Страдания пойдут на пользу народу

Страдания пойдут на пользу народу thumbnail

РПЦ выступает за войны с Россией?

Автор – Борис Степанов

Не секрет, что к религии отношение у людей бывает разное, включая диаметрально противоположное. При этом отношение к официальным представителям религии изменяется в том же диапазоне: от «как же без них» и до «зачем нужны посредники между мной и всезнающим богом». Понятно, что на политическом сайте не место теологическим спорам, но есть священнослужители, которые сами делают политические заявления – и тут их гражданскую позицию логично оценивать и с учётом конфессиональной принадлежности.

На «Эхе Москвы» 17 июня в программе Т. Фельгенгауэр «Клинч» общались Леонид Гозман и прот. Всеволод (Чаплин), председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества – с учётом должности, я бы сказал, что он косвенно выражает позицию МП РПЦ, а не только свою лично. Разговор рекомендую прочесть целиком, очень интересно; особенно понравился момент, когда либерал и священник взаимно указывают друг другу, что рыночный либерализм поддерживает всего несколько процентов населения, как и лишь несколько процентов регулярно посещает церковь, соблюдает обряды и т.д., но при этом оба собеседника считают, что их воззрения должны быть очень важными для всего российского общества. Кроме того, я никогда бы не подумал, что когда-либо в чём-то соглашусь с Гозманом, но он очень удачно сформулировал текущую внутреннюю политику:

«…я бы разделил роль Российской Православной церкви и роль религии вообще… Российская Православная церковь, вот эта организация, – не православие, – она имеет слишком много власти, влияния, и это влияние, с моей точки зрения, абсолютно деструктивное, толкающее нас к мракобесию и средневековью…» Гозман Леонид Яковлевич.

Конечно, нельзя разделять церковь и соответствующую религию полностью, но для социальной жизни важна именно церковь, между тем, как религиозная вера вполне может быть личным делом каждого. Для дальнейшего обсуждения удобно не затрагивать вопрос веры, как таковой, а сосредоточиться на социальном вопросе. К МП РПЦ есть множество вполне обоснованных претензий, но сейчас обсудим исключительно позицию Чаплина:

«Но давайте я всё-таки перейду в нападение. Светскость не работает. Светскость – это мёртвая идеология. Если общество живёт в условиях относительного мира, – спокойствия, сытости какое-то количество десятилетий, парочку-троечку, – оно может прожить в условиях светскости. Никто не пойдёт умирать за рынок, никто не пойдёт умирать за демократию, а необходимость умирать за общество, за его будущее всегда, рано или поздно, возникает. Мир долгим не бывает, мир сейчас долгим, слава богу, не будет.

Почему я говорю «слава богу» – общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни, это общество, оставленное богом, это общество долго не живёт. Вот баланс между светскостью и религиозностью, в конце концов, наверное, выправит сам бог, вмешавшись в историю и послав страдания. Страдания, которые в этом случае пойдут на пользу. Потому что они позволят опомниться тем, кто слишком привык жить тихо, спокойно и комфортно. Придётся пожить иначе. И вот тогда настоящий баланс снова нарисуется…» Протоиерей Всеволод (Чаплин).

Непонятно, почему Чаплин назвал светскость «мёртвой идеологией» (и почему вообще идеологией)? Но очень показательна позиция, которую он основывает на своём понимании христианства: народ должен страдать, это лишь на пользу; если нет проблем – значит, бог отвлёкся от мира, оставил его в покое; ну и «мир долгим, слава богу, не будет» – это вообще, гм, шедеврально.

Не люблю метод «хуже Гитлера», но тут он в тему: даже такой отморозок, как Гитлер, призывал уничтожать другие народы, а не свой! Расстреливать из артиллерии и РСЗО мирное население своей страны додумался только Порошенко, а публично считает, что подобное – «и слава богу», только Чаплин.

Это даже не средневековое «убивайте всех, бог узнает своих» – там это решение было вынужденной мерой с точки зрения атакующих, но и они не выступали за то, чтобы мира вообще никогда не было! Мир знал много психопатов-убийц, которым нравился сам процесс, но они делали это собственноручно, и даже если «голоса говорили убивать этих грешников» – то речь шла о конкретных людях, а тут заявляется, что божественное присутствие в мире проявляется именно через страдания и войну.

Конечно, священники бывают разные – но повторюсь: на такой должности, если твоё мнение не совпадает с общецерковным, надо обозначать особо.

