Судебный акт в пользу таможенного органа
1. Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее – лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
2. Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).
3. Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится за счет:
1) денежных средств (драгоценных металлов), находящихся на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках;
2) электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность);
3) авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность);
4) таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 Кодекса Союза;
5) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
6) обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
7) обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;
8) обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора;
9) товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины;
10) иного имущества плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).
4. Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных настоящим Федеральным законом, такое взыскание не было произведено.
5. Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
6. Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган.
7. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом плательщиком таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней является таможенный орган, взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не производится.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются:
1) если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению;
3) на период приостановления применения мер взыскания вывозной таможенной пошлины в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
9. Взыскание иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, за исключением специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, производится в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
10. Применение мер взыскания вывозной таможенной пошлины может быть приостановлено по решению таможенного органа о приостановлении взыскания вывозной таможенной пошлины на срок не более шести месяцев со дня истечения срока, установленного частью 19 статьи 73 настоящего Федерального закона.
11. Форма, формат и структура решения о приостановлении взыскания вывозной таможенной пошлины, а также порядок и условия принятия решения о приостановлении взыскания вывозной таможенной пошлины устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
12. Плательщик (лицо несущее солидарную обязанность) до принятия решения о приостановлении мер по взысканию вывозной таможенной пошлины обязан предоставить обеспечение исполнения обязанности по уплате вывозной таможенной пошлины, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 части 3 статьи 55 настоящего Федерального закона.
13. Срок действия обеспечения исполнения обязанности по уплате вывозной таможенной пошлины, указанного в части 12 настоящей статьи, должен быть не менее срока, на который приостановлено взыскание вывозной таможенной пошлины.
14. В случае, если таможенное декларирование товаров производится уполномоченным экономическим оператором и срок действия обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора истекает в период действия приостановления взыскания вывозной таможенной пошлины, до истечения указанного срока должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате вывозной таможенной пошлины.
15. За период приостановления взыскания вывозной таможенной пошлины начисляются пени в соответствии со статьей 72 настоящего Федерального закона.
Источник
Анализ причин принятия судом решений не в пользу т/о
Приказом ФТС России от 8 июля 2009 года №1261 «О мерах реагирования на принятие судебными органами судебных актов (судебных постановлений) не в пользу таможенных органов»:
– утверждено положение об организации работы по проведению анализа и принятию мер реагирования на судебные акты, принятые не в пользу таможенных органов;
– определен порядок проведения анализа и принятия мер реагирования на судебные акты.
Судебный акт (судебное постановление), принятый не в пользу таможенного органа, поступивший в таможенный орган, направляется в правовое подразделение, копии:
– в структурное подразделение таможенного органа, принявшего оспоренное решение;
– в структурное подразделение вышестоящего таможенного органа, которое осуществляет контроль за данным направлением деятельности таможенного органа.
Начальники правового подразделения и структурного подразделения, принявшего оспоренное в суде решение, проводят анализ решений, послуживших основанием для обращения физических или юридических лиц в суд и принятия судебных актов об удовлетворении заявленных требований. В рамках анализа рассматриваются:
– выводы суда;
– законность и обоснованность принятия таможенным органом указанных решений, совершения действий;
– недостатки и ошибки, допущенные при принятии решений, совершении действий, а также в ходе рассмотрения дела в суде.
Аналитический отчет с приложением копий судебных актов ежемесячно, не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, представляется правовым подразделением начальнику таможенного органа.
Судебная практика, сложившаяся в Северо – Западном регионе, показывает, что существуют определенные правовые нормы, к которым на практике имеет место различный подход со стороны таможенного органа и арбитражного суда. Таким образом, таможенный орган приводит в доказательство обоснованности своих решений, действий доводы, которые не принимаются к рассмотрению судом.
В таблице 6 представлен анализ позиций сторон по основным вопросам, требующим доказательства во время рассмотрения дела по КТС.
