Стандартизация образования при каких условиях она принесет пользу
Рисунок 1. Основы стандартизации образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Необходимость создания единого образовательного пространства в стране вынудила прибегнуть к стандартизации образования. Такая деятельность позволяет решить ряд вопросов, целей и задач, в том числе по полному обеспечению равного уровня образования для всех выпускников государственных образовательных учреждений.
Определение 1
Стандартизация образования представляет собой разработку и использование системы определенных параметров и показателей, которые принимаются в качестве государственных норм образовательного процесса, причем они должны отражать общественный образовательный идеал, а также учитывать возможности конкретной личности для его достижения.
Государственные образовательные стандарты
В 1992 году после принятия Федерального закона «Об образовании» были сформулированы первые понятия о государственном образовательном стандарте в России.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по действующему законодательству предназначен для:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
- формирования единого образовательного пространства страны, когда происходит обеспечение свободы реализации внутренних национальных программ по образованию;
- проведения объективной оценки деятельности системы высших учебных заведений;
- повышения общего качества образовательного процесса в стране;
- установления и признания эквивалентности документов иностранных государств.
Эти компоненты учитываются при полноценной подготовке учителя, юриста, экономиста и любой другой профессии.
Федеральный компонент
Министерство образования РФ утверждает федеральный компонент (часть). Также орган исполнительной власти формирует требования, которые относятся к содержанию образовательной программы, а также общему уровню подготовки преподавателей и учащихся.
В федеральный компонент входят:
- требования по условию реализации образовательной программы;
- требования к итоговой аттестации выпускников;
- установление расчетного срока освоения программы на всех формах обучения.
Федеральный компонент образовательного стандарта любого уровня включает в себя группу общепрофессиональных дисциплин, группу математических и общих дисциплин по естественной науке, группу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также группу специальных дисциплин.
Национально-региональный компонент
Замечание 2
Национально-региональный компонент призван отражать в содержании образования определенные характерные черты и национально-региональные особенности места, где происходит образовательный процесс.
Такой компонент утверждается непосредственно высшим учебным заведением и его содержание полностью учитывается при подготовке специалистов региона. Обычно в российских условиях принято использовать схему по внедрению федерального и национально-регионального компонентов в образовательную систему, где отдается предпочтение первому компоненту в пропорциях 65 к 35.
Подобная структура государственного образовательного стандарта позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения единства образовательного пространства. Она не подавляет интересы и традиции образовательных учреждений и иных научных школ субъектов Российской Федерации.
Разработка государственных образовательных стандартов
Замечание 3
Главной научной организацией, которая занимается координацией разработки государственных образовательных стандартов (ГОС), является Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.
Он организует деятельность специально для функционирования высшего профессионального образования.
В процессе создания ГОС ВПО принимало участие более 70 учебно-методических объединений, в том числе несколько десятков советов по методологическим рекомендациям. В общей сложности процессом стандартизации управляло несколько тысяч человек. Они смогли разработать ГОС всего за несколько лет, которые периодически изменяются. Министерство образования РФ утверждает все поправки в стандарты, предназначенные для высшего профессионального образования.
К 1996 году были разработаны государственные стандарты по направлениям подготовки или бакалаврским программам, по специальностям и по магистерским программам. В систему ГОС ВПО входит около 700 стандартов.
Разработка государственных образовательных стандартов велась в несколько этапов. Сначала были сформированы образовательные программы для бакалавров, на следующем этапе появились стандарты для образовательных программ подготовки специалистов. Затем такие же стандарты на основе ГОС были представлены для магистров.
При разработке ГОС рождалось принципиальное решение, которое усиливало фундаментальные основы всего образования. Под этим понималось, что фундамент выпускника и его мировоззрение будут формировать не только научные знания, но и сочетание фундаментальных знаний. Совокупность таких знаний может стать основой формирования разносторонней личности с большим профессиональным багажом знаний.
Фундаментальное образование представляет собой совокупность:
- естественных наук;
- гуманитарных наук;
- социально-экономических наук;
- математических дисциплин.
Таким образом, формирование личности происходит из знаний физики, химии, математики, философии, психологии, истории, экономики, физической культуры и других основных дисциплин.
Объем фундаментальной естественнонаучной подготовки для специальностей технического профиля был увеличен примерно на 30%. Для большинства гуманитарных направлений изучение в высшей школе дисциплин этого профиля вводилось впервые.
