Стихи для детей о пользе учения
Знания в карман ты не положишь,
И в магазине ты купить не сможешь.
Знания умом добыть всегда сумей,
Вовремя всё сделать только ты успей.
*****
Знаний много не бывает,
И об этом каждый знает.
Учимся порой всю жизнь,
К знаниям всегда — всегда стремись.
*****
Знания пусть распускаются, словно цветы,
И их в букет побольше собирай же ты.
Они тебе помогут в жизни, пригодятся,
Просто так они не залежатся.
*****
Саки! Познание — священное вино,
Не знавших знания лишать его грешно,
Незнающий живет и трудится бесцельно.
Познание как цель живущим суждено.
Омар Хайям
*****
Знание — сила, давно доказали.
Как? Вы, простите, об этом не знали?
Вот ведь досада, ну как же вы жили?
Знаниям вас никогда не учили?
*****
Всегда в полёте знаний стая
И ни исчезнуть, ни истлеть
Не может мудрость вековая,
Но из сознанья улететь,
Из мыслей целых поколений
Способно знание вполне,
Да только тленье и забвенье
И угасание на дне
Ему ни чуть не угрожает.
К тем, кто не только лишь желает,
А ищет вечных знаний след,
Они придут, чтоб дать ответ
На все возможные вопросы.
Шнайдер Дмитрий
*****
Знания всю жизнь даются,
И надолго в голове же остаются.
Ими только пользуйтесь умело,
И идите к цели очень смело.
*****
Великие, что знанья стяг взметнули,
Светилами поэзии сверкнули,
И те из мглы не вырвались ночной:
Нам сказку рассказали — и уснули.
Омар Хайям
*****
Знания скорей к себе зовите,
А когда дают — быстрей берите.
С ними будет легче жить,
Родине своей служить.
*****
Вот уж тают снега,
Шумно потоки бегут,
Скоро и лес и луга
В новой красе зацветут.
В небе сине и светло
Солнышку скажем: «Привет!»
Солнце дает нам тепло,
Солнце приносит нам свет.
Праздник весны засиял,
Пусть же и в сердце твоем
Всё, что из книг ты узнал,
Ясным засветит лучом.
Солнышком правды согрет,
Возненавидишь ты зло:
Знание приносит нам свет,
Знание приносит тепло.
Водовозов В.
*****
Знания как воздух нужны человеку,
Без них в жизни никуда!
Ничем другим не заткнуть прореху,
От незнанья, господа!
*****
Знанья лишними не бывают никогда,
Хоть как бы быстро не бежали все года.
Берите их в свою корзину жизни больше,
Чтобы успех искрился ваш подольше.
*****
В знании сила, писатель сказал,
Должны мы с ним согласиться,
Ведь, если не знаешь чего-то,
Тогда не нужно этим хвалиться.
Английский учу я, чтоб книжки читать,
Шекспира в оригинале,
Чтоб Льюиса Кэрролла расшифровать,
Чтоб песни АВВА понятными стали.
Знание – столь драгоценная вещь –
Всю жизнь собирай по крупицам,
И, если стремление к знанию есть,
Мы можем этим гордиться.
Ведь только знание делает нас
Свободными и сильными,
Нельзя жажду к знаниям нам терять,
Незнание – есть бессилие!
Весь смысл нашей жизни —
В усилии больше познать,
И покорить неизвестность!
— Как долго должны мы предмет
изучать, чтоб стать эрудитами?
— Вечность!
Olgamaria
*****
Знания носить не тяжело,
Жить же с ними и прекрасно, и легко.
Потому стремись побольше их собрать,
Чтобы в жизни больше знать.
*****
Учись! Прошу, чтоб светоч знанья
Твой путь житейский озарил,
Любя добро, без колебанья
Для пользы родины ты жил.
Учись! Лишь в знаньи только – сила!
И повторит тебе отец
Всего, что тех гнело и било,
Кто были родины светила,
И счастья даст тебе венец!
Белоусов В.
