Театр теней польза для детей
Влияние теневого театра на развитие детей.
Театр теней – одно из самых любимых зрелищ детей. Театр теней – это удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Родиной теневого театра считается Китай. Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него. Фигуры на экране могут уменьшаться и увеличиваться в размерах. Чем дальше силуэт находится от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчётливо. Если же силуэт приблизить к экрану, то тень уменьшится в размерах и станет более отчётлива.
Дошкольников он привлекает своей необычностью, построенной на контрасте света и тени, динамикой, доставляет большое удовольствие и много радости. Такой театр вызывает у детей интерес не меньше других видов театра. В театре теней дети видят ожившие и говорящие силуэты знакомых персонажей.
Таинственность и необычность зрелища захватывают ребёнка, переносят в совершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно и всё возможно. Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в театрализованное действо, живо реагируя на происходящее.
Сопереживая героям спектакля, они активно отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам помогает эмоционально пережитый спектакль.
Искусство театра теней настолько впечатляет детей, что многие
воспитатели и педагоги дополнительного образования прибегают к использованию его элементов в практике своей работы. Вместе с тем, анализ образовательных программ и учебно-методических пособий показал, что на сегодняшний день нет парциальных программ и методических разработок, которые можно было бы применять в разностороннем развитии детей дошкольного возраста. Поэтому использование театра теней в практике работы детских садов нашей страны зачастую ситуативно и бессистемно.
Дети раннего и дошкольного возраста очень впечатлительны, поэтому поддаются сильному, эмоциональному воздействию театра теней. Однако им интересен не только просмотр спектакля. Дети готовы принимать активное участие в создании своего театра. Подготовка ширмы, декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, показ спектакля детям, родителям, бабушкам и дедушкам – всё это доступно дошкольникам, поэтому чрезвычайно увлекает их новыми возможностями быть успешными в творческой деятельности и позитивном общении.
Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: экран, источник света и актёры – теневые фигуры, в роли которых могут выступать как люди, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находиться под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом или родителями. Театр теней можно сделать быстро. Для начала надо сделать экран. В самом простом случае экран состоит из плотной картонной рамки и тонкой ткани. При наклеивании необходимо плотно натянуть ткань на рамку.
Неровностей на поверхности должно быть, как можно меньше, от этого зависит, насколько чётко будут выходить тени – актёры. Можно по сюжету сказки оформить интерьер. Если действие происходит лесу, можно вырезать силуэты веток и приклеить их к рамке с внутренней стороны. Если в замке, можно вырезать колонны. Важный момент для теневого театра – установка света. Свет должен падать сзади и сверху. Силуэты должны находиться
между источником света и экраном. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, руки, фигурки пальчикового театра и сами актёры – люди.
Силуэтные картинки или силуэты могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, картона, из кожи, из дерева, из фанеры, металла. Фигурки для теневого театра сделать очень просто. Силуэты можно подготовить на компьютере, найти в Интернете или
нарисовать самим, распечатать на принтере на обычных листах А4
По рисунку вырезать из тонкого картона силуэты и прикрепить к ним бумажную трубочку.
Увиденное и пережитое в театре расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требуют у ребят вступать в беседу, всё это способствует развитию творческой личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологе. Развивает: творчество, фантазию, мелкую моторику, мышление, память, речь.
На начальных этапах приобщения детей к искусству театра теней, в подготовке и показе спектакля принимают участие лишь взрослые (педагоги и родители), но постепенно привлекаются и дети. Сначала они разыгрывают сценки – импровизации, шутят и веселятся, экспериментируя с тенью от собственного тела (или его частей – головы, рук), игрушек, плоских фигур и различных предметов. И попутно учатся управлять тенью, «оживляя» её в небольших постановках.
Затем можно готовить жанровые сценки и постановки спектаклей по небольшим литературным произведениям.
Театр теней имеет свои особенности: неподвижность силуэтов,
отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, – это во многом специфику работы над постановкой теневого спектакля с дошкольниками.
Очень важно потренироваться выполнять движения и жесты героев, чтобы они были чёткими, выразительными и понятными зрителям. А также продумать взаимное перемещение и размещение героев (если одновременно их несколько) на экране, ведь если наложить одну тень на другую, на экран проецируется бесформенный силуэт.
Создать актёров – кукол совсем несложно. Сейчас многое можно приобрести в магазине, но есть вариант сделать их самим. Ведь сам процесс изготовления кукол для теневого спектакля, сочинение сказки не менее интересны для дошкольника, чем выступление. Каждая кукла – актёр, созданная руками ребёнка, уникальна и неповторима. А совместное творчество играет немалую роль в развитии детей. В процессе создания куклы дети учатся быть более общительными, дружелюбными, отзывчивыми.
