Ураза это польза или вред

Вот уже неделю как у правоверных мусульман длится их священный месяц Рамадан, который случается раз в году.

Интересно то, что это девятый месяц мусульманского календаря, и его начало приходится на разный период, потому что времяисчисление по нему происходит в соответствии с лунными циклами. Каждый последующий Рамадан начинается примерно на 10 дней раньше предыдущего. Нынешний стартовал 24 апреля.

В центральных мечетях загораются приветствующие наступление особого времени вывески.

Рамадан – это изобилие – глаголет неон

Рамадан – это время аскезы, поста, какое есть во всех религиях мира. Это своего рода испытание для верующих на силу веры. Докажи, мол, на деле, каков твой дух, и закали его силу.

Рамадан несколько отличается от Великого Поста. Правоверные мусульмане не едят и не пьют от рассвета и до заката солнца, которые смотрятся по календарю и наступают в разное время в зависимости от региона проживания.

День у соблюдающих пост турок начинается так: кто работает, встает, принимает душ, полощет горло водой (это все разрешается, но глотать воду нельзя) и отправляется себе благополучно на работу, минуя кухню. Ну а кто не работает, тот просто не ест и не пьет до заката. Старшее поколение проводит обычно весь день в молитвах, читает священную книгу всех мусульман – Коран.

Путеводная звезда мусульман – священный Коран

Наблюдая за всеми этими делами, я для себя сделала некоторые исследования про посты, зачем все это нужно. И вот что мне удалось выяснить.

Голодание насухо – это одна из известных йогических практик с древних времен, цель которой – вывести ненужные токсины из организма, потому как при таком голоде активно погибают все лишние, отжившие себя клетки. Я вижу в этом логику, наблюдая за разными жизненными процессами, происходящими в природе. Равно как и многие, думаю, замечали тоже, как в жаркий сухой летний день все блестит, сушится на солнце, так, что не образуется никакая плесень вокруг. А как только прошел сильный дождь – сразу лезет много грибов. Известные всем наблюдения. Похожие процессы происходят и в нашем теле. Потому периодически его полезно подсушивать. Из изученных мною статей я уяснила, что хороший эффект просушки и выведение токсинов начинается от 18 часов сухого голода.

Периодически я устраиваю себе такие суточные сухие разгрузочные дни. Ну и в Рамадан соблюдаю пост 2 раза в неделю, для себя. В целях эксперимента один раз (много лет назад) рамаданила целый месяц. И вот что могу сказать: не все так страшно, как кажется.

Голодать насухо намного легче. Желудок ничего не сводит, как при водном или на кефирчике. Наоборот, появляется очень и очень приятное чувство подгорания жирка. До 18 вечера так и вообще все легко переносится. После мне начинает потихоньку ломить спину, и может начать побаливать голова. Но это у меня так. Одна моя подруга в целях оздоровления выдержала ровно 3 суток сухого голода. Конечно, она готовилась постепенно, начинала с суток, потом пошла на двое, а потом дошла и до трех. А еще одна моя знакомая раз в неделю всегда устраивает себе как минимум 36 часов сухой разгрузки, а иногда доходит и до 48. Но для меня это много. Но я это все делаю, понятно, не из религиозных соображений, а из полезных.

У верующих другая история. Они закаляют свой дух. Хотя главная цель всех постов – это оздоровление организма в первую очередь, для того они и задумывались. Опять же из многочисленных изученных мной статей на эту тему, мне стало ясно, что пост в Рамадан – это отличная профилактика от рака (помним про грибы после дождя), а вот христианский пост имеет своей конечной целью профилактику болезней желудочно-кишечного тракта (если рассматривать пост с медицинской точки зрения без каких бы то ни было религиозных подоплек).

Для себя из всего этого я вынесла то, что периодически подвергать себя некоторым аскезам – это хорошо. В результате куется воля, закаляется дух и оздоравливается организм.

Ну а после всякой аскезы обязательно наступает расслабление. Закат несет с собою долгожданный призыв муэдзина из мечети на вечернюю молитву, за которой следует особая трапеза в этот месяц, которая называется ифтар.

А вот что вкушают турки на ифтар, и как он проходит, я расскажу в следующей статье. Потому что это уже совсем другая, но очень интересная история.

Оставайтесь со мной! И благодарю за лайки!

