Угольный шлак вред или польза
Добрый вечер! У нас в деревне, в трех метрах от моего дома, сосед устроил подъезд к своему участку. Привез порядка 10 камазов угольного шлака. При этом угольная дорога получилась приподнятой над моим участком. Вся вода во время дождей и таяния снега стекает на мой участок(огород). В 10 метрах у меня колодец с питьевой водой. Насколько это опасно для здоровья?
В консультации принимал участие
Ответ эксперта
Здравствуйте, Валерий
Угольный шлак относится к малоопасным отходам и принадлежит к 4 классу опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов.
Опасные свойства золошлака для окружающей среды заключается в пылении при хранении открытым способом. Высокодисперсные грунты наряду с низкой фильтрацией обладают способностью поглощать токсичные элементы, а в некоторых случаях способствуют впитыванию вредных веществ.
В угольном шлаке присутствуют тяжелые металлы, кислота и сера.
Но в мировой практике повсеместно используется как зола, так и угольные отходы для удобрения почвы.
Безусловно, говорить о пользе такого способа удобрения не приходится. Тем более в Вашем случае, сосед использует отходы от сжигания угля в твердом состоянии, что говорит о высокой концентрации вредных веществ.
Необходимо получить сертификат соответствия от организации, где он приобретал угольный шлак, т. к. минимальный срок для уничтожения вредных веществ из него составляет 1 год.
Спасибо за ответ! Насколько мне известно, угольный шлак запрещен к использованию в населенных пунктах. В нашей деревне находится объект культурного наследия Вологодской обл. Усадьба Брянчаниновых. Сосед отсыпал шлаком не только у нашего дома, на землях жилой застройки(ЛПХ), но и еще дорогу , которая ведет в деревню и то же входит в особо охраняемый объект культурного наследия. Обращались много куда, в природоохранную прокуратуру, губернатору и так далее. кругом тишина, все друг на друга спихивают и ни чего не делается. Может быть есть какие то законы, за которые можно ухватится? Летом в жаркую погоду такой кошмарный запах стоит. Мы окна боимся открывать. Да, забыл написать, отсыпано самовольно, без всяких на то разрешений. Местная администрация привлекать его за эту отсыпку не хочет или боится.
Валерий — 2020-01-30 12:40:19
Валерий
По законодательной базе я подготовлю Вам информацию. Делаю анализ.
Валерий — 2020-01-30 16:11:02
Валерий
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа:
на граждан – от 1 000 до 2 000 руб.;
на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.;
на индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Золошлаковые отходы, прошедшие обезвреживание, обработку, переработку и получившие сертификат соответствия природоохранным и санитарно-гигиеническим требованиям, пригодны для получения вторичной продукции (о чем я Вам написала в первом ответе)
Из золошлаковых отходов, пригодных для получения вторичной продукции, изготавливают золошлаковые материалы, на которые может быть получен сертификат соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил и международных договоров для целей дальнейшего использования в хозяйственном обороте (ГОСТ Р 54098-2010).
Золошлаковые отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с СанПиН 2.1. 7.1322-03 “Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления” и иными нормативными правовыми актами РФ.
Золошлаковые отходы можно хранить навалом, насыпью, в виде гряд.
При хранении отходов на открытых промплощадках должны соблюдаться следующие условия (СанПиН 2.1. 7.1322-03):
временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков.
Самый основной закон в данной ситуации- “”Закон о защите окружающей среды”. Также можете ознакомиться с Требованиями к эксплуатации золошлакоотвалов, которые регламентированы СО 34.27.509-2005 “Типовая инструкция по эксплуатации золошлакоотвалов” .
Оставьте отзыв о нашем сервисе
Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе
Анатолий Иванович
Консультант онлайн
Здравствуйте. Я могу помочь вам с вашей ситуацией. Напишите ваш вопрос, сообщение должно быть не короче 100 символов.Только что
Ваш вопрос
– опишите вашу ситуацию;
Все ответы и комментарии (29)
24 января 2016, 08:14
Очень хороший вопрос Надежда, и главное своевременный. Не успели еще отравить свой участок.
В шлаках не счесть так называемых «тяжелых металлов». Которые крайне вредны для здоровья человека. На каждый из этих металлов есть своя норма ПДК — предельно допустимых концентраций, возможных для использования при контакте с человеком. Так вот, именно в шлаках этих концентраций — «выше крыши».