При использовании в спектакле подвижных кукол с ней должны работать несколько человек одновременно. Чтобы движения куклы были чёткими и понятными зрителю, юным кукловодам нужно учиться работать слаженно, а значит забыть про ссоры, непонимание, грубость, невнимание, неумение слушать. А при использовании плоской фигуры надо заранее учесть, с какой стороны она появиться и чтобы фигура была повёрнута профилем в нужном направлении. А это значит, что надо договориться, кто из кукловодов будет управлять той или иной куклой.
Распределение обязанностей при подготовке к спектаклю способствует развитию речевого общения дошкольников Не всегда в спектакле используются подвижные куклы, а ролей по сценарию часто оказывается намного меньше чем желающих участвовать в качестве героев постановки. И тогда мы вспоминаем о других работниках театра помимо актёров: кассиры, декораторы, осветители и т.п., без которых в театре не обойтись.
Для детей можно использовать много разных спектаклей: от
инсценирования произведений устного народного творчества до постановки по мотивам больших литературных произведений, а также теневых представлений по собственным сценариям с использованием рукотворного реквизита.
Можно организовать представление таким образом, что кто – то из детей читает текст за автора, какая – то группа участников показывает на экране тени и силуэты, иллюстрирующие постановку, а кто – то может быть зрителем. А в следующий раз все обязательно поменяются ролями.
Дети сами по себе удивительно открытые и творческие натуры.
Увиденное и пережитое в театре теней способствует расширению кругозора, обогащению эмоциональной сферы и надолго остаётся в памяти каждого ребёнка.
Участие в постановках благоприятно влияет на эмоциональную сферу, обогащая её. А также учит понимать чувства свои и окружающих людей, учит по мере сил управлять своими чувствами и эмоциями. Сопереживая театральным героям, дети становятся более отзывчивыми и терпимыми. А рассказы о спектакле способствуют развитию речи и формированию умения выражать свои мысли, чувства, отношения.
Совместная подготовка спектакля (изготовление фигурок отдельных персонажей и декораций) в полной мере содействует развитию не только речевого общения, но и развития творческих способностей каждого ребёнка. Групповые постановки помогают многим детям избавиться от поведенческих проблем, успешно социализироваться в большом коллективе. Ведь в одиночку спектакля не сыграешь.
Библиографическое описание:
Ращупкина, О. Н. Театр теней как средство развития творческих способностей детей / О. Н. Ращупкина. – Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). – Казань : Молодой ученый, 2018. – С. 119-122. – URL: https://moluch.ru/conf/ped//276/13933/ (дата обращения: 27.04.2021).
Театрализованная деятельность в детском саду – это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка. В детских садах используют разные виды театра:
настольный театр;
стендовый;
верховой;
наручный;
напольный;
театр живой куклы
Но очень редко используют театр теней, более того, в этом направлении очень мало литературы.
Начиная работу по данной теме, я изучила литературу, задачи, средства и методы работы, а также историю возникновения теневого театра.
Данный вид театрализованной деятельности очень актуален. Принимая участие в спектаклях и их подготовке развиваются творческие способности ребенка, а также помогает тем ребятам у кого имеются трудности в общении, развивает мелкую моторику пальцев. Дети очень любят заниматься сочинительством, здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками. Более того театр теней является хорошей профилактикой страха темноты у детей.
Немного истории…
История возникновения такого вида искусства в разных странах различна, вот самые интересные:
В Китае, например, более 2000 лет, более того этот вид театра является родоначальником драматургии в Китае. Первые записи о таких театральных представлениях относятся к 1000 году н. э., хотя исследователи уверены, что они существовали гораздо раньше. Большинство ученых утверждают, что искусство театра теней уходит корнями в Китай. По древней легенде Император Уди очень любил одну наложницу, и слишком тяжело переживал ее смерть. Ничего не радовало Императора, настолько он был опустошен, что даже забросил все важные дела. Придворные как могли старались вернуть его к жизни, но ничего не помогало, и тогда один из художников двора создал куклу из бумаги похожую на наложницу. Когда наступила ночь, Императора пригласили посмотреть. Подсветив шелковый экран, придворный изображал ее движения, подражал ее голосу. Император настолько был воодушевлен, что вернулся к жизни и своим обязанностям.
Ко второму тысячелетию, театр теней был очень распространён в Китае и Индии. С войсками Чингиз-хана распространился также в других регионах Азии. Наивысшей формы в Турции достиг в XVI ст., был популярен в Османской империи. В 1767 году, из Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. В 1776 году она стала известна в Великобритании. Немецкий поэт Гете проявлял интерес к этому искусству, а в 1774 году сам устроил его представление. Одним из самых известных и влиятельных в Китае и в XXI веке остаётся таншаньский театр теней. В Чэнду есть музей театра теней (кит. упр. 成都中国皮影博物馆).