Источник

Врач-гастроэнтеролог о Рамадане-2020, «болезни третьекурсника мединститута», правилах разговления и отношении к предписаниям богословов

Почему мусульманский пост может оказаться полезнее, чем иные диетические схемы? Как нужно правильно есть, чтобы выйти из уразы, оздоровившись не только духовно? Известный казанский гастроэнтеролог и практикующий мусульманин Айрат Зиятдинов дает советы читателям «БИЗНЕС Online», постящимся в эпоху коронавируса.

Читайте также:  Сахарная курага польза и вред

Айрат Зиятдинов: «Идти на поводу у фанатичных бабушек и поститься, несмотря ни на что, тоже ни в коем случае нельзя» Фото из личного архива Зиятдинова

ЕСТЬ И ТАКИЕ ВРАЧИ, КОТОРЫЕ ВООБЩЕ НЕ ИМЕЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УРАЗЕ

Естественно, Аллах разрешил людям, которые болеют, не поститься. Но здесь все зависит от намерения, ведь если человек ищет для себя повод, чтобы не держать уразу, то он найдет его в любом случае. С другой стороны, если поститься, будучи нездоровым, то тем самым мы пренебрегаем облегчением от Аллаха и можем усугубить свою болезнь, а также впасть в немилость к Всевышнему.

Если же мы говорим о нынешней пандемии, то больной может заразить свое окружение, врачей, с которыми имел дело. Потому сначала обязательно на этот счет посоветуйтесь со специалистами, особенно если есть признаки COVID-19, например температура, насморк, сухой кашель. Но есть некоторые мнительные люди, которые подозревают у себя все что угодно, есть даже такое определение «болезнь третьекурсника мединститута», когда студенты, изучая разные заболевания, начинают их симптомы находить у себя. В общем, это не совсем верно, когда, смотря телевизор и читая книги, вы находите у себя признаки недугов, которые сейчас стремительно распространяются.

Еще раз повторю, что нужно обратиться к доктору и, если он запретит поститься, ни о какой уразе речи идти не может. Но есть и такие врачи, которые вообще не имеют представления об уразе и просто запрещают пациенту выполнять этот важный ритуал, что может нанести психологическую травму мусульманину. Особенно трудно пожилому человеку, который всю жизнь держал пост, ведь людям с крепкой верой очень важно выполнять предписание Аллаха, коим является пост в месяц Рамадан. Так что лучше было бы проконсультироваться с врачом — практикующим мусульманином, конечно, если найдете такого.

Но и идти на поводу у фанатичных бабушек и поститься, несмотря ни на что, тоже ни в коем случае нельзя. Кстати, если нельзя посетить медицинское учреждение, то можно получить консультацию в онлайн-режиме или по телефону. А еще у человека может быть какое-то заболевание, при котором ему необходим прием лекарств, но сейчас есть много препаратов пролонгированного действия, которые принимают один-два раза день, значит, можно разбить их прием на время утренней трапезы (сухура) и ифтар. Грамотный специалист подскажет, как это сделать.

Прием пищи 2 раза в день, как это делают во время уразы, никакого вреда организму не нанесет, естественно, если речь идет о здоровом человеке Фото: «БИЗНЕС Online»

СОГЛАСНО ВЫСКАЗЫВАНИЮ ПРОРОКА МУХАММЕДА, ИФТАР ТОЖЕ НАДО НАЧИНАТЬ С ПРИЕМА ВОДЫ

Вообще, у нас есть такое заблуждение, когда больного стараются обильно кормить. На самом деле, если так делать, энергия этого человека будет уходить на переработку пищи, а не на выздоровление. Должно иметься достаточное количество жидкости, будь то чай или отвары трав. Даже здоровому человеку необходимо принимать в сутки 30 мг жидкости на 1 кг веса. Она необходима, чтобы выводить из организма токсины. Предпочтение нужно отдавать фруктам, так как в них много витамина С, он есть и в овощах, и в цитрусовых, других плодах, квашенной капусте.

Белок тоже необходим, как нас учили во времена Советского Союза, организм человека, занятого умственным трудом, в сутки должен поглощать 80–100 г белка, 80–100 г жира, две третьих которого должны составлять жиры животного происхождения. Лишнее не нужно, ведь дополнительная порция все равно не будет переработана организмом. Что касается информации, распространенной в СМИ, о том, что жирная пища способствует противостоянию COVID-19, то это больше мифы, хотя жиры организму нужны как источник энергии, строительный материал для тела.