*****
Знания способны жизнь преобразить,
Многих моментально удивить.
Я желаю всем побольше их иметь,
Чтобы в жизни всем вам преуспеть.
*****
Знания важны для всех чрезмерны,
С ними будете необыкновенны.
Пожелаю их побольше вам в «дорогу» взять,
В жизни чаще — чаще применять.
*****
Двенадцать змей шуршат в песках…
Небесный шар зажат в тисках
двух чёрных скал –
двух мёртвых рук…
Что я искал – со мною, друг.
Здесь камень есть горяч и нем,
что бродит ночью при Луне,
и след глубокий сохраня,
зовёт Пустыня в путь меня…
Со мною каждый говорит,
кто был сожжён и кто горит…
И лишь молчит
кто был врагом… —
он в измерении другом.
Чтоб умирая вспоминать,
живущий вынужден спешить…
Здесь надо ЖИТЬ
затем, чтоб знать.
Там надо ЗНАТЬ
затем, чтоб жить.
Мальчевский Владимир
*****
Знания полезны везде и всегда,
Без знаний в этом мире просто никуда.
И дату им же посвящаем
Первый осенний день встречаем.
Кто в школу тут идет, кто на работу,
Все окружены уже заботой.
Все знать хотят что-то новое,
Уже получат это в скором все.
А мы пока вас мило поздравляем,
Учиться хорошо всем пожелаем!
*****
Познание — великая страна,
Как бесконечность, глубока она.
В страну ведут великие пути,
Не всякому легко по ним идти.
Тому в страну познанья путь
открыт,
В ком жажда знаний тайная горит.
Пусть долог путь, но идущий
дойдет —
В страну познанья дух его ведет.
Искаков Б.
*****
Морили прежде в розницу,
Но развивались знания.
Мы, может, очень поздние,
А, может, слишком ранние.
Сидел писец в Освенциме,
Считал не хуже робота —
От матерей с младенцами
Волос на сколько добыто.
Уж сожжены все родичи,
Канаты все проверены,
И вдруг пустая лодочка
Оторвалась от берега,
Без виз, да и без физики,
Пренебрегая воздухом,
Она к тому приблизилась,
Что называла звёздами.
Когда была искомая
И был искомый около,
Когда ещё весомая
Ему дарила локоны.
Одна звезда мне нравится.
Давно такое видано,
Она и не красавица,
Но очень безобидная.
Там не снует история,
Там мысль ещё не роздана,
И видят инфузории
То, что зовём мы звёздами.
Лети, моя любимая!
Так вот оно, бессмертие, —
Не высчитать, не вымолвить,
Само собою вертится.
Эренбург Илья
*****
И первый крик новорождённого —
то радость появления на свет,
от суеты пока что отрешённого,
не ведающего предстоящих бед.
Путь далёкий впереди познаний
пройти придётся не без помощи
окружающих, их верного участия.
Но в знаниях такая сила, мощь —
без них на свете не проживёшь.
Познаний путь через препятствия,
встретить придётся их в судьбе,
следуя к знаниям, запомнить правила
необходимо, и если их соблюсти,
до истины великой можно дойти.
Первое — не создай себе кумира,
запомни, равны все люди в мире,
не стоит ни на кого равняться —
поможешь душе своей подняться
над мира суетой, и признаться,
что ты на свете один такой,
ты индивидуум, неповторимый —
свободой дорожи своей в эфире.
Второе правило — твори добро,
через него достигнешь ты того,
что приведёт тебя к прозрению,
откроешь в себе третье зрение —
через добро путь проще к знаниям,
и не страшны будут препятствия.
И третье — оно в твоём терпении,
что необходимо будет приложить
на пути к познанию, и везение
к тебе не применёт уже придти,
так силы все свои ты собери,
вперёд иди, исключая негатив.
Четвёртое — врагов определи,
которые препятствуют идти —
не явные, что для тебя открыты,
гораздо хуже, что находятся в тени,
не думай, что ты у них в чести,
если дифирамбы тебе поют они.