Таблица 6. Сравнительный анализ позиций таможенных органов и суда по основным вопросам
Вопрос об обоснованности принятия таможенным органом решения на этапе контроля таможенной стоимости о невозможности применения заявленного декларантом метода определения таможенной стоимости и запроса дополнительных документов | |
Таможенный орган: Критерий достаточности представленных документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, определяет в соответствии со ст. 323 ТК РФ: – анализ представленных документов и сведений; – анализ информации о стоимости товара, имеющейся у таможенного органа («Мониторинг-Анализ»*, информация вышестоящих таможенных органов). При установлении расхождения уровня таможенной стоимости при ввозе товара по конкретной сделке с уровнем идентичных товаров, ввезенных другими лицами, таможенный орган делает вывод о необходимости запроса дополнительных документов и сведений (которые не входят обязательными к представлению), т.е. об уточнении таможенной стоимости в соответствии с п.п. 7,9 Положения о контроле таможенной стоимости товаров. | Суд: Не является основанием для принятия таможенным органом решения об уточнении таможенной стоимости обстоятельство, что имеется расхождение уровня заявленной таможенной стоимости от уровня, заявленного другими участниками ВЭД по идентичному / однородному товару. По смыслу положений ст. 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления декларант обязан представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Непредставление декларантом запрошенных документов не может однозначно свидетельствовать о недостоверности заявленных сведений, если они подтверждаются и не опровергаются иными документами. |
Вопрос о невозможности применения Балтийской таможней методов 2-5 определения таможенной стоимости | |
Таможенный орган: Как показывает практика, документальным подтверждением невозможности применения методов 2-5 определения таможенной стоимости может являться распечатка базы данных «Мониторинг Анализ» за сопоставимый период времени. | Суд: Данное подтверждение не принимается судом в качестве доказательств. При этом указывается, что невозможность применения методов 2-5 документально не подтверждена таможенным органом. |
Вопрос об обоснованности применения 6 (резервного) метода определения таможенной стоимости | |
Таможенный орган: Из ценовой информации, на основании которой осуществляется КТС, возможно сопоставить код товара, наименование товара, страны происхождения и отправления, условий поставки. | Суд: В соответствии со ст. 24 ФЗ «О таможенном тарифе» требованием к ценовым данным, используемым для расчета таможенной стоимости по методу 6, является строгая адресность. Цена должна соотноситься с конкретным товаром способом, позволяющим его идентифицировать. |
Таким образом, учитывая разные подходы таможенных органов и суда по вышеперечисленным вопросам, можно выделить основные причины отрицательной судебной практики по делам о КТС.
1. Необоснованный отказ таможенного органа в применении декларантом первого метода определения таможенной стоимости – метода по цене сделки с ввозимыми товарами.
В пункте 2 ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе» перечислены условия, при которых не может быть применен первый (основной) метод определения таможенной стоимости. Этот перечень является исчерпывающим. Из документов, в которых отражается проводимая таможенным органом корректировка таможенной стоимости, невозможно установить какие именно данные о товаре и его таможенной стоимости ОКТС посчитал неподтвержденными. Данное обстоятельство всегда находит отражение в судебных актах, как основной довод суда при вынесении отрицательного решения для таможни.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 323 ТК РФ при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган, действительно, вправе принимать решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров. В свою очередь п.п. 7 – 8 Приложения к Приказу ГТК РФ от 05.12.2003 №1399 предусмотрено, что таможенная стоимость товара, заявленная декларантом, должна быть принята таможенным органом, если последним не выявлено признаков, указывающих на то, что декларантом неправильно избран метод определения таможенной стоимости и заявленная таможенная стоимость определена неправильно.
2. Запрос таможенным органом для подтверждения сведений по таможенной стоимости документов, не предусмотренных нормативно – правовыми актами РФ (Приказ ФТС России от 16.09.2003 №536).
В данном случае судами различных инстанций при указании вышеназванных выводов не принимается во внимание формулировка п. 1, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ГТК РФ от 16.09.2003 №1022, году сказано, что документы, перечисленные в п. 1 предоставляются в том случае, когда «по мнению декларанта, возможно применение метода по цене сделки с ввозимыми товарами». В свою очередь, осуществляя контроль таможенной стоимости, «мнение» декларанта применительно к данной ситуации может не совпасть с «мнением» таможенного органа, что влечет за собой со стороны декларанта необходимость подтверждения сведений по таможенной стоимости путем предоставления документов, не указанных в п. 1. Однако и в данном случае таможенному органу первоначально необходимо четко и объективно установить, какие именно сведения не являются достаточными для возможности применения метода 1 определения таможенной стоимости.
3. Необоснованное применения метода 6 (резервного) определения таможенной стоимости товаров.
В подавляющем большинстве судебных дел, решения по которым вынесены в феврале текущего года, при осуществлении КТС имел место шестой метод ее определения.
Суды различных инстанций уже неоднократно указывали на тот факт, что Балтийской таможней не представляются доказательства невозможности последовательного применения методов 2 – 5 определения таможенной стоимости. Ссылки таможни в решениях о КТС по заявлениям участников ВЭД не могут служить доказательствами по судебным делам данной категории споров.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) «каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений».
В соответствии с п. 3 ст. 71 АПК РФ «доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности».
Таким образом, по смыслу названных норм, для того, чтобы таможенный орган имел возможность в суде аргументировать невозможность применения методов 2 – 5 определения таможенной стоимости в конкретной ситуации, а суд, в свою очередь, имел возможность принять в этой части позицию таможни, таможенному органу необходимо представлять доказательства своей позиции для последующей их оценки судом.