Через некоторое время в ходе образовательного процесса удалось выявить ряд недостатков такой системы образования и ряд стандартов изменили свои требования. Специалисты отметили, что существует недостаточный уровень вариантности блока гуманитарных и социально-экономических наук. Это не было в полной мере ориентировано на будущую профессию выпускника. Также существовало обстоятельство невозможности требований, которые содержатся в документе и применяются в процессе промежуточного контроля знаний. Озвучены проблемы с прямой проверкой уровня подготовки выпускников. Выявилось ряд различий в содержании образовательных программ родственного профиля. Они затрудняли рациональную организацию учебного процесса в многопрофильных вузах. Выявлена несогласованность ГОС ВПО со стандартами других уровней образования и между собой.
Источник
Федеральные государственные образовательные стандарты вступили в действие в России сравнительно недавно, но уже сейчас эксперты обсуждают то, как осваиваются стандарты дошкольного образования и начальной школы, с какими проблемами сталкиваются учащиеся и педагоги, насколько результаты учащихся соответствуют ожиданиям. О проблемах регламентации сферы дополнительного образования в канун открытия Четырнадцатой ежегодной конференции “Тенденции развития образования” корреспонденту РИА Новости рассказал директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ “Высшая школа экономики” Сергей Косарецкий.
© РИА Новости
— Сергей Геннадьевич, регламентируется ли содержание дополнительного образования при помощи образовательных стандартов?
— На сегодняшний день в дополнительном образовании выделяются общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Что касается дополнительных предпрофессиональных программ в области культуры, искусства и спорта, то для них существуют федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, срокам и условиям их реализации. А для общеразвивающих программ нет ни федеральных государственных требований, ни федеральных государственных образовательных стандартов, аналогичных тем, которые существуют в общем и дошкольном образовании.
— Отсутствие стандартов — это хорошо или плохо?
— Большинство профессионалов в системе дополнительного образования поддерживают позицию “хорошо”. Считается, что отсутствие регламентации и контроля отвечает специфике дополнительного образования, которое очень вариативно и разнообразно по содержанию и меняется и обновляется быстрее, чем все другие содержательные области. В этом видится конкурентное преимущество дополнительного образования. Сегодня расширяется спектр программ дополнительного образования. Оно, в целом, само видится площадкой для разработки содержания и технологий для непрерывного образования. В этой ситуации появление стандарта в той или иной форме может выступить ограничителем, поскольку вносить изменения в стандарт (даже “мягкий”), непросто.
Это потребует усилий по достижению консенсуса в образовательном сообществе, по запуску специальных нормативных процедур, произведет определенную встряску в системе, которая и так в последнее время вовлечена в комплекс организационно-экономических изменений. Наконец, за этим может прийти “традиционная болезнь” нашего образования — вал отчетности…
— А есть те, кто считает, что “плохо”? Каковы их аргументы?
— Да, такие есть. Часть экспертов считают, что нужно создать определенные рамки, сформулировать требования. И аргументов здесь несколько.
С одной стороны, вопрос о стандартах всегда связан с качеством. Современные стандарты так и или иначе формулируют требования к результату освоения программ. Отсутствие требований ограничивает или сводит на нет возможности контроля качества.
И действительно, в дополнительном образовании, в отличие от общего и профессионального, сегодня отсутствуют такие инструменты контроля качества, как итоговая аттестация и мониторинги. Да и средства оценки, используемые педагогами, довольно слабо распространены.
Но если результат никак не зафиксирован, то родителям сложно понять, чем должно закончиться освоение этой программы. Исследования показывают, что у значительной части родителей нет такого выраженного прагматизма в отношении к дополнительному образованию, как в отношении к общему, но есть и группа семей, у которых такой запрос существует. По нашим оценкам, их доля будет расти, поскольку занятия дополнительным образованием — это важная часть бюджета времени детей, который объективно ограничен, и активная часть родителей реально озабочена продуктивностью его использования, правильным выбором.
Кроме того, мы знаем, что семьи довольно активно платят за дополнительное образование, и им важно понимать, “за что” они платят. Прозрачность в отношении качества важна и для государства, которое решает задачи распределения бюджета и управления, ведь показатели качества услуг сейчас используются при формировании государственного (муниципального) задания, а показатели эффективности – в при оценке работы педагогов и организаций дополнительного образования.
