Таможенная процедура отказа в пользу государства практика

Таможенная процедура отказа в пользу государства практика thumbnail

Законы и кодексы » Закон о таможенном регулировании в РФ » Раздел VI. Таможенные процедуры » Глава 40. Таможенная процедура отказа в пользу государства » Статья 299. Содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства и условия помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства » Дело NВАС-11605/12 по делу N А40-87159/11-139-740. О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании солидарно за счет казны Российской Федерации убытков.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 сентября 2012 г. N ВАС-11605/12

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

История рассмотрения дела

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А., судей Балахничевой Р.Г. и Воронцовой Л.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Федеральной таможенной службы от 14.08.2012 N 15-38/40853 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2011 по делу N А40-87159/11-139-740, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012, постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.05.2012 по иску компании “BISCOM International AG” (далее – компания) к Федеральной таможенной службе Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о взыскании солидарно за счет средств казны Российской Федерации 19 423 840 рублей 26 копеек убытков.

Суд

установил:

решением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012, исковое требование компании удовлетворено за счет ФТС России из средств казны Российской Федерации; в иске к прокуратуре отказано.

Удовлетворяя исковое требование за счет ФТС России, суды исходили из доказанности совокупности условий, необходимых для возложения на ФТС России ответственности за причиненные компании убытки, составляющие расходы на хранение товара, оплату услуг погрузки и выгрузки товара, сюрвейерские услуги, оплату фрахта и демереджа.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.05.2012 решение от 20.10.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.01.2012 оставлены без изменения.

Заявитель (ФТС России) просит о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права, выразившееся во взыскании убытков при недоказанности вины таможни и причинно-следственной связи между действиями таможни и наступившим вредом и непривлечении к участию в деле Ростовской таможни.

Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В обоснование искового требования компания ссылается на причинение ей убытков в виде расходов по хранению товара вследствие незаконных действий таможни и прокуратуры.

Противоправность действий и причинно-следственная связь их с убытками являются условиями, необходимыми для взыскания убытков, поэтому должны устанавливаться судом в рамках данного дела на основании имеющихся доказательств.

Согласно статьям 168 , 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств спора и оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что убытки компании возникли вследствие признанных незаконными в судебном порядке действий таможни, выразившихся в вынесении постановлений о возбуждении уголовного дела, дела об административном правонарушении и принятии в рамках указанных дел обеспечительных мер в виде ареста, изъятия и помещения на ответственное хранение товара.

Противоправности в действиях прокуратуры РФ судами не установлено.

Довод о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в связи с непривлечением к участию в деле в качестве третьего лица Ростовской таможни неоснователен, поскольку незаконность действий Ростовской таможни установлена вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2010 по делу N А53-16126/2010, постановлением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 19.08.2010, в то время как при рассмотрении настоящего дела судами устанавливалась причинно-следственная связь между незаконными действиями Ростовской таможни и возникшими у компании убытками.

При этом возмещение убытков возложено на государственный орган, действиями должностных лиц которого причинен вред, на основании положений статей 16 , 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона от 27.11.2010 N 311- ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”.

Читайте также:  Шелковица варенье польза и вред

Руководствуясь статьями 299 , 301 , 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А40-87159/11-139-740 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения от 20.10.2011, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.05.2012 отказать.

Председательствующий судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Судья

Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

История рассмотрения дела

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник

Отказ в пользу государства

Отказ в пользу государства – таможенная процедура, встречающаяся в таможенном законодательстве многих стран, в том числе в законодательстве стран-участниц ЕАЭС. В 1973 году была принята Международная (или по месту принятия – Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Один из пунктов договора определяет условия, которые необходимо соблюдать сторонам при отчуждении права собственности на товары в пользу государства. В 1999 году Всемирной таможенной организацией была принята обновленная редакция международного договора. Наша страна подписала Киотскую конвенцию в 2010 году, и тем самым вывела свое законодательство в таможенной сфере на новый уровень. Оно стало более прозрачным и понятым для представителей отечественного и иностранного бизнеса.

Передача имущества в пользу государства

При отказе от собственности в пользу государства на таможне участвуют государство и собственник груза (предприниматель, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность). Владелец товара вправе отказаться от личного участия в процедуре таможенного оформления товара, для этого он может прибегнуть к услугам таможенного брокера.

От лица государства в процедуре участвуют представители таких ведомств как ФТС, ФССП, Росимущества. Напомним, что передача предпринимателем своих прав на товар происходит добровольно. Только владелец груза дает старт данной таможенной процедуре путем подачи на таможню заявления. Документ составляется декларантом и имеет произвольную форму. В заявлении на передачу товара в пользу государства обязательно должны указываться следующие сведения:

  • Характеристики товара (название, количество, таможенная стоимость, код ТН ВЭД);
  • Место хранения груза;
  • Причины, по которым владелец вынужден отказаться от товара в пользу государства.

