Умело и с наибольшей пользой применять любое оружие

Учебник для 9 класса

Русский язык

План разбора

  1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
  2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы .
  3. Вид связи между простыми предложениями в сложном.
  4. Главное и придаточное предложения.
  5. Место придаточного предложения по отношению к главному.
  6. Особенности строения: к чему относится, чем прикрепляется придаточное предложение.
  1. Языковые средства выражения смысловых отношений между простыми предложениями в сложном (интонация, союзы, союзные слова, указательные слова).
  2. Вид сложноподчинённого предложения.

Если в сложноподчинённом предложении имеется более двух придаточных предложений, указать способ соединения главного и придаточного: последовательное или параллельное подчинение.

Образец разбора

Устный разбор

Это предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух предложений, имеющих грамматические основы: надобно заметить и обитает чувство. Предложение сложное. Между простыми предложениями в сложном связь оформлена с помощью подчинительного союза. Следовательно, предложение сложноподчинённое. Главное предложение К чести нашей народной гордости надобно заметить и придаточное предложение что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетённого. Придаточное предложение находится после главного и относится к нуждающемуся в изъяснении сказуемому главного предложения, от которого к придаточному можно поставить вопрос: надобно заметить (в значении «сказать») что? — что в русском сердце… .

Смысловые, изъяснительные отношения между главным и придаточным предложениями выражаются с помощью подчинительного союза что и интонации.

По значению и особенностям строения это предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

Письменный разбор

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

176. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Выпишите сложноподчинённые предложения и сделайте их синтаксический разбор.

Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредстве языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, искусство, жизнь.

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил.

Языковедение изучает все виды, все изменения языка. Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли.

Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой способностью, как создали они свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают. Каким законам подчинена их жизнь?

Кончая школу, каждый юноша и каждая девушка мечтает избрать для себя самую живую, наиболее увлекательную и нужную стране профессию. Если у тебя есть способность к языку, если тебе хочется разгадывать тайны прошлого, не ошибёшься, остановившись на работе языковеда. Жалеть тебе потом не придётся!

(По Л. Успенскому.)

177. Изложение. Прочитайте. Напишите подробно, что вы узнали о научной деятельности и о Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова. Есть ли словарь С. И. Ожегова в школьной или вашей домашней библиотеке? Пользуетесь ли вы этим словарём?

Сергей Иванович Ожегов

(1900—1964)

Французский писатель Анатоль Франс точно и образно характеризовал словари как вселенную в алфавитном порядке. А. Франс писал: «Если хорошенько подумать, словарь — это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него».

В России лингвистические словари активно создаются начиная с XVI—XVII веков. И тем не менее если в XXI веке предложить любому человеку, независимо от профессии, рода занятий и т. п., назвать известные ему словари и фамилии их создателей, то скорее всего это будут три словаря: словарь Владимира Ивановича Даля, словарь Дмитрия Николаевича Ушакова и словарь Сергея Ивановича Ожегова.

Наш современник, один из ведущих лингвистов Л. И. Скворцов пишет об С. И. Ожегове: «Ещё мальчиком Сергей Ожегов пристрастился к чтению; книги и журналы сопутствовали ему с ранних лет до конца жизни. В эти же детские годы пробудился его живой интерес к родному слову. Почему, например, так по-разному говорят русские люди в городе и в деревне? Что означают имена людей? А их фамилии? От отца он узнал, что их фамилия О́жеговы происходит от слова о́жег — деревянная печная кочерга».

Научная судьба С. И. Ожегова сложилась удачно: он был учеником филолога с мировым именем — Виктора Владимировича Виноградова. Круг научных интересов С. И. Ожегова очень широк: ему принадлежат труды по истории русского литературного языка, по лексикологии и теории лексикографии, по русской фразеологии, культуре речи и стилистике и т.д.

Особое место в научной деятельности С. И. Ожегова заняли словари. Он участвовал, например, в создании четырёхтомного «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Главным же трудом учёного стал однотомный «Словарь русского языка», первое издание которого вышло в 1949 году. Массовым тиражом книга издаётся и поныне как «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова (при участии Н. Ю. Шведовой) и даёт ответы на самые разные лингвистические вопросы: о значении слов и выражений, их написании и произношении, о стилистической окраске и особенностях употребления.