— В дошкольном, общем и профессиональном образовании стандарты прямо связаны со стандартами подготовки педагогов. На что же опирается подготовка педагогов дополнительного образования?
— В дополнительном образовании существуют свои стандарты подготовки и повышения квалификации. Вместо образовательных стандартов они опираются на оценку по результатам участия в конкурсах и соревнований, с одной стороны, или опросы родителей про их удовлетворенность, с другой. Но спорный вопрос, насколько эти показатели помогают для решения управленческих задач.
Есть и еще одно обстоятельство. То или иное регулирование содержания образования важно для того, чтобы образование было современным, соответствующим актуальному и в значительной степени перспективному состоянию общества, технологий.
В дискуссиях сегодня часто звучат тезис об архаичности одних программ и инновационности других. А какие основания у нас есть для такой оценки? Сегодня много говорят о необходимости ориентации образования на навыки XXI века. Должны ли мы применять этот подход к дополнительному образованию, всерьез обсуждать какие нужно развивать навыки, в какой мере, в связке с какими направленностями? Пока дискуссия о содержании и векторе развития дополнительного образования ведется только на словах и не оформляется ни в какие рамочные документы.
— Заинтересованы ли сами педагоги в регламентации дополнительного образования?
— Мне кажется, у педагогов есть потребность в создании требований к учебно-методическим, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программ. Сегодня много говорят недофинансировании дополнительного образования, но четких оснований для соотнесения необходимого и имеющегося, получается, нет.
Хотел бы добавить, что сейчас очень важно, чтобы экспертное профессиональное сообщество открыто обсудило возможности разрешения противоречия между свободой творчества, которая создает риски для управления системой и повышения качества с одной стороны, и зарегламентированностью, избыточным контролем, ограничением творчества и инноваций, которыми, к сожалению, чревата любая стандартизация в нашей стране.
— Как можно разрешить это противоречие?
— Вероятно, имело бы смысл обсуждать разработку не стандартов, а определенных рамок, в которых бы закреплялось представление о результатах дополнительного образования, структуре программ, условиях их реализации. Правда, есть риск, что в нашей системе образования эти рамки будут использованы не во благо, ими воспользуется не только профессиональное сообщество в качестве средства саморегулирования и ориентира в программах профессионального развития, но и контрольные и надзорные структуры, которые запретят переходить границы в ту или иную сторону.
Кроме того, очень важно обсудить, как найти границы между содержанием общего, дополнительного и неформального образования, которое сегодня активно развивается в детских городках профессий, на площадках музеев, в образовательных квестах и программах образовательного туризма. Одно из возможных решений этой проблемы – разработка рамок (рамочных концепций) содержания дополнительного образования по направленностям. В этих концепциях важно зафиксировать, что мы считаем современным в дополнительной образовательной программе, какие ключевые результаты она должна обеспечивать.
Вероятно, формулировки этих результатов должны быть достаточно широкими, в терминах навыков и умений XXI века. Внутри направленностей важно продумать разметку тематического предметного поля, сделать своего рода рубрикатор, который позволил бы более четко представить всю палитру содержания имеющихся программ.К сожалению, и здесь есть риск, что если мы создадим такой кодификатор, то контрольные органы будут пользоваться им как ограничителем. Поэтому нам надо сделать кодификатор минимально пригодным в качестве объекта контроля, допускающим максимально гибкое обновление.
— Считаете ли вы важным включать в программные документы какие-то передовые ориентиры и практики?
— При разработке концепций мы должны безусловно опираться на лучшие образцы, которые существуют в рамках современного дополнительного образования. Сегодня педагоги дополнительного образования разрабатывают программы без опоры на типовые или примерные программы, как в общем и дошкольном образовании. Это с одной стороны, открывает возможности для творчества, но, к сожалению, не все готовы к такому творчеству, и не все хотят им заниматься. Многие с удовольствием использовали бы какие-то ориентиры. А “творчество” части педагогов оказывается весьма низкого уровня.
Но здесь, опять же, важно избежать формализации. Формат “примерных программ”, аналогичный используемому в общем и профессиональном образовании, и, самое главное, то, как надзорные органы интерпретируют его применение, будет слишком жестким. Стоит обеспечить максимально рекомендательный, “ориентирующий” характер. Эта работа по проектированию содержания дополнительного образования, на наш взгляд, будет востребована педагогами.
