Тебе бы пользы все на вес кумир ты ценишь бельведерский

Тебе бы пользы все на вес кумир ты ценишь бельведерский thumbnail

Procul este, profani.*

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»

Поэт.

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь.

Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Поэт.

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
_________________
* Procul este, profani (лат.) — Прочь, непосвященные.

Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина

Поражение декабристов серьезно повлияло на взгляды Пушкина относительно роли и значения поэта в обществе. К тому же после восстания были официально запрещены малейшие упоминания о свободе и равенстве. Литературе отводилась роль развлечения, не имеющего серьезного значения. Пушкин часто подвергался упрекам критиков, которые пытались повлиять на его творчество и указывали «нужные» темы. Его ответом на эти упреки стало стихотворение «Поэт и толпа» (1828 г.).

Эпиграф к стихотворению Пушкин взял из «Энеиды» Вергилия. «Прочь, непосвященные» сразу же проводит резкую грань между автором и глупой толпой.

Следует заметить, что под «народом непосвященным» Пушкин подразумевал не темное крестьянство, а как раз образованные слои общества. Поэт на примере восстания декабристов видел, что возвышенные благородные идеи так и не нашли отклика в сердцах людей. «Чернь тупая» не интересуется богатым духовным миром, для нее важнее примитивные физические наслаждения. Горячие призывы поэта не смогли расшевелить зачерствевшие души. Люди даже не понимают, «о чем бренчит» поэт.

Это непонимание вызывает гнев Пушкина. Он обращается к народу с суровой обличительной речью, в которой называет его «поденщиком, рабом нужды». Поэт имеет в виду не физическое, а духовное рабство. Люди попадают в зависимость от материальных вещей, прежде всего, от денег. Это убивает в них самые лучшие человеческие качества и приводит к повсеместной лжи и обману. Главной ценностью современного общества Пушкин считает «печной горшок», который символизирует грубость и отсутствие духовных устремлений.

В ответ черни автор вкладывает собственные представления об обществе. «Клеветники, рабы, глупцы» — так оценивает он современников. Естественно, образованное общество никогда бы не признало такой оценки. Вымышленный монолог черни позволяет Пушкину подчеркнуть свои взгляды. Толпа признает свое ничтожество и обращается к поэту с просьбой исправить эту ситуацию. Ведь поэт заявил, что ему доступно высшее знание, и он способен стать учителем и направить ближнего на истинный путь.

Но возражение поэта содержит еще больший гнев и раздражение. Все прошлые попытки изменить общество ни к чему не привели. В нем по-прежнему господствуют «глупость и злоба». Все благородные стремления разбиваются о людское равнодушие. Поэтому поэт глубоко разочаровался в людях, он призывает их и дальше «каменеть смело». Если его лира никому не нужна, то поэт отрекается от общества и посвящает всю оставшуюся жизнь «звукам сладким и молитвам».

Стихотворение «Поэт и толпа» — важный этап в становлении мировоззрения Пушкина, после которого его отчуждение от высшего общества только усиливалось.

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Отговорила роща золотая
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Нивы сжаты, рощи голы

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Александр Пушкин — Поэт и толпа на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

À.Ñ.Ïóøêèí. «ÏÎÝÒ È ÒÎËÏÀ»

Procul este, profani
Ïîýò ïî ëèðå âäîõíîâåííîé
Ðóêîé ðàññåÿííîé áðÿöàë.
Îí ïåë – à õëàäíûé è íàäìåííûé
Êðóãîì íàðîä íåïîñâÿùåííûé
Åìó áåññìûñëåííî âíèìàë.

È òîëêîâàëà ÷åðíü òóïàÿ:
«Çà÷åì òàê çâó÷íî îí ïî¸ò?
Íàïðàñíî óõî ïîðàæàÿ,
Ê êàêîé îí öåëè íàñ âåä¸ò?
Î ÷¸ì áðåí÷èò? ×åìó íàñ ó÷èò?
Çà÷åì ñåðäöà âîëíóåò, ìó÷èò,
Êàê ñâîåíðàâíûé ÷àðîäåé?
Êàê âåòåð, ïåñíü åãî ñâîáîäíà,
Çàòî, êàê âåòåð, è áåñïëîäíà –
Êàêàÿ ïîëüçà íàì îò íåé?»

          Ïîýò

Ìîë÷è, áåññìûñëåííûé íàðîä,
Ïîä¸íùèê, ðàá íóæäû, çàáîò!
Íåñíîñåí ìíå òâîé ðîïîò äåðçêèé!
Òû ÷åðâü çåìëè, íå ñûí íåáåñ;
Òåáå áû ïîëüçû âñ¸ – íà âåñ
 Êóìèð òû öåíèøü Áåëüâåäåðñêèé.
Òû ïîëüçû, ïîëüçû â í¸ì íå çðèøü.
Íî ìðàìîð ñåé âåäü áîã! – Òàê ÷òî æå?
Ïå÷íîé ãîðøîê òåáå äîðîæå:
Òû ïèùó â í¸ì ñåáå âàðèøü.