Если продолжать разговор о мусульманском посте, то поклонники дробного питания считают уразу вредной, то есть, по мнению доморощенных диетологов, есть нужно маленькими порциями и как можно чаще. Это заблуждение, которое ведет к подрыву здоровья! Объясняю. Принятая пища задерживается в организме 5–6 часов, и если она еще не успела перевариться, а мы добавляем туда дополнительную порцию, то в нем происходит загнивание непереваренной пищи. Это приводит к выделению токсинов, других вредных веществ.

Для того чтобы соляная кислота, которая обрабатывает попавшую в желудок еду, действовала эффективно, ни в коем случае нельзя запивать пищу водой. Согласно высказыванию пророка Мухаммеда, ифтар тоже надо начинать с приема воды, богатыми жидкостью фруктами и овощами. И это правильно! А не так, как у нас делается, когда разговляемся фиником и парой глотков воды, потом набиваем желудок фруктами, пловом и затем много чая. Это приводит не к разложению пищи, а к ее окислению, значит, мы открываем врата для микробов и вирусов. Не должно быть и речи о том, что нужно разбавлять соляную кислоту водой! Потому прием пищи два раза в день, как это делают во время уразы, никакого вреда организму не нанесет, естественно, если речь идет о здоровом человеке.  

Воду нужно пить до еды, но тут надо помнить, что делается подобное с умом. Раз необходимо пить в сутки 30 мл на 1 кг веса, то это не значит, что принимаем залпом литр во время сухура и столько же, когда наступает ифтар. Утром достаточно выпить два стакана, а это уже пол-литра, после захода солнца постепенно остальную часть, ведь до утренней трапезы время еще остается. Через пару часов после приема пищи уже можно пить воду.

В 2020 году запретили коллективные намазы в мечетях, потому ночную молитву, которую совершают во время месяца Рамадан, — таравих — каждый будет делать у себя дома Фото: «БИЗНЕС Online»

Читайте также:  Польза от зеленого молочного чая

МАСКА САМА МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИИ

Еще раз хочу повторить, что у человека, который применяет дробное питание, сопротивляемость организма болезням уменьшается, вспомните о нынешней пандемии. Энергия идет на переработку пищи, снижение иммунитета, так как микробы не умирают в гниющей пище, а, наоборот, развиваются. Значит, организм открыт для любой инфекции. Но тут должно быть без фанатизма, например, больной человек, узнав о том, что частое питание вредит ему, начинает голодать или поститься, это нанесет вред ослабленному организму еще больший. Потому все надо делать разумно, должна быть золотая середина, нужно прислушиваться к своему организму.

В 2020 году запретили коллективные намазы в мечетях, потому ночную молитву, которую совершают во время месяца Рамадан, — таравих — каждый будет делать у себя дома. Это тоже может вызывать беспокойство у верующих. Но ведь можно пригласить к себе мусульман и с ними совершить намаз. Тут тоже надо все продумать, пригласить к себе только тех, в ком ты уверен, что он не носитель COVID-19. Ведь даже если среди гостей есть хоть один зараженный человек, то он навредит всей твоей семье. Кроме того, советуют держать между людьми расстояние 2 м — ну как у себя в квартире такое сделать? Это практически невозможно. Потом, если к тебе пришел инфицированный человек, то расстояние не имеет значение, ведь он трогает ручки, выдыхает воздух, а это ограниченное пространство. То же самое касается ифтара: пригласишь хоть одного инфицированного, он и других перезаражает. В медицине есть такая вещь, что к каждому человеку надо относиться как к потенциальному носителю болезни. Есть у него какая-то инфекция, ВИЧ или гепатит, тот же коронавирус (мы не знаем), но нужно вести себя так, как будто человек — носитель болезни. Здесь то же самое: когда приглашаешь к себе домой кого-то на ифтар или совершить коллективный намаз, ты должен быть уверен в нем.

Мыть руки, хотя это надо делать постоянно, а не только во время карантина, — аксиома, ведь через грязные руки и грибки передаются, другие заболевания. Приходишь домой — помой руки! Что касается масок и перчаток, здесь тоже надо действовать с умом. Бывает, человек надел резиновые перчатки, трогает ими еду в магазине, потом возвращается домой, садится в машину, задевает руль, затем может схватиться за него голыми руками. То есть, когда надеваешь перчатки, маски, надо придерживаться определенных правил. Те же перчаток, маски хватает на пару часов, а люди, бывает, уже две недели в одной и той же маске ходят, до того они внешне замаслены. А такая маска сама может стать причиной распространения инфекции.