Честнее те, тебя что критикуют,
ведь тем они лишь помогают
достигнуть совершенства твоего,
не бойся их — скорей наоборот,
скажи спасибо им, иди вперёд.
Знаниями, что тобой получены,
непременно с другими поделись,
тогда они имеют смысл и силу,
если к другому могут перейти.
А если знаний недостаточно,
лучшее из дел будет мирских
взять их от людей других.
Лишь не отнесись предвзято
к советам, что здесь даны,
ведь не бывает знаний много,
так познавай, учись, делись.
И если мудрость высшая дана,
её другим необходимо передать,
не зря тебе открылись небеса —
теперь не смеешь ты молчать.
Мудрость знаниями получена —
человек мудр тем, что знает.
— — — — — — — —
К чему же мудрость дана мудрецу —
ему молчание как раз и не к лицу,
знаниям его всего лишь грош цена,
если он ими не делится сполна.
Линдвест Татьяна
Наталья Попова
Стихи о том, как важно учиться
Скоро 1 сентября – день Знаний! И Новый – учебный год!
Илл. внучки, А. Ромадиной, для стихотворения, размещается с её согласия
***
Меня не надо занимать –
Я научился рисовать!
И буду целый день подряд
Я занят, пусть не говорят,
•
Что нужен глаз да глаз за мной,
Что я не вырасту большой,
Пока не научусь я сам
Искать дела карандашам.
•
Вот здесь я нарисую дом,
И папу с мамой в доме том.
Где я? Играю я в саду
Или к Алёшке побегу.
•
Рисую – плавать мы пойдём
На берег речки, а потом
Мы будем тут же загорать
Или в песке начнём играть.
•
Потом нас мама позовёт
И уговаривать начнёт,
Что нужно есть и отдыхать,
Но я спрошу: «А рисовать?
•
Когда я буду рисовать?
Я должен столько показать!
Смотри, там поле за селом,
Туда отправлюсь я бегом
•
И соберу большой букет,
И нарисую твой портрет,
Где с васильками ты сидишь,
С улыбкой на меня глядишь!»
•
И подмигнёт тут мама мне:
«Какой ты, сын, большой уже!
Тебя не надо развлекать –
Ты научился рисовать!»
© Свидетельство о публикации №117082506236
Это стихотворение очень легко можно инсценировать, используя рисунки, которые будет тут же как бы рисовать рассказчик, можно разыграть и по ролям, с мамой. Получится маленькая сценка.
Следующее стихотворение тоже успешно можно разыграть, используя предметы, о которых говорится в нём.
Как стать грамотеем
Не буду больше приставать
я с просьбой сказки почитать.
А просто сам возьму тетрадь
и буду буквы изучать.
•
Передо мной лежит альбом.
Картинок интересных в нём
и сосчитать я не могу.
Начну, наверно, с буквы «Ю».
•
С «ю» начинается «юла»,
её сестрёнка забрала,
Но я внесу её в тетрадь
и буду букву твёрдо знать!
•
Потом возьмусь за букву «О» –
в альбоме обруч, конь, пальто.
Мне букву «О» писать легко,
похожа «О» на колесо.
•
Так рассмотрю я весь альбом
и буду буквы знать притом.
В тетради целый алфавит,
теперь – читать мне предстоит!
© Свидетельство о публикации №117082506287
Дорогие коллеги, сентябрь открывает новый учебный год, и тут же, 8-го числа, продолжает его Днём всемирной грамотности, объявленным ЮНЕСКО в 1966 году. У меня этот праздник стойко ассоциируется с книгой, потому что не может быть, на мой скромный взгляд, грамотным человек, не любящий книг. Понимаю, это утверждение может быть спорным, как и образование человека не говорит о его культуре. У каждого свой взгляд на эти вещи. Я же хочу выразить свою боль в преддверие и Дня Знаний, и Дня всемирной грамотности! И очень надеюсь, что вы разделите мою точку зрения и поддержите меня!
***
В один погожий летний день
я шла бульваром знойным, шумным.
