Ум это способность извлекать пользу из информации
Татьяна Черниговская — о бессмысленности IQ тестов, опасности компьютерных игр и постоянстве памяти.
Изучением человеческого мозга занимаются учёные всего мира, тщетно пытаясь разгадать его загадки. Часто мифы об устройстве и возможностях мозга оказываются менее удивительными, чем факты — на этом настаивает доктор филологических и биологических наук, один из ведущих когнитивистов России, профессор Татьяна Черниговская. Недавно она выступила в передаче «Повелитель интеллекта» на телеканале ТВЦ, а «Мел» записал главные тезисы.
Что является критерием ума
Умных людей очень мало. Но нужно договориться, что мы подразумеваем под умом. Есть ум, есть мудрость, есть интеллект. И он, кстати, точно не определяется тестом IQ. Я бы дала такое определение: ум — это умение глубоко смотреть на мир и извлекать из него действительно важную информацию.
Кто кем командует: мы мозгом или он нами?
Мы заперты внутри собственного мозга. Как он нам разрешает, так мы и смотрим. Да, мы смотрим не глазами, мы смотрим мозгом. Мозг — это что-то необъяснимое! Птицы семейства врановых имеют интеллект, приближенный к уровню приматов. А осьминог? У него в каждой «ноге» по мозгу. И тоже интеллект почти как у примата. Есть ли у нас шанс разобраться в этом?
Чем отличается «хороший» мозг от «плохого»
Хороший мозг от плохого отличается организацией нейронной сети. Представим, что мозг — это инструмент. На нём нужно научиться играть. Человек рождается уже с определённым мозгом. Но не менее важно, что будет написано на его нейронной сети. А это, условно говоря, жизненный опыт: люди, книги, музыка. Мозг не решето. Всё, что в него попадает там и остаётся. Поэтому я бы всем советовала поберечься от плохой музыки, литературы, общения.
О гениальности
Я не верю в тесты IQ. Представьте, что мы бы по этому тесту прогнали Пушкина, который с трудом учился на тройки. Но это же не отменяет его гениальности. Гениальность — свойство мозга. Гением можно только родиться. Хорошее образование — отличное дополнение к гениальности. Но оно не сделает гением того, кто им не рождён.
Язык — помощник
У каждого из нас свой мир. И нам немного помогает в этом «ужасе» человеческий язык, возможность объясняться. Язык — это некоторый интерфейс между Вселенной, нами и нашим мозгом.
Мозг — обманщик
Мозг может играть и обманывать. Вот мы с вами видим на столе стакан. Мозг нам подсказывает, что это стакан. Он так решил. И для нас это реальность. А человек с галлюцинациями видит на столе зелёных чертей и слышит голоса — ему тоже мозг это говорит. И это его реальность. И нет никакого способа доказать, что это не так. Мозг порождает миры сам.
Бывает страшно.
Мы вошли в опасную фазу цивилизации. Мы начинаем влезать в зоны, куда не входили никогда. Кто мы на самом деле? Насколько мы свободны в своих решениях? Насколько мы запрограммированы генетически. Как будут влиять на нас знания, которые растут тоннами каждый день? Никто не знает.
Человек — это память
Человеческая память организована иначе, чем компьютерная. В компьютерной — файл лежит в определённой точке. А биологическая память распределяет всё очень странным способом. Вот, скажем, где именно лежит «собака»? Если слово «собака», то оно в той зоне, которая занимается словами; если запах собаки — в том месте, где запахи. А если собака мне вчера разбила любимую чашку — то она будет там, где лежат дорогие сердцу вещи.
Можно сказать, что человек — это то, что мы помним. Если случится беда и нам, не дай бог, откажет память, то мы перестанем существовать как личность.
Фрагмент картины Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931 год
Запахи как подсознательное
Запахи — самое подсознательное или бессознательное из всех наших сенсорных модальностей. Это мы унаследовали от животных, правда, почти утратив способность к анализу запаху. Запахи очень сильно влияют на наше состояние и воспоминания. Это прямой вход в мозг.
