Святые отцы о пользе учения

Святые отцы о пользе учения thumbnail

Совсем скоро, 1 сентября, к учебному процессу
приступят множество школьников и студентов. Предлагаем ко
вниманию поучения и наставления святых отцов Церкви об
учении, знаниях и воспитании, которые настраивают на учебу
и будут полезны для всех, кто дает или получает
образование.

Святые отцы о пользе учения

    

Святой Марк Подвижник

“Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот
невежда не только словом, но и разумом”.

Святитель Московский Филарет

“Просвещение приносит благие плоды обществу только
тогда, когда основанием ему служит вера”.

“Раздраженный наставник не наставляет, а
раздражает”.

Святитель Дмитрий Ростовский

“Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего,
которым он прежде напитался: таково и воспитание детей!
Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму”.

Иоанн Златоуст

“Какое искусство сравнится с искусством образования
души и просвещения ума юноши? Человек знающий сие
искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и
ваятеля”.

“Благоповедение нужно, а не остроумие;
нравственность, а не сила речи; дела, а не слова: это
доставляет царствие, это дарует и действительные блага. Не
язык изощряй, но очищай душу”.

“Будем так наставлять наших детей, чтобы предпочитали
добродетель всему другому, а обилие богатства считали за
ничто”.

“Не одно рождение делает отцом, но хорошее
образование; и не ношение во чреве делает матерью, но
доброе воспитание”.

Святитель Тихон Задонский

“Как маленькое деревце к какой стороне наклонено
будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок,
чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей
жизни склонность будет иметь”.

“И из малого отрока может быть и Ангел, может быть и
дьявол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков
и будет”.

Святой Иоанн Кронштадтский

“При образовании чрезвычайно вредно развивать только
рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на
сердце больше всего нужно обращать внимание. Нужно
очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый
пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал
направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека,
всей его жизни”.

“Можно быть ученым, но, увы, негодным
человеком”.

Святой Паисий Святогорец

“Если во время учебы ребята будут как следует
заниматься, то, хотя они и устанут немного, у них не будет
задолженностей, они быстро получат диплом, и впоследствии
им не о чем будет печалиться”.

Старец Филофей

“Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь,
принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты
можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на
чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает
маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до
старости.

Преподобный Нил Синайский

“Кто хочет решительно воспитать детей своих, пусть
воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях,
чтобы, отличившись и в науках и поведении, могли они со
временем получить плоды трудов своих”.

Преподобный Ефрем Сирин

“Как тело без духа мертво, так и знание без
деятельности праздно”.

“Знание лучше богатства; малый, но мудрый отрок лучше
старого, но глупого царя”.

Преподобный авва Нестерой

“Никто, каким бы знанием ни обладал, по суетной
надменности не должен думать, что он может не нуждаться в
наставлении другого”.

Преподобный авва Феона

“Что познается не наукою, а опытом, того неопытный не
может ни передать, ни умом понять или удержать, кроме
того, кто самым делом с подобным усердием приобрел
познание”.

Преподобный Исидор Пелусиот

“Изучивший многие знания и искусства, хотя бы он был
даровитее всех людей, не приобретает, без сомнения,
глубоких сведений в каждом, потому что время, какое должно
употребить на упражнение в первом искусстве и на изучение
оного, тратится на изучение другого искусства. Напротив
того, хотя преимуществует знанием многих искусств, но не
преимуществует пред каждым из обучившихся до совершенства
одному искусству. Посему и ты не желай знать все. Ибо
следствием сего будет то, что не приобретешь точного
сведения о каждом предмете. Но имея в виду одну цель, туда
напрягай око разумения. В таком случае овладеешь
делом”.