Еще один вопрос, который волнует мусульман, — это проведение Ураза-байрама. Пока твердого решения нет, но, скорее всего, праздничного намаза в мечетях не будет из-за угрозы распространения коронавируса. Людям не надо на этот счет беспокоится, нужно слушать фетвы ученых-богословов. Раз они сказали, что мечети будут закрыты, то необходимо к подобному спокойно отнестись. Выполнять предписания совета улемов, а не разглагольствовать, мол, что это за ученые такие, правильно ли они вынесли решения. Если люди не будут подчиняться богословам, то подобное может привести к смуте в обществе.

Источник

Отказ от пищи в течение длительного времени имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Тем не менее, приверженцы концепции «научных чудес» в интерпретации всех исламских норм говорят исключительно о пользе поста для здоровья, совершенно отрицая его негативные аспекты. Для них соблюдение поста превращается в однозначную медицинскую рекомендацию.

С началом священного месяца Рамадан каждый год телепрограммы на арабских каналах соревнуются в между собой, приглашая различных врачей и диетологов, которые дают мусульманской общественности необходимые рекомендации относительно еды и напитков, придающих организму энергию во время поста. Вместе с ними приглашают мусульманских «ученых», которые каждый год рассказывают о духовной пользе голодания, и сторонников теории «научных чудес», отрицающих негативные последствия соблюдения поста.

Рамадан для некоторых: еда, обычаи и недостаток производительности

Врачи советуют воздерживаться от переедания во время ифтара и сухура (вечерний и утренний прием пищи соответственно во время Рамадана — прим. ред.), чтобы человек мог выполнять свою работу, а имамы видят смысл отказа от еды и питья в сострадании к бедным и призывают проявлять сдержанность. Несмотря на все это, факты свидетельствуют о снижении продуктивности работников на Ближнем Востоке на 25-40% в течение Рамадана. В то же время, согласно опросам, расходы на еду и напитки увеличиваются в три раза.

Если увеличение расходов связано главным образом с личным выбором тех или иных мусульман, а также распространенными в обществе нормами поведения, то снижение производительности обусловлено ухудшением физических и умственных способностей человека, соблюдающего пост. Это подтверждает исследование, проведенное медицинским колледжем Абердинского университета в Великобритании при сотрудничестве с кафедрой педиатрии факультета медицинских наук в Кувейтском университете.

Согласно исследованию, опубликованному в Европейском журнале клинического питания, отказ от пищи и воды в Рамадан становится причиной обезвоживания, что приводит к нарушению когнитивных функций, снижению производительности и потребления энергии, а также к быстрой смене настроения. Частично это связано с лишением организма кофеина, никотина у курильщиков, а также увеличением частоты возникновения головной боли на 67% и мигрени на 14%.

Также по результатам исследования, в месяц Рамадан увеличивается число автомобильных аварий в странах с преобладающим мусульманским населением. Вероятно, это происходит из-за смены настроения и когнитивных нарушений, а также теплового стресса.

По мере увеличения длительности голодания до 18 часов и более, или повышения температуры воздуха, постящийся человек чувствует слабость в мышцах, учащаются жалобы на усталость, головокружение и тошноту. Жажда настолько сильна, что человек не может долго стоять.

Читайте также:  Польза обливания холодной водой видео

Если вышеупомянутые факторы негативно влияют на здоровых людей, живущих в нормальных условиях, то для остальных ситуация складывается ещё хуже. Так, авторами исследования было установлено, что голодание приводит к задержке развития плода в утробе матери и уменьшению выработки молока у кормящих матерей.

Также в работе упоминается доклад, предупреждающий о рисках соблюдения поста для инсулинозависимых диабетиков, серьезных осложнениях язвенной болезни желудка, а также катастрофических последствиях для пациентов, страдающих болезнями почек.

В «научных чудесах» лечебное голодание называют мусульманским

С другой стороны, сторонники теории «научных чудес» решительно отрицают эти риски и, опираясь на исследования, акцентируют внимание исключительно на пользе голодания для здоровья. В то же время они игнорируют тот факт, что эти преимущества имеют отношение к лечебному голоданию, при котором можно потреблять соки для снабжения организма необходимой ему энергией или употреблять пищу строго по расписанию, которое врач составляет индивидуально для каждого пациента.

Это в корне отличается от мусульманского поста, продолжительность которого зависит от географического положения, близости или удалённости от экватора. Этот период составляет от 9 до 22 часов.

