Суть работы в пользу местного самоуправления

В чем заключается суть местного самоуправления? Кратко мы постараемся ответить на данный вопрос в нашей статье. Начнем с определения данного понятия.

Понятие

Перед тем как уяснить, в чем заключается суть местного самоуправления, углубимся в отечественную историю. Названное понятие широко применялось в царской России. Государство понимало, что только сами жители лучше знали специфику своего быта, поэтому оно давало широкие полномочия по регулированию жизни внутри общин. Отсюда пошел термин «самоуправство».

Итак, местное самоуправление – это форма осуществление народом своей власти через местные выборные органы.

Революция 1917 года: изменение сознания

Октябрьские события 1917 года изменили внутреннюю идеологию. Теперь государство имело тотальный контроль над каждым городом, селом, улицей, домом. Частные дома становились собственностью колхозов и совхозов. Все жители обязаны были в них работать, выполняя определенную норму. Сам термин «самоуправство» стал синонимом понятий «враг» и «расхититель». Ни одно решение не должно было приниматься без согласия местных советов и комитетов. Вся система создавала четкую иерархию соподчинения, где нижестоящая организация подчинена вышестоящей.

Основной Закон о местном самоуправлении

Конституция РФ провозгласила идеальную концепцию широкой внутренней автономии, реализовать которую будет очень сложно на практике. В чем заключается суть местного самоуправления? Теория говорит о том, что на определенной территории местные власти должны осуществлять свою деятельность, исходя из интересов населения. Как же такое возможно?

Дело в том, что суть местного самоуправления заключается в следующем: местные органы власти не входят в государственные, они являются автономными, независимыми. Из этого следует, что контролирующие органы должны осуществлять только надзорную функцию, следить за соблюдением законодательства и, в случае выявления правонарушений, реагировать согласно компетенции. Органы государственной власти — контролирующие и надзорные — не должны давать распоряжения и приказания, как поступить в той или иной ситуации. Предполагается, что местные власти лучше других знают локальные проблемы. Неофициально систему муниципалитетов называют «четвертой властью».

Как формируются местные органы власти

Говоря о том, в чем заключается суть местного самоуправления, нельзя не упомянуть, как оно формируется. Исходя из местных уставов, население выбирает представительный орган местного самоуправления и выборного главу муниципалитета. Они могут носить различные названия, исходя из культуры и местных традиций: глава, голова, председатель, староста и др. Суть их функций от этого не меняется. Представительный орган принимает основные решения муниципалитета в рамках своей компетенции, а выборный глава их исполняет.

Некоторые субъекты самоуправления не выбирают главу на общих выборах и собраниях. Они избирают членов представительного органа местного самоуправления (парламент, меджлис, комитет, совет и др.) на очередной сессии. Такое правило не нарушает действующего законодательства, т. к. депутаты органов местных парламентов избираются путем всеобщего голосования жителей муниципалитета.

Предполагается, что выборный глава и представительный орган будут действовать в интересах жителей определенной местности, т. к. именно они и формируют свою власть.

Итак, в чем суть местного самоуправления: население само выбирает своих депутатов, «президентов», которые не входят в общую систему государственной власти. Предполагается, что такое положение дел будет в интересах местных жителей. Но на практике, к сожалению, не всегда это происходит именно так.

Где применяется

Политическая автономия осуществляется на всей территории России: села, поселки городского типа, города, районы, районы в городах – все они могут являться муниципалитетами. Федеральными законами иногда ограничиваются территории, в которых недопустимо местное самоуправление. Это, как правило, особые случаи, которые влияют на безопасность и конституционный строй. Если нет угрозы безопасности – государственная власть поддерживает деятельность муниципалитетов.

Устав муниципалитета

В каждом муниципальном образовании принимается собственный устав, который и помогает понять, в чем заключается суть местного самоуправления. Главная особенность такого устава состоит в том, что его положения не должны противоречить общефедеральным законам РФ, а также местным законам субъектов, на административной территории которого находится муниципальное образование.

В уставе определяются границы муниципалитета, вопросы местного значения, структура, порядок формирования представительных органов, их компетенция, порядок участия жителей в политической жизни муниципалитета и др.

