»… И необходимо разрешить репетиции — так, взаперти, артисты же инвалидами станут! А еще есть в Екатеринбурге отпочковавшийся от нашего театра Центр современной драматургии, он совсем погибает без поддержки, а я и помочь ему не могу. Ведь даже подхалтурить, чтобы поддержать семью, сегодня невозможно: все закрыто».

В заключение конференции Александр Калягин пообещал: «Проблемы понятны, будем думать. Условия нелегкие, требуют от всех нас и мужества, и здоровья, чтобы выгрести. Но люди театра никогда не отчаиваются». Как сообщила Оксана Косарева, в предстоящие выходные состоится выступление на канале «Россия 1» министра культуры Ольги Любимовой, которая сообщит о предпринимаемых мерах по поддержке театрального искусства в стране.

Источник

Театр, пожалуй, одно из особых мест, где человек соприкасается с культурой. Театр был и остается любимым местом всех культурных людей, которые ценят красоту искусства и талант актеров. Однако с ХХ века в России вошла в широкое употребление такая фраза как “театр одного актера”. Спустя короткое время это словосочетание стало неким афоризмом, крылатым выражением, которым все пользуются, но в основном никто не знает ее значения и основной сути. Итак, что такое «театр одного актера»?

Простой ответ на интересный вопрос

Каждый знает, что все крылатые фразы сложились исторически. Так и в этом случае. В 20-х годах ушедшего века был создан театр «Современник», который в народе называли «Театр одного актера». Вся фишка была в том, что в там играл всего один актер: знаменитый Владимир Николаевич Яхонтов. Великий человек, основатель жанра “моноспектакль”.

Значение фразы

В разных смыслах сейчас употребляется выражение «театр одного актера». Значение фразы немного изменилось сейчас, и употребляют ее как в прямом, так и в переносном смысле.

  • В прямом смысле, услышав фразу «театр одного актера» человек понимает, что речь идет о театре, где режиссер и исполнитель ролей – один и тот же человек. То есть это представление с единственным исполнителем.
  • В переносном смысле это выражение означает компанию, организацию или же коллектив, весь успех которых зависит от одного человека, или все дело держится на единственном персонаже.

театр одного актера

Немного истории

Театр одного актера как самостоятельный и профессиональный вид появился в России в ХХ веке. Естественно, что за десять столетий своего существования этот театр активно развивался и изменился в жанре и даже в иерархии внутри жанровой системы. На сегодняшний день в театре одного актера можно выделить такие направления как:

  • Художественное чтение.
  • Художественный рассказ.
  • Драматический театр.
Читайте также:  Мангольд польза и вред для здоровья фото

Авторский театр, в свою очередь, может с легкостью найти себя в этих трех жанрах.

Интересно, что знаменитый драматург писал: ”Отдельная личность – лишь пена на воде”. Но на сегодняшний день театр как бы концентрируется около личности одного режиссера/актера. Так как именно эта личность поможет найти истину. Возможно, именно это открылось великому мыслителю Г. Шпету, когда он еще в тридцатые годы прошлого столетия утверждал: ”Театральный сценический акт – есть акт актера”. Ведь на самом деле, в театре драматические действия должны начинаться с развития внутренней драмы.

театр 1 актера

Ведь неспроста Таиров обращался к актерам с такими словами: ”Вы – творческая личность, которая задумывает и осуществляет шедевры искусства. Именно вы и ваше тело является тем необходимым инструментом, которое, в совокупности с вашей индивидуальностью, превращается в сценический образ и рождает произведение искусства, создаваемое в процессе вашего творчества”. Исходя из этого, во многих спектаклях отсутствуют не только другие актеры, но и бутафория, которая еще больше усиливает напряжение.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что режиссерские искания вокруг актера в конечном итоге привели к возникновению такого жанра как театр одного актера.

Актер в разных жанрах театра

Театр 1 актера… Страшно представить, как трудно приходится человеку, играющему в нем. Как утверждал философ П.Рикёра, в драматическом тексте высказывания должны быть зримыми. То есть, если художественное рассказывание и чтение можно только услышать, то драматический театр одного актера нужно смотреть. Ведь только благодаря физическому присутствию персонажа и диалогу актера со зрителями можно достичь корректности и полноты художественного впечатления. Как уверял Э. Ионеско: ”В драме говорят не слова, а образы”. А этого добиться поможет только совокупность психотехнических и психофизических средств. Тут можно выделить гибкость актера, умение свободно пользоваться языком жестов и мимики.

театр одного актера значение фразы

Другой подход и требования к актеру, исполняющему художественное чтение или рассказывание. К основным требованиям относится голос и диапазон актера, так как он должен вжиться в роль и ‘показать’ разные эмоции только чтением.

Моноспектакль: разве это не скучно?