Читайте также:  Какая польза от кита человеку

«Актуальность, научная достоверность, нормативная определённость и, наконец, относительная компактность — все эти качества обеспечивают надёжную долговечность книги, объясняют её широкую популярность,— пишет Л. И. Скворцов.— Словарь стал настольным пособием для многих, кому дорог и кому нужен русский язык».

178. Прочитайте предложения. К какому стилю речи они принадлежат? Какой темой объединены? Перечитайте статьи о В. И. Дале (упр. 6) и С. И. Ожегове (упр. 177).

Подготовьте доклад на тему «Толковый словарь — картина мира». Продумайте его начало, основную часть и заключение. Используйте в качестве примеров толковый словарь учебника (с. 200—201).

1. Одним из факторов, позволяющих судить о культуре нации, считается наличие академического толкового словаря национального литературного языка — фундамента всех лексикографических построений. Знаменательно, что становление европейских академий, гуманитарных наук в целом шло параллельно с созданием национальных словарей.

(По В. А. Кодыреву, В. Д. Черняк.)

2. Словарь развёртывает перед своими читателями картину мира так, как она существует в сознании носителей данного языка, причём эта картина словарём представляется в исторической перспективе. Когда читатель погружается в мир слов, он открывает для себя живую картину общественных отношений, быта, национальных знаний и умений, представлений об окружающем мире, закрепившихся в народном сознании оценок и квалификаций. В исторической перспективе словари представляют изменения в общественных устройствах, в состоянии научных знаний, в становлении и развитии профессий.

(По Н. Ю. Шведовой.)

3. Термин «толковый словарь» в применении к словарю введён В. И. Далем. Даль придал этому понятию новое значение, исходя из старого, но забытого его употребления. «Словарь назван толковым потому, что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённым»,— писал Даль.

Схема синтаксического разбора предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

  • Цель повествовательного предложения — просто описать некую ситуацию: Взошло солнце.

  • Целью вопросительного предложения является непосредственно сам вопрос. В таком предложении меняется порядок слов по сравнению с обычным, а в конце, как правило, ставится вопросительный знак: Ты скоро придешь? 

  • Цель побудительного предложения — поставить кому-то задачу действовать неким образом. В таких предложениях сказуемое зачастую выражено глаголом в форме повелительного наклонения. В конце его может стоять восклицательный знак, а может и не стоять: Давайте мы сделаем это! и  Давайте мы сделаем это.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (интонации): восклицательное или невосклицательное.

  • Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные (Как прекрасна жизнь!), и вопросительные (Кто разбил мою любимую чашку?!!!), и побудительные (Отвечай сейчас же!). В конце таких предложений стоит восклицательный знак. 

  • Невосклицательные предложения — это нейтральные сообщения, не имеющие дополнительной яркой эмоциональной окраски. 

3. Найти грамматическую(-ие) основу(-ы)  и сделать вывод,  простое предложение или сложное. 

Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое; если две и более — сложное.

Для  простого предложения:

4. Если в предложении нет подлежащего или сказуемого — это значит, что оно односоставное или неполное двусоставное. В односоставных предложениях второго главного члена нет; описываемая ситуация подразумевает, что в нем действие понятно по умолчанию или что субъект действия очевиден, неважен или не существует. 

5. Простое предложение может быть распространенным и нераспространенным

  • нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого; 

  • если же в предложении есть хоть один второстепенный член — дополнение, определение или обстоятельство — оно является распространенным.

6. Неполные двусоставные предложения возникают только в контексте; без контекста они остаются непонятными, то есть пропущенный член в нем задан какими-то предыдущими фразами. (Чья машина стоит  перед воротами? — Моя (неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство —  Моя машина стоит перед воротами).

Читайте также:  Квас польза и вред для желудка

7. Подчеркнуть все члены предложения, указать, чем они выражены. 