Источник

Святые отцы о пользе учения

    

Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом.
(Св. Марк Подвижник)

Сколько уподобляются глазам совы упражняющиеся в суетной мудрости! И у совы ночью зрение остро, но помрачается, как скоро воссияет солнце; и у них весьма изощрено разумение для пустых умозрений, но омрачено к познанию Истинного Света.
(Св. Василий Великий)

Убегай бредней философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорят о себе, что они были некогда и деревьями и рыбами. А я хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что когда они писали это, то были бессмысленнее рыб.
(Св. Василий Великий)

Как вы будете держать детей своих в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь?
(Св. Василий Великий)

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и радуются люди.
(Св. Иоанн Златоуст)

Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости, ибо собираемое в юности питает и утешает изнемогших в старости.
(Св. Иоанн Лествичник)

Ты называешься отцом детей своих по плоти: будь отец их и по духу…
(Св. Тихон Задонский)

Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму.
(Св. Димитрий Ростовский)

“Разум невозделанный и долгим временем неочищенный есть разум неразумный, неправый и неистинный разум. В разуме бывает различие, как и во всех внешних вещах: бывает разум совершенный, духовный, бывает разум и весьма грубый, плотский. Кто не позаботится самолично пройти тесным путем евангельским и будет иметь небрежение об очищении ума, тот слеп душой, хотя и всю внешнюю мудрость изучил. Он держится только буквы убивающей, а оживляющего духа не принимает. Ум, будучи очищен и просвещен, может разуметь все внешнее и внутреннее, ибо он духовен…”
(Св. Димитрий Ростовский)

Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает.
(Святитель Московский Филарет)

Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера.
(Святитель Московский Филарет)

Свет одного научного образования без света Христовой истины — все равно, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный; он будет только скользить по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая внутрь ея,— никогда не в состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам, скорбям и лишениям.

Напрасно душа, коснеющая в отчуждении от Бога, источника жизни и начала добра, напрасно мечтает, что она развивается, возвышается, растет и идет вперед: а в ней развивается только дух самолюбия, она возвышается только гордостию, растет только в зле, идет вперед, но путем суеты, ведущим в погибель.

Бесполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем.

Читайте также:  Польза калины для здоровья человека

Что пользы для корабля от мачты, кормщика, матросов, парусов и якоря, если нет ветра? Что пользы и в красноречии, остроумии, познаниях, образованности, разуме, если нет в душе Духа Святаго?

Иди путем, который ведет к Богу, и тем же путем будешь приближаться к премудрости. Путь же к Богу известен – благочестивое размышление, молитва, вера.
(Святитель Московский Филарет )

Источник

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О НАУКЕ, ЗНАНИИ, МУДРОСТИ И ОБРАЗОВАНИИ

  • Как мудрая пчела собирает с цветов мед, так и ты через чтение приобретай врачевство для души твоей. (Святой Ефрем Сирин)

  • Кто призирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом. (Святой Марк Подвижник)

  • Любя знание, люби и труд (прилагай знание к жизни); потому что одно знание надмевает человека. (Авва Исихий)

  • Мудрость, не оправданная деятельностью, – залог стыда. (Святой Исаак Сирин)

  • Невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро. Лучше мудрость не словом блистающая, но свидетельствуемая делами. (Святитель Григорий Богослов)

«ЕСЛИ ИМЕЕШЬ МНОГО ПОЗНАНИЙ, ТО И ЖИВИ СВЯТЕЕ…» (Святитель ФИЛАРЕТ, митрополит Московский).

Изучение земных предметов и наук может быть благотворно, но тогда, когда оно идет не в разрез и не отдельно от веры и богопознания. Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера.

Свет одного научного образования без света Христовой истины все равно что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный; он будет только скользить по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая вглубь ее,  – никогда не состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам, скорбям и лишениям.

Солнце светит, и греет. Одного света просвещения не довольно; нужна теплота, то есть польза: при просвещении ума – образование сердца, доброта души.

Что пользы для корабля от мачты, кормщика, матросов, парусов и якоря, если нет ветра? Что пользы в красноречии, остроумии, познаниях, образованности, разуме, если нет в душе Духа Святого?

Бесполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем.

Чем более человек познает, тем более усматривает, как мало познанное в сравнении с непознанным и недоступным познанию.

