Свежий воздух польза для дошкольника

Консультация для родителей
«Польза прогулки для детей дошкольного возраста»
Многие родители недооценивают пользу прогулки для ребенка, но прогулки очень важны для человека, в особенности для детей.
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше.
Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.
Прогулка на свежем воздухе является лучшим средством укрепления здоровья, повышения иммунитета, а значит и профилактикой простудных заболеваний у детей и взрослых. Кроме того, прогулка способствует повышению у ребенка аппетита. Улучшается обмен веществ, питательные вещества лучше усваиваются. Благодаря прогулкам на свежем воздухе происходит естественное очищение организма, лучше функционируют верхние дыхательные пути. Прогулка является самым простым и верным средством закаливания ребенка.
Гулять с ребенком необходимо в любое время года и в любую погоду, а длительность прогулки стоит регулировать в соответствии с погодными условиями.
Не менее полезны и зимние прогулки. Зимний морозный воздух лучше всего насыщен кислородом, поступая в организм, он стимулирует мозговую деятельность. Благодаря зимним прогулкам повышается физическая активность организма, улучшается сон. Особенно полезны прогулки при температуре ниже десяти градусов. Такой воздух особенно чист и вероятность подхватить инфекцию гораздо ниже. Наверное, вы замечали, что всплеск вирусных заболеваний чаще всего бывает, когда морозная погода сменяется оттепелью.
Благодаря прогулке совершенствуется физическое развитие ребенка. Каждая прогулка сопровождается двигательной активностью малыша. Во время подвижных игр происходит тренировка различных групп мышц, развивается координация движений, а также быстрота реакции, сила, выносливость, воля к победе.
Помните, правильно организованная и проведенная прогулка обеспечит вашему малышу здоровье и гармоничное развитие.
Итак, вы с малышом собираетесь на прогулку. Вроде бы простое дело – погулять на улице, пройтись по свежему воздуху. Но зачастую, мама берет малыша и отправляется с ним по своим делам – в магазин, на почту, по другим важным и, несомненно, неотложным делам. Прогулка превращается в «хозяйственный марафон». Не будем спорить – это тоже нужно. Но сегодня мы хотим поговорить о другой прогулке, о той, когда мама никуда не спешит, когда есть время спокойно прогуляться с малышом в парке и во дворе. Поговорим о том, как организовать прогулку так, чтобы она стала интересной, веселой, запоминающейся, чтобы принесла пользу не только здоровью, но и развитию ребенка. Основным видом деятельности дошкольника является игра, она и поможет решить выше перечисленные задачи.
Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку.
Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения.
Особенную ценность имеют игры, в которые дети играют вместе с родителями. Личный пример взрослого повышает интерес детей к двигательной деятельности, благотворно влияет на воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Варианты игр с детьми на прогулке:
Игра «Беги к тому, что назову»
Эта игра очень простая и доступная для малышей. Она учит ребенка ориентироваться в пространстве, ну и конечно дарит ему прекрасную возможность подвигаться.
Мама объявляет ребенку: «Давай мы с тобой будем машинками!» (или паровозиками). Изображая машинки, можно, стоя на месте, гудеть как мотор машины и «бибикать».
Затем мама объявляет: «А теперь машины поехали к горке!» все машинки едет к горке. «А теперь к домику!» и т.д. если ребёнок стоит и никуда не бежит, можно ему помочь – взять его за руку и побежать вместе с ним. Постепенно он втянется в игру самостоятельно.
Игра «Кто как ходит?
Взрослый называет малышу животных, птиц, предметы. Задача ребёнка изобразить, кто как передвигается. Например, говорите: «Зайка». Малыш должен прыгать вперёд, «Мишка» – идти, косолапя и вперевалочку, «Самолёт» – бежать с расставленными руками, «Солдат на параде» – идти, поднимая ноги. Можно поменяться ролями, пусть малыш загадывает зверя или предмет, а вы изображаете.
Игра «Птичка»
Дети изображают птичек сидя на корточках. Взрослый поёт:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко!
Подожди не улетай.
Улетела птичка… Ай!