Вообще отношение священников к происходящему в Донбассе показательно. На мой атеистический взгляд, наиболее адекватная с христианской т.з. позиция – это «молиться за всех невинно убиенных». И по-христиански, и никому не мешает. Позиция же «убивайте друг друга» – какая-то странная. Я, конечно, могу сейчас процитировать из Ветхого Завета множество примеров на тему массовых убийств во имя божье, но там-то они хоть как-то обосновывались (в основном, «смотрите, вашему богу не молятся!»), и при этом, опять же, убивали чужаков. А тут именно что «недопустимо жить без войны» своей стране. В прямом смысле, никаких переносных: я согласен с тем, что мало кто пойдёт умирать за демократию, в отличие от Родины, но заявлена именно перманентная война, как норма.

Давайте глянем на вопрос с точки зрения христианства: имеет ли патриотизм к вере какое-либо отношение? Может ли христианин быть патриотом?

Вопрос усложняется тем, что для православных Предание зачастую важнее Писания – то есть, если некто авторитетный как-то выгодно нечто трактовал, то так и надо понимать, даже если в Библии «напрямую» написано несколько другое. В такие сложности с анализом патристики лезть смысла нет, просто включим логику и посмотрим.

Если патриотизм следует из православия, то позиция всех православных, начиная с церковных иерархов, должна быть последовательно патриотичной. Читаем:

Читайте также:  Овсянка из цельного зерна польза

«Вы воздвигли дом Небесному Владыке. Да пошлёт же Он Своё благословение и на дело Вашего государственного строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего народа. Да подаст Он Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству здравие, благоденствие и во всём благое поспешение на многая лета…» Митрополит Анастасий (Грибановский), Архиерейский Синод Русской Православной Церкви За границей,  1938 год, обращение к Гитлеру.

МП РПЦ и РПЦЗ – это православные церкви, разница – административная, «кто кого считает за начальство». В 2007 году они подписали акт канонического общения – проще говоря, объединились в христианском плане, разницы в вероучениях нет. Следовательно, раз во время Великой Отечественной войны они занимали противоположные позиции, то они основывались на чём угодно, но не на вероучении.

(Здесь автор оказался не очень внимательным: Анастасий благословляет на борьбу против сил «желающих гибели и нашего народа…», а не против СССР. Подробнее об общем враге Германии и СССР, против которого они собирались воевать вместе в той Войне, читайте в статье «Новая версия великой Войны». – Ред.).

Напомню, что в Библии нет ничего ни «за Родину», ни «за народ». Обычно патриотизм православные выводят из «за други своя»: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8), «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя» (Ин 15,13). Но, если вспомнить известнейшее «и враги человеку домашние его» (Матф. 10:36), то понятно, что имеются в виду именно единомышленники-христиане, они и есть «други», а вовсе не весь народ. Ещё показательное: «А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лук.9:59,60) – наглядно: божественное важнее человеческого рода, даже уважения к отцу. Ну и, как известно, «царствие мое не от мира сего» – так что о чувствах к Родине речи также не идёт.

Для русичей же поведение «Да не посрамимъ земли Русскія, но ляжемъ, братіе, костьми ту, мертвіи бо сраму не имуть» было естественным задолго до христианства. Христианину же нет смысла сражаться за Родину и народ: «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лук.9:25).

Конечно, тут можно закопаться в трактовки: одной и той же Библией оправдывали и полный пацифизм, и «убить их всех» – но последнее всегда исходило «это же поганые еретики!», а не «за Родину и народ, включая атеистов и иноверующих». Потом, адаптируя текущую трактовку официальной религии, записывали в святые и защитников Родины (тот же Александр Невский), и много кого ещё, но необходимо понимать, что это – именно «трактовки в нужную сторону» официальной идеологии церкви.

Все в курсе, когда перевели Библию на русский язык? В XIX веке. При этом сколько процентов верующих были грамотными? Не буду на это отвлекаться, но почему «обновленцы» правы, а старообрядцы – нет, тоже как-то непонятно. Бог заявляется всезнающим, так что должна быть важна искренность веры, а не количество букв «и» в имени бога-сына. Так что навык трактовок «как надо» у богословов исторически наработан, и вопрос не в «как обосновать», а именно в мотивации – зачем христианину Родина, если ему важнее «жизнь после смерти»?