Член предложения

Тип  

Пример

сказуемое

простое глагольное (выражено глаголом в каком-либо наклонении)

он играет

пришел бы ты пораньше

он будет долго вспоминать о былом

составное глагольное сказуемое (состоит из вспомогательного глагола и инфинитива) 

он хочет поступить в институт

я долго не мог с ними встретиться

ты должен учиться

составное именное сказуемое (состоит из глагола-связки и именной части) 

погода была хорошая

книга — верный друг

у него характер твёрже стали

дополнение

прямое (выражено формой винительного падежа без предлога)

пишу  письмо

вижу его

косвенное (все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом) 

сражался за Родину

любовался природой

определение

согласованное (согласуется с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже)

громкий смех

с серьезным видом

несогласованное  (связывается с главным словом при помощи управления или примыкания)

шкатулка из дерева

брюки клёш

приложение (определение, выраженное существительным)

журнал «Мурзилка«

девушка-полицейский

обстоятельство

места (где? куда? откуда?)

сидел на стуле

пришел домой

вернулся с войны

времени (когда? с каких пор?

до каких пор? как долго?)

ушел рано

с утра нет новостей

простились до завтра 

образа действия (как? каким образом?) 

двигался не спеша

причины (почему?)

от усталости  не мог ни есть, ни спать

цели (зачем?) 

пришел поговорить

меры и степени (в какой мере, степени?) 

было очень холодно

условия (при каком условии?)

без предупреждения нельзя туда идти

уступки (несмотря на что?) 

несмотря на дождь, на улице было тепло

8. Предложение может быть осложненным (если имеет в своем составе однородные члены предложения, обособленные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства, приложения и т.д.), вводные конструкции и обращения) или неосложненным (если ничего из перечисленного нет).

Виды осложнителей простого предложения

однородные члены предложения

Лужайка была аккуратно подстрижена и сияла изумрудной зеленью.

Мы купили зеленые, красные и синие шары.

обособленные определения

День, утомлённый сонной ленью, вдруг опускает повода. (Тимофеевский).

Замкнутый, осторожный и трусливый, волк в минуту решающей схватки делается яростным и дерзким. (Федосеев)

И лёгкой музыки летит дыханье ко мне, таинственное, с облаков. (Г. Иванов)

Пьер был для них старого покроя барином — добрым, умным, великодушным, рассеянным и душевным. (Л. Толстой)

обособленные дополнения

Мой спаниель, наряду с другими четвероногими участниками выставки, застыл в ожидании команды.

В шторм, кроме самых отчаянных пловцов, никто не купался. 

Помимо меня, здесь собрались все наши немногочисленные родственники.

обособленные обстоятельства

Он сидел у окна, внимательно разглядывая проходящих мимо прохожих.

Плаха установлена в розовой гостиной, возле статуи купидона, и замаскирована незабудками. (Шварц)

обособленные приложения 

Прославленная актриса, автор блестящих мемуаров, Рина Зелёная оставалась скромным и непритязательным человеком. 

Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывных дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы.

обособленные сравнительные обороты

Чудовищные сумерки, как пальцы налётчика, зашарили по несказанной земле (Бабель).

Она мурлычет, словно кошечка

Петя выше, чем Ваня.

вводные слова и конструкции

Я, может быть, загляну к вам вечером.

Он, к счастью, выздоровел очень быстро.

обращения

Петя, иди скорей сюда!

Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С.Есенин)

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Для сложного предложения: 

  1.  Указать:

  • какая связь между частями  предложения: союзная или бессоюзная;

  •  что является средством связи частей предложения: интонация, сочинительные союзы или  подчинительные союзы;

  • сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

Типы сложного предложения

союзное

бессоюзное

сложносочиненное

сложноподчиненное

На улице было ещё пусто; над крышами домов вставало солнце. (Шукшин)

Тоска любви Татьяну гонит, и в лес идет она грустить, и вдруг недвижны очи клонит, и лень ей далее ступить.  (Пушкин).

Тут мы увидели на опушке бревенчатый дом и сразу же догадались, что здесь живёт дочь сторожа Валентина и её сын Фёдор. (Гайдар).

2. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое (см. пп. 4-8 для простого предложения).

3. Составить схему предложения, в каждой части указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть, а также средства связи частей сложного предложения (союзы, если они есть).

Источник

Источник

«Хороший охотник — готовый опытный разведчик, меткий стрелок, способный в любых условиях переносить трудности походной жизни» – маршал СССР К. Е. Ворошилов.