Читайте также:  Кефир с корицей на ночь для похудения польза

          ×åðíü

Íåò, åñëè òû íåáåñ èçáðàííèê,
Ñâîé äàð, áîæåñòâåííûé ïîñëàííèê,
Âî áëàãî íàì óïîòðåáëÿé,
Ñåðäöà ñîáðàòüåâ èñïðàâëÿé.
Ìû ìàëîäóøíû, ìû êîâàðíû,
Áåññòûäíû, çëû, íåáëàãîäàðíû;
Ìû ñåðäöåì õëàäíûå ñêîïöû,
Êëåâåòíèêè, ðàáû, ãëóïöû –
Ãíåçäÿòñÿ êëóáîì â íàñ ïîðîêè!
Òû ìîæåøü, áëèæíåãî ëþáÿ,
Äàâàòü íàì ñìåëûå óðîêè,
À ìû ïîñëóøàåì òåáÿ.

         Ïîýò

Ïîäèòå ïðî÷ü – êàêîå äåëî
Ïîýòó ìèðíîìó äî âàñ!
 ðàçâðàòå êàìåíåéòå ñìåëî,
Íå îæèâèò âàñ ëèðû ãëàñ!
Äóøå ïðîòèâíû âû, êàê ãðîáû,
Äëÿ âàøåé ãëóïîñòè è çëîáû
Èìåëè âû äî ñåé ïîðû
Áè÷è, òåìíèöû, òîïîðû –
Äîâîëüíî ñ âàñ, ðàáîâ áåçóìíûõ!
Âî ãðàäàõ âàøèõ ñ óëèö øóìíûõ
Ñìåòàþò ñîð – ïîëåçíûé òðóä! –
Íî, ïîçàáûâ ñâî¸ ñëóæåíüå,
Àëòàðü è æåðòâîïðèíîøåíüå,
Æðåöû ëü ó âàñ ìåòëó áåðóò?
Íå äëÿ æèòåéñêîãî âîëíåíüÿ,
Íå äëÿ êîðûñòè, íå äëÿ áèò⠖
Ìû ðîæäåíû äëÿ âäîõíîâåíüÿ,
Äëÿ çâóêîâ ñëàäêèõ è ìîëèòâ!

      Ýòî ñòèõîòâîðåíèå çàèíòåðåñîâàëî ìåíÿ òåìîé è æàíðîì. Ìíå çàõîòåëîñü ïîíÿòü, ÷òî Ïóøêèí õîòåë èì ñêàçàòü, à ãëàâíîå – íà ÷üåé îí ñòîðîíå: Ïîýòà èëè òîëïû. Ðàçóìååòñÿ, âíà÷àëå ÿ ïîïûòàëàñü îáðàòèòüñÿ ê âûñêàçûâàíèÿì ó÷¸íûõ, ëèòåðàòóðîâåäîâ è ôèëîñîôîâ. Ê ñâîåìó óäèâëåíèþ, ÿ íå íàøëà íè îäíîãî ìíåíèÿ, ñ êîòîðûì ÿ áû áûëà ñîãëàñíà.
 
      Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî â ïåðâóþ î÷åðåäü ñòîèò ïðîàíàëèçèðîâàòü òâîð÷åñêèå è áèîãðàôè÷åñêèå îáñòîÿòåëüñòâà íàïèñàíèÿ ñòèõîòâîðåíèÿ, åñëè ìû õîòèì ïðîÿñíèòü äëÿ ñåáÿ åãî ñìûñë. Ñòèõîòâîðåíèå «Ïîýò è òîëïà» äàòèðóåòñÿ 1828 ã. Ýòî áûë ãîä èíòåíñèâíûõ ñòðàíñòâèé ìåæäó äâóìÿ ñòîëèöàìè è äåðåâíåé, ïîèñêîâ íåâåñòû; ýòî áûë ãîä ñóäåáíûõ ðàçáèðàòåëüñòâ ïî äåëó î ñòèõîòâîðåíèè «Àíäðå Øåíüå» è îá àâòîðñòâå «Ãàâðèèëèàäû». Ýòî áûë ãîä ãëóáî÷àéøåãî êðèçèñà âî âíóòðåííåé æèçíè Ïóøêèíà, êîãäà áûëè íàïèñàíû ñòðîêè: «Äàð íàïðàñíûé, äàð ñëó÷àéíûé, æèçíü, çà÷åì òû ìíå äàíà…», âûçâàâøèå ñòèõîòâîðíóþ ïîëåìèêó ìèòðîïîëèòà Ôèëàðåòà.  òîì æå ãîäó ó Ïóøêèíà ïîÿâëÿåòñÿ ïîêàÿííîå «Âîñïîìèíàíèå»: «È ãîðüêî æàëóþñü, è ãîðüêî ñë¸çû ëüþ, íî ñòðîê ïå÷àëüíûõ íå ñìûâàþ»…

      Â.Ñ. Íåïîìíÿùèé ñâÿçûâàåò ïóøêèíñêèé êðèçèñ êîíöà 1820-õ ãîäîâ ñ îùóùåíèåì åãî âèíû çà âíåøíåå áëàãîïîëó÷èå ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóçüÿìè-äåêàáðèñòàìè: «È ÿ áû ìîã, êàê øóò…» (ïîäïèñü ïîä ðèñóíêîì âèñåëèöû â ÷åðíîâèêàõ Ïóøêèíà). Âåäü íå ñêîïëåíèå äóðíûõ ïðèìåò íå ïóñòèëî åãî â Ïåòåðáóðã â êàíóí 14 äåêàáðÿ. Îí çíàë, êîãäà áóäåò âîññòàíèå. Íî íå ïîåõàë – íå ïîòîìó, ÷òî èñïóãàëñÿ. Ñêîðåå óæ íà ïåðåïóòüå æèçíåííûõ äîðîã «øåñòèêðûëûé ñåðàôèì» åìó óêàçàë åãî ïóòü. Òî åñòü ïðîèçîøëî ãðàíäèîçíîå ñîáûòèå âíóòðåííåé æèçíè: Ïóøêèíó áûëî ÿâëåíî åãî ïðåäíàçíà÷åíèå – ïðåäíàçíà÷åíèå ïîýòà, áîæåñòâåííîå «âîççâàíèå», ðàäè ÷åãî ñëåäîâàëî ïîæåðòâîâàòü âñåì îñòàëüíûì, è óæ òåì áîëåå – äàâíî ïåðåæèòûìè ðåâîëþöèîííûìè èäåÿìè.