Тёк воздух, мне хотелось в тень,
но всё вокруг казалось чудным.
•
И вдруг внимание привлёк
звон детских голосов счастливых:
«Смотрите, что я приволок,
я – победитель в перспективе!»
•
И вижу – дети тащат груз –
листы, газеты, папки, книги.
«Ну, ладно, я уже сдаюсь!» –
В ответ раздались тут же крики!
•
Остолбенела я в момент,
Что делают тут эти дети?
Как жуткий кадр из кинолент,
В сырьё отправят книги эти?
•
В переработку попадут
Ахматова, Перро, и Бунин,
А для веселья отберут
Те комиксы, что накануне
•
Им предложили «почитать»!
Не знала, что «читать» их надо!
И мне хотелось закричать:
«Остановите клоунаду!
•
В переработку их нельзя,
Они – опора и надежда,
Вам книги – верные друзья,
А для души – покров одежды».
•
Так говорила детям я,
Они примолкли, устыдились…
•
О, как хочу, чтоб мысль моя
В тех детских душах укрепилась!
© Свидетельство о публикации №117082506004
Со скорым днём Знаний, друзья! Пусть этот новый учебный год принесёт всем радость, удовлетворение от работы, интересные планы и творческие свершения. Пусть уважают вас родители и начальство, пусть неуклонно растёт ваше благополучие! С праздником, коллеги!
Стихи русских поэтов про об учебе, про школу, университет и прочие учебные заведения.
Школа
Сергей Михалков
То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер,
Шестой — полярный капитан,
Седьмой — искусствовед,
Восьмой — наш диктор, Левитан,
Девятый — я, поэт.
И мы, встречаясь, всякий раз
О школе говорим…
— Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым?
Как я старался подсказать,
Чтоб выручить дружка,
Что пятью восемь — сорок пять
И что Эльбрус — река?
Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.
Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!
На школьном утреннике
Агния Барто
Клоун – на сцене!
Острит он неплохо,
Скажет словечко –
И слышится хохот.
Школа взрывается
Залпами смеха:
Клоун – первоклассница!
Ну и потеха!
Хохот девчонок
Особенно звонок!
Но не смеется
Одна из девчонок.
Что-то нахохлилась
Эта девица:
– Мне неохота
От смеха давиться!
Девочки шепчутся:
– Ей не до смеха,
Танька не терпит
Чужого успеха.
Новая вариация на старую тему
Алексей Жемчужников
Послание к публицисту ретроградной печати
1
Положим — ты умен; допустим даже — гений;
Коль мало этого, решим,
Что ты в суждениях своих — непогрешим;
Но мы-то, прочие,— ведь также не без мнений;
И худо ль мыслим, хорошо ль —
Ты наши мнения нам высказать дозволь.
Друг друга выслушав, поспорим и посудим,
Как образованным приличествует людям.
Одерживать, меж тем, победы любишь ты,
Нам просто зажимая рты.
Так спорить, может быть, легко, но неучтиво,
Да и к тому ж едва ль умно.
Я знаю: приобресть у нас немудрено
Привычки дерзости кичливой.
Твоя наставница — московская печать,
Себя провозгласив главой газетной знати,
Учила от нее брезгливо отличать
«Разбойников пера, мошенников печати».
Я знаю: ты пленен тем в жизни наших дней,
Что ни одной черты в ней резкой не откроешь…
Я вспомнил скромную природу нашу: в ней
Бывает вечером спокойствие такое ж.
Недвижный пруд заснул под отблеском зари;
Порой лишь зарябит поверхность круг случайный,
Да изредка со дна всплывают пузыри —
Немые вестники какой-то жизни тайной,
Всплывут и лопнут, и опять —
Как мертвая, тиха темнеющая гладь.
Тебя смиренностью такой же привлекают
Скрижали бледные доверчивой души:
На них что хочешь, то пиши,—
Всё с благодарностью покорной принимают…
Не верь, не верь себе, мечтатель зрелых лет1
И бойся с жизнию расплаты!