Наглядный пример: основатель «уранополитизма» священник Даниил (Сысоев) утверждал:

«Не заповеданный Богом патриотизм как служение стране не требуется христианину, вовсе не помогает ему идти к Богу, не учит любви ко всем людям – безразлично какого государства они подданные. Напротив, эта идеология просто мешает человеку исполнять евангельские заповеди, она привязывает к тленной земле и заставляет забыть о небе», а после трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, когда погибло 75 человек, говорил: «август 2009 – это начало наказания Божия православным народам за их гордыню, на современном лживом языке называемую патриотизмом и национализмом… И те, кто погиб на Енисее, и Витязи, и сгоревшие на пожаре всё равно бы умерли. Они же смертные. Но для них сейчас смерть – это наилучшее время. А для всего народа это урок…» Священник Даниил Сысоев.

Правда, очень похоже на Чаплина? «Чем хуже – тем лучше». Странности темы удачно объясняет протоиерей Димитрий (Полохов):

«Христианин-патриот любит своё отечество как место, где пребывает и сохраняется его Православная Церковь, где осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному, как об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: “Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить”».

Вот теперь всё становится на свои места: если «естественному» патриоту важна Родина, как таковая, и, соответственно, народ, то для христианина важна не Родина, а функция страны «где официальная церковь моей конфессии». Т.е. такой христианин будет сражаться за страну, но не как за Родину, а как за территорию влияния своего церковного начальства.

Игумен Сергий (Рыбко), его мнение про Власова:

«Разумеется, сама идея борьбы с большевизмом с помощью немецкого оружия была изначально обречена на провал. Тем не менее, он пошёл на это. И я искренне уважаю этого человека». Есть, конечно, и другие мнения. Протоиерей Артемий Скрипкин про Власова: «Он предал Царя, затем своего главнокомандующего Сталина, предал он и нового своего хозяина и уже готов был выехать в Штаты работать на ЦРУ. Что касается нравственного облика этого человека, то и тут трудно говорить о каких-либо положительных качествах…» Игумен Сергий (Рыбко).

Читайте также:  Каштан польза вред и противопоказания

Таким образом, отношение к Родине и предателям – личное, а не базируется на религиозной вере. Но тогда есть два варианта: либо православие полностью индифферентно к патриотизму, либо я ошибаюсь (не богослов всё же), и патриотизм каким-то хитрым образом из православия следует. Но в таком случае, либо РПЦ должна перестать лезть в дела государства, либо должна категорически, вплоть до отлучения, осуждать тех православных, которые выступают против России. А пока я вижу лишь подход: «православному священнослужителю можно выступать против России и народа, он же православный священнослужитель, ему вообще всё можно».

Протодиакон Андрей (Кураев) как-то вообще высказался на тему «православие важнее россиян»:

«И если сейчас настала пора умирания России… передадим православную эстафету китайцам… они станут могильщиками нашего государства, но хранителями наших святынь…» Дьякон Андрей Кураев.

Контрпример для баланса: святитель Лука (Войно-Ясенецкий):

«Сталин сохранил Россию. Он показал, что значит Россия для всего остального мира, и поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину…» Святитель Лука Войно-Ясенецкий

В России, в отличие от Запада, государство важнее церкви – в своё время Пётр Великий мудро учредил Синод, Сталин тоже рационально подошёл к вопросу: разрешал тихо заниматься сугубо своим делом внутри страны и использовал во внешней политике.

В настоящее же время, когда у России отсутствует государственная идеология, иерархи РПЦ пытаются угнездиться в этой нише. Этого допускать нельзя: Россия – многоконфессиональная страна, в которой много атеистов (а большинство называющих себя православными – по сути пофигисты и лишь практикуют некоторые православные ритуалы на уровне суеверий). Но использовать МП РПЦ в государственных целях можно и нужно, держа под контролем, как это и было в России исторически. Т.е., в случае войны, пусть призывают к тому, чтобы убивать врагов, ссылаясь на «военных» святых, – да на что угодно, это их внутренняя проблема, вера всё равно логику привычно игнорирует. Пусть приносят утешение пострадавшим.

Но недопустимо позволять кому бы то ни было вести речи против России, её граждан, призывать к тому, чтобы им хуже жилось, чтобы их убивали и т.д., какие бы предлоги при этом ни изобретались. По сути, сказанное Чаплиным – это почти что призыв к геноциду, просто растянутому во времени. И очень хотелось бы, чтобы антирусские поползновения разрешались внутри РПЦ самостоятельно.

P.S.