Все сведения должны быть подкреплены документально. Вместе с заявлением предоставляются товаросопроводительные документы и разрешение, полученное в Росимуществе. Последний документ содержит оценку экономической целесообразности отчуждения декларируемого имущества для бюджета, а именно какой объем затрат понесет государство, как новый собственник, при хранении и последующей продаже полученных товаров и будут ли при этом возмещены понесенные им расходы.

Проанализировав полученные данные, таможня должна в письменной форме уведомит владельца груза о том, будет ли принят товар, либо государство от него откажется.

Если предоставленных сведений оказалось недостаточно для принятия решения, то таможня может инициировать досмотр товаров. Декларант сможет приступить к оформлению товаров только после получения письменного разрешения таможни! В таможенной декларации в данном случае необходимо указать код 94, именно он присвоен процедуре отказа в пользу государства.

После выпуска таможенными органами товары утрачивают свой статус зарубежных товаров и получают статус товаров Союза. Затем они направляются в Росимущество. На усмотрение экспертов государственного органа товары могут быть направлены на перепродажу, либо уничтожены, или переработаны (утилизированы).

На товары, выпущенные под данной таможенной процедурой, распространяется принцип иммунитета, который защищает государство как нового собственника товаров от возможных претензий со стороны третьих лиц. Вся юридическая ответственность за возможные негативные последствия использования товаров третьими лицами переносится на декларанта.

Особенности таможенной процедуры отказа в пользу государства

Особенности процедуры отказа в пользу государства заключаются в следующем:

  • В рамках процедуры можно задекларировать только товары, произведенные за рубежом;
  • Не декларируются запрещенные к ввозу товары (наркотики (прекурсоры), оружие, донорские органы, кровь и ее компоненты, специальные технические средства, товары с истекающим сроком годности, товары, не соответствующие действующим регламентам и госстандартам, отходы производства, опасные химические соединения, способные нанести экологии, здоровью людей, озоноразрушающие вещества);
  • При процедуре действует принцип материальной выгоды – таможенные органы не выпустят товары, хранение и реализация которых будет стоить государству дороже возможной выгоды.
Читайте также:  Предтренировочные комплексы вред или польза

Процедура отказа в пользу государства является одной из 17 применяющихся сегодня таможенных процедур, но на практике встречается не часто. По статистике, предоставленной ФТС РФ, общий объем поданных под данной процедурой таможенных деклараций (ДТ) занимает менее 0,1% от всей массы выпущенных ДТ.

Суть данной процедуры заключается в том, что участник ВЭД отказывается от прав на товары, ввезенные им ранее из-за рубежа и передает их в собственность государства. Право собственности передается по личной инициативе собственника безвозмездно, при этом на таможне не выплачиваются пошлины и сборы.

Что побуждает компании добровольно передавать свои товары в пользу государства? Некоторые компании переоценивают свои возможности, или недооценивают сформировавшуюся на рынке конъюнктуру. Например, повышение ставок ввозных таможенных пошлин, приводит к повышению розничной цены ввезенных товаров, они становятся менее конкурентоспособными и привлекательными в глазах покупателей. Желая переждать неблагоприятные рыночные условия, предприниматели вынуждены оплачивать складские услуги СВХ, что требует определенных денежных вливаний. Не оплатив услуги СВХ, можно получить штраф. В конце концов встает дилемма, когда отказ от товаров с полным освобождением от таможенных платежей выглядит более выгодным, нежели их декларирование под любыми другими таможенными процедурами для последующей переработки или вывоза за рубеж.

Оформление процедуры отказа в пользу государства

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» является официальным таможенным представителем. В качестве таможенного брокера мы выполняем оформление товаров под процедурой отказ в пользу государства на всех таможнях и таможенных постах страны: в аэропортах, на железнодорожных станциях, автомобильных СВХ, морских портах. Работаем со всеми участниками ВЭД:

  • Физическими лицами
  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями

Сроки и стоимость оформления процедуры отказ в пользу государства

Срок оформления процедуры отказ в пользу государства в течение нескольких часов!

Стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой отказ в пользу государства в нашей компании является одной из минимальных на рынке. Цена таможенного оформления данной процедуры зависит от поставленных клиентом задач.

Мы уверены, что станем надежным партнером на таможне!

Узнать стоимость оформления таможенной процедуры

Источник

    Среди множества таможенных процедур, урегулированных Таможенным кодексом Таможенного союза, (далее  – ТК ТС), есть одна, содержание которой заключается всего лишь в  двух статьях – 310 и 311. Наименование этой процедуры – «Отказ в пользу государства».

    В соответствии с п. 1 ст. 310 ТК ТС под данной процедурой понимается «таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства – члена Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования».

    В соответствии с п. 2 ст. 311 ТК ТС порядок и алгоритм применения этой процедуры установлен национальным законодательством.

    Обратившись к тексту Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» мы можем констатировать, что он по сравнению с ТК ТС немногим подробнее регламентирует применение указанной процедуры. Однако тех четырех статей, которым посвящена процедура отказа в пользу государства явно недостаточно,  чтобы понять ее существо.

