Статья о пользе чтения для детей

Статья о пользе чтения для детей thumbnail

Всем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед родителями и педагогами стоит задача научить любить книгу. Из нашей статьи вы узнаете о пользе чтения книг для детей и значении чтения в разном возрасте.

Зачем читать детям книги

Дети обожают, когда им читают

Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему? Потому что книга:

  • расширяет представление ребёнка о мире
  • знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.
  • влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка
  • развивает мышление — как логическое, так и образное
  • расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия
  • учит правильно составлять предложения.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

«Читателями на всю жизнь становятся те дети, которым постоянно читали в детстве вслух, рассказывали сказки. А ещё – книгу любят те дети, чьи родители любят читать».

Обычно дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.

Вот что происходит в моменты совместного чтения:

  1. Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
  2. Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
  3. При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
  4. Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

«Семейное чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи».

Книга – ключ к развитию ребёнка

Книга формирует мировоззрение ребёнка и даёт ему знания

Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.

Из первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах жизни. Малышам часто читают короткие фольклорные произведения, незатейливые стихи, народная мудрость в которых представлена в доступных крохам формах.

Слушая чтение или читая самостоятельно, ребёнок:

  • знакомится с прошлым, настоящим и даже возможным будущим мира
  • учится размышлять, анализировать, творчески подходить ко всему
  • развивает речь, стремясь сделать её правильной, красивой, богатой, чёткой, образной, всем понятной
  • формирует душевные качества: сострадание, милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость
  • знакомится с искусством, учится чувствовать и понимать красоту
  • формирует позитивное отношение к жизни
  • вырабатывает правильное восприятие природы, бережливое отношение ко всему живому
  • учится ценить чужой труд и быть трудолюбивым.

Круг чтения детей разного возраста

Книги должны соответствовать возрасту, интересам, взглядам на мир, запросам, душевным порывам ребёнка

Читатель в ребёнке сформируется в том случае, если книги будут соответствовать его возрасту, интересам, взгляду на мир, запросам, душевным порывам. Хорошо, если в книге — ответ на вопрос, который только ещё зреет в сознании ребёнка. Исходя из этого, круг чтения детей разного возраста — это круг тех литературных произведений, которые читают или слушают дети, адекватно их воспринимая.

Какая литература интересна детям разного возраста

С 2 до 5 лет. Дошкольники явно предпочитают стихи прозе. Они очень любят ритмические произведения — стихи, песенки, частушки, рифмованные потешки, считалки. Множество детских произведений, в том числе и фольклорных, — динамичны и выразительны, поэтому так легко их воспринимают и запоминают дети младшего дошкольного возраста. Такие произведения лучшее всего соответствуют потребностям малышей, потому как являются удачным сочетание ритмики, интонации, мелодии и движения. А ещё малыши любят красочные книги.

С 6 до 8 лет. Круг чтения детей дошкольного возраста стремительно меняется. Детям после 5-6 лет уже не интересны потешки или короткие стихи. В этом возрасте у детей формируется и закрепляется навык чтения. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста предпочитают более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим количеством действующих лиц, чтобы читать их (или слушать), и ждать продолжения. Их также могут заинтересовать всевозможные детские энциклопедии, где доступно изложены сведения о мире.

С 9 до 13 лет. В этом возрасте читатели интересуются историей и жизнедеятельности исторических лиц (завоевателей, учёных, путешественников, героев). У них появляется интерес к морально-этическим вопросам, размышлениям о дружбе, любви, счастье.

С 14 до 18 лет. У читателей определяется свой круг любимых тем и героев: у мальчиков — свой, у девочек — свой. Это зависит от склонностей, интересов, талантов, особенностей характера, окружения и пр.

Читаем и воспитываем

Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его.

Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Объясняйте ребёнку, что чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента прихода в школу ребёнок должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга.

Не только от учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни.

Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:

  1. Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.
  2. Запишите ребёнка в библиотеку. Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку самостоятельно выбирать себе книжки и журналы.
  3. Посещайте книжные магазины. Соберите дома интересную детскую библиотеку.
  4. Заведите «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого периода были они прочитаны.
  5. Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр.
  6. Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.
  7. Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот.
  8. Придумывайте досуг, связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные представления по произведениям.
  9. Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать.
  10. Разгадывайте с детьми кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки.
  11. Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность.
  12. Обсуждайте с ребёнком прочитанное.

Хорошо, когда доме царит атмосфера уважения к книге

«Совет. Не заставляйте ребёнка читать с раннего детства, ожидая него суперрезультатов: это может вовсе отбить желание читать. Лучше найдите способы его заинтересовать».

Рекомендации по приобретению детской литературы

Мальчик в очках с книгойВыбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?»

Какие же книги заинтересуют детей?