Объективным обоснованием неприменения методов 2 – 5 определения таможенной стоимости в судах различных инстанций могут служить распечатки из базы «Мониторинг – Анализ» по конкретному товару в период за 90 дней до ввоза с оцениваемым, подписанные и заверенные должным образом.
С другой стороны, условия и цена сделки являются коммерческой тайной организации – покупателя, и в соответствии с п. 2 ст. 10 ТК РФ такого рода информация не подлежит разглашению таможенным органом.
Другими причинами удовлетворения жалоб послужил нарушения требований таможенного законодательства:
1. Декларанту не предоставлено право самостоятельно определить таможенную стоимость и не соблюдена процедура контроля таможенной стоимости.
Таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость в случае, если декларант отказался произвести КТС, не направил письменное решение по вопросу таможенной стоимости или не явился в установленный таможенным органом срок. Решением СЗТУ от 13.08.2009 года №12-03-10/312 установлено, что т/п Турухтанный Балтийской таможни в нарушение ст. 323 ТК РФ не предоставил декларанту право самостоятельно определить таможенную стоимость, а самостоятельно принял решение о КТС по методу 6, информировав декларанта о свершившемся факте принятия решения по таможенной стоимости, направив бланки ДТС-1, ДТС-2 и КТС. Факт нарушения прав декларанта послужил основанием для отмены решения о КТС.
2. Решение по таможенной стоимости принимается таможенными органами до истечения срока представления дополнительных документов и сведений.
Решением СЗТУ №12-03-10/311 установлено, что по запросу т/п Турухтанный срок представления дополнительных документов и сведений был установлен до 20.04.2009. Решение о КТС было принято 07.04.2009, т.е. до истечения установленного срока. Такое нарушение прав декларанта послужило основанием для отмены решения о КТС.
Представленный анализ может быть полезен для устранения проблемы обжалования решений таможенных органов о КТС. Отменяя решения таможенных органов о КТС арбитражные суды приходят к выводам:
– недопустимо произвольно трактовать нормы законодательства, основываясь на субъективных представлениях о необходимости и достаточности сведений о цене сделки;
– установленные статьей 367 ТК РФ полномочия таможенного органа по определению достаточности и достоверности ценовой и иной информации не позволяют ему произвольно (бездоказательно) корректировать (определять) таможенную стоимость товаров;
– обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недобросовестности сведений о цене сделки или ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости;
– обязанность декларанта представить дополнительные документы для определения таможенной стоимости может быть на него возложена только в отношении документов, которыми он реально располагает или должен их иметь в силу Закона или обычая делового оборота и которые имеют значение для таможенного контроля;
– при осуществлении таможенного контроля и оформлении таможенные органы не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства;
– таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения основного метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при определении таможенной стоимости товаров, определяя таможенную стоимость отличным от основного методом.
Меры реагирования на принятые судом решения о КТС не в пользу т/о
В целях улучшения негативной судебной практики, складывающейся в Балтийской таможне по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) по корректировке таможенной стоимости товаров, осуществляются меры реагирования в соответствии с Приказом ФТС России от 8 июля 2009 года №1261 «О мерах реагирования на принятие судебными органами судебных актов (судебных постановлений) не в пользу таможенных органов».
Так, в результате выносимого не в пользу таможенного органа судебного акта, и при поступлении его в таможню, правовым отделом готовиться и направляется начальнику таможни информация по проигранным судебным спорам, которая, в свою очередь, анализируется и в дальнейшем принимается решение по мере реагирования.
Информация о принимаемых мерах реагирования и результаты по ним направляются в СЗТУ по мере поступления из структурных подразделений таможни документального подтверждения исполнения мер реагирования.
В результате анализа разрабатывается комплекс мер, направленных на устранение причин признания судами незаконных решений таможенных органов о КТС:
Увеличение эффективность проведения документального анализа на этапе таможенного оформления и контроля таможенной стоимости.
Ознакомление в процессе таможенного оформления участника ВЭД с ценовой информацией (распечатка электронной базы данных с указанием условий поставки, страны происхождения, объема поставок) при неприменении метода 1 и при отказе от использования со 2 по 5 метод определения таможенной стоимости.
Проведение оперативных совещаний между правовым отделом и ОКТС по минимизации риска несоблюдения таможенного законодательства при принятии решений по таможенной стоимости товаров, а также согласование мер по сокращению фактов обращений участников ВЭД в Арбитражный суд.
4. Предоставление правовому отделу требуемой информации и документов для защиты законных интересов в суде.
5. Участие в судебных заседаниях должностных лиц ОКТС совместно с должностными лицами правового отдела.
В целях оперативного реагирования периодически в ОПСУР предоставляется информация о принятых решениях по таможенной стоимости в отношении организаций, обратившихся в судебные органы для проведения проверочных мероприятий и установления нахождения / отсутствия организации по фактическому или юридическому адресу, генерального директора главного бухгалтера.
Источник