Однако, допускаю, найдутся читатели, которые могут меня урезонить вопросом: «А как же шлакоблоки, сколько всего из низ понастроено?». Действительно, в трудные времена, когда не хватало стране строительных материалов в дело шло все, включая различные шлаки. Более того, гордились использованием их, получали государственные награды за 100 процентное использование исходного материала.Пик этого направления пришелся на конец 40-х и все 50-е годы. Сейчас трудно говорить, знали ли участники этих дел о вреде шлака. Не берусь судить.
Однажды, в конце девяностых годов, сам сдал на анализ в санэпидемстанцию один строительный материал. Результат огорошил — превышение предельно допустимых концентраций по цинку составило семь единиц.
Резюме — уголный шлак на свой участок не завозите и соседей отговорите.
24 января 2016, 14:21
У меня есть знакомые, которые весь шлак из собственной печи отправляли в огород. Не знаю, следствие ли это, но у мужчины онкология… у женщины большие проблемы со щитовидной железой (операция…), не считая более мелких проблемок. Как-то гипертония, диабет, больные ноги…
24 января 2016, 08:39
Надежда, в глинистую почву, чтобы она стала хорошей, в меру рассыпчатой и оптимально благоприятной для корней растений, нужно вносить песок. Конечно, лучше использовать промытый от глины крупный речной песок, но если нет, подойдет и любой. У меня земля тоже глинистая. Я ежегодно на небольшой участок вносил песок из расчета 1 большое ведро на 1 квадратный метр. Меньшая доза просто не помогает, а после такой дозы почва хорошо копается, корни свободно дышат и урожай повышается. Попробуйте на небольшом участке вносить разные дозы: ведро, пол ведра и убедитесь, что надо вносить ведро на 1 квадратный метр.
28 января 2016, 17:25
Мы 2 сезона не ссыпаем шлак в огород под перекопку, в этом и следующих также не собираемся! Мужу показала это обсуждение — сказал матери, что намеренно травить никому нас не позволит! Она правда начала возмущаться, что все вокруг сыпят шлак и уровень подымается — вода к нам потечёт весенняя! Но я не думаю, что там настолько подымется этот уровень — выкопать ров всегда можно же. Всё-таки интересно, могли от использования шлака в грядках появится болезни организма? И сколько ещё этот вред будет, ведь сыпали шлак много лет и его не просеешь обратно? Может есть какие-то способы оградить наш огород от действия шлаков?
25 января 2016, 14:08
Зола — это калийное удобрение, приблизительно карбонат калия. А угольный шлак — твердые отходы, практически не растворимые, это силикаты — твердые вещества, не полезные, часто и слаборадиоактивные. Им можно дорогу мостить, в бетон добавлять. А в огород — нет. Даже в Донецкой области никто не сыпет шлак в огород. Только на дорогу. Удачи.
26 января 2016, 09:55
Ой-ой! А в семье свёкров всю жизнь сыпали в огород по весне этот шлак под перекопку!!! Я сразу против этого была, наверное интуиция подсказала! Из разговоров с друзьями только и слышно было — Не сыпь в огород эту золу(мы так шлак называем!)!!! И папа мне тоже самое сказал! Может ли быть такое, что от овощей с зашлакованного огорода у меня стали болеть почки и печень и резко увеличился вес? И что же теперь делать? Ведь тот шлак, что в земле, уже не вытащить! Я довольно строго сказала свекрови, что если она будет настаивать на ссыпании шлака в огород, то я не буду принимать участие в огородных делах! 2 прошлых сезона мы не сыпали шлак в огород вообще — вывезли его на свалку! И сейчас ссыпаем за ворота, чтоб по весне и хорошей дороге вывезти на свалку! Это же кошмар — сколько в нём опасных веществ!
26 января 2016, 13:58
Честно сказать, первый раз такое слышу. У нас шлак высыпают на дорогу, по которой ездят машины и ходят люди, что бы по чернозему удобнее было ходить, где дороги плохие. Зола-это зола. Она даже полезна, если правильно ей пользоваться, но от идеи со шлаком, думаю Вам лучше отказаться. Удачи!
26 января 2016, 19:23
Использование шлаков в каких-либо мероприятиях — это результат того, что предприятия, которые его вынуждено производят, обязаны как-то от него избавиться. Не складировать же его в за версту видимых терриконах. Поэтому они навязывают его использование. Да еще деньги за это берут.
Жалко великолепную природу Воронежской области (знаю не по наслышке, дважды сплавлялся по Битюгу). Хотя, прямого действия на организм шлак, рассыпанный по дороге, наверное, не влияет. Только что, не в виде пыли.