      Òåìà ïîýòà è åãî îòëè÷èÿ îò íå-ïîýòîâ çâó÷èò â ðÿäå ñòèõîòâîðåíèé ïåðèîäà ïîñëå ññûëêè è ïîñëå «Ïðîðîêà». Èõ ïðèíÿòî óñëîâíî îáúåäèíÿòü â òàê íàçûâàåìóþ ñòèõîòâîðíóþ òðèëîãèþ î ïîýòå.  1827 ãîäó ñîçäàíî ñòèõîòâîðåíèå «Ïîýò».  í¸ì Ïóøêèí ïðîòèâîïîñòàâëÿåò äâå ñèòóàöèè: ÷òî ïðîèñõîäèò ñ ïîýòîì, «ïîêà íå òðåáóåò ïîýòà ê ñâÿùåííîé æåðòâå Àïîëëîí», è ÷òî – «ëèøü áîæåñòâåííûé ãëàãîë äî ñëóõà ÷óòêîãî êîñí¸òñÿ». Ê 1828 ãîäó îòíîñèòñÿ ðàññìàòðèâàåìîå íàìè ñòèõîòâîðåíèå «Ïîýò è òîëïà».  òå æå ãîäû âîçíèêàåò ïîâåñòü «Åãèïåòñêèå íî÷è», à â 1830 ñîçäà¸òñÿ ñîíåò «Ïîýòó», ãäå ïðîâîçãëàøåíà íåçàâèñèìîñòü òâîð÷åñòâà îò ìíåíèÿ òîëïû: «Òû öàðü. Æèâè îäèí; äîðîãîþ ñâîáîäíîé èäè, êóäà âëå÷¸ò òåáÿ ñâîáîäíûé óì… Òû ñàì ñâîé âûñøèé ñóä, âñåõ ñòðîæå îöåíèòü óìååøü òû ñâîé òðó䅻  Áîëäèíå îñåíüþ íàïèñàíà ïîëåìè÷åñêàÿ, çàäèðèñòàÿ ïîýìà «Äîìèê â Êîëîìíå» ñ òîé æå èäååé ñâîáîäû òâîð÷åñòâà.
 
      Áåç ñîìíåíèÿ, äàííàÿ òâîð÷åñêàÿ öåëü ñâÿçàíà áûëà ñ òîãäàøíåé ñèòóàöèåé â æóðíàëèñòèêå, êîòîðàÿ áîëüøå íàïîìèíàëà ïîëèöèþ, òðåáóÿ, ÷òîáû ñî÷èíèòåëè âîñõâàëÿëè ïîäâèãè íèêîëàåâñêîé àðìèè íà Êàâêàçå è â Ïîëüøå.

      Ïîçäíåéøóþ ïóøêèíèñòèêó ïðèâëåêàëî ñòèõîòâîðåíèå «Ïîýò è òîëïà». Î í¸ì ïèñàëè Â.Ã. Áåëèíñêèé, Ä.È. Ïèñàðåâ, Ì.Í. Êàòêîâ, Â.Ñ. Ñîëîâü¸â, Â.Â. Âåðåñàåâ, Þ.Í. Òûíÿíîâ, ãîâîðèëè È.Ñ. Àêñàêîâ, À.À. Áëîê. Íî ÷òî ïðèìå÷àòåëüíî – êàæäûé àâòîð íèìàëî íå èíòåðåñîâàëñÿ ñìûñëîì ñòèõîòâîðåíèÿ, à òîëüêî íàõîäèë â í¸ì ïîäòâåðæäåíèÿ ñâîèõ ìûñëåé èëè ïðîòèâîðå÷èÿ èì. Âåäü òåìà òâîð÷åñòâà è èñêóññòâà âîëíóåò êàæäîãî õóäîæíèêà.

      Òàê, Áåëèíñêèé è Ïèñàðåâ, ïðîòèâîïîëîæíûì îáðàçîì îöåíèâàÿ òåêñò, ñîãëàñíû â îäíîì: ÷òî ìíåíèå ïîýòà èç ñòèõîòâîðåíèÿ – ýòî ìíåíèå Ïóøêèíà. È.Ñ. Àêñàêîâ òàêæå ñ÷èòàåò ïîñëåäíåå ÷åòâåðîñòèøèå ïîýòè÷åñêèì êðåäî ñàìîãî àâòîðà. È äëÿ Êàòêîâà «â èñïîâåäè ïîýòà âûðàçèëàñü íåâîëüíî ëè÷íîñòü ñàìîãî Ïóøêèíà». Â.Ñ. Ñîëîâü¸â, â îòëè÷èå îò íèõ, óâèäåë â ïðîèçâåäåíèè îïðåäåë¸ííûé êîíôëèêò, áîðüáó «çà áåçóñëîâíûå ïðàâà âäîõíîâåíèÿ». Â.Â. Âåðåñàåâ, êàê èçâåñòíî, ðàññìàòðèâàë ëè÷íîñòü Ïóøêèíà «â äâóõ ïëàíàõ», òàê ÷òî äàííîå ñòèõîòâîðåíèå ïðåêðàñíî èëëþñòðèðîâàëî åãî êîíöåïöèþ. Îí îòêàçûâàåò òâîðöó, ãåíèþ â ïðàâå èíòåðåñîâàòüñÿ «æèòåéñêèìè âîëíåíèÿìè», «çàáîòèòüñÿ î íóæäàõ íèçêîé æèçíè». À.À. Áëîê ïîä ïîýòîì è òîëïîé ïîäðàçóìåâàåò íå÷òî ñâî¸, ñîâðåìåííîå åìó, æèâîòðåïåùóùåå, ãëóáîêî ëè÷íîå, âûñòðàäàííîå.