Компетенция местных органов власти

Муниципалитеты занимаются вопросами обеспечения жизнедеятельности населения, находящегося на его административной территории. Но в чем суть местного самоуправления состоит кроме этого? Какие вопросы они компетентны рассматривать? Как правило, это:

  1. Владение, пользование, распоряжение собственностью.
  2. Установление собственных налогов.
  3. Решение вопросов, связанных с обеспечением муниципальных учреждений образования, здравоохранения, охраны общественного порядка.
  4. Контроль над использованием земельных угодий, энерго-, тепло- , водоснабжения.
  5. Поддержание дорог, переправ, мостов муниципального значения.
  6. Решение вопросов, связанных с ведением личного подсобного хозяйства жителей муниципалитета и др.
Читайте также:  Польза для волос сыворотки молочной

Разграничение ответственности

Местное самоуправление регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», некоторыми нормами Гражданского, Налогового, Бюджетного, Административного кодексов РФ и др.

Государство не несет ответственности своим имуществом за деятельность муниципалитетов. Также оно не отвечает по финансовым обязательствам местных органов власти. Последние должны вести свою деятельность, исходя из своих финансовых возможностей.

Главная проблема муниципалитетов

Людям, прожившим много времени в Советском Союзе, система муниципалитетов непонятна. Они считают ее преступной: как можно управлять территорией и не входить в систему государственной власти. И если разобраться, то такая система эффективна, но для этого должно быть соблюдено обязательное условие: муниципалитеты должны обладать развитой внутренней экономикой. Нереально в условиях сбора местных копеечных налогов создать самостоятельное объединение.

Как правило, все муниципалитеты зависят от субвенций и дотаций из федеральных и региональных бюджетов. Следовательно, ни о какой самостоятельности при таком подходе говорить не приходится: нельзя плевать в колодец, из которого пьешь. Как можно управлять территорией, невзирая на вышестоящие органы, если от их поступлений зависит жизнь? Центр пытается поощрять экономическую деятельность муниципалитетов, но пока такие действия крайне неэффективны.

Источник

Даже среди знакомых мне специалистов по конституционному и муниципальному праву есть сомневающиеся в необходимости существования местного самоуправления как отдельной формы публичной власти. Все аргументы обычно сводятся к тому, что те же функции могут выполнять органы государственной власти на местах. А раз так, то зачем создавать лишние юридические конструкции, гарантировать права на участие в местном самоуправлении и т.д.? Другая претензия: органы местного самоуправления мало чем отличаются от государственных, а право местного самоуправления (объективное) и право на местное самоуправление (субъективное) — близнецы-братья тех же прав, действующих на государственном уровне. Первый тезис подтвердил даже ЕСПЧ в решении по делу Герасимовой против России, назвав органы местного самоуправления «государственными организациями». Второй тезис легко подтверждается анализом законодательства. Отличия только в тех уровнях, на котором осуществляются эти две формы публичной власти (то есть просто-напросто в масштабе), и в некоторых деталях, например, более широком применении форм прямой демократии на местном уровне, что вполне естественно.
И несмотря на это, в законодательстве и судебной практике последовательно реализуется идея о местном самоуправлении как отдельной форме публичной власти. Она признается в Конституции (ст. 12), на ее обязательность указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 №15-П. Более того, местное самоуправление существует в большинстве стран мира, а его основополагающие принципы закреплены в нормах международного права (например, в Европейской хартии местного самоуправления, которую подписала и Россия). Возникает вопрос: зачем это нужно?
Я пришел к выводу, что единственной серьезной причиной существования этой отдельной формы публичной власти является защита от возможных нарушений государством тех прав и законных интересов граждан, которые связаны с их проживанием в определенной местности. Прежде всего, это право определять, в какой среде гражданам хотелось бы жить. Государственная власть, решая вопросы всей страны или регионов, может не учитывать интересы местных жителей. Условный пример: стране нужен химический завод, и уполномоченный орган государственной власти разрешает его строительство в паре километров от какого-нибудь села. То, что выбросы от этого завода вызывают рак, ну или просто портят идиллический сельский пейзаж, никого не волнует. Кроме, конечно, самих местных жителей. И если у них не будет подотчетных им и независимых от государственной власти органов местного самоуправления, то так и мучиться им от соседства с этим заводом, что, конечно, ужасно. Общее для страны благо не должно создавать проблем жителям отдельных местностей. Вот 99,99% населения страны ничего, кроме блага, в этом заводе не видят, и они избрали правительство, которое обеспечит его строительство. Но 0,01% селян благодаря местному самоуправлению могут послать строителей завода к черту, а точнее туда, где этот завод никому не повредит. Потому что никто за них не имеет права решать, каким должно быть то место, в котором они живут. И потому, что большинство должно уважать права меньшинства, что, между прочим, является одним из принципов современной демократии. Нельзя, чтобы общество, или государство, или общество через государство довлело над отдельными своими группами! Этот принцип последовательно проводится в жизнь в развитых странах, в том числе с помощью местного самоуправления.
В то же время, местное самоуправление — не цель, а средство. Смыслом его существования, как уже говорилось, является защита прав граждан (что закреплено в том числе в ст. 18 Конституции РФ), и разделение местного самоуправления и государства должно иметь соответствующие пределы. Если же это разделение защите прав граждан никак не способствует, то его нельзя считать оправданным.В уже упоминавшемся решении по делу Герасимовой против России ЕСПЧ по сути занял именно такую позицию.