Мозг — игрушка дорогостоящая
Мозг знает, каким нам быть. А вот мы мало знаем его клише. Мозг — это самодостаточная сущность и ему себя хватает. По большому счёту, мы ему нужны, чтобы его кормить: он потребляет 25% всей энергии у взрослого и 50% у маленького ребёнка. Он нами управляет. Наоборот будет тогда, когда сделают чипы и внедрят нам их в мозг, чтобы увеличить память или скорость и качество мозговых процессов. Это уже сращивание человека с компьютером. И не поймёшь, где заканчиваемся мы и начинается компьютер. Это большое испытание. А как быть с душой? Душа ведь это что-то совсем другое. Из разряда чувств, ощущений, чего-то смутного и расплывчатого.
Где лежат эмоции
Эмоции несомненно находятся в определённых отделах мозга. Один из видов интеллекта — эмоциональный интеллект. Ведь интеллект — это не только умение считать, но и умение сопереживать. Мы выходим к проблеме зеркальных нейронов. Это системы, которые включаются, когда не вы что-то делаете, а вы за этим наблюдаете. Если я иду на какой-то важный разговор, я должна построить себе схему этого разговора, учитывая конкретного человека, с которым я буду говорить. Условно говоря, я должна выйти из своего мозга и встать на сторону собеседника и посмотреть на себя его глазами. Это есть основа успешного социального взаимодействия.
Зеркальные системы попорчены у людей с аутизмом, что объясняет, почему они настолько глухи эмоционально. Эти дети совсем не понимают, что родители устали, что кому-то больно. Они не испытывают сочувствия.
Опасные «стрелялки»
Мир испортился. Люди не хотят учиться, сочувствовать. Игры-стрелялки усугубляют, потому что не подразумевают никакого партнёра, кроме виртуального. Сегодня его можно убить, а завтра он опять живой. В компьютерных мирах нет смерти. Я прочитала недавно: девочка в третьем классе ножом убила соседку по парте и сказала, что это оказалось совсем не так интересно, как было вчера в игре.
Кадр из фильма «Люди в чёрном»
Мозг — детектор лжи
Участков, отвечающих за добро и зло, в мозге нет. Зато мозг можно использовать как детектор лжи. Человека можно натренировать, чтобы он не реагировал кожей, сердцебиением и так далее. Но мозг не обманешь. Он всегда покажет, когда человек лжёт.
Человек — главная загадка человечества
Очень много разговоров, чем мы отличаемся от животных. Этот список отличительных черт уменьшается. Раньше говорили, что языком, но это не так. Язык общения есть у всех. И у животных, и у птиц, и у насекомых даже. И социальные животные тоже есть. Я бы сказала, что мы отличаемся тем, что можем делать свободный выбор. Это выбор сознательных существ за который они должны отвечать.
Но человек загадочное существо. Тщеславное. Мы в природе не видим ничего из того, что творит человек. Природа жестока, но не настолько, насколько жесток человек. Животное может съесть себе подобного, но только потому, что хочет есть. Но бессмысленного убийства нет. Мы же мучаем друг друга сознательно.
От образования знания к образованию понимания
Я вижу опасность в том, что идёт расслоение общества по части образования. Либо интеллектуальная элита, либо мало знающий непонятный полюс. Образование должно перейти от образования знания к образованию понимания. Мы не можем держать детей в школе 16 лет, чтобы вместить в них все знания по всем наукам. Надо развивать аппарат понимания, учить способам обращения информацией. Ведь нам нужен человек, который в экстремальной ситуации найдёт оригинальный ход, а не тот, кто зубрёжкой добился высоких баллов.
Критическая точка
В целом в обществе не востребованы знания, которые уже есть. Мы приближаемся к критической точке. Уже исчезают люди, которые умеют читать египетские папирусы. Мы теряем знания, добытые целой цивилизацией. Понятно, что народному хозяйству от этого ни тепло, ни холодно. Но истории целой планеты и холодно, и жарко. Это снижение общего уровня.
Если человек не имеет гуманитарной подготовки — значит, он не понимает, что он вообще делает, он расставляет неправильные ценностные акценты и цели. Толстой, Шекспир, Достоевский — это культурный багаж огромной энергии, вершина нашей цивилизации. Если количество таких вот людей будет расти, я нас всех поздравляю. Из них получатся врачи, которые будут нас лечить, пилоты самолётов, на которых мы полетим и так далее.