      Þ.Í. Òûíÿíîâ, êàñàÿñü ñòèõîòâîðåíèÿ,  àêöåíòèðóåò âíèìàíèå íà èñòîðèêî-ëèòåðàòóðíîì àñïåêòå: «Êîíêðåòíàÿ íàïðàâëåííîñòü ïüåñû – ïðîòèâ ñîâðåìåííîé Ïóøêèíó îôèöèàëüíîé æóðíàëüíîé êðèòèêè: òàêîâû íàïàäêè íà òðåáîâàíèÿ ïðÿìîé äèäàêòèêè, èñõîäèâøèå ãëàâíûì îáðàçîì îò Áóëãàðèíà». Òî åñòü äëÿ íåãî íåñîìíåííî, ÷òî ó äàííîãî ñî÷èíåíèÿ åñòü àáñîëþòíî êîíêðåòíàÿ, çëîáîäíåâíàÿ, ñèþìèíóòíàÿ öåëü.

Читайте также:  Польза противозачаточных таблеток после 40 лет

      Êàê íàì êàæåòñÿ, íå â ýòîì äåëî, íå äëÿ ýòîãî Ïóøêèí ïèñàë ñâî¸ äðàìàòèçèðîâàííîå ñòèõîòâîðåíèå. Ìíîãèå âåùè îñòàëèñü âíå ïîëÿ çðåíèÿ èíòåðïðåòàòîðîâ.

      Íàïðèìåð, â ÷¸ì ñìûñë äðàìàòèçèðîâàííîé ôîðìû ñòèõîòâîðåíèÿ? Êòî ñ÷èòàåò ëèðó «âäîõíîâåííîé», à ðóêó ïîýòà – «ðàññåÿííîé»? ×òî ñëåäóåò èç òàêîé îöåíêè? Äëÿ êîãî íàðîä «õëàäíûé», «íàäìåííûé», «íåïîñâÿùåííûé», – îäíèì ñëîâîì, «÷åðíü òóïàÿ»? Äëÿ ïåðñîíàæåé èëè æå äëÿ ñàìîãî àâòîðà? Âñå ýòè ñëîâà â íà÷àëå ïðîèçâåäåíèÿ äàíû îò ëèöà àâòîðà. Ýòî, òàê ñêàçàòü, «ïðåäëàãàåìûå îáñòîÿòåëüñòâà». Çàòåì ïîâåñòâîâàíèå ñìåíÿåòñÿ íåïîñðåäñòâåííûì äèàëîãîì äåéñòâóþùèõ ëèö.

      Íàì êàæåòñÿ íåïðàâèëüíûì ïðèïèñûâàòü ñàìîìó Ïóøêèíó ìíåíèå êàêîé-òî îäíîé ñòîðîíû, õîòÿ áû äàæå è Ïîýòà. Äðàìàòèçèðîâàííàÿ ôîðìà âûáðàíà äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîêàçàòü îáúåêòèâíóþ èñòèíó, ÷òîáû ïîñòàâèòü ïåðåä ÷èòàòåëåì âîïðîñû, íà êîòîðûå îí äîëæåí íàéòè îòâåòû ñàì.

      Ïî ìíåíèþ òóïîé ÷åðíè, ïîýò ïî¸ò çâó÷íî, ïðè ýòîì íàïðàñíî óõî ïîðàæàÿ. ×åðíü çàäà¸òñÿ âîïðîñàìè î «ñâåðõçàäà÷å», òåìàòèêå áðåí÷àíèÿ è äèäàêòè÷åñêîé öåëè ïîýòà. Îíà ïðèçíà¸ò âîçäåéñòâèå ïîýòà íà å¸ ñåðäöà è ñðàâíèâàåò åãî ñ ÷àðîäååì, ïðè÷¸ì ñâîåíðàâíûì, à íå êàêèì-íèáóäü òàì ïîêîðíûì, èëè êóïëåííûì. Òîëïå íå ÷óæäû ñðàâíåíèÿ: «Êàê âåòåð, ïåñíü åãî ñâîáîäíà» – âðîäå, õîðîøî. «Çàòî, êàê âåòåð, è áåñïëîäíà» – à ýòî óæå íå íðàâèòñÿ òîëïå. Ó íå¸ âîçíèêàåò âîïðîñ î ïîëüçå âûøåóïîìÿíóòîé ïåñíè. Ïîñêîëüêó ñ ñàìîãî íà÷àëà ÷åðíü ñ÷èòàëà, ÷òî ïîýò íàïðàñíî ïîðàæàåò åé óõî, ïîñëåäíèé âîïðîñ, ïî-ìîåìó, ðèòîðè÷åñêèé.