Сегодня среди коллекционеров ценятся ажурно изготовленные кожаные марионетки, а самому театру теней, в классическом виде, грозит исчезновение.
В середине 2000-х зародилось новое течение театра теней, в котором вместо марионеток танцоры, используя свою гибкость и пластику, создают перформансы пользуясь, в первую очередь, своим телом. К концу десятилетия течение приобрело большую популярность и во многих странах мира начали зарождаться свои театры теней. Самым популярным из таких новых театров теней можно считать театр теней Pilobolus. А среди известных можно назвать так же Attraction, El Gamma Penumbra, Delight, Fireflies, Verba, Три Крыла, Шоу театра теней из Москвы, SHADOW LAB, от проекта SHIK-BALET.
Театральная деятельность – это одна из форм работы с детьми в детском саду, которые раскрывают и развивают творческие способности ребенка. Такая деятельность способствует более продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой.
Согласно принципам федерального государственного стандарта реализация Программы должна производиться в формах, специфических для детей, прежде всего «…в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка…»
Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он для них понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на экране знакомых и любимых персонажей: мишка, котик, зайка, лошадка, современные мультипликационные персонажи: Смешарики, Лунтик, Барбоскины, Ниндзяго, и многие другие. Детей приводит в восторг, что эти персонажи двигаются, разговаривают, обращаются к зрителям. Важно, театр рассматривать не только как развлекательное мероприятие, но и показывать через спектакли примеры дружбы, честности, трудолюбия и доброты. Именно в этом возрасте у детей формируется характер, интересы, отношение к окружающему миру.
Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание! Несомненна, и роль родителей здесь очень важна.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Главная идея взаимодействия между родителями и дошкольным учреждением в том, что родители несут ответственность за воспитание детей, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Именно поэтому необходимо привлекать родителей к совместным идеям и проектам. Из опыта моей работы, родители с большим удовольствием идут на встречу педагогу. В создании нашего театра теней родители принимали самое непосредственное участие.
Все необходимое для показа подготовить несложно. Экран можно сделать из картонной коробки большого размера, вырезать экран, приклеить кальку или белую простынь нужного размера. Лампу, я покупала на прищепке, она очень практична. Главное, чтобы свет располагался между актером и экраном, для этого лампу прикрепляют сверху, и направляют на экран.
Персонажи и декорации можно нарисовать самим. Хотя есть и другие варианты, к примеру, готовые шаблоны можно купить в Интернете.
Подбор картинок очень важен, желательно, чтобы все персонажи одной сказки были выполнены в едином стиле. Когда комплекты картинок составляются к каждому литературному произведению, это помогает выдержать масштаб картинок их стилистическое решение. Будет не логично если в к примеру в сказке Маша и медведь, Маша вдруг окажется выше медведя, или в сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» неожиданно Соломинка окажется шире Лаптя.
Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Именно поэтому дети так позитивно включаются в магию происходящего на экране: отвечают на вопросы персонажей и помогают им, предупреждают об опасности. Необычность зрелища захватывает их и переносит в мир волшебной сказки. Театрализованная деятельность приносит детям радость и непередаваемый восторг.
Мы живем в Архангельской области, здесь зимний день очень короткий, в основном в дневное время суток темно, и это самая благоприятная среда для теневого театра. Между тем, это и замечательная профилактика страха темноты у детей. Зачем бояться темноты, когда так интересно и весело можно поиграть. Начинали с детьми простые диалоги в пальцевом театре теней. Такая форма работы позволяет помимо всего прочего еще и развить мелкую моторику пальцев, здесь в качестве сценария брали известные ребенку стихи, басни и небольшие сказки.
Роль педагога в организации и проведении спектакля велика. Важно организовать совместную деятельность и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Поставить четкие задачи перед детьми и передать им инициативу. Обратить внимание на сложности каждого ребенка, если они имеются.
В своей работе использовала не только народные сказки, но авторские. Так, к примеру в книге «Кукольный театр» Т. Н. Караманенко и Ю. Г. Караманенко представлены сценарии сказок различных авторов. Сказки не сложные, интересные, веселые и поучительные. С детьми показывали сказки, не только в группе, но и приглашали родителей, ребят из соседних групп. Участвовали в городском конкурсе, где заняли первое место. Отзывы присутствующих говорят сами за себя о важности такого вида деятельности. К примеру, отзыв родительницы одного из воспитанников Марины Рузавиной:
18 января 2017 г. я была в театре, который получился благодаря стараниям воспитателя нашей группы № 7 Оксаны Николаевны Ращупкиной. Спектакль был поставлен по украинской народной сказке «Колосок». Актеры – ребята из группы, они все отнеслись к порученному им заданию ответственно, много репетировали и разучивали слова.