Читайте также:  Все о пользе пищевой соды в похудении

Источник

Автор: Леонид Волков — депутат городской Думы Екатеринбурга 5-го созыва

Посылка

Местное самоуправление – базовый институт гражданского общества.
Люди не только в нашей стране часто считают, что государственная власть – она где-то очень далеко, и они от нее очень-очень отделены, и никак на нее повлиять не могут. Но кажется, уникальной особенностью именно России является то, что примерно также люди думают и про местное самоуправление.

То есть даже городские депутаты – это уже какие-то небожители на мерседесах, даже проблемы своего микрорайона и двора должен решать «кто-то там», и даже на муниципальному уровне решения принимаются «наверху и заранее», и людей никак не касаются. Активное участие граждан в местном самоуправлении, на самых нижних его ступенях – это не про нас. Это ведет к формированию позиции «от нас все равно ничего не зависит», отсюда рукой подать до «значит, и делать мы ничего не будем». Какое уж тут гражданское общество? Какое уж тут неравнодушие? Только замусоренные дворы и разбитые дороги.

Мотивация

На самом же деле, приблизить местное самоуправление к людям – вполне реально.
И вполне реально дать каждому почувствовать, что от него что-то да зависит. Пусть немного, но что-то. А ведь это очень важно: когда человек увидел, в первый раз, что он не пешка, не песчинка, не нолик, а все-таки какая-то на что-то влияющая величина – то в следующий раз он уже многого сможет добиться.

Проблема

Объясню проблему на примере города Екатеринбурга, но, думаю, с теми или иными поправками, это будет верно и для любого крупного муниципалитета в стране (не беру во внимание Москву и Санкт-Петербург, которые и не муниципалитеты вовсе, а не пойми что).
У нас в Екатеринбургской городской Думе – 35 депутатов. Это – минимальное разрешенное законом число (в 131-ФЗ установлено, что при численности населения в 500 тысяч человек в городской Думе должно быть не менее 35 депутатов). Все они, кроме председателя и заместителя председателя городской Думы, работают на общественных началах, на неосвобожденной основе – то есть, зарплаты не получают.

(Кстати, этого жители муниципалитета не отражают, конечно же, совершенно).
Но кто они, эти общественники-бессребренники? В основном – средний и крупный городской бизнес. Почему? Причины две, и они тесно связаны друг с другом: во-первых, избирательные округа очень велики (порядка 40 тысяч жителей, порядка 30 тысяч избирателей), избирательная кампания стоит несколько миллионов рублей, «простой человек» потянуть ее не может; во-вторых, депутатов очень мало, каждый голос стоит много, и свой голос можно монетизировать с выгодой для бизнеса – например, обменять поддержку важного для городской администрации документа (типа бюджета, поправок в Устав или правил землепользования и застройки) на преференции по местным налогам или просто, бесхитростно, на деньги. Соответственно, муниципальный депутат, действительно, очень далек от людей, и решает свои проблемы.

Городская Дума – номинально, представительный орган – реально не представляет горожан.
Косвенным индикатором служит то, что более 95% правовых актов, принимаемых Думой, вносятся в Думу городской администрацией, а не депутатами или другими субъектами правотворческой инициативы (общественной палатой, собраниями граждан). Другими словами, Дума является придатком администрации, штампующим решения последней. Нет контроля одной ветви власти над другой, нет конкурентности, сдержек-противовесов.

Читайте также:  Вода с яблоком польза и вред

Решение

Что можно сделать за несколько лет, чтобы местное САМОуправление стало таковым.