Если имеешь много познаний, то и живи святее; потому что Судия будет строже судить тебя.

Как не всякое сокровище делает богатым, а разве только употребляемое с благоразумием и умеренностию, – так и просвещение не всегда обращается в совершенство. Есть высший род премудрости, который состоит в употреблении премудрости.

Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела.

О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ (Святитель ФЕОФАН Затворник)

Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином и самостоятельной решимости жить по-христиански. На деле это бывает разновременно: в 7, 10, 15 лет и позже. Может быть, прежде этого настанет время обучения, как и бывает большею частию. При этом непременное правило – хранить весь прежний порядок без изменения и на все время обучения: ибо он существенно вытекает из природы сил наших и требований христианской жизни.

Порядок обучения никак не должен быть противоположен показанному настроению, иначе будет разорено все, что там создано, то есть должно оградить детей-учеников, как и младенцев, благочестием всех окружающих, церковностью, таинствами и также должно действовать на их тело, душу и дух.

При этом, применительно к учению, должно только присовокупить: пусть обучение будет так расположено, чтобы видно было, что главное и что подчиненное. Мысль о сем всего легче напечатлеть распределением предметов обучения и времени. Пусть считается главным – изучение веры, пусть лучшее время назначается на дела благочестия и, в случае столкновения, преимуществуют последние над научностью; пусть одобрение заслуживает не одна успешность в науках, а также вера и добронравие. Вообще, надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная на время только настоящей жизни. И поэтому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа жизни христианской, как эта научность и исключительная о ней забота. Она прямо ввергает в охлаждение и потом может навсегда удержать в нем, а иногда еще и присовокупить разврат, если встретятся благоприятные тому обстоятельства.

 Другое, на что должно обращать внимание – это дух преподавания или воззрения на предметы обучения. Должно быть поставлено непреложным законом, чтобы всякая, преподаваемая христианину, наука была пропитана началами христианскими, и притом православными.

 Всякая наука способна к тому, и даже тогда только и будет истинною наукою в своем роде, когда исполнит это условие. Христианские начала несомненно истинны. Потому, не сомневаясь, поставляй их общею меркою истины. У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь в том предположении, что вера и наука – две области решительно разъединенные.

Дух у нас один. Он же принимает и науки, и напитывается их началами так же, как принимает веру и проникается ею. Как же можно, чтобы они не приходили в благо, приятное или неблагоприятное соприкосновение здесь?При том же и область истины одна. Зачем и набивать в голову то, что не из этой области или с чем нельзя показаться во дворе ее светлом.

Если в таком порядке будет ведено обучение, чтобы вера и жизнь в духе веры высились над всем во внимании обучаемых, и по образу занятия, и по духу преподавания, то нет сомнения, что положенные в детстве начала не только будут сохранены, но и возвысятся, укрепятся и придут в соразмерную зрелость. А как это благодетельно!

«БЕЗ ХРИСТА СУЕТНО ВСЕОБРАЗОВАНИЕ» (Святой праведный ИОАНН Кронштадтский)

При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христиaнcкoгo. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет; именно Он хочет чистого сердца: блаженны чистые сердцем (Мф. 5,8). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца – Христос (живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Научитесь все мудрости апостола – это наша общая задача: вселить верою Христа в сердце.

Современное ложное просвещение удаляет от истинного Света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 9), а не приближает к Нему. А без Христа суетно все образование.