      Ïîýò â ñâî¸ì îòâåòå íå âûãëÿäèò íè àäðåñàòîì «áîæåñòâåííîãî ãëàãîëà», íè ÷åëîâåêîì âûñîêîé êóëüòóðû, íè ïðîñòî äæåíòëüìåíîì. Ýòî ïëîùàäíàÿ òîðãîâêà: ÷òî íè ñëîâî, òî ðóãàòåëüñòâî. Ïîýò îáâèíÿåò òîëïó, ÷òî îíà öåíèò âñ¸ íà âåñ, äàæå ìðàìîðíóþ ñòàòóþ ãðå÷åñêîãî áîãà – ïîêðîâèòåëÿ èñêóññòâ Àïîëëîíà. Ïå÷íîé ãîðøîê â åãî ðåïëèêå ñòàíîâèòñÿ ñèìâîëîì «íóæä íèçêîé æèçíè», ÷òî âîçìóòèëî ðåâîëþöèîíåðà-äåìîêðàòà Ïèñàðåâà: ìîë, à ñàì-òî ïîýò èç ÷åãî êàøó êóøàåò?!

      Íà ýòî áåññìûñëåííûé íàðîä, êîòîðîìó ïîýò îòêàçûâàåò â ïðàâå áûòü ñûíîì íåáåñ, îòâå÷àåò îáîñíîâàííîé äåðçîñòüþ: ìîë, ðàç ìû òàêèå ïëîõèå, à òû òàêîé óìíûé, òî ñåðäöà ñîáðàòüåâ èñïðàâëÿé, äàâàé íàì ñìåëûå óðîêè – à ìû ïîñëóøàåì òåáÿ! Èçäåâàòåëüñêàÿ èíòîíàöèÿ òàê è ñëûøèòñÿ çäåñü!

      Ïîýò â ïîñëåäíåì ìîíîëîãå çðèòåëüíî ïîäíèìàåòñÿ íà êîòóðíû. Îí âåëè÷åñòâåííî ïîñûëàåò òîëïó ïî èçâåñòíîìó àäðåñó, ÷òî, âïðî÷åì, ïåðåêëèêàåòñÿ ñ ëàòèíñêèì ýïèãðàôîì, â ïåðåâîäå: «Ïðî÷ü, íåïîñâÿù¸ííûå!» – ïîøëè âîí, ïðîôàíû! Îí ñåáÿ íàçûâàåò «ìèðíûì», ïðÿìî êàê öàðü Äàäîí, êîãäà ïîä ñòàðîñòü çàõîòåë îòäîõíóòü îò ðàòíûõ äåë!

      Ïîýòó íåò äåëà äî ïðàãìàòè÷íîé òîëïû. Îí ïîñûëàåò å¸ «êàìåíåòü» â å¸ ðàçâðàòå (íå ñâÿçàí ëè ýòîò ãëàãîë èäåéíî ñ öåëîé ãàëåðååé îáðàçîâ æèâîãî íåæèâîãî ó Ïóøêèíà – Êàìåííûé ãîñòü, Çîëîòîé ïåòóøîê, Ïèêîâàÿ äàìà è ò.ä.?).
«Íå îæèâèò âàñ ëèðû ãëàñ!» – ïàðàëëåëüþ ê ýòîé ñòðî÷êå ïîòîì ïðîçâó÷èò îò ëèöà ñàìîãî Ïóøêèíà, áåç âñÿêîãî òåàòðàëèçîâàííîãî ýôôåêòà: «×óâñòâà äîáðûå ÿ ëèðîé ïðîáóæäàë», ìåæäó ïðî÷èì! Ïîýò èç ñòèõîòâîðåíèÿ îêàçàëñÿ íåñîñòîÿòåëåí â ñâîåé íðàâñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè, â ÷¸ì è ïðèçíà¸òñÿ. «Äóøå ïðîòèâíû âû, êàê ãðîáû» – èíñòèíêòèâíûé ñòðàõ ñìåðòè ïåðåíîñèòñÿ íà ìåðòâåöîâ (äóõîâíûõ, òî áèøü, íà … «ì¸ðòâûå äóøè»!) è íà èõ «îäåæäó» – ãðîáû. À ñ äóøåâíûìè íåäîñòàòêàìè ïîýò ïðåäëàãàåò áîðîòüñÿ ñòàðûìè, èñïûòàííûìè ñðåäñòâàìè, íå èìåþùèìè îòíîøåíèÿ ê ïîýçèè, çàòî ïîëåçíûìè: «áè÷è, òåìíèöû, òîïîðû». Ïîñëåäíèå ñòðîêè ïîêàçûâàþò ñàìîèäåíòèôèêàöèþ çàðâàâøåãîñÿ ïîýòà, íå æåëàþùåãî ñìåòàòü ñîð ñ óëèö, ñî æðåöàìè. Çàíàâåñ.

