Тело тренируй с пользой для военного дела
[1927]
Иван Иванович Гонорарчиков*
(Заграничные газеты печатают безыменный протест русских писателей.)
Писатель
Иван Иваныч Гонорарчиков
правительство
советское
обвиняет в том,
что живет-де писатель
запечатанным ларчиком
и владеет
замо̀к
обцензуренным ртом.
Еле
преодолевая
пивную одурь,
напевает,
склонясь
головой соло́вой:
— О дайте,
дайте мне свободу*
сло̀ва. —
Я тоже
сделан
из писательского теста.
Действительно,
чего этой цензуре надо?
Присоединяю
голос
к писательскому протесту:
ознакомимся
с писательским
ларчиком-кладом!
Подойдем
к такому
демократично и ласково.
С чего начать?
Отодвинем
товарища
Лебедева-Полянского*
и сорвем
с писательского рта
печать.
Руки вымоем
и вынем
содержимое.
В начале
ротика —
пара
советских анекдотиков.
Здесь же
сразу,
от слюней мокра́,
гордая фраза:
— Я —
демократ! —
За ней —
другая,
длинней, чем глиста:
— Подайте
тридцать червонцев с листа! —
Что зуб —
то светоч.
Зубовная гниль,
светит,
как светят
гнилушки-огни.
А когда
язык
приподняли робкий,
сидевший
в глотке
наподобие пробки,
вырвался
визг осатанелый:
— Ура Милюкову,
даешь Дарданеллы! —
И сразу
все заорали:
— Закройте-ка
недра
благоухающего ротика! —
Мы
цензурой
белые враки обводим,
чтоб никто
не мешал
словам о свободе.
Чем точить
демократические лясы,
обливаясь
чаями
до четвертого поту,
поможем
и словом
свободному классу,
силой
оберегающему
и строящему свободу.
И вдруг
мелькает
мысль-заря:
а может быть,
я
и рифмую зря?
Не эмигрант ли
грязный
из бороденки вшивой
вычесал
и этот
протестик фальшивый?!
[1927]
Мускул свой, дыхание и тело тренируй с пользой для военного дела*
Никто не спорит:
летом
каждому
нужен спорт.
Но какой?
Зря помахивать
гирей и рукой?
Нет!
Не это!
С пользой проведи сегодняшнее лето.
Рубаху
в четыре пота промочив,
гол
загоняй
и ногой и лбом,
чтоб в будущем
бросать
разрывные мячи
в ответ
на град
белогвардейских бомб.
Нечего
мускулы
зря нагонять,
не нам
растить
«мужчин в соку».
Учись
вскочить
на лету на коня,
с плеча
учись
рубить на скаку.
Дача.
Комсомолки.
Сорок по Цельсию.
Стреляют
глазками
усастых проныр.
Комсомолка,
лучше
из нагана целься.
И думай:
перед тобой
лорды и паны́.
Жир
нарастает
тяжел и широк
на пышном лоне
канцелярского брюшка.
Служащий,
довольно.
Временный жирок
скидывай
в стрелковых кружках.
Знай
и французский
и английский бокс,
но не для того,
чтоб скулу
сворачивать вбок,
а для того,
чтоб, не боясь
ни штыков, ни пуль,
одному
обезоружить
целый патруль.
Если
любишь велосипед —
тоже
нечего
зря сопеть.
Помни,
на колесах
лучше, чем пеший,
доставишь в штаб
боевые депеши.
Развивай
дыханье,
мускулы,
тело
не для того,
чтоб зря
наращивать бицепс,
а чтоб крепить
оборону
и военное дело,
чтоб лучше
с белым биться.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
| Активные темы
|
Стройные ряды мускулистых парней и девушек в облегающей белой одежде, ровными рядами чеканящие шаг по брусчатке Красной площади, стали визитной карточкой сталинского СССР. Фотографии с этих физкультурных парадов постоянно появляются в статьях и книгах, посвященных той великой эпохе. Что это было за явление и в чем причина его взлета и упадка?
Парад физкультурников в Москве 1940 г.