Что мы хотим сделать из наших юношей? Всезнающих или многознающих ученых мужей? Слишком этого недостаточно. Можно и весьма много знать, быть весьма ученым человеком и в то же время, увы, быть негодным человеком и вредным членом общества… Горе нам, если из наших учебных заведений стали бы выходить такие ученые. Но что же мы хотим сделать из наших юношей? Полезных обществу членов. Хорошо, но этого мало. Истинно полезные христианскому обществу члены могут быть только воспитанные в христианских понятиях, правилах, обычаях добрые сыны Православной Церкви. Значит, надо образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и – что всего важнее и нужнее – добрых, богобоязненных христиан. Будем же питомцам внушать, что все знания научные без науки подчинения властям, установленным законам и порядкам общественным, не принесут им никакой пользы; что все науки имеют своим центром и исходным началом Бога и Его вечную Премудрость, как души имеют своим прообразом Господа Бога, создавшего нас по образу и подобию Своему…

Читайте также:  Цветочная пыльца польза или вред

Светильник для тела есть око. Учитель есть светильник для учеников. Итак, если око его, взгляд его на свой предмет, метод преподавания будет прост, то все ученики его, хорошо его понимая, будут просвещаться от его преподавания, в их умах все будет светло. Если же око учителя, взгляд его на предмет, метод преподавания будет неясен и темен, чужд простоты, наглядности, то и все тело его, то есть все ученики его, будут блуждать своими умами во мраке, ощупью ища истины, затемненной словами,· фразами, оборотами речей.

Итак, преподавание должно быть самое простое… Дай Бог, чтобы из всех знаний, из всех наук образовалось в душе детей то стройное согласие, та твердая христианская система познаний, правил и навыков, которая составляет истинное христианское образование и при которой наши питомцы всегда будут и Богу во славу, и Церкви на утверждение и украшение, и обществу на пользу… Да будет же в нашей школе началом и концом Господь Вседержитель, в деснице Коего все существующее, все умы, благонамеренные изыскания и открытия умов, от Которого всякая наука и всякий добрый успех в науках…

Вы, дети, учитесь языкам: русскому, французскому, немецкому, латинскому. Дело хорошее. Но смотрите, больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы…

И душевные, и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением в них. Упражняй руку часто в письме, в шитье, в вязании – набьешь, как говорят, руку: хорошо будешь писать, шить, вязать; упражняйся чаще в сочинении – будешь сочинять легко и хорошо; упражняйся в делании добрых дел или в побеждении страстей и искушений – и дела добродетели будешь со временем делать легко и сладостно, будешь побеждать страсти удобно при помощи вседействующей благодати Божией. Но не стань писать, шить и вязать; не сочиняй ничего или сочиняй очень редко, живи в одних материальных заботах жизни, – и, пожалуй, несколько слов связать будет трудно, особенно о чем-либо духовном: заданное сочинение будет египетскою работою; не стань молиться или молись редко, – тебе и противна, и тяжела будет молитва, как пятипудовая тяжесть; не стань воевать на страсти или воюй только изредка и слабо, – и очень трудно будет бороться с ними, будешь часто побеждаем от них; не будешь иметь от них покоя и жизнь свою отравишь ими, не научившись побеждать этих домашних, злейших, внутренних, всегда в твоем сердце сидящих врагов твоих.

Так всем необходим труд и деятельность; жизнь без деятельности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни. Поэтому борьба с леностию плоти постоянная, упорная есть долг всякого человека; сохрани Бог от потворства ей. всякого христианина.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter

Источник

Высказывания о детях. Святитель Феофан ЗатворникСвятитель Феофан Затворник

Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без неё немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженница и Бога и людей.

***

Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели — хорошего воспитания детей.

***

Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлёт. Это повсюдный урок опыта.

***

Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, — стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

***

Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?..

Высказывания о детях. Святитель Иоанн ЗлатоустСвятитель Иоанн Златоуст

Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка, ибо душа действительно город. И подобно тому, как в городе одни воруют, а другие ведут себя честно, одни трудятся, а другие занимаются тем, что попадается под руку, так же ведут себя в душе рассудок и помыслы: одни сражаются против преступников, как в городе воины, другие заботятся обо всем, что относится к телу и к дому, как граждане в городах, третьи же отдают приказания, как городские власти.

***

Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать и переведи речь на его собственные проступки.

***

Хотя бы у нас все наше было благоустроенно, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.

***

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь гееннский.

***

Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.

***

Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их.

***

Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.

Читайте также:  Рассуждение о пользе чего то

***

Старайся, чтобы научить (сына) презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.