26 января 2016, 21:28
То, что осталось после сгорания угля (каменного, бурого), не полезно, растворяется только в сильных кислотах, практически не изменяет рН водной вытяжки по сравнению с растворителем (водой) Есть в этом остатке и калий, и железо, и кальций и магний, и кремний, но… если в топках печей ТЭЦ не сгорело, то как в земле разойдется? Кислотности земли (рН) просто не хватит для перевода веществ в растворимую форму.Толку от засорения земли не будет никакого, вред один. Не говоря уже об использовании шлаков производств (медного, никелевого, металлургического…)
Зола от сжигания древесного угля и дров — неплохое удобрение, даже если чего не догорело, то со временем сгниет — дерево же…
25 декабря 2018, 20:09
Допустим, растворяем в воде то, что растворится, меряем РН и поливаем огород. Твёрдое выбрасываем на дорогу. В принципе, торф и уголь — это производные от окисления останков растений, откуда там столько всего вредного? Состав воздуха другой был? Земля-то всё та же.
26 декабря 2018, 07:16
К сожалению, не растворяется оно в воде, рН не меняется практически, проверено на десятках проб «зола от сжигания угля». Я говорю, что это нерастворимо, и соответственно, не полезно.
27 января 2016, 10:10
Мы 2 сезона не ссыпаем шлак в огород под перекопку, в этом и следующих также не собираемся! Мужу показала это обсуждение — сказал матери, что намеренно травить никому нас не позволит! Она правда начала возмущаться, что все вокруг сыпят шлак и уровень подымается — вода к нам потечёт весенняя! Но я не думаю, что там настолько подымется этот уровень — выкопать ров всегда можно же. Всё-таки интересно, могли от использования шлака в грядках появится болезни организма? И сколько ещё этот вред будет, ведь сыпали шлак много лет и его не просеешь обратно? Может есть какие-то способы оградить наш огород от действия шлаков?
27 января 2016, 19:17
Я думаю что этот вопрос о грунте надо целенаправлено отнести к Франсу Хасановичу.
Я бы тупо засыпал новый слой плодородного грунта. Понимаю, что деньги это — немалые.
28 января 2016, 19:11
ни в коем случае, он жутко вреден шлак!!
28 июня 2016, 03:49
Прочитал. Шлак нельзя, а медным купоросом, гербицидами и пестицидами — нормально. Синяя скала, из которой делают бетонные панели и монолиты, фонит не меньше чем шлак. Во всем нужна мера. Микроэлементы в том числе и тяжелых металлов жизненно необходимы растениям. Чем отличается шлак от вулканического пепла? Если у вас глиноземы, то без шлака и песка не обойтись.
25 декабря 2018, 21:29
Мера мерой конечно. Но нужно принять к сведению, то что шлак- это спёкшиеся камни- минералы и легкоплавкость им придают именно оксиды тяжёлых металлов, самые распространённые из них — оксиды свинца, с помощью которых раньше по незнанию делали стеклянную глазурь для гончарной посуды… да и сегодня «мастера» не брезгуют даже на фабриках- дёшево и сердито, вместо оксида золота. Например… В СССР например, это было исключено, и для глазурования посуды применялся тугоплавкий и инертный оксид титана. Легкоплавкие оксиды свинца и цинка- это порошки белого или красного цвета- сурики, они крайне ядовиты, и обнаружить их в золе даже не шлакующегося угля крайне затруднительно, если вы, конечно не работник химфабрики, на каждой из которых есть обычно простаивающее в лабораториях оборудование по определению ионного состава образцов.
25 декабря 2018, 21:52
Скажу даже более дозволенного — состав стекла банок, стеклянной и глазурованной керамической и железной посуды, в изобилие появившейся сегодня на рынке, никто ни в Китае, ни в РФ не проверяет без натравки, а для натравки нужны доказанные болезни и смерти, но кто его знает отчего болеют и умирают несчастные… А вот себестоимость производства такой посуды при использование инертных оксидов тяжёлых металлов падает в разы- именно стеклянная глазурь главная составляющая расходов производства посуды. Так что берегите «старую» посуду и банки.
23 октября 2018, 19:48
Насчет вреда для организма не знаю, но для растений он как удобрение. Помню в раннем детстве, отец разработал участок с отвалами шлака. Можно ли вырастить что-либо на камнях, — смеялись соседи. Однако урожай ошеломил всех недоброжелателей. По утверждениям учёных, каменный уголь есть окаменевшая биомасса. Значит, нельзя использовать золу и компост, если нельзя использовать шлак. Где логика?
23 октября 2018, 20:25
Добрый вечер Томас! Предлагаю ВАМ прочесть еще раз самый первый комментарий к этому посту. На мой взгляд, там есть основа для понимания сути этого материала.
Давайте разделим ваш ответ на две части.
Первая — воспоминание раннего детства о неожиданном мощном урожае. Кстати, вы не сказали какая культура там выращивалась.