Ответ на угнетение
Спортивное движение пришло в Россию из Чехии. Прообразом «физкультурников» в России послужило Сокольское движение — спортивное движение, основанное в Праге в 1862 году Мирославом Тыршем и Индржихом Фюгнером. История зарождения этого движения была своеобразной. Чехия в те годы находилась под властью Австрии, чехов принудительно онемечивали, чешский язык и культуру подавляли всеми способами. Так что Сокольское движение стало ответом на угнетение — хоть официально оно и было объявлено неполитическим, движение было важным носителем и распространителем идей чешского и славянского национализма.
Статьи из журнала «Сокола», лекции в библиотеках, и представления на массовых спортивных слетах, помогали чехам помнить о своей национальной идентичности. При этом занятия спортом отнюдь не были фикцией — приоритет отдавался так называемой сокольской гимнастике, маршировке, фехтованию и тяжелой атлетике. «Сокол» также работал над созданием славянской спортивной терминологии (чехи этими словами пользуются и сегодня, а некоторые из них вошли и в другие славянские языки, включая русский).
Особый успех имела сокольская гимнастика, базирующаяся на упражнениях с предметами, упражнениях на снарядах, а также включающая в себя массовые упражнения и живые пирамиды. Эта гимнастика во многом была ориентирована на массовые, публичные представления, на которых члены общества демонстрировали свою силу и ловкость (такие представления в условиях Чехии тогдашней эпохи имели еще и политический подтекст). Сокольское движение сыграло огромную роль в возрождении чешского государства. В Россию идею Сокольского движения принесли чешские преподаватели гимнастики, которых приглашали в Россию как опытных руководителей физического воспитания в учебных заведениях. Эти «сокольники» собирали вокруг себя кружки любителей физических упражнений, пользовавшиеся большой популярностью.
Демократизм и любовь к ближнему
В итоге 53 москвича (представители дворянства, купечества, а также разных интеллектуальных профессий) 19 февраля 1882 года подали московскому генерал-губернатору петицию об учреждении Русского гимнастического общества в Москве, перед которым стояла бы цель «содействовать, развитию гимнастического дела в видах укрепления и восстановления здоровья». В списке тех, кто подписался были знаменитости: Антон Чехов; Владимир Гиляровский; Н. Н. Шустов.
В 1883 году в Москве основали Русское гимнастическое общество (РГО). А в 1907-м по указу П. Столыпина РГО становится Русским гимнастическим обществом «Сокол» (при этом сам Столыпин со своим сыном также вступили в общество).
Петр Столыпин
После этих событий сокольские организации в России стали значительно расти. В России, как и в Чехии, Сокольское движение организовывало публичные спортивные мероприятия, где атлеты демонстрировали разные упражнения. Все это должно было служить идеологическим целям движения — «принципы демократизма и любви к ближнему, сознание гражданского и общественного долга и альтруизм». К началу 1917 года в Российской империи были уже десятки сокольских организаций…
Революция все изменила. Организация «Сокол» была немедленно объявлена буржуазной и реакционной, русское сокольство запретили, а многих его руководителей, которые остались в России арестовали. Однако наработки «Сокола» большевики использовали по полной программе. Готовясь к мировой революции и борьбе с империализмом, строители нового мира немедленно ввели всеобщее воинское обучение (Всевобуч), которое должны были проходить все «трудящееся» мужчины России от 18-40 лет. Подростки, а также женщины могли проходить курсы по желанию. В программу военного обучения (на основе разработок Сокольского движения) была включена физподготовка как средство оздоровления и физвоспитания будущего пушечного мяса революции. Одновременно сокольские соревнования в СССР превратились в Спартакиады.
Публичные массовые выступления атлетов (которые ранее проводил «Сокол») также не исчезли, однако теперь эти мероприятия должны были служить целям пропаганды мировой революции. Летом 1924-го года в Москве на Воробьевых горах помпезно провели грандиозное физкультурно-театрализованное представление в честь пятого конгресса Коминтерна. В праздновании приняло участие примерно 7000 физкультурников, а также пехотные и кавалерийские части с духовыми оркестрами — все это служило средством для пропаганды революции (выступления проходили под транспарантами, прославляющими диктатуру пролетариата, борьбу с угнетателями во всем мире и т. п.).