— Как сфера дополнительного образования регулируется в других странах? Существуют ли образцы, подходящие для воспроизводства и в России?
— Сфера дополнительного образования, как правило, нигде не регулируется рамочными государственными стандартами. При этом очень высока роль самоорганизации профессиональных педагогических сообществ, действуют инструменты саморегулирования.
Для нас было бы оптимальным, чтобы подобные механизмы саморегулирования заработали и у нас. Чтобы профессиональные сообщества, объединившись в ассоциации, вырабатывали общие подходы к работе, проводили конкурсы, обсуждали лучшие практики и актуальные проблемы содержания образования, проводили экспертизу образовательных программ.
Пока нам нужно стремиться к запуску подобных процессов в профессиональном сообществе. Эта работа может занять не месяц и не год, но, видимо, без нее не обойтись. Вертикальный путь регулирования (через учебно-методическое объединение или академические структуры) нам кажется неоптимальным. Необходимо стимулировать и учитывать разработки экспертных структур и методических объединений, но обязательно при встречной активности профессиональных сообществ по выявлению лучших практик, выработки “цеховых стандартов”. Утверждаться такие стандарты должны тоже за счет принятия членами профессионального сообщества. Тогда сфера дополнительного образования сможет развиваться наилучшим образом.
Источник
Эссе
«В чем состоит необходимость принятия новых стандартов образования? Нужно ли менять содержание образовательных стандартов каждые пять лет?»
Времена меняются, люди тоже меняются. Во всех сферах жизни, в том числе и в сфере образования наступает такой момент, когда старое становится менее эффективным, и возникает вопрос: «Как обновить, улучшить, и внести в старое нотку новизны?». Именно, поэтому принятие новых стандартов образования – это веление времени, так как ничто не стоит на месте, а развивается, значит, должно развиваться и образование.
Люди считают, что новое – хорошо забытое старое. Это касается почти всех сфер: моды, музыки, киноиндустрии и так далее. Но когда речь идет об образовании, а точнее о новых стандартах в образовании, то я лично так не думаю. Нужно обязательно взять что-то новое, и сделать капитальный переворот, оживить систему, внести новизну.
Исходя из вышесказанного, введение ФГОС нового поколения актуально и необходимо. Новая образовательная среда открывает обширный доступ к информации в связи со стремительным развитием СМИ и сети Интернет. Данный факт приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности. То есть, создаются условия для организации самостоятельной исследовательской и творческой деятельности учащихся. Ученики не просто впитывают большой объем информации, но и учатся благодаря проектной технологии воспроизводить и обновлять знания, применять их в жизни и делать сознательный выбор, уметь принимать решение самостоятельно.
ФГОС послужит рычагом к качественному обновлению организации учебно-воспитательного процесса, возможно, повысит качество образования и будет способствовать повышению социализации наших выпускников, а мы вместе с учениками и родителями будем работать единым коллективом и способствовать развитию творческого, интеллектуального потенциала учащихся, их творческой активности, научим наших детей учиться самостоятельно.
Вместе с тем стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в том случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений.
В связи с этим, на мой взгляд, меняется мир, должна меняться образовательная сфера. Чтобы идти в ногу со временем и изменениями в мире техники и технологий, содержание образовательных стандартов нужно менять каждые пять лет. Безусловно, существуют плюсы и минусы данного суждения. Из плюсов можно выделить: новизна образовательного процесса; ориентир непосредственно на учащегося как на самостоятельную отдельную личность; поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности; возрождение воспитательной функции и многие другие. Минусы: пять лет, возможно, слишком короткий период для введения, становления и развития образовательных стандартов; слишком длительный и медленный процесс развития материально-технической базы российской школы, а также отсутствие финансирования системы образования; сложность в переходе с содержания одного образовательного стандарта на более модернизированный.
Можно сделать вывод: принятие новых образовательных стандартов нужно всем: и учителям, и родителям, и обучающимся. По моему мнению, пусть срок перехода с одного образовательного стандарта к более обновленному займёт больше пяти лет, но зато это будет сделано качественно, субъекты образовательного процесса успешно адаптируются в новых условиях и создадут почву для дальнейшей модернизации образования.
Авторы:
Васильева Алина Викторовна
Учитель английского языка ГБОУ 569 г. Санкт Петербурга
Береснева Виктория Анатольевна
Учитель английского языка ГБОУ 569 г. Санкт Петербурга
Источник