Как только прозвучат последние слова, ребёнок птичка улетает, помахивая крылышками-руками.
Вот несколько примеров зимних игр:
Игра «Зимние забавы»
Взрослый произносит слова:
Возьмём снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках.
Дружно ими мы бросались –
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
Ребенок повторяет стихотворение и выполняет движения согласно тексту.
Игра «Помощники Деда Мороза»
Для этой игры понадобится лопатка и пушистый снег. Расскажите ребёнку, что зимой Дед Мороз очень радуется, когда всё вокруг усыпано чистым снегом. Он заботливо укутывает кустики и деревья в снежные шубки, чтобы они не мёрзли на морозе. Предложите ребёнку с друзьями посыпать снегом все деревья оставшиеся зимой без «снежной шубки».
Игра «Снежные шары»
Перед началом игры мама, папа и ребёнок скатывают из снега 2 – 3 больших шара. Они ставятся на площадке на расстоянии 30 – 50 см друг от друга по одной линии. Затем игроки лепят 6 – 10 снежков и кладут их на расстоянии 1 -2 м от снежных шаров. Мама говорит: «Будем мы бросать снежки в эти снежные шары. Раз, два, не зевай, в снежный шар попадай». Все начинают бросать снежки в снежные шары.
Игра «Кто быстрее?»
Перед игрой ребёнок вместе с родителями лепит небольшого снеговика. Напротив снеговика на расстоянии 5 – 6 м обозначается линия старта. Играющие встают за линию старта. Мама произносит: «Перед нами снеговик, пусть совсем он не велик. Но он любит пошутить, да детей повеселить. Побежим к нему быстрее, бежать вместе веселее». Все бегут наперегонки к снеговику. Побеждает тот игрок, который первым прибежал к снеговику и дотронулся до него.
Игра «Санные горки»
Необходимо напротив друг друга на расстоянии 4 – 6 м обозначить две линии. За первую линию становятся родители и ребёнок на небольшом расстоянии друг от друга, рядом с каждым из них санки. Мама говорит: «Ты за саночки берись и беги скорее, быстро саночки вези, будет веселее!» Играющие становятся за санками, берутся за их задний край и начинают толкать санки вперёд. Необходимо двигаться как можно быстрее, стараясь первым достигнуть противоположной линии. Победителем считается игрок, который первым пересёк финишную черту.
Игра «Движущаяся мишень»
На площадке на противоположных сторонах на расстоянии 3 м друг от друга обозначаются две линии. За одной из них становится ребёнок и родитель (папа). Они лепят из снега несколько снежков. За другую линию становится мама. Мама начинает двигаться вдоль линии. Ребёнок и папа в это время бросают в неё снежки. По окончанию метания, мама и папа меняются местами, готовятся новые снежки, игра возобновляется. В эту игру также можно играть с одним из родителей.
Игра «Кружева на снегу»
Родители и ребёнок заранее дома изготавливают из «цветной воды» разноцветные льдинки, замораживая их в морозильнике. На утоптанной снеговой площадке игроки «цветной водой» рисуют разнообразные кружева, украшая их, как мозаикой, разноцветными льдинками. После окончания игры родители и ребёнок определяют, у кого на кружеве получился более интересный и красивый узор.
Игра «Волшебные очки»
Предложите ребенку представить себе, что на нем надеты волшебные круглые очки, через которые он может видеть только круглые предметы. Пусть он посмотрит внимательно вокруг и найдет «все круглое» – это могут быть колеса от машины, солнце, рисунки на одежде и т. п. Потом очки превращаются в «квадратные», «треугольные» и т. д. Эта игра развивает и внимание, и мышление.
Игра «Выше – ниже»
Предложите ребенку посмотреть вокруг и назвать все что «выше дерева», «ниже куста», «выше мамы», «ниже сапога» и т. д. Эта игра не только развивает внимание, но и учит выделять часть из общего.
Игра «Берег и река»
На внимание. На земле чертятся 2 линии на расстоянии 1 м. Между этими линиями «река», а по краям – «берег». Все стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ», все выпрыгивают на «берег».