    И действительно, для чего законодатель создал  эту правовую конструкцию? Ведь здравомыслящий бизнесмен, занимающийся перемещением товаров через таможенную границу, имеет  своей целью извлечение прибыли, а не  передачу предметов предпринимательской деятельности государству. Из тех шести статей правового массива, которые регулируют применение этой процедуры сложно уяснить ее целесообразность и привлекательность. Однако, несмотря на скудость регулирования применение этой таможенной процедуры имеет  свой смысл.

    Как правило, она избирается тогда, когда реализация товаров оказывается невозможной либо коммерчески невыгодной. Причиной тому может  служить множество условий: здесь и уплата штрафных санкций при перевозке иностранных товаров различными видами транспорта; увеличение ставок таможенных пошлин; бесперспективность вывоза иностранных товаров за пределы ТС в связи с высокой стоимостью таможенных платежей и.т.д.

    Некая альтернатива процедуре отказа в пользу государства определена таможенной процедурой уничтожения, установленной главой 42 ТК ТС. Однако, при детальном сравнении правовых режимов этих двух процедур предпочтительнее оказывается первая в силу того, что реализация  процедуры уничтожения производится за счет заинтересованного лица. Кроме того, в практике таможенного регулирования существует принцип предпочтительности отказа от товаров в пользу государства.

    Итак, под данную таможенную процедуру могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС, а также запрещенных к обороту на территориях ее  государств – членов.

Читайте также:  Икра кижуч польза и вред

    К иностранным товарам относятся:

1.            Не помещенные под какую-либо таможенную процедуру.

2.            Помещенные под таможенные процедуры: магазин беспошлинной торговли, таможенный склад, переработка на таможенной территории, переработка на таможенной территории для внутреннего потребления, временный ввоз (допуск).

3.            Перемещаемые через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, и.т.д.

    В свою очередь, к запрещенным  к  ввозу  на  таможенную  территорию  ТС можно отнести, например: озоноразрушающие  вещества  и  продукцию  их  содержащую, опасные отходы.     Примером  товаров, запрещенных к обороту на территории России являются   наркотические  средства, оружие  и.т. д.

    Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 № 375 (в редакции решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.09.2015 г. № 116) был утвержден «Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства». В него были включены следующие товары:

1) в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств – членов ТС расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров;

2) с просроченным сроком годности (потребления, реализации);

3) не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов ТС.

    Таким образом, можно определить ряд условий необходимых для помещения иностранных товаров под процедуру отказа:

  • отказ осуществляется без расходов за счет государства;
  • отсутствие  ограничений на реализацию этих товаров за исключением тех, которые запрещаются для ввоза и использования на территории стран-участниц ТС;
  • оформление  заинтересованным лицом пакета необходимых документов;
  • транспортировка отказного товара за счет инициатора процедуры  в место, определенное таможенным органом.

    Помимо уже рассмотренных в статье нормативных правовых актов регулирующих соответствующую процедуру на уровне ТС и национального законодательства, существует также  Приказ Федеральной таможенной службы от 21 февраля 2011 г. N 357 “Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства”, который детально регламентирует  алгоритм действий декларанта и должностных лиц таможенных органов по оформлению товаров под указанную процедуру.

    В соответствии с этим нормативом декларант, или по его поручению таможенный представитель, должен составить письменное заявление, в котором обязан отразить наименование и код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, их количество, стоимость, место нахождения, а также кратко изложить причины, по которым производится отказ. Заявитель должен обратиться в таможню, в регионе деятельности которой предполагается таможенное оформление таких товаров.

    Инициатор обязан приложить к заявлению соответствующие документы, подтверждающие заявленную информацию. Кроме того, им представляются документы, касающиеся срока годности, потребления, или реализации товаров, их соответствие государственным стандартам стран-участниц ТС. Данное заявление регистрируется таможенным органом.

    Правом разрешения помещения товаров под процедуру отказа обладает начальник таможни, либо лицо его замещающее, которые в течение десяти дней с момента регистрации заявления принимают решение по существу заявленной просьбы.

    Указанные лица вправе инициировать таможенный досмотр представляемых товаров по результатам которого составляется акт, в котором отражается перечень товаров, их количество, ассортимент, описание и сроки годности.

    В случае принятия положительного решения заявителю выдается письменное разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру, подписанное должностным лицом таможенного органа и скрепленное соответствующей печатью.  В случае отказа заявитель информируется об этом также письменно с указанием причин.

    Получив разрешение на помещение товаров, декларант подает в таможню таможенную декларацию. Одновременно с выпуском товаров, в трех экземплярах составляется акт их приема-передачи в федеральную собственность. Помимо декларанта, (или лица его замещающего), должностного лица таможни, этот акт подписывается представителем организации хранения, (как правило, это – склад временного хранения или таможенный склад), куда будут помещены отказные товары.

    Со дня передачи товаров таковые считаются обращенными в федеральную собственность и действие таможенной процедуры отказа в пользу государства завершается. Впоследствии данные товары, передаются Росимуществу которое реализует их в соответствии с действующим законодательством.

Степовой Р.А.

Источник