Представление теневого театра прошло хорошо, некоторые актеры от переживаний забывали слова своей роли, но все-таки смогли справиться с волнением.
Зрители с интересом смотрели представление, смеялись и хлопали. Всем ребятам, не участвующим в спектакле, пришлось пообещать, что в следующей постановке они тоже станут актерами.
Организация спектакля теневого театра – отличная задумка воспитателей, благодаря которой дети познакомились с таким видом театра, увидели его «закулисную» сторону. Участие детей в подобных постановках заставляет их проявить свою фантазию и развивает речь, творческие способности, артистизм. Дети вместе готовятся к общему действию, репетируют, стремятся хорошо выступить перед своими друзьями.
Дети смогли показать разные характеры героев сказки – положительного героя петушка, трудолюбивого и ответственного, и стремление мышат подражать ему, бороться со своими недостатками. Мне понравилось представление, с удовольствием приду смотреть следующую постановку, а воспитателю желаю удачи в этом довольно сложном деле.
Отзыв родителей, он всегда положителен, ведь приятно смотреть на своего ребенка, поэтому важно мнение и педагогов: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МБОУДО ДЮЦ П. С. Ильюшенкова:
Театрализованное развлечение «Плохой хвостик» предназначено для дошкольников 6-7лет. Основная цель данного развлечения: создание условий для эмоционального развития детей в процессе театрализованной деятельности. Цель была достигнута в ходе реализации следующих задач:
Образовательных: Способствовать использованию как вербальных (темп, сила голоса, интонационная выразительность), так и невербальных (жесты, мимика, поза) средств выразительности. Вызвать в детях состояние творческого поиска, вдохновения. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Развивающих: Развивать представления детей о нравственных качествах человека, уверенность в победе доброго начала. Развивать пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности.
Речевых: Познакомить детей с новыми словами: занавес, декорации, афиша, аплодисменты, негодование.
Воспитательных: Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу.
При посещении развлечения мною были сделаны следующие выводы: приемы и методы, применяемые в ходе развлечения, полностью соответствовали возрастным психологическим и физиологическим особенностям детей 6-7 летнего возраста. На занятии происходила смена видов деятельности, достаточная для успешного выполнения задач педагогом и детьми без видимого утомления и скуки.
Педагогом и детьми была проведена большая подготовительная работа, которая, несомненно, оказала огромное влияние на развитие эмоционального интеллекта воспитанников. Данное развлечение развивает творческие способности детей, способствует активизации воображения, развитию логического мышления, предлагая детям ситуативно-деятельный подход к решению различных видов задач.
Особенно хотелось бы отметить активность и заинтересованность всех ребят на протяжение развлечения.
По моему мнению, проведение подобной работы повышает самооценку детей дошкольного возраста, учит их умению слушать и слышать, помогает самопрезентации воспитанников, сплачивает детских коллектив, учит относиться друг к другу уважительно и терпимо. Предлагаемый материал соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Предлагаемые игры, творческие задания позволяют детям проявить актерское мастерство, преодолеть трудности межличностного взаимодействия, способствуют развитию речевых навыков, повышают уровень общей культуры. Такая форма проведения досуга наиболее оправдана для детей старшего дошкольного возраста, так как является одной из форм подготовки к школе, позволяет значительно повысить интерес дошкольников к обучению. Считаю, что данную форму работы полезно развивать и далее, возможно, привлекая к выполнению различной подготовительной работы родителей воспитанников.
Конечно в условиях группы не стоит требовать сделать большой сложный спектакль, который посилен лишь профессионалам – это и невозможно и не имеет смысла. Пусть лучше будет маленькая сказка, небольшой диалог между персонажами разыгранная детьми, здесь важно интерес детей, их воображение и творческое решение. Необходимо проводить игры в театр теней систематически.
Из всех видов кукольного театра в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И как мне кажется, незаслуженно обделен вниманием педагогов. Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться.
Литература:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_теней
- https://kladraz.ru/blogs/elena-sergevna-gribova/-sovremenyi-tenevoi-teatr-v-dou.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/vzaimodeistvie-dou-i-semi-v-ramkah-vedenija-fgos-do.html
- https://diplomba.ru/work/103949
- https://urok.ru/teatr-teney-kak-sredstvo-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-1763062.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театр теней, теневой театр, Китай, театрализованная деятельность, вид театра, детский сад, творческая способность ребенка, форма работы, театральная деятельность.