Я боюсь омрачить ваши детские воспоминания, но абсолютно никто не знает, сколько тяжелых металлов поглотили те, кто вкусил того урожая.
ВЕДЬ СТРАННО ВЫСОКАЯ УРОЖАЙНОСТЬ НЕ ЕСТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВО БЕЗВРЕДНОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.
Боюсь, это свидетельствует об обратном.
Вторая — неясная подмена понятия «уголь» понятием «шлак». Я совершенно с Вами, Томас, согласен, что «каменный уголь есть окаменевшая биомасса». И тут же Вы «подсовываете» (извините за выражение, мягче не обнаружил на языке) компост.
Между компостом и углем прошло, по мнению упомянутых вами ученых, не менее 300 млн.лет. Ну неужели вы думаете, что за эти годы ничего не произошло в структуре этого материала?
Предлагаю исключить из обсуждения полемическое восклицание «где логика?»
и обратиться к знаниям специалистов. Разумеется, специалистом в области влияния хим.добавок на качество продуктов питания я не являюсь. Но предупредить коллег-дачников от использования шлака я просто обязан. До вашего письма мы об этом успели предупредить за 2,5 года более 26 тысяч наших читателей. Искренне надеюсь, что часть из них воспользовалось нашим предостережением и не стали соблазняться сыром в мышеловке.
25 декабря 2018, 20:33
Не знаю откуда берётся шлак в каменном угле, вероятно, это спёкшиеся остатки минерализации угля. У нас каменный уголь в печке сгорает без шлака — одна серая зола остаётся. По видимому, в каждом конкретном случае нужна экспертиза, и если вы не химик, то играть в рулетку, где на кону здоровье — того не стоит. Этим и руководствуются все противники «шлака».
22 мая 2020, 11:21
У нас в древесную золу из камина попала грануляция. Если золу с грануляцией настоять и полить растения тоже вредно? Жалко много золы выбрасывать.
22 мая 2020, 12:04
Уважаемый Юрий Николаевич! Не являясь узким специалистом в области воздействия на здоровье человека различных субстанций, не берусь с категоричностью говорить ДА или НЕТ. Боюсь, что это тот случай, когда… человек платит дважды. Поберегите себя и родных от сомнительных, никем не изведанных последствий.
26 декабря 2018, 07:54
Да, Сергей, совершенно с вами согласен. Технологическая рулетка редко когда ведет к безболезненному результату. Само «движение дачников» вырваться из захламленного цивилизацией мегаполисов на реальную ПРИРОДУ — есть не что иное, как стремление избавиться от негативных ее последствий. Поэтому на фоне этого стремления к экологичности СВОИМИ РУКАМИ ставить на ней крест, применяя сомнительные технологические приемы (использование шлака) кажется, как минимум, нецелесообразным. С Новым годом!
21 мая 2019, 16:02
Дорогие эксперты! я по незнанию и по отсутствию чернозема положила в цветочную клумбу 1/3 шлака, 1/3 торфа и 1/3 того, что было на месте- песок с глиной. Парить мозг или не парить этим шлаком? (Вроде не очень колючий, мелкий..) Погибнут мои лилейники и астильбы? есть ли у кого такой опыт? Спасибо!
1 июня 2019, 15:18
Добрый всем день! Всех поздравляю с началом лета! Шлак в клумбе — не беда. Ведь она находится не вашем доме. Счастливо.
22 мая 2020, 10:30
У нас в древесную золу из камина попала грануляция. Если золу с пеплом настоять и поливать растение, тоже вредно? Жалко золу выбрасывать.
24 мая 2020, 20:35
Юрий Николаевич, насколько крупная «грануляция»? Если разница в размерах частиц золы и «грануляции» огромна, отбить золу на сите мелком, и все дела. Все, что прошло через сито, используем, а что нет — на выброс. Если же частицы соизмеримы по размерам, то… ничего не выйдет, тогда на выброс.
10 августа 2020, 17:57
Вопрос не о шлаке, а именно об угольной ЗОЛЕ. Вместо дилетантского базара хотелось бы услышать специалистов, например Халилова. Почему они молчат?
10 августа 2020, 18:28
В обсуждении этого вопроса приняли участие четыре эксперта, в том числе и Франс Хасанович. Мне хотелось бы напомнить Вам, что Клуб любителей дачников — это тот ресурс, где право высказать своё мнение имеет любой член клуба и гость сайта, на то это и клуб.
На сайт поступают десятки тысяч вопросов, и требовать обязательных и исчерпывающих ответов на все не стоит, тем более в такой форме.
Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими Правилами общения:
Правила общения