Ложка мёда
Первую скрипку в современном мире будет играть генетика, она обладает невероятно мощными инструментами и приведёт к индивидуальной медицине. Медицина должна быть настроена на конкретного человека: знать его генетику, предков, опасности в геноме, чтобы предупредить заболевание. Мы на пути к этому.
Источник
Валерий
4 дня назад · 673
Ум человека находится в его мозгах, т. е. способность запоминать и извлекать для себя пользу из информации, которая есть в окружающей его среде, для дальнейшего развития своего и общечеловеческого интеллекта. Разум находится так же в мозгах человека, но связан с сердцем, говорят, что сердцем чувствовал, как надо было правильно поступить. Разум отвечает за правильный выбор действия из многих возможных вариантов. Душа находится в теле человека, но не имеет определённого места. Говорят, душа в пятки ушла или сделал что то и на душе полегчало а в каком месте полегчало, не известно. Дух в человеке самое сильная составляющая его Бытия. Состояние духовности в человеке ( сильный духом ) толкает его к подвигу, слабый духом может предать.
В общепринятом смысле ум – это совокупность познавательных способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению и т.д. Человек же – существо разумное (Homo Sapiens). Разум – это больше, чем ум.. У гностиков во времена Римской империи главными критериями «разума» являлись; смиренность, непоколебимость и спокойствие, человек… Читать далее
Про разум и ум – каждый сам выбирает, как их различать, и различать ли вообще. Я бы сказал по-своему – ум, это чисто человеческое явление, а разум – фундаментальное явление, которое человеку не принадлежит. Он есть у животных, есть у людей, есть у машин, кто знает, у кого или чего еще…
Теперь про дух и душу. Я не буду рассматривать их с мистических… Читать далее
А В Т О З А В О Д…????????????
..а в остальном,такой же,как
и мног.люди :
-…
Приветствую..)
На мой взгляд * У М * –
это математика..физика..знания и понимание самых обычных, рядовых ситуаций и явлений..(можно кассира носом ткнуть-отдала не всю здачу…а если этот же кассир обвестит, то не каждый сможет сразу попользоваться его носом, только более умный..)
* РАЗУМ * сложнее :
…не только создать свою семью, но и до конца… Читать далее
Ум даётся изначально человеку при рождении, и он не приобретается образованием, накоплением жизненного опыта, Ума возможно только лишиться. Например, сойти с ума.
Разум – это рациональное мышление человека, способность логически мыслить.
Человек состоит Тела, Души и Духа.
Душа – это эмоциональная часть человеческого триединства.
Дух – это то, что… Читать далее
Преподаватель йоги, вокала, энергопрактик, целитель, композитор
Вопрос из области эзотерики, т. к. наука здесь что-то беспомощно лепечет или вообще молчит. Ум – это область только одного тонкого тела в структуре человеческого сознания, которое называется ментальным. Всего в сознании магические школы выделяют 7 тонких тел. Разум же охватывает многие уровни сознания (телА)- помимо ментала это тело опыта, тело… Читать далее
Доброго вам времени суток.
Здесь вопрос из области философии и теологии. Я думаю, что они его прилично… Читать дальше
домохозяйка, замужем. Кое-что знаю. Не всё.
Ум бывает у каждого конкретного человека, а разум бывает коллективный. Душа в теологии есть у каждого человека, а слово “дух” в русском языке имеет много значений. Дух – новобранец в армии, дух – как настроение, характер, например, “русский дух”, дух – как одно из проявлений Бога.
Сейчас уже на пенсии (почти год, и ещё не освоился с множеством появившегося…
Хотелось-бы у вас спросить, что вы обозначаете словечком “ум”? Я не знаю, что это обозначает. Это как понятие “хамство”, все знают, что это такое, но ни в одном словаре определения этого понятия нет. “Ум” – это мозг? Нет, кажется. Способность думать, то-есть реагировать, анализировать, применять? Может быть так. Но тогда “ум” и “разум” это одно и… Читать далее
Это первый ответ автора, оцените его!
Место жительства: Махачкала. Профессия: менеджмент социальной работы Работа: адм…
На мой взгляд умом обладают не все. Это не то что даруется. Это скорей приобретается с приложением усилий. При том, что разум присущ любому человеку.
Что касается души, это внутреннее состояние, от человека зависит каким оно будет. Дух более материален. Ведь есть люди которые имеют способности к общению с разными духами.
Это сугубо моё личное мнение.
Автор вопроса считает этот ответ лучшим
Преподаватель актерского мастерства. Проекты: т/с «Открытое Море», т/о…
Здравствуйте) Представим улицу освещенную фонарями. Каждый фонарь это источник света. Но светясь одновременно они делают светлой большую улицу, свет соединяется. Это душа и дух. Что является источником света? Электростанция. Но если бы небыло отдельно взятого фонаря с его проводами, лампочками и другими устройствами, то улица оставалась бы темной… Читать далее
Задав вопрос приходится и отвечать. Спасибо.
В моём понимании первостепенным является дух: он имеет душу и это… Читать дальше
Все ли люди равны в умственных способностях, или все же есть люди изначально умные или тупые?
Для начала надо определиться с критерием ума. Гениальный шахматист может быть совершенно беспомощен (и непроходимо туп) в вопросах этикета, великолепный лингвист может путаться (тупить) в простом документообороте, талантливый программист может совершенно теряться в вопросах общения с окружающими (и смотреться тупо).
Если рассматривать «ум» как сумму способностей к обучению, имеющегося опыта и возможность просчитывать незнакомые ситуации, то безусловно у всех людей эта способность развита разным образом. Но опять же, это не деления на некоей линии, а скорее точки в многомерном анизотропном пространстве. И сравнить в общем ум двух людей мы не можем. Мы можем лишь сравнить их способности в решении определённых задач.
И, да, безусловно некоторое число людей рождаются на свет с рядом нарушений функций мозга. Тут уже ничего не попишешь. Впрочем, здесь я бы тоже избегал делений на умных и тупых.
Прочитать ещё 9 ответов
Кто финансирует Союз Писателей России?
Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще очень приятный человек…
Все творческие союзы в СССР создавались по личному распоряжению И.В.Сталина. Он был крайне заинтересован в том, что бы КОНТРОЛИРОВАТЬ всю творческую интилегенцию, знать её настроения и манипулировать ею по своему разумению. Поэтому все советские писатели должны быть сосредоточены в одном месте, композиторы в другом, художники в третьем, артисты в четвёртом, ну и так далее… Все Союзы были на балансе государства. У всех Союзов были роскошные здания с ресторанами в центре столицы, великолепные Дома Творчества на Черноморском побережье и в Подмосковье и собственные поликлиники с первокласным обслуживанием.
Когда СССР рухнул в небытиё, то и райская жизнь этих Союзов быстро закончилась. Большинство Домов Творчества перешло в частные руки. Но кое-что осталось. Росийское Государство продолжает финансировать эти Союзы, в том числе и Союз Писателей. Но конечно не так как при СССР. Денег хватает только на содержание здания Союза. На всё остальное идут деньги из ежемесячных ЧЛЕНСКИХ ВЗНОСОВ и частных пожертвований самих писателей.
Источник
Ум — способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть и предсказывать последствия своих действий. Противоположность ума – глупость, отсутствие ума – слабоумие.
Умный человек – это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой (это делают не все и не всегда) и имеющий для этого необходимый материал (предметные знания). В бытовом понимании умный человек – это тот, кто много знает. Но, вообще говоря, умный – не то же самое, что начитанный или образованный. В части общества сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать физику, математику и тому подобные дисциплины. Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти и, возможно, о его стремлении что-то узнать. Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения. Умозаключения могут делаться как шаблонно, так и нетривиально, но в большинстве случаев приводят к правильному результату. Умный человек видит дальше своего носа (глядит в перспективу), в отличие от большинства людей. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.
Люди не всегда пользуются умом; в повседневной жизни его с разной степенью успешности заменяют когда наработанные привычки и автоматизмы, когда образованность, а когда-то люди просто выключают голову и полагаются на свои эмоции и чувства. Конкретный анализ показывает, что, похоже, большинство людей думает едва ли более 10% времени. Люди делают глупости нередко вовсе не из-за недостатка ума, а из-за отсутствия привычки им пользоваться. Не все люди любят думать, не всегда это принято, и по крайней мере большинство женщин большую часть времени живут, руководствуясь не умом, а чувствами. Можно сказать, что умный человек – это жестко контролирующий свое сознание на высокой ноте концентрации в строго заданной точке.