Игра «Берегись, заморожу»
Все играющие собираются на одной стороне площадки, взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», – говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».
А так же на улице зимой можно играть в хоккей, кататься с горки, по ледяным дорожкам, лепить снеговика…
А также на улице зимой можно играть в хоккей, кататься с горки, по ледяным дорожкам, лепить снеговика и т.д. Это лишь список традиционных развлечений, которые могут превратить обычную зимнюю прогулку в увлекательный досуг.
Существует масса интересных игр для детей самого разного возраста, позволяющих ребёнку активно двигаться, воспитывать характер и творчески развиваться.
Можно организовать настоящие игры по зимнему многоборью. Включите в него стрельбу по мишеням, «метание» снежка на дальность и прыжки в высоту через возведённые снежные барьеры. По-настоящему азартной игрой может стать поиск «сокровищ», зарытых в снегу на очерченной территории.
Уважаемые родители, играйте со своими детьми на прогулке! Проведение таких игр позволит не только сделать вашу прогулку интересной, но и использовать её эффективно для развития движений у детей. Берегите своих детей, закаляйте, помните, что прогулки в любое время года полезны для здоровья детей и вас самих!
Совместные игры позволят вам стать настоящими друзьями, поверьте, это важно. Особенно дорога будет такая дружба в сложном подростковом возрасте, а ведь начинается она в раннем детстве.
Используемая литература:
1. М. Н. Жуков «Подвижные игры».
2. Э. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений».
Источник
С детства мы слышали о том, как полезно бывать на свежем воздухе, а теперь и сами говорим эти слова своим детям, не задумываясь, что же такое этот самый «свежий» воздух и чем он уж так полезен?
Попробуем разобраться. И для начала семь фактов о воздухе:
Факт первый
Воздух представляет собой смесь азота (78%), кислорода (21%), углекислого газа (в норме 0,3%) и нескольких инертных газов.
Для жизни людям необходим кислород. Ведь 90% энергии, которая вырабатывается в наших организмах, вырабатывается в результате сгорания получаемых с пищей белков, жиров и углеводов в кислороде. Без этого не будет энергии – и организм умрёт. Именно поэтому при отсутствии поступления кислорода наступает смерть. А воздух – единственный его источник.
При этом в закрытых помещениях (особенно в городах) воздух состоит по большей части из углекислого газа. А если вспомнить о том, что скапливается он ближе к поверхности земли (пола), становится понятно: чем меньше рост человека, тем сильнее он страдает от этого, тем опаснее для него постоянное пребывание на «несвежем воздухе». А дети ещё и любят играть на полу – там, где концентрация углекислого газа наиболее велика.
Факт второй
Углекислый газ в небольших дозах безвреден. Однако его хотя бы трёхпроцентная концентрация в воздухе причиняет людям значительный, вплоть до ощущения удушья, дискомфорт. А концентрация в 5 – 6 % способна стать причиной обмороков и даже смерти. Конечно, такое происходит крайне редко. Тем не менее, необходимо как можно чаще проветривать помещения, особенно те, в которых находятся дети. Делать это необходимо в любое время года, в любую погоду. Опасаетесь за здоровье детей? Просто уведите их из помещения, которое будете проветривать.
Факт третий
Все люди чувствительны к превышению в воздухе уровня углекислого газа. Но дети до 12 лет – особенно. Именно на них он оказывает самое сильное воздействие. Именно они быстрее страдают от его повышенной концентрации в воздухе. Поэтому если вы заметили, что ребёнок вялый, рассеянный, часто зевает, попробуйте обеспечить доступ в помещение свежего воздуха. Возможно, всё дело в углекислом газе.
Факт четвёртый
Воздух обладает очень низкой теплопроводностью и способен впитывать большое количество влаги. Благодаря этому подвижный воздух уносит испарения человеческого тела, тем самым охлаждая его. А это необходимо для поддержания нормальной температуры, особенно в жару. Надо понимать, что подвижным воздух бывает только, если есть ветер или когда человек двигается.