…
Песня студентов-археологов
Владимир Высоцкий
Наш Федя с детства связан был с землею –
Домой таскал и щебень и гранит…
Однажды он домой принес такое,
Что мама с папой плакали навзрыд.
Студентом Федя очень был настроен
Поднять археологию на щит –
Он в институт притаскивал такое,
Что мы кругом все плакали навзрыд.
Привез он как-то с практики
Два ржавый экспонатика
И утверждал, что это – древний клад.
Потом однажды в Элисте
Нашел вставные челюсти
Размером с самогонный аппарат.
Диплом писал про древние святыни,
О скифах, о языческих богах.
При этом так ругался по-латыни,
Что скифы эти корчились в гробах.
Он древние строения
Искал с остервенением
И часто диким голосом кричал,
Что есть еще пока тропа,
Где встретишь питекантропа,
И в грудь себя при этом ударял.
Он жизнь решил закончить холостую
И стал бороться за семейный быт.
“Я,- говорил,- жену найду такую –
От зависти заплачете навзрыд!”
Он все углы облазил – и
В Европе был, и в Азии,-
И вскоре раскопал свой идеал.
Но идеал связать не мог
В археологии двух строк,-
И Федя его снова закопал.
Гимн школе
Владимир Высоцкий
Из класса в класс мы вверх пойдем, как по ступеням,
И самым главным будет здесь рабочий класс,
И первым долгом мы, естественно, отменим
Эксплуатацию учителями нас!
Да здравствует новая школа!
Учитель уронит, а ты подними!
Здесь дети обоего пола
Огромными станут людьми!
Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко,
Мы все разрушим изнутри и оживим,
Мы серость выбелим и выскоблим до блеска,
Все теневое мы перекроем световым!
Так взрасти же нам школу, строитель,-
Для душ наших детских теплицу, парник,-
Где учатся – все, где учитель –
Сам в чем-то еще ученик!
Школьник
Николай Некрасов
– Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Наталья Колычева
О пользе заучивания стихов наизусть для детей 5–6 лет
20.04.2020 год.
Приветствую вас!
Сожалею, что вынуждены оставаться дома. Но сохраняя здоровье себе и своим близким, #СидимДома и помогаем своим детям развиваться.
Сегодня хочу рассказать вам, уважаемые родители,
О пользе заучивания стихов наизусть для детей 5 – 6 лет
Педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей.
Какова же польза заучивания стихов для развития ребенка?
1. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует устную речь, увеличивается активный словарь детей.
Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их. Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Ребёнок может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
2. Заучивание стихов способствует формированию общего уровня культуры человека. Формируется чувство языка. Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, он говорит правильным литературным языком.
3. Развитие мозга. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.
4. Развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если ребёнок не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные по смыслу слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.
5. Заучивание стихов способствует развитию памяти.
Когда начинать учить с ребенком стихи? А чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в люльке, вы ему напеваете колыбельную – это ведь тоже стихи. Декламируете ритмичные: «Идет бычок, качается», «Я люблю свою лошадку» и т. д. Дети любят слушать стихи больше, чем прозу. Недаром, многие детские авторы писали и пишут сказки, рассказы для детей в стихах. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании, и когда дитя немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые четверостишия.
Если дети ходят в детский сад, там обычно к праздникам поручают выучить несколько строчек, но не все малыши могут читать стихи при скоплении людей, многие очень стеснительны. Поэтому надо заниматься с детьми дома. Причём учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для последующего школьного обучения объем памяти. Идёте в выходные дни гулять – по дороге читаете стихи, потом повторяете вместе с ребенком под счёт шагов – ведь стихи так ритмичны! Идеально воспринимаются и подходят для заучивания произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой, Сергея Михалкова, а из классиков – отрывки из произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объёмные стихи, но и разные правила, формулы.
Заучивание стихов наизусть считается отличной практикой для раннего развития детей, специалисты советуют приступать к занятиям как можно раньше, не дожидаясь поступления ребенка в школу.