Многим не понять, как можно получать удовольствие, сидя в театре два часа и смотря на одного и того же актера. Некоторые думают, что моноспектакли скучны. Однако позвольте возразить. Представьте себе: одна сцена. Одна постановка. И только один человек.

театр одного актера это

Во все времена, начиная с создания этого вида театрального искусства, представления всегда были более напряженными, чем обычные спектакли. И этому есть простое обьяснение: ведь в этом случе перед актером стоит невообразимо сложная задача – открыть весь арсенал своего таланта и на сцене совершить превращение то в одного героя, то в другого. А то, что это очень сложно, думается, понятно всем. Этим и объясняется, что не каждый актер хочет и может играть в моноспектакле. К примеру, каждый человек мечтает играть Гамлета, но вот найдутся лишь немногие, кто согласится играть спектакль со всеми сложными персонажами в одиночку. Вот почему на сегодняшний день в Москве мало спектаклей одного актера.

Как актеру добиться убедительного выступления?

Прежде всего, это талант, некий дар. Как говорится, актерами не становятся, актерами рождаются. Но, естественно, труд и работа над собой тоже имеют важное место. Некоторые считают, что театр одного актера – это то же самое, что публичное выступление. В некотором роде так оно и есть. И успех тут в большинстве случае зависит от артистичности, оригинальности и эмоциональности актера. И важнее всего начать с правильного направления. А для этого ему нужно развить в себе:

  • Эмоциональность и чувственность.
  • Фантазию и воображение.
  • Невербальные средства коммуникации: интонацию, мимику, движение/жесты.
Читайте также:  Жирная вяленая рыба польза и вред

Ведь стоя на огромной сцене одному, без этих качеств невозможно дойди до поставленной цели. А без воображения тут уже никак не обойтись, ведь импровизировать придется очень часто.

театр одного актера это как

Напоследок

Кто-то скажет, что театр начинается с вешалки. Возможно. Но театр – это, прежде всего, актер. Артист с богатым внутренним миром, прирожденным талантом, человек, который может в одиночку, часами напролет, держать зрителя в восхищении, в напряжении. А театр одного актера- это как высшая планка, как искусство высшей пробы. И только актер, по-настоящему страстно любящий театр, может дать зрителю почувствовать всю мощь актерского мастерства.

что такое театр одного актера

Думается, каждый человек должен хотя бы раз в своей жизни посетить моноспектакль. И возможно, после первого раза он станет любимым видом театрального искусства для того, кто его посетит. Станет местом, куда каждый будет охотно возвращаться вновь и вновь. Ведь это нечто особое, уникальное и неповторимое. Это и доказывается тем, что на основе данного театрального жанра пошло в народ крылатое выражение.

Источник

  1. Подбор слов
  2. Решение кроссвордов
  3. Спектакль в честь какого-либо работника театра: актера, режиссера

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос “Спектакль в честь какого-либо работника театра: актера, режиссера “, 7 букв:
бенефис

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова бенефис

Спектакль в чью-то честь

Триумф одного артиста

Спектакль, сбор от которого шёл в пользу одного участника

Спектакль в пользу актера

Театральное представление

Спектакль в честь одного из его участников

м. франц. зрелище, представление в пользу одного из участвующих в иностр. торговле, процентная скидка с товара, уступка. Бенефисный, к такому зрелищу относящ. Бенефициант м. бенефициантка ж. художник, артист, актер, музыкант, в пользу которого дается пред

Определение слова бенефис в словарях

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-а, м. Спектакль в честь (или в пользу) одного из его участников. Устроить б. кому-н. (также перен.: устроить неприятность; разг. шутл.). прил. бенефисный, -ая,-ое.

Большая Советская Энциклопедия

Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия

(франц. bénéfice ≈ барыш, польза), спектакль, сбор с которого полностью или частично (полубенефис) поступал в пользу одного или нескольких актёров ≈ бенефициантов (за вычетом расходов по спектаклю). Возникли во Франции в 1735. В России вошли в практику…

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Спектакль, обычно устраиваемый в честь одного из его участников как выражение признания мастерства артиста (сбор от спектакля полностью или частично поступает в пользу этого артиста).

Примеры употребления слова бенефис в литературе.

На его авторское счастье, пьеса шла в бенефис режиссера Александринского театра Ф.

В то время в Александринском театре в полном ходу была система бенефисов.

Выпустил Далматов за неделю анонс о моем бенефисе, преподнес мне пачку роскошно напечатанных маленьких программ, что дела-лось тогда редко, и предложил, по обычаю местному, объехать меценатов и пригласить всех, начиная с губер-натора, у которого я по поручению Далматова уже ре-жиссировал домашний спектакль.

Было это на второй год моей службы у Далматова, в первый год я бенефиса не имел.

Бенефисы Далматова и Свободиной-Барышевой со-бирали всю аристократию, и ложи бенуара блистали бриллиантами и черными парами, а бельэтаж– формен-ными платьями и мундирами учащейся молодежи.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник