Средней группе о пользе лука
Татьяна Цаболова
Конспект занятия в рамках проекта в средней группе «Лук — для здоровья друг!»
Тип проекта: краткосрочный, познавательно-поисковый, исследовательский, творческий.
Срок: 25.01.2018г. – 09.02.2018г.
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта:
1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.
2. Воспитывать бережное отношение к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
3. Познакомить с луком, показать развитие луковиц на различных этапах роста. вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе.
4. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.
5. Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения.
Программные задачи:
1. Формировать представление о луковичных и их назначении.
2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.
3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.
4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки вместе с воспитателем.
5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
Объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука на подоконнике,при этом дети должны:
• получить представления как сажают лук, как ухаживать за ним;
• знать пользу лука;
• знать поговорки, пословицы, загадки про лук;
• знать где и в каких целях можно использовать лук.
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений. (свет, вода, тепло)
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.
Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось,что все знают: что лук — это овощ полезный, его надо есть, чтобы не болеть. А то, что зеленый лук можно вырастить на подоконнике при соблюдении условий роста растений практически никто не знал. Исходя из этого, мы решили провести исследование по выращиванию лука на подоконнике в благоприятных и неблагоприятных условиях и разработали данный проект.
Перспективное планирование:
1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету.
2. Научить детей посадке лука.
3. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.
4. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.
5. Сравнение темпов роста луковиц.
6. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
7. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.
Оборудование:
Большие и маленькие луковицы, пластиковые стаканы, лейки с водой, поддоны с землёй, детский садовый инвентарь, фартуки для работы.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный (организационный)этап:
1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и фотографий по теме «Лук».
2. Подбор научной и художественной литературы о свойствах и пользе лука.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
3. Подготовить землю, лейки с водой, лук со стаканчиками для посадки, контейнер.
4. Подбор мультфильмов про лук.
5. Подбор дидактических игр, иллюстраций и трафаретов для рисования.
Основной этап:
1. Исследование репчатого лука по опорной таблице «Расскажи-ка про овощи».
2.Беседа: «Для чего нужен огород на подоконнике?»
3.Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты».
Сюжетно –ролевые игры: «Овощной магазин», «В гостях у бабушки»
4. Чтение сказки «Лук – зелёный друг», «Чиполино».
5.Продуктивная деятельность: расскраски-рисунки «Лучок золотой бочок».
6. Загадки, поговорки, пословицы про лук и про овощи.
Ход НОД:
Дети садятся на стульчики вокруг стола.
Воспитатель загадывает загадки:
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
(Лук)
Уж давно о нем не спорят –
Витаминов просто море,
Правда, он не виноват,
Что немножко горьковат.
Круглый год, зимой и летом,
В шубку теплую одетый.
Раздеваем – горько плачем,
А раздеть нельзя иначе.
Догадался, юный друг?
Ну, конечно, это. (лук)
– Ребята, посмотрите, что у меня в корзинке (ответы детей).
-Верно, это лук. Но посмотрите, он разный по величине. В одном они все одинаковые – твёрдые на ощупь. (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы). Дети рассматривают луковицы, сравнивают их и делают вывод.
– Какого цвета луковица? (Коричневая, золотистая). Все луковицы в коричневых сухих чешуйках, твёрдые на ощупь, на донце луковицы старые корешки. Такой лук называют репчатый.
– А ещё лук бывает белый, красный, фиолетовый. (Показ)
– А кто сможет показать, откуда будут расти корешки?
Воспитатель: А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зелёный лук? (ответы детей)
-Правильно, лук надо посадить и прорастить.
-Что необходимо для роста растения? (ответы детей)
-Для этого нужно: земля, вода, свет, тепло.
– Скажите, пожалуйста, а какой лук на вкус? (Горький)
Мы сейчас с вами это проверим.
(Чистим и разрезаем луковицу. Дети пробуют на вкус.)
– Что же получается, лук горький на вкус. Его трудно чистить и резать – все от него плачут. Зачем же тогда его используют?
(Ответы детей: в нём много витаминов, чтобы не болеть)
-Правильно, молодцы. Действительно, лук нужно обязательно употреблять в пищу. Он очень полезен.Про него говорят: Лук от семи недуг. Что такое недуг?
(Ответы детей: когда болеют.)
-Вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зеленый лук? (ответы детей)
Посмотрите внимательно сюда, как это надо делать. В пластиковый контейнер с землёй надо посадить лук.
– Сделать углубление в земле при помощи лопаточки, посадить луковицу, присыпать её землей, чтобы верхняя часть выступала, затем полить водой.
Давайте сейчас посадим наши луковки, только не в землю, а воду, чтобы понаблюдать, как будут прорастать корешки. Поместите ваши луковицы в стаканчики с водой так, чтобы корешки были в воде.
(Дети наливают в стаканы воду, помещают туда луковицы).
– Молодцы. А теперь давайте зарисуем наши стаканчики и контейнер с луком в «Дневнике наблюдений». И будем наблюдать за ними и зарисовывать изменения, которые будут с ними происходить.
Рассматривание луковиц.
Делаем углубление в земле, сажаем луковицу так, чтобы её верхняя часть выступала из земли.
Затем поливаем.
Наблюдаем….
Вот такой у нас лучок!
Пробуем…
Заключение.
Реализация данного проекта научила наших детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука в благоприятных условиях и неблагоприятных. Узнали где ещё кроме супа и салата можно использовать зеленый лук. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, осознание собственных умений.
Занятие «Лук – от семи недуг» в рамках проекта «Господин Лук»
Цели:
– обобщить знания детей о луке и его полезных свойствах для жизни и здоровья человека;
– изучать способ выращивания лука на перо в комнатных условиях в воде без земли;
– развивать навыки исследовательской деятельности;
– воспитывать желание познавать окружающий мир.
Оборудование: фотоматериалы лука, разные виды лука, стаканы для посадки лука, лейка с водой, лук для посадки, дневники наблюдений (дети сделали заранее, корзина с нарезанными овощами.
Ход занятия
Организационный момент:
– Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Улыбнемся гостям, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Воспитатель. Начать наше занятие я хотела бы с загадок.
Ребенок1:
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
Ребенок2:
Сидит бабка на грядках
Вся в заплатках;
Кто заплатку оторвет,
Тот заплачет и уйдет. (Лук.)
Как вы догадались?
– Правильно, ребята, сегодня мы с вами поговорим о луке. Приглашаю вас к нашей «Луковой выставке» (Фото 1).
– Давайте вспомним, какой бывает лук? (Ответы детей)
– Почему говорят: «Кто его раздевает-тот слезы проливает»? (Ответы детей)
Ангелина прочти стихотворение:
В огороде летал жук.
Сел на грядку, стал есть лук.
Слёзы в три ручья бегут,
Говорит: – Зелёный лук!
Подожду, когда созреет,
Слишком горький,
Пусть краснеет,
Будет лучок сладкий,
Прилечу на грядку.
Говорим мы: – Что ты, жук?
Не бывает сладким лук!
Пусть он будет горький, злой,
Лук полезен нам такой!
Воспитатель. Чем лук полезен? (в нем много витаминов, он помогает укрепить здоровье)
-Правильно! В народе говорят: «Лук – от семи недуг»? Как вы можете объяснить эту пословицу? (Ответы детей.)
– Какие еще пословицы про лук вы знаете? Что они обозначают?
Лук с чесноком родные братья.
Ешь лук – чаще зубы будут.
Горе луковое.
Какие части лука употребляют в пищу?
Воспитатель. Молодцы! Ребята послушайте стихотворение, которое прочтет Егор:
Я приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг.
Я простой зеленый лук.
– А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зеленый лук? (Показ перышек лука, Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, чтобы получить такие перышки надо лук проращивать. Что необходимо для роста растения? (почва, вода и солнечный свет)
Воспитатель. Правильно, для роста растений необходимы: вода, свет и почва. А волшебные овощи еще и зарядку делают! Хотите узнать какую? Тогда становитесь в круг и повторяйте за мной:
Физкультминутка.
В огороде по утру погляди на грядку (наклоны вперед-назад)
Лук зеленый по ветру делает зарядку (подтягивание вверх).
На зарядку встали в ряд репа и редиска (ходьба на месте).
Там листочки вверх глядят (поднять руки вверх, похлопать).
Здесь – пригнулись низко (присесть).
Дети садятся на стулья.
Стук в дверь.
Воспитатель. Ой, ребята, кто это к нам пришел?
Входит Чиполлино: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (Да, ты Чиполлино)
– Я пришел к вам не с пустыми руками, а с гостинцами от моих друзей и родственников. (В руках корзина). А кто мои друзья и родственники? (овощи и фрукты)
– Я хочу с вами поиграть. Вы с закрытыми глазами должны будете угадать, что вы попробовали. (Проводит игру)
(Морковь, лук, перец, огурец, помидор, капуста, редиска, яблоко, лимон, груша)
– Какие вы молодцы! (Почти) всех моих родственников и друзей по вкусу угадали! Наверное, вы едите много полезных овощей и фруктов? (Да) Значит вырастите сильными, здоровыми и крепкими!
Воспитатель. А еще, дорогой Чиполлино, наши ребята очень умные, они любят учиться и проводить эксперименты. Правда ребята? (Да)
Воспитатель. Пришло время для еще одного эксперимента. Я приглашаю всех к столу. (На столе лежат дневники наблюдения, стаканы с водой и лук).
Ребята, вспомните, что необходимо для проращивания лука? (почва, вода, солнце). Мы с вами сажали лук в землю и не поливали – лук пророс?
пророс чуть-чуть, но очень медленно). Мы с вами сажали лук в землю, поливали его, но закрывали крышкой от солнца – лук пророс? (пророс, но его зелень была очень светлой и даже желтой). Я предлагаю вам проверить прорастёт ли лук в воде без земли! Для этого опустим луковицы донцем вниз в стаканчики с водой. И поставим стаканы на солнце. Каждый из вас раньше сделал дневник наблюдений, в него вы будете зарисовывать все изменения. Каждый будет наблюдать за своим луком. А чтобы не перепутать стаканчики – на них наклеены такие же картинки, как на ваших дневниках наблюдений. Благодаря этому эксперименту, мы выясним, сможет ли лук вырасти в воде без земли. Отнесем наши стаканчики на подоконник.
Чиполлино: Вот это да! Какие вы умные! А может вы еще и веселые?
А сейчас я это проверю, кто веселее всех со мной поиграет!
(Дети становятся в круг)
Вот идет в огород развеселый народ.
Надо лук посадить, всех в округе удивить (дети идут по кругу)
Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем.
Дружно все копаем, лучок мы сажаем. (копают землю лопатой)
Не успели посадить, надо нам лучок полить (дети сажают лучок)
В руки лейку мы возьмем, лучок сейчас польем (поливают).
Солнце, солнце припекай, наш лучок ты согревай
(дети поднимают руки вверх и качаются)
Лучок вырастет большой, (показывают на лучок, поднимают руки снизу вверх)
Будем кушать мы с тобой (гладят себя по животику)
Чиполлино: Ах, какие же вы веселые, как хорошо вы танцуете, как много знаете – вы просто Молодцы!
Дети хором читают стихотворение:
Мы, ребята молодцы
Любим мы трудиться,
Посадили лук сейчас
Будем им гордиться!
Чиполлино: Ребята, я дарю вам раскраски с моим портретом! Мне у вас очень понравилось, но мне пора в свою сказочную страну. Вы ухаживайте за луком, проводите эксперименты и растите большими и здоровыми! До свидания!
Воспитатель. До свидания, Чиполлино!
Цель: Продолжить знакомить детей со значением витаминов для здоровья человека, уточнить представления детей об овощах и фруктах.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет).
Воспитать у детей понимание ценности здоровья.
Учить высаживать лук.
Материал: посылка с муляжами овощей и фруктов, картинки с изображением овощей и фруктов, инвентарь для посадки лука и полива, иллюстрации с изображением здоровых и радостных людей, нарезанные на дольки овощи и фрукты, ободки на голову с изображением овощей для инсценировки.
Ход занятия
Приветствие.
Здравствуй, красно – солнышко – руки вверх
Здравствуй, ветерок – покачивание рук
Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук
Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек
Здравствуй, шумная листва – трут ладошки
Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны.
Рассматривание иллюстраций с изображением веселых, здоровых людей. Беседа, что нужно делать, чтобы быть крепким, здоровым. Подвести детей к тому, что для хорошего здоровья необходимо заниматься физкультурой и спортом, вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
Воспитатель. Как вы считаете, что значит правильно питаться?
(ответы детей)
Почему человеку необходимо питаться?