Конечно, к МП РПЦ много вопросов в принципе – от торговли без кассовых аппаратов до пропихивания по сути «закона божьего» в школы; и поведение многих священников зачастую вызывает вопросы у самих православных – но в статье рассматривалось конкретное высказывание одного из высших иерархов, которое указывает не на просто «мне всё можно», а на «что я желаю для России». Мне, как атеисту, было бы интересно прочесть в комментариях ответы православных на вопрос: «Это Чаплин выражает лично свои чаяния или же действительно с православной точки зрения Россия никогда не должна жить хорошо?».

Источник

Запрещённый фильм про РПЦ

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Источник

Начало дискуссии:
1-1. прот. Вс. Чаплин: “Если общество живет в условиях относительного мира, спокойствия, сытости, какое-то количество десятилетий — пару, троечку — оно может прожить в условиях светскости. Мир долгим не бывает. Мир сейчас, слава Богу, долгим тоже не будет. Почему я говорю «слава Богу»? Общество, в котором слишком много сытой, спокойной, беспроблемной и комфортной жизни, — это общество, оставленное Богом. Это общество долго не живет. Сам Бог, вмешавшись в историю и послав страдания, которые в этом случае пойдут на пользу, позволят опомниться тем, кто слишком привык жить тихо, спокойно и комфортно. Придется пожить иначе”.

1-2. Он же: “война — это всегда плохо, но лучше война, чем сытая самоуспокоенность. Лучше страдания, чем горделивая самоуверенность. Лучше война, чем несправедливый мир”.

2-1. Борис Гребенщиков: “И вот я и думаю, что мы, кажется, вступили в новую фазу жизни. Потому что на днях, как вы, наверное, слышали, наша церковь в лице блестящего пресс-секретаря патриарха объявила: “Слава Богу, что скоро будет война!” Это правда. Церковь объявила, что страдания пойдут на пользу народу. По-моему, они взбесились. Много денег плохо действует на мозг. Они считают, что имеют право говорить и решать за народ. Они считают, что имеют право решать от вашего имени. Они считают, что имеют право делать вас пушечным мясом. Я не думаю, что они имеют такое право. Такое право им никто не давал. И я молюсь, чтобы ночь в их головах сменилась рассветом”.

2-2 “Читаю в газетах, что сама православная церковь в лице своего великого секретаря говорит, что России нужна война. Какая же сволочь! Слава Богу, что есть много священников из России, которые говорят: “Спасибо, что вы сказали, что мы так не думаем”. Сразу вспоминаешь, что много лет тому назад мой близкий друг написал песню, которая удивительно подходит к сегодняшнему дню”, – сказал Гребенщиков и исполнил песню “Безъядерная зона” Виктора Цоя, которая в 1984 году на втором фестивале Ленинградского рок-клуба была признана лучшей антивоенной песней.

3. Пацифизм Бориса Гребенщикова далёк от истинного христианства, сказал «Русской службе новостей» протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, музыкант идёт по неправильному пути, стремясь к душевному комфорту и спокойствию.

«Я надеюсь, что Борис Борисович в своей жизни столкнётся с чем-то, что позволит понять: самоуспокоенность, душевный комфорт — всё это только мешает человеку увидеть настоящую цель, которая состоит в достижении вечной жизни, по отношению к которой нынешняя жизнь — это лишь вступительный экзамен. И если человек живёт слишком спокойно и сыто и слишком сильно подвержен душевному комфорту, это значит, что господь его оставляет, а когда испытания приходят, тут господь посещает», — пояснил священник.

Читайте также:  Пекинская капуста польза и вред лечебные свойства

Он добавил, что настоящие христиане придерживаются противоположной позиции.

«Слова Бориса Борисовича оставим на его совести. Мы с ним расходимся мировоззренчески, как и все православные христиане, думаю, с ним мировоззренчески расходятся. Пацифизм, который он, по сути, исповедует, весьма далёк от истинного христианства, которое предполагает защиту своей семьи, своего отечества, своих близких с оружием в руках. И надо прямо сказать, что христианство противоположно обывательскому идеалу спокойной и сытой земной жизни», — добавил Чаплин.

По мнению священника, высшие силы могут вмешиваться в историю в тех случаях, когда люди отклоняются от правильного пути.