При этом активные движения человека, а уж тем более нескольких или многих людей в помещении способствуют увеличению частоты дыхания, а значит и увеличению объёма выдыхаемого углекислого газа. В выдыхаемом людьми воздухе его содержание может достигать 3 – 5%. А это уже небезопасное для нас количество (см. Факт третий). Поэтому активно двигаться – играть, заниматься спортом – лучше всего на воздухе. А дети, которые в норме вообще гораздо активнее нас, взрослых, тем более нуждаются в регулярных продолжительных прогулках и постоянном притоке свежего воздуха.
Факт пятый
Свежий воздух благотворно влияет на мозг, предотвращает его старение. Доказали это американские учёные. После ряда исследований было установлено, что регулярные прогулки на свежем воздухе увеличивают объём мозга примерно на 2%, в то время как пренебрежение к ним уменьшают его на 1,5 %. Казалось бы, незначительные изменения, однако они серьёзно улучшают или ухудшают качество жизни.
Интересно, что у тех, кто гуляет как минимум три раза в неделю хотя бы по 40 минут, увеличиваются те участки мозга, которые отвечают за память. Поэтому «гуляющие» гораздо реже страдают от возрастного ухудшения памяти. При этом для того, чтобы помочь своему мозгу быстрее развиваться или стареть медленнее, не обязательно двигаться интенсивно, достаточно обычных прогулок без дополнительных нагрузок. Так что, если вам не слишком нравится гулять с детьми, думайте о том, что пребывание на свежем воздухе полезно и для детей, и для вас самих.
Факт шестой
Свежий воздух улучшает работу нескольких систем нашего организма. Помимо мозга (см. Факт пятый) он очень нужен для нормальной работы нервной и сердечнососудистой систем, а также органов желудочно-кишечного тракта. Прогулки на свежем воздухе полезны и тем детям и взрослым, у кого есть проблемы с лишним весом. И дело не только в том, что во время прогулок ребёнок двигается гораздо больше, чем дома, а съесть что-нибудь вкусененькое при первой же возможности не получается. Но ещё благодаря свежему воздуху улучшается обмен веществ, активизируется работа кровеносной системы. Причём происходит все это в мягком режиме, без чрезмерных нагрузок. Кроме того, пешие прогулки укрепляют мышцы, связки, суставы и способствуют формированию правильной осанки.
Факт седьмой
Свежий воздух показан абсолютно всем. Даже тем, кто болен, врачи рекомендуют как можно чаще проветривать помещения, в которых они находятся. Передозировки от продолжительного пребывания на свежем воздухе не бывает. Ну, разве что у жителей мегаполисов, неожиданно вырвавшихся на природу. Да и у них «странные» ощущения от того, что вокруг нет привычной «газовой камеры», быстро проходят, уступая место хорошему самочувствию и такому же настроению. Именно на свежем воздухе наши силы восстанавливаются быстрее, чем где бы то ни было. А пренебрежение прогулками чревато снижением защитных сил организма, физической слабостью и даже появлением синдрома хронической усталости.
Как видите, пресловутый «свежий воздух» и правда нам нужен и полезен. Особенно если использовать его воздействие правильно.
Гуляем правильно
- Гулять тоже нужно уметь. Наши дети часто так заняты в течение учебного года, что регулярно гуляют только совсем малыши и детсадовцы, у которых прогулки – непременная часть режима дня. «Прогулки» же школьников, увы, чаще всего представляют собой короткие перебежки между домом, школой и различными занятиями и секциями. А этого очень мало. Поэтому постарайтесь, чтобы хотя бы в выходные дети как можно больше времени проводили на свежем воздухе. По возможности выбирайте спортивные секции, занятия которых проводятся не в помещении, а на улице.
- Хотя, как было сказано, полезно даже малоподвижное пребывание на свежем воздухе, детям всё же лучше гулять как можно более активно. Это для взрослых неторопливое вышагивание по аллеям парка – прекрасное времяпрепровождение (да и то не для всех), а для детей чинное следование за ручку с мамой – обычно мука мученическая, от которой они устают гораздо сильнее, чем от бега, прыжков и лазанья по всем мало-мальски подходящим для этого поверхностям. Родители должны с пониманием относиться к такому устройству детей и заботиться о том, чтобы чада имели возможность не только подышать свежим воздухом, но и побольше двигаться.