Женщина, которая никогда не видела своего мужа во время охоты, или рыбалки, не имеет понятия, за какого терпеливого человека она вышла замуж. (с)

Охота – хобби, о котором больше всего споров о его пользе. Нельзя не учитывать как на протяжении всего существования на Земле человеку нужно было что-то кушать, как-то согревать себя и защищать свой род от опасных хищников. Причем каждому зверю природой что-то уже изначально дано: кому-то быстрые ноги, кому-то силу, кому-то когти, клыки, соответствующий маскировочный окрас и прочие преимущества. От рождения и до самой смерти у каждого из зверей есть какой-то один дар от природы. Если сравнить человека с любым из зверей, то мы по физическим параметрам проигрываем, нас как-то обделили, и панциря не дали, и хвоста. Однако у нас есть ум, и все, чего нам не хватает мы можем создать, усовершенствовать и использовать таких приколов до бесконечности много одновременно.

Зверь хитер для неопытного

Читайте также:  Урок польза и вред компьютера

Я не собираюсь вступать с обеими противоположными сторонами в конфликт, скажу лишь, что все, что применено по назначению и управляемо – то хорошо, а когда впадают в крайности – это уже плохо и несет вред и людям и природе. Мы же здесь рассмотрим что охота может дать мужчине, помимо налаживания и укрепления дружбы и деловых связей.

Итак, охота включает в себя поиск, выслеживание, преследование и добычу зверя/птицы/рыбы. Тут есть и немаловажная параллель, когда вы занимаетесь деловой деятельностью, вам также необходимо найти клиента/партнера, как-то расположить к себе и заключить контракт. Поэтому нас тренировали в свое время в академии прикладных наук на занятии психподготовки именно так: сначала вывезли на охоту, а потом объяснили принципы-параллели. Заметьте, вы учитесь как минимум управлять ситуацией через это хобби (а для кого-то это работа).

Хотите вы того или нет, всегда жизнь вас ставит в ситуации когда нужно справляться с задачами класса выживания, налаживания своего состояния, управления настоящим и создания будущего. Если ваши действия будут неуправляемы вами, то на выходе будет “результат с труднопрогнозируемым исходом” как сказал однажды герой в “Бандитском Петербурге”. Сейчас коротко поясню что включает в себя класс задач управления в гражданской жизни и в скобочках аналог в охоте:

1. выбор объекта управления (предполагаете поймать конкретную дичь)

2. постановка его на сопровождение с целью выявления устройств (выходите на место где он должен быть, находите какие-то его следы, выслеживаете его и т.д.)

Распутаешь след — будет дичь на обед

3. управление соглашением об изменениях (преследуете найденный объект или расставляете ему ловушки, устраиваете облаву и загон и др. тактические методы)

4. постановка изменений на сопровождение (ловите, причем если надо живым ловите живым)

5. управление изменениями. (доставляете пойманную дичь куда нужно в том состоянии что нужно для дальнейших целей)

Задачи управления в нашей жизни встречаются даже тогда, когда вы и не учились на менеджеров и не работаете ими, например, вам нужно договориться, чтоб вас обеспечили новостроем в срок, или выполнили ваш заказ, или вы себя должны дисциплинировать при выполнении каких-то обязательств. Чтобы потом не было отговорок “так получилось”, “ну не смог” и т.д. Ведь для одной стороны это “просто так”, а для второй потеря времени и денег. В общем всегда, когда нужно проконтролировать ход событий. Так вот задачи управления всегда покрывают задачи выживания и состояния. Если вы с этим справиться способны, то сможете и прокормить себя и чувствовать себя хорошо.

Вернемся к охоте. Коротко расскажу, что охота может быть самая разнообразная – и в лесу, и в горах, на болотах, в воде, в воздухе. Есть охота, где человек может справиться один, а где-то требуется работа группой. Не обязательно для этого всегда иметь ружье, можно охотиться с помощью холодного оружия или обученных зверей и птиц. А можно даже фотоохотиться с целью лучше исследовать животных в их естественной среде.

Охота с беркутом

Охота на воде

Охота под водой

Охота под водой

Так что охота однозначно самое мужское хобби, и этому приобщали детей с самого детства, чтобы они вырастали мужественными. А увлекаетесь ли вы охотой? Присылайте свои фото с охоты в комментарии и пишите ваши мысли по этому хобби!

Читать еще о мужских хобби | Телеграмм | Фейсбук

Источник