      Êòî òóò ïðàâ? Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî íèêòî. Áîëåå òîãî, âñïîìíèâ åù¸ îäíîãî ïóøêèíñêîãî ãåðîÿ, ÿ íàøëà ó íåãî îáùåå ñ îáåèìè ñïîðÿùèìè ñòîðîíàìè. Ïåðñîíàæ ìàëåíüêîé òðàãåäèè Ñàëüåðè, êàê Ïîýò ñòèõîòâîðåíèÿ, ñ÷èòàåò èñêóññòâî ñôåðîé äëÿ èçáðàííûõ è, êàê òîëïà, òðåáóåò îò íåãî ïðàêòè÷åñêîé êîíêðåòíîé, îñÿçàåìîé ïîëüçû. «×òî ïîëüçû, åñëè Ìîöàðò áóäåò æèâ è íîâîé âûñîòû åù¸ äîñòèãíåò?» Ñàëüåðè êàê áû âêëþ÷àåòñÿ â òîëïó èç ñòèõîòâîðåíèÿ,  òðåáóÿ ïîëüçû îò èñêóññòâà è îò òâîðöà. Ïîíÿòíî, ÷òî Ïóøêèí íå ñîãëàñåí ñ òàêèì ìíåíèåì. «Öåëü õóäîæåñòâà åñòü èäåàë», – ïèñàë îí.
 
      Ñàëüåðè ïðè÷èñëÿåò ñåáÿ ê «÷àäàì ïðàõà», â êîòîðûõ «ïåñíè ðàéñêèå» âîçìóùàþò «áåñêðûëûå æåëàíüÿ». «Çà÷åì áðåí÷èò? ×åìó íàñ ó÷èò? Çà÷åì ñåðäöà âîëíóåò, ìó÷èò, êàê ñâîåíðàâíûé ÷àðîäåé?» – ñïðàøèâàåò òîëïà è ïðè ýòîì ïî÷åìó-òî âîçìóùàåòñÿ, ÷òî å¸ íàçûâàþò «ðàáîì íóæäû», «÷åðâåì çåìëè».
 
      Âîçðàæåíèå ïîýòà: «Íî, ïîçàáûâ ñâî¸ ñëóæåíüå, àëòàðü è æåðòâîïðèíîøåíüå, æðåöû ëü ó âàñ ìåòëó áåðóò?» – êàê íè ñòðàííî, òîæå íàïîìèíàåò ðàçìûøëåíèÿ Ñàëüåðè, êîòîðûé ñ÷èòàåò ñåáÿ ïðèíàäëåæàùèì ê «æðåöàì, ñëóæèòåëÿì ìóçûêè», íå äîïóñêàåò ñìåøèâàíèÿ «ñâÿùåííîãî äàðà», «áåññìåðòíîãî ãåíèÿ» ñ ïðîÿâëåíèÿìè ïîâñåäíåâíîé æèâîé æèçíè.

      Äà, èñêóññòâî íå èìååò ïðàêòè÷åñêîé, ñèþìèíóòíîé, ìàòåðèàëüíîé ïîëüçû. Íî îáîñîáëÿòüñÿ îò æèçíè ÷åëîâåê èñêóññòâà íå âïðàâå. Èíà÷å, âûíåñÿ æèçíü çà ñêîáêè, îí ïðèíåñ¸ò å¸ â æåðòâó èñêóññòâó, à «òîãäà á íå ìîã è ìèð ñóùåñòâîâàòü», ïîòîìó ÷òî ýòàêèé «æðåö» óíè÷òîæèë áû åãî ðàäè ïðåêðàñíîé èäåè.

      Òàêîé âûâîä ñäåëàëà ÿ èç äàííîãî ñòèõîòâîðåíèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, ðåàëüíàÿ æèçíü òîëüêî ïîäòâåðæäàåò ýòè, íà ïåðâûé âçãëÿä, «èçìûøëåíèÿ».

Источник

Ïîýò è òîëïà» Àëåêñàíäð Ïóøêèí

Procul este, profani.

Ïîýò ïî ëèðå âäîõíîâåííîé
Ðóêîé ðàññåÿííîé áðÿöàë.
Îí ïåë — à õëàäíûé è íàäìåííûé
Êðóãîì íàðîä íåïîñâÿùåííûé
Åìó áåññìûñëåííî âíèìàë.

Читайте также:  Муравьиное масло вред или польза

È òîëêîâàëà ÷åðíü òóïàÿ:
«Çà÷åì òàê çâó÷íî îí ïîåò?
Íàïðàñíî óõî ïîðàæàÿ,
Ê êàêîé îí öåëè íàñ âåäåò?
Î ÷åì áðåí÷èò? ÷åìó íàñ ó÷èò?
Çà÷åì ñåðäöà âîëíóåò, ìó÷èò,
Êàê ñâîåíðàâíûé ÷àðîäåé?
Êàê âåòåð, ïåñíü åãî ñâîáîäíà,
Çàòî êàê âåòåð è áåñïëîäíà:
Êàêàÿ ïîëüçà íàì îò íåé?»

Ïîýò.

Ìîë÷è, áåññìûñëåííûé íàðîä,
Ïîäåíùèê, ðàá íóæäû, çàáîò!
Íåñíîñåí ìíå òâîé ðîïîò äåðçêèé,
Òû ÷åðâü çåìëè, íå ñûí íåáåñ;
Òåáå áû ïîëüçû âñå — íà âåñ
Êóìèð òû öåíèøü Áåëüâåäåðñêèé.
Òû ïîëüçû, ïîëüçû â íåì íå çðèøü.
Íî ìðàìîð ñåé âåäü áîã!.. òàê ÷òî æå?
Ïå÷íîé ãîðøîê òåáå äîðîæå:
Òû ïèùó â íåì ñåáå âàðèøü.

×åðíü.