  • Независимо от возраста ребёнка, предлагайте книги, «проверенные временем», — те, которые мы сами читали в детстве. Они уж точно зарядят ребёнка положительными эмоциями, научат доброте, храбрости, честности. Конечно, время, в котором мы живём, тоже сказывается на подборе литературы. Это значит, что и у современных авторов есть достойные произведения, которые подойдут для чтения вашим детям.
  • Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?».
  • Дошколятам выбирайте иллюстрированные, тематические разнообразные книги: об играх и игрушках, природе, животном мире, взаимоотношениях между людьми, семье, правилах гигиены и поведения.
  • Школьников заинтересует историческая и военная тематика, искусство, изобретения, фантастические приключения, путешествия и пр.
  • Обращайте внимание на то, чтобы в круг чтения детей вошли произведения с гуманистической направленностью, утверждающие добро, справедливость, равенство, труд, мир во всём мире, ценность жизни, здоровья и счастья. Ведь основная задача литературы – научить ребёнка осмысливать прочитанное, анализировать и делать выводы. Чтение должно развивать ум и душу ребёнка.

Это видео поможет учителям начальных классов привить ученикам любовь к чтению

Роль чтения в развитии каждого ребёнка велика. Ведь чтение оказывает огромное влияние на развитие ребёнка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное развитие. психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речь ребёнка, способствует формированию правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Литература знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью, природой, развивая социальный опыт. Помните, что читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.

Источник

Почему полезно читать детям книги

Какой ребенок не хочет засыпать под интересную историю рассказанную мамой или папой? Однако,  современный ритм жизни человека (родителя) можно сравнить с полетом самолета……очень быстрый. Современный человек пребывает в условиях постоянного не столько физического, сколько интеллектуального и эмоционального напряжения. Многие родители слишком заняты, чтобы выделить время для чтения перед сном и позволяют детям проводить свободное время у телевизора или компьютера. Тем не менее, любой родитель не должен пропустить чтение. Вот самые сильные причины, почему необходимо регулярно выделять время, чтобы читать книги своим детям.

Польза чтения: зачем читать детям книги на ночь

         – Регулярное общение ребенка с книгой может привести к пожизненной любви к письменному слову. Представляя книги в повседневной жизни вашего ребенка, вы привьете ему привычку читать, вероятно, на всю оставшуюся жизнь. Ни для кого не секрет, что дети копируют своих родителей. Вы можете ожидать, что ребенок влюбиться в книги, если он никогда не видели вокруг кого-то, кто читает. Ваше поведение и привычки являются примером этого, поэтому убедитесь, что вы «заразили» своего ребенка чтением.

– Книга укрепляет связь «родитель-потомок». Чтение вызывает близкое впечатление, что делает прочной связь между родителями и детьми. Это настоящий подарок для занятых родителей, которые чувствуют угрызения совести, потому что они не проводят достаточно времени с любимым ребенком. Чтение перед сном, позволяет посвятить себя полностью ребенку, без внимания на мобильный телефон и телевизор.

– Чтение обогащает детский словарный запас новыми словами. На протяжении всей книги встречаются слова, которые вы не используете в повседневной речи, так что они дополняют бедный словарный запас ребенка. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь со словом, которое как вы думаете является новым для вашего ребенка, прекратите чтение и объяснить значение этого слова.

– «Выращивание» любопытства, которое заставляет «рождаться» интересным вопросам и стимулировать желание учиться. Чем любопытнее дети, тем больше они хотят учиться, и разгадывать волшебный мир, который скрывают книги. Ведь книги определенно возбуждает воображение и желание проникнуть глубже и открыть для себя что-то новое. Читая, вы услышите бесчисленные вопросы, которые рождает плод детского ума. Большинство будет звучать смешно, но отвечать на них, вы будете расширять свое знание вашего любимого человека.

– Дети проходят через ступени образования и вырастают в успешного человека. Чтение является ключевым связующим звеном в процессе образования и основой успеха. Исследования показывают, что дети, чьи родители читают им регулярно, достигают больших успехов в школе. Но чтение позволяет добиться больших успехов не только в школьные годы, оно помогает добиться успеха профессионально. «Не все люди, которые читают являются лидерами, но все лидеры читают.»

– Книга позволяет учить детей на собственном примере. Дети могут извлечь уроки даже из магических сказок. Ребенок научиться отличать хорошее от плохого, а затем проникнуть в тайны человеческих отношений. Излагая характеры книг и их действий, вы можете начать обсуждение различных тем и через них для передачи важных уроков жизни своих детей.

–  Во время чтения концентрация увеличивается, и ребенок учится слушать, что другой говорит. Чтобы проникнуть в рассказ, ребенок находится в максимальном центре внимания и внимательно прислушивается к каждому слову. Это улучшает его концентрацию. Кроме того, в то время как вы читаете сказку, она учит, что мы должны молчать и слушать, как кто-то разговаривает.

–  Чтение развивает способность памяти и творчества. Пытаясь понять историю, дети «хранят» в своем мозгу много данных. Если вы прочитаете историю несколько раз, вы заметите, что ваш ребенок со временем выучит ее наизусть. Таким образом, вы улучшаете память. В то же время у ребенка просыпается фантазия и он становится более творческим.

– Легче «поглотить» новые знания в веселой и непринужденной обстановке. Дети, как «губки», когда новая информация веселая. Вы можете выбрать для чтения книги с образовательным содержанием, с учетом возраста. Это позволит детям узнать о планете в удобной кровати в детстве комнате. Когда ваш ребенок освоил родной язык, вы можете начать изучение второго языка, чтением легкого материала иностранной литературы.

Каждый день выделяйте по крайней мере 20 минут, чтобы прочитать своему ребенку книгу. Но не прекращайте свой ритуал, когда ребенок начинает ходить в школу. Специалисты советуют продолжать читать в первые годы обучения в школе. После того, как ребенок только научится читать сам, поощряйте его, чтобы он прочел книгу вам или начните читать вашему ребенку меньше.

Как зародить в ребенке любовь к чтению?

Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям приучить ребенка читать:

  • читайте для ребенка. Начинайте это делать как можно раньше. Чтение вслух для ребенка должно стать для вас ежедневной рутиной. Выделяйте время среди дня, дайте ребенку понять, что это очень важно. Проводя это время с вами, он будет ассоциировать чтение с чем-то приятным.
  • размещайте книги и другие материалы на видном и доступном для ребенка месте. По возможности, создайте для ребенка небольшую библиотеку, пусть даже в пару книжных полок.
  • внушите ребенку, что чтение — это часть его жизни. Позвольте ребенку наблюдать, как вы читаете книги или журналы. Если вы ходите в библиотеку, то берите ребенка с собой. Когда дети видят, что чтение для вас очень важно, они с большой долей вероятности будут считать его важным и для себя.
  • поощряйте. Если ваш ребенок потратил время на чтение книги, купите ему мороженое или позвольте немного поиграть в видео игры.
  • выбирайте книги, из чтения которых ребенок сможет извлечь максимум удовольствия. Книги должны быть наполнены яркими иллюстрациями. Они должны быть максимально интерактивны. Отлично подойдут детские сказки-раскраски, 
  • если вы видите, что ребенок интересуется каким-то определенным жанром книг (фантастика, фэнтези и т. д.), он должен постоянно иметь к ним доступ. Относитесь к книгам бережно и с уважением. Ваш ребенок должен это видеть.
  • если вы видите, что у ваших детей есть определенные трудности с чтением, то не поленитесь поискать какие-нибудь летние школы детского чтения в вашем городе.

Процесс чтения должен доставлять вашим детям удовольствие. В этом случае, они полюбят книги и будут читать на протяжении всей своей жизни. А это не может не сказаться на успехе вашего ребенка в будущем.

УДАЧИ ВАМ!!!!!

Источник

 О пользе детского чтения

Предлагаю Вам десять «Почему» детям необходимо читать:

• Чтение пополняет словарь, учит понимать других и выражать свои мысли.

• Чтение развивает мышление.

• Работа с книгой стимулирует творческое воображение.

• Книги помогают познать самого себя.

• Книги развивают кругозор.

• Совместное чтение объединяет родителей и детей, способствует их духовному общению.

• Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач.

• Книги придают силы и вдохновение, заставляют плакать и смеяться.

• Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребёнка занятие.

17 аргументов в пользу чтения

     О пользе, которую приносят книги для развития личности, безусловно известно всем. В процессе чтения у человека активно работает головной мозг, причём оба полушария. Читая книгу (работает левое полушарие), человек постоянно рисует в своём воображении образы и картинки происходящего в сюжете (это уже работает правое полушарие). Благодаря чему человек не только получает удовольствие от чтения, но и тренирует, развивает способности своего мозга.

    Для подтверждения пользы и необходимости чтения книг Шведская академия детской книги выявила 17 аргументов в пользу чтения:

1. Книги приносят радость и удовольствие. Это и развлечение, и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книга может также утешить или подсказать выход из трудной ситуации.

2. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас.

3. Книги пробуждают фантазию и учат нас мыслить образами.

4. Книги вызывают у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься и поразмышлять.

5. Книги способствуют развитию нашего мышления. Из них мы узнаем новые понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи.

6. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно.

7. Книги учат нас сопереживанию. Они позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.

8. Книги побуждают нас задуматься о том, где правда и где кривда, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

9. Книги поясняют нам, как устроен мир и как в нем всё взаимосвязано.

10. Книги учат нас смотреть на проблему с разных сторон, дают понять, что на один вопрос может существовать несколько ответов.