Выбирайте простые стихи для детей и учите их маленькими частями, часто возвращаясь к уже выученному и повторяя его. Относиться к заучиванию стихов как к серьезной и сложной работе не стоит, если ребёнок этого делать не хочет, настаивать и заставлять его не нужно. Заучивание стихов лучше проводить в игровой форме. Для того, чтобы легко запоминать стихи, можно поиграть, например, в такую игру: читать стихи по паре строчек с различной интонацией (например, вопросительно, удивленно, радостно, утвердительно и т. д.). Можете также устроить концерт, где ваш ребёнок будет главным артистом.
А для того, чтобы ребёнок мог увидеть свои ошибки (если, например, он читает стих очень тихо или слишком тропится, предложите ему рассказать стихотворение перед камерой для фильма. Поскольку многим малышам нравится, когда их снимают на камеру или фотографируют, это его развлечёт.
Многим родителям тяжело учить с детьми стихи. Находится тысяча причин – домашние дела, занятость на работе, поездка, да и просто нежелание ребёнка.
Не нужно усаживать ребёнка, например, за стол и говорить: «Сейчас мы с тобой будем учить стишок ко Дню рождения бабушки». Не нужно вообще сообщать маленькому ребёнку, что он должен выучить стишок. Пользуйтесь тем моментом, когда ребёнок сам просит вас прочитать для него стихотворение, как правило, понравившееся произведение ребёнок просит прочесть снова и снова – вот вам и способ для заучивания стихов по желанию, а не насильно.
Если вы хотите, чтобы ваше чадо выучило стихотворение, то сначала выучите его сами. Выберите для заучивания стихотворение, которое нравится в первую очередь вам и соответствует возрасту вашего малыша. Расскажите ребёнку стихотворение сами и объясните непонятные слова, если они есть в тексте. Рассказывайте это стихотворение ребёнку целиком как можно чаще в течение дня. Если куда-то идёте – рассказывайте, если стоите в очереди – рассказывайте, если моете посуду, а ребёнок около вас – рассказывайте, если ребёнок качается на качелях – рассказывайте, одеваете ребёнка – рассказывайте, купаете – рассказывайте, перед сном – тоже рассказывайте, и не по одному разу, а по многу раз. Сначала малыш будет договаривать последние слоги фраз, потом рифмованные слова, а потом и всё стихотворение расскажет.
К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7 – 8 лет дети мало учат стихов.
Советую учить как можно больше произведений до поступления ребёнка в школу, потому что – это самый хороший способ для дальнейшего формирования необходимого объёма памяти школьников. А возраст 5 — 6 лет самый подходящий для этого, именно сейчас у детей появляется наибольшее желание выступать перед публикой. И они гордятся собой, когда у них получается запомнить стихотворение или роль и выразительно рассказать. Поэтому нельзя упускать это благодатное время, нужно помочь детям развить их память.
В свою очередь мы в детском саду каждую неделю стараемся дать детям для заучивания произведения, соответствующие теме недели. Пусть это небольшие стихи (загадки, по 6 – 8 строчек, но благодаря такому подходу в обучении, у детей будет хорошо развита память. И к школе они уже будут подготовлены в этом плане.
Советы родителям при заучивании стихотворений.
1. Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.
2. Затем проводится словарная работа, т. е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.
3. Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.
4. Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т. к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.
5. Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.
Заключение
Итак, стихи развивают память.
Память человека способна “расширяться”, наполняясь объёмом новых знаний. Вот и стихи незаметно её тренируют, что способствует в будущем к более хорошему запоминанию разной информации.
Стихи совершенствуют интеллект.
Поначалу кажется, будто человек просто учит стих, на деле в этот момент наш мозг совершает огромную работу. Образуются новые нейроные связи между клетками мозга, что в свою очередь развивает внимание, мышление, речь, воображение и, как выше сказано – память, что очень нужно в жизни каждому человеку, а не только маленьким детям.
Желаю вам мудрости, уважаемые родители.