Íåò, åñëè òû íåáåñ èçáðàííèê,
Ñâîé äàð, áîæåñòâåííûé ïîñëàííèê,
Âî áëàãî íàì óïîòðåáëÿé:
Ñåðäöà ñîáðàòüåâ èñïðàâëÿé.
Ìû ìàëîäóøíû, ìû êîâàðíû,
Áåññòûäíû, çëû, íåáëàãîäàðíû;
Ìû ñåðäöåì õëàäíûå ñêîïöû,
Êëåâåòíèêè, ðàáû, ãëóïöû;
Ãíåçäÿòñÿ êëóáîì â íàñ ïîðîêè.
Òû ìîæåøü, áëèæíåãî ëþáÿ,
Äàâàòü íàì ñìåëûå óðîêè,
À ìû ïîñëóøàåì òåáÿ.

Ïîýò.

Ïîäèòå ïðî÷ü — êàêîå äåëî
Ïîýòó ìèðíîìó äî âàñ!
 ðàçâðàòå êàìåíåéòå ñìåëî,
Íå îæèâèò âàñ ëèðû ãëàñ!
Äóøå ïðîòèâíû âû, êàê ãðîáû.
Äëÿ âàøåé ãëóïîñòè è çëîáû
Èìåëè âû äî ñåé ïîðû
Áè÷è, òåìíèöû, òîïîðû; —
Äîâîëüíî ñ âàñ, ðàáîâ áåçóìíûõ!
Âî ãðàäàõ âàøèõ ñ óëèö øóìíûõ
Ñìåòàþò ñîð, — ïîëåçíûé òðóä! —
Íî, ïîçàáûâ ñâîå ñëóæåíüå,
Àëòàðü è æåðòâîïðèíîøåíüå,
Æðåöû ëü ó âàñ ìåòëó áåðóò?
Íå äëÿ æèòåéñêîãî âîëíåíüÿ,
Íå äëÿ êîðûñòè, íå äëÿ áèòâ,
Ìû ðîæäåíû äëÿ âäîõíîâåíüÿ,
Äëÿ çâóêîâ ñëàäêèõ è ìîëèòâ.
====

Àíàëèç ñòèõîòâîðåíèÿ Ïóøêèíà «Ïîýò è òîëïà»

Ïóøêèí íåîäíîêðàòíî çàäàâàëñÿ âîïðîñîì î òîì, êàêîâà æå ðîëü ïîýòà â ñîöèóìå. Îí ïîíèìàë, ÷òî ðèôìîâàííûå ñòðîêè ìîãóò ïîëíîñòüþ èçìåíèòü ìèð è çàñòàâèòü ëþäåé ìûñëèòü ïî-èíîìó. Ïðèìåðîì òîìó ÿâëÿëîñü âîññòàíèå äåêàáðèñòîâ, ëèòåðàòóðíûì âäîõíîâèòåëåì êîòîðîãî è ÿâëÿëñÿ Ïóøêèí. Îäíàêî ïðîâàë òàéíîãî çàãîâîðà íå òîëüêî ñòàë äëÿ ïîýòà ñàìûì áîëüøèì æèçíåííûì ðàçî÷àðîâàíèåì, íî è çàñòàâèë ïåðåîñìûñëèòü ñâîå ïðåäíàçíà÷åíèå.  1828 ãîäó Ïóøêèí íàïèñàë ñòèõîòâîðåíèå «Ïîýò è òîëïà», â êîòîðîì ïðîâåë î÷åíü ÷åòêóþ ãðàíü ìåæäó òâîð÷åñêèìè ëþäüìè è «÷åðíüþ», êîòîðàÿ â áîëüøèíñòâå ñâîåì îòíîñèòñÿ ê ñòèõàì ïðåíåáðåæèòåëüíî è íå ïûòàåòñÿ âíèêàòü â èõ ñìûñë. Ïîýò â ïðîèçâåäåíèè àâòîðà ïðåäñòàâëåí êàê âûñøåå ñóùåñòâî, êîòîðîìó íåò íèêàêîãî äåëà äî «õëàäíîãî è íàäìåííîãî» íàðîäà, íå ïîíèìàþùåãî, äëÿ ÷åãî âîîáùå íóæíû ñòèõè.

Äåéñòâèòåëüíî, â ïåðâîé ïîëîâèíå 19 âåêà ëèòåðàòóðíîå òâîð÷åñòâî íå íåñëî â ñåáå êàêîé-ëèáî ñîöèàëüíîé çíà÷èìîñòü, åãî çàäà÷è ñâîäèëèñü ê òîìó, ÷òîáû ðàçâëåêàòü ëþäåé. È èìåííî òàê ê ñòèõàì îòíîñèëèñü âñå áåç èñêëþ÷åíèÿ ñëîè ðîññèéñêîãî îáùåñòâà. Äëÿ íèõ «ïåñíü ïîýòà» áûëà ñâîáîäíîé è, â òî æå âðåìÿ áåñïëîäíîé, «êàê âåòåð», ò.å. íå ïðåäñòàâëÿëà êàêîé-ëèáî öåííîñòè. Ìåæäó òåì, ñàì ïîýò ñ÷èòàë, ÷òî ýòî äàëåêî íå òàê. Ïðîñòî ëþäè åùå íå ãîòîâû ïðèçíàâàòü çà ëèòåðàòîðàìè ïðàâî áûòü ïðîðîêàìè è ôîðìèðîâàòü îáùåñòâåííîå ìèðîâîççðåíèå. Ïîýòîìó, îòâå÷àÿ â ñâîåì ñòèõîòâîðåíèè ñîîòå÷åñòâåííèêàì íà âîïðîñ, ÷òî æå íåñåò â ñåáå ñîâðåìåííàÿ ïîýçèÿ, Ïóøêèí îòìå÷àåò: «Ìû ðîæäåíû äëÿ âäîõíîâåíüÿ, äëÿ çâóêîâ ñëàäêèõ è ìîëèòâ». Ðàñøèôðîâêà ýòîé ôðàçû äîñòàòî÷íî ïðîñòà – ïîýò óáåæäåí, ÷òî îñíîâíîé ïðîáëåìîé îáùåñòâà ÿâëÿåòñÿ åãî ïðèçåìëåííîñòü è áåçäóøèå. Ëþäè ïîãðÿçëè â ìèðñêèõ äåëàõ è çàáîòàõ íàñòîëüêî, ÷òî äàæå â ñòèõàõ ïûòàþòñÿ îòûñêàòü íåêîå ðàöèîíàëüíîå çåðíî. Òî÷íî òàê æå îíè íå ìîãóò íàñëàæäàòüñÿ äðóãèìè ïðîèçâåäåíèÿìè èñêóññòâà, ïîòîìó ÷òî «ïå÷íîé ãîðøîê òåáå äîðîæå, òû ïèùó â íåì ñåáå âàðèøü».