Ум – не то же самое, что образованность. Образование обогащает и оттачивает ум, но его не заменяет, и среди высокообразованных людей иногда можно встретить людей не сильно умных. Ум – не то же самое, что интеллект, если интеллект понимать, как способность быстро отвечать на вопросы тестов, решать логические задачи и головоломки. Ум – это не только способность думать(мыслить), это и жизненный опыт, предполагающий использование готовых решений, это также хитрость, сообразительность и другие способы нахождения нужного решения.
Любопытно, что человек думает не только головой, в решении жизненных задач у человека задействовано все его тело: когда-то помогая ему, когда-то мешая. Умного человека от глупого можно отличить по выражению глаз, по интонации и даже по походке. На ум влияет и гормональная ситуация в организме: увеличение уровня тестостерона (мужского полового гормона) улучшает сообразительность и способность к пространственному (топографическому) мышлению.
Одна из участниц моих тренингов, Вера, была на удивление умной – с хватким, четким, очень логичным умом. Но голос ее был мужской, грубоватый, манеры – немного мужские, а на верхней губе черные усики. Это было нехорошо, и Вера пошла на гормональное лечение. Гормональное лечение уменьшило у нее уровень мужских гормонов, кожа лица стала гладкой, чистой и без усиков, манеры у Веры стали более женственными – но и вдруг все заметили, как Вера (в сравнении с Верой прежней) поглупела. Стала – как все…
Определенно, что ум – это не только знания, ум формируется характером ведущей деятельности человека и окружающей его культурой в целом. Так, Б.М. Теплов писал об особенностях ума полководца, И.П. Павлов – об особенностях русского ума.
Ум связан с психологическими особенностями человека. Можно много знать, но с кривыми верованиями, неадекватными программами и позициями быть при этом дураком. В связи с личностными составляющими ум может быть ленив, лукав или боязлив. Женщины в целом ничуть ни глупее мужчин, но в деловых ситуациях, связанных с понятийным мышлением и принятием ответственных решений, мужчины действуют обычно умнее, поскольку реже ведутся на эмоции.
Мужской ум (иногда его называют просто ум) – это привычка думать самому, искать решение прямое, без уверток и хитростей. Женский ум – другой, женщины при возможности выбора чаще предпочитают включить хитрость и решить вопрос обходным путем, причем по возможности не ломая собственную голову. Действительно, зачем думать самой, если можно сделать беспомощные глазки, доверчиво попросить помощи, и мне все подскажут мужчины? Нужно учесть и то, что многие мужчины не любят слишком умных женщин, и понимающие это женщины когда-то выбирают быть не слишком умными, чтобы удачнее выйти замуж…
Разновидностью ума является сообразительность. Сообразительность отличается как от мужского, так и от женского ума поиском редких, неочевидных или обходных путей.
Ум – только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача – вот есть Я и вот есть то, что мне нужно. Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум. Осваивая позиции восприятия, человек свой ум развивает до уровня разума, а к разуму прибавляя опыт, становится мудрым.
Сам по себе ум не гарантирует ни счастья, ни любви, ни денег или карьеры. Чтобы все это получить, нужно провести инвентаризацию своих верований и ценностей, наработать волю, выстроить тело… – нужно действительно еще много чего. Впрочем, если умный человек поставит себе такие задачи, он добьется успеха быстрее других, не таких умных. Начинайте работать над собой?
Можно ли поумнеть? Как развивать свой ум?
Чтобы умнеть, нужно учиться. Но – чему и как? Школа и вуз развитию ума способствует, но ничего не гарантирует: умный в процессе учебы умнеет, глупый только забивает свою голову ненужной ерундой. Умный не столько тот, кто все знает, а тот, кто учит себя нужному и знает, где какие знания как применить. Ум развивается в первую очередь в окружении умных людей и при самостоятельном решении жизненных задач, когда человека учит жизнь. Ум во многом похож на мышцы нашего тела: он поддерживается постоянными тренировками и без тренировки постепенно атрофируется.
Источник