Потому, что в продуктах есть много витаминов и минералов, которые нам помогают быть здоровыми и красивыми.
Послушайте, какие они важные.
Витамин «А» содержится в моркови, петрушке, яйцах, он важен для зрения. Витамин «В» содержится в молоке, мясе, хлебе, без этого витамина не может хорошо работать сердце.
Витамин «С» укрепляет весь организм, помогает нам быть крепкими и здоровыми, и поэтому нужно кушать апельсины, лимоны, ягоды, капусту, лук.
Физкультминутка.
От простуды и ангины (дети стоят, показывая на горло)
Помогают витамины (разводят руки в стороны)
Ну а лучше съесть лимон, (изображают, что кушают лимон)
Хоть и очень кислый он.
Помни истину простую: (грозят пальцем)
Лучше видит только тот, (изображают, что смотрят в бинокль)
Кто ест морковь сырую (изображают, что грызут морковь)
Или сок морковный пьет. (Изображают, что пьют сок.)
Воспитатель. Вот видите, что надо есть, чтоб быть здоровыми и крепкими. А особенно полезны овощи! А сейчас ребята расскажут «кто из овощей и полезней, и нужней».
Показ инсценировки «Овощи».
Воспитатель:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели.
Кто из них, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Горох:
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу
Всех горошком угощу.
Свёкла:
Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Капуста:
Ты уж, свёкла помолчи!
Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!
Редиска:
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немножко.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Лук:
Я приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я простой зелёный лук!
Картошка:
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.
Воспитатель:
Спор давно кончать пора!
Овощи:
Спорить бесполезно.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Все:
Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!
– Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.
Игра «Угадай на вкус»
Детям предлагается с закрытыми глазами определить на вкус фрукты и овощи: огурец, помидор, картошка(вареная), морковь, свекла, капуста, банан, яблоко, апельсин, груша.
Игра «Овощ или фрукт».
– Если вы считаете, что это овощ, то нужно присесть (растет на грядке).
А если это фрукт, то нужно встать, разведя руки в стороны (растет на дереве).
Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробочку.
– Ребята, вы хотите узнать, что же находится в этой красивой коробочке?
– Чтобы узнать, что лежит в коробочке, нужно отгадать загадку.
Послушайте внимательно:
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (Лук)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
-Конечно это лук! (Воспитатель достает из сундучка луковицу.)
А почему в загадке говорится о том, что этот дед во сто шуб одет?
Это образное выражение. На самом деле луковица покрыта множеством слоев тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой. Такую кожицу называют луковой шелухой. На Пасху яйцу варят в луковой шелухе, и они окрашиваются в красный цвет.
– Давайте мы споем песенку про лук!
Исполнение песни «Песенка Лука».
– Лук очень полезный. Люди с давних времен знали: чтобы не болеть, нужно кушать лук. Есть даже такая пословица: «Лук от семи недуг».
Вы знаете, что в зеленом луке много витаминов, и мы сможем сами вырастить его в группе. Вот и лопатки есть и земля для посадки. Теперь и у нас в группе будут свои витамины, а за обедом мы их будем кушать. Посмотрите, как будем сажать лук.
Педагог достает землю и лейку. Показывает и комментирует свои действия.
– Земля нужна луковице для питания. Нужно насыпать землю в баночку. Затем перемешать землю так, чтобы не было комочков, чтоб земля была мягкой и однородной. После этого сделать углубление и посадить луковицу в землю. Нужно, чтобы луковица была воткнута в землю корешком. Только тогда луковица будет расти. Вверху появятся зеленые росточки – перья лука.
– Как вы думаете, что следует еще сделать, чтобы луковица выросла?
-Конечно, землю нужно полить, чтобы напоить корешки лука. Теперь я предлагаю каждому из вас посадить свою луковицу.
После показа дети сажают лук в свои баночки.
– Ребята, выберите место для наших луковиц, чтоб им было светло и тепло.
(Ставим баночки на окно.)
Воспитатель напоминает, что после посадки надо помыть руки, чтобы не занести микробов, быть здоровыми и не болеть.
После воспитатель приглашает всех детей в круг: «Мы с вами вспомнили, что нас делает здоровыми и крепкими.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим доброе пожелание.
Дети говорят друг другу хорошие, добрые, положительные пожелания.
Воспитатель тоже желает доброго здоровья.