Летом 1928-го года на стадионе Москвы — «Динамо» прошла Всесоюзная спартакиада, посвященная принятию плана первой пятилетки. Началось с парада на Красной площади, где было около 30000 физкультурников со всего Советского Союза. А позже была организована инсценировка «Всемирный Октябрь» с парой тысяч участников. Завершилось празднование хоровым пением, декламацией стихов и танцами (все это было, естественно, посвящено революционной тематике).
Спорт плюс идеология
Советское правительство подошло к этим мероприятиям с размахом — к организации подобных спортивных праздников привлекали профессиональных сценаристов, режиссеров, художников, композиторов. Физкультурные парады быстро приобрели большую популярность, привлекая зрителей не меньше, чем военные парады. Отчасти это объяснялось отсутствием телевидения — спортивные шоу в те годы можно было смотреть лишь воочию. Как следствие, люди собирались десятками тысяч, чтобы любоваться гимнастическими упражнениями, сложными спортивными пирамидами, да и просто стройными рядами великолепно выглядящих атлетов. Разумеется, все это шло под идеологическим соусом — на парадах несли портреты большевистских вождей, транспаранты с партийной пропагандой, разыгрывались театрализованные представления (например, мускулистый рабочий с молотом отбирал у карикатурного капиталиста глобус).
Впрочем, идеи мировой революции постепенно оттеснялись на задний план (особенно после уничтожения большей части «ленинской гвардии» в 30-х годах). Поэтому шествия физкультурников стали в большей степени средством пропаганды здорового образа жизни, а также орудием патриотического воспитания и военной подготовки населения.
Девизом тогдашнего спорта могли служить слова В. Маяковского: «Мускул свой, дыхание и тело тренируй с пользой для военного дела».
В 1931 году в СССР появляется система нормативов ГТО («Готов к труду и обороне СССР»). Как, возможно, еще помнят многие читатели, чтобы получит значки ГТО необходимо было сдавать нормативы различной степени сложности. При этом, кроме спортивных дисциплин, в нормативы ГТО входили элементы военной подготовки: на момент создания этой системы сюда входило движение в противогазе, метание гранат и т.п. ГТО имело немалый успех — за 1931-1941 года сдали его нормы более 6 млн граждан.
При таком подходе с 1931 года физкультурные парады проводились каждый год в Москве, Ленинграде и в других больших городах Союза. В 1936 году в Москве состоялся самый масштабный парад, в котором приняли участие десятки тысяч человек. Пожалуй, самым необычным моментом было прохождение колонны боксеров, которые несли на своих плечах переносные ринги, а на них в это время проходили бои.
Прямо на Красной площади проходили демонстрации состязаний атлетов и футбола (тогда еще сравнительно новый вид спорта для широкой публики). Атлеты демонстрировали разные живые картины — например, рабочего с молотом вместе с колхозницей с серпом.
Когда в 1939 году установили Всесоюзный день физкультурника, парады стали проводить во вторую субботу августа. Начало войны, естественно, отодвинуло проведение массовых мероприятий на задний план — парады еще проводили, но интерес (и внимание партийных верхов) к ним резко упал.
Зато летом 1945 года был проведен первый и последний после войны физкультурный парад на Красной площади. В нем приняли участие более 25000 граждан, спортивно-гимнастические выступления длились чуть больше 4 часов. Впрочем, это мероприятие уже значительно уступало по зрелищности предвоенным.
Уже со следующего года такие физкультурные парады перенесли на стадион «Динамо». Число участников резко снизилось, но зато возросла доля профессиональных спортсменов.
Светлая идея о том, что в условиях социализма трудящиеся будут поголовно заниматься спортом, к тому времени очевидным образом провалилась. Как и везде в мире, в СССР спорт (как профессиональный, так и любительский) остался уделом меньшинства. Затюканные жизнью трудящиеся в основной массе предпочитали спорту поход в винно-водочный магазин.
Последний физкультурный парад на стадионе прошел в 1954 году — к тому времени идея таких парадов исчерпала себя. В стране быстро развивались профессиональные командные игры (в частности, футбол и хоккей), имевшие у публики гораздо больший успех, чем скучноватые и идеологизированные парады.
© Александр Стела