- Все знают о пользе морского, горного и лесного воздуха. Но даже в большом городе можно найти места, где дышится легче, а воздух «вкуснее». И речь не только о парках и скверах. Гуляйте с детьми во дворах, отгороженных от дорог высокими домами, там вредное воздействие выхлопных газов гораздо меньше, чем у магистралей.
- Полезны прогулки и сразу после дождя, когда пыль прибита к земле, а воздух насыщен ионами.
- Приучайте детей к прогулкам после плотной трапезы, перед сном, во время восстановления после болезни и т.д. Вообще с детства закладывайте в них привычку к прогулкам, поездкам «на природу», играм на свежем воздухе. Придумайте общее семейное хобби, не позволяющее засиживаться в четырёх стенах.
- Если и вы сами, и ваши дети отчаянные домоседы, и справиться с устоявшейся привычкой выходить на улицу только в случаях крайней необходимости вы никак не можете, заведите собаку. Любовь к питомцу обязательно поднимет вас и ваших детей с дивана. Поначалу, конечно, будет нелегко, но вскоре вы обязательно втянитесь, и трёхразовые ежедневные прогулки станут удовольствием.
Улучшаем качество воздуха в квартире
Если даже ребёнок много гуляет, в помещениях он проводит гораздо больше времени. Что же делать с этим?
- Старайтесь по возможности выбирать для ребёнка детский сад или школу, находящиеся в отдалении от больших дорог, в зелёных районах.
- Чаще проветривайте квартиру.
- Не забывайте регулярно пылесосить и делать в доме влажную уборку, даже если кажется, что в комнатах совсем чисто.
- «Поселите» в детской и других помещениях комнатные растения.
- Время от времени мойте вентиляционные решётки, чтобы скопление на них пыли не мешало доступу воздуха.
- По возможности приобретите очиститель и/или увлажнитель воздуха.
Что такое воздушные ванны и для чего они нужны?
Отмеченная выше способность воздуха охлаждать тело, делая это максимально мягко, применяется в многочисленных системах закаливания. Воздушные ванны полезны всем, даже младенцам, а уж тем более – детям постарше. И лето – лучшее время, чтобы начать закаливать детей. Важно только знать несколько нюансов:
- Если ребёнок часто болеет, ему помогут воздушные ванны. Причём начинать принимать их лучше не на улице, а в хорошо проветренном помещении.
- Температура воздуха в помещении, где проводятся воздушные ванны, должна быть ниже комфортной (её ещё называют термонейтральной) на 5 – 7 градусов.
- При термонейтральной температуре человеку находиться в помещении приятно, ему не жарко, но при этом и не возникает желание одеться.
- Детям до восьми лет для закаливания специально понижать температуру в помещении не нужно, поскольку для ребёнка пяти – семи лет комфортная температура – 26 – 27 градусов. Т.е. уже при двадцати – двадцати двух градусах происходит закаливание. А в большинстве наших квартир это как раз обычная температура. Однако если ребёнок от восьми лет и старше часто болеет или ослаблен, начинать принимать воздушные ванны можно как раз с комнатной температуры.
- Чем старше ребёнок, тем ниже для него комфортная температура. Для взрослых это 23 – 24 градуса. Поэтому для детей старше восьми лет обычная комнатная температура для закаливания уже не подходит.
- Температура воздуха для закаливания должна быть такой: дошколята и первоклассники – 20 градусов; дети постарше – 19 градусов; взрослые – 18 градусов и ниже.
- Принимать воздушные ванны нужно, постепенно увеличивая время от нескольких минут для новорождённых и 25 – 30 минут для пяти-шестилеток.
- Для детей школьного возраста одних воздушных ванн для закаливания недостаточно, необходим целый комплекс мероприятий. Однако пользы от них много, поэтому педиатры советуют не пренебрегать возможностью укрепить организм ребёнка и проводить воздушные ванны.
Фото – фотобанк Лори
Источник