1. Резко увеличить численность представительных органов местного самоуправления.

На примере Екатеринбурга – по меньшей мере втрое, лучше – больше (в 1990-93 годах было 200 народных депутатов в городском Совете; в Екатеринбургской городской Думе в конце 19-го века было 60 гласных при численности населения в 45 тысяч человек).
Для крупных городов Германии, например, характерна норма представительства в 5-7 тысяч избирателей на одного депутата (у нас, напомню, более 30 тысяч). Такое увеличение не повлечет за собой роста затрат на деятельность представительных органов, зато сразу окажется, что:

– Каждый житель знает своего депутата в лицо, имеет с ним достаточно плотный контакт.

– Депутатами становятся известные на местном уровне общественные деятели.

– Цена одного голоса резко снижается – соответственно, участие в местных выборах перестает быть интересным как коммерческий проект.

– В городской Думе появляется возможность формировать комиссии по отдельным направлениям, которые глубоко разбираются в тех или иных аспектах деятельности городской администрации.

– Городская администрация становится подконтрольной и подотчетной городской Думе.

– Городская Дума становится естественным карьерным лифтом для молодых политиков и общественных деятелей.

– Депутаты напрямую транслируют на уровень городской Думы реальный проблемы местного значения, участвуют в их решении.

Естественно, при этом исключаются выборы всего представительного органа или его части по партийным спискам, только одномандатные округа.

2. Перераспределить бюджетные потоки в пользу муниципалитетов, создать на уровне налоговой системы стимулы для конкуренции.
Сейчас в муниципальный бюджет зачисляется 30% НДФЛ, и 0% (ноль процентов!) НДС и налога на прибыль. Налог на доходы физических лиц вообще является единственным значимым источником формирования городского бюджета. Таким образом, у муниципалитета отсутствуют серьезные стимулы к развитию деловой среды, торговли, производства. Кроме того, даже богатый муниципалитет с высоким уровнем доходов населения (такой, как Екатеринбург) обеспечивает собственные минимальные потребности не более, чем на 60%, а остальные деньги вынужден просить из вышестоящих бюджетов.

(У типичного областного райцентра обеспеченность собственными ресурсами составляет не более 40%, не редкость и 15-20%).
Эта экономическая вертикаль власти, выстроенная в ходе последней бюджетной реформы, гнетет сильнее, чем политическая. Собственно, основой последней она и является. (Выигрывает мэрские выборы представитель оппозиционной партии, и ему тут же объясняют, что, собственно, либо он ведет себя хорошо и вступает в Единую Россию – как это было в Иркутске, либо город сажают на «голодный» паек, что ведет к неизбежному и быстрому падению популярности мэра, и его неизбежному поражению на следующих выборах — как это было в Самаре).

Бюджетный кодекс реализует такую логику: «Муниципалитетам доверять деньги нельзя, их там разворуют. Мы выведем всё на региональный и федеральный уровень, а потом из Москвы, госплановскими методами, распределим, кому сколько надо».
На практике это приводит, естественно, только к одному — к тому, что деньги разворовываются на федеральном и региональном уровне. Такая ситуация, кстати, в корне противоречит подписанной Россией Европейской хартии о местном самоуправлении, которая явно требует, чтобы местное самоуправление было обеспечено достаточных финансированием для обеспечения возложенных на него полномочий. Другими словами – дайте людям распоряжаться собственными деньгами на собственные нужны, не пытайтесь отремонтировать ямы на дорогах Екатеринбурга из Москвы!

3. Привлекать граждан к участию в местном самоуправлении.
Создавать при городской администрации общественные советы по тем или иным направлениям деятельности, руководствуясь принципом «ничего для нас без нашего участия». Подобно тому, как общественные организации инвалидов должны иметь решающий голос при согласовании архитектурных форм, обеспечивающих доступность тех или иных сооружений для колясочников (это сейчас реализовано в Екатеринбурге), так общественные организации автомобилистов должны участвовать в работе по проектированию схем проезда перекрестков, общественные организации молодых мамочек – в построении системы распределения путевок в детские сады и так далее.

Результат

Люди начинают чувствовать ответственность за свое ближайшее окружение: дом, двор, квартал, город, за свою среду обитания.
Патерналистские ожидания замещаются «активной жизненной позицией» – человек осознает принцип «хочешь что-то изменить вокруг себя — просто пойди и сделай это».

Источник

Источник