11. Книги помогают нам понять себя. Человек обычно более уверен в себе, когда понимает, что есть люди, которые думают и чувствуют так же.

12. Книги открывают нам, что все люди разные. Ведь читая книги, написанные в разные эпохи и о разных культурах, человек становится терпимее, учится преодолевать предрассудки.

13. Книги – лучшее средство от одиночества. Их можно читать где угодно и когда угодно.

14. Книги являются частью культурного наследия. Они дарят нам общность впечатлений и знаний.

15. Книги служат мостом между поколениями. Хорошую детскую книжку хочется читать вслух ребенку. Такое чтение приносит радость и детям, и взрослым.

16. Книги обогащают культурную среду. Они являются важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.

17. Книги для детей – это первая встреча с литературой, знакомство с бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.

     Пожалуй, к этому можно добавить еще один аргумент: человек, который дружит с книгами, является очень интересным собеседником. Ведь его речь богата афоризмами, интересными сравнениями, фразеологизмами, мудрыми высказываниями великих людей.

Обучение чтению – прекрасная возможность общения с пользой. Все родители знают об этом, но немногие догадываются, что это не только передача знаний, но и идеальный психологический тренинг, позволяющий установить тесный эмоциональный контакт с малышом. Если задуматься, то даже просто читать для ребёнка книжку, чувствуя его тёплое дыхание под боком, это и набор положительных эмоций для самих родителей. А уж как счастлив при этом ребёнок, не передать словами.

Итак, в чём же польза такого совместного чтения? Ну, начнём с того, что дети – маленькие обезьянки. Они копируют своих родителей. Почитайте своей дочке, и через некоторое время увидите, как она «читает» куклам. Причем, обратите внимание, вся полезная информация из книги усвоена, а теперь повторяется материал, закрепляется и переходит в долговременную память. Ваш ребёнок стал умнее на одну книжку.

Чтение книг развивает языковые способности ребёнка. Он учится правильно строить фразы, узнаёт новые слова, учится правильно произносить ещё незнакомые и сложные термины. В итоге при следующем чтении процесс пойдёт уже легче. Вам не потребуется через каждые две минуты отвлекаться и растолковывать новое понятие, указывая на предметы, которые обозначены словами. Кстати, именно так ребёнок и узнает, что самые любимые люди и предметы могут быть увековечены в записи.

Забавно, но совместное чтение элементарно научит вашего малыша, что такое книга и как её правильно читать. Это ведь только взрослым очевидно, что первая обложка откидывается справа налево, а слова надо читать слева направо. Малышу это пока невдомёк. Самую первую свою книжку они начинают «читать» вообще вверх ногами. Именно поэтому так важна помощь родителей, которые ненавязчиво и наглядно показывают, где у книги начало и как текст плавно стекает сверху вниз, а потом переползает на следующую страницу.

Это очень важно – показаться ребёнку с книгой. Именно благодаря вашему серьёзному и значительному виду и волшебству озвучивания букв, ребёнок сразу и навсегда ощутит уважение к книге, да и к вам тоже. Вы такой умный, как эта книга с такими интересными сведениями. Если вы хотите, чтобы ваш малыш читал, обязательно читайте вместе. Читайте сами, когда он занят игрой. Помните, ребёнок подражает, а, подражая, усваивает стиль поведения.

Благодаря книгам, у вас с лёгкостью возникнут общие темы для разговора. Более того, слушая книги, ребёнок поймёт, как важна последовательность в изложении. Он научится рассказывать и станет со временем грамотным собеседником. Если книги подобраны правильно, если вы покупаете не случайные произведения, а лучшие образцы мировой литературы для детей, то заметите, как «работают» эти книги. Ваш ребёнок будет играть в любимых героев. Вот так, кстати, и развивается творческое мышление. Ребёнок придумывает новые приключения, фантазирует, иногда один, а если с вами, то ещё и получает заряд тепла и радости от общения с любимым человеком.

Вообще совместное чтение и обсуждение прочитанного – это самая благодатная почва для эмоциональной близости. Никакие книжные злодеи не страшны малышу, когда он рядом с вами. Да и весёлые истории гораздо лучше звучат, когда есть с кем поделиться своим искренним смехом. Дети любят совместное чтение ещё и потому, что они не чувствуют себя одинокими. В такие моменты малыши ощущают, какой вы сильный, как одной левой можете победить злобного кощея и вообще любую опасность. Детям нужно чувствовать себя защищёнными не только от реальных, но и от воображаемых опасностей, и совместное чтение даёт им такие ощущения. Психологи утверждают, что никогда в числе проблемных детей им не встречаются те, кому родители читали книги, показывая мимоходом буквы, внимательно выслушивая пересказ книги. У таких детей, как правило, не бывает психологических проблем.

Источник