***

Кто небрежен к своим детям, тог, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех.

***

Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.

Цитаты Паисия Святогорца о детях Преподобный Паисий Святогорец

Когда ваши дети еще маленькие, вы должны помочь им понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.

***

Родители должны отдавать как можно больше времени своим детям, даже в ущерб своим занятиям и своей работе. А женщинам следует вести простую жизнь, чтобы они могли больше заниматься своими детьми, когда дети в этом нуждаются.

***

Величайшим и лучшим многодетным отцом является тот человек, который духовно возродился сам и помогает духовному возрождению своих чад, дабы обеспечить их душам рай.

***

Старец всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, – Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка, поэтому они и предохраняются. Однако это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела, лучше, чем Бог.

Будучи гордыми, они недооценивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает всё, может позаботиться и об экономическом укреплении семьи.

***

Дети сейчас не понимают простых вещей; хорошо-хорошо, не понимали, пока были малы, пока родители защищали их, маленьких, защищали этим «заключением» в люльке. Однако теперь, когда они выросли, они все равно не понимают, что и теперь требуется, так сказать, «заключение», то есть некоторое ограничение свободы. Этого ограничения они не понимают, тогда как нужно понять, что для того, чтобы стать правильными детьми, умными и взрослыми, нужно «связывание», но что это «связывание» не есть связывание: садовник идет подвязывать деревцо не для того, чтобы погубить его, закрывает деревцо решеткой не для того, чтобы ограничить его, но для того, чтобы деревцо не съели козлята.

Но некоторые дети что делают? Бежит, как освободившийся от привязи теленок, думает, что действительно освободился. А каков результат? Или задушится оборванной веревкой своей, или упадет куда-нибудь в пропасть, или будет съеден волком…

Так делают некоторые строптивые дети: ищут эту якобы свободу, но в конце концов эта свобода приводит их… вот эта самая свобода, которую имеют европейцы, приводит наших детей – куда? Куда пришли они? Сколько раз бывали у меня в келлии молодые парни… несчастные, разрушенные наркотиками и вином. Просят теперь помощи, бедные. И мне удалось помочь одному-двум – но сердце-то за всех разрывается… Ищут помощи, но как им всем поможешь?

Цитаты святых отцов о детях. Василий Великий Святитель Василий Великий

Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей.

***

Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такою рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми.

***

Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в  себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.

Цитаты о детях. Святитель Тихон ЗадонскийСвятитель Тихон Задонский

Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего — не что иное, как меч у безумного. Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так безстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

Святитель Филарет о воспитании детейСвятитель Филарет, митрополит Московский

Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним.

***

Справедливо возлагать на Бога надежду о себе и о детях, но сие не исключает осторожного внимания к тому, как лучше детей вести, и обязанности бдительно надзирать за ними. Любовь родителей к детям не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения.

***

Наречение имен не такое маловажное дело, как думают люди. […] Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собой благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собой благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.

***

Ветхий Завет есть детство человечества, и его начальное воспитание под рабским страхом закона. Христианство есть высший возраст человечества, и его совершительное под благодатью воспитание; здесь, соответственно возвысившемуся познанию и силе духа, ему вверяется духовная свобода; и тогда человек внутренне уже не раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом. Итак, поелику Апостол в воспитании человечества Богом и в воспитании каждого человека родителями и наставниками признает одинаковый порядок, то ясно, что и из христианского кроткого воспитания он не совсем исключает древнюю строгость, дабы свобода вверяема была воспитываемому по мере приобретения им умения пользоваться ей. Все ли равно, давать обширную свободу умеющему ее употреблять или не умеющему, зрелому в разуме или незрелому? Очевидно, не все равно. Следственно, по мере возраста и образования должно давать свободу детям. Которое из двух направлений правильнее, приятнее и удовлетворительнее для человека, поступление от расширения свободы к ее ограничению или, напротив, от ее ограничения к расширению? Очевидно, последнее. Итак, надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?

Источник