Ïóøêèí îòêðûòî ïðèçíàåòñÿ â òîì, ÷òî «ìû ìàëîäóøíû, ìû êîâàðíû, áåññòûäíû, çëû, íåáëàãîäàðíû», îòìå÷àÿ, ÷òî ýòèìè êà÷åñòâàìè îáëàäàåò ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî ëþäåé. Îíè íàñòîëüêî äàëåêè îò äóõîâíîé æèçíè, ÷òî ïîýò ïðîñòî îòêàçûâàåòñÿ äîñòó÷àòüñÿ äî èõ ñåðäåö, çàÿâëÿÿ: «Äîâîëüíî ñ âàñ, ðàáîâ áåçóìíûõ!». Ïðè ýòîì àâòîð ñ÷èòàåò ðàáñòâîì íå ôèçè÷åñêóþ, à èìåííî äóõîâíóþ çàâèñèìîñòü îò ìàòåðèàëüíûõ áëàã, íà ôîíå êîòîðîé ëþäè ïîïðîñòó òåðÿþò ñïîñîáíîñòü âèäåòü ïðåêðàñíîå è äåãðàäèðóþò èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå, ëèøàÿ ñåáÿ áóäóùåãî. Ýòà òåíäåíöèÿ õàðàêòåðíà íå òîëüêî äëÿ íèçøèõ ñëîåâ îáùåñòâà, êîòîðûå âûíóæäåíû êàæäûé äåíü áåñïîêîèòüñÿ î õëåáå íàñóùíîì, ÷òîáû âûæèòü, íî è äëÿ çíàòè, êîòîðàÿ ïîãðÿçëà â ïîðîêàõ è ðàçâëå÷åíèÿõ, ïåðåñòàâ ðàçëè÷àòü, ÷òî ïî-íàñòîÿùåìó ÿâëÿåòñÿ öåííûì, à ÷òî – âðåìåííûì è ïðèõîäÿùèì. Îáðàùàÿñü ê ñâîåìó íàðîäó, ïîýò îòìå÷àåò: «Òû ÷åðâü çåìëè, íå ñûí íåáåñ; òåáå áû ïîëüçû âñå – íà âåñ».

Ïðè ýòîì àâòîð íå âèäèò âîçìîæíîñòè ïåðåëîìèòü îáùåñòâåííîå ñîçíàíèå, ïîýòîìó óòâåðæäàåò: «Íå îæèâèò âàñ ëèðû ãëàñ!». Îí ðàçî÷àðîâàí â òîì, ÷òî ïîýòó â îáùåñòâå ïî-ïðåæíåìó îòâîäèòñÿ ðîëü øóòà, è íèêîãî íå èíòåðåñóåò, êàêèå èìåííî ÷óâñòâà è ìûñëè îí âêëàäûâàåò â ñâîè ïðîèçâåäåíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, Ïóøêèí îñîçíàííî îòðåêàåòñÿ îò òîãî ìèðà, â êîòîðîì æèâåò, òàê êàê ïîíèìàåò, ÷òî åìó ñóæäåíî áûòü óñëûøàííûì ëèøü åäèíèöàìè. Îäíàêî îí íå îòêàçûâàåòñÿ îò òâîð÷åñòâà è ïðîäîëæàåò ïèñàòü ñòèõè «íå äëÿ æèòåéñêîãî âîëíåíüÿ, íå äëÿ êîðûñòè, íå äëÿ áèòâ», à äëÿ òîãî, ÷òîáû ñäåëàòü ìèð íåìíîãî ïðåêðàñíåå è ðàçáóäèòü â äóøàõ õîòü íåêîòîðûõ ëþäåé áëàãîðîäíûå, ÷èñòûå è ñâåòëûå ÷óâñòâà.

https://pishi-stihi.ru/poet-i-tolpa-pushkin.html

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 30.11.2016.  íóìåðîëîãèè êàæäîå ÷èñëî èìååò ñâîþ ñèìâîëèêó
  • 19.11.2016. Ïîýò è òîëïà À. Ïóøêèí
  • 17.11.2016. Íå ãîðþé…
  • 07.11.2016. Ñíîâà äîæäü…
  • 06.11.2016. È êðóæèëàñü ïòè÷êà Áîæüÿ
  • 04.11.2016. Àêâàðåëü
  • 01.11.2016. Ìàëîå â áîëüøîì

Источник