«Многие считают, что Великая Отечественная война стала божьим наказанием за грехи цареубийства, отступления от бога и прочие грехи, которые произошли в нашей стране после 1917 года, в том числе грехи массовых гонений на церковь и невинных людей. И если кто-то считает, что, живя богато, спокойно, заботясь о своём душевном комфорте, который проповедуют сторонники религиозных учений, к которым близок Борис Борисович Гребенщиков — это что-то самодостаточное, эти люди неправы. Господь ещё не раз может вмешаться в историю, чтобы показать людям, что сытая и спокойная земная жизнь и ложный душевный комфорт являются на самом деле обманчивыми, это перевёрнутая логика. Такое вмешательство нужно для того, чтобы люди поняли: главная жизнь — это не эта жизнь, а жизнь вечная, которая достигается истинной верой и добрыми делами».

***

Есть два повода поблагодарить о.Всеволода:

– за то, что он не назвал Гребенщикова “сволочью” в ответ;

– за то, что обновил дискуссию о христианском отношении к страданиям.

Вообще о христианском отношении к страданиям см.

Но есть нюансы:

1. В тезисе о том, что избыточная сытость может притуплять мозги и сердце, нет расхождений у о. Всеволода и БГ. Он же сказал: «Много денег плохо действует на мозг».

2. Я не уверен, что личный опыт боли и страданий у о. Всеволода больше, чем аналогичный опыт БГ.

3. Есть вещи, право на произнесение которых надо заработать жизнью. Если бы сказанное о. Всеволодом прозвучало с многолетней страдальческой больничной постели о. Кирилла Павлова – эти слова были бы святы. Человек имеет право делиться своим опытом. В том числе и опытом боли: смотри, моя боль помогла мне, если хочешь, приими и ты это лекарство… Но см п. 2.

4. Златоуст говорил, что тот, кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости. Но вряд ли уместно благодарить Бога за страдания соседа. Расшифровывать книгу горьких чужих судеб и переломов можно лишь, обладая даром прозорливости. То, что у о. Всеволода есть право на пользование депутатскими залами в аэропортах, я знаю. Но есть ли у него дары прозорливости и пророчества? Простите, что перехожу на личности, но в таких вопросах это неизбежно.

5. То, что допустимо отрешенному от мира о. Кириллу, не очень к лицу о. Всеволоду. Ибо слишком легко к его богословских упражнениях проглядывают не духовные, а чисто политические контекст, подтекст и цель. Давай, Кремль, веди нас на войну и в кризис, мы убедим народ, что это всё к лучшему!

6. И вновь напоминаю, что Церковь ежедневно и многократно молится именно о мире и благополучии людей и стран, а вовсе не скликает на их головы скорейшие «спасительные» невзгоды.

Вот молитва, что мы уже более года ежедневно читаем об Украине:

«Господи, избави люди Твоя от междоусобныя брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды. Лишенныя крова введи в домы, алчущия напитай, плачущия утеши, разделенныя совокупи. Скорое примирение яко щедр даруй. Ожесточенных сердца умягчи и к Твоему познанию обрати. Мир Церкви Твоей и верным чадам ея подаждь».

По Чаплину надо молиться о чем-то противоположном.

7. Желает ли о. Всеволод спасения своим коллегам и друзьям – церковным випам? Еще памятно, как яростно он защищал их право на пользование лимузинами, особняками и прочими предметами потребления класса люкс. Неужели в аду он видал своих сановных собу…собеседников?

8. Церковь восхищается теми, кто добровольно избрал путь нищеты и странничества – монахами и юродивыми. Но не требует этого ото всех своих членов. И это отсутствие единого стандарта аскетизма и есть черта, радикально отличающая Церковь от мира тоталитарных сект.

Так что формула «христианство противоположно обывательскому идеалу спокойной и сытой земной жизни» слишком узка. Большинству своих членов (в том числе и священников) Церковь предлагает не отказ от «спокойной и сытой земной жизни» ради веры, а совмещение ее с упованием на Высшее и лучшее. Если встанет выбор – «крест или хлеб», от «хлеба» надо суметь отказаться Но Промысл Божий может провести целые поколения мимо такого выбора. И тем не менее привести их ко Спасению.

Процитирую очень настрадавшуюся по жизни Марину Цветаеву (да, она не «учитель церкви», но ту она очень и по христиански права):

Ибо надо ведь — хоть кому-нибудь
Дома — в счастье, и счастья в дом!
Счастья — в доме! Любви без вымыслов!
Без вытягивания жил!
Счастье— в доме! Любви, не скрашенной
Ни разлукою, ни ножом.
На развалинах счастья нашего
Город встанет —

Источник