Что касается доказательств, приведённых учёными из Абердинского университета в отношении слабости мышц и снижения когнитивных функций мусульман по причине поста, то Абдель Бассет ас-Сейид, президент египетской Ассоциации по научным знамениям Корана и Сунны, утверждает, что в течение поста выделяются «гормоны», увеличивающие силу мышц человека.

Лечебное голодание: плохая репутация и хрупкая научная основа

Исследователи в области научных чудес Корана смешивают понятия «мусульманский пост» и «лечебное голодание». Возможно, причиной тому служит невежество, а, может быть, лицемерие. Обычно пост соблюдается ради определенной награды, что подтверждается хадисом: «Аллах сказал: “Каждое деяние сына Адама — для него самого, кроме как пост; поистине пост — для Меня, и Я лично воздам за него”».

Однако даже неизученное и неизбирательное лечебное голодание имеет плохую репутацию в медицинском сообществе, хотя практикующий этот тип поста употребляет определенные продукты и напитки.

«Нет надежных исследований, которые бы подтвердили преимущества такого типа поста», — утверждает доктор Хаснаа Эль-Дабави, врач общей практики и сотрудник министерства здравоохранения Египта.

Как говорится на авторитетном в медицинских кругах сайте WebMD, нехватка питательных веществ, таких как витамины и минералы, может вызвать различные симптомы, включая усталость и головокружение, запор, обезвоживание, неспособность переносить низкие температуры. Более того, слишком продолжительный пост может угрожать жизни.

WebMD рекомендует всем, кто интересуется этим видом поста, проконсультироваться с врачом и диетологом, которые составят особую диету на каждый день. Также предостерегаются от соблюдения поста (даже на короткое время) беременные и кормящие женщины, пожилые люди, дети и хронически больные, особенно диабетики.

Крайности в обществе: нарушение исламских норм и наказание для немусульман

Странно, что многие люди, освобождённые от поста в месяц Рамадан, не хотят пользоваться этим преимуществом согласно аяту: «А если кто из вас болен или находится в пути…». Аргумент путешественника состоит в том, что этот аят был ниспослан, когда мусульмане путешествовали на верблюдах. Что касается больных, то, по их словам, пока у них есть энергия для соблюдения поста, они не будут нарушать его.

Как полагает доктор Хаснаа Эд-Дабави, многие врачи боятся запретить поститься диабетикам, чтобы не брать на себя ответственность, когда общество идёт на крайности. Так ситуация близка к тому, что мусульмане могут обязать христиан не есть, не пить и не курить, под предлогом нанесения психологического вреда постящимся. В связи с этим возникает вопрос — а как насчет поста вне Рамадана?

Как отметила в связи с этим доктор Амина Насир, член египетской Палаты представителей и бывший декан гуманитарного факультета Университета Аль-Азхар, немусульмане воздерживаются от еды и питья перед мусульманами в течение дня в Рамадан в знак вежливости, однако у них есть право есть и пить, поскольку они не обязаны поститься.

По её словам, именно высокомерие и невежество побуждают мусульман оскорблять людей других конфессий, если они едят и пьют, поскольку в аяте говорится: «У вас есть ваша религия, а у меня — моя!».

Когда пост не дозволен, а чудо преувеличено

Доктор Насир, которая также является профессором философии, подчеркивает, что мусульманин должен изучить свои возможности соблюдать пост. Если есть что-то, что может причинить ему вред, тогда пост, согласно аяту, является для него недозволенным: «Но человек будет свидетельствовать против самого себя». По этой причине мусульманин должен выплатить фидью вместо поста — накормить бедного человека.

Мусульманский богослов утверждает: Человек — самое дорогое Божье творение, а потому фидья является своего рода защитой. Тем самым, тот кто видит вред в посте для своего здоровья, должен принимать пищу с любовью, поскольку так повелел сам Аллах.

В ответ на заявления сторонников концепции «научных чудес» относительно пользы поста для здоровья человека Насир заявляет: «Пост — это духовное поклонение. Аллах создал человека из двух частей, первая — это глина, а другая — его дуновение. Поэтому пост — единственная пища для духа, как своего рода тренировка воли и терпения, и является неотъемлемой частью исламской философии.

Ученая из Аль-Азхара не приветствуют так называемые «научные чудеса Корана», поскольку ислам — это религия, в основе которой лежат принципыблагочестия и этики, а не научные теории. Поэтому связь между Кораном и научными теориями — не что иное, как преувеличение людей, пытающихся заняться самостоятельным толкованием.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник